Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на книгу С.В.Мельник "православие и хасидизм хабад: Личностная модель межрелигиозного диалога"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предметом рецензирования выступила книга, посвящённая межрелигиозному диалогу. В настоящей рецензии рецензент предлагает свой подход к разрешению актуального вопроса современности, поставленного автором монографии.


РЕЦЕНЗИЯ

на книгу С.В.Мельник "Православие и хасидизм хабад: Личностная модель межрелигиозного диалога" (E-mail:  sermel05@mail.ru)

   Сергеем Владиславовичем Мельник (родился 25.03.1984 г.), научным сотрудником Института научной информации РАН, г.Москва, была издана монография на тему: "Православие и хасидизм хабад: Личностная модель межрелигиозного диалога" [1].
   Рецензентами данной монографии выступили Владимир Михайлович Сторчак, доктор философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ  Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г.Москва (E-mail:  religio@migsu.ranepa.ru), и Георгий Владимирович Хлебников, кандидат философских наук, заведующий отделом философии Центра гуманитарных научно-информационных исследований ИНИОН РАН, г.Москва (E-mail:  gwvoloshin@gmail.com), мнение которых о работе так и не было публично выражено.
   Считаем, что рецензии указанных философов должны быть опубликованы для всеобщего обозрения и обсуждения.
   В аннотации книги указывается: "Рассматриваются типы и стратегии межрелигиозного диалога. Возможности применения личностной модели межрелигиозного диалога анализируются на примере сравнительного анализа православия и хасидизма хабад".
   Рецензируемая работа направлена на поиски путей межконфессионального согласия, что говорит об её ценности для современного общества.
   Монография основана на заделах диссертации С.В.Мельник на соискание учёной степени кандидата философских наук "Личностная модель межрелигиозного диалога: на примере православия и хасидизм хабад" [2].
   В ранней своей работе С.В.Мельник отмечал, что "российское общество нуждается в сбалансированной межконфессиональной политике государственного масштаба с учетом специфики и условий каждого региона. Существующие общественные и государственные структуры, в том числе межрелигиозные советы, не могут справиться с этой задачей. Необходимо создание нового государственного института по проблемам межконфессиональных отношений, в состав которого обязательно должны входить духовные лидеры" [3, с.162].
   Рецензируемый научно-философский труд по-своему отвечает на этот вопрос автора.
   Считаем, что настоящая рецензия попытается также внести свой вклад в разрешение вышеуказанного вопроса С.В.Мельник.
   В книге подробно автор раскрывает типы (виды) межрелигиозного диалога с точки зрения различных классификаций, а также исторический путь становления того или иного типа межрелигиозного диалога [1, с.8-67].
   Автор считает, что для достижения гармонии между конфессиями подходит разработанная им личностная модель межрелигиозного диалога, которая основана на парадигме личного общения и концепции духовной практики [1, с.5-6,68].
   Личностной модели межрелигиозного диалога посвящена целая глава монографии [1, с.68-99].
   Данную модель автор на теоретическом уровне "примеряет" только на православии и хасидизме Хаба [1, с.100-237], что говорит о не всестороннем исследовании межрелигиозного диалога. Вне обсуждения остались другие религии, в том числе и мировые (ислам, буддизм и другие ветви христианства).
   Личностная модель межрелигиозного диалога пребывает вне души и духа человека, а значит, её нельзя считать универсальной.
   Душа - это Божественная и духовно-нравственная ценность [9, с.153].
   Дух человека - эманация Бога [4, с.352].
   Кроме того, авторская личностная модель не апробирована на других мировых и национальных религиях.
   По нашему мнению, конструктивный межрелигиозный диалог можно всегда наладить в том случае, когда предметом общения будут выступать душа и дух человека. Эта тема фактически объединяет все мировые и национальные религии, на что должны особенно обратить общество и государство.
   Душа взаимодействует с материальным и духовным мирами, о чём говорят различные религиозные учения, а также мифология.
   Душа человека связана с Богом (иррациональным) и человеческим сознанием (рациональным). Первая всегда выходит на вопросы бессмертия и реинкарнации, которые так близки восточным религиям.
   "Все мировые религии указывают на бессмертие души человека, как неоспоримую божественную истину" [6], что также было закреплено в пятом поколении прав человека [5, с.43].
   Наука бессмертие относит к одной из важнейших культурных ценностей [7].
   В данном случае речь идёт о так называемом духовно-правовом аксиологическом межрелигиозном диалоге, в основу которого положены четвёртое и пятое поколения права человека.
     В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [4, с.5-6].
   К четвёртому поколению прав человека относят следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [4, с.123-135].
   К пятому поколению прав человека относят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и сотрудничество с Богом, право на совершенствование окружающего мира, право на доверительное и бесстрашное общение с Богом, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право человека на Абсолютную истину, право души человека на переселение и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны [4, с.123-135].
   Четвёртое и пятое поколения прав человека - это права души и духа человека [8, с.183-185].
   Вопрос "своих" и "чужих", который, как говорит С.В.Мельник, препятствует межрелигиозному диалогу [1, с.68], не охватывает четвёртое и пятое поколения прав человека, которые не разделяют общество, религии, государства на "своих" и "чужих" [10, с.511-515].
   В настоящее время выделяют так называемую гражданскую религию, в которой происходит подмена или изменения объекта поклонения с Бога на государство или другие объекты поклонения [11, с.185-193], то есть речь идёт об идолопоклонстве.
   Объединяющим предметом для обсуждения различных религий может послужить гражданская религия, которая противостоит традиционным религиям.
   В заключение монографии указана только одна причина невозможности межконфессионального диалога: отсутствие подлинного знания о вере последователей других традиций [1, с.238]. Следует добавить и другую очевидную причину: различный взгляд на Истину [5, с.13] и общечеловеческие ценности.
   В настоящее время современное человечество в "общечеловеческие ценности" вкладывает различные понятия, что говорит о том, что процесс окончательного формирования общечеловеческих ценностей не завершён.
   У Запада и Востока, в том числе и в России, свои ценности.
   Национальным и мировым религиям необходимо совместно дать единое для всех религий определение "Истина", а также общечеловеческим ценностям. Безусловно, что в международном праве также должно быть единое понимание Истины и общечеловеческих ценностей для всех государств.
   Межконфессиональный диалог будет достигнут тогда, когда будет одно понимание о Боге и душе человека.
   Отмечено, что работа С.В.Мельник носит просветительский характер.
   Таким образом, в целом работа не является всесторонней, а значит, требует доработки с учётом вышеизложенных замечаний.
   Отмеченные критические замечания никак не принижают монографию С.В.Мельник среди других философских трудов.
  
