Шкуран Оксана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовная и нравственная ценность "семья" как мировоззренческой универсалии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматриваются духовно-нравственная, социальная, филологическая и правовая аспекты понятия "семья". Концепт "семья" имеет с точки зрения религии, науки и философии различную смысловую нагрузку. Авторы раскрывают этимологию этого слова, а также позицию науки, религии и государства на идею семьи. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что предметом изучения выступает духовно-нравственный, социальный и правовой институт брака и семьи, от которого зависит стабильность и благополучие общества и государства. Для цитирования: Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Духовная и нравственная ценность "семья" как мировоззренческой универсалии // Межнациональная семья в полиэтничном обществе: региональный и глобальный контекст. Сборник материалов Всероссийской научной конференции (13 ноября 2020 г, Уфа)/ Отв. ред Ф.Б. Бурханова. - Уфа : Первая типография, 2020. - C.265-271. ISBN 978-5-6044695-9-0


  
   Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Духовная и нравственная ценность "семья" как мировоззренческой универсалии // Межнациональная семья в полиэтничном обществе: региональный и глобальный контекст. Сборник материалов Всероссийской научной конференции (13 ноября 2020 г, Уфа)/ Отв. ред Ф.Б. Бурханова. - Уфа : Первая типография, 2020. - C.265-271.
ISBN 978-5-6044695-9-0
Тираж 60 экз.
  
   УДК 316.36, 316.752
  

Шкуран О.В.

кандидат филологических наук,

доцент ГУ ВО ЛНР "Луганский государственный

педагогический университет"

(г. Луганск, Луганская Народная Республика)

Ивентьев С.И.

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере

национальных и религиозных отношений

ООО "ДЭЛИЛ"

(г. Казань, Россия)

Духовная и нравственная ценность "семья"

как мировоззренческая универсалия

  
   Аннотация: В статье на теоретическом уровне рассматриваются духовно-нравственная, социальная, филологическая и правовая аспекты понятия "семья". Концепт "семья" имеет с точки зрения религии, науки и философии различную смысловую нагрузку. Авторы раскрывают этимологию этого слова, а также позицию науки, религии и государства на идею семьи. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что предметом изучения выступает духовно-нравственный, социальный и правовой институт брака и семьи, от которого зависит стабильность и благополучие общества и государства.
   Ключевые слова: Бог, человек, любовь, семья, брак, ценности, универсалия, метаязык.

Oksana V. Shkuran

candidate of philological sciences,

associate professor

Luhansk state pedagogical University

Sergey I. Iventev

legal adviser, theologian, specialist in the field of

national and religious relations "DELIL" LLC

Kazan, Russia

Spiritual and moral value of "family" as a universal worldview

   Abstract: The article deals with the spiritual, moral, social, philological and legal aspects of the concept of "family" at the theoretical level. The concept of "family" has different meanings from the point of view of religion, science and philosophy. The authors reveal the etymology of this word, as well as the position of science, religion and the state on the idea of the family. The relevance of the topic is related to the fact that the subject of study is the spiritual, moral, social and legal institution of marriage and the family, on which the stability and well-being of society and the state depend.
   Keywords: God, man, love, family, marriage, values, universal, metalanguage.
  
