Аннотация: Дана рецензия на работу, которая посвящена некоторым категориям религии
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Е.Н.Немерова "Философские аспекты медитации и
молитвы как духовных практик" *
Доцентом кафедры философии, кандидатом философских наук, доцентом Курского государственного медицинского университета Евгением Николаевичем Немеровым была опубликована статья "Философские аспекты медитации и молитвы как духовных практик", которая по названию представляет интерес не только для специалистов, но и для обычных читателей.
В работе неплохо раскрыты смысл основных духовных практик: медитация и молитва.
Через молитву и медитацию человек реализует своё право на свободу мысли, совести и вероисповедания, предусмотренное статьями 28 Конституции Российской Федерации и 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. Љ 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" свобода совести и вероисповедания, реализуемая в форме объединения последователей того или иного вероучения для проведения совместных молитв, религиозных обрядов и других мероприятий, неразрывно связана с другими правами и свободами, закрепленными Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 27, 29, 30 и 31, прежде всего с правом на объединение, а также с правом на свободу собраний, которое, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года Љ 12-П, является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом и правовом государстве, на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, в том числе судебную, прав и свобод человека и гражданина (статьи 1 и 64; статья 45, часть 1; статья 46 Конституции Российской Федерации).
Медитация и молитва являются категориями духовно-нравственных прав и свобод человека (четвёртого поколения прав человека) [1,с.141-142].
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 6 Декларации Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, каждый имеет право на обращение к Богу (пятое поколение прав человека)[2].
Обращение человека к Богу есть молитва, которая есть беседа или разговор наш с Отцом Небесным [1,с.222-223].
Пятое поколение прав человека впервые в истории человечества провозгласило и закрепило нормативно право человека на обращение к Богу.
В буквальном смысле медитация (анг.meditation - раздумье, размышление, созерцание) означает сосредоточенное размышление или самосозерцание, необходимое для достижения духовного прозрения. К медитации относят различные дыхательные и другие духовные практики, связанные с йогой.
Вывод автора о том, что "Медитация и молитва, которые выступили в качестве ступеней длительного пути познания мира и человека, в том или ином виде сохранившись до сих пор, порождая суеверия" не подтверждён документально и ставит под сомнение само право человека на свободу мысли, совести и вероисповедания.
Согласно Философскому энциклопедическому словарю, под суеверием понимают ложную веру, неполноценную и превратную веру [3,с.443].
__________
* - Немеров Е.Н.Философские аспекты медитации и молитвы как духовных практик//Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно- практической конференции 30 сентября 2015 г.: в 10 ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. - Љ 6, часть IX. - С.15-17. E-mail: NemerovEN@kursksmu.net
В свободной энциклопедии Википедии суеверие - это предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощённых обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.
Е.Н.Немеров в своей работе не указал какие же суеверия порождают медитация и молитва.
Автор статьи недвусмысленно намекает, что если молитва связана с религией, то и она относится к суевериям.
Высказывание Е.Н.Немерова о том, что медитация и молитва порождают суеверия, направлено против религии и религиозных чувств верующих, что, в свою очередь, снизило на порядок качество статьи.
Из статьи Е.Н.Немерова следует, что наука в лице его представителей имеет право давать порой нелицеприятные оценки тем или иным явлениям (мировоззрениям). По нашему мнению, это, как правило, связано с тем, что оппонент религиозного или иного мировоззрения не разбирается в этом или сам не понял предмет критики. Например, автор исследуемой статьи эмпирическим путём не познал ни трансовые состояния, ни религиозный опыт, чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу. А это говорит нам о том, что Е.Н.Немеров, к большому сожалению, только смог освоить теоретический метод познания раскрываемой темы.
Полагаем, что автору необходимо аккуратно высказывать свои мысли на столь деликатные и серьёзные темы.
В целом статья Е.Н.Немерова "Философские аспекты медитации и молитвы как духовных практик" представляет собой противоборство с религией, а не конструктивный диалог между различными мировоззрениями и областями знаний, без которого заявленная работа не представляет никакой ценности для духовно-нравственного развития человека.
Список литературы
1.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
2.Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека/С.И.Ивентьев. - Бугульма: НО "ФӘН-НАУКА", 2011. - 25с.
3.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570с.