Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович, Шкуран Оксана Владимировна : другие произведения.

Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Авторами рассматривается концепт "духовно-нравственный смысл", который увязывается с деятельностью души и духа человека. В статье приводится авторская классификация понятия "смысл", а также освещается духовно-нравственная сторона концепта "смысл". Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что в ней рассматриваются пути формирования ценностно-смысловой сферы молодёжи, в частности, духовно-нравственного смысла человеческой деятельности. Для цитирования: Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И., Шкуран О. В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15 февраля 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С.401-407. ISBN 978-5-9624-1900-8


   Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И., Шкуран О. В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15 февраля 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С.401-407.
   ISBN 978-5-9624-1900-8
  
  
   УДК 159.9, 316, 342.7
   ББК 60.9, 88.52
  

Асадуллина Г.Р., Уфа

Ивентьев С.И., Казань

Шкуран О.В., Луганск

  

Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества

  
   Аннотация: Авторами рассматривается концепт "духовно-нравственный смысл", который увязывается с деятельностью души и духа человека. В статье приводится авторская классификация понятия "смысл", а также освещается духовно-нравственная сторона концепта "смысл". Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что в ней рассматриваются пути формирования ценностно-смысловой сферы молодёжи, в частности, духовно-нравственного смысла человеческой деятельности.
   Ключевые слова: Бог, человек, дух человека, душа человека, права человека, смысл, духовно-нравственный смысл, молодёжь, общество, классификация.
  
  
   Понятие "смысл" является главным предметом исследования так называемой смысложизненной проблематики и онтологии смысла, которые в наше время находятся вне научного осмысления духовной сущности человека, его души и духа [3, с. 21-29]. В связи с чем, в научной литературе существует ограниченное количество исследований, посвящённых концепту "духовно-нравственный смысл". Например, к современному исследованию можно отнести наиболее свежую статью О.А. Самыловой "Духовно-нравственный смысл жизни юношеского периода", в которой автор в психологию вводит понятие "духовно-нравственный смысл" в качестве психологической категории, раскрывающей сущность профессионального и личностного самоопределения человека юношеского возраста [16, с. 307-309]. При этом само исследуемое понятие подробно не было проработано и раскрыто.
   Концепт "духовно-нравственный смысл" преобладает в религиозно-философской и религиозной литературе, в которой он выходит на понятие "Божественный смысл".
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, "смысл м. способность понимания, постижение, разум; способность правильно судить, делать заключения" [9, с. 240]. При этом в лингвистике под смыслом понимается значение [15, с. 127].
   В литературе отмечается, что "смысл предстаёт как суть (квинтэссенция) какого-либо текста (рисунка, события и пр.), его глубинная составляющая (подтекст), как цель (как направление развития, действия), как логос Универсума, эйдоса, как значимость и ценность чего-либо" [8, с. 210]. Понятие "смысл" этимологически восходит к слову "мысль", которые связаны с образной сферой человека, их порождающей [21, с. 22]. Отмечается, что смысл является значением мысли [10, с. 40]. Родственным перечисленным этим словам является слово "промысл", которое в религиозной традиции напрямую увязывается с Богом.
   Кроме того, некоторые авторы отмечают, что понятие "смысл" является составляющей информации ("Смысл - внутри Формы. Или материальные Формы - носители информации, Смысл которой скрыт внутри Формы"), представляя собой суть материальной формы, поддерживаемая её создателем [14, с. 64]. При этом понятие "смысл" представляет собой невидимый невооружённым глазом духовный замысел материальной формы или явления.
   Под человеческим смыслом всегда следует подразумевать интерпретацию (лат. interpretatio - разъяснение, истолкование) человеком первоначального замысла творения.
   Именно единое смысловое поле у людей консолидирует и объединяет семью, трудовые коллективы и общество, и, наконец, страну.
   Смысл может иметь как религиозный, так и светский характер. Существует много классификаций понятия "смысл" по различным основаниям (аксиологический, по субъекту-носителю, форме представления, мировоззрению и т.д.) [15, с. 130]. Наиболее известной классификацией смыслов является классификация культурологических смыслов в теории социальной коммуникации, которая изображения на рис.1 [15, с. 130]. Приведённая классификация смыслов, как и прочие, оставляют вне осмысления духовную сущность человека, его душу и дух.
  
