ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЙ "КОРРУПЦИЯ" И
"КОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (ПРЕСТУПЛЕНИЕ)"
Нуртазин М.С.?, канд.соц.наук, профессор,
Данакари Л.Р.', канд.философ.наук, доцент,
Ивентьев С.И.Ё, юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений
?Филиал Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Западно-Казахстанской области, г. Уральск, Республика Казахстан, nurzko@mail.ru
ЁООО "ДЭЛИЛ", член Российского Философского Общества, г. Казань, Россия, sergei-zsk@mail.ru
Введение. Концепты "преступление", "преступник", "коррупционное преступление", "коррупционное правонарушение" и "коррупция" - основные категории уголовного права и юридической науки. При этом понятие "преступник" был подвергнут духовно-нравственному осмыслению доктором юридических наук, профессором Тольяттинского государственного университета Н.А. Бобровой, кандидатом философских наук Волгоградский государственный университет Л.Р. Данакари и соавтором настоящей статьи, практикующим юристом (Россия) [4, с. 53-59].
Впервые концепт "духовно-нравственный смысл" был применён О.А. Самыловой в научном исследовании смысла жизни молодёжи [14, с. 307-309]. Данный концепт был проработан в статье Г.Р. Асадуллиной, О.В. Шкуран и соавтора данного исследования "Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества" [1, с. 401-407].
Под духовно-нравственным смыслом человека понимается "осознание им того, что он, прежде всего, является духовной личностью (сущностью), имеющего дух и душу, что, в свою очередь, позволит ему осознать и понять истинный смысл жизни в нашем мире" [1, с. 401-407].
Обзор имеющейся литературы показывает, что имеются много исследований, раскрывающих морально-нравственный аспект правонарушений и преступлений. При этом такой вид преступления, как коррупция, не был подвергнут именно духовно-нравственному осмыслению, что будет сделано в настоящем исследовании.
Основная часть. В настоящем исследовании под духовной личностью (сущностью) или реальностью человека понимается душа и дух человека [2, с. 21-29], которые представляют трансцендентное и духовное начало человека. При этом следует отметить, что многими исследователями под ними мыслится сознание и (или) подсознание человека.
Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - "истечение, распространение") Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога [2, с. 21-29].
Современная наука духовность относит к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею, а также к религии [6]. В монотеистических (авраамических) религиях - иудаизм, христианство и ислам - духовность напрямую увязывают с Богом, верой в Творца и миром Святого духа [16, с. 186-190]. При этом понятие "духовность" не мыслится без Бога, а также без души и духа человека [2, с. 21-29; 10, с. 32-35].
Таким образом, под духовностью следует подразумевать Бога, Его характеристики, свойства и деятельность, человека как образ и творение Бога, природу и деятельность души и духа человека.
"Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, которые исходят от религии" [7, с. 100-101]. Понятия "духовность" и "нравственный" имеют сакральную семантику [17, с. 336-353].
Душа человека часто отождествляется с нравом, т.е. свойством (характеристикой) души [10, с. 32-35], которое определяет нравственный смысл действий (поступков), поведения самого человека и его души.
Концепт "духовно-нравственный смысл", как духовность и нравственность, обладает сакральной семантикой.
Все правовые (уголовные) преступления, определённые законом, являются духовно-нравственными преступлениями, так как представляют собой нарушения норм морали (нравственности) и прав души и духа человека, а также направлены против души человека [4, с. 53-59]. Соответственно, в духовном и нравственном понимании под правонарушителем (преступником) подразумевается человек, который нарушил не только юридический закон, но и нормы морали (нравственности) и права души и духа другого человека, посягнул на духовную личность (сущность) человека. При этом правонарушитель вредит сам себе, своей духовной личности, в целом наносит вред своей душе.
Под коррупцией (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) понимается не только правовое (уголовное), но и духовно-нравственное преступление [3, с. 24-28]. В религиозном понимании коррупция - это грех или нравственный порок [3, с. 24-28].
Коррупция - это следствие злых помыслов (мыслей, намерений) и безнравственных поступков [12, с. 54-56].
Национальные законодательства Российской Федерации (далее - РФ), Донецкой Народной Республики (далее - ДНР) и Республики Казахстан имеют идентичные правовые определения понятия "коррупция". Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О противодействии коррупции", коррупция - это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [15].
В законодательстве РФ, ДНР и Республики Казахстан отсутствует правовое определение "коррупционное преступление", но имеются понятия "коррупционное правонарушение", "преступления коррупционной направленности". При этом в РФ данный термин используется в судебной системе, что подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях". То есть в праве под коррупционным правонарушением могут подразумевать коррупционное преступление, если совершенное деяние подпадает под действие уголовного законодательства.
Согласно статье 1 Закона ДНР "О противодействии коррупции", коррупционное правонарушение - это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое действующим законодательством установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [11].
