Алексеев А.Б., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И.
Информационная война в контексте духовно-нравственного противостояния России и Запада

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье исследуется феномен информационной войны с точки зрения противоборства сторон конфликта в духовно-нравственной сфере. Отмечается, что так называемые западные демократии активно используют религию, культуру, науку, идеологию, искусство для продвижения выгодной им информационной повестки дня и блокирования позиции неугодных им стран, привнесения раскола в общественное сознание их граждан, дискредитацию основополагающих институтов, гарантирующих социальную сплоченность и консолидацию, таких как Русская православная церковь. Враждебные пропагандистские действия США, Европейского Союза и Украины как их сателлита должны не просто пресекаться, но и парироваться мерами по обеспечению информационной безопасности России. Исходные данные статьи: Алексеев А.Б., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Информационная война в контексте духовно-нравственного противостояния России и Запада // Двадцать третий Славянский научный собор "Урал. Православие. Культура". Русская духовная культура: ценности и смыслы Традиции, Творчества, Созидания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / сост. И. Н. Морозова ; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : Челяб. гос. ин-т культуры, 2025. - С.205-211. ISBN 978-5-94839-891-4


   Алексеев А.Б., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Информационная война в контексте духовно-нравственного противостояния России и Запада // Двадцать третий Славянский научный собор "Урал. Православие. Культура". Русская духовная культура: ценности и смыслы Традиции, Творчества, Созидания : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / сост. И. Н. Морозова ; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : Челяб. гос. ин-т культуры, 2025. - С.205-211.
   ISBN 978-5-94839-891-4
   Тираж 171 экз.
  
   УДК 004.05, 32, 355.01
   ББК 68.45
    

Алексеев Александр Борисович,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации,

кафедра английского языка,

кандидат филологических наук

Данакари Лилия Ричарди

Волгоградский государственный университет

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, магистр психологии

Ивентьев Сергей Иванович,

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИИ И ЗАПАДА

   Аннотация. В статье исследуется феномен информационной войны с точки зрения противоборства сторон конфликта в духовно-нравственной сфере. Отмечается, что так называемые западные демократии активно используют религию, культуру, науку, идеологию, искусство для продвижения выгодной им информационной повестки дня и блокирования позиции неугодных им стран, привнесения раскола в общественное сознание их граждан, дискредитацию основополагающих институтов, гарантирующих социальную сплоченность и консолидацию, таких как Русская православная церковь. Враждебные пропагандистские действия США, Европейского Союза и Украины как их сателлита должны не просто пресекаться, но и парироваться мерами по обеспечению информационной безопасности России.
   Ключевые слова: Бог, человек, душа, дух, духовно-нравственная сфера, информационная война, духовно-нравственная война, пострелигиозность, религия, язык
    
   Alexeyev Alkeksandr Borisovich
   Russian Presidential Academy of Economy and Public Administration, Department of the English Language, Candidate of Philological Sciences
   Danakari Liliya Richardi
   Volgograd Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Institute of History, International Relations and Social Technologies, Volgograd State University.
   Iventev Sergei Ivanovich
   legal adviser, theologian, specialist in the field of national and religious relations "DELIL" LLC, Member of the Russian Philosophical Society.
    
   INFORMATION WAR IN THE PERSPECTIVE OF SPIRITUAL-MORAL CONFRONTATION OF RUSSIA AND THE WASR
  
   Annotation. The article considers the phenomenon of information war from the standpoint of view of clash between sides of the conflict in the spiritual and moral sphere. It is pointed out that the so-called Western democracies actively use religion, culture, science, ideology, art to advance the agenda that is beneficial to them and to cause a schism in the public consciousness of citizens living in enemy countries. Pivotal institutions guaranteeing social unity and consolidation such as the Russian Orthodox church are often targeted. Inimical propaganda actions of the USA, EU and Ukraine as their satellite should not just be stopped but counteracted by measures ensuring national security of Russia.
   Keywords:  God, man, soul, spirit, spiritual and moral sphere, information war, spiritual and moral warfare, post-religion, religion, language
  