   Под метаязыком (от греч. мeta - после, за, позади) понимается язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого предметного или объектного языка [18].
   Предметом настоящего исследования выступает концепт "семья", а целью - исследование понятий "семья" и "брак" с точки зрения права, научно-философского и религиозного мировоззрений.
   В процессе исследования использовались теоретические методы логического, сравнительного анализа и междисциплинарный подход.
   С помощью метаязыка можно максимально раскрыть суть концептов "семья" и рак".
   В литературе мало именно междисциплинарных исследований, посвящённых семье и браку с точки зрения метаязыка, что восполняется настоящим исследованием.
   Безусловной традицией в сознании русского человека являются передаваемые из поколения в поколение нормы семейных и брачных отношений.
   Семья выступает базовым концептом для любого национального сообщества, иллюстрирует сложную семантико-фреймовую структуру, отражает разноплановый характер социальных отношений внутри лингвокультур. Невозможно утверждать, что данная языковая единица является консервативным, стабильным явлением в жизни современного социума, поэтому для духовного диссонанса подрастающего поколения совершаются информационные "вбросы" о нетрадиционном подходе к формированию представления о духовной ценности.
   Русская культура, сформированная тысячелетней историей, имеет собственный консервативно-динамичный взгляд на традиционное сообщество близких по крови или по духу людей, объединённых общими экономическими отношениями и способными к продолжению рода, под названием "семья".
   В восточнославянских языках единицы-номинанты, иллюстрирующие семейное родство, не только сложны и разветвлены в традиционной системе родственных отношений, но, по словам С.Н. Толстой, и демонстрируют "характерные для славян способы их осмысления" [17, с.8], напр.: отец - муж, мужчина, мужик, папа, батя, тятя, батько, боярин, супружник, сам; жена - женщина, мать, супруга, баба, болыпуха, сама, матка, дама, мисс, мадеумазель, дети - дочь, дева, дивчина, девица, девушка, барышня; сын, детина, малец, юноша, хлопец, парень, парубок и др.
   Семантическое поле "семейные отношения" в русском языке, по словам Ю.В. Железновой, можно представить набором следующих языковых единиц: семья, семейство, семейка, семейность, семейственность, фамилия, семьянин, семьянинка, родители, родитель, родительница, мать, отец, дети, ребенок, сын, дочь, дитя, дитятко, детка, дитё, ребятенок, ребятки, ребятушки, ребятишки, детвора; семейный, семейственный, семьянистый, семейский, семьяный, родительский, отцовский, материнский, детский, отецкий, отеческий, материн, ребяческий, ребячий, ребячливый (41 единица) [5, с.83-87].
   Семья в восточнославянском фольклоре употребляется в значении "жена", укр. сiм'я, др.-русск. - "челядь, домочадцы, семья; муж, жена", русск.-цслав. - "реrsоnа", "невольник, домочадец" (ХII в.) [13, с. 275]. Это свидетельствует о том, что лексема "семья" произошла от семемы "семя", то есть возможность продолжать род через женщину, выступающей важной персоной в репродуцировании рода.
   Памятник светской письменности XVI века "Домострой" (при составлении использовались как русские, так и западные сборники - "Измарагд", "Златоуст", "Поучение и наказание отцов духовных", чешская "Книга учения христианского", французский "Парижский хозяин" и др.), авторство которого приписывают протопопу Благовещенского монастыря в Москве, духовнику Ивана Грозного Сильвестру, имеет разделы, в которых описаны рекомендации правильного воспитания женщины: "Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь" [4].
   Домострой обучал женщин, "как Богу и мужу угодить и дом свой по добру устроить", как блюсти честь рода и семьи, заботиться о семейном очаге, вести хозяйство. Судя по Домострою, они были настоящими домодержицами, руководившими заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывавшими работу всех членов семьи и слуг (уборка, обеспечение водой и дровами, прядение, ткачество, пошив одежды и т.д.). Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать "государыне Дома", целиком подчиняясь ей [16].
   Русская система родства складывалась на протяжении многих веков, образуя сложную структуру близких семейно-родственных отношений. Эти отношения были представлены на Руси различными видами родства. Каждый вид родства характеризовался своим комплектом семейной терминологии, которая далеко не всегда принципиально отличалась от "стандартного" набора. Поэтому новичку порой бывает очень трудно ориентироваться в терминах русского родства и близочества. Внешняя близость этих терминов не раз служила источником досадных недоразумений.
   Языковые единицы, обозначающие родственные отношения, можно разделить на три категории: обозначающие кровное родство; обозначающие супружеское родство; обозначающие разнородное родство (близочество) [15].
   Наличие в русской системе родства трёх "комплектов" свидетельствует о существовании различных церковных предписаний относительно этих групп, а также о строго регламентированных отношениях как между родственниками, так и с близкими людьми, носителями тех или иных терминов. В прежние времена они отражали определённый жизненный уклад, нравы, обычаи и традиции наших предков. Всё это многообразие, обусловленное пространственной разобщенностью, вместе с различными её аспектами в конечном итоге нашло своё отражение в терминологии родства. Очевидно, что история терминов родства тесно связана с историей семьи.
