Боброва Наталья Алексеевна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Истина в идеологиях. Truth in ideologies

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассмотрено множество определений истины и идеологии, этимология и эволюция этих понятий, их соотношение. Рассматривается также соотношение этих понятий с правом, в том числе Конституцией как системой установленных государством принципов, руководящих идей. Конституция и есть вид государственной и обязательной идеологии, которая, согласно Конституции РФ, устанавливаться не может. Анализу этого парадокса, смыслового круга посвящена данная статья. Abstract: The article describes the many definitions of truth and ideology, Etymology and evolution of these concepts, their ratio. Discusses the relationship of these concepts with law, including the Constitution as prescribed by the State system of principles guiding ideas. The Constitution is a kind of public and compulsory ideology, which, according to the Russian Constitution, cannot be installed. Analysis of this paradox, semantic range is dedicated to this article. Ключевые слова: Истина, идеология, конституционные ценности. Keywords: The truth, ideology, constitutional values. Правильная ссылка на статью: Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Истина в идеологиях // Проблемы модернизации современного российского государства: Сб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 23-24 мая 2019 года / Отв. ред. Г.А. Иванцова; зам. отв. ред.Е.С. Косых. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2019. - С.15-20.


   Правильная ссылка на статью:
  
   Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Истина в идеологиях // Проблемы модернизации современного российского государства: Сб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 23-24 мая 2019 года / Отв. ред. Г.А. Иванцова; зам. отв. ред.Е.С. Косых. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2019. - С.15-20.
  
  
   УДК 165.0, 316.75
  

Боброва Н.А.

д.ю.н., профессор,

Заслуженный юрист РФ,

Тольяттинский государственный университет

Ивентьев С.И.

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений,

ООО "ДЭЛИЛ"

ИСТИНА В ИДЕОЛОГИЯХ

  
   Аннотация: В статье рассмотрено множество определений истины и идеологии, этимология и эволюция этих понятий, их соотношение. Рассматривается также соотношение этих понятий с правом, в том числе Конституцией как системой установленных государством принципов, руководящих идей. Конституция и есть вид государственной и обязательной идеологии, которая, согласно Конституции РФ, устанавливаться не может. Анализу этого парадокса, смыслового круга посвящена данная статья.
   Abstract: The article describes the many definitions of truth and ideology, Etymology and evolution of these concepts, their ratio. Discusses the relationship of these concepts with law, including the Constitution as prescribed by the State system of principles guiding ideas. The Constitution is a kind of public and compulsory ideology, which, according to the Russian Constitution, cannot be installed. Analysis of this paradox, semantic range is dedicated to this article.
   Ключевые слова: Истина, идеология, конституционные ценности.
   Keywords: The truth, ideology, constitutional values.
  
