Ушакова Е.В., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. : другие произведения.

Научно-философский анализ соотношения духовно-нравственных законов и религиозных догматов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С научно-философских позиций исследуются принципы гармоничных (традиционных нравственных или Божественных / религиозных) межличностных и социальных отношений, которые базируются на Божественных и духовно-нравственных законах. Во-первых, с традиционных позиций социального бытия, духовно-нравственная гармония человеческих (межличностных и социальных) отношений рассматривается как жизненно необходимый результат родоплеменной жизни в общине. Во-вторых, с позиций религиозных отношений, сложившихся в более сложных социально-государственных обществах, гармония межличностных отношений имеет Божественную природу и определяется Божественными и духовно-нравственными законами, отраженными в религиозной и общечеловеческой нравственности. В-третьих, с позиций законов усложняющейся социально-государственной жизни, социальная гармония определяется необходимостью согласованных сбалансированных гуманных отношений в определённых социальных слоях, а также между разными социальными группами, кроме того, налаживание социального баланса между государствами, что в итоге определяет общую устойчивость социума. Следует более глубоко, в сравнительном аспекте, исследовать указанные три разных истока сущностного осмысления нравственных отношений, как традиционно-нравственных, религиозно-нравственных или социально-нравственных. Исходные данные статьи: Ушакова Е.В., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Научно-философский анализ соотношения духовно-нравственных законов и религиозных догматов // Актуальные проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений в современном мире // Сборник научных статей. / Под общей редакцией доцента Саркаровой Н.А. . - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2024. - С. 178-184. ISBN 978-5-00212-567-8


   Ушакова Е.В., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Научно-философский анализ соотношения духовно-нравственных законов и религиозных догматов // Актуальные проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений в современном мире // Сборник научных статей. / Под общей редакцией доцента Саркаровой Н.А. . - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2024. - С. 178-184.
   ISBN 978-5-00212-567-8
   Тираж 500 экз.
  
  
   УДК 1, 2

Е.В. Ушакова

г. Барнаул, Алтайский государственный медицинский университет

доктор философских наук, профессор

профессор кафедры физической культуры и здорового образа жизни

О.В. Шкуран

г. Луганск, Луганский государственный педагогический университет

кандидат филологических наук, доцент

директор Института профессионального развития

С.И. Ивентьев

г. Казань, ООО ДЭЛИЛ

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере

национальных и религиозных отношений

член РФО

Научно-философский анализ соотношения духовно-нравственных законов и религиозных догматов

  
   Аннотация: С научно-философских позиций исследуются принципы гармоничных (традиционных нравственных или Божественных / религиозных) межличностных и социальных отношений, которые базируются на Божественных и духовно-нравственных законах. Во-первых, с традиционных позиций социального бытия, духовно-нравственная гармония человеческих (межличностных и социальных) отношений рассматривается как жизненно необходимый результат родоплеменной жизни в общине. Во-вторых, с позиций религиозных отношений, сложившихся в более сложных социально-государственных обществах, гармония межличностных отношений имеет Божественную природу и определяется Божественными и духовно-нравственными законами, отраженными в религиозной и общечеловеческой нравственности. В-третьих, с позиций законов усложняющейся социально-государственной жизни, социальная гармония определяется необходимостью согласованных сбалансированных гуманных отношений в определённых социальных слоях, а также между разными социальными группами, кроме того, налаживание социального баланса между государствами, что в итоге определяет общую устойчивость социума. Следует более глубоко, в сравнительном аспекте, исследовать указанные три разных истока сущностного осмысления нравственных отношений, как традиционно-нравственных, религиозно-нравственных или социально-нравственных.
   Ключевые слова: Бог, человек, дух человека, душа человека, закон, Божественный закон, духовно-нравственный закон, религия, религиозный догмат, догма, анализ.
  

Elena V. Ushakova

Doctor of Philosophic Sc., Professor, Professor at the Chair of Physical Training and Healthy Lifestyle at Altai State Medical University

Barnaul, Russia

Oksana V. Shkuran

Director of the Institute for Professional Development,

associate professor, candidate of philological sciences,

Lugansk State Pedagogical University,

Lugansk, Lugansk People's Republic, Russia

Sergey I. Iventev

legal adviser, theologian, specialist in the field of national

and religious relations DELIL LLC,

Member of the Russian Philosophical Society,

Kazan, Russia

Scientific and philosophical analysis of the correlation of spiritual and moral laws and religious dogmas

   Summary: From a scientific and philosophical point of view, the principles of harmonious (traditional moral or Divine / religious) interpersonal and social relations, which are based on Divine and spiritual and moral laws, are studied. Firstly, from the traditional standpoint of social existence, the spiritual and moral harmony of human (interpersonal and social) relations is considered as a vital result of tribal life in the community. Secondly, from the standpoint of religious relations that have developed in more complex socio-state societies, the harmony of interpersonal relations has a Divine nature and is determined by Divine and spiritual and moral laws reflected in religious and universal morality. Thirdly, from the standpoint of the laws of increasingly complex social and state life, social harmony is determined by the need for coordinated balanced humane relations in certain social strata, as well as between different social groups, in addition.
   Key words: God, man, human spirit, human soul, law, Divine law, spiritual and moral law, religion, religious dogma, dogma, analysis.
  
