Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственная ответственность в современном обществе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматривается концепт "духовно-нравственная ответственность", который вводится авторами в оборот в связи с наличием в литературе экономического концепта "духовно-нравственных рисков", связанного с духовным и нравственным уровнем человека и должностного лица, и такого восточного философского понятия, как карма, причисляемого к социальному регулятору общественных отношений. Актуальность темы связана с тем, что в существующей классификации видов ответственности отсутствует понятие "духовно-нравственная ответственность". Для цитирования: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность в современном обществе // Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 8-10 октября 2020 г.) / [редкол. : Л. И. Дементий (гл. ред.), А. Ю. Маленова (отв. ред.), А. А. Маленов]. - Электрон. текст. дан. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. - С. 100-104. ISBN 978-5-7779-2519-0 Сборник материалов конференции размещён на сайте Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского: http://conf.omsu.ru/responsibility/2020


  
   Для цитирования:
   Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность в современном обществе // Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 8-10 октября 2020 г.) / [редкол. : Л. И. Дементий (гл. ред.), А. Ю. Маленова (отв. ред.), А. А. Маленов]. - Электрон. текст. дан. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. - С. 100-104.
   ISBN 978-5-7779-2519-0
  
   Сборник материалов конференции размещён на сайте Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского: http://conf.omsu.ru/responsibility/2020
  
  
   УДК 347.51

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Гузелия Рауфовна Асадуллина

кандидат философских наук, доцент,

Башкирский государственный университет

E-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru

Сергей Иванович Ивентьев

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений

ООО "ДЭЛИЛ", член РФО

E-mail: sergei-zsk@mail.ru

   Аннотация. В статье на теоретическом уровне рассматривается концепт "духовно-нравственная ответственность", который вводится авторами в оборот в связи с наличием в литературе экономического концепта "духовно-нравственных рисков", связанного с духовным и нравственным уровнем человека и должностного лица, и такого восточного философского понятия, как карма, причисляемого к социальному регулятору общественных отношений. Актуальность темы связана с тем, что в существующей классификации видов ответственности отсутствует понятие "духовно-нравственная ответственность".
   Ключевые слова: Человек, душа, дух, личность, риски, духовно-нравственные риски, концепт, ответственность, духовно-нравственная ответственность, социальная норма.
  
