Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный аспект профессионального благополучия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автором раскрываются ценности человека, благодаря которым происходит духовно-нравственное развитие и социализация личности, а также его профессиональное становление и развитие. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что профессиональное благополучие рассматривается с точки зрения теории прав человека, т.е. юридической науки, теологии и философии. Для цитирования: Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект профессионального благополучия // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 17 февр. 2020 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. В. А. Решетникова, О. А. Полюшкевич. - Иркутск: Издатель- ство ИГУ, 2020. - С.129-133. ISBN 978-5-9624-1800-1


   Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект профессионального благополучия // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 17 февр. 2020 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. В. А. Решетникова, О. А. Полюшкевич. - Иркутск: Издатель- ство ИГУ, 2020. - С.129-133. 
   ISBN 978-5-9624-1800-1, Тираж 100 экз.
  
  
  
  
   УДК 159.9, 316, 342.7
   ББК 60.9, 88.52
  

Ивентьев С.И., Казань

  

Духовно-нравственный аспект профессионального благополучия

  
   Аннотация: автором раскрываются ценности человека, благодаря которым происходит духовно-нравственное развитие и социализация личности, а также его профессиональное становление и развитие. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что профессиональное благополучие рассматривается с точки зрения теории прав человека, т.е. юридической науки, теологии и философии.
   Ключевые слова: Бог, человек, дух человека, душа человека, права человека, благополучие, здоровье
  

Iventev S.I., Kazan

  

Spiritual and moral aspect of professional well-being

   Abstract: the author reveals the values of a person due to which spiritual and moral development and socialization of a person, as well as his professional formation and development take place. The relevance of this work is due to the fact that professional well-being is considered from the point of view of the theory of human rights, i.e. legal science, theology and philosophy.
   Keywords: God, man, human spirit, human soul, human rights, well-being, health
  
