Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Книга: Права и свободы Души и Духа человека. Глава 1.Душа и Дух человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей главе рассматриваются дух и душа человека. Раскрываются их природа и свойства.


С.И.ИВЕНТЬЕВ

ПРАВА И СВОБОДЫ ДУШИ И ДУХА ЧЕЛОВЕКА

  
  
  
   0x01 graphic
  
  
  
  
  
   УДК 342.7
  
  
  
  
  
  
  
  
   Ивентьев С.И.Права и свободы Души и Духа человека /С.И.Ивентьев. - Казань: Самиздат, 2019.
  
  
  
  
  
   В конце XX - начале XXI вв. в России были открыты и введены в оборот юридической науки четвёртое и пятое поколения прав человека, именуемые Божественными и духовно-нравственными правами и свободами человека, которые направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, что ново для права. Указанные поколения прав наделяют душу и дух человека определенным набором прав и свобод, о которых будет идти речь в работе. Четвёртое и пятое поколения прав человека ещё именуют правами души и духа человека. Книга рассчитана на широкий круг читателей, которым небезразлична духовно-нравственная сфера человека.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   На обложке книги использован рисунок с сайта 5dreal.com "Человек, излучающий свет".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   No Ивентьев Сергей Иванович, 2019 год
  

Посвящается нашему

Богу-Творцу

Глава 1.Душа и Дух человека

  

"Нравственность определяется качеством поведения,

а духовность - качеством помыслов",

"духовное воспитание - это воспитание помыслов,

а нравственное - поступков".

А.А. Остапенко [72, с.108].

  
  
