Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в деятельности юриста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматривается духовно-нравственная сторона деятельности юриста. Авторы в исследовании применяют экономический концепт "духовно-нравственных рисков" к правовой деятельности, который позволяет наиболее полно раскрыть духовно-нравственный аспект работы юриста. Показано, что существующие духовно-нравственные риски в правовой деятельности напрямую связаны с духовно-нравственным уровнем юриста, а также влияют на жизнь и безопасность человека, общества и государства. Для цитирования: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Экономический концепт "Духовно-нравственные риски" в деятельности юриста // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. - Ставрополь: ИП Светличная С.Г., 2020. - С.118-124.


   Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Экономический концепт "Духовно-нравственные риски" в деятельности юриста // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. - Ставрополь: ИП Светличная С.Г., 2020. - С.118-124.
   ISBN 978-5-6044330-7-2
   Тираж 300 экз.

Г.Р. Асадуллина

к.филос.н., доцент,

доцент кафедры социологии и работы с молодёжью

Башкирского государственного университета (г.Уфа)

С.И. Ивентьев

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений

ООО "ДЭЛИЛ" (г,Казань)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ РИСКИ" В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

  
   Аннотация. В статье на теоретическом уровне рассматривается духовно-нравственная сторона деятельности юриста. Авторы в исследовании применяют экономический концепт "духовно-нравственных рисков" к правовой деятельности, который позволяет наиболее полно раскрыть духовно-нравственный аспект работы юриста. Показано, что существующие духовно-нравственные риски в правовой деятельности напрямую связаны с духовно-нравственным уровнем юриста, а также влияют на жизнь и безопасность человека, общества и государства.
   Ключевые слова: Человек, духовность, нравственность, ценности, правовая деятельность, юридическая наука, правотворчество, юрист, риски, духовно-нравственные риски, безопасность, концепция, концепт, правосознание.

