Со временем каждый человек задаёт себе вопрос: что такое Истина? На этот вопрос человечество ищет ответ уже много тысячелетий. Автор книги также попытался ответить на него. В работе при исследовании категории "истина" использован междисциплинарный подход. Настоящая работа предназначена для всех тех, кому небезынтересны духовные основы нашего Бытия и познание Истины.
На обложке книги размещён фрагмент фрески "Афинская школа", написанной Рафаэлем в 1508 г. в папском дворце Ватикана. В центре фрески изображены два самых популярных в древности философа Платон и Аристотель.
Ивентьев Сергей Иванович, 2015 г.
В знак искренней любви
настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу, Который является Первоисточником Истины и Абсолютной Истиной
1.2.РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ И ИСТИНА
"Мудрец знает, что главной основой всех религий и верований
является одно - Истина. Истину можно уподобить фонтану,
который бьёт вверх одной струёй, а вниз падает многими каплями
в разное время и на разные места". Инайат-хан [40].
Истина порождается потоком Света, а ложь - источником тьмы.
"Мы познаем истину не умом только, но и сердцем... Истины факта познаются чувствами, истины разума - умом, истины веры - сердцем".
Б.Паскаль.
Истина от Бога, а правда от людей.
Данную главу начнём с цитаты В.А.Матвеенко о том, что "из всех форм мировоззрения непосредственно на познание истины и смысла ориентированы только религия и философия" [143,с.77-97].
Верно указывает Т.И.Коптелова, что "Всем известны мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Несмотря на свою, казалось бы, универсальность, позволившую распространиться им по всему земному шару, у каждого народа эти религии получают своё особое национальное прочтение" [146, с.45-46], а значит существует своё прочтение истины.
Считается, что мировые религии являются хранителями вечных божественных истин (Святого Слова) [129].
"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения Души и Духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" [389].
Например, советский и российский философ В.В.Бибихин (29.08.1938 - 12.12.2004 гг.) обращал внимание учёных, что явление истины, событие истины отражено в слове [343,с.33].
Бог - есть Глагол, обозначающий "Глас (голос Бога) идёт навстречу ЛОГ - логическому началу человеческого Разума, творческому началу Богочеловечества" [271,с.154].
Часто Бога называют Суперразумом или Полным Сознанием, Которое и является Истиной Божественной Природы, в которой не может быть места для принципа разделения и неведения; оно всегда полно света и знания; превосходящего всю ментальную субстанцию и всякое ментальное движение [3,с.216].
Как отмечает А.В.Паринов, "когда мы начинаем речь о Слове, то есть о Святом Слове и Его Форме, то мы должны ясно понимать, что у Слова существует всего лишь две формы!
Первая - это та Форма, в которой Слово есть Само по Себе. Эта Форма вечна и незыблема, то есть Она никогда не меняется! Она вечно одинакова и тождественна Себе Самой, то есть Той, какой Она была от века и какой останется во веки веков и до скончания всех дней. Будь то сегодня, тысячи лет тому или тысячи лет спустя - всегда Она будет всё той же, какой Она есть уже сегодня и сейчас!
Вторая же форма - это форма, в которую облекается Слово, дабы сделать Его доступным, то есть понятным тому, кому Оно будет адресовано. Эта форма -изменяется в зависимости от степени зрелости той части Творения, куда Оно должно будет быть принесено.
Взглянём же теперь на историю:
Около 3,5 тысяч лет тому назад через Моисея человечеству были даны 10 Заповедей Бога - форма Слова, пригодная для зрелости человечества времён Моисея. Затем пришли пророки, которые давали человечеству вновь всё то же самое Слово, но уже в своей форме. Наконец приходит и Сам Сын Божий Христос Иисус, который вновь даёт этому человечеству всё то же самое Слово, форма которого была вновь приспособлена к соответствующей зрелости тогдашнего человечества для того, чтобы человечество хотя бы на этот раз смогло бы воспринять Слово, ибо приносил Слово уже Сам Сын Божий - Христос Иисус! Но тщетно!
При этом нельзя забывать, что Слово давалось человечеству в той или иной форме не только через еврейский народ, который был в то время наиболее зрелым народом на Земле, но и в другие народы были отправлены Посланники Света с целью принести также и им вновь всё то же самое Слово, Слово Истины, которое приносили Моисей, пророки и в конце концов и Сам Сын Божий Иисус! Как например, Зороастр в Иране, Будда в Индии, Лао-Цзы в Китае, Мухамед в Аравии, Миянг Фонг в Тибете. Все они приносили Слово Истины, Слово, которое в Своей Исконной Правечной Форме всегда неизменно Само по Себе. Слово одно и тоже, вечно и неизменно, но вот форма Его подачи всегда точно приспосабливалась к соответствующему народу в полном согласии со степенью его духовной зрелости! Так было с каждым принесением Слова человечеству! Чтобы не возникло заблуждений, нужно также сказать, что принести Слово в Его Первозданной Чистоте может только Его Носитель. Поэтому более верным будет сказать, что все Посланники Света вели людей к Слову. Принесли же Его в Его полной Чистоте и Силе только Сын Божий Христос Иисус и Сын Человеческий Имануил"...
С каждым приходом новой формы Слова прежняя уже почти всегда становилась искаженной. Искаженной человеком, не Богом! Только тогда, когда человек изменял Его форму настолько, что Оно становилось соответствующим его ограниченности и мировоззрению, становилось Оно ему угодным. Не раньше. Ибо он не хотел сам трудиться ради Слова, но хотел, чтобы Слово трудилось ради него!