   Для автора настоящей работы очевидным и реальным является трёхсоставность (трёхмерность) человека: дух, душа и тело.
   Представления народов о душе и духе человека базируются на
   философском и религиозном мировоззрениях (христианство, ислам, иудаизм, тенгрианство, древние национальные религии и другие религии), что, в свою очередь, нашло своё отражение в национальных традициях, фольклоре, поэзии и литературе [232, с. 21-29].
   Существуют различные взгляды на душу и дух человека: бытовое понимание, философские концепции, религиозные, эзотерические и оккультные учения, научные теории и т.д. В связи с чем, отсюда возникает множество интерпретаций понятий "духовность" и "нравственность". При этом, к большому сожалению, единого научного определения души и духа человека пока не существует.
   Несмотря на то, что в науке отсутствует точное и единое для всех понятие "дух человека", в культурологии уже существуют так называемая "проблема воспитания духа" и даже понятия "культуроформирование духа" [79, с.47], "качество духа" [80, с.294] и т.д.
   Единообразный понятийный аппарат представлений о душе и духе человека соответственно позволит точно определить и упорядочить по значимости в системе знаний понятия "душа человека", "дух человека", "духовность" и "нравственность" и другие понятия, связанные с духовной сущностью человека. Кроме того,  это, безусловно, позволит понимать весь спектр вопросов, связанных с духовностью и нравственностью, определением смысла и цели жизни, верно создавать систему воспитания и образования будущего поколения, а также реализовывать важные проекты человеческого общежития, включая систему духовно-нравственной безопасности человека.
   В науке считается, что причиной появления представлений о "духе" и "душе" явилось формирование сознания в связи с интенсивной орудийной деятельностью древнего человека, абстрактным мышлением, ассоциированием "я" с "духом". На религиозной стадии развития человек разделил личный "дух" на "дух" Природы Бога" [57, с.122].
   Согласно религиозной традиции, которая, в отличие научной доктрине, существует длительное время до настоящего времени, религия появилась с сотворением Богом человека, что соответствует действительности.
   В соответствии с Толковым словарём живого великорусского языка В.И. Даля, под душой человека понимают бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волею, которая представляет собой бесплотное тело духа, - в этом значении дух выше души [184, с.504].
   Согласно Толковому словарю Д.Н. Ушакова, душа - это: 1.В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. 2.В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. 3.Внутренний, психический мир человека [68].
    Например, в электронной свободной энциклопедии Википедии о душе написано следующее: "Душа (от старослав. доуша) (греч. ????, лат. anima) - согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизньспособность, ощущения, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу". При этом под душой подразумевают женское начало, под духом - мужское начало [165, с.5-7].
   Как указывает С.А. Токарев, первые упоминания о душе прослеживаются в первобытных общинах в связи со сновидениями и болезнями человека, "но особенно хорошо видна связь идеи души с ведовством и с верой в злых духов (анимистическая модификация этой магии) на более высокой стадии развития, где идея души более оформлена" [87, с.23].
   "В XIX веке понятие души стало вытесняться понятием психики, которому экспериментальная психология и материалистическая философия придавали весьма узкое, операционалистическое значение. Аналогичное понимание породило определение психологии как науки о том, что можно наглядно и "научно" изучать, - как науки о поведении, к формированию таких направлений в психологии, как бихевиоризм, рефлексология. Позитивистская, а затем и марксистская философия сводили понятие души вообще к понятию сознания, отказавшись от анализа неосознаваемых влечений души. И в современной психологии чаще всего вместо понятия душа используется понятие психика" [8, с.131-136].
   Впервые отнесение души к сознанию мы наблюдаем в картезианской традиции, которая базировалась на учении французского философа Р. Декарта (31.03.1596 - 11.02.1650 гг.) и была взята современной наукой за основу учения о человеке [130, с.23].
   Некоторые учёные сознание включают в состав души человека [131, с.75-76]. При этом в литературе под сознанием этимологически понимают "совместное знание" [133, с.20].
   Как констатирует А.М. Багаутдинов современное положение дел о душе человека, "онтология души развивается преимущественно в религиозном аспекте, в то время как светская мысль, как правило, отождествляет душу с сознанием" [69, с. 46].
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились следующие три позиции [34, с.5-11].
   "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признаёт душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [35, с.9].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [37, с.291].
   Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [37, с.245].
   Древнегреческий философ Платон (427 [428] - 347 [348] гг. до н.э.) под душой понимал вечную субстанцию, которая по своей природе нематериальна, бессмертна и предшествует существованию [116, с. 155].
   Древнегреческий философ и ученик Платона Аристотель (384 - 321 гг. до н.э.) в своём трактате "О душе" под душой, как принципом движения, понимал форму и энтелехию тела [71, с.371-448].
   Аристотель, как и его учитель Платон, считал, что душа есть причина и начало живого тела человека [239, с.318].
   Эллин Гераклид Понтийский (387  - 312 гг. до н.э.), придерживаясь теории Платона о душе, считал природу души человека светоподобной, то есть не бестелесной, а представляющей собой сгусток светоподобной субстанции [250, с.350, 352].
   Например, немецкий философ-идеалист Г.А. Тейхмюллер (19.11.1832 - 22.05.1888 гг.) душу считал творцом человеческого тела [56, с.102].
   "Древнеиндийская философия различает два основных элемента души: Атман (Искра Брахмы), который одинаков у всех людей, неуничтожим, вечен, и Манас - собственное сознание, накопленное данным человеком, его жизненный опыт, личное мировидение. В момент смерти погибает только Манас, а Атман же продолжает своё шествие по времени в последующих перерождениях" [196, с.45].
   Неоднозначными и разными были представления средневековых учёных о душе.
   Так, по мнению средневекового арабского учёного Абу Юсуфа Якуба ибн Исхака аль-Кинди, известного как аль-Кинди (801- 873 гг.), написавшего трактат "Рассуждение о душе", душа делится на две части: на разум и чувство [113, с.4-5].
   Аль-Фараби (870[2] - 950 гг.) полагал, что "субстанция души существует отрешенно от материи, но Дарователь форм создаёт её тогда, когда появляется нечто - тело. Первое вместилище души находится в глубине сердца. Душа не может существовать раньше тела, не может переселяться из одного тела в другое. Состояния души могут быть разными" [111, с.260-270; 112, с.102-103].
   Иранский учёный Ар-Рази (864-925 гг.) даже экспериментально обосновывал тесную связь души и тела [113, с.4-5].
   В современной науке душа выступает базовой научной категорией и представляет собой "феномен самосознания человека; инстанция субъективных переживаний и чувств человека; эмотивное психическое образование; рефлектирующий орган психической организации человека, идеальная субстанция внутреннего мира человека" [114, с.78].