   Тема "информационная война" постепенно становится центральной для социально-гуманитарного знания, что, например, в рамках науки о языке проявляется в становлении лингвистики информационно-психологической войны (ЛИПВ), разрабатываемой А.П. Сковородниковым и Г.А. Копниной [12].
   Информационная война (англ. Information war) - процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня, путём воздействия на гражданское население, власти и (или) вооружённые силы противостоящей стороны, посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации, информационных материалов, и, противодействия таким воздействиям; целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем [8, с. 13; 9, с. 36-44].
   Испокон веков Запад и США (далее по тексту - Запад) открыто навязывали и продвигали свои ценности в России, топча и уничтожая традиционные духовно-нравственные и национальные ценности её народов. В таком духовно-нравственного противостоянии Запад использует различные экономические, информационные (информационная война), дипломатические и иные рычаги воздействия на непокорную Россию.
   Осуществляемая на территории России последние десятилетия информационная война посягает на духовную и нравственную целостность личности, его душу и дух [8, с. 13], расшатывает и уничтожает духовно-нравственную сферу человека, общества и государства.
   В данном случае можно говорить о духовно-нравственной войне, объявленной Западом России ещё с древних времён.
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [2, с. 21-29]. 
   Духовно-нравственная сфера человека - "духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания" [1, с. 123-131].
   Понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога [1, с. 123-131].
   Духовность не только увязывают с религией и духовной культурой определённого народа, но и с душой и духом человека [1, с. 123-131].
   Не вызывает сомнения, что понятие "информационная война" многогранно, и можно, образно выражаясь, выделить несколько фронтов информационной войны. В настоящей статье обратимся к одному из них - духовно-нравственному.
   Хорошо известно, что духовно-нравственная сфера не менее - а всегда более - значима, чем экономическая и / или политическая. Духовное единство - важнейший фактор, обусловливающий стабильное развитие общества, его консолидацию и приобщение к национальным и общемировым культурным ценностям.
   Вместе с тем в современном мире, в котором абсолютно все человеческие отношения подвержены необузданной коммерциализации [3, с. 83], - что проявляется формально и в языке, например, в небывалом наплыве в самых разных дискурсах лексики из сфер бизнеса и маркетинга [17, p. 3] - наблюдаются определённая деморализация, т.е. размывание морально-нравственных границ [15, p. 9]. Происходит распространение антирелигиозности (англ. anti-religion), арелигиозности (англ. areligion - неверующий), пострелигиозности (англ. post-religion) [16, p. 27-30], аполитичности, индифферентности, манипуляции, социальных мифов и постправды (англ. post-truth). Кратко рассмотрим некоторые из этих и близких им терминологических единиц, поскольку считаем их востребованными для описания контекста современной информационной войны, развернутой коллективным Западом и Украиной как западным сателлитом против России.
   Антирелигиозность, или иррелигиозность представляет собой атеистический подход к социальной действительности, неприятие института религии. Арелигиозность, в свою очередь, не предполагает антагонистическое отношение к религиозным практикам, но бытие человека вне религии, который в таком случае не демонстрирует (особого) интереса к ней [16, p. 28-29].
   Полагаем, что серьёзным вызовом для постсоветских стран, вышедших из преимущественно арелигиозной реальности позднего СССР, становится пострелигиозность, передаваемая также синонимичным понятием "диффузная религиозность". Пострелигиозность - это состояние, когда, с одной стороны, в обществе признается важность религии, а с другой, люди склонны к поверхностному восприятию религии, принятию её лишь внешней стороны (обряд, ритуал), когда сама экзистенциональная необходимость в духовном в значительной степени перечеркивается неуместным выпячиванием атрибутов принадлежности, необходимостью соответствовать "традиции" [16, p. 30-31] - порой вовсе изобретаемой вновь. Как выразился применительно к использованию языка в условиях прогрессирующей пострелигиозности писатель и публицист В.С. Бушин, "нахватаются библейско-церковных словечек "окормлять", "нестроения", "Голгофа" и ликуют: "Возрождается святая Русь!..". А часто и не понимают слова эти, как и где можно употреблять их" [4, с. 392]. При этом многие древние религиозные каноны, сформулированные в период рабовладельческого строя (именование человека рабом Бога (Господина) и пр.), непонятны современному человеку.
   Несмотря на то, что религии в современной идеологической конструкции России отводится приоритетное место, есть свидетельства социологов, что ценностно-нормативная сфера нашей страны во многом остается секулярной [11, с. 62]. Это контрастирует с тем, что, на самом деле, можно наблюдать в дискурсе до последнего времени главного геополитического противника России - США, - неслучайно взявшего в качестве официального девиза фразу "In God We Trust" ("На Бога уповаем"). Причём протестантская западная этика вполне увязывается с религией и накоплением богатств (поклонение золотому тельцу), в том числе исторически с помощью колониальных завоеваний и угнетения народов Азии, Африки и Латинской Америки, отрицания их законного права на создание собственных государств (современная Палестина, например), и не воспринимается американским и / или европейскими идеологами в качестве какого-либо противоречия провозглашаемым ими ценностям, хотя в Библии прямо указано: "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" (Лк.18: 25) [5].