   Согласно статье 13 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ч.1), никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч.2).
   Содержание части 2 ст.13 Конституции РФ является объектом острых идеологических споров.
   Под идеологией понимается: 1) часть метафизики, учение об идеях, понятиях; 2) совершенно непригодные для практической цели отвлеченные идеальные соображения [10]; 3) общественное сознание; определяется социально-политическими условиями и условиями производства и отражает существующие производственные отношения; идеология всегда классова и играет огромную роль в классовой борьбе [13].
   Слово "идеология"  (греч. ?????????, от греч. ???? - прообраз, идея; и ????? - слово, разум, учение) происходит от слов "идея", "идеал" и "логос".
   Традиционно под идеалом (франц.ideal) подразумевают образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений [15, с.168-169]. 
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля, "идея ж. латин. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; намеренье, замысел. Идеология ж. мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли. Идеал м. мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта. Идеаловый к идеалу относящ.; идеальный, воображаемый, думный, мысленный; первообразный, прообразный или началообразный. Идеальность противоположна реальности, мыслимый первообраз насущному. Идеалист м. идеалистка ж. умствователь, кто увлекается несбыточными на деле выдумками; мечтатель, мнитель. Идеализм м. философия, основанная не на явлениях вещественного мира, а духовного или умственного. Наклонность человека к мечтательности этого рода" [3, с. 8].
   В.Б. Исаков указывает, что "идеология находится в определенных взаимоотношениях с другими формами общественного сознания - прежде всего наукой и верой. Идеология опирается на науку, черпает из неё материал, но это разные сферы общественного сознания. Идеология сама по себе научным знанием не является, равно как и наука по своей природе не может быть идеологией. В демократическом обществе наука и идеология активно взаимодействуют, однако автономны и независимы. В тоталитарном обществе наука является служанкой идеологии, что постепенно размывает и разрушает науку как особую форму общественного сознания. В СССР тотальный диктат идеологии привел к ощутимому отставанию не только в сфере общественных наук (социология, политология), но и в сфере естественных наук (генетика, кибернетика).
   Идеология и вера близки по механизму функционирования и могут подменять друг друга. Вера может превращаться в идеологию (крестовые походы), но и идеология может превращаться в веру, приобретать черты верования. Вызывает озабоченность, что гуманистическая и рациональная по своей природе идеология прав человека приобретает все больше черт "гражданской религии" (догматизм, непререкаемость, иррациональная вера в "естественные права" и т.д.)" [4, с. 92].
   Слово "вера" (от латинского "veritas" - истина, "verus" - истинный) выступает эквивалентом слова "религия" и обозначает буквально убежденность в чём-либо, состояние сознания верующего.
   В религиозном смысле вера означает убеждённость в существовании Бога (вера в Бога), высших Божественных сил, духовная способность человеческой души непосредственно знать или познавать сокровенные духовные миры [6, с. 143]. 
   Выделяют религиозную и светскую веру [6, с.143]. Последняя связана с мировоззрением в общественной жизни, науке и искусстве (вера в науку, человека или партию и т.д.).
   Идеология также может иметь религиозный или светский характер.
   Истина представляет собой идеал, определённое учение об идеях (мыслях) или идеологию [5, с.9].
   Религия, философия, наука, эзотерика и другие мировоззрения апеллируют различными видами истины [5, с. 15].
   В христианской религии Истиной выступает Бог (Иер, 10:10; Ин.14:6).
   В философии под истиной понимается правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом [15, с. 189].
   Современная наука придерживается классической философской концепции истины, в основе которой лежит принцип соответствия знания действительности [16, с. 76-80].
   При этом в каждой отрасли науки своё понимание истины, которая имеет различные разновидности и смысловые нагрузки. Выделяют историческую истину, юридическую истину, социальную истину, логическую истину, политическую истину, социологическую истину, гуманитарную истину, истину общественных и естественных наук и другие отраслевые научные истины [5, с. 129-130].
   Например, в юридической науке под истиной понимают объективное (верное) соответствие юридической теории, юридического знания правовой действительности [14].
   В теории прав человека существует право человека на Истину [7, с. 117]. На законодательном уровне государство пока данного права своим гражданам не предоставило. По всей видимости, это связано с тем, что государству, чиновникам придётся не врать народу, прикрываясь засекреченной информацией и грифами "секретно".
   Соавтор настоящей статьи под Истиной понимает "Божественную, духовную и материальную (физическую) информацию (энергию), критерием которой выступают душа и дух человека" [5, с. 167].
   В российском законодательстве отсутствует какое-либо определение истины [5, с. 138]. При этом также отсутствует теоретически обоснованная какая-либо внятная государственная идеология. Это связано с тем, что, как верно указывает М.В. Савостьянова, "проблема современной науки заключается в том, что понятие истины практически отсутствует в философско-методологической литературе о науке последних десятилетий" [5, с. 138; 12], а также продвижением корпоративной идеологии, целью которой являются частные интересы и получение только прибыли.
   Государство распространяет свою истину через законы, СМИ, Интернет, образование и т.д., а частные корпорации свою истину - дополнительно через услуги и товар.
   Идеология состоит ещё и в массовой обработке общественного сознания, ибо властеотношения - не только сила, но и тонкое искусство.
   Так или иначе, наука продвигает свою истину через образование и государственные программы, используя государственный ресурс [5, с. 147].
   Совокупность (система) закреплённых в Конституции Российской Федерации принципов (руководящих идей) и есть наша государственная идеология.
   Государство через право пытается установить (утвердить) свою истину, то есть государственную (политическую, идеологическую) истину, и для него истиной выступает всегда закон [5, с. 133].
   Согласно мнению Ю.А. Разинова и других авторов, "истина, если говорить о событии, а не о содержании, имеет не только когнитивный, но и аффирмативный аспект (от лат.affїrmatio - утверждение). Истины существуют постольку, поскольку утверждаются человеком. Акт утверждения характеризует не содержание, а бытие истины, хотя для целого ряда истин содержание неотъемлемо от события их свершения" [8, с. 16-30; 11, с. 29-36].
   Учитывая, что истина подразделяется на религиозную, философскую, научную, государственную, корпоративную и т.д., то и идеологию также можно классифицировать по этим же признакам. То есть, говоря об истине, мы должны подразумевать определённую идеологию.
   Безусловно, определённые группы людей, движимые какой-либо идеей, также любыми способами стремятся утвердить свою так называемую корпоративную истину (масонская истина, истина сект, истина "тайного мирового правительства", истина товарного знака или бренда и пр.). Наглядным примером корпоративной истины может служить распространение в наше время религиозного экстремизма, то есть "радикальной истины" [5, с. 133].
   Следует обратить особое внимание на то, что государственная истина находится в противоборстве с корпоративной истиной или же является последней. Для решения геополитических задач некоторые государства используют всегда идею "корпоративной истины" [5, с. 134].
   Идеология - признак любой власти: благодаря идеологическим догмам политика более понятна гражданам. Идеология - искуснейший метод власти. Диктатору-временщику для начала хватает силы власти и тактики по принципу "разделяй и властвуй", устрашай и поощряй. Для стабильной же власти нужна идеология. Сегодня даже в самых отсталых странах нельзя представить захват власти во имя самого захвата. Жаждущие власти "потчуют" людей идеями о демократии, равенстве, справедливости и т.д. Идеология власти - искусство правителя и его пленяющий образ, имидж. За какое-то идейное качество, например, патриотизм, властителю могут простить многое. Достоинство страны люди ставят выше благополучия и даже жизни миллионов людей. Мощное государство - это не только его сила, армия и экономика, это и его идеология [1, с. 3-10].
   Безусловно, что важной для человека и общества является та идеология, которая всегда в себе несёт духовно-нравственные ценности (духовно-нравственная идеология).
   Очевидно, что любая государственная идеология базируется на конституционных ценностях, основанных на общечеловеческих и национальных ценностях.
   Девальвация конституционных ценностей неизбежно девальвирует саму роль конституционного права в системе российского права, принижает в категориальном аппарате... такие понятия, как народный суверенитет, народовластие, народное достояние, низводит роль государства до функции частного собственника [2, с. 10].
   В настоящее время защищаются диссертации о нравственности как конституционной ценности [9], которые могут выступить теоретической базой любой государственной идеологии.
   Таким образом, из вышеизложенного следует, что понятия "истина" и "идеология" тождественны и взаимосвязаны.
   По нашему мнению, если государство на законодательном уровне даст правовое определение истине, то государственная политика приобретёт новое лицо, истинно направленное в сторону и в интересах человека, народа.