   Предмет исследования. Концепт "духовно-нравственная ответственность".
   Цель исследования. Используя экономический концепт "духовно-нравственные риски" и философское понятие "карма", исследовать наличие духовно-нравственной ответственности личности перед другим человеком и обществом, её влияние и взаимосвязь с духовным и нравственным уровнем человека.
   Методология. В процессе исследования использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа, аналогии и абстрагирования, а также систематизации.
   Введение. Становится все более очевидным то, что ключевые проблемы современного общества возникают в связи с обесцениванием (девальвацией) духовных и нравственных ценностей, игнорированием и нарушением социальных норм. Известно, что духовная и моральная деградация порождает все виды социальных пороков и становится благодатной почвой для распространения различных человеческих страстей, разрушающих душу человека, которые активизируют процессы распада в различных сферах общества.
   Общественные отношения, возникающие в процессе социальной деятельности людей, регулируются следующими социальными нормами (регуляторами): неправовые обычаи, традиции, ритуалы, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность), нормы права и карма [7, с.158-164; 13, с.112; 19, с.197].
   Этимология слова "ответственность" восходит к понятию "отвечать", под которым, согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, понимается: "отвечать, ответить, чем, дать ответ, подать весть, сведенье на вопрос, отозваться, возразить, отповедать... Ответственность, обязанность отвечать в чем за что, повинность ручательства за что, долг дать в чем отчёт" [6, с.717]. Понятие "ответственность" является этической категорией [15, с.215] и относится к духовно-нравственной ценности человека [17, с.61].
   Чувство ответственности увязывают с человеческой совестью, своеобразным "внутренним самоотчётом индивида за выполнение совершенно определенных духовно-нравственных обязанностей" [20, с.352].
   Совесть - есть ответственность человека перед самым собой, как носителем высших, универсальных ценностей [5, с.263]. Совесть выступает характеристикой или свойством души человека [10, с.125-126]. Чувство ответственности исходит от души человека, то есть от его духовной сущности.
   Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога [3, с.141-147].
   В целом под социальной ответственностью понимают объективную необходимость отвечать за нарушение социальных норм [14, с. 214].
   Согласно существующей классификации видов ответственности, выделяют моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную (корпоративную) и другие виды ответственности [14, с. 214].
   Уровень ответственности личности зависит от ценностно-смысловой сферы человека, осмысленности жизни и его духовно-нравственного уровня [18, с.226-227].
   Например, духовно-нравственный уровень топ-менеджера отнесён к главному показателю духовно-нравственных рисков в управлении бизнесом, о которого зависит судьба сотрудников и финансово-экономическая безопасность любого предприятия [4, с.179-182].
   Кроме того, ответственность неразрывно увязывают со свободой человека, без которой невозможно первой [15, с.216]. При этом мы соглашаемся с мнением И.В. Королевой и Н.Ю. Чугуновой о том, что "подлинная свобода человека предполагает не только деятельность, но и его ответственность за результаты своей деятельности и последствия этих результатов" [11, с.90].
   Обсуждение рассматриваемой темы. Впервые концепт "духовно-нравственные риски" был использован в авторской концепции духовно-нравственных рисков в экономической дисциплине "риск-менеджмент" исследователей С.С. Гузенко и Р.А. Тимофеева, согласно которой любые риски связаны с человеческим фактором, духовным и нравственным уровнем человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленские решения [4, с.179-182], с чем мы полностью соглашаемся. По мнению указанных авторов, топ-менеджер, имеющий духовно-нравственные пороки (алчность, зависть, чревоугодие, гордыня, властолюбие, мстительность и т.д.), будет всегда радеть только о личной выгоде или интересе, забывая о благе других людей и общества, не говоря о безопасности компании. Не исключено, что он может без зазрения совести пойти и на совершение какого-либо правонарушения или преступления" [4, с.179-182]. Аналогичная ситуация относится к нечистоплотным политикам, чиновникам и журналистам.
   Духовно-нравственные начала всегда играли весьма значительную роль в жизни человека. В человеке с бездуховным инстинктом отсутствуют вера, доброта, жалость, человечность, совесть и честь. Для него все хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства, и власти... Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли, его душа. "Я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке" [8, с.31].
   Экономический концепт "духовно-нравственные риски" вводит в экономическую науку философско-религиозные категории: дух как нематериальное явление, душа человека и дух человека. Понятие "духовно-нравственные риски" напрямую взаимосвязано с ответственностью человека.
   Экономический концепт "духовно-нравственные риски" по своей сути является универсальной категорией, так как применим не только к экономической науке, но и к другим сферам деятельности человека (юриспруденция, политика, философия, искусство, религия, медицина и т.д.).
   В некоторой литературе философское понятие "карма" относят к социальному регулятору человеческих отношений [7, с.158-164]. В учении брахманистов, буддистов и джайнистов карма подразумевает закон причинно-следственных связей, согласно которому осуществляется справедливое воздаяние человеку за его дела и поступки, то есть предусматривает неотвратимое наказание и ответственность человека в этой и последующих жизнях [22, с.537].
   По нашему мнению, в классификацию видов ответственности необходимо дополнительно включить новую группу (вид) "духовно-нравственная ответственность", которая связана с духовно-нравственной сферой человека, с его душой и духом. При этом под духом человека понимается эманация (лат. emanatio - "истечение, распространение") Бога [1, с.24].
   В литературе отсутствует такое понятие, как "духовно-нравственная ответственность", которая связана с человеком и его душой.
   Духовно-нравственная ответственность человека и его души - это необходимость и обязанность человека отвечать за нарушение, искажение и попрание духовно-нравственных ценностей и законов перед Богом, своими душой и духом, другим человеком, обществом и другими живыми существами, а также природой. При этом в понимании авраамических религий (иудаизмхристианство и ислам) такая ответственность связана с верой и со всеми её обязательствами и наступает при нарушении Божьего Закона (Библия Лк.12:48, Иез.18:20, Сир.33:23; Коран 33:72).
   Согласно мусульманской традиции, "ответственность (амана) - производное от "веры" (иман), и кто бережен к ответственности перед Аллахом, тому Аллах оберегает его веру" [16]. Поэтому верующие люди наиболее ответственны за свои слова и дела, а также перед другими людьми и обществом.
   В классификации видов ответственности духовно-нравственная ответственность человека занимает главенствующее место в связи с тем, что она связана с духовной сущностью человека, его душой и духом.
   Концепт "ответственность", наряду с эффективностью в делах, твердой волей, исполнительностью, относят к важным ценностям профессиональной самореализации [21, с.236]. При этом ответственность личности причисляют к духовно-нравственной ценности [17, с.61]. В связи с чем, воспитание и культивирование ответственности человека имеет важное значение для общества и государства.
   Следует отметить, что духовное развитие расширяет осмысленную и сознательную ответственность человека [12, с.58].
   Как отмечает Н.А. Харькова, чувство ответственности выступает важным условием развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодёжи к семейной жизни [20, с.350].
   По нашему мнению, именно через веру в Бога, духовно-нравственные ценности и самосовершенствование человек повышает свой уровень духовного и нравственного развития.
   Авторы считают, что общество и государство особое внимание должно уделять не только культивированию и трансляции духовно-нравственной ценностей, но и духовно-нравственной безопасности, под которой мыслится обеспечение защиты духовной и нравственной сферы человека и общества, души и духа человека [9, с.87-91].
   Поиск источников и условий, при которых происходит становление и развитие духовно-нравственной деятельности людей, связан с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, ставящий вопрос об отношении к самому себе, и необходимостью формирования самопроцессов духовного развития. Ведь без существования внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нем происходящих, никакой социальный строй не приведёт к новому человеку [2, с.380-381].
   Если эти ключевые ценности станут основополагающими в жизни российского общества, то они неизбежно повлекут за собой доброту и честность, трудолюбие и социальную и духовно-нравственную ответственность и другие подобные качества. Именно поэтому, сегодня необыкновенно важно уделять духовно-нравственной безопасности, так как духовная безопасность является неотъемлемым элементом системы национальной безопасности общества и государства.
   Результаты. В ходе исследования классификация ответственности авторами была дополнена новым видом ответственности - "духовно-нравственная ответственность", сущность которой была раскрыта.
   Теоретическая и прикладная ценность статьи заключается в обобщении данных исследования в понимании духовно-нравственной ответственности, а также в использовании результатов исследования в раскрытии и глубоком понимании духовно-нравственной сферы человека и общества.
   Результаты исследования могут быть использованы в теоретической и практической работе различных отраслевых специалистов.
   Заключение. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" и философское понятие "карма" показывают, что духовно-нравственный уровень развития человека взаимосвязан и влияет на появление осознанной ответственности перед собой, другими людьми и обществом.
   Духовно-нравственная ответственность личности связана с духовной сущностью человека (душа и дух), а значит, относится к духовно-нравственной ценности.
   Ценность концепта ""духовно-нравственная ответственность" связана с тем, что он применим не только к человеку и его душе, но и к обществу и государству.
   Выводы. Резюмирую изложенное, можно утверждать, что духовно-нравственная ответственность человека повышается в связи с ростом уровня его духовно-нравственного развития.
   Духовно-нравственная ответственность выступает значимым и существенным заслоном против девальвации духовно-нравственных ценностей в российском обществе, а также духовно-нравственным и уголовным преступлениям.
   Введение авторами исследования в оборот понятия "духовно-нравственная ответственность" позволяет обществу и государству обратить особое внимание на духовно-нравственную сферу человека, а также пополнить и конкретизировать существующий понятийный аппарат.
  
