Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Философия и право: сфера духа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    До конца XX в. понятие "дух" являлось главной категорией философии и религии. В связи с открытием в России духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина (пятого поколения прав) указанное понятие стало одним из субъектов исследования юридической науки. Автором настоящей статьи рассматривается понятие "дух" с точки зрения философии и права.

   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [1,с.10].
   Под душой человека понимают бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею, которая представляет собой бесплотное тело духа, - в этом значении дух выше души [2,с.504]. Можно говорить о душе, как о жизненном существе человека, воображаемое отдельно от тела и от духа. Причём душа в себе несёт духовные и душевные качества человека, совесть и свое внутреннее чувство. Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой. Иногда говорят о нраве, как об одном из свойств души. Относя слово "дух" к человеку, некоторые подразумевают его душу, которая даёт жизнь плоти, а иные видят в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному.
   Согласно Православному энциклопедическому словарю, душа человеческая - бессмертный образ Бога, заключенный в человеке. Человек образуем единением тела и души (духа) [4].
   Дух - это философское понятие, означающее нетелесное, невещественное начало, в отличие от вещественного, материального; сущность Бога: "Бог есть дух" [25,с.146-148].
   В разные времена под словом "дух" понимались различные явления. Так, например, в Древней Греции понятие "Дух" (нус, логос, пневма и пр.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи.
  К примеру, у Фалеса, Эмпедокла "пневма" означает "ветер", а у Анаксимена - "воздух". У Платона и Аристотеля нус (ум) становится перводвигателем космоса и формообразующим началом.
   В античности, в частности, библейско-христианской традиции, Дух представляется как, прежде всего личностный абсолют и личную волю (Бога), сотворившего из ничего мир и человека. Более позднее, Дух понимается как разум, мышление (Р.Декарт, Б.Спиноза, Ф.Шелленг). Так, Г.Гегель вообще построил философию мирового Духа, выражающегося в качестве системы развивающихся логических категорий. А, например, Ф.Энгельс определил дух, как "высший цвет материи".
   О "духе" в Православной энциклопедии указывается следующее: "ДУХ [греч. πνεῦμα], 1) Дух Божий; 3) дух, духи [δαίμων, πνεῦμα ἀκάθαρτον ώ ΰὦ], бесплотные силы невидимого мира. Дух и душа - 2 стороны духовной природы человека. Дух чаще отождествляется с душой: Мф. 26:38 ("...душа (ἡ ψυχή) Моя скорбит смертельно"), Лк. 23:46 ("Отче! В руки Твои предаю дух (τὸ πνευμά) Мой"), Ин. 11:33 ("...Сам восскорбел духом (τῷ πνεύματι)..."), Деян. 20:10 ("Павел... сказал: не тревожьтесь, ибо душа (ἡ ψυχή) его в нем"), Лк. 8:55 ("И возвратился дух (τὸ πνεῦμα) ее; и она тотчас встала...") и др. Дух воспринимается и как высшая способность души человека: 1 Кор. 15:46 ("Но не духовное прежде, а душевное"), Евр. 4:12 ("...слово Божие... проникает до разделения души и духа..."), 1 Фес. 5:23 ("...и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа"). Дух человека истолковывается также как благодать Святого Духа, обитающая в верующем. Дух человеческий, таким образом, имеет начало в Духе Божием: "Господь... образовавший дух человека внутри него..." (Зах. 12:1); "...рожденное от Духа есть дух" (Ин. 3:6); "...Он дал нам от Духа Своего" (1 Ин. 4:13); "...мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога..." (1 Кор. 2:12) - сошествие на апостолов в день Пятидесятницы Духа Святого подтверждают слова Писания, Дух - дар Божий" [5,с.373-376].
   В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля под духом понимается: "бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы. диавол. нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье. | Видение, привиденье, тень, призрак, бестелесное явленье на земле. | Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу. | Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости. | Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух. | Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом знач. дух, как жизнь, ниже души; а в высшем знач. искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного" [2,с.505] .
   При всём многообразии интерпретаций понятий "дух" и "душа", по всей видимости, предпочтение можно, по нашему мнению, отдать той, где упоминается о том, что дух представляет собой некую человеческую монаду, которая, в свою очередь, создаёт шельт, астральное тело, именуемых душой.
   Человеческий дух связан с созерцательной деятельностью, которая проявляется в высших духовных формах: религия, духовная философия, искусство и пр.
   Таким образом, если тело есть "животное начало" в человеке, а дух - Божественное начало в нём, то душа представляет собой самое человеческое в человеке. В то же время, в современной философии часто говорится о принадлежности к духовной или морально-нравственной сфере тех или иных явлений.
   Во всех сферах жизнедеятельности человека, как отмечал Д.Л.Андреев [3,с.446], наблюдаются два рада различных явлений: духовный и интеллектуальный. Почти вся область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые, эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений.
   Таким образом, исходя из сказанного выше, следует, что человеку - его духовному, нравственно-душевному и телесному началам - с рождения принадлежат независимо от его принадлежности к конкретному государству вся имеющаяся совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод. Отсюда видно, что телесному началу личности принадлежат так называемые материальные блага, а остальным - нематериальные или неимущественные блага (духовные и моральные).
   При этом, следует обратить особое внимание на то, что Человек является носителем не только материальных прав и свобод, но и духовно-нравственных, которые также должны обеспечиваться охраной и защитой. По этой причине перед человечеством назрел вопрос об узаконивании притязаний человека в духовной и моральной сферах.
   В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [6-14,21].
   К четвёртому поколению прав человека относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, права на творчество [19,с.83-86], право выбора [10,с.210-213], свобода совести и вероисповедания [15,с.121-131], право на духовное образование и воспитание [11,с.229-331;16,с.107-112], право на благоприятную окружающую среду (экологическое право) [18,с.39-40] и пр.
   Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права [6,с.94-97].
   Провозглашенные духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умаляют религиозные учения и философские концепции о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.
   Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные и философские категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие, образование и творчество и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических и пр.) [7,с.92-93].
   Открытие духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина позволило, наконец, выстроить единую и стройную систему прав и свобод, включающую в себя все Заповеди Божии, Любовь и Веру, тонкий и грубый миры, науку и религию, право и мораль, философию и науку.
  В связи с открытием и введением в юридическую науку духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, в конце XX века на теоретическом уровне были очерчены границы совсем нового зарождающегося института компенсации духовного вреда, связанного с духовными страданиями личности [8,с.102;20,с.80-82].
   Понятие "духовные страдания человека" было введено в правовую науку в связи с правоприменительной практикой Европейского суда по правам человека [24,с.205-206].
   Последние научные исследования установили взаимосвязь прав человека со временем и пространством [23] . Благодаря духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина в юридическую науку были введены понятия "дух", "душа", "пространство души", а также "духовное пространство" [22] .
   Таким образом, из вышеизложенного видно, что с конца XX - начало XXI вв. философия и право работают с одними и теми же категориями, как "дух", "душа", "пространство" и "время". В данном случае мы наблюдаем интеграцию философии и науки в области изучения человеческой жизни и духовно-нравственных ценностей.
  
