Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственная инновационная деятельность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматривается инновационная деятельность, которая связана с духовно-нравственной сферой человека и общества. Авторы вводят в оборот понятия "духовно-нравственная инновация", "духовно-нравственная инновационная деятельность", которым даны следующие авторские определения. Духовно-нравственные инновации - это новшества и изменения в духовно-нравственном облике человека и его душе. Под духовно-нравственной инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на формирование нового понятийного аппарата духовно-нравственной сферы человека, трансляция и культивирование духовно-нравственных ценностей человека, развитие духовно-нравственного потенциала личности и духовно-нравственное совершенствование человека с использованием прогрессивных методов и технологий. Духовно-нравственная инновационная деятельность прослеживается и практикуется в воспитательном и образовательном процессе. Правильное цитирование: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная инновационная деятельность // Вторые международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н.А. Пьянова: материалы конференций, 6 и 14 октября 2020 г. / отв. ред. и сост. М.Ю. Спирин; [науч. ред. С.Ю. Суменков, И. А. Кузьмин]. - Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2021. - С. 123-131. ISBN 978-5-6044847-0-8 https://www.matgip-irk.com/


   Правильное цитирование: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная инновационная деятельность // Вторые международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н.А. Пьянова: материалы конференций, 6 и 14 октября 2020 г. / отв. ред. и сост. М.Ю. Спирин; [науч. ред. С.Ю. Суменков, И. А. Кузьмин]. - Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2021. - С. 123-131.
   ISBN 978-5-6044847-0-8
   https://www.matgip-irk.com/

Гузелия Рауфовна Асадуллина

Башкирский государственный университет,

г. Уфа, Россия

Сергей Иванович Ивентьев

ООО "ДЭЛИЛ",

г. Казань, Россия

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  
   В статье на теоретическом уровне рассматривается инновационная деятельность, которая связана с духовно-нравственной сферой человека и общества. Авторы вводят в оборот понятия "духовно-нравственная инновация", "духовно-нравственная инновационная деятельность", которым даны следующие авторские определения. Духовно-нравственные инновации - это новшества и изменения в духовно-нравственном облике человека и его душе. Под духовно-нравственной инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на формирование нового понятийного аппарата духовно-нравственной сферы человека, трансляция и культивирование духовно-нравственных ценностей человека, развитие духовно-нравственного потенциала личности и духовно-нравственное совершенствование человека с использованием прогрессивных методов и технологий. Духовно-нравственная инновационная деятельность прослеживается и практикуется в воспитательном и образовательном процессе.
   Ключевые слова: Человек, душа человека, личность, духовность, нравственность, ценности, инновации, инновационная деятельность, духовно-нравственные инновации, духовно-нравственная инновационная деятельность, молодёжь.

Guzelija R. Asadullina

Bashkir state University,

Ufa, Russia

Sergey I. Iventev

"DELIL" LLC,

Kazan, Russia

SPIRITUAL AND MORAL INNOVATION ACTIVITY

   The article deals with innovative activities related to the spiritual and moral sphere of a person and society at the theoretical level. The authors introduce the concepts of "spiritual and moral innovation", "spiritual and moral innovation", which are given the following author's definitions. Spiritual and moral innovations are innovations and changes in the spiritual and moral appearance of a person and his soul. Spiritual and moral innovation activity is understood as activity aimed at forming a new conceptual apparatus of the spiritual and moral sphere of a person, transmitting and cultivating spiritual and moral values of a person, developing the spiritual and moral potential of a person and spiritual and moral improvement of a person using progressive methods and technologies. Spiritual and moral innovative activity is traced and practiced in the educational process.
   Keywords: Human, soul of man, personality, spirituality, morality, values, innovation, innovative activity, spiritual and moral innovations, spiritual and moral innovative activity, youth.
  