   В современной психологии под душой человека подразумевают его внутренний мир, сознание и самосознание, а также именуют "вторым Я" человека [236, с.370]. Этого подхода придерживаются и другие научные дисциплины. Несмотря на это, в настоящее время существуют альтернативные определения понятию "душа человека".
   Так, согласно квантовой концепции человека, "душа это всего лишь информация, сбережённая на квантовом уровне" [126, с.35].
   По нашему мнению, Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное и бессмертное Разумное Энергетическое Существо, способное жить без тела человека [3, с.17, 153].
   В отличие от христианской позиции, душа человека не всегда появляется только при зачатии человека, так как в данном случае речь идёт о новой душе человека. В зачатие человека могут участвовать не только вновь сотворённые души человека, но и ранее сотворённые души, которые постоянно перевоплощаются в человеческом мире (роде).
   С учётом сказанного выше, можно утвердительно говорить, что человек представляет собой бессмертную Душу, облачённую в физическое тело, состоящее из элементарных частиц, одухотворённое Духом [3, с.353].
   Например, исследователь М. Ньютон определяет душу как разумную, сияющую форму энергии [156].
   Согласно ленточно-вихревой концепции, под душой или "лептонной душой" понимается энергоинформационное лептонно-вихревое биополе человека как совокупность голограмм и квантовых оболочек и циркулирующих по ним микролептонных потоков, в которой многократно дублируется вся информация о теле [159, с.122].
   По мнению Н.С.Минаевой, "в XIX веке понятие души стало вытесняться понятием психики, которому экспериментальная психология и материалистическая философия придавали весьма узкое, операционалистическое значение. Аналогичное понимание породило определение психологии как науки о том, что можно наглядно и "научно" изучать, - как науки о поведении, к формированию таких направлений в психологии, как бихевиоризм, рефлексология. Позитивистская, а затем и марксистская философия сводили понятие души вообще к понятию сознания, отказавшись от анализа неосознаваемых влечений души. И в современной психологии чаще всего вместо понятия душа используется понятие психика" [166, с.131-136].
   Г.П. Меньчиков справедливо отмечает, что "душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем "я" [35, с.9].
   Некоторые научные исследования подтверждают, что душа человека участвует в формировании физического тела, сначала она создаёт проекцию тела, а только потом происходит создание биохимического материала, то есть физического тела, куда она вселяется [255].
   Безусловно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности, о чём неоднократно говорилось в наших работах [36, с.57-64].
   Как отмечает Е.Б. Кукаева, "душа в разных религиях трактуется как активное жизненное начало, индивидуальное проявление единой духовной субстанции. Понятие, которое выражает индивидуальное своеобразие внутреннего мира человека, способность к переживанию и сопереживанию. В большинстве философских и религиозных систем душа противопоставляется как телу, так и духу. Если дух рассматривается как источник креативных и рационально-познавательных возможностей человека, движение к трансцендентному, то душа   - источник         нравственно-коммуникативных возможностей, направленность к имманентному, ближнему" [24, с.6-14].
   В основном в религиозной и религиозно-философской традиции душу и дух человека увязывают с Богом, Который является их Творцом, душу человека именуют частичкой Бога.
   Мы придерживаемся так называемой теории креационизма (от лат. creatio, creationis - творение), в соответствии с которой Бог творит каждую человеческую душу.
   На православном сайте molitva-info.ru читаем про душу следующее: "В христианстве душа человека - это дыхание, дуновение Бога.
   Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу (Бытие 2:7). Создатель создал бестелесную сущность, Он её и забирает, значит, она обладает бессмертностью. А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души (Иез. 18:2).
   Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое её вдохнул Бог при зачатии.
   Душа создаётся Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.
   Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путём взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму" [240].
   Согласно Православной энциклопедии "Азбука веры", "душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от неё исходящих.
   Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.
   Следуя св.Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворённое по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одарённая разумом". Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.
   Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.
   Говоря о человеческой душе, свв.Отцы делали два важных уточнения.
   Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя её духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.
   Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. "Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - ибо всё, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине - невещественно и бестелесно". Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв.Отцам, тварное, а значит и обладающее определённой мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.
   В строении души свв.Отцы выделяют три силы (способности) - разумную, раздражительную и вожделевательную.
   Разумная сила души (?????????, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила "здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определённо и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям" (св. Симеон Новый Богослов).
   Раздражительная сила души (?????????????, irascile) есть её чувствующая, эмоциональная сила. Св.Василий Великий называет её душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв.Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своём первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. "Дело раздражительной части души гневаться на дьявола", - говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.
   Вожделевательная часть души (????????????, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
   "Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли..." /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.
   Все силы души суть стороны её единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св.Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.
   Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы - душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором "ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть" (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха" [244].
   Очевидно, что человек имеет определённый уровень сознания, которое формируется из сознаний его души и духа.
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) представление о душе было наиболее разработано и ей уделялось и уделяется особое внимание.
   Как указывают А.М. и А.М. Багаутдиновы, "подобно христианству и иудаизму, ислам учит, что все смертные существа (как животные, так и люди) состоят из "глины" (хайула) - осязаемого, но неодушевлённого материала, и "духа" (джинн) - неосязаемой бессмертной души, которая оживляет "глину" [33, с.39-40].
   Согласно исламу, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях" (Коран 6:164). 
   В исламе душа человека по своей природе, как и Бог, трансцендентна (от лат. transcendens  - переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) [69, с.48].
     Душа человека - есть бессмертное творение Бога [3, с.352]. Она, как и Бог, имеет начало, но не имеет конца.
  

