Боброва Наталья Алексеевна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Права человека и ислам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне исследуются права человека и ислам. Современное право человека на свободу совести и вероисповедание конкретизируется в концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, которая базируется на основных догматах религии, а также наделяет душу и дух человека определёнными правами и свободами, что является новым для религиозной и правой традиции. В мусульманской концепции прав человека отсутствует понятие "права души и духа человека" в связи с неразработанностью важного для человека духовно-нравственного вопроса. По мнению авторов, права души и духа человека являются основой для межконфессионального диалога, связующим звеном между религией и правом, а также подспорьем для дальнейшего развития теории прав человека. Для цитирования: Боброва Н.А., Ивентьев С.И.Права человека и ислам // Истоки духовности [Текст]: информационно-справочное пособие / сост.: Р.Р. Баязитова, Г.М. Набиуллина, Р.З. Юлбаев. - Уфа: Педкнига, 2019. - С.22-37. ISBN 978-5-6042485-3-9.


   Боброва Н.А., Ивентьев С.И.Права человека и ислам // Истоки духовности [Текст]: информационно-справочное пособие / сост.: Р.Р. Баязитова, Г.М. Набиуллина, Р.З. Юлбаев. - Уфа: Педкнига, 2019. - С.22-37.
   ISBN 978-5-6042485-3-9. Тираж 100 экз.
  
   УДК 297, 342.7

Н.А. Боброва,

Док. юр. наук, профессор, Заслуженный юрист РФ,

Тольяттинский государственный университет, г.Тольятти

С.И. Ивентьев,

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ",

член РФО, г.Казань

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИСЛАМ

   Аннотация. В статье на теоретическом уровне исследуются права человека и ислам. Современное право человека на свободу совести и вероисповедание конкретизируется в концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, которая базируется на основных догматах религии, а также наделяет душу и дух человека определёнными правами и свободами, что является новым для религиозной и правой традиции. В мусульманской концепции прав человека отсутствует понятие "права души и духа человека" в связи с неразработанностью важного для человека духовно-нравственного вопроса. По мнению авторов, права души и духа человека являются основой для межконфессионального диалога, связующим звеном между религией и правом, а также подспорьем для дальнейшего развития теории прав человека.
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, религия, христианство, ислам, право, права человека, права души и духа человека, ценности.

  
   В советское время информация о религиозных конфессиях в энциклопедических источниках отражалась ограничено. Например, согласно Советскому энциклопедическому словарю, "ислам (араб. букв. - покорность) - одна из наиболее распространённых (наряду с христианством и буддизмом) религий; её последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. В результате араб. завоеваний распространился на Бл. и Ср. Востоке, позднее - в нек-рых странах Д. Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Гл. принципы И. изложены в Коране. Осн. догмат - поклонение единому богу - аллаху и признание Мухамедда "посланником аллаха". Осн. направления - суннизм и шиизм" [32, с.508].
   В современное время в литературе наиболее полно раскрывается сущность любой религии, в том числе и ислама.
   "Ислам - монотеистическая (авраамическая) мировая религия, возникшая в VII в. и во многом определившая все стороны жизни значительной части населения Азии и Африки. Важнейшей чертой ислама является его роль социального и культурного регулятора" [12, с.79].
   "Название "Ислам" происходит от арабского "салам", "мир", но имеет и
дополнительное значение "покорность", таким образом, более полное название
ислама - можно перевести как "абсолютный мир, который наступает, если
жизнь человека подчинена Богу". Ислам можно считать "братской" религией по отношению к иудаизму и христианству. Историю и сущность ислама невозможно охватить в отрыве от этих религий"
[4, с.92-93]. "Возрождение религии Авраама было положено с началом пророчества Мухаммеда" [22 , с.130].
   "В основе вероучения ислама лежит категория "иман" - убеждение в правильности исламских догматов. В Сунне определены шесть принципов, условий имана или веры, которые называются Аркан аль-Иман. Это вера в Аллаха, в ангелов, в священные книги, в пророков, в Судный день и в предопределение.
   1. Вера в Аллаха. Основным догматом ислама является вера в единственного бога - Аллаха. Слово "Аллах" ("Аль" и "Илях" - "тот, кому поклоняются") используется как для обозначения собственно Бога, так и в качестве одного из его 99 имён. В исламе Аллах воспринимается как творец мира и его повелитель, не имеющий себе равных..." [12, с.81].
   "Первый и основополагающий догмат ислама, религии строгого монотеизма, состоит в исповедании веры в Единого и Единственного Бога (таухид). Согласно учению ислама, Единый Бог Аллах - творец мира и господин Судного дня, обладатель наивысшей власти; его совершенство, могущество и величие неизмеримы; он единственный
подлинный царь и судья
- справедливый, милостивый, но и грозный, карающий, всё в мире совершается по его воле. Осознавая могущество Бога, люди должны быть покорными Аллаху и во всём полагаться на божественную справедливость.
Символ единобожия выражен в 112-й суре Корана: "Он
- Аллах - един, Аллах вечный, не родил и не был рождён, и не был ему равным ни один". Самым большим грехом считается "придание Аллаху сотоварищей" [31, с.298].
   "В отличие от существовавших до ислама монотеистических религий (иудаизм, буддизм, христианство), в исламе единобожье (таухид) абсолютное. В иудаизме монотеизм выражен в иерархической структуре; в буддизме - в "живом Боге" (Далай-лама); в христианстве - в Триединстве. Только в исламе Аллах единый и единственный - "нет ни какого божества, кроме Аллаха" [5, с.4].
   "По мнению многих религиозных деятелей, ислам называет - верой,
милосердием, терпимостью
" [38, с.153].
   "Идеологическая основа Ислама. 1. Аллах (всемогущий Он и велик). Знание Аллаха и вера в Него составляют саму основу Ислама" [18, с.8].
   "Анализ становления религиозно-нравственных воззрений ислама показал, что в течение его многовекового присутствия в жизни людей эта религия функционировала как высокоразвитая этическая система с большими возможностями в нравственном регулировании поведения людей" [2, с.4].
   Право с религией связано через свободу совести и вероисповедание, которую относят к духовному и юридическому праву [23, с.76]. Это право включает в себя свободу менять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов, которое закреплено в международном и российском праве (статьи 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., 18 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. [28], 1 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г., 14 Конвенции о правах ребёнка от 20.11.1989 г. [29], 28 Конституции Российской Федерации [19], 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ [37]). Все эти нормативно-правовые акты относят к западной концепции (от лат. conceptio "система понимания") прав человека.
   Право человека на свободу совести и вероисповедание было закреплено в статье 14 Всеобщей исламской декларации прав человека 19.09.1981 г. и других нормативно-правовых актах мусульманских государств, основанных на шариате (араб. ?????? - букв. правильный путь, образ действия?), своде норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, охватывающих всю жизнь мусульманина от колыбели до могилы [4, с.100], которые представляют собой мусульманскую концепцию прав человека, которая существенно отличается от западной концепции прав человека.
   Как указывают Т.А. Дураев, Н.В. Тюменева, "шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на его правах. В западной концепции, напротив,
преобладает идея свободы личности. Вместе с тем обязанности доминируют в религиозной
сфере, когда речь идёт о выполнении культовых обрядов, молитв, религиозных действий,
религиозных постов... В соответствии с принципом "целей шариата" любое субъективное право оценивается не само по себе, а с учётом тех ценностей или интересов, на реализацию которых оно направлено. В исламе выделено пять таких целей: религия, жизнь,
разум, продолжение рода (с ним сопряжены честь и достоинство) и собственность. Между ними существует иерархия, где высшей целью выступает религия (Бог - Аллах - прим.авт.), а на последнем месте - собственность. Такая иерархия ценностей и приоритетов сохраняется в современной исламской теории прав человека" [10, с.354-355].
   Российское право базируется на западной концепции прав человека.
   А.М. и А.М.Багаутдиновы отмечают, что "в исламе вопросы свободы выбора и прав человека, составляющие основу современной западной политической философии, едва ли могли бы возникнуть. Единственный свободный выбор, который должен быть сделан, - это или подчиниться вечным законам Аллаха и тем самым обрести спасение, или не подчиниться им и быть осуждённым на вечные муки. И единственно важное право человека - неукоснительно следовать законам, которые были переданы Аллахом через пророков" [3, с.6].
   Концепция четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека более полно раскрывает свободу совести, наделяя душу и дух человека соответствующими свободами и правами [6, с.183-185; 11, с.10]. Многие права души и духа человека базируются на религиозных догматах (вера в Бога, любовь к Богу и др.).
   Так, к четвёртому поколению прав человека относят следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на духовное и моральное творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека [13, с.30].
   В состав пятого поколения прав человека входят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на бесстрашное и доверительное общение с Богом, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право на переселение души, право человека на Абсолютную истину и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии [13, с.132].
   С момента появления человека до наших дней актуальными так и остаются вопросы, касающиеся духовной реальности человека, его души и духа, которыми занимаются религия, философия, психология и другие научные дисциплины.
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [7, с.10; 36, с.125]. Об этом также говорят древние философские труды, научно-философские трактаты, религиозные и эзотерические учения. При этом в христианстве преобладает трихотомическая (трихотомия др.-греч. ?????????? - разрубание, разделение натрое) концепция или мысль о трёхсоставности человеческого естества, а в исламе - двухсоставности человека (тело и душа).
   Как указывают А.М. и А.М.Багаутдиновы, "подобно христианству и иудаизму, ислам учит, что все смертные существа (как животные, так и люди) состоят из "глины" (хайула) -
осязаемого, но неодушевлённого материала, и "духа" (джинн) - неосязаемой бессмертной души, которая оживляет "глину" [3, с.39-40].
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека.
   Согласно исламу, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях" (Коран 6:164). 
   В Библии читаем: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"  (Мк. 8:36).
   Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) в "Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека", принятым Архиерейским Собором РПЦ 26.06.2008 г., указывает о посмертных благах человеческой души [30].
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом.
   В христианской и мусульманской традиции под Духом Святым понимают Божий Дух (Дух Господень): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2); "Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух" (Иоанн 3:6); "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою" (Чис. 27:18);  "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего" (Коран 17:87);  "Потом сформировал его (человека), вдохнул в него дух Свой и дал вам слух, зрение и сердце. Как вы мало Ему признательны" (Коран 32:9) и др.
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции [24, с.5-11]. "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признаёт душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [25, с.9].
   Хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: "начинается с "души человека" в Древности, она превращается в полумистический "дух человека" в Средневековье, затем заменяется "сознанием человека" в Новое время, но постепенно открывается "психическая реальность" в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" в сегодняшнее Неоклассическое время" [27, с.162].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [27, с.291]. Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [27, с.245].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает, так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [25, с.9].
   Г.П.Меньчиков справедливо отмечает, что "душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем "я" [25, с.9].
   Например,  русский философписатель и публицист И.А. Ильин  (28.03.(09.04)1883 - 21.12.1954 гг.) под духом человека подразумевал объективно существующую жизненную разумную энергию человека [14, с.236].
   С.И. Ивентьев указывает, что "душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность" [13, с.153].
   Под душой подразумевают: "1.Совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека; 2.Творение Бога" [13, с.352].
   Безусловно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности [26, с.57-64].
   Как указывалось выше, в концепции четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека душа человека наделяется определёнными правами и свободами [13, с.9], а также относится к нематериальным благам или, как говорят юристы, нематериальному активу, который бесценен [15, с. 158]. В данном случае под духом человека С.И. Ивентьев мыслит нетелесное, невещественное начало, эманация Бога [13, с.17, 352].
   Религия, включая две ветви православия (каноническое и древлеправославие) и ислам, обращает особое внимание на спасение бессмертной души человека, как при жизни, так и после его смерти. С этой целью, например, у староверов существует определённый похоронно-поминальный обряд (чтение молитвы, причащение крещёной "иорданской" водой, омовение, отпевание, обряд похорон, поминовение в определённые дни и пр.), который, так или иначе, сходен с посмертным ритуалом в каноническом православии. Похоронно-поминальные обряды других религий также направлены на посмертную заботу о душе умершего.
   Согласно догматам древлеправославия, "человек двойственен: обладает смертным телом и бессмертной душой. Тело и душа враждуют: "Плоть желает противного Духу, а Дух противного плоти" (Посл. к Галатам, 5, 17). Тело стремится к удовлетворению физических и эмоциональных потребностей, душа жаждет единения с Тем, Кто сотворил человека, ибо человек - "образ и подобие Бога" (Бытие, 1, 26). После смерти тела душа каждого идёт на суд к Господу, Который определяет души верных и праведников - в Царство Своё (Царство Небесное - прим. авт.), души грешников - в ад. Истинная жизнь начинается только после смерти физического тела. Земная жизнь лишь подготовка к истинной жизни, экзамен. Христиане не признают перевоплощения душ в иные тела, зависания в "ином измерении" ("духи предков", "привидения"), чистилища" [34].
   О направлении души после смерти тела человека на суд к Богу (Страшный Суд, Последний День Суда, Судный День) говорится в Библии (Мф.13:41, 25:31-46; 2Кор. 5:10; Дан.12:2; Откр.20:1-15 и др.) и Коране (20:15; 22:6-7; 23:115; 36:49-54 и др.).
   Как указывает У.С.Вильданов, ристиане-гностики исповедовали в качестве основополагающей их учения доктрину о перевоплощении, что отличало их от тех христиан, кто отрицал её и принял впоследствии догматы Вселенских соборов. И
поэтому "высочайшей целью" гностиков было обретение за время
пребывания на земле способности непосредственного духовного видения,
что при условии соблюдения в течение многих воплощений заповедей
благочестия должно привести, в конце концов, к возвращению во Христа.
И христианин-гностик молился о том, чтобы, возвысившись до Христа, он
смог помочь людям достигнуть этой цели. Однако сторонникам
Вселенских соборов решением второго Константинопольского собора (553 г.) было запрещено верить в учение о перевоплощении"
[4, с.107].
   Некоторые источники указывают, что "старообряцы-последователи праведного Аввакума хранили учение о перерождении как неотъемлемую часть исповедания христианского.  По крайней мере - первые  два-три века после раскола" [35].
   Русская Православная Старообрядческая Церковь (далее - РПСЦ) в настоящее время не придерживается буддийской философии о перерождении души или реинкарнации (лат. reincarnatio - "повторное воплощение") и трансмиграции (сансары, санскр. sarnsara - прохождение, протекание).
   Вышеприведённое говорит о том, что право души человека на переселение, которое было закреплено в пятом поколение прав человека, в древлеправославии отсутствует и по определению не может быть. В исламской традиции также не подтверждается какое-либо переселение души человека. М.Т.Якупов по данному поводу говорит о том, что "реинкарнацию можно признать или отрицать, это духовный выбор человека" [39, с.76].
   Согласно концепции прав души и духа человека, человек имеет право на бесстрашное и доверительное общение с Богом, которое вытекает из одиннадцатой и двенадцатой заповедей ("Не бойся Бога своего", "Помогай Богу своему") [16, с.20-24], которых у староверов не предусмотрено, т.к. у них, как у христианства в целом, существует только десять заповедей, а не двенадцать. Рассматриваемое право человека в исламе отсутствует, т.к. в Коране прямо не указывается о сотрудничестве человека с Аллахом. При этом людям постоянно предлагается добровольно сотрудничать с Богом и выбрать именно Его путь, который верный и лучше (Коран 6:34-35).
   Мусульманская концепция прав человека, как и христианская традиция, не содержит понятие "права души и духа человека" в связи с неразработанностью важного для человека духовно-нравственного вопроса, несмотря на то, что понятие "душа" существует уже много тысячелетий.
   РПСЦ и РПЦ к духовным христианским ценностям относят веру в Бога, любовь к Богу и ближнему, смирение, целомудрие, милосердие и сострадание [17, с.74] (Мф. 5:42-48). Эти духовно-нравственные ценности провозглашаются и другими миролюбивыми религиями, включая ислам.
   Как указывают Т.Э. Кафаров и А.С. Халиков А.С., "о значимости любви в системе ценностей ислама свидетельствует то, что после поклонения Богу самым лучшим делом считается - любить друг друга. Изречение пророка Мухаммада не оставляет двусмысленности: "Вы не войдете в царство Божье, пока не будете иметь веры и не исполните веры до тех пор, пока не будете любить друг друга" [21, с.7-8]. В данном случае раскрывается право человека на любовь, которое закреплено пятым поколением прав человека.
   Вышеуказанные духовно-нравственные ценности также закрепляются четвёртым и пятым поколениями прав человека, т.е. религиозные ценности не противоречат правам души и духа человека, и являются связующим звеном между религией и теорией прав человека.
   Р.Х. Калимуллин и Р.Н. Нуриаслямов отмечают, что "ислам с самого своего появления стоял на страже высоких нравственных идеалов и вечных человеческих ценностей" [20, с.12]. Основные духовно-нравственные ценности ислама содержатся в Коране, Суннах и в мусульманском праве (шариат) [8, с.48].
   Как правомерно указывает А.М.Горбачева, "институциональных особенностей исламской религиозной идеологии, как: неотделимость права и морали, "божественного" и "мирского" законов, равностатусность членов мусульманской общины (уммы) и особая значимость принципа "таухид" (единство)" [9, с.121].
   Согласно авраамическим религиям  (иудаизмхристианство и ислам), праведный образ жизни является путеводителем души человека в Рай или Царство Небесное (Быт.2-3; Ис.51:3; Лк.16:19-31; Лк.23:43; 2Кор.12:3-4; Откр.2:7; Коран 2:25).
   Христианская доктрина о Царстве Небесном была неправильно понята и истолкована людьми как "истинная жизнь души только после смерти физического тела", что привело к потребительскому отношению человека ко всему в нашем Мире, и он стал сторониться реальной жизни на Земле (создание кумиров, употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры, суициды и пр.).
   В нашем понимании именно у человека Раем (Эдемом) может быть только Земля, которая, согласно религиозной традиции, была сотворена Богом именно для его жизни (возможно, и другие планеты), не зря говорится, что "Рай начинается в нашем сердце" [1, с.122] (Лук. 17:20), а для души человека после смерти его физического тела - Царство Небесное.
   При гармонии (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность)  Божественных, духовно-нравственных и материальных потребностей человека, его души и духа, наступает Царство Божие: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17).
   Как усматривается из концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека.
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, т.е. реализацию права человека на обращение к Богу [13, с.222], Божественное и духовно-нравственное творчество [13, с.153], духовно-нравственное воспитание и просвещение [13, с.158], осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями.
   К большому огорчению, человек Рай на Земле превратил в огромную свалку материального и духовного мусора, который необходимо нам рано или поздно убирать.
   Права души и духа человека позволяют осмыслить значимость духовных и нравственных ценностей и, как следует из концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, сбалансировать Божественные, духовно-нравственные и материальные потребности человека.
   А.А. Саидов обращает внимание на то, что "в России, как и во всей Центральной Азии, во взаимоотношениях между православием и исламом исторически сложилась и
закрепилась такая форма межрелигиозного диалога, как "диалог-сотрудничество", и
его главная цель сотрудничество, совместная деятельность ради всеобщего блага"
[33, с.16]. Не зря именно в России зародилась концепция прав души и духа человека.
   По нашему мнению, права души и духа человека являются основой для межконфессионального диалога, связующим звеном между религией и правом, а также теоретическим материалом для дальнейшего развития теории прав человека.
   Кроме того, права души и духа человека являются хорошим подспорьем для дальнейшего развития и проработки религиозной доктрины о Царстве Небесном, буддийского учения о реинкарнации души человека и научного осмысления главных религиозных догматов.
  
  

ЛИТЕРАТУРА

   1. Алфавит духовный. Составленный по письмам и беседам старца иеросхимонаха Сампсона (Сиверса). - М.: Альманах "Держава", 2009. - 448 с.
   2. Арсланов А.Н.Моральные ценности народов России как "духовный иммунитет" от радикальных течений в исламе: хрестоматия / А.Н.Арсланов, Г.Р.Фаттахова - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. - 246 с.
   3. Багаутдинов А.М., Багаутдинов А.М.Введение в историю и философию ислама: Учебное пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. - 139 с.
   4. Вильданов У.С.Религии народов мира. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 124 с.
   5. Вагабов М.В.Исламский монотеизм и феноменальные особенности // Исламоведение. - 2010. - N 1 - С.4-18.
   6. Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ.конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т. 2/ Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", Нижнетагил. технол.ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   7. Гусейнов А.А.Великие моралисты. - М.: Республика,1995. - 352 с.
   8. Гусейнов О.М., Гусейнова Ж.О. Роль и значение исламских ценностей в охране среды обитания человека и становлении экологического сознания общества // Исламоведение. - 2010. - N 1. - С.47-56.
   9. Горбачева А.Ф.Ценности ислама и гражданского общества: потребность и возможность интеграции в современной России // Дискуссия. - 2011. - N 10 (18). - С.118-126.
   10. Дураев Т.А., Тюменева Н.В. Значение прав человека в исламском праве // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2017. - Т.17. - Вып. 3. - С.352-358.
   11. Долин В.А.Концепт "Четвёртое поколение прав человека": опыт философско-антропологического обоснования // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал.отд-ния Рос. акад. наук. - 2018. - Т. 18. - Вып.4. - С.7-20.
   12. История религий: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Н. Бархатовой и Д. В. Буярова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. - 448 с.
   13. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   14. Ильин И.А.Собрание сочинений: в 10 тт. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. Т.3. - Москва: Русская Книга, 1994. - 592 с.
   15. Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова, С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н. Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   16. Ивентьев С.И.Пятое поколение прав человека: право на доверительное, бесстрашное общение и сотрудничество с Богом-Творцом // Культура. Духовность. Общество. Современность: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2018. - С.20-24.
   17. Интервью с Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви Высокопреосвященнейшим Корнилием, митрополитом Московским и всея Руси на тему: "Обмирщение веры недопустимо..." // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2010. - N 4. - Т.28. - С.73-74.
   18. Ислам какой он есть. - Баку: Азербайджанская Государственная Книжная Палата, 1999. - 320 с.
   19. Конституции РФ // Российская газета. - 25.12.1993. - N 237.
   20. Коран о нравственности мусульманина: хрестоматия / Авторы-составители Калимуллин Р.Х., Нуриаслямов Р.Н. - Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2016. - 160 с.
   21. Кафаров Т.Э., Халиков А.С.Любовь как общечеловеческая ценность и духовная потребность (исламский взгляд) // Исламоведение. - 2015. - N 1. - С.5-12.
   22. Личность с точки зрения научной мысли и исламской теологии:
хрестоматия. - Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2015. - 245 с.
   23. Мамедзаде А.А.Свобода совести истоки, становление, правовая охрана. - СПб.: ООО "Юридический центр-Пресс", 2013. - 290 с.
   24. Меньчиков Г.П. Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - N 1. - С.5-11.
   25. Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - N 1. - С. 9-13.
   26. Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия. Психология. Социология. - 2013. - Вып. 4 (16). - С.57-64.
   27. Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. - Казань: Познание, 2012. - 268 с.
   28. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - N 12.
   29. ООН Генер.Ассамблея. Офиц.отчеты. 36 сессия. Дополнение N 51 (А/36/51). - С.231-233.
   30. Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека. [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/06/26/ob_osnovah_ucheniya_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_o_dostoinstve_svobode_i_pravah_cheloveka (дата обращения: 04.06.2019).
   31. Религиоведение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
   32. Советский энциклопедический словарь / гл.ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 1600 с.
   33. Саидов А.А.Роль православно-исламского диалога в современном неоевразийском движении // Исламоведение. - 2018. - Т. 9. - N 4. - С. 5-21.
   34. Сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://rpsc.ru (дата обращения: 04.06.2019).
   35. Старообрядцы о переселении души... [Электронный ресурс]. URL: https://nethistory.su/blog/43202406618 (дата обращения: 04.06.2019).
   36. Слободской С. Прот. Закон Божий. - Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1993. - 728 с.
   37. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. . - 29.09.1997. . - N 39. . - Ст. 4465.
   38. Харисова Л.А.Ислам и духовно-нравственное воспитание школьников: методическое пособие. - Казань: РИЦ " ШКОЛА", 2001. - 172 с.
   39. Якупов М.Т.Ценности и идеалы гуманистического мировоззрения молодежи: для студентов с углубленным изучением истории и культуры ислама - Уфа : Изд-во БГПУ, 2011, - 160 с.
  

No Боброва Н.А., Ивентьев С.И., 2019

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"