Искандаров Ш.Ф., Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. : другие произведения.

Сравнительный научно-философский анализ права Бога на уважение (почитание)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматривается право Бога на уважение, которое носит универсальный характер. В религии под этим уважением понимается почитание Бога-Творца и именуется богопочитанием. Проводится анализ соотношения права Бога на уважение и права на уважение верующих. При исследовании наряду с теоретическими методами логического и сравнительного анализа и другими научными методами был использован новый научный метод - духовно-нравственный анализ. По итогам исследования сделаны выводы: Бог, как и человек, имеет право на уважение; право Бога на уважение (почитание) не является эфемерным и представляет собой данность и потребность верующего человека; право Бога на уважение (почитание) входит в состав свободы совести и вероисповедания и пятого поколения прав человека. Исходные данные: Искандаров Ш.Ф., Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Сравнительный научно-философский анализ права Бога на уважение (почитание) // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Сборник научных трудов по материалам XXVI Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 14 июня 2024 г.). - Анапа: Изд-во "НИЦ ЭСП" в ЮФО, 2024. - С. 170-180. ISBN 978-5-95356-467-0


   Исходные данные:
   Искандаров Ш.Ф., Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Сравнительный научно-философский анализ права Бога на уважение (почитание) // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Сборник научных трудов по материалам XXVI Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 14 июня 2024 г.). - Анапа: Изд-во НИЦ ЭСП в ЮФО, 2024. - С. 170-180.
   ISBN 978-5-95356-467-0
  
   УДК 2,177
  

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА БОГА НА УВАЖЕНИЕ (ПОЧИТАНИЕ)

Искандаров Шарафджон Фахриддинович

Таджикский национальный университет,

г. Душанбе, Республика Таджикистан,

Асадуллина Гузелия Рауфовна

Уфимский университет науки и технологии

г. Уфа, Россия

Ивентьев Сергей Иванович

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО ДЭЛИЛ

г. Казань, Россия

   Аннотация. В статье рассматривается право Бога на уважение, которое носит универсальный характер. В религии под этим уважением понимается почитание Бога-Творца и именуется богопочитанием. Проводится анализ соотношения права Бога на уважение и права на уважение верующих. При исследовании наряду с теоретическими методами логического и сравнительного анализа и другими научными методами был использован новый научный метод - духовно-нравственный анализ. По итогам исследования сделаны выводы: Бог, как и человек, имеет право на уважение; право Бога на уважение (почитание) не является эфемерным и представляет собой данность и потребность верующего человека; право Бога на уважение (почитание) входит в состав свободы совести и вероисповедания и пятого поколения прав человека.
   The article examines God's right to respect, which is universal in nature. In religion, this respect is understood as the veneration of God the Creator and is called worship of God. The analysis of the correlation between God's right to respect and the right to respect of believers is carried out. In the study, along with theoretical methods of logical and comparative analysis and other scientific methods, a new scientific method was used - spiritual and moral analysis. According to the results of the study, conclusions were drawn: God, like man, has the right to respect; God's right to respect (reverence) It is not ephemeral and represents a given and a need for a believer; God's right to respect (reverence) is part of freedom of conscience and religion and the fifth generation of human rights.
   Ключевые слова: Бог, Любовь, человек, душа человека, дух человека, уважение, почитание, права человека, пятое поколение прав человека, право Бога на уважение, право человека на уважение, свобода совести и вероисповедания, религия, верующий.
   Keywords: God, Love, man, human soul, human spirit, respect, veneration, human rights, fifth generation of human rights, God's right to respect, human right to respect, freedom of conscience and religion, religion, believer.
  

Без уважения нет настоящей любви.

Шарлотта Бронте.