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему,

и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными,

и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами,

пресмыкающимися по земле (Быт.1:26).

  
   В Библии читаем: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"  (Мк. 8:36).
   Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) в "Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека", принятым Архиерейским Собором РПЦ 26.06.2008 г., указывает о посмертных благах человеческой души [30].
   По мнению Д.В. Пивоварова, "сторонники дуальной модели рассматривают человека как единство материального тела и нематериальной души, а человеческий дух отождествляют с интеллектуальными способностями души" [81, с.29]. 
   Человеческая душа представляет собой Невидимого и Непроявленного Бога [215, с.25].
   С глубокой древности у различных народов представление о душе сложилось своё.
   В Античности символом души считалась бабочка [90, с.793]. В некоторых древних культурах символом души являлась птица. Например, в Древнем Египте символом души выступал ястреб [90, с.843].
  
  
   0x08 graphic
0x01 graphic
  

Рис.3. Символ души - птица - на византийской мозаике православного храма VI века. Херсонес

  
   Например, "по верованиям якутов, есть три души - тын, кут и сюр. Тын - это просто дыхание, олицетворение проявлений жизни, неотделимое от тела. Кут - это душа человека, которая может быть похищена злым духом, и тогда человек заболевает и умирает. Роль этой кут, таким образом, совершенно пассивная - это то уязвимое место человека, которое открыто для нападения злых сил. Наконец, сюр - это олицетворение психической деятельности. Хотя якуты признают существование сюр у всех людей, но есть основания думать, что по происхождению это шаманская душа. Она дается человеку Улуу-Тойоном, покровителем шаманов. Сюр - активная сила, ее не могут унести духи. Словом, сюр обладает всеми свойствами, которые присущи душе шамана. У ненцев душа шамана бессмертна, души же простых людей погибают вместе с телом. У гиляков шаман имеет по три-четыре души, получаемых им по наследству от старого шамана. У алтайцев есть несколько разных представлений о душе и несколько разных слов, обозначающих эти представления; из них одно - юла - означает душу шамана, которая странствует во время камлания...
   Впрочем, и идея души простого человека, души, похищаемой духом и отыскиваемой и возвращаемой на место шаманом, имеет очевидную связь с шаманизмом. В сущности, вся эта концепция о болезни как следствии похищения души пронизана шаманским мировоззрением и если не порождена им целиком, то, во всяком случае, носит на себе черты сильного влияния шаманизма" [87, с. 68].
   У славян разграничиваются представления о душе живого человека, пребывающей в теле ("телесная" душа, серб. вязана душа, органика душа), от верований, относящихся к душе умершего, к душе, покинувшей тело и ведущей отдельное от него существование на земле, в потустороннем мире или между мирами ("свободная" душа, серб. слободна душа) [91, с.52].
   В славянской мифологии душа, имеющая необычные свойства, мыслилась как первоэлемент природной стихии: огонь или воздух [155, с.118].
   Традиционно в эзотерике душа - это Божественная энергия, которая воплощается в материю [124, с.457].
   В целом в эзотерической традиции душе даётся три основных определений:
   "1.Душа есть сын Бога, результат объединения духа и ма­терии.
   2.Душа - это воплощение сознательного ума, выражение (если можно так сформулировать) божественной интел­лектуальной осведомленности.
   3.Душа - это энергетическая единица, вибрирующая в уни­сон с одной из семи лучевых Жизней и окрашенная светом конкретного Луча" [246, с.48].
   В своей работе "Роза Мира" русский поэт, писатель, философ Д.Л. Андреев (02.11.1906 - 30.03.1959 гг.) под душой подразумевает человеческую монаду - неделимую и бессмертную духовную единицу, высшее Я человека, имеющую в нашем материальном мире две составляющих: шельт и астральное тело [67, с.55]. Шельт представляет собой материальность пятимерного пространства, а астральное тело - материальность четырёхмерного пространства. Этот же автор указывает, что именно Бог творит человеческие монады [67, с.55]. В эзотерике эти духовные единицы и называют Духом человека [3, с.17].
   Д.Л. Андреев, в отличие от науки, других мистиков и эзотериков, подробно описал природу и источники появления тех или иных элементов так называемой многослойной человеческой матрёшки, о которой также описывается в настоящей работе.
   Впервые учение о монадах мы находим у пифагорейцев, которое нашло развитие в работе немецкого философа Г.В. Лейбница (21.06. [01.07].1646 - 14.11.1716 гг.) "Монадология", согласно которой монада - "простая субстанция, которая входит в состав сложных", имеющую Божественную природу [70, с.413].
   Г.В. Лейбниц под душой понимает такую монаду, восприятие которой более отчетлива и сопровождается памятью [70, с.417].
   Французский фи­ло­со­ф Рене Декарт (31.03.1596 - 11.02.1650 гг.), итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи (15.04.1452 - 02.05.1519 гг.) местом пребывания души в человеческом теле счи­та­ли шишковидную же­ле­зу (эпифиз) [3, с.17; 77]. В литературе указанную железу называют "третьим теменным глазом", а также частью реликтового "рептильного мозга", утратившего функции органа чувств [76, с.5].
   В эзотерической традиции считается, что шишковидная железа "отвечает за связь между земным миром и другими реальностями. Шишковидная железа - это портал божественного сознания. Орган, который отвечает за связь между творческой стороной человека, умом и Божественным Разумом. Эпифиз имеет сложную, многоуровневую структуру, и выполняет роль фильтра между вашим намерением и его реализацией. Шишковидная железа является "биозвездными вратами", нитью, связывающей физическое и не физическое, дуальность и высшее измерение" [77].
   По мнению А.С. Сонова, душа не является материей, поэтому её природа и существование выходят за рамки времени и пространства [257, с.126].
   В своих работах С.Н. Лазарев утверждает, что тело человека связано с материей, дух - с пространством, а душа - со временем, которое в свою очередь создаёт пространство и материю [256, с.15], тем самым подтверждая вышеуказанный вывод А.С. Сонова.
   Сказанное вышеуказанных двух авторов подтверждает Божественную природу души человека.
   В отечественной литературе существуют такие понятия, как "русская душа", "душа народа", "душа рода" и т.д. [154, с.37], что говорит об особенностях или менталитете того или иного народа и о его духовном единстве [225, с.83-90]. При этом под душой народа иногда мыслится язык, на котором он говорит.
   Н.С. Минаева отмечает, что "многозначность и многоаспектность понятия души позволяет реально раскрыть многозначность человека в его существовании, реальном бытии повседневности. Это связано с тем, что структурность души может быть рассмотрена как в плане взаимодействия и взаимовлияния сознательного и разнообразных пластов бессознательного, а с другой стороны, в плане соотношения и взаимовлияния индивидуальной души и души "групповой" - души рода, этноса, культуры, общества как тех образований, через которые высвечивается "бытие вообще", что позволяет понять человека в качестве цельности, микрокосмоса" [166, с.136].
   Душа и дух человека участвуют в формирование национального и российского менталитета.
   Особенность российского менталитета напрямую связана с "русским
   характером", духовной сущностью русского (российского) человека, его душой и духом, которые относят к духовно-нравственным ценностям человека [92, с.62-65; 225, с.83-90]. При этом под менталитетом мыслится "устойчивая совокупность предпочтений, складывающихся на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признаваемых образцов, стандартов и эталонов" [252, с.25].
   В Библии часто говорится о Душе Бога. Например, в книге Псалмов
   Давидовых: "Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его" (Пс. 10:5). При этом отмечается, что Бог есть Дух (Ин. 4:24). В данном случае под Душой Бога подразумевается Дух и человеческая природа Господа Иисуса Христа, имеющего душу.
   Кроме того, в нашей книге "Наш Бог-Творец" о Душе Бога указывалось следующее: 1) Энергия Бога; 2) Энергия Любви; 3) Проявленный и непроявленный Бог; 4) Эманация Бога в духовных и материальных мирах [215, с.214].
   Говоря о духе человека, некоторые люди подразумевают его душу, которая даёт жизнь плоти, а другие видят в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному [3, с.17]. 
   В целом дух - это философское понятие, означающее нетелесное, невещественное начало [3, с.17]. 
   В разные времена под словом "дух" понимались различные явления. Так, например, в Древней Греции понятие Дух (нус, логос, пневма и пр.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. К примеру, у Фалеса, Эмпедокла "пневма" означает "ветер", а у Анаксимена - "воздух". У Платона и Аристотеля нус (ум) становится перводвигателем космоса и формообразующим началом. В античности, в частности, библейско-христианской традиции, Дух представляется как, прежде всего, личностный Абсолют и личную волю (Бога), сотворившего из ничего мир и человека. Более позднее, Дух понимается как разум, мышление (Р. Декарт, Б. Спиноза, Ф. Шелленг). Так, Г.Гегель вообще построил философию мирового Духа, выражающегося в качестве системы развивающихся логических категорий. А, например, Ф.Энгельс определил дух как "высший цвет материи" [3, с.17-18]. 
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом.