   Иными словами, некоторые элементы пострелигиозности, лицемерия, прагматического использования "духовности" явственно наблюдаются в капиталистических обществах достаточно давно - недаром каждая долларовая купюра сопровождается все тем же американским лозунгом "In God We Trust" ("На Бога уповаем"), вопреки тому, что деньги - очевидным образом объект материального мира, любовь к которому обозначена в Священном писании корнем всех зол (Первое послание Тимофею 6:10) [5], - и афишировать свою веру в Бога циркуляцией банкнот, казалось бы, практика с точки зрения христианства сомнительная.
   Тем более - с позиций этики, нравственности - неуместно использовать и ставить во главу угла религию в ходе информационной войны (например, как делает это Украина, продвигая канонически не признанные церкви, независимые от Московского патриархата, усиливая дискриминацию в отношении представителей Русской православной церкви) [14]. Однако истоки практики подобного рода несложно обнаружить еще в Холодной войне, которая, по большому счёту, и принимала форму враждебной, очернительской кампании в отношении СССР - форму именно информационной, пропагандистской войны, - хотя данные термины не были тогда в обиходе. Представление коммунизма мировым злом, чуть ли не сатанизмом, было типичной гипертрофированной ложью в отношении нашей родины, циркулируемой в том числе влиятельными диссидентами и иными предателями.
   Сегодня информационная война трактуется как противоборство сторон конфликта, вызванное несовместимостью их идеологий, преследованием различных интересов, реализуемое с помощью целенаправленных действий информационного характера, направленных на подрыв (духовно-нравственной, национальной) безопасности противника и доминирование в экономической, политической, духовной, информационной, культурной и других областях жизни [12, с. 42].
   Элементами духовно-нравственной сферы являются, конечно, не только религия, но и культура, искусство, наука, идеология, образование, мораль, язык, наконец, органически связанный как с материальными, так и нематериальными аспектами развития общества. Поясним на конкретных примерах, как данные аспекты становятся полями сражений информационной войны.
   Ставя вопрос о культурных ценностях, отметим, что глобализм американского образца - что даёт о себе знать и в русском языке, начинающем изобиловать английскими заимствованиями, хотя, по нашему мнению, предаваться моральной паники по этому поводу не следует - едва ли соответствует российскому менталитету. Действительно, в традиционном понимании русская культура (в отличие от американской!) - коллективистская. Как писал русский писатель Л.Н. Толстой (28.08.[9.09.] 1828 - 07[20].11.1910 гг.), "одного русского человека почти никогда нет (нечто когда он делает что-нибудь плохое, тогда - я). А то семья - мы, артель - мы, обчество - мы" [13].
   Точка зрения классика контрастирует с индивидуализмом, прививаемым молодому поколению в том числе, казалось бы, через позитивные роды деятельности, такие как рок-музыка [6, с. 129-130], спорт и в особенности кибер-спорт [10]. М.А. Мирошниченко в данной связи констатирует, что ценности, транслируемые активно формирующейся киберспортивной культурой, сами по себе не плохи - это и командная работа, и ориентированность на результат, и стремление к успеху, - но они часто не соответствуют идеологической линии на семью, верность традиции, сплочённость общества [10, с. 37]. Вместо этого под воздействием Интернета, в котором доминирует американская пропаганда, в сознании молодёжи укореняются идеи о важности соперничества, положительно обозначаемого конкуренцией, реальное общение подменяется виртуальным, а смысловой акцент делается на развлекательности [10, с. 38].
   Оказываясь под влиянием американского (западного) стиля жизни с его достаточно поверхностной моралью, склонностью к неискренности, многие дискурсы претерпевают существенное изменение, превращаясь в тейнмент-коммуникацию: политейнмент (от англ. "politics" - "политика" и "entertainment" - "развлечение"), инфотейнмент, сайенсейнмент (от англ. "science" - "наука") и т.д. И хотя, по нашему мнению, относится к развлекательности исключительно негативно неверно, протест против происходящего крена в сторону бутафории, троллинга, постправды выражается самими западными интеллектуалами. Так, современная американская писательница Л. Миллет утверждает следующее: "Наша склонность к смешиванию новостей с развлечением привела нас к культурной свалке, в которой мусор выдаётся за еду. Мы жадно набиваем себе им рты, не замечая, какой у него отвратительный вкус или то, что он жжёт нам горло и рассекает язык" [18].
   Понятно, что непродуманное копирование западного опыта, имевшее место в годы перестройки, в 1990-е и отчасти даже 2000-е годы, перенятие неолиберальной демократии, России традиционно никогда не свойственной, не лишённой своих проблемных сторон, вестернизация науки, образования, не могло дать позитивных результатов.
   Какими же способами осуществляется "завуалированная интервенция" в духовно-нравственной сфере?
   Во-первых, на информационных площадках происходит подмена духовно-нравственных ценностей на эфемерные (греч. ' - однодневный) ценности, которые отодвигают на задний план Бога, снижают важность и ценность души и духа человека, не дают осмыслить человеку своё предназначение на Земле, а также создают и увеличивают пропасть между Богом и человеком.
   Во-вторых, эффективным способом ведения информационной войны является установление монополии на истину - контроль не просто за тем, что говорится, но и контроль за самим доступом к дискурсу, в том числе с помощью практик дискриминации и исключения. В частности, опубликовать свои работы - даже не идеологического содержания, а нейтральные - для российских учёных, писателей, поэтов, журналистов на Западе становится невозможным. Введены ограничения для российских спортсменов, наложены санкции на частные лица, по идее, прямым образом с политикой не связанными.
   В-третьих, используется дезинформация, которая формирует дискредитирующие (отрицательные) образы неугодных людей и государств.

