Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Социальная истина и духовно-нравственная ответственность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматриваются концепты "социальная истина" и "духовно-нравственная ответственность". Последнее понятие вводится авторами в оборот в связи с наличием в литературе экономического концепта "духовно-нравственные риски", связанного с духовным и нравственным уровнем человека и должностного лица, и такого восточного философского понятия, как карма, причисляемого к социальному регулятору общественных отношений. Целью работы является: изучение взаимосвязи социальной истины с духовно-нравственной ответственностью. Основные методы - логический и сравнительный анализ, синтез и абстрагирование, а также систематизация. Актуальность темы связана с тем, что в существующей классификации видов ответственности отсутствует понятие "духовно-нравственная ответственность", а также в том, что в литературе отсутствуют исследования, посвященные социальной истине и духовно-нравственной ответственности человека. В ходе исследования концепта "социальная истина" была установлена взаимосвязь с понятием "ответственность", а также с новым авторским концептом "духовно-нравственная ответственность". Правильное цитирование: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Социальная истина и духовно-нравственная ответственность // В поисках социальной истины : материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 30 ноября 2020 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. - С.34-41. ISBN 978-5-9624-1876-6


  
   Правильное цитирование:
   Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Социальная истина и духовно-нравственная ответственность // В поисках социальной истины : материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 30 ноября 2020 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. - С.34-41.
   ISBN 978-5-9624-1876-6
  
  
  
   УДК 123, 334.43
   ББК 65.54

Асадуллина Г.Р., г. Уфа

кандидат философских наук, доцент,

Башкирский государственный университет

E-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru

Ивентьев С.И., г. Казань

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений

ООО "ДЭЛИЛ", член РФО

E-mail: sergei-zsk@mail.ru

Социальная истина и духовно-нравственная ответственность

   Аннотация: В статье на теоретическом уровне рассматриваются концепты "социальная истина" и "духовно-нравственная ответственность". Последнее понятие вводится авторами в оборот в связи с наличием в литературе экономического концепта "духовно-нравственные риски", связанного с духовным и нравственным уровнем человека и должностного лица, и такого восточного философского понятия, как карма, причисляемого к социальному регулятору общественных отношений. Целью работы является: изучение взаимосвязи социальной истины с духовно-нравственной ответственностью. Основные методы - логический и сравнительный анализ, синтез и абстрагирование, а также систематизация. Актуальность темы связана с тем, что в существующей классификации видов ответственности отсутствует понятие "духовно-нравственная ответственность", а также в том, что в литературе отсутствуют исследования, посвященные социальной истине и духовно-нравственной ответственности человека. В ходе исследования концепта "социальная истина" была установлена взаимосвязь с понятием "ответственность", а также с новым авторским концептом "духовно-нравственная ответственность".
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, истина, идеология, социальная истина, ответственность, духовно-нравственная ответственность.
  