   В христианской и мусульманской традиции под Духом Святым понимают Божий Дух (Дух Господень): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2); "Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух" (Иоанн 3:6); "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою" (Чис. 27:18);  "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего" (Коран 17:87);  "Потом сформировал его (человека), вдохнул в него дух Свой и дал вам слух, зрение и сердце. Как вы мало Ему признательны" (Коран 32:9) и др.
   Дух человека отличен от Святого Духа по свойствам и качеству.
   "Абсолют изнутри проникает в человека, и через свой дух судит человек о своей душе; дух, следовательно, осуществляет функцию совести. Дух человека не тождествен Святому Духу и имеет относительную самостоятельность: "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Библия, Рим. 8:16).
   Святой Дух и дух человека могут непосредственно сообщаться, находиться в мистической связи; совесть, интуиция и мистическое проникновение человека в инобытие - аспекты прямой связи Святого Духа и духа индивида" [81, с.30]. 
   Святой Дух является невидимой движимой силой и дыханием Бога [253, с.447-450] или, в понимании автора настоящей работы, Божественной энергией. 
   В Библии, а также в Коране описываются случаи, когда Святой Дух спускался на человека (Библия, Ин. 20:19-23 и др.; Коран, 2:87, 5:110, 16:102 и др.).
   В Православии указываются три способа (пути) снисхождения (осенения)
   Господа Бога Духа Святого на человека:
   1 - личностный (когда Дух Святой сходит на человека в личном плане)
   (Библия, Пс. 50:13-14; Быт.41:38 и др.);
   2 - служебный или священческий (когда Дух Святой сходит на избранника
   Божия, по особому промыслительному смотрению Его, для поставления человека на священнослужение или пророческое служение, необходимое домостроительству спасения людей) (Библия, Лк .22:12; Ин. 20:19-23 и др.);
   3 - церковный (когда Дух Святой сходит на человека, входящего и
   принимаемого в Церковь. В этом случае на него сходит та же огненная благодать Духа Святого, которая сошла на апостолов и других учеников Христовых в день Пятидесятницы, основав (родив) Церковь [251]. 
   Снисхождение Святого Духа на человека так же происходит и в наше время.
   В суфизме "самым важным компонентом человека является духовное начало, представляющее собой единство духа и "духовного сердца". Дух, обозначенный в суфизме как "рух", есть то, что берёт начало в Боге и является, по сути, присутствием Бога в человеке. Это и есть сущность человека, которая единородна с Богом. Дух проявляется в человеке через духовное сердце - "кальб" [190, с.126].
   Как указывает Д.В. Пивоваров,  "троичен не только человек, но троичны и его дух (совесть, интуиция, мистическое общение), и душа (эмоции, воля, разум)" [81, с.30]. 
   Иногда дух человека именуют духом-хранителем. В народе считается, что "во время рождения у человека появляется этот самый ведогон - вроде духа-хранителя, который живёт в теле человека и погибает вместе с ним. По ночам ведогон может покидать тело человека и бродить по разным местам. Тогда человеку сняться яркие цветные и чаще всего необычные сны, порой вещие. И вот они не сны вовсе. В этих "снах" человек видит реальность, в которой пребывает его ведогон"" [218, с.30-31]. При этом "ведогон представляет собой совокупность ментального, астрального и эфирного тел, окружающих и пронизывающих тело физическое. Он имеет свои границы, формы и размеры" [219].
   Хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: "начинается с "души человека" в Древности, она превращается в полумистический "дух человека" в Средневековье, затем заменяется "сознанием человека" в Новое время, но постепенно открывается "психическая реальность" в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" в сегодняшнее Неоклассическое время" [37, с.162].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает, так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [35, с.9].
   Например,  русский философписатель и публицист И.А. Ильин  (28.03.[09.04]1883 - 21.12.1954 гг.) под духом человека подразумевал объективно существующую жизненную разумную энергию человека [38, с.236].
   Согласно русскому философу Н.А. Бердяеву (06 [18].03.1874 - 23.03.1948 гг.), "дух включает в себя и тело, он одухотворяет тело, сообщает ему иное качество. Тело перестают понимать, как материальное, физическое явление. Но это предполагает также преодоление механистического мировоззрения, обездушивающего тело и враждебного форме тела. Для материализма форма тела непонятна и необъяснима. Дух сообщает форму душе и телу и приводит их к единству, а не подавляет и не уничтожает. Это и значит, что дух формирует личность, её целостность, в которую входит и тело, входит лицо человека. Личность духовно-душевно-телесна и возвышается над детерминизмом природного мира. Она не подчинена никакому механизму. Форма человека, воспринимаемая чувственным взором, не зависит от материи, она означает победу над материей, противодействует её обезличивающим детерминациям" [192, с.34].
   По мнению Н.А. Хафизовой, "если дух является неким универсальным началом, то духовная природа есть множественное проявление модусов духа в сознании (самосознание, высшие чувства, мышление, воля, идеи) человека в процессе его актуализации через социализацию и индивидуализацию" [73, с.40].
   Человеческий дух связан с созерцательной деятельностью, которая проявляется в высших духовных формах: религия, духовная философия, искусство и пр. [3, с.18].
   Согласно авторскому определению, под духом человека следует понимать нетелесное, невещественное начало, эманацию (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога [3, с.17, 352]. Именно по этой причине В.И. Даль и указывал, что дух человека выше, чем его душа. Именно без этого духа не может существовать человек.
   "Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днём смерти, и нет избавления в этой борьбе..." (Библия, Еккл. 8:8).
   Дух человека определяет физическую и духовную структуру человека, является цементом, связующим звеном и организацией любого материального вещества, духовных элементов человека. Именно немецкий философ Г.Гегель (27.08.1770 - 14.11.1831 гг.) обратил внимание на то, что именно дух выступает в качестве начала, объединяющего душу и сознание (разум) [128, с.40]. 
   Духовно-нравственные пороки (грехи) ослабевают связь духа человека с его душой, что приводит к отдалению души человека от Бога. Например, Д.В. Пивоваров об этом отмечает так: "грех отделяет душу от духа, и тогда душевная жизнь становится эгоистичной и самовольной" [81, с.30].
   Следует отметить, что Любовь, как и Бог, также выступает скрепляющей силой материальной и духовной составляющей человека, а также любого вещества и живого существа.
   Понятие "дух" часто используется, чтобы обозначать суть того или иного явления, предмета. Например, дух права, дух закона, дух города и пр.
   Кроме того, в Библии и Коране указывается о "нечистом духе" (Дьявол, Сатана, Иблис, Шайтан, чёрт, бес, демоны и джинн) (Библия, Втор. 28:7; Коран, 15:28-35 и др.).
   В религии "нечистых дух" часто именуют "злым духом" [270, с.7].
   Этот "нечистый дух" существует в материальном и духовном мирах и может поселяться и пребывать в человека при определённых обстоятельствах (при совершении грехов; через преднамеренное насылание (порча) или вход благодаря различным магическим и оккультным ритуалам).
   На примере этимологии слова "чёрт" можно приоткрыть сущность понятия "нечистый дух". Так, этимология слов и словосочетаний "чёрт", "за чертой", "черта", "чертить" и других связана со словом "граница" и "застава", которые по своей сути означают переход от одной реальности в иную [254, с.4]. По всей видимости, эту "границу" размечали с помощью так называемых "чёрных книг" или других магических и оккультных приёмов.
   По мнению автора настоящей работы, человеческие Душа и Дух состоят из неизвестных пока науке духовных элементарных частиц, представляющих невидимую Божественную духовную энергию [3, с.9]. При этом душа человека светится подобно солнцу, то есть, как указывал Гераклид Понтийский и другие, она имеет светоподобную природу. Именно в нашем материальном мире после смерти человека его душа остаётся незримой для других людей, хотя и светится. В мире существуют люди, которые могут видеть душу живого и умершего человека2.
   Некоторые учёные полагают, что душа человека состоит из лептонов (греч. ?????? - лёгкий) [159, с.122]. Например, инженер В. Куксин считает, что "у человека есть душа. Она материальна. Это сгусток магнитной энергии, который управляет всем нашим организмом, в том числе и головным мозгом" [245, с.11].
   Душа человека имеет следующие свойства и характеристики: вечная, вездесущая, разумная, мыслящая, действенная, обладает и представляет собой Божественную энергию и т.д. [169, с.10-12].
   Душа и дух человека, как разумные и самостоятельные духовные начала (Сути), обладают волей и свободой выбора.
   Как пишет Н.А. Хафизова, "проблема понимания воли сводится к тому: является ли она частью психики (душевной жизни, тесно связанной с функционированием тела) или она - модус духа, независимого от жизни тела (266). Воля может пониматься как интегральная характеристика мышления, памяти и высших чувств. С другой стороны, она может быть опознана как некая метасила (чистая форма явления вот этого "я сам"), которая пронизывает, задействуя для себя и развивая под себя, все его компоненты (воля - модус духа, владеющего собой, по Шелеру). Воля - единственная может управлять желаниями тела вплоть до их игнорирования.
   Воля выступает в форме правильных (подлинных) сосредоточения, мышления, творчества" [73, с.41].
  
