Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью А.М.Петрунина "о гармонии мира и красоте человека"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дана рецензия на работу, которая посвящена гармонии. Отмечено, что статью нельзя отнести к междисциплинарному и всестороннему исследованию.


РЕЦЕНЗИЯ

на статью А.М.Петрунина "О гармонии мира и красоте человека"

(E-mail:  petrunin_am@mail.ru)

   Александром Михайловичем Петруниным, кандидатом философских наук, доцентом, профессором кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил Российской Федерации имени маршала Советского Союза А.М.Василевского, была издана статья на вышеуказанную тему [1, с.35-44].
   А.М.Петрунин рассматривает гармонию только с позиции философии. Вне рассмотрения остались так называемые религиозная гармония, эзотерическая гармония, научное определение гармонии.
   "Гармония (греч.harmonia - связь, соразмерность) - созвучие, согласие, соответствующее эстетическим законам согласованность частей в расчленённом целом" [14, с.88]. Очевидно, что автор придерживается только данного философского определения гармонии, которое и выводит его на концепт "красоты", тем самым ограничивая предмет исследования.
   Бог - это Гармония [11, с.436], на что не было обращено внимание автора.
   Под гармонией мыслится равновесие [13, с.179].
   Гармония мира достигается благодаря разумному сочетанию духовного и материального.
   Например, с точки зрения математики гармония выражена в золотом сечении, а также в числе ?, которое относится к трансцендентному и иррациональному числу.
   Как можно говорить о гармонии мира, не исследуя вопрос гармонии человека?
   Автор во вводной части статьи указывает, что "гармония мира и красота человека - одна из самых сложных проблем. Философы разных эпох пытались понять её, объяснить причины и раскрыть значение. Но, не имея достаточных знаний, сводили её понимание к потусторонним силам, Богу, случайным явлениям, благу, свободе" [1, с.36]. Следовательно, А.М.Петрунин не придерживается мифологического, философского, религиозного и эзотерического понимания нашего бытия, в том числе гармонии и человека.
   В обосновании исследуемой темы автор ссылается на свою монографию [2], в которой представлена разработанная им философская система знаний о мудрости, имеющая такие же недочёты, что и рецензируемая статья.
   Автор делает поспешный вывод о том, что "красота - основа любви и продолжения жизни, она зовёт человека к вечности" [1, с.42].
   Основой красоты является Любовь, а не наоборот, как ошибочно полагает А.М.Петрунин.
   Верно, что Любовь сравнивают с гармонией [6, с.112].
   Очевидно, что Мир спасает Любовь, а не словосочетание о том, что "мир спасёт красота".
   С.Г.Пилецкий обратил внимание на так называемую "силу красоты": "И что же? Действительно вертели, и он вертелся, и у обывателей от непривычной скорости вращения подкашивались ноги, случались обмороки, недомогания и частые головокружения, приводившие к не менее частым дуэлям. Банкиры и торговцы большей частью разорялись, меньшей - богатели; секретным службам, шпионам и дипломатам прибавлялось работы; солдатики сложили миллионы и миллионы голов, их сестры, матери и жены в трауре. Вот у них бы и спросить их мнения о красоте и о её спасительном влиянии на мировую историю. Боюсь, что оно было бы высказано весьма и весьма нецензурно. Так что если речь идет не о красоте Богом данного мира и даже не о красоте содеянных человеком вещей, а именно о людской красоте (в данном случае - женской), то это и вправду такая сила, что она скорее погубит мир, чем его спасет" [15, с.74].
   Красота без Любви ничто!
   Понятие "красота" часто находится в связке с Истиной и Добром, о чём подробно автор не раскрыл.
   В.Е.Шедяков указывает о том, что "идеальное является не только важнейшим фактором развития общества, но и значимой характеристикой прогресса в практическом и теоретическом освоении мира и развитии человечества. Духовное, душевное и интеллектуальное напряжение, их эмоциональное и рациональное измерения - элементы не только психического становления отдельного человека, но и социокультурного основания конкуренции культурно-цивилизационных миров; в этом контексте "идеальное есть только модификация всеобщего" [4, с.136]. На пересечениях этих осей развития сформированы представления о трёх взаимообусловливающих ипостасях культуры: Истине, Добре и Красоте" [3, с.168-183].
   А.М.Петрунин не рассмотрел Любовь в планетарном масштабе, как это сделал Н.Мигашкин, говоря, что "любовь (сторге) объединяет планеты" - говорили древние греки... То есть это планетарное отношение. Она зафиксирована в Золотом правиле морали. "Относись к другим, как хотел бы относились к тебе". Познание иного (другого) невозможно без любви и понимание его" [5, с.45].
  