  

Список литературы

   1.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С.21-29.
   2.Асадуллина Г.Р. Духовные искания современной молодёжи: интересы и основные ценности // Евразийский юридический журнал. - 2016. - N 8 (99). - С. 380-381.
   3.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции //  Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С.Г. Максимова. Вып. 8. Том 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. - С.141-147.
   4.Гузенко С.С., Тимофеев Р.А. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых учёных с международным участием, 25-26.03.2020 г. - Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2020. - С.179-182.
   5.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 472 с.
   6.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.2: И-О. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. - 784 с.
   7.Ивентьев С.И. Карма как духовно-нравственный и социальный регулятор человеческих отношений//Социально-экономические науки и гуманитарные исследования: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции/ Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - С.158-164.
   8.Ильин И.А. О грядущей России. Изб. Статьи. - М.: Воениздат, 1993. - 368 с.
   9.Ивентьев С.И. Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4.12.2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей. - Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. - С.87-91.
   10.Ивентьев С.И. Права человека. Свобода мысли, совести и вероисповедания // Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / Под общ.ред. В.С. Курчеева и Т.В. Сидориной. - Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. - С.121-131.
   11.Королева И.В., Чугунова Н.Ю. Свобода и ответственность как ценности современной молодёжи // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - N 2. - С.87-95.
   12.Калашников В.Г. Развитие личности в психологическом и духовном контекстах // Развитие личности. - 2017. - N 2. - С.47-69.
   13.Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
   14.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права учебник.  М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
   15.Никифорова О.А., Митрофанова Д.О. Концепции социальной ответственности бизнеса: исходные понятия и классификации // Вестник СПбГУ. Социология. - 2017. - Т.10. - Вып. 2. - С. 214-228.
   16.Об ответственности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://islam-vera.ru/biblioteka/knigi/440-2/glava-13-ob-otvetstvennosti/ (дата обращения 15.08.2020 г.)
   17.Ребещенкова И.Г. Ответственность личности как духовно-нравственная ценность и функция непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2013. - Т.11. - N 2. - С. 61-63.
   18.Слотина Т.В. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - N  3 (43). -  С.223-228.
   19.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с.
   20.Харькова Н.А. Чувство ответственности как условие развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодёжи к семейной жизни // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - N 10. - С. 350-353.
   21.Хурамшин И.Г., Симзяева Е.Н., Рукавишников Д.А.Шушара Т.В.Социокультурная обусловленность воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - N  63-3. - С.235-238.
   22.Энциклопедия символов / сост.В.М.Рошаль. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 1007 с.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"