Аннотация: Дана рецензия на работу, посвященной метафизике человека
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Г.К.Сайкиной "Метафизика человека как предельное основание социального"*
Доктором философских наук Казанского (Приволжского) федерального университета Г.К.Сайкиной была опубликована статья "Метафизика человека как предельное основание социального".
Из названия заявленной работы следует, что метафизика человека является основанием социальной сферы человека. При этом не была раскрыта взаимосвязь духовной (метафизической) области с социальной сферой.
По замыслу автора статья в целом была направлена на исследование трансцендентной сферы человека, которая не была должным образом освещена.
Г.К.Сайкина в своих работах, которые приводятся в настоящей рецензии, подменяет истинное понятие "трансцендентная сфера человека" одним из научных предметов - "метафизика человека".
В Свободной энциклопедии Википедии читаем: "Трансцендентность (трансценденция, прил. трансцендентный) (от лат. transcendens - переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) - философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве "потустороннего" в отличие от имманентного как "посюстороннего".
Согласно Большому энциклопедическому словарю, "ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (Единое в неоплатонизме); в теологических учениях - синоним потусторонности Бога. В философии Канта - выходящее за пределы возможного опыта ("мира явлений") и недоступное теоретическому познанию (напр., идея Бога, души, бессмертия)" [4].
Синонимами слова "трансцендентный" выступают следующие слова: духовный, запредельный, иррациональный, недоступный, непознаваемый, непостижимый и потусторонний.
Согласно Свободной энциклопедии Википедии, метафизика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά - "то, что после физики") - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Как указывает Н.В.Головко, "традиционно общепринятым считается следующий взгляд: "метафизика, по своей природе, гораздо глубже, чем любая из наук, поскольку ее предметом являются сами основания в рамках которых, собственно, и развиваются науки" [Lowe, 2002. Р. vi]. Следуя традиции, метафизика сосредоточена на анализе различных категорий, таких как необходимость и причинность, а также на анализе связей между ними [13,с.30-36].
В.Г.Удальцов, в отличие от Н.В.Головко, более критично описывает сущность метафизики: "Несмотря на имеющиеся различия между исторически сложившимися вариациями понятия рассматриваемого явления, всем им в той или иной мере присущи основные содержательно-сущностные признаки метафизики. Их можно, опираясь на ряд
__________
* - Сайкина Г.К.МЕТАФИЗИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДЕЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО//КАЗАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕСТНИК. - 2014. - ? 12. - С.46-66.
существующих в литературе точек зрений на этот феномен, свести, на наш взгляд, к следующему: - во-первых, это идеалистическое по своему характеру философское учение о мире невещественном; - во-вторых, это учение о неизменных и недоступных познанию первоначалах и высших причинах всего сущего, о предельных сверхчувственных основаниях бытия; - в-третьих, это специфический, противоположный диалектике философский метод и способ мышления, обязанный своим появлением и существованием односторонности в познании; - в-четвёртых, это учение, рассматривающее явления действительности в состоянии покоя и устойчивости, повторяемости, вне движения и изменения; - в-пятых, это учение, отрицающее всеобщую связь явлений, рассматривающее их разрозненно, как независимые, находящиеся в отрыве друг от друга феномены, вне их взаимных связей; - в-шестых, это учение, отрицающее внутренние противоречия как источник развития явлений и обосновывающее нахождение последнего вне этих феноменов; - в-седьмых, это учение, которому свойственно преувеличение каких-либо отдельных сторон в явлениях; - в-восьмых, это что-либо отвлечённое, умозрительное и поэтому малопонятное, ведущее в сторону от истины" [14,с.13-20].
Раскрыв смысл понятий "метафизика" и "трансцендентный" с различный точек зрения, мы понимаем, что статья Г.К.Сайкиной фактически обходит стороной такие трансцендентные категории, как Бог, душа, дух, духовность и бессмертие, что не позволило автору полно раскрыть описываемые явления.
Ниже раскроем некоторые метафизические категории, чтобы каким-нибудь образом восполнить пробел работы Г.К.Сайкиной.
Человека давно волновал вопрос бессмертия. За период существования человечества о бессмертии было написано много философских и религиозных трудов.
Как философское понятие бессмертие впервые появилось у Платона, Цицерона и др. [9,с.44].