   Вопросами профессионального благополучия в основном занимается психология (греч.????, psyhe, лат.anima - душа, характер, греч. ????? - знание) (психология труда, организационная психология, психология профессионального здоровья и пр.) [1, с.2]. К большому сожалению, в этой значимой для человека области отсутствуют междисциплинарные исследования. Чтобы восполнить данный пробел, профессиональное благополучие в настоящей статье рассматривается с точки зрения теории прав человека, теологии и философии.
   Слово "благополучие" состоит из двух слов: благо и получать. Согласно Философскому энциклопедическому словарю, под благом понимается "то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей" [10, с.47]. Синонимами данного слова выступают слова: благоденствие, счастье, довольство и обеспеченность, а гипонимами - достатокбогатство. Производными слова "благо" являются следующие слова: благословление, благодарить, благородный, благовест, благодарность, благость, Благовещенск, благодатный, благосостояние, благочестие и др.
   Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую, связанную со здоровьем человека [3],  под которым Всемирная организация здоровья (далее - ВОЗ) подразумевает: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов" (преамбула Устава ВОЗ от 22.06.1946 г.).
   По нашему мнению, здоровье человека - это состояние организма человека, в котором сбалансированы духовно-нравственные и материальные потребности души, духа и тела человека [5, с.271].
   С точки зрения религии благо (благополучие) всегда связано с Богом. Например, в христианстве Благим (Всеблагим) именуют Бога (Мф. 19:17), Который дарует человеку блага.  В Коране сказано: "Все блага, которые вы имеете, всё от Аллаха" (Коран 16:53). В свою очередь, буддизм базируется на четырёх Благородных Истинах.
   Под благополучием человека автор настоящей работы мыслит гармонию физического тела, души и духа человека, дающую духовно-нравственное, социальное и физическое здоровье, а также его Божественных, духовно-нравственных и материальных благ (потребностей). При этом в данное определение не входит нездоровый эгоистический аспект человека.
   Как указывает Р.А.Березовская, "в отечественной психологии профессиональное благополучие рассматривается как критерий профессиональной идентичности и как характеристика деятельности, которая может свидетельствовать о степени ее приемлемости с точки зрения мотивов и установок личности [Шамионов, 2008]; как "процесс и состояние, интегрально отражающие жизненную деятельность субъекта, ее условия и результаты, а также отношение субъекта к результатам деятельности" [Бояркин и др., 2007]; ... Различные подходы к определению понятия указывают на многоплановость проблемы изучения субъективного благополучия в профессиональной сфере" [1, с.2].
   По мнению автора, профессиональное благополучие человека - это здоровое духовно-нравственное, социальное и физическое состояние человека в профессиональной среде, в которой сбалансированы его Божественные, духовно-нравственные и материальные потребности и работа (трудовая деятельность) выступает хобби и постоянной мотивацией совершенствования.
   Процесс духовно-нравственного развития человека и социализации личности связан с усвоением общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм и образцов поведения, которые напрямую влияют на его профессиональное становление и развитие [6, с.109].
   Общественные отношения, возникающие в процессе социальной деятельности людей, регулируются социальными нормами, под которыми понимают определённые правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях [9, с.95; 11, с.196].
   К социальным нормам относят следующие группы социальных регуляторов: неправовые обычаи, традиции, ритуалы, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность), нормы права и другие [8, с.112; 11, с.197].
   В правовом государстве главную роль в регуляции общественных отношений, включая профессиональные, играет право, которое закрепляет права и обязанности граждан. Помимо права взаимоотношения работника с коллегами и работодателем регулируются корпоративными нормами, моралью или, в религиозных организациях, религиозными нормами, обрядами и ритуалами.
   Анализ становления прав человека показывает, что основу современной цивилизации до конца прошлого столетия составляли три поколения прав человека, которые были провозглашены в ходе буржуазных революций. К ним относят гражданские, политические, экономические и социальные права и свободы человека и гражданина. Как нами отмечалось, это права телесной сущности человека или права физического тела.
   Российская юриспруденция по-новому взглянула на человека, его материальные и нематериальные (духовно-нравственные) блага [6, с.110]. Человек стал рассматриваться не только как материальный носитель телесный прав, но и как духовно-нравственная сущность, которой принадлежит определённый набор нематериальных прав и свобод.
   В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [4, с.5-6]. Это следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественные информация и энергия [4, с.123-135].
   К этому поколению прав человека относят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на бесстрашное и доверительное общение с Богом, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и сотрудничество с Богом, совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право человека на Абсолютную истину и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   Душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо человека [7, с.153-164].
   Под духом человека мыслится нетелесное, невещественное начало, эманация Бога [4, с.17, 352].
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
   Эти права человека именуют правами духа и души человека [2, с.183-185].
   Системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека. Редко встречается, когда у человека работа является оплачиваемым хобби (от англ. hobby - увлечение, любимое дело), которое всегда сопутствует профессиональному благополучию. Психологи пытаются бороться с вышеуказанными профессиональными проблемами, но никак не могут сбалансировать материальные притязания человека и духовно-нравственные потребности его души и духа, т.к. в науке последние тщательно не изучены.
   Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека.
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями. В отличие от светских организаций, в религиозных учреждениях уделяется больше внимания духовно-нравственным потребностям души и духа человека.
   Во многих организациях мало уделяется духовно-нравственному аспекту профессионального развития работника. В основном это ограничивается исполнением профессиональной этики.
   Права души и духа человека позволяют осмыслить значимость духовных ценностей и сбалансировать духовно-нравственные и материальные потребности человека.
   Считаем, что права души и духа человека являются основой процесса духовно-нравственного развития человека, его социализации и профессионального роста.
  
  

Список литературы

      -- Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Т. 9, N 45. С. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.12.2019).
      -- Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ. конф. (26 мая 2017  г., г.Нижний Тагил) в 2 т. Т.2. Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. С.183-185.
      -- Дружилов С.А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. 2016. N 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76347 (дата обращения: 01.12.2019).
      -- Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. 357с.
      -- Ивентьев С.И.Справедливость с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Социальная справедливость - основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. СПб.: Культурно-просветительское товарищество, 2018. С.271-282.
   6. Ивентьев С.И.Четвёртое и пятое поколения прав человека как основа социализации личности // Социальный капитал современного общества: Материалы работы II Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 6 октября 2017 г. СПб.: Скифияпринт, 2018. С.109-111.
   7. Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души
   человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник
   научных статей / ред. В.Н.Аргунова; сост: А.Е.Антипова, С.В.Бояринцева, А.А.Лушавина, У.В.Куприна, А.Н.Нурутдинова. СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. С.153-164.
   8. Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. М.: Юристъ, 1996. 472 с.
   9. Манов Г.Н. Теория права и государств. М.: Изд-во БЕК, 1995. 284 с.
   10. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 570 с.
   11. Хропанюк В.Н.Теория государства и права. М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. 384 с.
  
  
  
   Ивентьев Сергей Иванович - юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, г.Казань, E-mail: sergei-zsk@mail.ru
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"