Мухамеджанова Л.А., Ташкент, Республика Узбекистан
профессор кафедры этики и эстетики
факультета социальных наук Национального университета Узбекистана
имени Мирзо Улугбека, кандидат философских наук
Асадуллина Г.Р., Уфа, Россия
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и работы с молодёжью Башкирского государственного университета
E-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru
Ермоченко К.П., Брянск, Россия
студент 5 курса Брянского государственного университета
E-mail: sermochenko.konstantin@gmail.com
Шкуран О.В., Луганск, Украина
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языкознания и
коммуникативных технологий Луганского государственного
педагогического университета
E-mail: oksana.shkuran@mail.ru
Ивентьев С.И., Казань, Россия
юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и
религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, советник РАЕ
E-mail: sergei-zsk@mail.ru
Социальная истина и духовно-нравственная сфера человека
Аннотация: Статья посвящена концептам "социальная истина" и "духовно-нравственная сфера человека". Целью работы является - изучение взаимосвязи социальной истины с духовно-нравственной сферой человека. Методология исследования - логический и сравнительный анализ. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённым именно взаимосвязи социальной истины с духовно-нравственной сферой человека. В ходе изучения концепта "социальная истина" была установлена взаимосвязь с духовной сущностью человека.
Ключевые слова: Бог, Истина, человек, душа человека, дух человека, духовность, нравственность, социальная истина, духовно-нравственная сфера.
В современном мире понятие социальной истины является многогранным и достаточно трудноуловимым понятием и объектом исследования, с одной стороны. С другой стороны, если использовать междисциплинарный подход в исследовании этого феномена человеческой цивилизации, то можем получить наиболее полные сведения об Истине. Рассматривая данное явление с позиции классической философии, следует отметить, что его трактовка основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел, который широко развивали в своих трудах Аристотель, Ф. Бэкон, Спиноза и многие др.
Концепт "социальная истина" состоит из двух образующих слов "социальный" и "истина".
Рассмотрим лексическое значение слова "истина" в диахроническом разрезе в нескольких лексикографических источниках.
"Словарь Памвы Берынды", 1627 г., даёт толкование к слову "истина" - правда [2, с. 57].
В "Историко-этимологическом словаре современного русского языка" П.Я. Черных, 1999 г., иллюстрируется широкое употребление данной языковой единицы во многих славянских языках (укр, блр., болг., словен., чеш., словац. и др.) в одинаковом фонетическом оформлении и с этимоном "правда, верность, законность", впервые зафиксировано в Договорной грамоте князя Игоря 945 г. Чуть позже это слово встречается в ст.-польском языке с дефиницией "деньги, капитал", поэтому в "Судебнике ХV - ХVI вв." исследуемое слово употребляется со вторым значением "капитал" [18, с. 360].
По мнению А.Г. Преображенского, истина произошла от слов искать, то, кто ищет, взыскивает, предъявляет [12, с. 275].
В "Словаре церковнославянского и русского языка", 1847 г., даются такие дефиниции: 1) точность понятия о предмете, о котором говорится, правда; 2) сумма, отданная в заем, капитал с дериватами истинный "подлинный, точный, прямой; искренний, непритворный", истинствовать "поступать справедливо, говорить истину" [13, с. 143].
Например, в "Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам" И.И. Срезневского, 1893 г., слово "истина" представлено похожими дефинициями: 1) действительность, законность, правда, справедливость, верность; справедливость, верность; 2) капитал [15, с. 1144] с примерами из Евангелие, княжеских грамот и др. древнерусских источников. При этом словообразовательное гнездо наполняется такими примерами: истиноименительно, истинословец, истинолюбец, истиник, истиноватися, истиноименитый, истинородительница, истинствую, содержащими сакральный смысл.
"Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля иллюстрирует синонимический ряд: противоположность лжи, все, что верно, подлинно, точно, справедливо, правдивость, справедливость, правосудие, правота, достояние разума человека, правда с небес, дар благостыни, уточняя, что истина относится к уму и разуму, приводит примеры пословиц и поговорок: Свет плоти - солнце, свет духа - истина; Истина хороша, да и правда не худа; Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни и др. [7, с. 60].
В свою очередь "Толковый словарь современного русского языка" Д.Н. Ушакова, 2014 г., истиной называет "идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности" [17, с. 204].
Таким образом, диахронический срез лингвистических словарей двух столетий показал, что кардинально лексическое значение слова не изменилось, а только уточнялось и наполнялось новыми смыслами. Из вышеизложенного видно, что слово "истина" имеет ядерное значение "верность, правда, законность".
Прилагательное социальный заимствовано из латинского языка во французский, из французского в немецкий, из немецкого в русский. Изначально употреблялось в значении 1) "товарищеский, приятельский, дружеский"; 2) "общительный, общественный"; 3) "брачный, супружеский; союзный, союзнический" [6, с. 936].
