Аннотация: Публикуется часть книги С.И.Ивентьева "Наш Бог-Творец" - Часть главы 2.Имя Бога. Аннотация данной книги вошла в каталог Международного Парижского книжного Салона (17-20 марта 2016г.)
При написании книги "Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека" автором проводился опрос "Что такое любовь?", в ходе которого один респондент утверждал, что "Бог больше чем любовь. Он творит любовь". Это высказывание заставило автора книги вновь обратиться к изучению такого феномена человеческой цивилизации, как Бог. Обозначенная тема исследуется с позиции религии, философии, науки, эзотерики, теософии и различных существующих учений. В книге Бог рассматривается с точки зрения Запада (Бог в облике) и Востока (Бог без облика). Настоящая работа будет полезна исследователям-религиоведам, теологам, научным сотрудникам, студентам и всем, кто интересуется духовными основами нашего бытия.
В знак искренней любви и благодарности настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу
2.ИМЯ БОГА
Если Бог будет на первом месте,
то всё остальное будет на своём.
Аврелий Августин
Как нами указывалось в книге "Божественные и духовно-нравственные права и свободы", у Бога много Священных имён: Любовь, Свет, Отец Небесный, Святой Отец, Первый Источник, Всевышний, Центр Вселенных, Логос, Яхве, Творец, Демиург, Абсолют, Создатель, Элохим, Адонай, Саваоф, Иегова, Господь, Харе Кришна, Промыслитель, Истина и другие [7,с.52].
Например, в исламе Бога зовут Аллахом (от араб."илах" - божество), который является единым и единственным Богом, Творцом и Хранителем мира, Великим Мастером, Главным Архитектором, Автором жизни, Создателем и Источником человека и Господином Судного дня [68,с.10-17].
Велик Господь наш, и велика крепость Его и разум Его неизмерим
(Пс.146-5).
Правда Его пребывает вовек (Пс.110:3).
Чтобы говорить об именах и характеристиках Бога, нам необходимо систематизировать имеющиеся знания о нашем Творце.
Некоторые религии и авторы полагают, что Бог не имеет имени. Так, например, Р.И.Гарифзянов указывает, что "У него нет имени, но земляне привыкли называть его Богом" [60,с.60]. В буддизме отсутствует вообще персонификация Бога.
Условно информацию о Боге можно классифицировать по следующим группам:
I.По форме представления
1.Проявленный Бог
1.1.Человек;
1.2.Аватары Бога;
1.3.Материальные миры;
1.4.Духовные миры (с точки зрения этих миров).
2.Непроявленный Бог.
2.1.Человеческая Душа;
2.2.Души иных Существ;
2.3.Духовные миры (с точки зрения человека).
II.По способу восприятия человеком Бога
1.Образы разума (рассудка).
1.1.Бог мифов.
1.2.Бог философов.
1.3.Бог религии (веры).
1.4.Бог эзотериков (мистиков).
1.5.Бог писателей (поэтов).
1.6.Бог науки.
1.7.Бог теории палеоконтакта.
2.Образы надразума.
2.1.Мифический Бог и божества.
2.2.Бог и божества религии.
2.3.Бог и божества эзотериков (мистиков).
2.4.Бог и божества писателей (поэтов).
3.Образы сверхразума.
4.Образы суперразума.
III.По форме
1.Бог без формы.
2.Малые формы Бога.
3.Большие формы Бога.
IV.По религиозным представлениям
1.Бог в Образе (Лики Бога).
1.1.Мужской Образ.
1.2.Женский Образ.
2.Бог без Образа (Бог Безличный).
В каждом указанном выше случае раскрываются и даются Богу свои имена и характеристики (свойства), тем самым давая Творцу повторное и постоянное пребывание в нашем материальном и духовных мирах. Возможно, что приведённая классификация является неполной из-за ограниченной пока информации о Боге.
Как указывает епископ Горазд, "своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, налюдая мир и природу; однако это познание недостатчоно" [65,с.6]. Это связано с тем, что, как пишет американский философ Серл Джон, "человеческий разум оперирует смысловым содержанием (семантикой)" [67,с.7-13]. Добавим, что речь идёт именно о смысловом содержании, которое может в себя вобрать в себя человек.
Физик Ф.А.Вольф говорит, что "Пока у вещи нет имени, она не может существовать. Об этом говорится в Библии" [44,с.92].
Данный принцип подробно расскрыл философ Д.Я.Тарасов на примере наделения определённым именем человека: "При этом имя объекта (как знак, символ, миф) - по сути, форма его бытия. Обращение к глубокой диахронии и/или этимологии обнаруживает связь имён собственных и имен нарицательных, проявляющуюся в возникновении мифопоэтических архетипов и мифологем...
