Данакари Лилия Ричарди, Ермоченко Константин Павлович, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный и правовой аспекты свободы личности в цифровую эпоху

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодня агенты цифровой эпохи нашли свое непосредственное отражение и на функционировании фундаментальных духовно-этических, философских категорий, к числу которых относится свобода личности. В данной статье она выступает предметом исследования. Цель исследования заключается в рассмотрении вопроса духовно-нравственного и правового аспектов свободы личности в цифровую эпоху. В статье представлено авторское определение личности. Также, сделан вывод, что правовое закрепление цифровых прав человека и гражданина не решает проблему полной свободы личности. Правильное цитирование: Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспекты свободы личности в цифровую эпоху // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции (г. Казань, 23 сентября 2022 г.) / под ред. И.Р. Бегишева, Е.А. Громовой, М. В. Залоило, И.А. Филиповой, А.А. Шутовой. В 6 т. Т. 4. - Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета, 2022. - С. 191-198.


  
   Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспекты свободы личности в цифровую эпоху // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции (г. Казань, 23 сентября 2022 г.) / под ред. И.Р. Бегишева, Е.А. Громовой, М. В. Залоило, И.А. Филиповой, А.А. Шутовой. В 6 т. Т. 4. - Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета, 2022. - С. 191-198.
   ISBN 978-5-8399-0767-6
   ISBN 978-5-8399-0770-6 (Том 4)
   Тираж 2000 экз.
  
   УДК 1, 34, 316.3

Л. Р. Данакари

Кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики,

психологии и социальной работы,

Волгоградский государственный университет

К.П. Ермоченко,

магистрант 1 курса,

Смоленский государственный университет (СмолГУ)

С. И. Ивентьев

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере

национальных и религиозных отношений,

ООО "ДЭЛИЛ"

  

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

  
   Аннотация. Сегодня агенты цифровой эпохи нашли свое непосредственное отражение и на функционировании фундаментальных духовно-этических, философских категорий, к числу которых относится свобода личности. В данной статье она выступает предметом исследования. Цель исследования заключается в рассмотрении вопроса духовно-нравственного и правового аспектов свободы личности в цифровую эпоху. В статье представлено авторское определение личности. Также, сделан вывод, что правовое закрепление цифровых прав человека и гражданина не решает проблему полной свободы личности.
   Ключевые слова: человек, личность, цифровая эпоха, права человека, цифровые права, гражданское законодательство, душа и дух человека, свобода личности.

SPIRITUAL, MORAL AND LEGAL ASPECTS OF INDIVIDUAL FREEDOM IN THE DIGITAL AGE

   Abstract. Today, the agents of the digital age have found their direct reflection on the functioning of fundamental spiritual, ethical, philosophical categories, which include personal freedom. In this article, it is the subject of research. The purpose of the study is to consider the issue of spiritual, moral and legal aspects of individual freedom in the digital age. The article presents the author's definition of personality. Also, it is concluded that the legal consolidation of digital human and citizen rights does not solve the problem of complete individual freedom.
   Keywords: human, personality, digital age, human rights, digital rights, civil legislation, human soul and spirit, personal freedom.

Свобода - благо, неволя - зло

(народная пословица).