Список использованных источников

   1. Авакьян С.А. Властеотношения: закономерности существования, субъективизм регулирования и правоприменения // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 5. С.3-10.
   2. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России". М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 264 с.
   3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.2: И-О. СПб.: ТОО "Диамант". 1996. 784 с.
   4. Исаков В.Б. Взаимодействие идеологии и права в государственном управлении // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2009. N 4. С.86-93.
   5. Ивентьев С.И. Истина. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2016. 384 с.
   6. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. Новосибирск: СИБПРИНТ. 2012. 357 с.
   7. Ивентьев С.И. Право человека на Истину // Философия образования и современность: к 10-летию кафедры философии образования в структуре философского факультета МГУ. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Москва, 22 ноября 2018 г. / Ред. и сост. Е.В. Брызгалина, В.А. Прохода, П.Н. Костылев. М.: Философский факультет МГУ. 2018. С.114-117.
   8. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки. 1991. N 6. С.16-30. 
   9.Магадов Ш.Б. Нравственность как конституционная ценность в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юр. наук. 12.00.02. М., 2012. 228 с.
   10. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке: Сост. по лучшим источникам М. Попов. 3-е изд. [доп. и испр.]. Москва: т-во И.Д.Сытина. 1907. 458 с.
   11. Разинов Ю.А. Истина и путь (размышление о специфике европейского ДАО) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2012. N 2. С.29-36.
   12. Савостьянова М.В. Понятие истины в философии и методологии науки ХХ в. // Вестник СевГТУ. 2004. N 56. 
   13. Словарь иностранных слов / ред. Шмидт О.Ю. М.: Советская Энциклопедия. 1933. 1500 с.
   14. Тарасов Н.Н. Истина в юридическом исследовании //Академический юридический журнал. 2000. N 1.
   15. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 2009. 570 с.
   16. Чмыхало А.Ю. К вопросу о понимании истины в современной эпистемологии // Известия Томского политехнического университета. 2012. Выпуск N 6. Т. 320. С.76-80.
  

No Н.А. Боброва, С.И. Ивентьев, 2019

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"