Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Наш Бог-Творец. 2.Имя Бога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикуется часть книги С.И.Ивентьева "Наш Бог-Творец" - Часть главы 2.Имя Бога. Аннотация данной книги вошла в каталог Международного Парижского книжного Салона (17-20 марта 2016г.)

  УДК 340.12
  
  
  
  
  
  
  Ивентьев С.И.Наш Бог-Творец/С.И.Ивентьев. - Казань: Самиздат, 2013. - 250с.
  
  
  
  
  
  При написании книги "Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека" автором проводился опрос "Что такое любовь?", в ходе которого один респондент утверждал, что "Бог больше чем любовь. Он творит любовь". Это высказывание заставило автора книги вновь обратиться к изучению такого феномена человеческой цивилизации, как Бог. Обозначенная тема исследуется с позиции религии, философии, науки, эзотерики, теософии и различных существующих учений. В книге Бог рассматривается с точки зрения Запада (Бог в облике) и Востока (Бог без облика). Настоящая работа будет полезна исследователям-религиоведам, теологам, научным сотрудникам, студентам и всем, кто интересуется духовными основами нашего бытия.
  
  
  
  В знак искренней любви и благодарности настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу
  
  
  
  
  2.ИМЯ БОГА
  
  
  Если Бог будет на первом месте,
  то всё остальное будет на своём.
  Аврелий Августин
  
  
   Как нами указывалось в книге "Божественные и духовно-нравственные права и свободы", у Бога много Священных имён: Любовь, Свет, Отец Небесный, Святой Отец, Первый Источник, Всевышний, Центр Вселенных, Логос, Яхве, Творец, Демиург, Абсолют, Создатель, Элохим, Адонай, Саваоф, Иегова, Господь, Харе Кришна, Промыслитель, Истина и другие [7,с.52].
   Например, в исламе Бога зовут Аллахом (от араб."илах" - божество), который является единым и единственным Богом, Творцом и Хранителем мира, Великим Мастером, Главным Архитектором, Автором жизни, Создателем и Источником человека и Господином Судного дня [68,с.10-17].
  
  
  Велик Господь наш, и велика крепость Его и разум Его неизмерим
  (Пс.146-5).
  
  Правда Его пребывает вовек (Пс.110:3).
  
  
   Чтобы говорить об именах и характеристиках Бога, нам необходимо систематизировать имеющиеся знания о нашем Творце.
   Некоторые религии и авторы полагают, что Бог не имеет имени. Так, например, Р.И.Гарифзянов указывает, что "У него нет имени, но земляне привыкли называть его Богом" [60,с.60]. В буддизме отсутствует вообще персонификация Бога.
   Условно информацию о Боге можно классифицировать по следующим группам:
  
  I.По форме представления
  
  1.Проявленный Бог
  1.1.Человек;
  1.2.Аватары Бога;
  1.3.Материальные миры;
  1.4.Духовные миры (с точки зрения этих миров).
  
  2.Непроявленный Бог.
  2.1.Человеческая Душа;
  2.2.Души иных Существ;
  2.3.Духовные миры (с точки зрения человека).
  
  II.По способу восприятия человеком Бога
  
  1.Образы разума (рассудка).
  1.1.Бог мифов.
  1.2.Бог философов.
  1.3.Бог религии (веры).
  1.4.Бог эзотериков (мистиков).
  1.5.Бог писателей (поэтов).
  1.6.Бог науки.
  1.7.Бог теории палеоконтакта.
  
  2.Образы надразума.
  2.1.Мифический Бог и божества.
  2.2.Бог и божества религии.
  2.3.Бог и божества эзотериков (мистиков).
  2.4.Бог и божества писателей (поэтов).
  
  3.Образы сверхразума.
  
  4.Образы суперразума.
  
  III.По форме
  
  1.Бог без формы.
  2.Малые формы Бога.
  3.Большие формы Бога.
  
  IV.По религиозным представлениям
  
  1.Бог в Образе (Лики Бога).
  1.1.Мужской Образ.
  1.2.Женский Образ.
  
  2.Бог без Образа (Бог Безличный).
  