   Предмет исследования. Концепт "духовно-нравственные риски" в деятельности юриста.
   Цель исследования. Используя экономический концепт "духовно-нравственные риски", исследовать наличие духовно-нравственных рисков в правовой деятельности и их взаимосвязь с духовно-нравственным уровнем юриста и безопасностью человека.
   Методология. В процессе исследования использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа, а также аналогии.
   Введение. Становится все более очевидным то, что ключевые проблемы современного общества возникают в связи с обесцениванием духовных и нравственных ценностей (духовно-нравственной девальвацией). При этом под ценностью следует понимать "то, что имеет для человека важное значение, особую значимость" [10, с.9].
   В свою очередь, понятие "духовно-нравственные ценности" включает в себя три таких понятия, как духовность, нравственность и ценность. В связи с отсутствием единого понятийного аппарата, научные отраслевые дисциплины имеют свои определения указанным понятиям. Следует отметить, что до настоящего времени идёт формирование единого понятийного аппарата различных явлений духовности и самой духовно-нравственной сферы человека.
   В различных энциклопедических словарях понятие "духовность" традиционно рассматривается в двух аспектах: 1. Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный [12, с.158-159].
   В таких монотеистических (авраамических) религиях, как иудаизм, христианство и ислам, духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого духа [13, с.187]. В связи с чем, понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога.
   По мнению З.А. Айзатуллина, муфтия Республики Мордовия, "духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
   Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
   Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [11].
   Существует мнение, что духовность (переживание и оценка священного внутри или за пределами материального мира) существует отдельно от религии (лат. religare - связывать, соединять) как "структурированной системы убеждений, включающей эмоции, мораль и чувство идентичности и общности", в связи с различными структурой, практиками поиска и подходами к истине [14, с.40-41]. Понятие "духовность" не только связывают с религией и духовной культурой определённого народа, но и с душой и духом человека [15, с.21-29].
   Согласно концепции прав души и духа человека (четвёртому и пятому поколению прав человека), душа человека относится к главной духовно-нравственной ценности человека, которая наделяется определёнными правами и свободами [16, с. 62-65].
   Известно, что духовная и моральная деградация человека порождает все виды социальных пороков и становится благодатной почвой для распространения различных человеческих страстей, разрушающих душу человека, которые активизируют процессы распада (разрушения) различных сфер общества. К большому счастью, в последнее время отечественная экономическая наука занялась исследованием духовно-нравственных рисков в управлении бизнесом, которые связаны именно с личностью и духовно-нравственным уровнем самого топ-менеджера [3, с.179-182].
   В настоящее время предметом исследования юридической науки выступают только риски, касающиеся договорной работы (риски ответственности, экономические, производственные, социальные, инновационные и т.д.), правотворческой и правоприменительной деятельности (социальные, экономические и пр.) [7, с.5-20; 8, с.19-27]. При этом правоведами не рассматриваются риски, связанные с морально-нравственным обликом юриста, то есть духовно-нравственные риски, возникающие при осуществлении любой правовой деятельности и работы юриста (законодательная, судейская, адвокатская, государственная, нотариальная, корпоративная, научная и пр.), а также их влияние на безопасность человека и общества. В связи с чем, этот пробел по мере возможности на теоретическом уровне восполняется настоящим исследованием, что и определяет актуальность темы настоящей работы.
   В правотворчестве духовно-нравственные риски, так или иначе, выявляются в результате проверки законопроектов на предмет коррупционной составляющей и нарушения антимонопольного законодательства. Вне осмысления остаются духовно-нравственные риски, возникающие в работе адвокатов и практикующих юристов.
   Обсуждение рассматриваемой темы. Впервые концепт "духовно-нравственные риски" (далее - Концепт) был использован в авторской концепции духовно-нравственных рисков в экономической дисциплине "риск-менеджмент" исследователей С.С. Гузенко, Р.А. Тимофеева, согласно которой любые риски связаны с человеческим фактором, духовным и нравственным уровнем человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленские решения [3, с.179-182], с чем мы полностью соглашаемся. По мнению вышеуказанных авторов, "менеджер именно формирует бизнес, определяя его приоритеты и ценностную политику. Низкий морально-нравственный уровень специалиста-менеджера может привести бизнес к репутационным (от лат. reputatio - размышление, рассуждение) рискам, а также к неверным управленческим решениям, например, к уходу бизнеса в теневую экономику, уклонению компании от уплаты налогов или приобретению дешевой контрафактной продукции, опасной для жизни потребителя, и т.д.
   Специалист-менеджер, имеющий духовно-нравственные пороки (алчность, зависть, чревоугодие, гордыня, властолюбие, мстительность и т.д.), будет всегда радеть только о личной выгоде или интересе, забывая о благе других людей и общества, не говоря о безопасности компании. Не исключено, что он может без зазрения совести пойти и на совершение какого-либо правонарушения или преступления" [3, с.179-182]. Ибо духовно-нравственные начала всегда играли весьма значительную роль в жизни человека. В человеке с бездуховным инстинктом отсутствуют вера, доброта, жалость, человечность, совесть и честь. Для него все хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства, и власти... Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли, его душа. Правосознание есть одно из основных проявлений "я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке" [5, с.31].
   Концепт вводит в экономическую науку такие философско-религиозные категории, как нематериальное явление "дух", "душа человека" и "дух человека". Этот Концепт по своей сути является универсальной категорией, так как применим не только к экономической науке, но и к другим сферам деятельности человека (юриспруденция, политика, философия, искусство, религия, медицина, журналистика и т.д.).
   По нашему мнению, экономический Концепт можно и необходимо по аналогии применять к юридической науке и любой правовой деятельности, что расширяет поле исследования различных правовых явлений в обществе, позволяет раскрывать их положительные и негативные стороны, а также всесторонне изучать влияние этих рисков на жизнь и безопасность человека, общества и государства.
   Под правовой (юридической) деятельностью понимается деятельность, связанная с таким регулятором социальных отношений, как право [9, с.197]. Сюда относят юридическую деятельность государства (юридическая наука, правотворчество, юстиция, правосудие, правоохранительная и контрольно-надзорная деятельность и пр.) и юридическую деятельность граждан, юридических лиц и общественных объединений [2, с.175-185; 8].
   Под духовно-нравственными рисками в правовой деятельности и юридической науке следует понимать человеческий фактор, связанный с морально-нравственным обликом и духовно-нравственным уровнем человека и должностного лица, которые занимаются правовой (юридической) деятельностью на теоретическом и прикладном уровне и (или) принимают определённые решения, осуществляют государственное и корпоративное управление.
   Теоретическую основу правовой деятельности обеспечивает юридическая наука, которая не всегда в своей работе руководствуется повышенными морально-этическими принципами.
   В результате правовой деятельности вырабатываются нормы и правила и обеспечиваются физическая, правовая и духовно-нравственная безопасность человека, общества и государства.
   Принимаемые в ходе правовой деятельности решения напрямую зависят от человека или группы лиц, наделённых определёнными властными полномочиями (должностные лица, депутаты органов государственной власти и местного самоуправления, судьи). От них зависит благополучие и безопасность человека, общества и государства. Следовательно, законом и обществом к ним должны предъявляться повышенные требования, в том числе к духовно-нравственному уровню человека. К большому сожалению, на законодательном уровне не предъявляются какие-либо требования к духовно-нравственному уровню кандидата в депутаты или на ту или иную выборную государственную или муниципальную должность, в том числе судьи. Аналогичная ситуация наблюдается и с другими практикующими юристами, которые защищают интересы организаций и граждан.
   Духовно-нравственные риски в правовой деятельности и юридической науке напрямую влияют на жизнь и безопасность человека, общества и государства, так как духовно-нравственный уровень человека всегда влияет на принимаемые решения в судьбе определённого человека, на безопасность, в разработке определённых теоретических и прикладных норм и правил обеспечения безопасности человека в различных сферах его деятельности. Слабая и безнравственная теоретическая база юридической науки способствует принятию бесчеловечных и безнравственных законов, поощрению духовно-нравственных пороков и преступлений (например, отсутствие в законодательстве более адекватного наказания за коррупцию и конфискации имущества, полученного преступным путём, не пресекает, а способствует распространению коррупции, и т.д.).
   Авторы считают, что общество и государство особое внимание должно уделять к духовно-нравственному облику должностных лиц, депутатов, а также к духовно-нравственной безопасности, под которой мыслится обеспечение защиты духовной и нравственной сферы человека и общества, души и духа человека [4, с.87-91].
   Духовно-нравственный уровень человека всегда формирует именно человеческо-разумное сознание у личности, в том числе и адекватное и неискажённое правосознание, базирующегося на строгом исполнении норм морали (нравственности) и права. При этом первый социальный регулятор человеческих отношений носит ментальный (от поздн. лат. mentalis "умственныйрассудочный", m?ns (gen. mentis) - "ум, мышление, рассудок", далее из праиндоевр. men - "думать") характер. По обоснованному и справедливому мнению А.В. Гурьяновой, А.Е. Маховикова, "российское правосознание больше опирается на традицию духовного совершенствования личности, в рамках которой постоянно происходит сопоставление идеала (абсолютного) и реальности (относительного). Постепенно складывается устойчивая ментальная установка, в соответствии с которой нравственный идеал обладает большей истиной, чем любая реальная правовая норма" [17, с.56].
   Поиск источников и условий, при которых происходит становление и развитие духовно-нравственной деятельности людей, связан с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, ставящий вопрос об отношении к самому себе, и необходимостью формирования самопроцессов духовного развития. Ведь без существования внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нем происходящих, никакой социальный строй не приведёт к новому человеку [1, с.380-381]. Если эти ключевые ценности станут основополагающими в жизни российского общества, то они неизбежно повлекут за собой доброту и честность, трудолюбие и социальную ответственность, альтруизм и другие подобные положительные качества. Именно поэтому, сегодня необыкновенно важно уделять особое внимание духовно-нравственному уровню человека и духовно-нравственной безопасности, так как духовная безопасность является неотъемлемым элементом системы национальной безопасности общества.
   Заключение. Духовно-нравственные риски в юридической науке и правовой деятельности напрямую взаимосвязаны и влияют на жизнь и безопасность человека и общества, их духовно-нравственную сферу. Концепт можно применять не только к экономической науке, но также к юридической науке и правой деятельности. Данный Концепт обогащает смысловым содержанием исследуемые предмет и различные явления человеческого общежития, позволяет вобрать и буквально "растворить" в духовно-нравственном бытие те или иные явления, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к духовно-нравственной сфере человека, к его душе и духу.
   Выводы. Понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога, души и духа человека. Тщательное изучение духовно-нравственных рисков в теоретической и прикладной правовой деятельности позволяет в ближайшей перспективе разработать методику юридической деятельности с критериями, позволяющими минимизировать в работе юристов негативные последствия человеческого фактора, связанного с низким духовно-нравственным уровнем человека, принять соответствующие нормы и правила поведения, а значит, исключить и пресечь негативные последствия деятельности учёных-правоведов и практикующих юристов. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" применим не только в правовом дискурсе, но и при исследовании других научных дисциплин.
  