  
   В традиционном понимании истина представляет собой идеал, определённое учение об идеях (мыслях) или идеологию [8, с. 9].
   Согласно новой энергоинформационной концепции истины, под Истиной мыслится Божественная, духовная и материальная (физическая) информация (энергия), критерием которой выступают душа и дух человека [8, с. 167].
   Под социальной истиной подразумевается социальная государственная идеология (греч. ?????????, от греч. ???? - прообраз, идея; и ????? - слово, разум, учение), которая была закреплена непосредственно в Конституции Российской Федерации [9, с. 9]. В свою очередь под государственной идеологией следует понимать совокупность (систему) декларативно закреплённых в Конституции Российской Федерации принципов и руководящих идей человеческого общежития и государственного устройства [3, с. 18]. При этом некоторые авторы полагают, что социальная истина, имеющая при этом два измерения - проблемы подлинности и смыслов, дезавуирована (фр. desavouer - отказываться, выражать неодобрение) в самом основном законе страны, то есть Конституции Российской Федерации [14, с. 13-15].
   Любая идеология, какая бы она не была, и социальные регуляторы общественных отношений немыслимы без понятия "ответственность".
   Общественные отношения, возникающие в процессе социальной деятельности людей, регулируются следующими социальными нормами (регуляторами): неправовые обычаи, традиции, ритуалы, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность), нормы права, карма и другие [11, с. 112; 17, с. 158-164; 24, с. 197].
   Этимология слова "ответственность" восходит к понятию "отвечать", под которым, согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, понимается: "отвечать, ответить, чем, дать ответ, подать весть, сведенье на вопрос, отозваться, возразить, отповедать... Ответственность, обязанность отвечать в чем за что, повинность ручательства за что, долг дать в чем отчёт" [7, с. 717]. При этом само понятие "ответственность" является этической категорией [19, с. 215] и относится к духовно-нравственной ценности человека [21, с. 61].
   Чувство ответственности увязывают с человеческой совестью, своеобразным "внутренним самоотчётом индивида за выполнение совершенно определенных духовно-нравственных обязанностей" [23, с. 352].
   Совесть - это ответственность человека перед самым собой, как носителем высших, универсальных ценностей [5, с. 263].
   В нашем понимании совесть выступает характеристикой или свойством души человека [12, с. 125-126]. Чувство ответственности исходит от души человека, то есть от его духовной сущности. При этом под душой понимается Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, а в религиозном понимании - бессмертное Творение Бога [4, с. 141-147].
   В целом под социальной ответственностью понимают объективную необходимость отвечать за нарушение именно вышеприведённых социальных норм [18, с. 214].
   Социальная ответственность государства представляет собой совокупность принципов, подходов и действий государства, выраженных положениями его государственной политики, а также организации, личности, влияющие на качество жизни членов общества, как в рамках административно-территориальных границ их местонахождения, так и за их пределами [10, с. 10-11].
   Согласно существующей классификации видов ответственности, выделяют моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную (корпоративную), социальную, природную и другие виды ответственности [18, с. 214].
   Очевидно, что уровень ответственности личности зависит от ценностно-смысловой сферы человека, осмысленности жизни и его духовно-нравственного уровня развития [22, с. 226-227].
   Например, духовно-нравственный уровень топ-менеджера или профессионала-управленца отнесён к главному показателю духовно-нравственных рисков в управлении бизнесом или государством, от которого зависит судьба граждан, сотрудников и финансово-экономическая безопасность любого предприятия и страны [6, с. 179-182].
   Следует отметить, что ответственность неразрывно увязывают со свободой человека, без которой невозможно первой [19, с. 216]. При этом мы соглашаемся с мнением И.В. Королевой и Н.Ю. Чугуновой о том, что "подлинная свобода человека предполагает не только деятельность, но и его ответственность за результаты своей деятельности и последствия этих результатов" [16, с. 90].
   На современном этапе развития экономическая наука обратила особенное внимание на духовно-нравственный уровень топ-менеджера (профессионала-управленца), введя в оборот новое для науки понятие "духовно-нравственные риски".
   Так, впервые концепт "духовно-нравственные риски" был использован в авторской концепции духовно-нравственных рисков в экономической дисциплине "риск-менеджмент" исследователей С.С. Гузенко и Р.А. Тимофеева, согласно которой любые риски связаны с человеческим фактором, духовным и нравственным уровнем человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленческие решения [6, с. 179-182], с чем мы полностью соглашаемся. По мнению указанных авторов, топ-менеджер, имеющий духовно-нравственные пороки (алчность, зависть, чревоугодие, гордыня, властолюбие, мстительность и т.д.), будет всегда радеть только о личной выгоде или интересе, забывая о благе других людей и общества, не говоря о безопасности компании. Не исключено, что он может без зазрения совести пойти и на совершение какого-либо правонарушения или преступления" [6, с. 179-182]. Аналогичная ситуация относится к нечистоплотным политикам, чиновникам и журналистам или так называемым профессионалам любой сферы деятельности.
   Духовно-нравственные начала всегда играли весьма значительную роль в жизни человека. В человеке с бездуховным инстинктом отсутствуют вера, доброта, жалость, человечность, совесть и честь. Для него все хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства, и власти... Его можно назвать "выгодоискатель". Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли, его душа. "Я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке" [16, с.31].