  
  
  
  
  
   Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой. Иногда говорят о нраве как об одном из свойств души [3, с.17].
   Так, согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, "нрав м. вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют дух (душу, в высшем знач.); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведёт к упадку"
[247, с.558].
   Нрав человека формирует именно его душа. Человек рождается уже с определённым нравом (характером), который корректируется в ходе воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. В свою очередь, если душа относится к духовной субстанции, то и нравственность следует относить не только к этической, но и к духовной категории.
   "Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, которые исходят от религии" [259, с. 100-101].
   Как указывает З.А. Айзатуллин, равственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приёмы передачи вовне своего внутреннего духовного мира" [260, с.9-12].
   Из вышеизложенного следует, что концепт "душа" напрямую связан с понятиями "духовность" и "нравственность".
   Таким образом, из вышеизложенного видно, что вместе душа и дух человека представляют собой духовную личность (сущность, начало), которая обладает естественными правами и свободами.
   Человека определённо можно также называть духовной личностью или духовным существом [85,с. 38-39], Святой Родиной которой является Бог-Творец [52, с.111].
   Душа человека - это главная духовно-нравственная ценность, которая, как и сам человек, подлежит защите [92, с. 65].

* * *

   Монотеистические религии, включая две ветви православия (каноническое и древлеправославие) и ислам, обращают особое внимание на спасение бессмертной души человека, как при жизни, так и после его смерти. С этой целью, например, у староверов существует определённый похоронно-поминальный обряд (чтение молитвы, причащение крещёной "иорданской" водой, омовение, отпевание, обряд похорон, поминовение в определённые дни и пр.), который, так или иначе, сходен с посмертным ритуалом в каноническом православии.
   Похоронно-поминальные обряды других религий также направлены на посмертную заботу о душе умершего.
   Согласно догматам древлеправославия, "человек двойственен: обладает смертным телом и бессмертной душой. Тело и душа враждуют: "Плоть желает противного Духу, а Дух противного плоти" (Посл. к Галатам, 5, 17). Тело стремится к удовлетворению физических и эмоциональных потребностей, душа жаждет единения с Тем, Кто сотворил человека, ибо человек - "образ и подобие Бога" (Бытие, 1, 26). После смерти тела душа каждого идёт на суд к Господу, Который определяет души верных и праведников - в Царство Своё (Царство Небесное - прим. авт.), души грешников - в ад. Истинная жизнь начинается только после смерти физического тела. Земная жизнь лишь подготовка к истинной жизни, экзамен. Христиане не признают перевоплощения душ в иные тела, зависания в "ином измерении" ("духи предков", "привидения"), чистилища" [40].
   О направлении души после смерти тела человека на суд к Богу (Страшный Суд, Последний День Суда, Судный День) говорится в Библии (Мф.13:41, 25:31-46; 2Кор. 5:10; Дан.12:2; Откр.20:1-15 и др.) и Коране (20:15; 22:6-7; 23:115; 36:49-54 и др.).
   В различных культурах существуют День мёртвых, а также Книги мёртвых, с помощью которых проводят ритуалы погребений человека, а умерший преодолевает опасности потустороннего мира. Миру известны сохранившиеся Древнеегипетская Книга мёртвых и Тибетская Книга мёртвых.
   В литературе господствует мнение, что представление о духе умершего напрямую связано с представлением о душе человека [87, с.43]. При этом в различных культурах они не могут совпадать.
   Так или иначе, каждый задавал себе вопрос: кто или что такое призрак (привидение)?
   Согласно Толковому словарю Т.Ф. Ефремовой, призрак - 1. То, что видится, мерещится; видение, плод воображения. || перен. разг. Кто-либо или что-либо, лишь напоминающие кого-либо, что-либо. 2. Неясные, смутные очертания, контуры. || Образ кого-либо, чего-либо, представляющийся в воображении. 3. Нечто нереальное; мираж, иллюзия [60].
  
  
   0x01 graphic

Рис.4. Фотография привидения в старинном платье, спускающегося по лестнице гостиницы Silver Queen Hotel, Рено, штат Невада, август 2007 г. (Источник: https://fishki.net).

   Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля под призраком понимает: "обманчивую видимость, образ, явление, представшим чувствам нашим или чувству внутреннему; всё мнимое, мечта, бред, греза; виденье, привидение; невещественное явление, дух в образе" [66, с.414].
   На этот вопрос французский философ Квентин Мейясу (род.1967 г.) отвечает так: "Это не оплаканный должным образом умерший, преследующий и тревожащий нас. Он отказывается перейти на  "тот свет", где мирно усопшие могут сопровождать нас на расстоянии, достаточном, чтобы мы могли жить своей жизнью, не забывая их, но и не умирая их смертью, то есть не будучи пленниками повторения их последних моментов. Кого можно считать призраком, ставшим настоящим (essential) призраком, призраком par excellence? Умерший, чья смерть такова, что мы не  можем оплакать её. Иными словами, работа скорби и течение времени не способны связать его с живыми безмятежной связью. Ужас его смерти тяжким грузом лежит не только на плечах самых близких и дорогих, но и на плечах каждого, кто пересекает траектории его прошедшей жизни" [59, с.105].
   Часто в литературе, поэзии, музыке и кинематографии используются образы призраков, которые именуют "сверхъестественными" образами.
   По мнению Б.Р. Напцок, образы призраков в литературе помогают раскрыть философский смысл трагедии: олицетворяя добро и справедливость, они воздействуют на опустошенную злом душу главного героя [58, с.17].
   К энергетической составляющей призраков относят холодную плазму (от греч. ?????? - вылепленное, оформленное) или ионизированный газ [132, с.10].
   Призраков также именуют фантомами (фр. fantоme,  лат. phantasma,  др.-греч. ???????? - явление, призрак).
   Очень много свидетельств о том, что некоторые люди могут видеть призраков.
   В зарубежной фантомологической литературе выделяют три группы призраков: 1.Кризисные (являются очевидцу незадолго до, во время или вскоре после какого-то важного или переломного события в жизни (несчастного случая, тяжёлой болезни, смерти близкого); 2.Коллективные (их видят одновременно несколько человек); 3.Привязанные к месту (появляются в одном и том же месте в определённое время) [84, с.3].
   Не всегда под призраками скрывается душа умершего человека. В большинстве своём призраки представляют собой "нечистых" или злых духов.
   Призраков связывают с таким феноменом, как полтергейст (нем. poltern - грохотать, стучать, и нем. geist - дух, буквально - шумный дух).
   Считается, что в древности вопросами умершими душами и призраками непосредственно занималась магия. Так, например, Ю.С. Обидина указывает, что "магическая деятельность лежала вне сферы полисной религии и первоначально была сосредоточена на душах умерших, а деятельность профессиональных магов была связана с взаимодействием с миром мертвых - практикой некромантии и насыланием порчи, борьбой с призраками и любовными заклинаниями" [180, с. 119].
   Душа умершего человека общается со своими родственниками через сновидения или явление полтергейста.
   Существование призраков подтверждает, что человек является духовной личностью (сущностью), имеющую бессмертные душу и дух, а также существование потустороннего мира.
   Посредническую роль между людьми и духами выполняли и выполняют медиумы, экстрасенсы и шаманы (камы). Например, механизм общения шамана с духами тесно связан с верой в душу или, точнее, в "двойника" [233, с.356].
   Существуют шаманские обряды возврата блуждающей души, замещения души, связанные с заменой души больного душой другого человека и пр. [234, с. 49-57].
   Кроме того, имеют место магические ритуалы по осознанному перемещению (замещению) человеческой души старика в тело молодого человека. Такое явление наблюдается так же при рождении духовного наставника тибетского буддизма Далай-ламы.
   В религии, эзотерике и магии существуют ритуалы и обряды для изгнания нечистых духов из человека, а также борьбы с полтергейстом и прочими потусторонними явлениями.
  
  

* * *

   "Понятие "духовность" производно от "духа". Этим термином в русском языке издавна обозначается то, что противоположно субстанциальной основе бытия - "материи" [241, с.6-14].
   Как отмечает Н.А. Хафизова, "рассмотрение духовной природы следует, как будто, начать с её наиболее "зримого" проявления в человеке - с духовности. Однако если взять лингвистическую подоплёку, то мы увидим, что суффикс "ость" участвует в образовании слов, выражающих обладание чем-либо. Духовность - это свойство человека, обладающего духом (в этом смысле, одухотворенность - это состояние пронизанности духом в какой-либо деятельности) человека" [73, с.39].
   С давних времён душа и дух рассматриваются в качестве первопричин явления духовности человека [115, с.443].
   Традиционно понятие духовности рассматривается в двух аспектах: 1.Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный [258, с.158-159].
   Как отмечает З.А. Айзатуллин, "духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь" [260, с.9-12].
   В таких монотеистических (авраамических) религиях, как иудаизм, христианство и ислам, духовность напрямую увязывают с Богом, верой в Бога и миром Святого духа [261, с.186-190].
   Понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога [264. с.21-22].
   Под духовно-нравственной сферой человека понимается "духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания" [263, с.87-91].
   В рамках светского философско-психологического подхода под духовностью понимают высшее свойство психики человека [195, с.117].
   Некоторые авторы духовность (переживание и оценка священного внутри или за пределами материального мира) отделяют от религии (лат. religare - связывать, соединять) как "структурированной системы убеждений, включающей эмоции, мораль и чувство идентичности и общности", в связи с различными структурой, практиками поиска и подходами к истине [262, с.40-41].
   Например, в эзотерике под духовностью понимают способности и таланты человека, что подтверждает вышеуказанное мнение о том, что духовность не всегда связана с религией.
   Согласно Пособию по духовной безопасности и  духовному здоровью человека, семьи, общества, "духовность - 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу - к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности; 3) в общем смысле - свойство всякой личности (её души, её "я"), которое позволяет проявляться указанному устремлению и отображать его во внешнюю реальность (в поступках, обрядах, творчестве и т.п.); 4) в социологическом смысле - трактовка неоднозначна, ввиду неоднозначности, многополярности и сложности самого феномена духовности, служившего на протяжении тысячелетий объектом дискуссий среди философов, религиозных деятелей, идеологов разного толка. Особенно напряженные споры ведутся между сторонниками религии как таковой и её противниками. Они затрагивают проблемы генезиса, функционирования, предназначения духовного. Однако и те, и другие сходятся на том, что духовное есть нечто нематериальное, которое было таковым изначально или стало впоследствии, и что оно имеет отношение, прежде всего, к человеку, выделяя его из всей остальной природы и направляя его деятельность в целесообразное, с точки зрения самого человека, социума или объекта поклонения русло. Духовность может рассматриваться в следующих ракурсах: как то или иное определенное внутреннее состояние человека и общности (например, присутствие духа, боевой дух, духовная стойкость); как деятельность сознания, направленная на понимание того или иного смысла жизни и своего места в ней; как склад личности, состоящий в преобладании нематериальных интересов над материальными; как нематериальная реабилитация, обновление - способность к самоизменению; возрождение в человеке утерянного образа Идеала, поскольку именно те, кто сознают себя носителем этого образа, способны к преобразованию собственной личности и окружающего мира; 5) в религиозном смысле - отношения человека или объединения людей с тем или иным объектом (духом) поклонения (Богом, богами, духами, идолами, кумирами и др.), реально существующим духовным миром, бесплотными духовными существами, а также отражение этих отношений в другие сферы общественной деятельности" [83, с.63-64].
   Например, Я.С. Сунцова о духовности в философии и психологии пишет следующее: "Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
   Душевность - характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать его как самоценность.
   Дух индивидуальный - принцип предельной интеграции человеческой реальности; представляет собой следование высшим образцам человеческой культуры, принятие ценностей родового бытия человека как своих собственных.
   Духовность - родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; с христианской точки зрения духовность - это либо сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом, либо с демоническими силами; не бывает духовности "вообще".
   Духовное бытие - высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости;
   духовное бытие - это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех её областях" [75, с.41].
   По мнению Н.А. Коваль, "сущность духовности в трактовке многих исследователей состоит в приобщении человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации. Среди множества ценностей приоритет принадлежит общечеловеческим, то есть тем, которые сложились в общественной практике, объективно служат человеку и человечеству и осознаются, оцениваются всем человечеством как благо. Они являются "высшими ценностями", занимают доминирующее положение, определяют структуру, динамику всех существующих ценностей в жизни индивида, а степень их выраженности очерчивает общую направленность личности" [267, с.25].
   Согласно авторской классификации ценностей, общечеловеческие ценности подразделяются в приоритетном порядке на следующие группы: 1. Божественные ценности (Бог, Любовь, Божественные энергия и информация, Сотворчество);  2. Духовно-нравственные ценности (Вера в Бога, религия, мораль, нравственность, творчество); 3. Витальные (биологические) ценности; 4. Социальные ценности [268, с.19-22].
   Человеческая душа относится к главной духовно-нравственной ценности человека [92, с.62-65], как духовное и нравственное (нрав) начало. Если считать душу человека буквально Божественной энергией, обладающей свойствами и характеристиками Бога-Творца, то она одновременно является Божественной и духовно-нравственной ценностью. В свою очередь дух человека, как эманация Бога, входит в состав Божественных ценностей.
   К высшим славянским ценностям относят Бога, любовь, красоту, истину, к социально-значимым ценностям: семья, народ, культура, Родина, природа, мир, жизнь и пр., а к личностным ценностям: счастье, справедливость, честь, достоинство, совесть, ответственность, здоровье и др. [269, с.119-120].
   По мнению автора, под духовностью следует понимать не только Бога, веру в Его, религию, общечеловеческие ценности, но и сущность и деятельность души и духа человека [78, с.9].
   В свою очередь под нравственностью следует подразумевать нрав души человека, внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, и этические нормы, которые исходят от религии и общества.
   Антиподом духовности выступает концепт "бездуховность", под которым понимается: "Бездуховным мы определённо называем человека с отсутствием ценностного поля индивидуальной жизни, которое пусто, прежде всего, от моральных ценностей. Быть бездуховным всё равно, что быть безнравственным. Но быть безнравственным - это не только не иметь моральных ценностей, но и в полной мере не быть способным к осмыслению (наделению смыслами), к саморефлексии (вплоть до фиксации собственного несовершенства), к оцениванию (так как нет ценностных преференций, чтоб шкала оценивания имела место быть), к осознанному выбору, к волевому действию" [73, с.43].
   В авторском понимании понятие "бездуховность" подразумевает отсутствие в субъекте, объекте или действии вообще так такового Духа, а также духа и души человека или их каких-либо проявлений.
  