  
  
   Литература
  
  1.Гусейнов А.А.Великие моралисты. - М.: Республика, 1995. с.10
  2.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.1. - СПб.: ТОО Диамант. 1996. с.504.
  3.Андреев Д.Л.Собрание сочинений: В 3 т. Т.2. -М.: Московский рабочий; Присцельс, 1995. с.446.
  4.Православный энциклопедический словарь. М., 1998.
  5.Православная энциклопедия. Т. XVI. - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия". 2005. с.373-376.
  6.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 марта 2010г.).Ч.1.-Уфа: РИЦ БашГУ. 2010.с.94-97.
  7.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Ежемесячный научный журнал "Дискуссия", Номер 2 февраль 2010г. с.92-93.
  8.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Казань, ТИСБИ. 1999. 2 сентября. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://iventev.narod.ru/. с.5-6.
  9.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. - Караганда: Издательство КарГУ. 2010. с.47-49.
  10.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Выбор.//Система ценностей современного общества. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции 3 марта 2010г. Часть 2/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство "СИБПРИНТ". 2010. с.210-213.
  11.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Воспитание//Современное образование в условиях реформирования: Инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 17 марта 2010/Под общ.ред.А.И.Таюрского. -Красноярск. Ч.3. 2010. с.229-331.
  12.Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина//Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. Номер 3. 2010. с.199-203.
  13.Ивентьев С.И. Религиозные и нравственные нормы//Нравственность и религия: сборник статей VII Всероссийской научно-практический конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний. 2010. с.23-32.
  14.Ивентьев С.И. Вопросы духовно-нравственной безопасности//Актуальные проблемы экономики, социологии и прав в современных условиях. 5-я Международная научно-практическая конференция, 05-06 марта 2010/Международная академия финансовых технологий; отв.за выпуск А.Е.Медовой. - Пятигорск: Издательство МАФТ. 2010. с.250-252.
  15.Ивентьев С.И. Права человека. Свобода мысли, совести и вероисповедания.//Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции/Под общ.ред.В.С.Курчеева и Т.В.Сидориной. -Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ. 2010.
  16.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Образование. Там же.
  17.Ивентьев С.И. Пятое поколение прав человека. Энергия Любви. Там же.
  18. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Экология//В мире научных открытий. 2010. Номер 4 (10). Часть 6. с.39-40.
  19.Ивентьев С.И.Четвёртое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества//Ежемесячный научный журнал "Дискуссия". Номер 5 май 2010. с.83-86.
  20.Ивентьев С.И. Вопросы компенсации морального и духовного вреда//Ежемесячный научный журнал "Дискуссия". ? Номер май 2010. с.80-82.
  21.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Справедливость//Инновационное развитие современной России: ориентиры и перспективы, всероссийская научно-практическая конференция февраль-март 2010 [материалы].- Волгоград. М.: Глобус. 2010. с.63-64.
  22.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Пространство. - Казань. 2010. август. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/editors/i/iwentxew_s_i/ sprace.shtml
  23.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Время//Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. Номер 5. 2010.
  24. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. -М.: МНИМП. 1997. с.205-206.
  25.Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 2009.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"