  
   Введение. Сегодня в условиях стремительно меняющегося мира и всех его духовно-нравственных, социально-экономических, политических и культурных процессов, которые находятся под незримо объективно сильным давлением информационного общества, вопрос личности, понятие свободы этой личности приобретает усовершенствованный и дополненный вид и обновленное понимание.
   Юридизация "мира цифры и информации" и конъюнктуры "рынка цифры" в виде закрепления цифровых прав вновь на повестку дня подняла извечную проблему свободы личности.
   Основная часть. Чтобы рассмотреть всесторонне заявленную тему, нам необходимо раскрыть концепт "личность".
   Понятие "личность" стали использовать с появлением христианства, и оно было чуждо античному мировоззрению, так как оно пользовалось словом "ипостась", которое  "обозначало все, что обладает действительным, но совсем не обязательно одушевленным существованием" [1. С. 36-37; 11. С. 122].
   Непосредственно первой вехой в христианстве в вопросе понятия и принятия личности как социо-этической категории, по мнению Ю.Я. Крамаренко, явились триадологические споры. Они преследовали цель: попытаться осмыслить и понять единую троичность Бога мировоззрения [11. С. 122].
   В христианстве Бога часто именуют Личностью [14. С. 72-83].
   В богословии под словом "личность" понимается богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Учитывая, что Бог есть Личность (в христианстве - три единосущные Личности), то и человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. Считается, что эти два понятия ("образ Божий" и "личность") взаимосвязаны, но не тождественны [14. С. 72-83].
   В психологической науке личность - это организованно-стойкая система индивидуально-психологических и социальных характеристик, которые составляют базовую основу структуры человеческой сущности с точки зрения ее социально-психологической природы [6].
   В философии личность - персона (от лат. persona - маска, роль актёра) [23. С. 240].
   Согласно Толковому словарю русского языка, личность - человек как носитель каких-нибудь свойств; лицо [16].
   Из вышеизложенного видно, что понятие "личность" отождествляется с человеком, а также связано с персональными качествами (волевыми, нравственными и другими) и социальными характеристиками. При этом, к большому сожалению, понятие "личность" не увязывается с душой и духом человека и его духовно-нравственными характеристиками.
   В философии и религии понятие "личность", так или иначе, увязывается с лицом или ликом человека.
   Если рассматривать понятие личности в плоскости учения Церкви, то, как указывалось выше, первая предстает как образ Божий, запечатленный в человеке. Так, личность не доступна познанию, стремящемуся всегда быть исчерпывающим и полным.
   Изучение личности человека в фокусе объекта науки не имеет такой же алгоритм рассмотрения, применимый к объектам - предметам внешнего мира. Личность всегда глубинна, непостижима и сущностно-наполнена. Она неповторима, ее проявление - это всегда сокровенно-недоступное сущностное единение всей духовной структуры. Её нельзя определить к бытийной реальности [18. С. 17].
   Русский советский философ, религиозный мыслитель А.Ф. Лосев, рассматривая проблему лика, отнёс его к выражению личности. При этом, лик, по мнению ученого, выступает не субстанцией личности, а ее смысловым явлением и образом [15. С. 484].
   По нашему мнению, верно, будет под личностью понимать человека, его духовную сущность, состоящую из души и духа, обладающего индивидуальными духовными, нравственными, психологическими, социальными, интеллектуальными, физическими и другими характеристиками, компетенциями и духовно-нравственным потенциалом.
   Таким образом, под личностью мыслится человек и его духовная сущность. Следовательно, в настоящем исследовании будет рассматриваться свобода человека и духовной сущности (души и духа), что ново и необычно для философии права и юридической науки в целом. В этом заключается актуальность темы статьи.
   В цифровую эпоху вопрос свободы личности для полного и объективно точного его изучения необходимо рассматривать одновременно и параллельно исходя из нравственной составляющей данной проблемы и правовой.
   Нужно уметь видеть и определять необходимое наличие, противоречивое отсутствие тождественных свойств и характеристик при изучении, как правового аспекта свободы личности, так и духовного и нравственного.
   Современная наука располагает достаточно большим количеством полных и точных трактовок, определений понятия "свобода личности", рассмотренных с позиций различных сфер человеческой жизни.
   Так, в частности, энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона с философской точки зрения под свободой понимает "возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества" [2].
   Обобщая весь имеющийся на сегодняшний день опыт по проблеме определения сущности, структуры свободы личности, её характерных и отличительных черт, можно однозначно утверждать, что она принципиально необходима человеку, который всегда в своих действиях и стремлениях руководствуется собственными интересами и желаниями, то есть проявляя свой самостоятельный выбор [4. С. 1070].
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, свобода - это "возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле" [10. С. 151].
   В "Философско-правовых аспектах свободы личности" В.И. Коваленко предложил собственную трактовку понятия "свобода личности". Автор сравнил её с охраняемым благом, внутренними компонентами которого выступают:
   - свободно-осознаваемое желание человека;
   - ощущаемое побуждение;
   - возможность реализации свободы в действительности, то есть физический критерий;
   - свобода объективизации своего волеизъявления [12. С. 15].
   Эти представленные определения понятия "свобода личности" и ещё множество других, которые нашли своё отражение в словарях, учебных пособиях, научных трудах, должны в информационную эпоху не просто найти свое отражение и реальное применение, а показать, что современные реалии сегодняшнего дня, в том числе и "эпоха цифры" в целом, никаким образом не влияют ни на характер структурных характеристик этого понятия, ни на способ их реальной реализации.
   Этому можно дать вполне логическое объяснение. Сегодня как-бы не развивалось общество, все его структуры, главное первостепенное место занимала и будет занимать личность человека, её безопасность и свобода.
   Категория "личность" имеет исходно-ключевое значение для правоведения, где она рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей [21. С. 165].
   Согласно концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, духовная сущность человека, его душа и дух также наделяются определёнными правами и свободами, в том числе правом на информацию, творчество и свободу выбора [5. С. 62-65].
  

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям:

"Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики,

и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоанна 8:31-32).