   Экономический концепт "духовно-нравственные риски" вводит в экономическую науку философско-религиозные и нематериальные категории: дух, душа человека и дух человека.
   Очевидно, что понятие "духовно-нравственные риски" напрямую взаимосвязано с ответственностью человека, включая и профессионала.
   Экономический концепт "духовно-нравственные риски" по своей сути является универсальной категорией, так как применим не только к экономической науке, но и к другим профессиональным сферам деятельности человека (юриспруденция, политика, философия, искусство, религия, медицина и т.д.).
   В некоторой литературе философское понятие "карма" относится к социальному регулятору человеческих отношений [11, с. 158-164]. В учении брахманистов, буддистов и джайнистов карма подразумевает закон причинно-следственных связей, согласно которому осуществляется справедливое воздаяние человеку за его дела и поступки, то есть предусматривает неотвратимое наказание и ответственность человека в этой и последующих жизнях [26, с. 537].
   По нашему мнению, в классификацию видов ответственности необходимо дополнительно включить новую группу (вид) "духовно-нравственная ответственность", которая связана с духовно-нравственной сферой человека, с его духовной сущностью (душой и духом). При этом под духом человека понимается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога [2, с. 24].
   В современной литературе отсутствуют такие понятия, как "духовно-нравственная ответственность", которая связана с человеком и его душой, и "духовно-нравственная ответственность профессионала", что говорит об имеющимся существенном пробеле в человекознании (англ. anthropology; от греч. anthropos - человек + logos - слово), который, по мнению авторов, будет восполнен настоящим исследованием.
   Духовно-нравственная ответственность человека и его души - это необходимость и обязанность человека отвечать за нарушение, искажение и попрание духовно-нравственных ценностей и законов перед Богом, своими душой и духом, другим человеком, обществом и другими живыми существами, а также природой. При этом в понимании авраамических религий (иудаизмхристианство и ислам) такая ответственность связана с верой и со всеми её обязательствами и наступает при нарушении Божьего Закона (Библия Лк.12:48, Иез.18:20, Сир.33:23; Коран 33:72).
   Согласно мусульманской традиции, "ответственность (амана) - производное от "веры" (иман), и кто бережен к ответственности перед Аллахом, тому Аллах оберегает его веру" [20]. Поэтому верующие люди наиболее ответственны за свои слова и дела, а также перед Богом (Аллахом), другими людьми и обществом.
   В связи с введением авторами нового вида ответственности, по нашему мнению, классификация видов ответственности будет выглядеть так: 1.Духовно-нравственная ответственность (подразделяется на духовную и моральную или этическую); 2.Общественная ответственность; 3.Политическая ответственность; 4.Юридическая или правовая ответственность (гражданская, административная, уголовная, трудовая, экономическая и пр.); 5.Профессиональная (корпоративная) ответственность; 6.Природная ответственность (наступает как ответ природы на антропогенный фактор).
   В классификации видов ответственности духовно-нравственная ответственность человека занимает главенствующее место в связи с тем, что она связана с духовной сущностью человека, его душой и духом.
   При этом, как указывалось выше, ответственность личности причисляют к духовно-нравственной ценности [21, с. 61]. В связи с чем, духовно-нравственное воспитание и культивирование ответственности человека имеет архиважное значение для общества и государства.
   Следует отметить, что духовное развитие расширяет осмысленную и сознательную ответственность человека [15, с. 58]. Следовательно, современный человек общества потребления из-за нежелания духовно развиваться по определению не может иметь осмысленную и сознательную ответственность, что приводит человека к аморальному поведению, неадекватным и противоправным действиям, на что необходимо обратить обществ и государству.
   Как отмечает Н.А. Харькова, чувство ответственности выступает важным условием развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодёжи к семейной жизни [25, с. 350].
   По нашему мнению, именно через веру в Бога, духовно-нравственные ценности и самосовершенствование человек повышает свой уровень духовного и нравственного развития.
   Авторы считают, что общество и государство особое внимание должно уделять не только культивированию и трансляции духовно-нравственных ценностей, но и духовно-нравственной безопасности, под которой мыслится обеспечение защиты духовной и нравственной сферы человека и общества, его духовной сущности (души и духа) [9, с. 18-24].
   Поиск источников и условий, при которых происходит становление и развитие духовно-нравственной деятельности людей, связан с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, ставящий вопрос об отношении к самому себе, и необходимостью формирования самопроцессов духовного развития. Ведь без существования внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нём происходящих, никакой социальный строй не приведёт к новому человеку [1, с. 380-381].
   Если эти ключевые ценности станут основополагающими в жизни российского общества, то они неизбежно повлекут за собой доброту и честность, трудолюбие и социальную и духовно-нравственную ответственность и другие подобные положительные качества. Именно поэтому, сегодня необыкновенно важно уделять внимание духовно-нравственной безопасности, так как именно духовная безопасность является неотъемлемым элементом системы национальной безопасности общества и государства.
   Таким образом, рассматривая социальную истину, мы пришли к выводу, что она представляет собой государственную социальную идеологию, которая немыслима без духовно-нравственной сферы человека, его души и духа, а также напрямую взаимосвязана с совестью человека, социальной и духовно-нравственной ответственностью.
  