Христос был убит и распят только из-за своего Слова, но не из-за того, что Его звали Иисус или что Он был из колена Давидова. Он был убит и распят только из-за того, что Он давал людям Слово Божье в чистой и неискаженной форме! Только из-за этого Он был убит! Ибо та чистота и неискаженность той формы Слова, в которой Его давал Сам Иисус, делала души людей, их дух по-настоящему свободными! Свободными так, как того хотел Сам Бог-Отец! Что и делал Сын Сам Собственной Персоной по поручению Отца! Но именно против подобной свободы духа человеческого и борется тьма! То, что она этого не желает должно быть ясно каждому. И она не замедлила предпринять меры... люди распяли Христа. После этого пришла очередь и формы Самого Слова, из-за которой-то Христос и был убит! Форма Слова была изменена! Возможно скажут, что человек не мог такого сделать, чтобы прикрываясь какими угодно предлогами решиться изменить чистую Форму Самого Слова Божьего, чтобы затем в глазах своих ближних выдать Её ещё и за девственно чистую. Но правда в том, что именно человек распял Христа, Сына Божьего Самого! И Слово было изменено, и изменено Оно было именно человеком! От Его первоначальной чистоты и ясности не осталось почти ничего! Слово было искажено, и представлено людям как чистое или как "издание последней руки"! Кто посмеет усомниться в этом, следовательно, усомниться в самом Слове, усомниться в самом Христе, тот идёт против самой Воли Божьей и должен, следовательно, быть предан смерти - так заглаголила возникшая тогда церковь! Хотя очевидно, что сомнения вызывались не Христом и не Его Словом, но только той неясностью, которая полностью чужда чистому и неискаженному Слову Истины, и которая была естественным следствием искажения подлинной и первоначальной формы Слова Христа!" [140].
Источник премудрости - слово Бога Всевышнего,
и шествие ее - вечные заповеди (Сир.1:5).
Слово - это, прежде всего, озвученная мысль или информация, обладающая силой материализации, выраженная в текстовом или ином представлении [4,с.215].
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Иоан.1:14).
Слово - это заклинание, с помощью которого можно управлять временем и пространством [4,с.249].
Еврейский народ распял Иисуса Христа (Божьего Сына, Сына Человеческого, Пророка и Моралиста) на кресте, то есть, как полагали первосвященники, не дал Истине распространиться среди человечества.
Считается, что даже иконический образ Иисуса Христа является полным воплощением Абсолюта [84,с.5-14], то есть Абсолютной Истиной. При этом возникают невольные ассоциации Христа на кресте, а в связи с этим и Абсолютной Истины на кресте.
Ниже приведём некоторые выдержки из статьи автора "Исторический образ с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека", которая, к сожалению, не нашла своё достойного внимания ни религиозных, ни светских исследователей. Следовательно, если даже вынести исследуемые автором вопросы на защиту диссертации, то они не произведут никакого впечатления на окостенелое научное сообщество старой формации и новое молодое поколение учёных-предпринимателей.
"...Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в X веке появились изображения мёртвого Христа.
С древнейших времён кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими "все концы земли" (Ис.45,22).
Поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник - Крест.
А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста - Его торжество.
Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления - Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь "самоспасания" (185).
Согласно Энциклопедии символов, крест - символ Космоса, сведённый к простейшей форме, соединение духа и материи, четыре элемента - воздух, земля, вода и огонь, и т.д. (186,с.113-115).
Крест, на котором был распят Иисус Христос, в христианстве называют Животворящим Крестом.
Существует мнение, что распятие на кресте - один из оккультных ритуалов, который носит богоборческий характер, что имеет документальные и другие материальные подтверждения и не оспорено.
Д.Л.Андреев указывает, что в убийстве Иисуса Христа принял непосредственное участие Гагтунгр (Сатана), с которым Христос говорил в пустыне (85,с.121).
В Свободной энциклопедии Википедии указывается: "Распятие - исторический вид смертной казни. Данная казнь была известна в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Но самое широкое распространение казнь получила в Древнем Риме, где она стала основным видом жестокой, позорной и мучительной смертной казни. Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов). После подавления восстания Спартака все взятые в плен рабы, около 6000 человек, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима".
Смертная казнь - есть убийство как таковое, которая отрицает полностью принцип нравственного отношения к человеку. И всегда она посягает на физическую, духовную и нравственную целостность личности как факт насилия (4,с.136).
Например, инквизиция пользовалась часто трефовым крестом, фашистская Германия в своей геральдике использовала крест-свастику, а у ордена тамплиеров (основан в 1119 г.) эмблемой выступал перевёрнутый латинский крест (186,с.120-123), подчёркивая тем самым принадлежность к оккультным и тёмным силам.
Часто крест ассоциируется с перекрёстком, который является самым мощным местом силы деревенской магии и магии Вуду.
На сайте, посвящённой вопросам магии, читаем: "Перекрестки издавна имеют нехорошую славу. С этой особенностью перекрестков связано очень много примет. А все из-за того, что на перекрестках от болезней и от неприятностей избавляются. На перекресток идут для того, чтобы погадать, наказать врага или пообщаться с нечистой силой" (184).