В юридической науке под коррупционным преступлением понимают "предусмотренное уголовным законом общественно опасное незаконное использование лицом своего публичного статуса или незаконное предоставление выгоды лицу, обладающему публичным статусом, совершаемое с прямым умыслом и целью получения выгоды для себя или своих близких" [8, с. 8].
Традиционно правоведы под коррупционным преступлением подразумевают деяние, обладающее признаками коррупции, за которое действующим законодательством установлена уголовная ответственность.
Коррупция связана с конфликтом интересов и духовно-нравственными рисками, под которыми понимаются "риски, связанные с духовными нравственным уровнем человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленческие решения" [9, с. 179-182].
"Конфликт интересов представляет собой не только юридический конфликт, но и духовно-нравственный конфликт, который возникает между духовно-нравственными ценностями, душой, совестью человека и его личными интересами" [5, с. 22-28].
Слабый духовно-нравственный уровень человека или его отсутствие порождает различные человеческие пороки, которые приводят человека к правонарушениям и преступлениям [5, с. 22-28].
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что в духовно-нравственном понимании коррупция, коррупционные и другие правонарушения (преступления) - это духовно-нравственные и определённые законом правовые правонарушения (преступления), направленные против духовной, социальной и биологической личности (сущности) человека, и представляющих собой нарушение и игнорирование норм морали (нравственности) и прав души и духа человек, а также юридического закона.
По мнению соавтора, "создание антикоррупционных органов, введение высоких стандартов найма госслужащих, принятие кодексов поведения, публикация данных о доходах - меры необходимые, но недостаточные. В условиях коррупционной системы их легко симулировать. Реальные действия должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мероприятий, но и с учётом результатов глубокого анализа коррупции, её причин, мотивации коррупционного поведения, более серьезной и объективной оценки антикоррупционной политики государства, а также на основе механизма раннего обнаружения точек возникновения коррупционных рисков" [13, с. 243-245].
Нами обращается внимание на то обстоятельство, что при разработке мер профилактики и борьбы с коррупцией необходимо учитывать духовно-нравственные риски и конфликты.
Заключение. В ходе исследования было установлено, что коррупция и коррупционные правонарушения (преступления) направлены не только против социальной, биологической сущности человека, но и духовной личности человека, его души и духа.
Список литературы
- --
Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И., Шкуран О. В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С. 401-407.
- --
Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
- --
Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность и коррупция // Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 9 декабря 2020 г. / под ред. А. В. Морозов [и др.]; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2021. - С. 24-28.
- --
Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл понятий "преступник", "жертва" и "сакральная жертва" // Актуальные проблемы теории и практики уголовного права и процесса в современных условиях: Материалы II международной научно-практической конференции, 20-21 мая 2022 года, г. Донецк / отв. ред. к.ю.н., доцент С.Ю. Мироненко. - Донбасская юридическая академия. - Донецк, 2022. - С. 53-59.
- --
Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные риски в политической и научной деятельности России // Национальная безопасность и идеология // Сборник научных статей. / Под общей редакцией доцента Саркаровой Н.А. - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. - С. 22-28.
- --
Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 544 с.
- --
Гузенко С.С. Свобода совести, физическая культура и спорт // Здоровьесбережение как инновационный образования: сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции, Санкт-Петербург, 15.04.2020 г. - СПб.: ЧОУ ВО СПбУТУиЭ, 2020. - С. 100-108.
- --
Григорьев В.А., Дорошин В.В. Коррупционное преступление: понятие, признаки, виды. М., 2002.
- --
Гузенко С.С., Тимофеев Р.А. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, 25-26 марта 2020 года [Электронное издание]. - Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2020. - С. 179-182.
- --
Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Человек и духовно-нравственная интуиция // Донецкие чтения 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VI Международной научной конференции (Донецк, 26-28.10.2021 г.). - Том 10: Философские и психологические науки / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2021. - С. 32-35.
- --
Закон ДНР "О противодействии коррупции". - URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0027-265-20160405/ (дата обращения: 31.07.2022).
- --
Ивентьев С.И. Коррупция - это следствие злых помыслов и безнравственных поступков // Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения: материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11 декабря 2019 г. / под ред. А.В. Морозова; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2021. - С.54-56.
- --
Нуртазин М.С. Институциональная реформа и антикоррупционная стратегия - ключ к укреплению имиджа госаппарата // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2022. - N 5-1. - С. 243-245.
- --
Самылова О.А. Духовно-нравственный смысл жизни юношеского периода // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - N 2 (51). - С. 307-309.
- --
Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Российская газета. - 30.12.2008. - N 266.
- --
Штумпф С. П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. - 2014. - N 1. - Т. I. - С. 186-190.
- --
Шкуран О.В. Языковые единицы с сакральной семантикой: лингвокультурологический и лексикографический аспекты. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2019. - Т.10. - N 2. - С. 336-353.