  

Литература

   1.Мельник С.В.Православие и хасидизм хабад: Личностная модель межрелигиозного диалога: Монография / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии; Отв. ред. Хлебников Г.В. - М.: ИНИОН РАН, 2017. - 250 с.
   2.Мельник С.В.Личностная модель межрелигиозного диалога: на примере православия и хасидизма Хабад: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.14 [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2013. - 215 с.
   3.Мельник С.В.Межконфессиональное согласие в современной России: концептуальные основания и практическая реализация//Россия и современный мир. - 2012. - N 2. - С.162-173.
   4.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
   5.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ". - 384с.
   6.Мальцев Н.Н.Бог и Вселенная. Философия науки и веры. - М.: Алгоритм, 2014. - 480с.
   7.Штейн Е.С., Пашнина С.А.Чистилище. Преображение идеи от Средневековья до современности//Академия педагогических идей "Новация". Серия: Студенческий научный вестник. - 2017. - N 05 (май).
   8.Гузенко С.С.Что такое права души человека?//Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ.конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т. 2/ Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", Нижнетагил. технол.ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   9.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека//Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова,С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   10.Гузенко С.С.Духовно-нравственные права человека: свои или чужие?//Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия/Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Т 1. - Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. - С.511-515.
   11.Егоров В.А.Тема гражданской религии в современном российском религиоведении//Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2015. - N 4 (Том 2). - С.185-193.
  
  
  
  
   27 января 2018 г.
  
   Советник Российской Академии Естествознания,
   член Российского Философского Общества,
   юрист Ивентьев С.И.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"