   В каждом указанном выше случае раскрываются и даются Богу свои имена и характеристики (свойства), тем самым давая Творцу повторное и постоянное пребывание в нашем материальном и духовных мирах. Возможно, что приведённая классификация является неполной из-за ограниченной пока информации о Боге.
   Как указывает епископ Горазд, "своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, налюдая мир и природу; однако это познание недостатчоно" [65,с.6]. Это связано с тем, что, как пишет американский философ Серл Джон, "человеческий разум оперирует смысловым содержанием (семантикой)" [67,с.7-13]. Добавим, что речь идёт именно о смысловом содержании, которое может в себя вобрать в себя человек.
   Физик Ф.А.Вольф говорит, что "Пока у вещи нет имени, она не может существовать. Об этом говорится в Библии" [44,с.92].
   Данный принцип подробно расскрыл философ Д.Я.Тарасов на примере наделения определённым именем человека: "При этом имя объекта (как знак, символ, миф) - по сути, форма его бытия. Обращение к глубокой диахронии и/или этимологии обнаруживает связь имён собственных и имен нарицательных, проявляющуюся в возникновении мифопоэтических архетипов и мифологем...
   Наделение именем предполагает: а) его структурирование по образцу имен социального окружения ("именная проекция"); б) выбор имени по значению, благозвучию, в память близких людей ("когнитивная проекция").
   В любой культуре имена собственные выполняют определённые функции: а) различения индивидов - единственно необходимая и рациональная функция, вне которой антропонимы вообще теряют смысл; б) определения места индивида в социальной структуре общества; в) соответствия традициям, обычаям, моде и личным вкусам (функция не является обязательной, во многом иррациональна, но неизбежна в силу влияния стихийных и субъективных факторов, определяющих прошлую и актуальную антропонимию); г) наделения имени сверхъестественной силой защиты от злых и покровительства со стороны добрых духов, богов, святых и пр. Функция различения индивидов, стремится максимально расширить номенклатуру антропонимов, а три другие - стремятся, напротив, сузить её. Это противоречие в условиях меняющейся конкретной социальной ситуации и является главной движущей силой эволюции системы антропонимов. Первые две функции могут рассматриваться как единая социально-различительная функция. Тогда третью и четвёртую функции в ряде отношений также можно рассматривать как единую ритуально-харизматическую функцию...
   Выбор имени отражает, с одной стороны, традиции и ценности общества, с другой - изменения в жизни, которые сопровождаются дисурсивными трансформациями. Личность является связующим звеном, центром различных интенциональностей и её имя (их коррелят) соотносится с рядом: [имя-знак] [имя-символ] [имя-миф]. В диахронном плане по мере продвижения в направлении мифологизации имен происходит а) увеличение их социальной значимости и б) уменьшение "устойчивости" элементов этого ряда. Лишь имена великих людей становятся масштабными социальными мифами и без всякого преувеличения на тысячелетия входят в общецивилизационный социокультурный контекст (Геракл, Прометей, Ахилл...)...
   С точки зрения аналитической психологии, в отношениях отца и ребенка прослеживается ряд важных тем: а) отец как противоположность матери - воплощение важнейших ценностей и свойств личности; б) отец как "информирующий дух", духовный принцип, личный дойник Бога-Отца; в) отец как модель личности сына (дочери); отец как то, из чего сын должен вычленить себя. Повторное использование отцом знака собственного тела усложняет некоторые моменты становления личности сына" [33,с.75-81].
   Как нами констатировалось, любое имя несёт определённую информацию; человек, давая имя любому предмету или живому существу, создаёт и творит [7,с.252].
   Говоря о сути присвоения имени, здесь будет уместно процитировать философ и психолога Е.М.Иванова, который фактически уточняет их значение: "смысл возникает тогда, когда осмысляемый предмет соотносится с некотором знанием об этом предмете. Чем больше я знаю о предмете, тем более богатым и определенным смыслом он обладает" [66].
   Напомним, что Бог в религии, науке, философии, эзотерике и других мировоззрениях мыслится по-разному.
   Русский религиозный философ С.Л.Франк (1877-1950гг.) выделяет Бога религии и Бога философии: "Правда, поскольку мы его выразим в грубой и логически твердой формуле, по которой Бог веры есть человекоподобная личность. Бог философии - безличный абсолют, оно кажется совершенно непреодолимым. Но в этом повинна только односторонность и логическая упрощенность самой формулы. Ни Бог религии, ни Бог философии не есть то простое и однозначное содержание, к которому Его сводит эта формула, именно потому, что Он есть прежде всего неисследимая глубина и неисчерпаемое богатство. Он есть полнота всех определений, ибо стоит превыше каждого из них в отдельности; и потому одно определение не противоречит в Нем другому - под условием, что каждое из них берется в надлежащем смысле, не как исчерпывающее адекватное знание самой Его сущности, а именно лишь как уяснение одной из Его сторон, имеющее - в силу коренного единства Его сущности лишь символическое значение для определения целого" [34, с.5-20].
   В теории палеоконтакта, Бог мыслится как "Инопланетное высокоразвитое сообщество внеземного происхождения, обладающее наукой бессмертия, и создания любого вида живых существ, и создания целых вселенных (Рафаэль Изобретатель)".
   В религиях Запада Бог личен или в Образе, а для религий Востока, как правило, Бог безличен. Это говорит о том, что Бог условно дихотомически разделён, хотя, подчеркнём, Бог-Творец цельный и един.
   Эзотерические и философские учения, поэзия и произведения литературы и искусства часто включают в себя два этих представления о Боге. При этом одно может преобладать над другим.
   Например, в 1784г. русский поэт и драматург Г.Р. Державин (3 (14) июля 1743 - 8 (20) июля 1816гг.) написал ниже приведённое стихотворение "Бог" [22], в котором попытался раскрыть суть Бога.
  