   Предмет исследования: право Бога на уважение.
   Целью статьи является исследование соотношения права Бога на уважение и права на уважение верующих.
   Задачи исследования:
   1.Показать актуальность существующей проблемы права Бога и человека на любовь и уважение.
   2.Рассмотреть право Бога на уважение в контексте пятого поколения прав человека и свободы совести и вероисповедания.
   Методология исследования - логический, междисциплинарный и духовно-нравственный методы анализа, метод панорамного видения и анализа.
   Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых праву Бога на уважение (почитание), и какого-либо анализа соотношения данного права в целом с правом человека на уважение.
   Введение.
   Существует небольшое количество исследований, посвящённых только праву человека на уважение, а не праву Бога на любовь и уважение.
   Право человека на уважение рассмотрены и конкретизировано Н.А. Бобровой и соавторами настоящей статьи [4; 136-148].
   Основы права человека на уважение к его достоинству подробно описаны Т.В. Черкасовой, Л.К. Рафеевой, М.Л. Гаскаровой, Н.А. Придворовым и другими исследователями, которые показали прямую взаимосвязь права человека на уважение с его честью и достоинством [13; 231-235; 23; 114].
   В научной и правовой литературе уважение с признанием равенства, сочувствия и сопереживания именуют толерантностью [20; 73-74].
   В литературе имеется достаточное количество работ, посвящённых религиозной свободе, уважению к верующим и к их религии (религиозной толерантности). В связи с чем, авторы данных работ не будут перечисляться ввиду их большого количества.
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, уважение обозначает почтение и высокая оценка человека [6; 460]. При этом данное понятие никак не соотносится с Богом.
   В отличие от слова любить, понятие уважать более современное и фактически подменяет понятие любить, которое является сакральным.
   Понятие уважение можно интерпретировать как синоним почитание, что наблюдается в религиозной литературе.
   Под почитанием буквально понимается признание, принятие [7; 371]. В последнее время понятие уважать неверно стали заменять словом толерантность (от лат. toleratia - терпение). 
   В монотеистических религиях уважение к Богу именуют почитанием или богопочитанием  (благоговениеблагочестие и богослужение) [16; 486]. Почитайте один другого высшим себя (Библия, Флп.2:3) [3].
   В христианской традиции под богопочитанием понимают совокупность внешних и внутренних форм выражения доверительного и благоговейного отношения к Богу. К внутренним формам богопочитания относятся следующие: вера в Бога; постоянное памятование о Нём, осознание Его присутствия; доверие Богу; надежда и упование на Бога;  любовь к Богу; стремление к угождению Богу, к исполнению Его заповедей; смирение перед Богом, желание и готовность исполнять Его заповеди; внутреннее повиновение Богу; избегание проявления ропота на Бога и Его Промысл; внутреннее поклонение Богу; прославление Бога в мыслях; благодарение Бога как Творца, Промыслителя и Спасителя;  призывание имени Бога как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании [17].
   Внутренние и внешние формы проявления веры: православные убеждения; знание основных православных догматов и принятие их; исповедование веры в Бога перед людьми; распространение веры среди других людей словом и примером благочестивой жизни.
   К внешним формам богопочитания относятся следующие публичное исповедание веры в Бога, даже если это исповедание сопряжено с лишениями и опасностями; молитвенное делание участие в общественном богослужении, установленном от Бога и регламентированном Православной Церковью [17].
   Впервые правовое понятие право человека на уважение возникло в международном праве, и оно было напрямую связано с уважением человеческого достоинства. В свою очередь понятие почитание уже появилось с момента появления человека.
   Само понятие уважение традиционно рассматривается как морально-нравственная категория как нравственная ценность [1; 188-192], а также как важные правовая категория и принцип семейного права [22; 57].
   Авторы констатируют, что термин уважение фигурирует в отечественном и международном законодательстве в связке с другими значимыми понятиями (уважение к закону, принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод и пр.), но при этом, к большому сожалению, прямого правового определения термина уважение законодательство не содержит [7; 30-38]. По этой причине необходимо обращаться к словарям для раскрытия смысла данного слова, который может иметь несколько значений.
   В словарях по этике и другой литературе уважение выступает одним из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности [19; 362].
   В ходе исследования связей семантико-синонимических и ассоциативных полей понятия уважение было выявлено, что оно в основном ассоциируется с добротой [10; 99-106]. При этом в религиозной традиции доброта (Добро) напрямую связана с Богом.
   Слово уважение является универсальным понятием, так как относится к одному из человеческих чувств и отношений, восходит к понятиям любовь и достоинство [1; 189], а также принимо к другим живым существам.
   Понятие уважение связано душой человека и с правом человека на Любовь, религиозной Заповедью любви, а также с Богом [2; 200; 5; 278].
   Следует отметить, что право на уважение также имеют душа и дух человека, то есть его духовная личность.
   Право человека и его души на уважение следует относит к духовно-нравственым правам и свободам человека, то есть к четвёртому поколению прав человека [8; 19].
   Право человека на уважение в связке с правом на Любовь, право человеческого духа на уважение оносятся к пятому поколению прав человека - Божественным правам и свободам человека [8; 162].
   В семейном праве понятия уважение и любовь находятся в одной связке, но при этом как два разных слова имеют различную смысловую нагрузку.
   Согласно части 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции [14]
   Например, в Российской Федерации семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов (статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации) [21].