Наделение именем предполагает: а) его структурирование по образцу имен социального окружения ("именная проекция"); б) выбор имени по значению, благозвучию, в память близких людей ("когнитивная проекция").
В любой культуре имена собственные выполняют определённые функции: а) различения индивидов - единственно необходимая и рациональная функция, вне которой антропонимы вообще теряют смысл; б) определения места индивида в социальной структуре общества; в) соответствия традициям, обычаям, моде и личным вкусам (функция не является обязательной, во многом иррациональна, но неизбежна в силу влияния стихийных и субъективных факторов, определяющих прошлую и актуальную антропонимию); г) наделения имени сверхъестественной силой защиты от злых и покровительства со стороны добрых духов, богов, святых и пр. Функция различения индивидов, стремится максимально расширить номенклатуру антропонимов, а три другие - стремятся, напротив, сузить её. Это противоречие в условиях меняющейся конкретной социальной ситуации и является главной движущей силой эволюции системы антропонимов. Первые две функции могут рассматриваться как единая социально-различительная функция. Тогда третью и четвёртую функции в ряде отношений также можно рассматривать как единую ритуально-харизматическую функцию...
Выбор имени отражает, с одной стороны, традиции и ценности общества, с другой - изменения в жизни, которые сопровождаются дисурсивными трансформациями. Личность является связующим звеном, центром различных интенциональностей и её имя (их коррелят) соотносится с рядом: [имя-знак] [имя-символ] [имя-миф]. В диахронном плане по мере продвижения в направлении мифологизации имен происходит а) увеличение их социальной значимости и б) уменьшение "устойчивости" элементов этого ряда. Лишь имена великих людей становятся масштабными социальными мифами и без всякого преувеличения на тысячелетия входят в общецивилизационный социокультурный контекст (Геракл, Прометей, Ахилл...)...
С точки зрения аналитической психологии, в отношениях отца и ребенка прослеживается ряд важных тем: а) отец как противоположность матери - воплощение важнейших ценностей и свойств личности; б) отец как "информирующий дух", духовный принцип, личный дойник Бога-Отца; в) отец как модель личности сына (дочери); отец как то, из чего сын должен вычленить себя. Повторное использование отцом знака собственного тела усложняет некоторые моменты становления личности сына" [33,с.75-81].
Как нами констатировалось, любое имя несёт определённую информацию; человек, давая имя любому предмету или живому существу, создаёт и творит [7,с.252].
Говоря о сути присвоения имени, здесь будет уместно процитировать философ и психолога Е.М.Иванова, который фактически уточняет их значение: "смысл возникает тогда, когда осмысляемый предмет соотносится с некотором знанием об этом предмете. Чем больше я знаю о предмете, тем более богатым и определенным смыслом он обладает" [66].
Напомним, что Бог в религии, науке, философии, эзотерике и других мировоззрениях мыслится по-разному.
Русский религиозный философ С.Л.Франк (1877-1950гг.) выделяет Бога религии и Бога философии: "Правда, поскольку мы его выразим в грубой и логически твердой формуле, по которой Бог веры есть человекоподобная личность. Бог философии - безличный абсолют, оно кажется совершенно непреодолимым. Но в этом повинна только односторонность и логическая упрощенность самой формулы. Ни Бог религии, ни Бог философии не есть то простое и однозначное содержание, к которому Его сводит эта формула, именно потому, что Он есть прежде всего неисследимая глубина и неисчерпаемое богатство. Он есть полнота всех определений, ибо стоит превыше каждого из них в отдельности; и потому одно определение не противоречит в Нем другому - под условием, что каждое из них берется в надлежащем смысле, не как исчерпывающее адекватное знание самой Его сущности, а именно лишь как уяснение одной из Его сторон, имеющее - в силу коренного единства Его сущности лишь символическое значение для определения целого" [34, с.5-20].
В теории палеоконтакта, Бог мыслится как "Инопланетное высокоразвитое сообщество внеземного происхождения, обладающее наукой бессмертия, и создания любого вида живых существ, и создания целых вселенных (Рафаэль Изобретатель)".
В религиях Запада Бог личен или в Образе, а для религий Востока, как правило, Бог безличен. Это говорит о том, что Бог условно дихотомически разделён, хотя, подчеркнём, Бог-Творец цельный и един.
Эзотерические и философские учения, поэзия и произведения литературы и искусства часто включают в себя два этих представления о Боге. При этом одно может преобладать над другим.
Например, в 1784г. русский поэт и драматург Г.Р. Державин (3 (14) июля 1743 - 8 (20) июля 1816гг.) написал ниже приведённое стихотворение "Бог" [22], в котором попытался раскрыть суть Бога.