  О ты, пространством бесконечный,
  Живый в движеньи вещества,
  Теченьем времени превечный,
  Без лиц, в трех лицах божества!
  Дух всюду сущий и единый,
  Кому нет места и причины,
  Кого никто постичь не мог,
  Кто все собою наполняет,
  Объемлет, зиждет, сохраняет,
  Кого мы называем: бог.
  
  Измерить океан глубокий,
  Сочесть пески, лучи планет
  Хотя и мог бы ум высокий, -
  Тебе числа и меры нет!
  Не могут духи просвещенны,
  От света твоего рожденны,
  Исследовать судеб твоих:
  Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,
  В твоём величьи исчезает,
  Как в вечности прошедший миг.
  
  Хаоса бытность довременну
  Из бездн ты вечности воззвал,
  А вечность, прежде век рожденну,
  В себе самом ты основал:
  Себя собою составляя,
  Собою из себя сияя,
  Ты свет, откуда свет истёк.
  Создавый всe единым словом,
  В твореньи простираясь новом,
  Ты был, ты есть, ты будешь ввек!
  
  Ты цепь существ в себе вмещаешь,
  Её содержишь и живишь;
  Конец с началом сопрягаешь
  И смертию живот даришь.
  Как искры сыплются, стремятся,
  Так солнцы от тебя родятся;
  Как в мразный, ясный день зимой
  Пылинки инея сверкают,
  Вратятся, зыблются, сияют,
  Так звезды в безднах под тобой.
  
  Светил возженных миллионы
  В неизмеримости текут,
  Твои они творят законы,
  Лучи животворящи льют.
  Но огненны сии лампады,
  Иль рдяных кристалей громады,
  Иль волн златых кипящий сонм,
  Или горящие эфиры,
  Иль вкупе все светящи миры -
  Перед тобой - как нощь пред днем.
  
  Как капля, в море опущенна,
  Вся твердь перед тобой сия.
  Но что мной зримая вселенна?
  И что перед тобою я?
  В воздушном океане оном,
  Миры умножа миллионом
  Стократ других миров, - и то,
  Когда дерзну сравнить с тобою,
  Лишь будет точкою одною;
  А я перед тобой - ничто.
  
  Ничто! - Но ты во мне сияешь
  Величеством твоих доброт;
  Во мне себя изображаешь,
  Как солнце в малой капле вод.
  Ничто! - Но жизнь я ощущаю,
  Несытым некаким летаю
  Всегда пареньем в высоты;
  Тебя душа моя быть чает,
  Вникает, мыслит, рассуждает:
  Я есмь - конечно, есть и ты!
  
  Ты есть! - природы чин вещает,
  Гласит мое мне сердце то,
  Меня мой разум уверяет,
  Ты есть - и я уж не ничто!
  Частица целой я вселенной,
  Поставлен, мнится мне, в почтенной
  Средине естества я той,
  Где кончил тварей ты телесных,
  Где начал ты духов небесных
  И цепь существ связал всех мной.
  
  Я связь миров, повсюду сущих,
  Я крайня степень вещества;
  Я средоточие живущих,
  Черта начальна божества;
  Я телом в прахе истлеваю,
  Умом громам повелеваю,
  Я царь - я раб - я червь - я бог!
  Но, будучи я столь чудесен,
  Отколе происшел? - безвестен;
  А сам собой я быть не мог.
  
  Твоё созданье я, создатель!
  Твоей премудрости я тварь,
  Источник жизни, благ податель,
  Душа души моей и царь!
  Твоей то правде нужно было,
  Чтоб смертну бездну преходило
  Моё бессмертно бытие;
  Чтоб дух мой в смертность облачился
  И чтоб чрез смерть я возвратился,
  Отец! - в бессмертие твое.
  
  Неизъяснимый, непостижный!
  Я знаю, что души моей
  Воображении бессильны
  И тени начертать твоей;
  Но если славословить должно,
  То слабым смертным невозможно
  Тебя ничем иным почтить,
  Как им к тебе лишь возвышаться,
  В безмерной разности теряться
  И благодарны слезы лить.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ? Ивентьев Сергей Иванович, 2013 год
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  В знак искренней любви и благодарности настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"