   Предмет исследования. Духовно-нравственная инновационная деятельность.
   Цель исследования. Исследовать наличие инноваций в духовно-нравственной сфере человека.
   Методология. В процессе исследования использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа, систематизации и аналогии.
   Введение. Современную Россию, все сферы её деятельности (политика, экономика, образование, промышленность, технологии и др.) захлестнули процессы, связанные с инновацией (лат. novatio - обновление или изменение; лат. innovatio - в направлении изменений), как продукта технического прогресса [6, с.11].
   Согласно статье 2 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", "инновации - введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях" [14].
   В науке по характеру применения выделяют следующие виды инноваций: 1.Продуктовые (ориентированы на производство, использование новых продуктов); 2.Технологические (создание и применение новой технологии); 3.Социальные или процессные (ориентированы на реорганизацию, построение и функционирование новых социальных структур); 4.Комплексные (несколько видов изменений, рыночные, маркетинговые) [10, с.213].
   Как усматривается из приведённой классификации инноваций, духовно-нравственная сфера человека не охватывается инновационной деятельностью и не была включена даже в какой-либо состав инноваций, что говорит о неполноте данной классификации, а также непроработанностью данного вопроса, что определяет востребованность и актуальность исследуемой темы.
   Без духовно-нравственной сферы человека и общества немыслимы экономическая, политическая, образовательная и другие сферы человеческой деятельности.
   На фоне инновационной деятельности в российском обществе произошла и происходит подмена общечеловеческих ценностей на ценности общества потребления, а также наблюдается девальвация духовно-нравственных ценностей человека. Эти негативные процессы связаны с приоритетом материальных ценностей над духовно-нравственными ценностями, расплывчатым и неконкретным понятийным аппаратом духовно-нравственной сферы человека, связанным с отсутствием точных определений понятиям "духовность", "духовно-нравственная сущность человека", "душа человека", "дух человека", "духовно-нравственная сфера" и другим их производным.
   Обсуждение рассматриваемой темы. Традиционно понятие "духовность" рассматривается в двух аспектах: 1. Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный [5].
   В таких монотеистических (авраамических) религиях, как иудаизм, христианство и ислам, духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого духа [16, с.186-190].
   Считаем, что понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога.
   Некоторые авторы духовность (переживание и оценка священного внутри или за пределами материального мира) отделяют от религии (лат. religare - связывать, соединять) как "структурированной системы убеждений, включающей эмоции, мораль и чувство идентичности и общности", в связи с различными структурой, практиками поиска и подходами к истине [3, с.40-41].
   Понятие "духовность" не только увязывают с религией и духовной культурой определённого народа, но и с душой и духом человека [2, с.21-29].
   Под духовно-нравственной сферой человека понимается "духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания" [9, с.87-91].
   Концепт "духовно-нравственные ценности" включает в себя три таких понятия, как духовность, нравственность и ценность ("то, что имеет для человека важное значение, особую значимость") [13, с.9-12].
   Как указывает З.А. Айзатуллин, "духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
   Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
   Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [1, с.9-12].
   В соответствии с четвёртым и пятым поколениями прав человека или правам души и духа человека, душа человека относится к главной духовно-нравственной ценности человека, которая наделяется определёнными правами и свободами [4, с.62-65].
   В состав духовно-нравственной сферы человека также входит и его духовный потенциал.
   Под духовным потенциалом (от лат. potentia - сила) человека мыслится "личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве основы для духовного поведения" [12]. В свою очередь, духовно-нравственный потенциал человека - это личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве основы для духовного и морально-нравственного поведения, духовного и нравственного совершенствования.
   Духовно-нравственный потенциал человека базируется на его духовном и морально-этическом уровне, который некоторые исследователи относят к так называемым духовно-нравственным рискам, от которых зависит то или иное управленческое решение топ-менеджера или государственного деятеля [7, с.179-182].
   Духовно-нравственный потенциал человека формируется в результате духовного и нравственного развития, воспитания и обучения, самосовершенствования, а также накопления определённого духовного опыта.
   По мнению Н.И. Джегутановой, "понятие "духовно-нравственный потенциал личности" объединяет духовное и нравственное в личности как не реализованные в конкретный момент времени возможности личности, ее способности к действию, которые при определенных обстоятельствах (факторах, педагогических условиях) могут быть актуализированы. Данное понятие отражает стремление и способность (внутренне присущую силу) человека к самосовершенствованию" [8, с.174].
   По нашему мнению, в классификацию инноваций по характеру применения необходимо включить дополнительно новую группу (вид) инновации "духовно-нравственные инновации", которая связана с духовно-нравственной сферой человека.
   В литературе отсутствуют такие понятия, как "духовно-нравственные инновации" и "духовно-нравственная инновационная деятельность".
   Духовно-нравственные инновации - это новшества и изменения в духовно-нравственном облике человека и его душе.
   Под духовно-нравственной инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на формирование нового понятийного аппарата духовно-нравственной сферы человека, трансляция и культивирование духовно-нравственных ценностей человека, раскрытие и развитие духовно-нравственного потенциала личности, и духовно-нравственное совершенствование человека с использованием прогрессивных методов и технологий.
   К духовно-нравственной инновационной деятельности, связанной с формированием нового понятийного аппарата духовно-нравственной сферы человека, можно отнести провозглашение в теории прав человека так называемых прав и свобод души и духа человека [4, с.62-65], введение в оборот экономической науки концепта "духовно-нравственные риски", в состав которого входят человеческий фактор, духовный и нравственный уровень человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленские решения [7, с.179-182].
   Духовно-нравственная инновационная деятельность прослеживается и используется в воспитательном и образовательном процессах, благодаря которым происходит раскрытие и развитие духовно-нравственного потенциала личности, в частности, творческих потенций [11, с.32-37; 12, с.73].
   Трансляцию и культивирование духовно-нравственных ценностей человека осуществляют религиозные институты и государство.
   К духовно-нравственной инновации следует также отнести создание в обществе положительного образа того или иного человека, политика или государства, то есть использование так называемого в народе "науки образности". Кроме того, к данному виду инноваций необходимо причислить разработку и внедрение технологий по созданию в обществе духовно-нравственного иммунитета к антисоциальной и аморальной рекламе и явлениям (информационные войны, пропаганда войны, порнографии, проституции, наркомании, алкоголизма, духовно-нравственных и уголовных преступлений, вовлечение молодёжи в экстремистские формирования и криминальные группировки и пр.).
   В целенаправленной деятельности по реализации задач гражданского образования молодёжи отмечают о необходимости "определения оптимального сочетания традиционных и инновационных технологий, направленных на создание условий для становления гражданских компетентностей и нравственных ценностей" [15, с.73]. В данном случае идёт о балансировке духовных потребностей и материальными притязаний человека, что позволяет создать благоприятные условия для духовного и нравственного развития человека.
   Вышеперечисленными примерами духовно-нравственная инновационная деятельность не ограничивается, и будет пополняться по мере духовного и нравственного развития человеческой цивилизации.
   Заключение. В ходе исследования выявлено, что в современной России инновации не обошли духовно-нравственную сферу человека и общества.
   Духовно-нравственные инновации напрямую взаимосвязаны и влияют на жизнь и безопасность человека и общества, а также духовно-нравственную сферу.
   Выводы. Понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога, души и духа человека.
   Духовно-нравственная инновационная деятельность позволяет транслировать и культивировать духовно-нравственные ценности в обществе, а также способствует раскрытию и развитию духовно-нравственного потенциала личности.
   Духовно-нравственные инновации выступают значимым и существенным заслоном против девальвации духовно-нравственных ценностей в российском обществе, а также духовно-нравственным и уголовным преступлениям.
   Введение авторами исследования в оборот понятий "духовно-нравственные инновации" и "духовно-нравственная инновационная деятельность" позволяет обществу и государству обратить особое внимание на духовно-нравственную сферу человека, а также пополнить и конкретизировать понятийный аппарат.
  