Один читатель по имени Александэр на мою монографию "Наш Бог-Творец" дал следующий комментарий: "Что использовал для составления своей монографии? Есть совершенно другое представление о БОГЕ, о любви. Твоя работа связана с получением денег за эту работу и не отражает сущности ни БОГА, ни сущности любви, перекликается с заговором сатанистов против БОГА. Снимите с креста Иисуса Христа. Сразу скажу, не надо путать учение Иисуса Христа, подвижническую деятельность старцев российской церкви с тем оккультным набором ритуалов, с которым мы сейчас сталкиваемся. Можно самое прекрасное учение оккультными приёмами нейтрализовать. Как вы сами понимаете, Иисус Христос никакого отношения к ним не имеет. Мало того, он сам до сих пор висит на кресте благодаря усилиям оккультистов и нашему непониманию. Я не случайно несколько глав посвятил силе энергии человеческой мысли, с помощью которой люди могут формировать образы. Если это понятно, то скажите, какой наиболее яркий образ Иисуса Христа находится в ваших мыслях, в мыслях большинства верующих? Опрос показывает образ Иисуса Христа, распятого на кресте. Изображение распятия вы увидите в каждом православном, католическом храме. Кто же и с какой целью придумал подобный оккультный приём? Хотел ли сам Иисус Христос, чтобы именно это изображение было основным, довлеющим над всеми остальными? Конечно, нет! Но мы, именно мы, силой своих мыслей продолжаем проектировать распятие, заметьте, не воскрешение, а распятие. И целуем мы не воскрешение, а распятие. Тем самым держим Его на кресте. Это простейший оккультный приём использует энергию коллективной человеческой мысли при формировании образа. И будет продолжать висеть на кресте Иисус Христос до тех пор, пока мы не поймём и не снимем его своими мыслями. Пока мы не перестанем поддаваться на оккультные уловки. Ещё изначально при формировании религий жрецы стремились в каждую из них заложить свои оккультные ритуалы и доктрины. Любая религия, даже самая светлая, призывающая к добру и благообразию, при внедрении жреческих нюансов становилась для них мощнейшим оружием-механизмом".
Как нам кажется, сказанное отражает, прежде всего, эзотерический и метафизический взгляд на проблему вообще распятия человека.
Из вышеуказанного видно, что распятию Иисуса Христа всегда приписывали сакральное, трансцендентное (метафизическое) и магическое (оккультное) значение.
По-нашему мнению, в данном случае сакральным является воскрешение Иисуса Христа, в частности, победа над смертью, а оккультным (сатанинским) - распятие, то есть убийство, ни в чём неповинного человека и Сына Божьего.
Метафизический смысл заключается в том, что после смерти у Иисуса Христа появилась возможность нисхождения "в миры Возмездия и раскрытия вечно замкнутых врат этих миров" для мучающихся душ (85,с.123).
В отличие от образа распятого на кресте Иисуса Христа, образ святого Георгия Победоносца представлен победителем Зла, который поражает копьём змея.
Например, Апостол Андрей (Андрей Первозванный) был распят за веру на косом кресте. При этом апостол Андрей изображён на иконах, картинах и памятниках не распятым. Тоже самое касается и апостола Петра, распятого на перевёрнутом кресте.
Современному человеку сложно понять почему Спаситель, Сын Божий, Основатель мировой религии христианства Иисус Христос, Который многое сделал для спасения человечества, представлен распятым, а другие святые - в образах победителей и часто живых"...
Как указывается в литературных источниках, "идейно-образный замысел динамичной композиции заключён в том, что Муса Джалиль дан в неукротимом порыве. Погибший в берлинской тюрьме Плётцензее поэт как бы разрывает сковывающие его путы колючей проволоки. Обнажённая по пояс фигура выражает мощь и энергию, гордо поднятая голова, не?преклонный решительный взгляд говорят о мужестве, стойкости, нравственной силе и героизме".
Прежде всего, в данный памятник вкладывался идеологический, патриотический и нравственный смысл. При этом на задний план была отодвинута метафизическая составляющая, которая сводится к следующему.
По моему мнению, образ Мусы Джалиля не освобождён от колючей проволоки, что на метафизическом уровне означает пребывание в "плену" не только его как носителя татарской поэзии, но и целого пласта культуры нашей страны.
Освобождение из "архитектурного плена", "метафизического плена" и создание нового образа нашего земляка позволяет изменить ход истории в наиболее лучшую сторону, посмотреть на поэта по-новому и раскрыть незримый потенциал татарской культуры.
Это конечно также касается образа неправомерно распятого Иисуса Христа.
Безусловно, что вопрос о снятии образа Иисуса Христа с креста, а также судьба памятника Мусы Джалиля и снятие с его образа колючей проволоки должны решаться на мировом и национальном референдумах.
Таким образом, на вышеуказанных примерах мы смогли рассмотреть влияние человеческих мыслей и образов на существующую реальность и сознание людей, что, безусловно, должно тщательным образом исследовано наукой.
Полагаем, что многие исторические события, памятники архитектуры и культуры, произведения искусства, религиозные и светские атрибуты будут изучены с позиции пятого поколения прав человека, в частности, права человека на управление энергией и информацией, и им дана надлежащая метафизическая, духовно-нравственная и правовая оценка" [183,с.85-95].
По всей видимости, из-за того, что евреи убили своего пророка и предали Бога, отношение к ним в истории человечества неблаговидное (геноцид еврейского народа, гонения, недобрые анекдоты и т.д.).
Нигде не упоминается, что еврейский народ публично признал незаконным судилище Иисуса Христа и Его не реабилитировал. Когда это будет? Возможно, это произойдёт тогда, когда во главе церкви не будет стоять корпоративная истина, а человеком будет двигать Божественная Истина.