   Для обозначения внутри- и межсемейных отношений в памяти современного русскоязычного населения имеется множество терминов "близочества", которые не всегда однозначно отражают генетическое родство между индивидами. В дореволюционной России, например, существовали различные терминологические аспекты семейно-родственных отношений, представленные в виде так называемого названого братства, сватовства, свойства, кумовства и пр.
   Несмотря на то, что для каждой такой группы названий семейности был характерен свой набор терминов, тем не менее, сама методология измерения близости родственных отношений всегда оставалась единой и неизменной, Это методическое единство в счислении степеней родства достигалось за счёт простого уподобления любого вида родственных отношений - родству кровному или родовому. Например, согласно 50-й главе Кормчей книги (церк.-слав. ко?рмчїй, ст.-слав. кръмьчии - рулевой), общими церковными и церковно-гражданскими правилами было определительно законоположено, что связи духовного родства гораздо сильнее и прочнее родства плотского. То же самое можно сказать и про супружеское родство (свойство), про родство двухродное и трёхродное. Современный, то есть генетический взгляд на проблему русского родства, перенесение в генеалогию общепринятых в генетике человека условных обозначений и привлечение образцовых генеалогических схем для осуществления визуального контроля над родственными связями позволили быстро и, главное, понятно определить значимость и духовную связь родственников трёх групп.
   Сегодня доминируют два вида семейных отношений, обозначающие: кровное (биологическое) родство, определяемое естественной генетической близостью; разнородное родство, чаще всего искусственное или фиктивное, представляющее собой санкционированную обществом систему родственных отношений.
   В искусственном родстве выделяется супружеское родство, так называемое свойство, свадебное родство, то есть родство через свадьбу (сватовство); стоящее обособленно родство духовное родство [11, 15].
   Среди пятисот респондентов различных возрастных, социальных, национальных и этнических категорий был проведён свободный ассоциативный эксперимент, в котором было предложено назвать реакцию на языковую единицу "семья" [3, с. 282-284]. Данные ассоциации можно разделить на три категории: ядерные семы; приядерные семы и периферийные семы.
   Эксперимент показал следующие результаты: к ядерной зоне можно отнести такие реакции - верность, взаимоподдержка, дети, доверие, долг, дом, дочь, друг, душа, жена, защита, загс, кормилец, лад, любовь, мама, мир, муж, обязанность, опора, отец, поддержка, покой, ребенок, рядом, самое важное, свадьба, сердце, союзник, сплочение, спутник, стена, супруги, сын, тепло, чета, хозяин; приядерная - капитан, кольцо, корабль, любовник, несвобода, мама-папа-я, мужик, обуза, объятия, очаг, продолжение, стержень, род, родители, сила, тревога, святое, ужин; общая - большая, бык, деньги, диван, крепкая, мир, моя, олень, осел, пироги, развод, самое родное, святыня футбол, ужас, я.
   Данный эксперимент выявил, что респонденты различных возрастных, социальных категорий проиллюстрировали традиционные реакции на языковую единицу "семья", что свидетельствует о сохранении культурной позитивно-коннотативной информации и ассоциатах, входящих в общую периферийную зону, с негативной коннотацией.
   Таким образом, изменения в массовом сознании образа семьи стимулируют культурные и семантические трансформации, а изучение концепта "семья" обобщает преломление объективной реальности сквозь призму культуры, сознания носителя данной культуры.
   Концепт "семья" - это мировоззренческая универсалия, имеющая отличительные значимые элементы культурной концептосферы.
   Духовные и нравственные семейные ценности фокусируют в себе фольклорное, мифологическое, летописное наследие древнерусской литературы, ритуальные поведенческие установки и стереотипы. Именно сохранение данной культурной информации способствует укреплению духовности всего русского сообщества.
   Именно семья является хранителем и распространителем духовных, нравственных, национальных и этнических семейных ценностей. При этом в межнациональных (межэтнических) или межрелигиозных (межконфессиональных) семьях сохраняются и почитаются ценности той или иной культуры, религии каждого члена семьи. Это наглядно наблюдается при проведении национальных и религиозных праздников (Сабантуй, Курбан-байрам, Пасха, Новый Год и пр.), в которых задействованы все члены межнациональной или межрелигиозной семьи.
   В бытовом смысле считается, что слово "семья" произошло из сочетания числительного "7" и личного местоимения "Я", то есть семья - это "семь членов семьи и я - как глава семейства" [7]. Многие исследователи с этим мнением не согласны,  указывая, что корень "сЪмь", не обозначал числительное, а этим словом в глубокой древности славяне называли "личность", в последствие оно обозначало родню или группу родственников, объединенных одним делом и обязательствами, челядь [7].