Темой бессмертия пронизаны фактически все легенды, мифы и предания многих народов мира. Библия и другие Святые писания раскрывают сущность бессмертия души.
Бессмертие является одной из ключевых тем философии, религии, эзотерики и метафизики. Следует отметить, что рассматриваемое понятие, к большому сожалению, не являлось до настоящего времени предметом исследования юриспруденции.
Бессмертие включает в себя право человека на жизнь, которое относится к четвёртому поколению прав человека, а также право человека на дары Бога (пятое поколение прав человека).
Дар бессмертия относят к духовным дарам Бога. Указанный дар по своей сущности является правом человека на бессмертие, которое подразумевает биологическое и духовное бессмертие.
Бессмертие всегда связывают с Богом. В религиозно-философском понимании бессмертие является одним из атрибутов Бога [5,с.119-120].
Дух - это философское понятие, означающее нетелесное, невещественное начало, в отличие от вещественного, материального; сущность Бога: "Бог есть дух" [9,с.146-148].
В разные времена под словом "дух" понимались различные явления. Так, например, в Древней Греции понятие "Дух" (нус, логос, пневма и пр.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. Например, у Фалеса, Эмпедокла "пневма" означает "ветер", а у Анаксимена - "воздух". У Платона и Аристотеля нус (ум) становится перводвигателем космоса и формообразующим началом.
В античности, в частности, библейско-христианской традиции, Дух представляется как, прежде всего личностный абсолют и личную волю (Бога), сотворившего из ничего мир и человека. Более позднее, Дух понимается как разум, мышление (Р.Декарт, Б.Спиноза, Ф.Шелленг). Так, Г.Гегель вообще построил философию мирового Духа, выражающегося в качестве системы развивающихся логических категорий. А, например, Ф.Энгельс определил дух, как "высший цвет материи".
О "духе" в Православной энциклопедии указывается следующее: "ДУХ [греч. πνεῦμα], 1) Дух Божий; 3) дух, духи [δαίμων, πνεῦμα ἀκάθαρτον ώ ΰὦ], бесплотные силы невидимого мира. Дух и душа - 2 стороны духовной природы человека. Дух чаще отождествляется с душой: Мф. 26:38 ( "...душа (ἡ ψυχή) Моя скорбит смертельно"), Лк. 23:46 ("Отче! В руки Твои предаю дух (τὸ πνευμά) Мой"), Ин. 11:33 ("...Сам восскорбел духом (τῷ πνεύματι)..."), Деян. 20:10 ("Павел... сказал: не тревожьтесь, ибо душа (ἡ ψυχή) его в нем"), Лк. 8:55 ("И возвратился дух (τὸ πνεῦμα) ее; и она тотчас встала...") и др. Дух воспринимается и как высшая способность души человека: 1 Кор. 15:46 ("Но не духовное прежде, а душевное"), Евр. 4:12 ("...слово Божие... проникает до разделения души и духа..."), 1 Фес. 5:23 ("...и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа").
Дух человека истолковывается также как благодать Святого Духа, обитающая в верующем. Дух человеческий, таким образом, имеет начало в Духе Божием: "Господь... образовавший дух человека внутри него..." (Зах. 12:1); "...рожденное от Духа есть дух" (Ин. 3:6); "...Он дал нам от Духа Своего" (1 Ин. 4:13); "...мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога..." (1 Кор. 2:12) - сошествие на апостолов в день Пятидесятницы Духа Святого подтверждают слова Писания, Дух - дар Божий" [10,с.373-376].
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля под духом понимается: "бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы. диавол. нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье. | Видение, привиденье, тень, призрак, бестелесное явленье на земле. | Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу. | Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости. | Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух. | Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом знач. дух, как жизнь, ниже души; а в высшем знач. искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного" [11,с.505].
Согласно Свободной энциклопедии Википедии, "Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке.
В социологии, культурологии и публицистике "духовностью" часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы".
Г.К.Сайкина человека относит к метафизическому существу, "сам себя родящему".
Ранее этот же автор человека сразу же относил к бытийному и социальному существу [1,с.147-156;2,142-152;15].