   0x01 graphic

Рис.1 Классификация культурологических смыслов [15, с. 130]

  
   В результате объединения разрозненных и неполных классификаций видов понятия "смысл", условно концепт "смысл" можно подразделить на следующие группы (виды): 1.Божественный смысл (изначальный замысел Бога; часто именуют сакральным замыслом); 2.Духовно-нравственный смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений духовной сущностью человека: душой и духом); 3.Религиозный смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений религией, жрецами и шаманами); 4.Философский смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений философами и философской наукой); 5.Научный смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений наукой и её отраслями); 6.Социальный смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений социумом или обществом, а также социологией); 7.Политический смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений политиков, государственных и общественных деятелей); 8.Экономический смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений государством и топ-менеджерами, экономической наукой); 9.Культурологический смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений деятелями культуры; смыслы культуры); 10. Оккультный (мистический) смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений мистиками, оккультистами, теософами и пр.); 11.Магический смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений магами, экстрасенсами, гадалками, цыганами и пр.); 12.Астрологический смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений астрологами); 13.Правовой смысл (интерпретация замысла или сути права и законов; "дух закона"); 14.Криминальный смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений криминалом); 15.Смысл определённых субкультур (интерпретация замысла или сути вещей и явлений представителями субкультур); 16.Корпоративный смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений государствами, корпорациями, организациями, тайными обществами, военными образованиями, сектами и прочими коллективными образованиям); 17.Бытовой (обыденный) смысл (интерпретация замысла или сути вещей и явлений обычными людьми) и т.д.
   Развитие ценностно-смысловой сферы людей начинает уже формироваться в подростковом и юношеском возрасте. И это, как справедливо отмечают Р.П. Маслевская и В.Н. Клепиков, происходит благодаря актуализации общемирового культурного наследия, сконцентрированного в общечеловеческих ценностях, под которыми понимаются "ценности, содержащие объединяющие смыслы и позволяющие носителям разных мировоззрений, культур и идеологий взаимодействовать, понимать друг друга и выстраивать гуманные отношения" [13, с. 36]. В связи с чем, важно в детском, подростковом и юношеском возрасте подрастающего поколения правильно формировать мировоззрение, ценностно-смысловую сферу личности через воспитание и образование, что важно для общества и государства.
   Следует обратить внимание на то, что именно мировоззренческая устойчивость человека формирует и обеспечивает безопасность личности [12, с. 181].
   Духовно-нравственный смысл связан с духовно-нравственной сферой человека, а социальный смысл - с социумом и социальной сферой людей.
   Традиционно понятие "духовность" рассматривается в двух аспектах: 1. Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный [7].
   В таких монотеистических (авраамических) религиях, как иудаизм, христианство и ислам, духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого духа [22, с. 186-190]. Например, в лексикографическом издании Второго отделения Императорской академии наук 1847 г. имеется лексема "духовный" со следующими значениями: 1) бестелесый, бесплотный; 2) исполненный Святого Духа; 3) относящийся к духу или душе; 4) относящийся к духовенству; 5) состоящий из лица духовного звания [18, с. 379], что подтверждает трансцендентальное, божественное понимание данной языковой единицы.
   Авторы отмечают, что понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога [1, с. 283-294].
   Некоторые авторы духовность (переживание и оценка священного внутри или за пределами материального мира) неверно отделяют от религии (лат. religare - связывать, соединять) как "структурированной системы убеждений, включающей эмоции, мораль и чувство идентичности и общности", в связи с различными структурой, практиками поиска и подходами к истине [6, с. 40-41], придавая секулярный смысл понятию, ибо духовность всегда связана с Богом (Духом), в т.ч. с душой и духом человека.