   С точки зрения метафизики наличие в слове "семья" цифры 7 говорит о духовном происхождении семьи. Так, цифра семь говорит о мистической природе человека: 7 = 3 (ум, душа, дух) + 4 (мир). Семь дверей человека: два глаза, два уха, две ноздри и рот. Семь - число Вселенной, макрокосмоса, означает полноту и совокупность [20, с.62]. "СемьЯ" - это некоторое количество объединённых в нас самих пространств, миров, контактов, состояний и цель их одна - нас сделать целостными" [7].
   Слово "семья" имеет один набор букв со словом "есмь", а значит эти слова имеет единую языковую (буквенную) природу, раскрытие которых позволяет понять скрытый метаязык понятия "семья".
   В христианской религии часто используется термин "Я есмь", который несёт в себе следующий смысл: "Я есть", "Я существую" и - Бытие". При этом понятие "Я есмь", в свете сказанных слов Иисусом Христом "Я есмь путь и истина и жизнь" (Библия, Ин. 14:6) [1], сакрально увязывается с понятиями "истина" и "жизнь". В свою очередь, в религии Истиной считают Бога (Аллаха) (Библия, Ин. 14:6, Иеремии 10:10; Коран, 10:32) [1, 9].
   В религиозном понимании Бог является Творцом и Отцом (Родителем) человека как духовном, так и физическом (кровном) планах: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Библия. Еф. 4: 4-6) [1].
   С учётом вышеизложенного, используя метаязык, можно утвердительно считать, что слова "семья" и "Я есмь" обозначают следующее: "Бог - Семья", "Семья есть", "Семья - Бытие", "Семья - Истина", "Семья - Жизнь", "Я - Семья", "Я - Жизнь" и т.д.
   Из сказанного следует, что концепты "семья" и "есмь" имеют не только единую языковую (буквенную), но и единую духовную природу. Следовательно, концепт "семья" несёт в себе духовный и сакральный (от англ. sacral и лат. sacrum - священное, посвящённое Богу) аспекты, что говорит о духовной и сакральной ценности семьи.
    В христианской традиции союз мужчины и женщины был установлен Самим Богом-Творцом после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею..." (Библия, Быт. 1: 28) [1; 8, с.3]. При этом данный семейный союз создавался и создаётся благодаря Божественной энергии и энергии Любви, которые являются главными ценностями пятого поколения прав человека [2, с.141-147].
   В исламе семья ставится во главу угла, и она должна в соответствии с предписанием Аллаха строиться на основе любви и взаимного согласия (Коран, 30:21) [9].
   В целом религиозные институты поощряют вступление мужчины и женщины в брачные отношения и осуждают беспорядочные половые отношения или прелюбодеяние (блуд).
   Семейный уклад строится на незыблемых основаниях: любви, традициях семьи, семейных, религиозных и национальных ценностях, обычаях, распорядке и правилах поведения (нормах морали и нравственности) [19, с.49]. Не зря в народе говорят, что семья противостоит духовному и нравственному разложению и является основой нравственности и целомудрия.
   Благодаря именно семье происходит создание своего пространства Любви и рода, продолжение рода и реализуется биологическое и социальное бессмертие человека, а также повторение душой человека земных жизней или реинкарнации именно в этом роду [12, с.16], что также нашло своё отражение в концепции прав души и духа человека [2, с.141-147].
   В отличие от слова "семья", понятие "брак" имеет двоякий и противоречивый смысл.
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, брак в одном случае обозначает законный союз мужа и жены, таинство в венчании, соединение четы церковью, а в другом - товар, оказавшийся негодным [6, с.122, 123].
   Считается, что слово "брак" является производным от глагола "брать". Следовательно, если слово "брак" применять к семейным отношениям, то с точки зрения метаязыка будет обозначать, что брачный союз представляет собой не семью, а партнёрство, в котором каждый делает и "берёт" только для себя.
   В российском законодательстве под институтом брака понимается союз мужчины и женщины (пункт ж? части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) [10].
   Правовой институт брака вытеснил и даже во многих светских странах заменил религиозные обряды (христианское венчание, мусульманский никах и пр.).
   Например, согласно статье 10 Семейного кодекса Российской Федерации: 1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. 2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния [14].
   Семейные отношения строятся на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов (статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации) [14]. Именно любящая семья является оптимальным условием для развития детей [8, с.4]. Не зря, согласно пятому поколению прав человека или концепции прав души и духа человека, человек имеет право на Любовь и рождение в Любви [2, с.141-147].
   Концепт "семья" в российском законодательстве является важной общечеловеческой, правовой и социальной ценностью.
   Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно уверенно говорить о том, что концепт "семья" является духовно-нравственной, правовой и социальной ценностью и представляет собой, как и феномены "Бог" и "Любовь", одну из уникальных мировоззренческих универсалий, имеющих сакральное значение.
  