Словарь Д. Н. Ушакова даёт такое толкование слова социальный: 1) "связанное с жизнь людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный"; 2) "реорганизующий общественные, производственные отношения в обществе'; 3)'порождаемый условиями общественной жизни, условиями той или иной общественной среды, общественной среды, общественной формации" [17, с. 644].
Выражение, претендующее на право крылатой единицы, социальная истина приобретает все большую популярность. Но в каком контексте? Чаще всего употребляется в значении "нечто всем известное, тривиально верное и не вызывающее никаких сомнений в обществе".
При этом в разговорной речи слово "социальный" часто ассоциируется со словом "социум" (от лат. socium "общее", форма ср. рода прил. socius "общий, совместный (также товарищ, родств. sequi "следовать; провожать" (восходит к праиндоевр. *sekw- "сопровождать").
Буквальный смысл словосочетания "социальная истина" обозначает общую, коллективную человеческую истину.
Современное медиапространство ориентировано на массовую коммуникацию и продуцирование мыслей, идей, опыта в личностное хранилище каждого человека. Такое лингвистическое поле разнообразного базиса информации обуславливает речемыслительную деятельность всего социума, формирует иерархию культурных ценностей целого народа.
Представим пример амбивалентного медиатекста, состоящего из двух частей - подписи слогана и иконической части (фотография), которые формируют в медиапространстве новые смыслы. Иконическая часть представлена изображением литературных персонажей Робинзона Крузо и Маугли, вторая часть - сообществом интеллектуалов. Надписи Истину познает не Робинзон Крузо и Маугли, истину познает сообщество. Истина социальна. В данном случае на противопоставлении строится задумка автора медиатекста о том, что истину создаёт само общество, что вызывает некое сомнение. Например, евангельский текст нам говорит о том, что на вопрос Пилата: Что есть истина? Иисус Христос не дал ответа, поскольку прокурор Иудеи сформулировал вопрос неправильно: Кто есть истина? Незамедлительно бы последовал ответ: Бог есть истина! Русский живописец Н.Н. Ге в 1890 г. запечатлил этот евангельский эпизод на картине из Страстного цикла.
Рассматривая данный текстовый материал в качестве универсальной вербальной формы сохранения и отражения культурного опыта, можно проследить изменения в развитии общественного мнения и в речи человека. Многообразие ставит человека в ситуации выбора семантики языковой единицы социальная истина, которая стоит на пути приобретения статуса крылатого выражения. Несомненно, она является компонентом языка медиапространства; на понятийную, ценностную и образную составляющую влияет уровень формата медиатекста, уровень языковых средств и уровень содержания и, возможно, в ближайшее время станет достоянием лингвистических словарей [20, с. 60-71].
Понятие истины, как гносеологической характеристики мышления в его отношении к предмету, было введено, а затем и широко внедрено главным представителем Элейской школы Парменидом. Представленная философская категория признавала тождество бытия и мышления, при полном противопоставлении её любому мнению [4].
По мнению известного учёного в области культурологии М.А. Можейко, истина является общим понятием культуры субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. С одной стороны, истина может быть рационализирована и эмпирически обоснована, но так же логические средства познания не способны в полной мере объективно истолковать ее понятие и существенные особенности [11, с. 446-447].
Традиционно под истиной понимается идеал, определённое учение об идеях (мыслях) или идеология [9, с. 9].
В энергоинформационной концепции истины под Истиной мыслится Божественная, духовная и материальная (физическая) информация (энергия), критерием которой выступают душа и дух человека [9, с. 167].
Под социальной истиной многие видные философы понимают адекватные, но субъективные и относительные образы социального бытия, дающие знания исторически и полиморфно определённым субъектам в той мере, в какой это необходимо или возможно для решения стоящих проблем и постановки новых задач.
В свою очередь, социальная истина имеет свои чёткие особенности, которые связаны с человеческой субъективностью. Но её социально-экономические и политические факторы могут привести к потере первозданного вида социальной истины.
Проблеме социальной истины посвящены многие труды отечественных и зарубежных авторов. Так, в статье В.А. Решетникова "Социальная истина как универсалия культуры" обозначено, что истина является универсалией культуры в любых смыслах, в том числе естественно-научном и гуманитарном, в истине синтезируется вера и знание [14, с. 8-12]. Отмечается, что сила веры заключается в ее личностном притязании на истинность, в то время как ее слабость - в отсутствии достоверной обоснованности.
А в "Проблеме истины в социальном и историческом познании" И.В. Цифановой [19] анализируются составляющие исторического знания, и актуализируется идея необходимости рассмотрения проблемы истинности исторического знания в системе социальных структур.
Ряд учёных, в частности Г.П. Корнев, Ю.К. Волков преодолевают представление об истине как деперсонифицированной, независимой от субъекта идее [3].
Социальная истина, посредством своей бинарности (от лат. binarius - двоичный), которая показана в настоящей работе, стремится реализовать переход от одномерного мира к двухмерному. Или, если иначе говорить, приводит дизъюнкции меньшей размерности в конъюнкцию большей размерности. Истина социальной науки способна также устанавливать связь, объединять научные и социальные практики.