Забытые и существующие религиозные учения так или иначе говорят о сокровенной истине, которая всегда увязывается с верой. При этом, как принято считать, любое религиозное учение претендует на свою исключительность и истинность. Это отчасти связано с теократией.
В своей политической философии французский философ Жиль Делёз (фр. Gilles Deleuze; 18.01.1925 - 04.11.1995 гг.) называет, за исключением философии, формами власти религию, государство, науку, право, общественное мнение, телевидение [115,с.12]. Часто, чтобы удержать власть, используется фальсификация исторических событий и искажение истины.
Таким образом, вышесказанное подтверждает, что на протяжении всей истории человечества всегда имело место интерпретация человеком Божьего Слова (Глагола), Святых Писаний. Безусловно, что до нас не дошли все Божьи откровения, которые так или иначе в различных целях прятались или уничтожались.
Слово "истинный" тождественно слову "святой" [4,с.353], которое нас выводит на Бога, так как Он свят [506,с.160].
Слово "святой" означает следующее: 1.Преисполненный святости; божественный. 2.Употребляется как постоянный эпитет предметов и мест религиозного поклонения. 3.Относящийся к Пасхе, имеющий место в Пасху, происходящий на Пасху. 4.Проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих. Свойственный такому человеку; праведный, угодный Богу. 5.перен. Высоконравственный, безупречный в жизни, поведении (о человеке). Благородный, возвышенный. 6.перен. Глубоко чтимый, дорогой, заветный.
Согласно Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, "Святой - Истинный, величественный и исключительный по важности; Святой Человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Святой - обладающий божественной благодатью" [18].
По данным исследований Г.Р.Ренарда, слово "святой" восходит к слову "цельный" [192,с.36], которое, согласно Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова, означает: "Цельный - цельная, цельное; целен, цельна, цельно. 1.только полн. формы. Не составной, состоящий сплошь из чего-н. одного. Цельная мачта (не наставная). Постамент из цельного гранита. пожарный рукав (не сшитый, не наставной). 2.перен. Представляющий собою внутреннее единство, монолитность, лишенный раздвоенности. характер. человек. Цельная натура. 3. только полн. формы. Неразбавленный, натуральный. Цельное молоко. Цельное вино. 4. только полн. формы. То же, что целый в 1, 2 и 3 знач. (простореч.)" [191].
Из указанного следует, что святое означает Божественное, незыблемое, целое, нерушимое и обладающее Божественной благодатью.
Бог открыл нам о Себе, что
Он - бестелесный и невидимый Дух (Иоан. 4:24).
Бог есть Любовь,
и пребывающий в Любви пребывает в Боге,
и Бог в нём (1 Ин.4:16).
Бог есть всесовершеннейшая Любовь [189,с.26].
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис.6:3).
Будьте предо Мною святы, ибо Я Свят Господь (Лев.20:26).
Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки,
- Духа Истины...
Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам...
Он - Дух Истины ...
Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне
(Иоан., 14:16-17).
Таким образом, Истина представляет собой святой, цельный, нерушимый, невидимый и незыблемый Дух (Бога) и всесовершеннейшую Любовь.
Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) констатирует, что "Святой Дух - это дух Истины" [393,с.8-12].
Именно вышеприведённая взаимосвязь истины со святостью объясняет то, почему в религии Бога считают Истиной.
При этом не означает, что человек не может узреть истину. По своей природе душа человека имеет те же качества, что и Дух, а это позволяет ему соприкоснуться, объять и пребывать в Истине.
"Религия (лат. religio - "восстановление связи") - это стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом" [494,с.16].
Н.П.Копцева отмечает, что "...сущность религии связана с переживанием ценностей разума как проявлений абсолютного бытия, как проявления чувства священного и чувства любви - знаков того, что трансцендентное бытие проявилось через данного конкретного индивида. В данном контексте становится понятным, почему именно религия оперирует понятием "абсолютная истина" и почему пространством "абсолютной истины" религии выступают ее Священные тексты. Священные тексты понимаются здесь как письменные памятники религиозной культуры, которые внутри данного религиозного мировоззрения выступают в качестве Откровения - знания, транслируемого самим божеством, самим Абсолютом. В этой трансляции Бог принимает форму духа, и возникает диалог между человеческим духом и абсолютным духом как его предельной формой" [80,с.64].
В религии, в отличие от науки, Абсолютная Истина "не интерпретируется как ожидаемое в конце такого процесса знание, которое, полностью исчерпав свой предмет изучения, уже не сможет быть отвергнуто при дальнейшем развитии познания", а, "по православному вероучению, абсолютная истина уже явлена в историческом времени. Она явлена персоналистично как Абсолютная Личность Богочеловека Иисуса Христа, Который есть "путь и истина и жизнь" (Ин 14. 6). И она явлена эпистемически как богооткровенное знание в виде догматов православного вероучения - непреложных истин, принимаемых на веру и общеобязательных для всех христиан" [422,с.48-70].
Язык религии - это язык Откровения, в котором абсолютное божество само раскрывает себя в образах и понятиях [494,с.16]. Очевидно, что в религии познание истины происходит, как нами указывалось в настоящей работе, через веру и оно явно имеет черты религиозного откровения [422,с.48-70].