Бог есть Любовь,

и пребывающий в Любви пребывает в Боге,

и Бог в нём (1 Ин.4:16).

  
   Автор пишет: "Итак, говоря о гармонии мира, следует её понимать как гармонию земной природы, мера проявления которой отражается в красоте. Человек - часть природы, красота которой лежит в основе и его красоты" [1, с.39], "красота человека, базируясь на гармонии и красоте природы, может быть ниже её,
соответствовать ей и превосходить её. Благодаря сознанию, стоящему над природой, человеческой красоте удаётся временно превзойти красоту природы и добиваться превосходства над ней. Тем не менее, истинная эстетика та, которая находится ближе к красоте природы, лежащей в основе любви и творения новых форм жизни" [1, с.41].
   Безусловно, что человек красив, ибо сотворён был по образу Бога.
   Часто говорят, что человек прекрасен, тем самым подразумевая красоту человеческой души.
   Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность и нематериальное благо человека [9, с.153].
   Дух человека - эманация Бога [5, с.352].
   Душа человека связана с Богом (духовным и иррациональным) и человеческим сознанием (рациональным).
   Основные права и свободы души и духа человека были зафиксированы в четвёртом и пятом поколениях прав человека [10, с.161-163].
   А.М.Петрунин, говоря о гармонии и красоте человека, вне осмысления оставил душу и дух человека, средством выражения которых выступает мудрость, что снизило качество статьи.  
   О.В. Захарова считает, что "любование природой как восприятие её совершенства. Подобные переживания связаны с восприятием природы как совершенного творения Божества и признанием самоценности природы, сложности и совершенства процессов её саморегуляции. В других исследованиях нами рассмотрено восприятие природы как совершенной меры и гармонии и восприятие природы как чего-то более совершенного, чем человеческое общество" [12, с.20].
   К большому сожалению, в рецензируемой статье не рассматривается роль души и духа человека в гармонии общества и природы.
   Отмеченные замечания наблюдаются и в других работах автора, касающихся вопросов гармонии [7, с.35; 8].
   Таким образом, статью А.М.Петрунина "О гармонии мира и красоте человека" нельзя отнести к междисциплинарному и всестороннему исследованию.
  
  

Литература

  
   1.Петрунин А.М.О гармонии мира и красоте человека // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2017. - Том 6. - N 2 А. - С.35-44.
   2.Петрунин А.М. Философия мудрости: исследование понятия мудрости от генезиса до системного знания. - Смоленск: Маджента, 2010. - 224 с.
   3.Шедяков В.Е.Идеальное - реальное: реализация меры взаиморезонирования, адекватной обществу знаний//IДЕЯ I ДIЯ: погляд Ф./П./П./С./: колективна монографiя: / За заг. ред.
   О.А. Iвакiна, Д.В.Яковлева. - Херсон : Видавничий дiм "Гельветика", 2017. - С.168-183.
   4.Лифшиц М.А. Об идеальном и реальном / М.А. Лифшиц // Вопросы философии. - 1984. - N 10. - С.120-145.
   5.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
   6.Лазарев С.Н.Диагностика кармы. Книга первая. Система полевой саморегуляции. - СПб.: АО Сфера, 1993. - 160 с.
   7.Петрунин А.М.Проблема системного знания о мудрости и мудреце//
International science project. - 2017. - N 9. - Часть 2. - С.35-38.
   8.Петрунин А.М. Научно-философские основы понятия мудрости и их значение. - Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishin, 2014. - 286 с.
   9.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека//Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова,С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   10.Гузенко С.С.Духовно-нравственные права человека. Семья// Исследовательская деятельность студента как фактор развития и реализации потенциальных и творческих возможностей специалиста: сборник материалов студенческой научно-практической конференции с международным участием/под ред.Л.А.Кочемайкиной. - Омск: Изд-во АНО ВО "Омский экономический институт", 2016. - С.161-163.
   11.Евгения Семёновна. СЛЕДУЮЩАЯ КНИГА. ОТ ГОСПОДА. Серия: Знания Высших Миров. - Казань, 2016. - 464 с.
   12.Захарова О.В.Содержательная сторона любования природой // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки.  - 2015. - N 4. - С.15-20.
   13.Евгения Семеновна. Я - ОЧЕВИДЕЦ. Серия: Знания Высших Миров. - Казань: Идел-пресс, 2017. - 304 с.
   14.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
   15.Пилецкий С.Г. Неспешный взгляд на лабиринты любви // Идеи и Идеалы. - 2017. - N 4. - Т.1. - С.66-83. (E-mail:  sergeypiletsky@yandex.ru).
  
  
  
   09 мая 2018 г.
  
   Советник Российской Академии Естествознания,
   член Российского Философского Общества,
   юрист Ивентьев С.И.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"