   Понятие "духовность" не только увязывается с духом, религией и духовной культурой определённого народа, но и с душой и духом человека [3, с. 21-29]. Так, в "Словаре живого великорусского языка", 1861 г., В.И. Даль иллюстрирует семнадцать дефиниций понятия "дух" (включая душу человека), почти все с положительной коннотацией, акцентируя внимание на особенностях русской культуры. Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [3, с. 21-29]. При этом многими исследователями под последними мыслится сознание и подсознание человека.
   В "Словаре древнерусского языка" 1899 г. лексема "дух" представлена 13-тью дефинициями, среди которых появляются новые: 1) третье Лицо Святой Троицы; 2) благодать, вдохновение, дар Божий; 3) сила души, доблесть; 4) ум, мысль; 5) бес, дьявол, демон; 6) душевное свойство человека; 7) совесть; 8) способность приводить в движение, занимать или руководить другими; 9) чувство; 10) разум. Кроме этого, выделяется омонимичная пара со значениями: 1) дух мира сего; 2) нечистый; 3) злой, лукавый [19, с. 189-190].
   В "Словообразовательном словаре русского языка" представлена словообразовательная цепочка дух - духов - духовный - духовно - духовность - духовник - духовенство [11, с. 37], что свидетельствует о религиозной семантике (от др.-греч. ?????????? - обозначающий) и происхождении данных дериватов, среди которых употребляется адъектив "духовный". В важном источнике восточнославянской лексикологии ХVII в., построенного на принципах толкового, этимологического, энциклопедического словарей, П. Берында в "Лексиконе Славеноросском" 1627 г. иллюстрирует дефиниции языковой единицы с сакральной семантикой "дух": 1) знак небесный; 2) дух истины, премудрости, совести, разума, крепости, бдения, благочестия, страха Божьего; 3) ангел ветра, борьбы; 4) жизнь, дыхание; 5) блудный [4, с. 13].
   Под духовно-нравственной сферой человека понимается "духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания" [1, с. 283-294].
   Концепт "духовно-нравственные ценности" включает в себя три таких понятия, как духовность, нравственность и ценность ("то, что имеет для человека важное значение, особую значимость") [20, с. 9-12]. Как указывает З.А. Айзатуллин, "духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [2, с. 9-12].
   Понятия "духовность" и "нравственный" имеют сакральную семантику, которая частично была утрачена в результате либо семантической профанизации, либо десакрализации, что способствует выявлению ложных сакрализаторов в сознании русского человека и в современной национальной культуре [23, с. 336-353].
   Исследуя лексикографические труды разных столетий, можно определённо сказать, что адъектив "нравственный" стабильно на протяжении нескольких столетий сохраняет устойчивую семантику, которая отражает внешнее и внутреннее состояние общества [17; 18, с. 468]. При правильном понимании лексем дух, духовный, духовность зависит семантическое проектирование на лексему нравственный.
   К большому сожалению, в советское и в настоящее время реализуется идеологическое понимание концепта "духовный", выводя на первый план секуляризированное понимание, а затем божественное.
   Так называемый Малый академический словарь определяет взаимосвязь нравственного и духовного дефиницией "связанный с внутренним, нравственным миром человека", что связывает адъектив "духовно-нравственный" в одно ценностное понятие [17].
   В соответствии с четвёртым и пятым поколениями прав человека (или права души и духа человека), душа человека относится к главной духовно-нравственной ценности человека, которая наделяется определёнными правами и свободами [5, с. 62-65].
   Концепт "духовно-нравственный смысл" связан с деятельностью души и духа человека. Человек, раскрывая, с помощью своих души и духа, духовно-нравственный смысл тех или иных вещей, приближается к пониманию Божественного замысла, т.е. человеческая интерпретация смысла превращается в истинное понимание первоначального Божественного замысла творения.
   Духовно-нравственный смысл человека заключается в осознании им того, что он, прежде всего, является духовной личностью (сущностью), имеющего дух и душу, что, в свою очередь, позволит ему осознать и понять истинный смысл жизни в нашем мире.
   Мы считаем, что обществу необходимо целенаправленно приобщать молодых людей к духовно-нравственным ценностям и существующим нормам нравственности и поведения [1, с.283-294], что позволит правильно формировать единую ценностно-смысловую сферу подростков и молодёжи, т.е. консолидировать их в духовно-нравственном и социальном плане, а значит, объединить наше общество.
  

Список литературы

      -- Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект экстремизма // Поколение Z в онлайн - пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Уфа, 24-26 ноября 2020 г.) / отв.ред. Р.Б. Шайхисламов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. С.283-294.
      -- Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата обращения: 25.01.2021).
      -- Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. С.21-29.
      -- Беринда П. Лексикон Славеноросскiй и именъ тлъкованiє. Вiдп. ред. К. К. Цiлуйко. К. : Вид-во АН УРСР, Iн-т мовознавства iм. О. О. Потебнi, 1961. 272 с.
      -- Боброва Н. А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12 октября 2019 г., Таганрог / отв. ред. В. П. Рыжов. Таганрог : Типография Ступина С. А., 2019. С. 62-65.
      -- Бабаева Э.А. Духовность и религия. Тождество и различие // Духовно-нравственные и идеологические проблемы в современном обществе. Сборник статей / Под общей редакцией Н.А. Саркаровой. Махачкала: АЛЕФ, 2020. С. 40-45.
      -- Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 544 с.
      -- Гарипова Н.М. О смыслах "смысла" и его ипостасях // Социология. 2020. N 1. С.210-220.
      -- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. IV: Р-V. СПб.: ТОО "Диамант", 1996. 241 с.
      -- Купарашвили М.Д. Логика мысли и смысла // Вестник Омского университета. 2005. N 1. С. 38-41.
      -- Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык. 1986. 1136 с. 
      -- Литвиненко М.П., Суроедова Е.А. К проблеме обеспечения мировоззренческой безопасности студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2016. N 4 (59). С.181-182.
      -- Маслевская Р.П., Клепиков В.Н. Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся в современной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. N 2. С.36-42.
      -- Мельников В.Е. Человек на земле : Опережая неизбежное. М.: КнигИздат, 2020. 172 с.
      -- Соколов А.В. Введение и теорию социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1996. 320 с.
      -- Самылова О.А. Духовно-нравственный смысл жизни юношеского периода // Мир науки, культуры, образования.  2015. N 2 (51). С.307-309.
      --  Словарь русского языка: В 4-х т. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. стереотип. Т. I. А - Й. М.: Русский язык, 1985. 696 с.
      -- Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым Отделением Императорской Академии Наук. СПб., 1847.
      -- Словарь древнего славянского языка, составленный по Остромирову Евангелию. Под ред. Ф. Миклошичу, Ф.Х. Востокову, Я.И. Бередникову и И.С. Кочетову. СПб., 1899. 950 с.
      -- Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История
   государства и права. 2010. N 7. С. 9-12.
      -- Харитонов Е.М., Хоружая С.В. Образность смысла и смысл образа в культуре //  Культурная жизнь Юга России. 2008. N 3 (28). С.21-24.
      -- Штумпф С.П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. 2014. N 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 186-190.
      -- Шкуран О.В. Языковые единицы с сакральной семантикой: лингвокультурологический и лексикографический аспекты. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т.10. N 2. С. 336-353.
  
   Асадуллина Гузелия Рауфовна - кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и работы с молодёжью Башкирского государственного университета, г. Уфа, E-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru
  
   Ивентьев Сергей Иванович - юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, г. Казань, E-mail: sergei-zsk@mail.ru
  
   Шкуран Оксана Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языкознания и коммуникативных технологий ГОУ ВО ЛНР "Луганский государственный педагогический университет", г. Луганск, Луганская Народная Республика, E-mail: oksana.shkuran@mail.ru
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"