  
   В христианстве свободу человека увязывают с Истиной или с Богом, то есть с Абсолютной свободой.
   Как указывает иеромонах Иов (Гумеров), право выбора основано на свободе человеческой воли, как неотъемлемым свойстве образа Божия в человеке [17. С. 216]. При этом данный автор конкретизирует, что эта воля может быть ослаблена и искажена грехом, но всегда остается свободной; чем выше человек стоит духовно, тем полней проявляется эта свобода [17. С. 216].
   Современная трактовка и определение понятия "воля" действующими психологами понимается как непосредственная форма психического проецирования действительности.
   При этом, она позволяет самой личности преодолеть все трудности и препятствия и, в итоге, способна достичь всех поставленных целей, которые необходимы для возможности регулирования всех действий человека, его психических процессов. Таким способом создаются все необходимые условия для осуществления волевой регуляции личности [13. С. 18].
   Под волей также можно подразумевать именно силу духа человека и его души.
   Если рассуждать о непосредственных формах проявления свободы, то необходимо указать на такую нравственно-этическую и философскую категорию, как выбор. Эта категория применима исключительно к человеку, так именно он благодаря своей воле, выступающей побудительной силой, способен сделать выбор при принятии решения. Выбор и разум - две взаимосвязанные категории [24. С. 142-143].
   Российский философ Л.Е. Балашов справедливо отмечает, что воля выступает регулятором и контролёром человеческого поведения, которая способна управлять им [3. С. 7].
   Свободу человека можно подразделить на следующие виды: абсолютную, относительную, духовную, моральную (нравственную), социальную, физическую, личную (свобода передвижения, выбора занятия, возможность поступать по своему усмотрению и своему волеизъявлению), культурную, политическая (свобода активного и пассивного избирательного права (право избирать и быть избранным) и др. [20. С. 297-301; 22. С. 93-98].
   Следует отметить, что в современном мире, к большому сожалению, человек не может обладать всей полнотой свободы, то есть абсолютной свободой, что подтверждается следующим.
   Например, в религии отмечается, что человек, который грешит, не свободен в моральном и духовном плане. Государство через законы и силу ограничивает свободу человеку для установления определённых правил поведения своих граждан, а также осуществляет наказание лиц, нарушивших закон. В экономическом плане человечество не свободно от денежной системы и находится в большой зависимости от неё. Интернет породил интернет-зависимых людей. С помощью цифровых технологий можно прослеживать перемещение людей и товаров по миру, а также манипулировать сознанием человека и общества. Таких примеров зависимости человека от внешних условий и не полной его свободы большое количество.
   Таким образом, в наиболее общепринятом толковании, свобода характеризуется всегда отсутствием давления и насилия в любом виде (физическом, моральном, духовном и пр.). Всякого рода ограничения человека, его духовной сущности противоречат и идут вразрез с ней.
   Цифровая эпоха не просто предлагает, а навязывает свои требования к процессу функционирования общества, его отраслей, структур, систем и подсистем. Это своего рода "вирус", который постепенно проникает во всё, что создавал и продолжает создавать человек, причём очень стремительно наращивая темпы этого проникновения.
   Юридическая наука еще недавно не была знакома с феноменом цифровых прав (digital rights). Сегодня это не просто феномен, это законодательная новелла, которая уже нашла способ частичной реализации.
   По мнению В.Д. Зорькина, цифровые права могут быть истолкованы и пониматься как право любого человека на открытый доступ к цифровым произведениям, право на их создание и использование [19. С. 340-351].
   Пользование всеми информационными каналами и механизмами передачи информации также для В.Д. Зорькина является проявлением реализации сущности цифровых прав. Таким образом, автор приравнивает цифровые права к необходимости обеспечения безопасности частной информационной среды [19. С. 340-351].
   Цифровые права, по мнению Р.Б. Головкина и О.С. Амосовой, не являются мерами возможного предпочтительного поведения субъектов правоотношений, а выступают формой, выражающей субъективность прав, которые нашли свое отражение в действующем гражданском законодательстве. [9. С. 165].
   Это далеко не все толкования данного проблемного понятия, которые предлагает нам юридическая наука и научное знание в целом. Мы можем быть согласны или против данных интерпретаций, но все они имеют право на существование и в совокупности в последующем способны внести ясность и дать достаточно полное объяснение данному феномену, которое найдёт свое место в системе гражданского законодательства.
   А пока юридическая мысль, рассматривая феномен "информационных прав", может руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, который претерпел в текущем году важные изменения в части увеличения объектов гражданских прав.
   В настоящее время так называемые цифровые права стали новым объектом гражданских прав.
   Так, в силу статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) к объектам гражданских прав относятся вещи и иное имущество, в том числе имущественные права (включая в частности, цифровые права), результаты работ и оказание услуг, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага [8].
   Гражданский кодекс РФ определяет цифровые права как определенные в соответствии с правилами и требованиями всей информационной среды законно-обязательные права, режим и исполнение которых подчинен общему законодательству. В этом определении цифровые права основываются на следующих принципах:
      -- Осуществление и реализация цифровых прав, их залог или передача возможны исключительно без третьего лица только в информационной системе.
      -- Если человек распоряжается информационными правами на требованиях, продиктованными информационной средой, то он является их законным обладателем.
      -- Переход цифрового права на условиях сделки не требует одобрения лица, которое считается обязанным по такому цифровому праву.
   Цифровые права привязывают человека и гражданина к той или иной правовой системе, корпорации, то есть создают взаимозависимую связку "цифровые права-человек-государство (корпорация)".
   В юридической науке сегодня в связи с этим ведутся дискуссии. Так, например, Л.Ю. Василевская считает, что некорректно и неправильно рассматривать цифровые права в одном фокусе и одной плоскости с имущественными правами прав [7. С. 3-14].
   Указанный автор отмечает, что процессы цифровизации и деятельность её агентов ни каким образом не способны создать новый вид информационных прав. Цифровизация лишь способна дать "информационную жизнь" современному способу фиксации прав [7. С. 3-14].
   Очевидно, что цифровые права базируются на правах человека и гражданина на информацию, творчество и свободу выбора. Можно сказать, что первые конкретизируют вторые права.
   Заключение. Цифровые права не могут гарантировать человеку и его духовной сущности (душе и духу) полную свободу, то есть проблема полной свободы личности в связи с юридическим закреплением информационных прав не решается.
   В ходе исследования было выявлено, что цифровая эпоха на данном этапе развития человеческого общества не решает проблему полной или абсолютной свободы личности.
  