Список литературы

  
   1.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная инновационная деятельность // Вторые международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н.А. Пьянова: материалы конференций, 6 и 14 октября 2020 г. / отв. ред. и сост. М.Ю. Спирин; [науч. ред. С.Ю. Суменков, И.А. Кузьмин]. Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2021. С. 123-131.
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. С. 21-29.
   3.Булгакова А.А. Создавая новый мир: принципы трансмедийного сторителлинга в новостном дискурсе о пандемии COVID-19 // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. ! 3 (42). С. 82-90.
   4.Бушин В.С. Неизвестный Солженицын. М.: Алгоритм, 2006. 448 с.
   5.Библия: каноническая, русский синодальный перевод. М.: Российское Библейское общество, 2007. 1057 с.
   6.Гриценко С.А. "ярко, ярко горят": психопатологические мотивы в любовной лирике группы "Элизиум" / С. А. Гриценко // Романовские чтения - 16: сборник статей Международной научной конференции, Могилев, 24.11.2022 г. Могилев: Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2023. С. 129-130.
   7.Искандаров Ш.Ф., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. СВО как ответ Российского государства на духовно-нравственное и физическое уничтожение личности // Актуальные проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений в современном мире // Сборник научных статей. / Под общей редакцией доцента Саркаровой Н.А. Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2024. С. 247-252.
   8.Казанцева Д.Б. Духовно-нравственная сфера современного российского общества: обеспечение безопасности : монография / Д.Б. Казанцева, А.Л. Золкин, О.А. Карпенко, О.В. Безрукова, С.И. Ивентьев. Москва : РУСАЙНС, 2022. 78 с.
   9.Манойло А. В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта. - Киев: Материалы V Международной научно-практической конференции "Информационные технологии и безопасность". 2005. ! 8. С. 73-80.
   10.Мирошниченко М.А. Киберспорт как социокультурное явление: анализ влияния на молодёжную субкультуру // Человек. Общество. Инклюзия. 2024. ! 1(57). С. 36-44.
   11.Пруцкова Е. В. Связь религиозности и ценностно-нормативных показателей: фактор религиозной социализации // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2015. ! 3 (59). С. 62-80.
   12.Сковородников А.П., Копнина Г.А. Лингвистика информационно-психологической войны: к обоснованию и определению понятия // Политическая лингвистика. 2016. ! 1. С. 42-50.
   13.Толстой Л.Н. Разговор с прохожим // Полное собрание сочинений. Том 37. Произведения 1906-1910 гг. М.: Художественная литература, 1956. 491 с.
   14.Что нужно знать о расколе православной церкви на Украине // Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3485919#:~:text= (дата обращения: 05.03.2025).
   15.Bruce S. Secularization. In defence of unfashionable theory. Oxford: Oxford University Press, 2013. 245 p.
   16.Lee L. Recognizing the non-religious: reimagining the secular. Oxford: Oxford University Press, 2015. 235 p.
   17.Mautner G. Language and the market society. Critical reflections on discourse and dominance. London: Routledge, 2010. 215 p.
   18.Millet L. If Language is a Weapon, Now is the Time to Deploy It. [Electronic resource]. URL: https://lithub.com/if-language-is-a-weapon-now-is-the-time-to-deploy-it/ (date of reference: 05.03.2025).
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"