   Следует отметить, что уважение является важной составляющей Божественных и духовно-нравственных ценностей человека [8].
   В настоящее время проблема уважения актуальна, так как имеет давние корни, связана с особенностями социального, религиозного, семейного и национального устройства человеческого общества. К большому сожалению, до сих пор данная проблема не решена [9; 30-38].
   Как указывается в литературе, зачатки неуважения человеком других людей, а точнее нелюбви и ненависти, появились тогда, когда некоторые люди, возгордившись, стали считать себя исключительными и выше других, чуть не богоизбранными людьми, с которыми, по их мнению, напрямую может или должен общаться Бог-Творец, стали искусственно производить разделение людей на социальные касты (социальные группы) на жрецов, фараонов, рабовладельцев, воинов, рабов и др. [9; 30-38].
   Этот неверный и пагубный принцип нелюбви и неуважения человеком другого был заложен в основу государства и социальной структуры общества.
   Принцип нелюбви (неуважения) можно проследить на уровне семьи или рода, когда старшие требуют к себе уважения (любви) от младших или других членов своей семьи, проявляя открыто своё неуважение, нелюбовь и пренебрежение к ним (например, взаимоотношения между тёщей и зятем, свекровью и снохой, авторитарной женой и мужем, старшими и младшими детьми и т.д.) [8; 9; 30-38].
   Обсуждение и заключение.
   Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (включает в себя свободу менять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов), которое закреплено международным правом (статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, 1 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 года) [14] и национальными законодательствами.
   Так, согласно статье 28 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать с ними [11].
   В силу статьи 26 Конституции Республики Таджикистан, каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов [12].
   В опубликованных источниках по состоянию на 2020 года общая численность приверженцев определённой религии составляет: христианство - 2,38 миллиарда; ислам - 1,91 миллиарда; индуизм - 1,16 миллиарда; буддизм - 507 миллионов; народные религии - 430 миллионов; другие религии - 61 миллион; иудаизм - 14,6 миллиона; не связанные с религией - 1,19 миллиарда [18].
   Если смотреть с позиции монотеистических религий (христианство, ислам, иудаизм и др.), то свобода совести и вероисповедания связана с таким Феноменом, как Богом-Творцом (Аллахом).
   В православном словаре-справочнике Бог (санкр. бхага - одаряющий) - Верховное, Несотворённое (нетварное) Всесовершенное. Бестелесное, Вездесущее и Всемогущее Существо, имеющее личную духовно-разумную природу.
   В Православном богословии Бог мыслится как всецело запредельный миру и непостижимый по Его Сущности творец, Промыслитель, Спаситель мира, обладающий единством природы и существующий в трёх лицах, или Ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Говоря о всецелой запредельности Бога тварному бытию, Православие вместе с тем учит о духовной сопричастности Бога сотворённому миру и человеку посредством нетварных энергий Божиих, с которыми человеческий дух способен сочетаться [15; 173-175].
   В состав пятого поколения прав человека (Божественных прав и свобод человека) [8; 162] входят такие права и свободы человека, как вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу и др.
   И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём
(Библия, 1Ин 4:16) [3]. Указанное буквально обозначает, что Бог уважает и любит человека как Своего сына, творение. Без уважения нет любви. Например, уважение Бога (Божественное уважение) выражается в невмешательстве Бога в свободу выбора и деятельность человека, за исключением случаев, когда человек об этом очень просит (молитва, просьба), не принижении и не посягательстве на человеческое достоинство и т.д.
   В истории человечества отсутствуют достоверные доказательства, что Бог лично посягал на честь и достоинство человека. При этом имеются неоспоримые доказательства, что ставленниками Бога во имя и под прикрытием Бога принижалось человеческое достоинство и истреблялись люди или так называемые иноверцы / чужие (например, инквизиция, крестовые походы и пр.).
   Очевидно, что в отношениях Бога с человеком (Отца с сыном) и наоборот должна присутствовать не только любовь, но и взаимное уважение.
   Из вышеизложенного видно, что концепт уважение неразрывно связан с понятием любовь, которое выводит нас на Феномен Бога, Которого почитают (уважают) и любят верующие люди.
   Для верующих в Бога любовь и уважение к Нему - есть не эфемерная, а реальная данность любящего человека.
   Если человек имеет право на уважение, то и Бог, как Творец человека, однозначно имеет право не только на любовь, но и на уважение, что тысячелетиями показывают и доказывают верующие в Него люди.
   Право Бога на уважение является важной составной частью свободы совести и вероисповедания, а также пятого поколения прав человека.
   По вышеуказанным причинам, по нашему мнению, право Бога на уважение должно быть закреплено в праве как важная и неотъемлемая часть свободы совести и вероисповедания и включено в состав пятого поколения прав человека.
   Заключение. Существующая проблема уважения человека, в т.ч. верующих, также касается уважения Бога, так как не все люди придерживаются какой-либо религии и являются верующими в Бога-Творца, а также ввиду наличия нерешённой до сих пор проблемы уважения человеком себе подобных.
   Таким образом, в ходе исследования на теоретическом уровне было установлено следующее:
   1.Право на уважение носит универсальный характер, т.к. относится и применимо не только к человеку и другим земным живым существам, но и к высшим духовным существам (Бог, Архангелам и др.).
   2.Право на уважение и любовь имеют не только человек, его душа и дух, но и Бог-Творец.
   3.Право Бога-Творца на любовь и уважение (почитание) нельзя считать эфемерным и представляет собой данность верующего человека.
   4.Право Бога на уважение (почитание) входит в состав свободы совести и вероисповедания и пятого поколения прав человека.
   5.Право Бога на уважение (почитание) и любовь реализуется человеком через молитву, религиозные таинства и обряды, а также праведный образ жизни.
  