В религии существует понятие "идеальная истина", которую увязывают с Абсолютом. Процитируем Д.Доброва об этом: "Именно через христианское учение и христианское мироощущение мы пришли к тому, что идеальная истина абсолютна, а Бог есть скорее состояние, чем объект - некий закон жизни, норма, тоже Абсолют. Христианское учение связало истину с Богом, и свидетельствующий об истине тем самым свидетельствовал о Боге, об абсолютной основе нашей жизни, норме, законе ее, чего образованный римлянин, например тот же Пилат, не мог понять просто в принципе. Для римлянина Бог был не отношением, а мифологическим объектом и одновременно подателем удовольствий; поскольку же император как податель удовольствий был гораздо более могуществен, чем любой идол, то в конце концов римляне наряду с идолами начали поклоняться и ему... Да, императору римляне поклонялись наряду с "богами" - жалкое было зрелище" [225].
В религии истина выступает откровением [230,с.7-17].
Божественные Откровения передавались через Священные Предания и Писания [193,с.20].
Согласно Корану, в Торе, Библии и Коране указано стратегическое направление развития человечества и эти Священные Писания следует рассматривать как три Послания человечеству от Единого Бога! [2;84,с.10].
3. Он - Тот, Кто Книгу в Истине тебе послал
В знак подтверждения ниспосланного прежде.
И до неё Он (с Мусой) ниспослал Закон.
За ним - Евангелие (с Исой).
4. Как руководство для людей,
А также ниспослал вам Аль Фуркан (Для различения добра и зла).
Для тех же, кто Знамениям Аллаха не поверит,
Суровым будет наказание Его,
- Он всемогущ! Возмездия Блюститель (Коран, Сура 3) [2].
Британский писатель Грэм Хэнкок (родился 02.08.1950 г.) отмечает, что "В древние, описанные в Ветхом Завете, времена израильтяне поклонялись ковчегу завета, который пророчествовал, как воплощению самого Бога, как знаку и печати Его присутствия на земле, твердыне Его власти, орудию Его святой воли" [471]. Ковчег завета часто называют Граалем [471].
Истину часто связывают со Святым Граалем, Философским камнем или с другими тайными атрибутами, то есть с символами религии [159]. При этом этому нет каких-либо весомых доказательств. Кроме того, предметы не могут подменить Бога.
Исследователь Корана Т.Р.Имаев пишет следующее: "Возможность использовать Писание мусульман как научный трактат сама по себе уникальна. По сути дела, в этом и заключается великое чудо Корана. "Сотворил Он Небеса и Землю по истине. Оборачивает Он ночью день и оборачивает днем ночь. И подчинил Он Солнце и Луну. Каждое обращается до предела определённого" (39:5). Сотворил - значит, задумал Небеса (духовный мир) и Землю (материальный мир). "По истине" - значит, что в Коране содержится истина, или изложены законы мироздания, на которых основана Вселенная. В XXI веке стало ясно, что Коран - это научный труд, содержащий системные знания о разных сферах жизни" [30,с.44].
Религиозные истины всегда являлись предметом дискуссий со стороны представителей науки. Например, английский физик И.Ньютон (25.12.1642 - 20.03.1727 гг.) трепетно относился к "религиозным догмам" и полагал, что необходима реформация истин религии с позиции науки [235,с.117-122].
Например, Г.Савин указывает, что "Анализируя понятие "вера" на материале русского языка, М.Г.Селезнев приходит к выводу, что семантическая противопоставленность понятий "вера" и "знание" в некоторых случаях в разных формах общественного сознания может быть нивелирована, и это касается прежде всего церковно-религиозной сферы общественного сознания. Производя логический семантический анализ, исследователь отмечает, что "знание не есть акт, совершаемый субъективным сознанием, но скорее состояние этого сознания, возникшее как бы независимо от него. Слова "Я знаю, что" подразумевают, что наше знание предстает перед нами как нечто очевидное, недискуссионное, как нечто, что и не вычислено субъектом и не принято им на веру, но словно бы непосредственно увидено в объективной реальности" (489,с.120). Знание воспринимается нами не как акт, а как данность - как обладание истиной прежде всего в результате презумпции истинности, входящей в смысл глагола знать. Единственная альтернатива - отказать собеседнику в знании (т.е. в бесспорном обладании истиной) - и тогда уже, лишив его слова´ презумпции истинности, трактовать их не как знание, а как частное мнение (489,с.122).
Специфика светского дискурса заключается в том, что мировоззрение современного секулярного человека формируется естественными науками. Весь мир осмысливается на основе физических (в самом широком смысле этого слова) законов природы, которые выявляются, описываются и всесторонне осмысливаются. Несмотря на то, что "вера" и "авторитет" также имеют место и в научном дискурсе, они не являются доминантными, уступая место доказательству (верификации) и опровержению (фальсификации)" [488,с.133].
Часто религиозную веру относят к непосредственной истине [207,с.18].
При этом следует сказать, что не всегда вера соответствует истине.
Об этой тенденции точно указал в своей работе Е.А.Аринин, что "внутри вероисповедальных сообществ (церквей, конфессий, религиозных объединений) постоянно ведутся дискуссии об истинной и ложной религиозности (еретизме, сектантстве, суевериях, раскольничестве и т. п.)" [24,с.19]. Этим не ограничивается эта дискуссия и по сей день.