Литература

   1.Библия: каноническая, русский синодальный перевод. М. : Российское Библейское общество, 2007. 1057 с.
   2.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. Вып. 8. Том 2. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. С.141-147.
   3.Губанова В. С., Шкуран О.В. Лингвокультурологический маркер "женщина" в паремиях (на материале русского и украинского языков) // Сборник научных трудов V Республиканской очно-заочной научной конференции (с международным участием). Макеевка: МААС, 2019. С.282-284.
   4.Домострой [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://azbyka.ru/otechnik/Silvestr/domostroj/ (дата обращения: 25.10.2020).
   5.Железнова Ю.В. Социальный феномен "семья" как предмет лингвистического исследования // Вестник Ижевского филиала Российского университета кооперации: Периодический научно-теор. журнал. Ижевск: ООО "Союз оригинал", 2008. С.83-87.
   6.Даль В.И. Толковому словарю живого великорусского языка: в 4 т. СПб.: ТОО "Диамант", 1996. Т. 1: А-З. 800 с.
   7.Дугельная Т. Что такое семья: "свои" или "чужие"? (часть 3) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nss.in.ua/index.php?part=3052 (дата обращения: 25.10.2020).
   8.Джишкариани Т.Д. Православная культура как фактор возрождения духовно-нравственных ценностей традиционной русской семьи // Культурологический журнал. 2017. N 1 (27). С.1-6.
   9.Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; пер. и коммент. И. Ю. Крачковского; ред. В. И. Беляев; авт. предисл. П. Грязневич, В. Беляев]. 2-е изд. М.: Наука, 1986. 727 с.
   10.Конституция Российской Федерации // Российская газета. 04.07.2020. N 144
   11.Казаченко Б.Н. Русское родство: прошлое и настоящее. М. : Флинта, Наука, 2012. 304 с.
   12.Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Сакральная геометрия. СПб.: Издательство института метафизики, 2004. 632 с.
   13.Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. М. : Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1910-1914. Т.2. П-С. 416 с.
   14.Семейный кодекс РФ // Российская газета. 27.01.1996. N 17.
   15.Славянские древности: Этнологический словарь / под ред. Н.И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2009. Т.4. Переправа через воду - Сито. 656 с. 16.Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.owl.ru/gender/065.htm (дата обращения: 25.10.2020).
   17.Толстая С.Н. Категория родства в этнолингвистической перспективе // Категория родства в языке и культуре / Отв. редактор С.Н. Толстая. М. : Индрик, 2009. С.7-23.
   18.Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М. : Сов. энциклопедия, 1983. 839 c.
   19.Шемякина М.К. Проблемы аксиологии русской традиционной культуры // Наука. Искусство. Культура. 2017. N 1 (13). С.44-50.
   20.Энциклопедия символов / сост.В.М. Рошаль. М. : АСТ; СПб.: Сова, 2007. 1007 с.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"