Источники и литература

  
   1.Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата обращения: 05.08.2020).
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   3.Бабаева Э.А.Духовность и религия. Тождество и различие // Духовно-нравственные и идеологические проблемы в современном обществе. Сборник статей / Под общей редакцией Н. А. Саркаровой. - Махачкала: АЛЕФ, 2020. - С. 40-45.
   4.Боброва Н. А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12 октября 2019 г., Таганрог / отв. ред. В. П. Рыжов. - Таганрог : Типография Ступина С. А., 2019. - С. 62-65.
   5.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 544 с.
   6.Воробьева (Пригода) Н.С. Философская интерпретация сущности инноваций // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Т. 18. - Вып.1. - С.11-15.
   7.Гузенко С.С., Тимофеев Р.А.Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, 25-26 марта 2020 года [Электронное издание]. - Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2020. - С.179-182.
   8.Джегутанова Н.И.Потенциал личности как основа духовно-нравственного воспитания будущего учителя // Преподаватель XXI век. - 2007. - N 2. - С. 170-175.
   9.Ивентьев С.И.Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей / сост.: С.В. Абрамова, 
   Е.Н. Бояров; под ред.: О.А. Фёдорова, В.В. Моисеева. - Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. - С.87-91.
   10.Кутепов О.Е., Непарко М.В.Виды и классификация инвестиционной деятельности и инноваций //  Проблемы экономики и юридической практики. - 2016. - N 1. - С.211-214.
   11.Калинина З.Н., Декина Е.В. Духовно-нравственные традиции и инновации в воспитании студенческой молодёжи // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - N 4. - С. 32-37.
   12.Трофимова Н.Б.Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе школы (психолого-педагогический аспект): монография. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - 283 с.
   13.Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. - 2010. - N 7. - С. 9-12.
   14.ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 35. - Ст. 4137.
   15.Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодёжи // Высшее образование в России. - 2006. - N 12. - С.71-74.
   16.Штумпф С. П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. - 2014. - N 1. - Т. I (Гуманитарные науки). - С. 186-190.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"