Например, из учения старца Захария следует, что "Когда в сердце совершен акт веры, тогда Бог даёт такие доказательства истинности веры, которые несравненно выше всех научных доказательств... Природа является книгой святых Божьих откровений... Бог один, но троичен, и эта тайна Святой Троицы есть величайшая любовь, мудрость и истина. Вне Троицы мыслить и чувствовать Бога нельзя. Бог есть Троица... (Всё, что напоминало Святую Троицу (по количеству людей, предметов, объединенных какой-либо функцией), старец Захария отмечал и благоговейно возносился сердцем к Богу) ...Те чудеса, которые явил мне Бог, не для меня одного были явлены, а для всех, чтобы прославили люди Триединого Господа" [491,с.43,56,73].
Основатель зороастризма Заратустра (также Заратуштра от авест. Zaraθuštra, тадж. Зардушт, курд. Zerdeşt и перс. زرتشت - Zartošt; Зороа́стр от греч. Ζωροάστρης) утверждал, что ему было дано Откровение Ахура-Мазды в виде Авесты - священного писания зороастризма.
Русский религиозный философ М.М.Тареев (07.11.1867 - 04.06.1934 гг.) обратил внимание на то, что "Протестантская вера есть прежде всего мистическая вера, пассивное настроение, не случайно влекущее за собою ослабление нравственной деятельности. Сущность протестантства, поэтому, прежде всего проявляется во множестве мистических сект-пиетистов, квакеров, гернгутеров и пр." [268,с.40-41].
Религиозная истина не является ни корпоративной истиной (масонская истина, истина тайных сообществ, истина сект, истина "тайного мирового правительства", истина мировых корпораций, истина товарного знака или бренда и пр.), ни житейской истиной. Религиозная истина отлична от государственной (политической) истины.
Существует множество религиозных истин [440]: библейская истина, христианская истина, мусульманская истина, истина Священных Писаний (Истина Торы, Истина Корана и пр.), ведическая истина [500] и т.д.
Основные христианские истины веры и жизни являются предметом богословской апологетики [162,с.8].
С.С.Оганесян по историческим условиям возникновения и функционирования все Священные Писания (тексты, книги) делит на две большие группы: 1.Те, которые связаны с языческими воззрениями, в которых присутствуют многобожие, идолопоклонничество, политеизм (индийские Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа), мифы Шумера ("Гильгамеш, Энкиду и нижний мир", "Миф о мотыге", "Лахар и Ашнан"), "Книга мертвых" Древнего Египта, мифы (предания и сказания) античного мира о богах, духах, героях, религиозных ритуалах и обрядах, древняя славянская "Книга Велеса", зороастрийская "Авесты" (вайшнавизм (индуизм), буддизм и возникшие на их основе или близкие им по духовным основам кришнаизм, фалуньгун, брахманизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и пр.); 2.Священные тексты, связанные с мировосприятием единобожия [382,с.85-96;384,с.24-25.29].
Нельзя согласиться с мыслью указанного автора, что древняя культура славян являлась языческой. Из исследуемой нами литературы следует, что наши предки признавали одного Бога - Великого Триглава (Великую Троицу), который был троичен в лицах (Сварог, Перун, Святовит), что сохранилось в христианстве (Святая Троица).
Как утверждал богослов А.В.Мень (22.01.1935 - 09.09.1990 гг.), истина, именно устойчивая истина, выступает критерием для добра и зла [236,с.461].
Например, Н.В.Петров говорит о том, что "Понятие добра совпадает с реальными событиями творения и созидания, и потому добро - это ИСТИНА. А истина - это генетическая память, поскольку только благодаря ней строится добротная материальная форма" [208].
"Красоту как онтологическую реальность Соловьёв связывает с истиной и добром по образу и подобию единства в Св. Троице, догмат о которой, принятый Халкидонским собором (451 г.), гласит о соединении неслитном, неизменном и нераздельном. Все три "составляющие" философии всеединства Соловьёва живут только своим союзом" [509,с.42-46].
В.С.Соловьев писал следующее: "Будучи религиозным человеком, он (Достоевский) был вместе с тем вполне свободным мыслителем и могучим художником. Эти три стороны, эти три высшие дела не разграничивались у него между собою и не исключали друг друга, а входили нераздельно во всю его деятельность. В своих убеждениях он никогда не отделял истину от добра и красоты, в своем художественном творчестве он никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. И он был прав, потому что эти три живут только своим союзом. Добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв, истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир. Для Достоевского же это были только три неразлучные вида одной безусловной идеи. Открывшаяся в Христе бесконечность человеческой души, способной вместить в себя всю бесконечность божества, - эта идея есть вместе и величайшее добро, и высочайшая истина, и совершеннейшая красота.
Истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение уже во всем есть конец, и цель, и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасёт мир" [510,с.290-323].
Из вышесказанного видно, что религиозное понятие истины взаимосвязано с нравственной истиной, которая основана на моральных и религиозных нормах и базируется на критериях Добра и Зла.
Религиозный философ, богослов С.С.Глаголев (09.[21].10.1865 - 02.10.1937 гг.) верно подметил, что "Религиозные истины всегда возвещались большему числу лиц, чем сколько принимало их" [478].
Советский и российский богослов А.И.Осипов (родился в 1938 г.) указывал, что "вера в Бога и атеизм вместе, в парадоксальном единстве призывают каждого человека, ищущего истины, к изучению и опытной проверке того, что называется религией" [162,с.20].
В религии выделяют следующие три подхода к пониманию истины:
1.Ветхозаветный ("еврейский") подход с его эсхатологическим пониманием истины, в соответствии с которым истина рассматривается со стороны цели или конца истории и исторически узнается в знамениях как верность Бога Своему народу;
2.Античный ("греческий") подход с его космологическим пониманием истины, при котором она рассматривается со стороны природы бытия как сущее;
3.Новозаветный (наднациональный) подход с его учением о христологичности истины, согласно которому истина рассматривается с "позиции Христа, Который есть и историческое лицо, и неизменная основа (λóγος) бытия" [444,с.66-68].
В.И.Постовалова в своей работе указывает, что "Известны два типа бытийственного (онтологического) истолкования истины. Это - античное истолкование и истолкование библейское. Античное умозрение - символично. Библейское - персоналистично. Для античного умозрения истина и истинность - сама действительность, раскрывающаяся, становящаяся явной, очевидной уму (истинный - άληθής - для грека значит "нескрытый"). Для античного умозрения такая раскрывающаяся действительность есть "что", а не "кто". Для библейского жизнечувствия, проистекающего из опыта личной встречи с Богом, эта действительность есть "кто", а не "что" [442,с.48-49].
Советский и российский богослов А.И.Осипов (родился в 1938 г.) точно раскрыл следующие основные религиозные истины: "Что относится к общеобязательным истинам религии?
Первой из них является исповедание духовного, совершенного, разумного, личного Начала - Бога, являющегося Источником (Причиной) бытия всего существующего, в том числе человека, и всегда активно присутствующего в мире. Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме, содержанию и степени ясности выражения в различных религиях: монотеистических (вера в единого Бога), политеистических (вера во многих богов), дуалистических (вера в два божественных начала: доброе и злое), анимистических (вера в одухотворенность всего существующего, в наличие души у всех сил и явлений природного мира).
По христианскому учению Бог есть Любовь (1 Ин.4,8), Он наш Отец (Мф.6,8,9), мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17,28). Бог есть то изначальное духовно-личностное Бытие, благодаря Которому существуют все формы материального и духовного бытия во всем их многообразии, познанные и не познанные человеком. Бог есть реально существующий и неизменный, личностный идеал добра, истины и красоты и конечная цель духовных устремлений человека. Этим, в частности, христианство, как и другие религии, принципиально отличается от иных мировоззрений, для которых высший идеал реально не существует, а является лишь плодом человеческих мечтаний, рациональных построений и надежд.
Второй важнейшей истиной религии является убеждение в том, что человек принципиально отличается от всех других видов и форм жизни, что он есть не просто существо биологически высшее, но в первую очередь духовное, обладающее не только телом, но и душой, носительницей ума, сердца (органа чувств), воли, самой личности, способной вступать в общение, единение с Богом, с духовным миром. По христианскому учению, человек есть образ Божий.
Возможность и необходимость духовного единения человека с Богом предполагает в религии веру в Откровение Бога и необходимость для человека праведной жизни, соответствующей догматам и заповедям религии. В христианстве такая жизнь называется верой, под которой подразумевается не просто убежденность в существовании Бога, но особый духовно-нравственный характер всего строя жизни верующего. Эта истина религии неразрывно связана с более или менее развитым в отдельных религиях учением о посмертном существовании человека. В христианском Откровении находим большее - учение о всеобщем воскресении и вечной жизни человека (а не одной лишь души), благодаря чему его земная жизнь и деятельность приобретает особенно ответственный характер и полноценный смысл. "Человек, ты живешь один раз, и тебя ожидает вечность. Поэтому избери сейчас, свободно и сознательно, совесть и правду нормой твоей жизни!" - этим утверждением христианское учение особенно резко контрастирует с атеистическим: "Человек, ты живёшь один раз, и тебя ожидает вечная смерть!".
Именно в решении вопроса о душе и вечности с наибольшей очевидностью обнаруживается существо религии и атеизма, обнаруживается и скрытый лик каждого человека, его духовная ориентация: стремится ли он к бессмертной красоте духовного совершенства и вечной жизни, или же предпочитает веру в окончательный и абсолютный закон смерти, перед которым одинаково обессмысливаются все идеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, и сама жизнь" [162,с.20-21].
Многие религии сознательно и последовательно используют множество символов способных исчерпывающе выражать высшие идеи и мысли [473,с.100-108].
Как указывает О.И.Краснов, "Мы знаем, что вода символизирует истину, вино является символом мистерий и вдохновения. Всё это указывает на превращение вод Старого Завета в вино мистерий Нового" [472,с.10].
Из религиозных учений следует, что истина выступает одним из средств общения человека с Богом или главным атрибутом Богообщения.
А.М.Аброчнов указывает, что "Любая религия отвечает на вопросы о смысле жизни и смысле смерти человека, хотя эти ответы и могут отличаться друг от друга" [484,с.7].
"Все мировые религии указывают на бессмертие души человека, как неоспоримую божественную истину" [129], что также было закреплено в пятом поколении прав человека.
Человек имеет право на бессмертие, которое относится к пятому поколению прав человека [187,с.46-48.].
В связи с тем, что Бог является Истина, то и Истина носит вечный характер.
Многие авторы указывают, что христианское учение носит мистический аспект и Библия написана на языке сокровенных эзотерических учений [472;473,с.100-108;474].
В мистическом христианстве наука, религия и философия образуют Софию или Духовную мудрость [472,с.11].
"Все мировые религии даны народам пророками, которые приходили и наставляли заблудшее человечество на Путь Истины" [463].
Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор. 8:3) [1].
В религии часто Истину называют Правдой. Так, в Библии указывается: "Правда Его пребывает вовек (Пс.110:3). В данном случае речь идёт о Божественной правде или Божественной истине, а не о бытовой (обыденной) человеческой правде.
В основном во всех религиях светлой направленности Истиной (Абсолютной Истиной) является наш Бог-Творец. Этот незыблемый постулат мы наблюдаем в философской неотомистической концепции истины и библейской концепции истины.
А Господь Бог есть истина (Иеремия,10:10) [1].
"Христианство провозглашает личностную и проверяемую истину (в то время как абстрактный вопрос Пилата "Что есть истина?" остается без ответа)" [490].
В Энциклопедии практической психологии читаем: "Христианство истиной называет не какую-либо абстрактную универсальную идею, и не какую-либо изначальную материю, а основополагающую живую личность Иисуса Христа, который изрёк: "Я есть путь, истина и жизнь" (Ин.14:6). В этом смысле, примечательно поведение Пилата, скептически вопросившего на своём неправедном суде Христа: "Что есть истина?", и не выслушавшего ответа от самой Истины (Ин.18,37-38).
Следует заметить и другие слова Христа об истине, а именно, о тех случаях, когда истина попирается: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8,44). Этим подчёркивается, что направленность воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни (вечному бытию), либо ко лжи - вечной смерти и небытию. После грехопадения прародителей все люди подвержены влиянию диавола, поэтому псалмопевец Давид (с некоторым удивлением) восклицает: "Всяк человек - ложь" (Пс.115,1-2)" [81].
В христианстве Истина выступает благой вестью, которая в нашем мире была распространена Иисусом Христом. Распространение этой благой вести осуществляется через христианскую проповедь [162,с.5].
Е.Н.Еникеева считает, что "христианство есть метафизика Единого личного Бога" [386].
Как подмечает М.В.Черников, "В библейской мировоззренческой парадигме немыслимо противопоставление Истины и Правды" [283,с.164-175].
Некоторый авторы ошибочно Правду Бога относят к третьей правде после личной правды и правды третьих лиц (вождя, партии и т.д.) [486,с.78].
Согласно свободной энциклопедии Википедии, "В ряде христианских конфессий по отношению к Иисусу применяются следующие эпитеты: Агнец (жертва) мира, Предвечное Слово, Сладчайший Жених, Премудрость Божия, Солнце правды, Мздовоздаятель (Рим.12:19).
Сам же Иисус, согласно Библии, характеризовал себя так: "Я есть путь, истина и жизнь" (Ин.14:6), - а также:
"Альфой и Омегой (началом и концом)",
"Хлебом небесным",
"Хлебом живым",
"Светом миру" (Ин.9:5),
"Воскресением и жизнью" (Ин.11:25),
"Пастырем добрым" (Ин.10:11),
"Сеятелем",
"Господином виноградника",
"Судьёй",
"Податель Истины".
Иисус также называет себя "от начала Сущий" (Ин.8:25) - так, как должен был называться Мессия согласно Ветхому Завету (Мих.5:2). В других приведённых фрагментах Иисус называет себя "Я есмь" (Ин.8:24, 28, 58). В Ин.18:6 такое самоназвание повергает в ужас иудейскую стражу.
Кроме того, Иисус именуется в Новом Завете как:
Отец (Творец) всего бытия (Мф.23:9)
Агнец Божий (Ин.1:29),
краеугольный камень
новый Адам
Спаситель мира
Сын Давидов, сын Авраамов
Царь Царей".
Иисусу Христу также присваивают эпитет Спас (ст.-слав.Съпасъ, греч. Σωτήρ "Спаситель"), который часто применяется в иконописи и другой религиозной атрибутике".
И.И.Лещук констатирует, что "Абсолютная, фундаментальная истина и полнота сокрыты только в Иисусе Христе, и в Его Святом Слове... Он учил людей Божественной истине. И его учение стало моральным критерием человеческих отношений на все века! Он спасал людей. При этом спасал даже погибшее и отвергнутое обществом... Никакие народные, "священные" традиции и "предания старцев", никакой опыт "озарения", никакие "чудные" переживания и знамения не заменят истинной Премудрости Библии" [52].
С.И.Кузьмин указывает, что в вероучительных документах Церкви зафиксирована истина о том, что в Боге три ипостаси, но одна сущность [28,с.101-107]
"Христос оставляет ученикам Дух, Будда - инструкции... Христианство не стало религией человеческого аскетизма. Спрошенный юношей - "что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную", Иисус не отправил его в монастырь в Кумран... Христос не устраивал монастырей... На вопрос учеников "научи нас молиться", Христос не даёт технику медитации..." [492,с.238-240].
Согласно новозаветному апокрифу "Евангелие истины" ("Evangelium veritatis"), написанному во II веке, Иисус Христос (Божий сын, Сын Человеческий, Пророк и Моралист) показал людям, которые были в Забвении, путь, который является Истиной.
На Форуме христиан читаем: "Истина - это Живая личность:
1.Бог - это Истина (Иер.10:10);
2.Отец - это Истина (Ин.7:28);
3.Сын - это Истина (Ин.14:6);
4.Дух - это Истина (1Ин.5:6).
Истина не бывает ни абсолютной, ни относительной.
Истина - это не система взглядов, и не законченная логическая конструкция.
Истина - это не духовная или материальная реальность в её предельно честном и
точном отображении.
Истина - это не математическая и не логическая величина.
Истина - это не академическая величина, а поэтому она не поддается научному исследованию.
Иисус сказал, что истину придется знать всем (Ин.8:32)" [503].