Список литературы

   1.Асадуллина Г.Р. Духовные искания современной молодёжи: интересы и основные ценности// Евразийский юридический журнал. - 2016. N 8 (99). - С. 380-381.
   2. Беляев В.П. О классификации юридической деятельности // Ленинградский юридический журнал. - 2005. - N 13. - С.175-185.
   3.Гузенко С.С., Тимофеев Р.А. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, 25-26 марта 2020 года [Электронное издание]. Луганск: Изд-во ЛНУ им.В.Даля, 2020. - С.179-182.
   4.Ивентьев С.И. Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей. Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. - С.87-91.
   5. Ильин И.А. О грядущей России. Изб. Статьи. - М.: Воениздат, 1993. - 368 с.
   6.Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - 219 с.
   7.Лазарев В.В. К вопросу о рисках юридической науки // Журнал российской права. - 2019. - Т.7. - N 3. - С.5-20.
   8. Лазарев В. В. Риски в юридической науки // Юридическая техника. - 2019. - N 13. - С.19-27.
   9.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с.
   10. Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. - 2010. - N 7. - С. 9-12.
   11. Айзатуллин З. А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата обращения: 15.07.2020).
   12. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 544 с.
   13. Штумпф С. П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. - 2014. - N 1. - Т. I (Гуманитарные науки). - С. 186-190.
   14. Бабаева Э. А. Духовность и религия. Тождество и различие // Духовно-нравственные и идеологические проблемы в современном обществе. Сборник статей / Под общей редакцией Н. А. Саркаровой. - Махачкала : АЛЕФ, 2020. - С. 40-45.
   15. Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   16. Боброва Н. А., Ивентьев С. И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12 октября 2019 г., Таганрог / отв. ред. В. П. Рыжов. - Таганрог : Типография Ступина С. А., 2019. - С. 62-65.
   17.Гурьянова А.В., Маховиков А.Е.К вопросу о специфике российского правосознания: цивилизационно-ценностный аспект // Философская мысль. - 2018. - N 4. - С.52-58.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"