  

Список литературы

  
   1. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 256 с.
   2. Брокгауз Ф. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. -М.: Эксмо, 2009. - 288 c.
   3. Балашов Л.Е. Этика. - М. : Дашков и Кш, 2003. - 137 с.
   4. Большой энциклопедический словарь. - М.: БРЭ; СПб.: НОРИНТ, 1998. 1434 с.
   5. Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12 октября 2019г., Таганрог / отв.ред. В.П. Рыжов. - Таганрог: Типография Ступина С.А. , 2019. - С. 62-65.
   6. Ведмеш Н.А. Структура личности [электронный ресурс]. - URL: https://psihomed.com/struktura-lichnosti/ (дата обращения: 05.09.2022).
   7. Василевская Л.В. Цифровые права как новый объект гражданских прав: проблемы юридической квалификации // Хозяйство и право. - 2019. - N 5 (508). С. 3-14.
   8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрании законодательства Российской Федерации. - 05.12.1994. - N 32. - Ст. 3301.
   9. Головкин Р.Б., Амосова О.С. "Цифровые права" и "цифровое право" в механизмах цифровизации экономики и государственного управления // Вестник Владимирского юридического института. - 2019. - N 2. - С. 165.
   10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.4. - СПб.: ТОО Диамант. 1996. - 688 с.
   11. Крамаренко Ю.Я. Личность человека в православном богословии и в психологической науке // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2006. - Вып. 2. - С. 122-148.
   12. Коваленко, В. И. Философско-правовые аспекты свободы личности // Философия права. - 2016. - N 6 (79). - С. 11-15.
   13. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. - М.:  Б. и, 1996. - 160 с.
   14. Леонов В., свящ. Взаимосвязь понятий "личность" и "образ Божий" в православном богословии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. - 2010. - С. 72-83.
   15. Лосев А.Ф.  Диалектика мифа. - М.: Правда, 1990. - 656 с.
   16. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М. : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. - 1375 с.
   17. 1115 вопросов священнику // Православие.Ru. - 11.11.2005. - С. 216.
   18. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. - 240 с.
   19. Понкин И.В., Редькина А.И. К вопросу о понятии и онтологии цифровых прав // Пермский юридический альманах. - 2021. - N 4. - С. 340-351.
   20. Строганова Н.И. Свобода человека: философская и правовая категория // Пробелы в российском законодательстве. - 2002. - N 3. - С. 297-301.
   21. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. - 592 с.
   22. Хомелев Г.В. Философский и религиозный смысл христианского учения о свободе человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2018. - N 1 (87). - C. 93-98.
   23. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
   24. Этика / под ред.Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. - Минск: Новое знание, 2002. - 509 с.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"