Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный аспект экстремизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматривается духовно-нравственная сторона экстремизма, который взят на вооружение деструктивными молодёжными движениями. Отмечено, что деструктивные молодёжные движения и экстремизм выступают лакмусовой бумажкой на наличие в государстве и обществе духовно-нравственных деформаций и пороков. Авторами в качестве меры борьбы и профилактики экстремизма предлагается использовать духовно-нравственную инновационную деятельность, которая подробно раскрывается в работе. Для цитирования: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект экстремизма // Поколение Z в онлайн - пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Уфа, 24-26 ноября 2020 г.) / отв.ред. Р.Б. Шайхисламов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С.283-294. ISBN 978-5-7477-5252-8


  
   Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И.Духовно-нравственный аспект экстремизма // Поколение Z в онлайн - пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Уфа, 24-26 ноября 2020 г.) / отв.ред. Р.Б. Шайхисламов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С.283-294.
  
   ISBN 978-5-7477-5252-8
   Тираж 300 экз.
  
  
  
   УДК 001.895, 343.341-048.66
  
  

Асадуллина Г.Р.

канд.филос.н., доцент,

доцент кафедры социологии и работы с молодёжью

Башкирский государственный университет, Уфа

Ивентьев С.И.

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", Казань

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ЭКСТРЕМИЗМА

  
   Аннотация. В статье на теоретическом уровне рассматривается духовно-нравственная сторона экстремизма, который взят на вооружение деструктивными молодёжными движениями. Отмечено, что деструктивные молодёжные движения и экстремизм выступают лакмусовой бумажкой на наличие в государстве и обществе духовно-нравственных деформаций и пороков. Авторами в качестве меры борьбы и профилактики экстремизма предлагается использовать духовно-нравственную инновационную деятельность, которая подробно раскрывается в работе.
   Ключевые слова: Человек, душа человека, дух человека, личность, духовность, нравственность, ценности, молодёжь, экстремизм, инновации, духовно-нравственная инновационная деятельность.
  