   Под догмой (от греч.dogma - мнение) понимается философский тезис, истинность которого вследствие этого кладётся в основу той или иной философской системы [9, с. 141].
   Понятие догмат в основном связано с религией и обозначает вероучение и соборные постановления, принятые церковью в качестве истин вероучения [6, с. 91].
   Догмат - это вероучительная, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры [7, с. 527].
   Основные христианские догматы или христианские догматы веры сформулированы в символе веры, Фундаментом и Эталоном святости и совершенства которых выступает Бог в трёх Лицах (Отец, Сын и Святой Дух) [6, с. 91].
   Христианский догмат веры - обязательное вероучение сверхъестественного происхождения, воспринятое через Божье откровение определёнными людьми (церковью) и переданное для распространения и применения [9, с. 141].
   Догматы исламской веры вытекают из содержания Корана [1, с. 275].
   Считается, что первые религиозные догмы появились на стадии первобытного общества, а в дальнейшем как явление, связанное развитием религиозного сознания, догма как исходный принцип религии переходит в более развитые формы религиозности на стадии развития государства [6, с. 98].
   Религиозные учения закрепляют и транслируют основные Божественные, духовные (духовно-нравственные) и морально-нравственные законы.
   Божественным законам присущи все характеристики Бога, они являются Абсолютными и истинными [5, с. 55]. Через Божественные законы осуществляется сакральная связь всего существующего, в т.ч. человека, с Богом-Творцом. Божественные законы, как и Бог, неизменны и носят вечный характер [5, с. 94].
   Божественные законы устанавливают основные права и обязанности любых существ, живого и неживого мира [5, с. 95].
   По духовным законам развиваются духовный мир, человек и его душа [5, с. 56].
   С точки зрения религии духовные законы передаются или вручаются непосредственно посланникам Бога (пророкам) в виде сакральных законов и морально-этических предписаний (морально-нравственные законы, нравственные заповеди). К ним относят: Десять заповедей, Моисеев закон, Старый и Новый Завет, Веды, Закон Сварога, Коран и другие, которые, как утверждают священники, носят Богодухновенный характер [5, с. 95]. Нравственные заповеди государство возвело в ранг закона (не убей, не укради и пр.) и обеспечивает силой [5, с. 95].
   Носители сакральных знаний и пророки органично вплетали духовные законы в человеческие законы и основы социально-политической жизни любого человеческого общества [5, с. 95]. При этом некоторые человеческие библеизмы (религиозные утверждения) использовались и подстраивались под существующее государственное устройство (например, Бог-судья [10, с. 95]. В связи с чем, человеку необходимо анализировать и раскрывать духовно-нравственный смысл любого религиозного утверждения.  
   Концепт духовно-нравственный смысл связан с деятельностью души и духа человека. Человек, раскрывая, с помощью своих души и духа, духовно-нравственный смысл тех или иных вещей, приближается к пониманию Божественного замысла, т.е. человеческая интерпретация смысла превращается в истинное понимание первоначального Божественного замысла творения [3, с. 401-407]. 
      Духовно-нравственный смысл человека заключается в осознании им того, что он, прежде всего, является духовной личностью (сущностью), имеющего дух и душу, что, в свою очередь, позволит ему осознать и понять истинный смысл жизни в нашем мире [3, с. 401-407]. 
   По нашему мнению, общинные истоки нравственных отношений следует считать наиболее древними, объективными, исходными. Общинники в локальных небольших поселениях должны были согласованно сосуществовать для выживания в сложных окружающих природных условиях. Так формировалась изначальная природная гармония человеческих отношений. В общинной родоплеменной социальной организации как исходной для любого общества формировались также истоки всех последующих, разворачивающихся во времени, все более сложных форм межкультурного взаимодействия, в том числе, гармоничных или же, альтернативных антагонистических. Это, например, усложняющиеся социокультурные отношения конфессионально-религиозного, социально-классового, социотехнического, финансово-экономического, социогуманитарного, межгосударственного и прочего характера.
   Именно в общинном строе складывается такая первичная иерархия (община и её родоплеменная знать), которая ещё не нарушает исходного природно-космического и социального единства общинной жизни. Она направлена в целом на благо всего сообщества. Это было подробно описано ещё в работе Ф. Энгельса Происхождение семьи, частной собственности и государства [11, с. 28-178], а также в аналогичных современных трудах обществоведов [4; 8]. Данный период жизни людей характеризуется сбалансированными нравственными межличностными отношениями - правды, добра, сотрудничества, взаимопомощи и т.д., а нарушение нравственных устоев было недопустимо, поскольку разрушало саму суть общинного бытия. Однако уже на поздних этапах существования и разложения общинного строя племенная знать, получая в свои руки избытки социальных богатств, осознала своё наилучшее положение и выстроила новые дисгармоничные, с пользой для себя, отношения и табу, что затем легло в основу антагонистических строев общества.
   Религиозные истоки также кроются в общинных отношениях людей с огромным и сильнейшим окружающим природно-космическим миром. Но всё более подробное теологическое обоснование религиозных отношений и догматов формируются по мере того, как развиваются особый религиозный опыт и способность религиозных мыслителей обобщить его в теологических концептах, создать религиозные догматы. Духовная и социальная гармония через нравственность получает здесь новое обоснование в виде антитезы отношений душа - тело, а затем в форме теологического триединства дух - душа - тело. В результате формируется понятие духовно-нравственных отношений на религиозной основе, как проявление высших Божественных свойств в нравственной жизни людей - Добра, Любви, Красоты, Правды, Справедливости [10]. Также постулируется наличие антиподов бытия - нравственности и безнравственности как борьбы Божественного и дьявольского начал в мире.
   В настоящем исследовании под душой и духом человека понимается следующее. Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [2, с. 21-29].  При этом многими исследователями светской науки под последними мыслится сознание и подсознание человека [3, с. 401-407]. 
   Социальные причины нравственных отношений в усложняющихся государственных системах диктуются социальной необходимостью межличностного взаимопонимания, а также взаимодействия людей в разных социальных слоях и в межгосударственных отношениях. В то же время, при анализе данных отношений высвечивается наличие выраженных антагонизмов социальной организации - нравственно-справедливого и безнравственного, несправедливого, аморального существования людей.
   Таким образом, полагаем, что в современных условиях при исследовании истоков, причин и следствий существования гармоничных сбалансированных нравственных межличностных и социальных отношений необходимо учитывать разные факторы реального социально-нравственного бытия, имеющие разные истоки, корни и последствия - природно-социальные, религиозно-социальные и социальные структурно-организационные. Сюда относятся: общинные нравственные принципы с гармоничным самоуправлением жизни; те религиозно-конфессиональные догматы, которые опираются на духовно-нравственное отношение к миру; социально-нравственные отношения как справедливые морально-нравственные, противостоящие аморализму и двойной морали современного сложного, но весьма несовершенного государственного устройства.
   Также считаем, что с системно-философских позиций следует выявить духовно-нравственные основания социально-правовых отношений в современных социумах (поскольку в современном праве присутствуют как нравственно-справедливые, так и аморально-несправедливые нормы устройства и функционирования социального бытия). Подобные исследования могут пролить свет на компаративистику общинного, социально-государственного и религиозного права у разных конфессий. По нашему мнению, исследования подобного рода позволяют применить интегративный научно-философский подход к современным общим социокультурным формам поведения разных личностей, социальных групп и слоев, взаимодействующих государств с целью предотвращения многих сложных социальных конфликтов в социосфере XXI века.
  