  

* * *

   Человек должен заботиться не только о своём физическом теле, но и о своей душе.
   Системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека. Редко встречается, когда человек занимается любимым делом (учёбой) или у человека работа является оплачиваемым хобби (от англ. hobby - увлечение, любимое дело), которое всегда сопутствует профессиональному благополучию. Психологи пытаются бороться с вышеуказанными профессиональными проблемами, но никак не могут сбалансировать материальные притязания человека и духовно-нравственные потребности его души и духа, так как в науке последние тщательно не изучены [224, с.38-41].
   Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека.
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями. В отличие от светских организаций, в религиозных учреждениях уделяется больше внимания духовно-нравственным потребностям души и духа человека.
   Во многих учреждениях, организациях мало уделяется внимания духовно-нравственному аспекту профессионального развития работника или обучающегося. В основном это ограничивается исполнением профессиональной этики.
   Права души и духа человека позволяют осмыслить значимость духовных ценностей и сбалансировать духовно-нравственные и материальные потребности человека.
   Права души и духа человека являются основой процесса духовно-нравственного развития человека, его социализации и профессионального роста.
   Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека [74, с.40-41].
   Именно преобладание в современном мире идеологии потребления (англ. consumer society)  и приоритета материальных притязаний над духовно-нравственными потребностями в жизни человека приводит к искажению истинной воли и свободного выбора души и духа человека. Это, к большому сожалению, происходит через преднамеренную манипуляцию человеческим сознанием [25, с.163-168].
   Духовная сфера человека, в том числе и человеческая душа, стали предметом исследования не только психологии, философии, религии, социологии, педагогики, но и правового дискурса.
   В юридической науке душа и дух человека рассматриваются как важные субъекты прав человека. Как указывалось ранее, в концепции четвёртого и пятого поколений прав человека душа и дух человека наделяются определёнными правами и свободами [3, с.9], а также относятся к нематериальным благам или, как говорят юристы, нематериальному активу, который бесценен [39, с. 158].
   Мусульманская концепция прав человека, как и христианская традиция, не содержит понятие "права души и духа человека" в связи с не разработанностью важного для человека духовно-нравственного вопроса, несмотря на то, что понятие "душа" существует уже много тысячелетий [26, с.127-130; 265, с.22-37].
   В литературе на протяжении многих веков имеются свидетельства о выступлении человеческой души, к большому сожалению, предметом антидуховных, аморальных и антисоциальных договорных обязательств и сделок [39, с.153-164].
   Кроме того, например, В.П. Иванский предлагает тонкие тела человека, включая душу, как персональные данные человека включить в правовое регулирование [134, с.41].
   Таким образом, в настоящее время окончательно не решён вопрос о юридизации понятий "душа человека" и "дух человека", так как происходит научное и общественное обсуждение и осмысление категории "права души и духа человека".
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"