  
   Предмет исследования. Духовно-нравственный аспект экстремизма.
   Цель исследования. Исследовать концепт "экстремизм" с позиции духовности и нравственности, а также проследить его взаимосвязь и взаимовлияние на духовную сущность человека.
   Методология. В процессе исследования использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа.
   Введение. В настоящее время в России возросла угроза рисков распространения радикальных идеологий, содействующая развитию экстремизма. Экстремизм является одной из наиболее значимых угроз общественной безопасности в мире и в российском обществе, что влечёт за собой серьёзные социетальные  (от лат. societas - общность) последствия.
   Наиболее уязвимой социальной группой для экстремизма является молодёжь. Недостаточная социальная адаптация молодых людей, развитие асоциальных установок их сознания порождают противоправные образцы их поведения, что приводит к широкому распространению экстремизма среди молодёжи. Экстремизм в молодёжной среде проявляется в изменении системы ценностных ориентаций, увлечённости националистическими идеологиями, в участии в деятельности радикальных движений, а также в девиантном (от лат.deviatio - отклонение) поведении.
   В настоящее время в России существует немало организаций и объединений, относящихся к экстремистским. Такого рода экстремистские объединения по своей идеологической направленности могут быть политическими, религиозными и др. Часто это деструктивные (от фр. destructive, лат. destruction - разрушительный, гибельный; неплодотворный, неэффективный) молодёжные движения.
   Представляя собой социальную группу общества, отличающуюся неустойчивостью социально-статусных характеристик, неопределенностью ценностных ориентаций и установок, молодёжь испытывает значительное и неоднозначное влияние социальных, экономических, политических и иных факторов. Сложившееся положение в среде молодёжи представляет собой благоприятную почву для формирования радикальных убеждений и взглядов, вследствие чего происходит пополнение рядов экстремистских организаций, которые в своих интересах используют неоднородность и разобщенность молодых людей.
   Молодёжь представляет собой основной потенциал общественного развития. Социальная активность молодых людей определяется не только социально-экономическими условиями жизни, но и участием молодёжи в общественных делах, а также её социально-политической и духовной ориентацией.
   Отсутствие четко функционирующей системы реализации государственной стратегии и эффективного законодательного механизма социальной поддержки российской молодёжи негативно влияют на ситуацию в данной сфере и на социальную обстановку в стране в целом.
   В настоящее время все государства столкнулись с такими социальными явлениями, как деструктивные молодёжные движения, которые базируются на религиозных (от лат.religio - относящийся к вере, религии), криминальных (от лат. criminalis, от crimen - преступление), националистических (от фр.nationalisme - идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации), экстремистских (от лат. extremus - крайний, чрезмерный) и иных идеологиях (греч. ?????????, от греч. ???? - прообраз, идея; и ????? - слово, разум, учение) [10, с.158].
   Как верно указывает Е.О.Малова, "в современном обществе крайне остро стоит проблема вовлечения подростков и молодых людей в движения деструктивного характера. По данным МВД России, количество деструктивных молодёжных объединений с каждым годом увеличивается, причём особенности проявления их деятельности меняются в соответствии с текущими тенденциями развития техники и форм общественного сознания. На сегодняшний момент на территории РФ насчитывается более 300 деструктивных молодёжных движений... большое распространение получили следующие деструктивные молодёжные движения, организованные приверженцами различных экстремистских и террористических идеологий: А.У.Е., колумбайнеры, неофашисты, а также так называемые группы смерти в интернет-пространстве" [14, с. 94]. 
   К причинам возникновения деструктивных молодёжных движений относят духовно-нравственные, идеологические (мировоззренческие), правовые, связанные с несовершенством законодательства, социальные и экономические факторы [10, с.158-159].
   На наш взгляд, главной причиной появления деструктивных молодёжных движений, включая экстремистских групп, а также совершаемых преступлений всегда выступает духовно-нравственный фактор, который зависит от духовного и нравственного уровня человека и общества.
   Духовный и нравственный уровень развития человека достигается за счёт воспитания и образования, трансляции и культивирования ценностей, которые были положены в основу многих религиозных и философских учений.
   Духовно-нравственный фактор напрямую влияет на идеологические, правовые, социальные и экономические причины появления деструктивных молодёжных движений, духовно-нравственных девиаций, совершаемых преступлений и противоправных действий. Например, незрелая в духовно-нравственном плане законодательная и исполнительная власть неспособна принять адекватные меры по борьбе с преступностью. В частности, в настоящее время в России не удается ликвидировать такие нравственные и уголовные преступления, как коррупцию (алчность, сребролюбие), наркоманию (страсть, чревоугодие, "бытовой сатанизм") и проституцию (прелюбодеяние), что говорит о наличии у государства проблем духовно-нравственного плана, касающихся, в том числе, нравственного уровня государственных и муниципальных служащих.
   Подростки и молодёжь подвержены  психологическому воздействию деструктивных движений, различным манипуляциям, антинравственных социальных сетей, так как у них ещё незрелая и не сформированная психика и ценностная картина. При этом происходит деформация их духовной реальности (сущности), то есть души и духа человека, что приводит к появлению людей с искаженной психикой с отсутствием разумного начала, а также с девиантным (от лат. deviation - отклонение) поведением. В данном случае начинает преобладать не духовная составляющая человека, а биолого-материальное тело, которое преследует цель только удовлетворить свои материальные и физиологические потребности ("поведение животного").
   Исследователи данной проблемы подчеркивают, что "эти движения под влиянием деструктивного психологического воздействия манипулируют сознанием молодежи, играют на ценностно-смысловых противоречиях разных поколений нашей страны, создают иллюзию "правильного", "справедливого" общества, направлены на частичное или полное разрушение личности, сознания и нравственности" [14, с.94]. Подобное стало возможно благодаря только отсутствию внятной государственной идеологии - это позволило западной и американской идеологии, подконтрольным им СМИ и социальным сетям сформировать общество потребления, базирующееся только на материальных ценностях, девальвировать (от лат.devaluation, от лат.de - понижение и valeo - стоить, иметь значение) духовно-нравственные ценности нашего народа, что привело к резкому увеличению духовно-нравственных девиаций, пороков и преступлений, на которое на протяжении десятилетий обращается внимание в соответствующей литературе.
   Так, отмечается, что "уголовные преступления - это духовные и нравственные преступления. Этот важный фактор государством не взят на вооружение в связи с отсутствием доктрины духовно-нравственной безопасности граждан, стратегии духовно-нравственного развития России, в которых бы закреплялись правовые определения духовности, нравственности, духовно-нравственных ценностей, души и духа человека, а также меры по профилактике и борьбе с духовными и нравственными преступлениями. Без указанных правовых документов государству трудно будет заниматься профилактикой и борьбой с духовными и нравственными преступлениями, в том числе с экстремизмом, а также девальвацией духовно-нравственных ценностей" [3, с.50-51].
   Особую опасность для общества представляет использование современных информационных технологий и Интернета экстремистскими сообществами, благодаря которым, экстремизм приобретает общепланетарный характер и может считаться новой глобальной проблемой, опасной для мирового и российского общества.
   Обсуждение рассматриваемой темы.
   Традиционно понятие "духовность" рассматривается в двух аспектах: 1. Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный [6].
   В таких монотеистических (авраамических) религиях, как иудаизм, христианство и ислам, духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого духа [20, с.186-190].
   Считаем, что понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога.
   Некоторые авторы духовность (переживание и оценка священного внутри или за пределами материального мира) отделяют от религии (лат. religare - связывать, соединять) как "структурированной системы убеждений, включающей эмоции, мораль и чувство идентичности и общности", в связи с различными структурой, практиками поиска и подходами к истине [4, с.40-41].
   Понятие "духовность" не только увязывают с религией и духовной культурой определённого народа, но и с душой и духом человека [2, с.21-29].
   Под духовно-нравственной сферой человека понимается "духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания" [9, с.87-91].
   Духовная реальность или сущность человека - это душа и дух человека [2, с.21-29]. При этом многими исследователями под последними мыслится сознание и подсознание человека.
   Концепт "духовно-нравственные ценности" включает в себя три таких понятия, как духовность, нравственность и ценность ("то, что имеет для человека важное значение, особую значимость") [17, с.9-12].
   Как указывает З.А. Айзатуллин, "духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
   Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
   Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [1, с.9-12].
   В соответствии с четвёртым и пятым поколениями прав человека или правам души и духа человека, душа человека относится к главной духовно-нравственной ценности человека, которая наделяется определёнными правами и свободами [5, с.62-65].
   Мы считаем, что обществу необходимо целенаправленно приобщать молодых людей к духовно-нравственным ценностям, политической культуре и существующим нормам поведения.
   В состав духовно-нравственной сферы человека также входит и его духовный потенциал.
   Под духовным потенциалом (от лат. potentia - сила) человека мыслится "личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве основы для духовного поведения" [16]. В свою очередь, духовно-нравственный потенциал человека - это личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве основы для духовного и морально-нравственного поведения, духовного и нравственного совершенствования.
   Духовно-нравственный потенциал человека базируется на его духовном и морально-этическом уровне, который некоторые исследователи относят к так называемым духовно-нравственным рискам, от которых зависит то или иное управленческое решение топ-менеджера или государственного деятеля [7, с.179-182].
   По мнению Н.И. Джегутановой, "понятие "духовно-нравственный потенциал личности" объединяет духовное и нравственное в личности как не реализованные в конкретный момент времени возможности личности, её способности к действию, которые при определенных обстоятельствах (факторах, педагогических условиях) могут быть актуализированы. Данное понятие отражает стремление и способность (внутренне присущую силу) человека к самосовершенствованию" [8, с.174].
   Духовно-нравственный потенциал человека формируется в результате духовного и нравственного развития, воспитания и обучения, самосовершенствования, а также накопления определённого духовного опыта.
   Под экстремизмом (от лат. extremus - крайний, чрезмерный) понимается приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике) [15].
   В соответствии со статьёй 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (с поправками и дополнениями), в Российской Федерации к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и т.д. [18]. При этом понятие "экстремизм" и "терроризм" (лат. terror - страхужас) соотносят как целое и часть, считая обоснованно второе одной из форм первого [12, с.243].
   Экстремизм и терроризм - это не только уголовные, но и духовно-нравственные преступления, как указывалось выше, что при выработке мер борьбы необходимо учитывать [11, с.109].
   По своей сущности экстремизм противостоит духовности и нравственности, то есть является их антиподом.
   Системность рассматриваемых пороков в России во многом обусловлена девальвацией системы духовно-нравственных ценностей, связана с острым конфликтом духовно-нравственных и материальных потребностей человека в связи с преобладанием вторых над первыми, отсутствием доктрины духовно-нравственной безопасности человека и общества, стратегии духовно-нравственного развития России, закрепляющие правовые определения духовности, нравственности, духовно-нравственных ценностей, души и духа человека, а также меры по профилактике и борьбе с духовными и нравственными преступлениями [3, с. 48; 10, с.158-159].
   Бороться с духовно-нравственными пороками, деструктивными молодёжными движениями и экстремизмом можно с помощью духовно-нравственных инноваций и деятельности. Благодаря этой деятельности также можно раскрыть и развивать духовно-нравственный потенциал человека.
   Понятия "духовно-нравственные инновации" и "духовно-нравственная инновационная деятельность" для российской науки новые.
   Введение авторами исследования в оборот понятий "духовно-нравственные инновации" и "духовно-нравственная инновационная деятельность" позволяет обществу и государству обратить особое внимание на духовно-нравственную сферу человека, а также пополнить и конкретизировать понятийный аппарат.
   Духовно-нравственные инновации - это новшества и изменения в духовно-нравственном облике человека и его душе.
   Под духовно-нравственной инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на формирование нового понятийного аппарата духовно-нравственной сферы человека, трансляция и культивирование духовно-нравственных ценностей человека, раскрытие и развитие духовно-нравственного потенциала личности, и духовно-нравственное совершенствование человека с использованием прогрессивных методов и технологий.
   К духовно-нравственной инновационной деятельности, связанной с формированием нового понятийного аппарата духовно-нравственной сферы человека, можно отнести провозглашение в теории прав человека так называемых прав и свобод души и духа человека [5, с.62-65], введение в оборот экономической науки концепта "духовно-нравственные риски", в состав которого входят человеческий фактор, духовный и нравственный уровень человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленские решения [7, с.179-182].
   Духовно-нравственная инновационная деятельность прослеживается и используется в воспитательном и образовательном процессах, благодаря которым происходит раскрытие и развитие духовно-нравственного потенциала личности, в частности, творческих потенций [13, с.32-37].
   Трансляцию и культивирование духовно-нравственных ценностей человека осуществляют религиозные институты и государство.
   К духовно-нравственной инновации следует также отнести создание в обществе положительного образа того или иного человека, политика или государства, то есть использование так называемого в народе "науки образности". Кроме того, к данному виду инноваций необходимо причислить разработку и внедрение технологий по созданию в обществе духовно-нравственного иммунитета к антисоциальной и аморальной рекламе и явлениям (информационные войны, пропаганда войны, порнографии, проституции, наркомании, алкоголизма, духовно-нравственных и уголовных преступлений, вовлечение молодёжи в экстремистские формирования и криминальные группировки и пр.).
   В целенаправленной деятельности по реализации задач гражданского образования молодёжи отмечают о необходимости "определения оптимального сочетания традиционных и инновационных технологий, направленных на создание условий для становления гражданских компетентностей и нравственных ценностей" [19, с.73]. В данном случае идёт о балансировке духовных потребностей и материальными притязаний человека, что позволяет создать благоприятные условия для духовного и нравственного развития человека.
   Вышеперечисленными примерами духовно-нравственная инновационная деятельность не ограничивается, и будет пополняться по мере духовного и нравственного развития человеческой цивилизации.
   Заключение. В ходе исследования выявлено, что деструктивные молодёжные движения и экстремизм выступают лакмусовой бумажкой на наличие в государстве и обществе духовно-нравственных деформаций и пороков, что говорит о взаимосвязи концепта "экстремизм" с духовностью и нравственностью.
   Экстремизм является антиподом духовности и нравственности и существенно деформирует духовную сущность человека, превращая его в животное.
   С деструктивными молодёжными движениями и экстремизмом можно бороться с помощью духовно-нравственной инновационной деятельности.
   Чтобы адекватно противостоять росту деструктивных молодёжных движений, нравственных и уголовных преступлений, экстремизму, науке необходимо выработать единый понятийный аппарат духовно-нравственной сферы человека (душа человека, дух человека, духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности), а обществу и государству - разработать доктрину духовно-нравственной безопасности граждан, стратегию духовно-нравственного развития России, а также заняться изучением и устранением конфликта духовно-нравственных и материальных потребностей человека.
   Выводы. Понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога, души и духа человека.
   Духовно-нравственная инновационная деятельность позволяет транслировать и культивировать духовно-нравственные ценности в обществе, а также способствует раскрытию и развитию духовно-нравственного потенциала личности.
   Духовно-нравственные инновации выступают значимым и существенным заслоном против девальвации духовно-нравственных ценностей в российском обществе, распространению деструктивных молодёжных движений, экстремизму, а также другим духовно-нравственным и уголовным преступлениям.
  
  

Список литературы

   1.Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата обращения: 05.08.2020).
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29
   3.Боброва Н.А., Ивентьев С.И.Духовно-нравственные аспекты противодействия терроризму и экстремизму // Противодействие идеологии терроризма: концепции и адресная профилактика: материалы Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2019 года, г. Уфа). - Уфа: Изд-во ИП Кузнецов Н.В., 2019. - С. 45-51.
   4.Бабаева Э.А.Духовность и религия. Тождество и различие // Духовно-нравственные и идеологические проблемы в современном обществе. Сборник статей / Под общей редакцией Н. А. Саркаровой. - Махачкала: АЛЕФ, 2020. - С. 40-45.
   5.Боброва Н. А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12 октября 2019 г., Таганрог / отв. ред. В. П. Рыжов. - Таганрог : Типография Ступина С. А., 2019. - С. 62-65.
   6.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 544 с.
   7.Гузенко С.С., Тимофеев Р.А.Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, 25-26 марта 2020 года [Электронное издание]. - Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2020. - С.179-182.
   8.Джегутанова Н.И.Потенциал личности как основа духовно-нравственного воспитания будущего учителя // Преподаватель XXI век. - 2007. - N 2. - С. 170-175.
   9.Ивентьев С.И.Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей / сост.: С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров; под ред.: О.А. Фёдорова, В.В. Моисеева. - Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. - С.87-91.
   10.Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект противодействия деструктивным молодёжным движениям // Вестник Прикамского социального института. - 2020. - N 1/85. - C. 157-161.
   11.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные аспекты противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи//Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма (г. Уфа, 24 мая 2017 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, Ю.И. Малахов, Р.Р. Мухитдинова, З.Л. Сизоненко, Ш.Б. Эргашева. - Уфа: Изд-во "Мир печати", 2017. - С.108-115.
   12.Кокорев В.Г. Соотношение понятий: "терроризм" и "экстремизм" // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - N 1 (047). - С.239-245.
   13.Калинина З.Н., Декина Е.В. Духовно-нравственные традиции и инновации в воспитании студенческой молодёжи // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - N 4. - С. 32-37.
   14.Малова Е. О. Ресоциализация подростков, подвергшихся психологическому воздействию деструктивных движений // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. N 1 (21). С. 94-98.
   15.Российский энциклопедический словарь / Гл.ред.А.М. Прохоров. -М.: Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия", 2000. - Т.2. - 1023 с. 
   16.Трофимова Н.Б.Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе школы (психолого-педагогический аспект): монография. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - 283 с.
   17.Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. - 2010. - N 7. - С. 9-12.
   18.Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // Российская газета- 2002. - N 138-139. 30.07.2002.
   19.Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодёжи // Высшее образование в России. - 2006. - N 12. - С.71-74.
   20.Штумпф С. П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. - 2014. - N 1. - Т. I (Гуманитарные науки). - С. 186-190.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"