Литературы

   1.Ахметова Л. Ислам: догматика и ритуал // Вестник Челябинского государственного университета. - 2003. - ! 1 (2). - С. 274-280.
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   3.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы: материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО ИГУ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. - С. 401-407.
   4.Знаниеведение и управление: монография в 3 книгах. Кн. 1: Знаниеведение и социальное управление в системе культуры / Б.Н. Кагиров, Ю.И. Колюжов, Е.В. Ушакова, Г.В. Кагирова, П.В. Ушаков. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 203 с.
   5.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   6.Канаков Д.В. Определение понятия религиозной догмы // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2016. - ! 4. - С. 90-103.
   7.Православная энциклопедия. Т. 15. - М.: Православная энциклопедия, 2007. - 749 с.
   8.Семенов Ю.И. Происхождение семьи, частной собственности и государства Ф. Энгельса и современные данные этнографии // Вопросы философии. - 1959. - ! 7. - С. 137-147.
   9.Философчский энциклопедический словарь. - М.: ИФРА-М, 2009. - 570 с.
   10.Шкуран О.В., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл религиозного утверждения Бог-судья // Теология и богословие: сотрудничество для сохранения и укрепления российского духовного наследия: мат-лы междун. образоват. конф. Том II. - Уфа: БГПУ им.М.Акмуллы, 2022. - C. 116-124.
   11.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 30 т. 2-е изд. Т. 21. - М.: Госполитиздат, 1954. - 745 с.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"