Таинство метафизического рождения человека Г.К.Сайкина никак не увязывает с его душой, что приводит к бессмыслице самого названия статьи и её размышлений о метафизике человека. Не была раскрыта роль души и духа человека, которые придают метафизичность человеку, в этом творческом акте (сотворчестве), которое в юридической науке связано с правом человека на сотворчество (пятое поколение прав человека). В связи с чем, она этот пробел "закрывает" имманентным социальным аспектом, чтобы, как мне кажется, материалистическая научная общественность работы автора "не отправила на костёр".
Социальный аспект представляет собой реальность бытия человека, которая, как отмечает Н.Б.Иванов, и есть современность, стоящая спиной к спине метафизике [8,с.70-81].
Как нам кажется, не смогла Г.К.Сайкина уловить и описать взаимосвязь "фюсиса" с метафизикой человека.
Вывод автора статьи о том, что "прошлый метафизический "опыт", которые не дают человеку двигаться вперед, тормозят акты последующих метафизических рождений" не конкретизирован и не подкреплён доказательной базой, что, в свою очередь, читателя выводит на философскую и эзотерическую категорию "реинкарнация".
Мнение о том, что "стихийные состояния пребывания в метафизическом пространстве, как правило, не приводят к перерождению человека" противоречит понятию "Космическое Сознание", т.е. духовному опыту человека, который преобразовывает человека. Например, на Руси дар Космического Сознания называли даром старчества [7,с.218]. Духовный опыт человек приобретает через осознанные молитву, пост, медитацию и другие духовные практики, а не в результате стихийного состояния, как это ошибочно указала автор статьи.
Вывод автора работы о том, что "По законам метафизики человек - существо невозможное: без необходимого метафизического усилия он не состоится как человек" является голословным и не подкреплён доказательной базой. Г.К.Сайкина не удосужилась указать конкретный закон метафизики человека, который при этом она использовала.
Вне философского осмысления остался тот факт, что человек является духовным существом (личностью) и в нём выделяют три составляющих: тело, душа и дух [6,с.101;7,с.9]. С учётом этого были провозглашены нижеприведённые права души и духа человека.
В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [6].
К четвёртому поколению прав относят право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду, право на одухотворение природы и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [6,7].
К пятому поколению прав относят такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
Четвёртое и пятое поколения прав человека по своей сути составляют трансцендентную сферу человека и являются предметом исследования следующих философских дисциплин: онтология, теология, антропология, метафизика человека, метафизика света, метафизика творчества, метафизика культуры и др.
В статье Г.К.Сайкиной непонятно, каким же философским методам (диалектический и метафизический) был подвергнут исследованию акт метафизического рождения человека.
Соглашусь с мнением Ю.В.Манько о том, что "подлинно метафизический метод требует от исследователя глубокого, а не поверхностного изучения объекта познания" [12,с.144-148].
Работа Г.К.Сайкиной не содержит выводов об актуальности рассматриваемой темы для человека, общества и государства.
Как указывает Н.Б.Иванов, "метафизика, или философия как наука, - самый естественный, правильный, но, пожалуй, и самый неблагодарный предмет для феноменологического эпохе" [8,с.70-81].
Исследуемая статья Г.К.Сайкиной "Метафизика человека как предельное основание социального", а также аналогичные её работы содержат много неверных выводов и противоречий, что снижает научно-духовную ценность трудов данного автора для человечества.
Таким образом, статья Г.К.Сайкиной "Метафизика человека как предельное основание социального" является неполным фрагментом пазла человеческого бытия, который требует дальнейшего пристального изучения.
Список литературы
1.Сайкина Г.К. Человек - бытийное или социальное существо //Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2013. - Т. 155. - С.147-156.
2.Сайкина Г.К. Метафизика человека в горизонте социально-философского дискурса// Ученые записки Казанского? университе?та. Сер. Гуманитарн?ые науки. - 2012. - Т. 154. - С. 142-152.
3.Сайкина Г.К. Трудно быть человеком... (Метафизические маршруты человека). - Казань: Казан. ун-т, 2012. - 428 с.
4.Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 1456 с.
5.Ивентьев С.И.Бессмертие с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Формирование человека новой эпохи: Материалы международной научной конференции 21-22 июня 2012г., г.Пушкин. - СПб.: ООО "Гамма", 2012. - С.119-120.
7.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.