Список литературы

   1.Ахундова Ш.Дж. Уважение, его основа и типы // Вестник ТГПУ. - 2013. - ! 1 (129). - С. 188-192.
   2.Апресян Р.Г. Этика. - М.: КНОРУС, 2017. - 356 с.
   3.Библия: каноническая, русский синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 2007. - 1057 с.
   4.Боброва Н.А., Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. Права человека и гражданина на уважение как духовно-нравственная и правовая ценность // Теоретические вопросы формирования культуры прав человека в Таджикистане: материалы международной научно-теоретической конференции (05.12.2023 г.) // Под редакцией доктора юридических наук, профессора Мирзозода П.З. - Душанбе: Типография ТНУ, 2023. - С. 136-148.
   5.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с.
   6.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. Т. 4. - СПб.: ТОО Диамант, 1996. - 688 с.
   7.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. Т. 3. - СПб.: ТОО Диамант, 1996. - 560 с.
   8.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   9.Искандаров Ш.Ф., Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная консолидация общества и проблема уважения человека // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции. 20.02.2023 г. / ФГБОУ ВО ИГУ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. -С. 30-38.
   10.Колодина Н.И., Лябина О.Г. Связь единиц семантико-синонимического и ассоциативного полей (на примере нравственных понятий Уважение и Вежливость) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. ! 10 (64). Ч. 3. С. 99-106.
   11.Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 25.12.1993. - ! 237.
   12.Конституция Республики Таджикистан [электронный ресурс]. URL: Режим доступа:
   https://www.mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya?ysclid=lvn9hf3uqq983688252 (дата доступа: 05.06.2024).
   13.Недыбалюк В.Д. Теоретико-правовые основы права человека на уважение к его достоинства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - ! 1. - С. 231-235.
   14.ООН Генер.Ассамблея. Офиц.отчеты. 36 сессия. Дополнение ! 51 (А/36/51). - С. 231-233.
   15.Православие от А до Я. Словарь-справочник. Изд.3-е. - М.: ДАРЪ, 2009. - 880 с.
   16.Православная энциклопедия. под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.4. Афанасий - Бессмертие. - М.: Православная энциклопедия, 2002. - 752 с.
   17.Православный портал Азбука веры [электронный ресурс]. URL: Режим доступа: https://azbyka.ru (дата доступа: 05.06.2024).
   18.Религия по странам 2024 [электронный ресурс]. URL: Режим доступа: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/religion-by-country (дата доступа: 05.06.2024).
   19.Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Политиздат, 1989. -447 с.
   20.Сидорова А.Д. Научно-исторические аспекты понятия толерантность в отечественной и зарубежной литературе // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - ! 4 (29). - С. 73-76.
   21.Семейный кодекс Российской Федерации // Российская газета. - ! 17. - 27.01.1996.
   22.Ульянова М.В. Уважение как правовая категория и принцип осуществления семейных прав и исполнения обязанностей // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2020. - ! 4 (135). - С. 57-67.
   23.Черкасова Т.В. Правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 255 с.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"