Проблема подлинности и проблема смыслов являются ключевыми подводными камнями социальной истины. Проблема подлинности ставит перед собой задачу установить аутентичность или соответствие декларации и действий, на любых уровнях социальной иерархии.
С точки зрения государства социальная истина представляет собой государственную социальную идеологию (греч. ?????????, от греч. ???? - прообраз, идея; и ????? - слово, разум, учение), которая закрепляется в основном законе страны (конституции) и, по нашему мнению, немыслима без духовно-нравственной сферы человека, его души и духа [8, с. 23-24].
Человек не просто попадает в этот мир света. По словам великого тюркского поэта и мыслителя Алишера Навои (09.02.1441 - 03.01.1501 гг.), человек приходит в мир, чтобы достичь совершенства.
Многие религии, включая ислам и православие, призывают человека к совершенству. "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Библия,
Евангелие от Матфея 5:48).
В религиозных учениях одним из символов совершенства является Истина. То есть, согласно религии, совершенство человека - это его стремление к Истине. В христианстве и исламе Истиной выступает Господь Бог (Аллах) (Библия, Иеремия,10:10; Коран,18:29, 62:78). Как отмечает соавтор, в основном во всех религиях светлой направленности Истиной или Абсолютной Истиной является наш Бог-Творец [9, с. 43].
Итак, путь к совершенству означает прямой путь к духовности и Истине (Абсолютной Истине).
Социальная истина представляет собой один из лепестков ромашки Абсолютной Истины [9, с. 167].
Духовно-нравственная сфера человека - "духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания" [10, с. 87-91]
Социальная сфера государства немыслима без духовно-нравственной сферы общества и человека, его души и духа.
На духовном плане душа одного человека связана с другой душой, т.е. представляют собой духовный социум, в котором представления об Истине единое. При этом индивидуально у человека и его души в нашем материальном мире по ряду причин представления об истине, в т.ч. о социальной истине, могут отличаться от Истины духовного плана, Абсолютной Истине. Дух человека больше связан с Богом (Абсолютной Истиной).
Социальная истина не может пребывать вне души и духа человека [8, с. 18-24], для которых первая выступает материалом, а также одной из категорий, можно сказать средством их проявления в материальном мире.
Социальная истина напрямую взаимосвязана с совестью человека, социальной и духовно-нравственной ответственностью [1, с. 34-41].
В состав духовно-нравственной сферы человека также входит и его духовный потенциал (от лат.potentia - сила), под которым мыслится "личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве основы для духовного поведения" [16].
Духовно-нравственный потенциал человека базируется на его духовном и морально-этическом уровне, который некоторые исследователи относят к так называемым духовно-нравственным рискам, от которых зависит то или иное управленческое решение топ-менеджера или государственного деятеля [5, с. 179-182]. Этот потенциал человека формируется в результате духовного и нравственного развития, воспитания и обучения, самосовершенствования, т.е., как указывалось выше, устремления к Истине, а также накопления определённого духовного опыта.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что социальная истина взаимосвязана с духовной сущностью человека - его душой и духом, а значит, является наполнением, строительным материалом и категорией духовно-нравственной сферы человека и общества.
Резюмируя сказанное, можно утверждать, что социальная истина - феномен духовного и материального бытия.
1.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Социальная истина и духовно-нравственная ответственность // В поисках социальной истины : материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 30 ноября 2020 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. С. 34-41.
2.Беринда П. Лексикон Славеноросскiй и именъ тлъкованiє. Вiдп. ред. К. К. Цiлуйко. Киев: Вид-во АН УРСР, Iн-т мовознавства iм. О.О. Потебнi. 1961. 272 с.
3.Бородкин В.В. Об основах неклассической (материалистической) концепции истины // Философские исследования. 1999. N 1. С. 135--160.
4.Возможна ли истина в гуманитарных науках. Материалы круглого стола // Философия науки и техники. 2017. Т. 22. N 2. С. 7.
5.Гузенко С.С., Тимофеев Р.А. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, 25-26 марта 2020 года [Электронное издание]. Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2020. С. 179-182.
6.Дворецкий И.Х. Латино-русский словарь. Изд. 2-е переработанное и доп. Москва: Русский язык. 1976. 1096 с.
7.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2: И-О. Санкт-Петербург: ТОО "Диамант", 1996. 784 с.
8.Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект социальной истины // В поисках социальной истины: материалы I Междунар. науч. конф. Иркутск, 28 ноября 2019 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С.18-24.
9.Ивентьев С.И. Истина. Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ", 2016. 384 с.
10.Ивентьев С.И. Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей / под ред.: О.А. Фёдорова, В.В. Моисеева. Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. С. 87-91.
11.Новейший философский словарь / редкол.: А.А. Грицанов (гл. ред.) [и др.]. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1279 с.
12.Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. В 3 т.: Т. 1. Москва: Типография Г. Лисснера, Д. Совко, 1910-1914. 716 с.
13.Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. В 3 т.: Т. 2. Москва: Типография Г. