Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Религиозные и нравственные нормы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются социальные регуляторы общественных отношений, их значимость для человека.

   С появлением человека произошла религия, который обратил внимание, что религия, вера в Бога или богов - явление всеобщее.
   Слово "религия" происходит от латинского "religio", что означает совестливость, благочестие и святость. Из глагола "religo", как объяснял смысл слова религия раннехристианский мыслитель и блаженный Августин, исходят такие понятия, как связываю развязанное, воссоединяю. В русском языке эквивалентом слова "религия" выступает слово вера. Так, вера - наличие убежденности в чем-либо.
   Связь религии с верой четко прослеживается в определении понятия религии, данное В.И.Далем: "Религия - вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убеждения" [1,с.90-91]. Вера, как сказано в Библии, "действует Любовью" (Галл.5:6).
   Помимо указанного определения религии, существует большое количество ее интерпретаций, некоторые из которых приводятся ниже.
   Религия - это связь между мирами или мост между тварным миром и Божественным Духом, как считал богослов А.Мень [2,с.23]. Указанная связь осуществляется посредством религиозного (духовного) опыта - особого вида духовного или трансцендентного познания. С точки зрения психоанализа Эриха Фромма: религия - это система ориентации человека в мире, примеры преданности цели, идее или силе, превосходящей человека [3,с.168].
   Как указывает А.Б.Зубов, религия - это есть совокупность способов достижения человеком Бога, смертным - бессмертного, временным - вечного (теистические религии); или методы соединения человека с духами, овладения ими, защиты от них, при более или менее полном игнорировании вечного бессмертного Бога - Творца (демонические религии) [4,с.268]. Демонической религией часто именуют магическую, или, попросту, магией. Магия есть определенная религиозная практика, ориентированная на подчинение духов или положительная (привлечение их сил себе в подмогу) или отрицательная (так называемая защитная магия, когда воздействие духов стараются избежать) [4,с.77]. В свою очередь, магия подразделяется на белую и черную. Первая признает Бога-Творца, а вторая - Бога-Творца "выносит за скобки" актуальной религиозной практики. Магии родственно такое понятие как оккультизм - связь с умершими.
   За период существования человека появилось и исчезло большое количество религий. На первом этапе развития человечества существовали так называемые языческие религии (мифология, тотемизм, магия, анемизм и фетишизм), некоторые формы, которых дошли до наших дней. Самой первой традиционной религией была теология или учение о Боге. Позднее появилось богословие - учение о прославлении Бога.
   В настоящее время выделяют три мировых религий: христианство, ислам и буддизм. Основателем христианства, носящий Его имя, является Иисус Христос (Божий сын, Сын Человеческий, Пророк и Моралист). Основателем мусульманской религии и цивилизации принято считать Мухаммеда (Пророк). А родоначальником буддизма является Будда. Кроме мировых религий существуют национальные религии, такие как конфуцианство, основателем которой является древнекитайский мыслитель Конфуций, иудаизм и пр. Последняя религия непосредственно связана с законодателем и учителем еврейского народа Моисеем.
   В религии существует культ или обряд, который тесно связан с сообществом людей и неотделим от мифа. "Религии всегда присуща реальная связь человека с трансценденцией в образе встречающегося в мире святого, - как отмечал Карл Ясперс в своей работе "Философская вера", - обособленного от непосвященного или того, кто лишен святости" [5,с.457]. Религиозный обряд всегда есть обряд Веры [4, Т.4., с.90-91].
   Религия позволяла и позволяет человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия с этой точки зрения выступает мерилом "хорошего" поведения [6,с.113].
   Таким образом, нормы религии исходят из представлений людей о Боге, как Творце мироздания и основополагающих начал человеческого общежития [7,с.209]. В конце ХХ в. в существование Бога, например, уже не сомневаются не только верующие, но и даже ученые-атеисты, которые однозначно утверждают: "Бог есть" [8,с.4].
   Религиозные нормы (церковное право) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру. Нормы религии содержательно определены и документально зафиксированы в Библии (Ветхий и Новый Завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. В некоторых случаях религиозные нормы выступают в качестве источника права [6,с.114]. Например, речь идет о некоторых странах континентальной Европы (Германия), а также странах так называемой мусульманской правовой системы. Церковное или каноническое право преподавалось в XIX - начале XX вв. во всех российских университетах на юридических факультетах, которое представляло собой и науку, и учебную дисциплину. Преподавание было переведено из богословской в юридическую плоскость [9,с.24-25].
   Религиозно-светское начало несёт в себе уголовно-правовые нормы, ибо первым по существу писанным уголовным правом выступали такие религиозные источники, как Библия (Закон Моисея) или Коран (Законы Шариата) [10,с.10]. Религиозные основы прав мы находим и в отечественных источниках (например, Русская Правда). Пятикнижие Моисея явилось той основой, на которой сформировалось христианство.
   Как полагает Е.Мысловский, большинство законов Моисея, носящих чисто религиозный характер, было отвергнуто христианской религией, но в области прав было оставлено многое [10,с.11]. Например, в одной из Библейских книг Пятикнижия (Исход), где еще не было деления на гражданское, семейное и уголовное право, приводится подробный перечень деяний, считавшихся преступлением у древних евреев (так, к примеру, за причинение временного увечья, убийство раба следовало наказание в виде штрафа).
   Первая, кстати, Конституция в истории человечества принадлежит судье Древнего Израиля Самуилу, которая содержала в себе целый свод религиозных норм, где также было впервые сформулирована конституционная идея ограничения законом монархической власти [11,с.61]. "И изложил Самуил народу право Царства, и написал в книгу, и положил перед Господом" (1 кн.Цар.10:25).
   В настоящее время существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавский странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и среднего Востока и т.д.).
   Итак, религия утверждает все наиболее известные требования нравственности, которые были впервые сформулированы в рамках религиозных учений. Поэтому следует однозначно признать ту положительную роль, которую она сыграла и играет по сей день в становлении нравственного сознания человека. В основе нашей цивилизации лежат мировые религии, то есть "системы, которые все силы человека направляют на формирование, развитие духовных структур, работающих на сохранение мира" [12,с.39].
   Как уже говорилось ранее, некоторые системы традиционного права (индусского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами. Многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно. Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.
   Верно указывает Г.Н.Манов о том, что "история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества ..., ибо, в конечном счете и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия" [13,с.128]. Короче говоря, государство и общество непременно погибает, выродившись духовно [12,с.87]. Безусловно, что религия существенно влияет на сферу морали [14,с.25]. В качестве комментария сказанному уместно будет процитировать А.Б.Зубова: "этика не является самостоятельной формой человеческих отношений. Внимание к ближнему, стремление делать ему добро, умение поставить себя на место объекта своих действий и не творить другому то, чего не желаешь себе - суть той особенности поведения, которые обретают основание в признании за человеком великого предназначения к вечной и Божественной жизни. Забота о человеке является заботой о Божественном в человеке, проявлении любви к человеку - проявление любви к его Творцу. Только очень поздно этика, отделившись от религии, попыталась стать самостоятельной" [4,с.59]. К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что "мораль зиждется на автономии человеческого духа, а религия же - на его гетерономии" [15,с.13].
   Конечно, без знания того, что из Библии берут прямое начало конституционные принципы свободы, обеспечения прав человека, ограничение самодержавия, независимости суда, разделения властей, как считает П.Д.Баренбойм: "современный юрист будет ограничен не только в своих исторических познаниях, но просто не поймет самой сути вышеперечисленных и многих других конституционных принципов демократии" [11,с.60].
   Термин "мораль" - и по содержанию и по истории возникновения - латинский аналог термина "этика". В русском языке есть самобытный термин "нравственность", который является эквивалентом греческого слова "этика" и латинского слова "мораль". Термины "этика", "мораль" и "нравственность" приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. А.А.Гусейнов считал, что в "современном - в живом и литературном - русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми" [16,с.5]. Обычно понятие "мораль" отождествляется с понятием "нравственность". Так, например, в Большой Советской энциклопедии указывается, что нравственность то же, что и мораль [17,с.418]. Там же мы находим подробное толкование слова "мораль", которое сводится к следующему: "Мораль (лат.moralis - нравственный, от mos, мн.ч. morеs - обычай, нравы, поведение), нравственность; один из основных способов нормативного регулирования действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики".
   В то же время ряд авторов утверждают о том, что понятие морали шире,чем нравственность, которые под нравственностью понимают совокупность норм, принципов, предписаний и оценок, регулирующих различные сферы жизнедеятельности людей [18,с.24-31].
   Итак, мораль - неотъемлемая сторона духовной жизни людей. Поэтому в морали функции регулирования и её роль как духовного фактора нераздельны [19,с.135]. Как писал общественный деятель Вацлав Воровский, есть духовные ценности, без которых не может существовать человек, по крайней мере, обыкновенный, средний человек. К ним в первую очередь принадлежит нравственная мирооценка. Если вы отнимите у человека его этический критерий, не давая ему нового, - вы погружаете его в мрак, вы толкаете его, слепого, на бездорожье, готовите ему погибель" [20,с.106-107].
   Традиционно мораль определяется как древнейшая форма общественного и индивидуального сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех, без исключения, областях жизнедеятельности человека [21,с.499].
   Как отмечают С.И.Валянский и Д.В.Калюжный, "В своей повседневной жизни человек руководствуется этикой, внутренним моральным кодексом, который он принимает на себя и исполняет добровольно, сообщества людей объединяет нравственность, устный или письменный моральный кодекс, обязательный для исполнения каждым членом сообщества.
   Первыми известными нравственными нормами являются заветы Божии, принесенные Моисеем. Юстиция, правосудие всего лишь устанавливает меру ответственности людей за неисполнение нравственных законов" [22,с.249].
  Как правило, мораль фиксирует уровень должного, которая представляет собой систему наиболее устойчивых, типичных, характерных норм, оценок или императивов, которые в качестве стандарта предъявляются к поведению человека со стороны общества. Она впитывает в полном смысле слова в себя религию и все многообразие культур, начиная с этических и кончая национальными.
   В.Н.Хропанюк, например, считал, что нормы морали (нравственности) - это есть правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением [7,с.197]. С такой позицией и даётся "нравственная интерпретация и оценка всех общественных отношений" [13,с.110]. Пространством морали всегда выступают отношения между людьми [23,с.20].
   Согласно средневековому итальянскому философу и теологу Фоме Аквинскому, человеческие поступки делятся на две группы: те, которые регулируются моральным законом, и те, которые лежат в сфере человеческой инициативы [24,с.99]. Именно в последних можно усмотреть присутствие Бога. Подтверждая сказанное Аквинатом, русский писатель В.Г.Короленко писал: "Нет такого злодея, у которого не было бы в душе Божьей искры" [25,с.104]. Моральный закон не подавляет свободу и чувство собственного достоинства, ибо он учит человека различать добро и зло, который обращен не только к воле, но и к разуму [25,с.97-98].
   Моральный закон, например, для Фомы Аквинского не является единственным путем к Богу, лежащим через нравственность. При этом выполнение воли Бога не есть осознанная необходимость, как бы об этом не уверяли марксисты и прочие. Но все дело в том, что воля Бога не есть принуждение (не порождает необходимость), но есть вызов к сотворчеству. Конечно, моральный закон, как писал Ю.А.Шрейдер, может регулировать поступки лишь на основе признания приоритета духовного над материальным как принципа устройства действительности [14,с.181].
   Фундаментальным правилом нравственности является так называемое "золотое правило", которое заключено в следующем: "Не поступай по отношению к другим, так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе" [23,с.24]. Это правило чаще всего осмысливается как основополагающая, важнейшая моральная истина. В наиболее полном и развернутом виде она представлена в Нагорной проповеди Иисуса Христа: "Итак, во все, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними; Ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7:12); "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лк. 6:31).
   Ряд авторов считает (например, С.Н.Лазарев), что в понимании золотого правила прослеживается меркантильная сторона, которой вообще не должно быть, человеческие отношения должны основываться на любви, где последняя не знает и не несет в себе принципа "золотого правила" нравственности.
   Мораль и есть та самая человечность, как отмечали этики, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого (общественного) характера [23,с.23]. В русском языке понятие "человечность" идентично такому слову, как "гуманность". В свою очередь, человечность всегда связана с любовью и жалостью. Человечный человек - это человек любящий и жалеющий" [26,с.5].
   С.Н.Лазарев указывает, что "Прошлое, настоящее, будущее - это объекты любви. Человек должен стремиться к ощущению в себе любви" [12,с.112]. В свою очередь, как отмечает последний автор, "любовь без морали жить не может, а мораль без любви - нет" [27,с.184].
   Таким образом, уровень морали (нравственности) определяется количеством любви, которую она содержит, где первая невозможна без второй [27,с.182]. В.В.Марасин, к примеру, говорил: "Любовь - это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и самое прекрасное воображение" [20,с.47]. Известный русский писатель Л.Н.Толстой неоднократно говорил: "Где любовь, там и Бог" [28,с.605]. В любви и через любовь в человеке обнаруживается Божественное начало:
  
   "Бог есть Любовь, и
   пребывающий в Любви пребывает в Боге,
   и Бог в нём" (1 Ин.4:16).
  
   Только Иисус Христос (Сын Божий ...) возвысил Любовь до уровня основополагающего, высшего закона жизни, дав ему адекватное метафизическое обоснование [28,Т.37,с.166].
   Любовь сравнивают с гармонией [12,с.112]. Любовь поднимает человека над собственными эгоистическими интересами, которая для человека по сути дела является вечной, бессмертной, Божественным началом, придающая бренной мирской жизни отсутствующей в ней смысл [16,с.101]. Любовь смиренна, она есть служение другим людям, деятельная и всегда бескорыстна [16,с.102-104].
   Конечно, подлинное испытание любви человека - это есть его отношение к врагам. В этом вопросе Иисус Христос совершил подлинную революцию, изложив в своей заповеди следующее: "Но вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас" (Лк. 6:27-28).
   Как высший, основополагающий закон жизни, Любовь является единственным нравственным законом. Человечество не может отступить от закона любви, чтобы не деградировать в "нравственную порочность".
   Как писал Л.Н.Толстой, "Закон любви - не заповедь, а выражение самой сущности христианства. Это вечный идеал, к которому люди будут стремиться".
   Отношения к людям, проникнутые любовью к человеку, заботой о его благе, уважение к человеческому достоинству, говорят о гуманизме. Так, например, А.И.Солженицин, говоря о цельном и настойчивом чувстве любви к своей родине и к своему народу, подразумевает также и о чувстве патриотизма [29,с.3].
   Любовь, как указывает Э.А.Гутнов, должна быть одухотворена, проникнута началом, где первая не может быть исключительной духовной, она духовно-душевна и духовно-телесна [26,с.7]. Разумеется, что одухотворение человеческой любви и самого человека происходит через мораль [23,с.381-382], а также, по мнению автора настоящей работы, в первую очередь, через веру и любовь к Богу.
   Мораль, как мы видим, имеет непосредственное отношение к религии, философской метафизике и иным источникам сверхчувственного "знания", но не сводится к ним. Она начинается тогда, когда религиозная, философская или иная первоистина переводится в сокровенные ориентиры человеческого поведения, где она напрямую ответственная за осмысление жизни человека [16,с.21].
   Богословы всегда настаивают на том, что подлинная мораль не создана людьми, а дана Богом, без веры в которого она существовать не может Происхождение нравственности обычно связывают с учением Иисуса Христа (Божьего Сына ...) и его главным источником - Новым Заветом. И это утверждение является не случайным. Именно христианство выдвинуло на первый план нравственную проблематику.
   Иисус Христос является не только основателем мировой религии, но и создателем учения о Любви. Именно Он соединил воедино религию и мораль. Религия Христа имеет моральное содержание, а Его мораль имеет религиозные истоки [16,с.86]. Заповедь Любви, как нам известно, провозглашается Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни.
   Таким образом, этика и понимание мира являются высшей системой защиты человека от духовного распада [12,с.6]. При этом мораль дает направление самому историческому бытию, которая выступает правдой о земной жизни [16,с.21], а значит, высота морального абсолюта не принижает, а возвышает человека [14,с.12].
   Таким образом, можно с уверенностью сказать, что нравственное правосознание людей складывается из духовно-религиозных и этических аспектов. Неоспоримо то, что влияние морали на право всегда придает нравственную ориентацию.
   В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - "духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина", которые провозгласили и провозглашают духовные и моральные ценности личности [30,с.5-6]. Указанные права несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.
   Основу четвёртого поколения прав составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.
   Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество, справедливость и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических и пр.). Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения.
   Открытие духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина позволило, наконец, выстроить единую и стройную систему прав и свобод, включающую в себя все Заповеди Божии, Любовь и Веру, тонкий и грубый миры, науку и религию, право и мораль.
   Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются религия и мораль.
   Самое большое богатство во Вселенной после Любви - это информация и энергия [31, с.35].
   Любовь - это ценность высшего Божественного порядка, которая составляет пятое поколение прав и свобод человека (Божественные права и свободы) [31]. Пятое поколение прав было открыто в начале ХХI века также в России. Перечисленные ценности пятого поколения прав являются основой четвёртого поколения прав (духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина).
   К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество и др. Закон Вселенной универсален, это Закон Любви и единства с Творцом и он одинаково справедлив для всех [32, с.81].
   Фундаментом всех прав и свобод выступают Божественные права и свободы, т.к. они охватывают не только Человека и наш Мир, но и Вселенную.
  
  
   Список литературы:
  
  1- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. - СПб.: Диамант, 1996.
  2- Мень А. история религии. - М., 1994.
  3- Фромм Э. Психоанализ и религия/Сумерки богов. -М., 1989.
  4- Зубов А.Б. История религий. Книга 1: Доисторические и внеисторические религии. - М.: Планета детей, 1997.
  5- Ясперс К. Смысл и назначение истории. Сборник работ. - М.: Республика,1994.
  6- Лазарев В.В. Общая теория права и государства. -М.: Юристъ, 1996.
  7- Хропанюк В.Н.Теория государства и права. -М.: Дабахов, Ткачёв, Димов,1995.
  8- Иванов М. Первая фотография Бога//Казанское время, 1999, Љ 22.
  9- Варьяс М. Церковное право: Исторический очерк//Российская юстиция, 1997, Љ 8.
  10- Мысловский Е. Религиозно-светские начала уголовно-правовых норм//Российская юстиция,1997, Љ 4.
  11- Баренбойм П.Д. Первая конституция мира//Российская юстиция, 1997, Љ 7.
  12-Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга 1: Система полевой саморегуляции. - СПб.: АО СФЕРА, 1993.
  13 - Манов Г.Н. Теория права и государства. -М.: Изд.БЕК, 1995.
  14- Шрейдер Ю.А. Этика. - М.: Текст, 1998.
  15- Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т.1. - М., 1980.
  16- Гусейнов А.А. Великие моралисты. -М.: Республика,1995.
  17- БСЭ: в 20 т. Т.18. - М.: Советская энциклопедия,1974.
  18- Нижметдинова Ф.Т., Исламова И. Право и медицина: биоэтические основы. - Казань, 1998.
  19- Алексеев С.С. Теория права. - М.: Изд.БЕК, 1995.
  20- Марасин В.В. 56 полюсов поведения. -Д.: Сталкер, 1997.
  21- Философская энциклопедия. Т.3. -М., 1964.
  22- Валянский С.И., Калюжный Д.В. Новая хронология земных цивилизаций: Современная версия истории. -М.: АСТ; Олипм,1996.
  23- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. -М.: Гардарика,1998.
  24- Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского//Вопросы философии,1994, Љ 1.
  25- Меламед Е. Важнее всего истина//Журналист,1988, Љ 8.
  26- Гутнов Э.А. Мысли о жизни, смерти, духовности, красоте//Российская газета,1993, Љ 236.
  27- Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Прикосновение к будущему. -СПб.: АОЗТ Академия парапсихологии, 1997.
  28- Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 8 т. Т.2. -М.: Лексика, 1996.
  29- Солженицин А.И. Патриотизм - чувство ясное//Российская газета, 1995, 3 февраля.
  30- Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Казань, 1999. http://iventev.narod.ru/.
  31- Лазарев С.Н.Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2. - СПб., 2010.
  32- Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга 12. - СПб., 2007.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"