Список литературы

   1.Асадуллина Г.Р. Духовные искания современной молодёжи: интересы и основные ценности // Евразийский юридический журнал. 2016. N 8 (99). С. 380-381.
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в ВОВ (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. С.21-29.
   3.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Истина в идеологиях // Проблемы модернизации современного российского государства: Сб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 23-24 мая 2019 года / Отв. ред. Г.А. Иванцова; зам. отв. ред.Е.С. Косых. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2019. С.15-20.
   4.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции //  Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С.Г. Максимова. Вып. 8. Том 2. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. С.141-147.
   5.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. 472 с.
   6.Гузенко С.С., Тимофеев Р.А. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых учёных с международным участием, 25-26.03.2020 г. Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2020. С.179-182.
   7.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.2: И-О. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. 784 с.
   8.Ивентьев С.И. Истина. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2016. 384 с.
   9.Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект социальной истины // В поисках социальной истины: материалы I Междунар. науч. конф. Иркутск, 28 ноября 2019 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. В. А. Решетникова, О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С.18-24.
   10.Иванина Е.А. Современные модели социальной ответственности // Политика, экономика и инновации. 2018. N 5 (22). С.1-11.
   11.Ивентьев С.И. Карма как духовно-нравственный и социальный регулятор человеческих отношений//Социально-экономические науки и гуманитарные исследования: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Под общ.ред.С.С.Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. С.158-164.
   12.Ивентьев С.И. Права человека. Свобода мысли, совести и вероисповедания // Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / Под общ.ред. В.С. Курчеева и Т.В. Сидориной. Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. С.121-131.
   13.Ильин И.А. О грядущей России. Изб. Статьи. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
   14.Кармадонов О.А. Социальная истина: относительная и постоянная // В поисках социальной истины: материалы I Междунар. науч. конф. Иркутск, 28 ноября 2019 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. В. А. Решетникова, О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С.13-17.
   15.Калашников В.Г. Развитие личности в психологическом и духовном контекстах // Развитие личности. 2017. N 2. С.47-69.
   16.Королева И.В., Чугунова Н.Ю. Свобода и ответственность как ценности современной молодёжи // Социально-гуманитарные знания. 2019. N 2. С.87-95.
   17.Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. М.: Юристъ, 1996. 472 с.
   18.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.  М.: Юристъ, 2004. 512 с.
   19.Никифорова О.А., Митрофанова Д.О. Концепции социальной ответственности бизнеса: исходные понятия и классификации // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т.10. Вып. 2. С. 214-228.
   20.Об ответственности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://islam-vera.ru/biblioteka/knigi/440-2/glava-13-ob-otvetstvennosti/ (дата обращения 25.10.2020 г.).
   21.Ребещенкова И.Г. Ответственность личности как духовно-нравственная ценность и функция непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2013. Т.11. N 2. С. 61-63.
   22.Слотина Т.В. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. N  3 (43). С.223-228.
   23.Харькова Н.А. Чувство ответственности как условие развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодёжи к семейной жизни // Социально-экономические явления и процессы. 2011. N 10. С. 350-353.
   24.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. 384 с.
   25.Харькова Н.А. Чувство ответственности как условие развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодёжи к семейной жизни // Социально-экономические явления и процессы. 2011. N 10. С. 350-353.
   26.Энциклопедия символов / сост.В.М. Рошаль. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 1007 с.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"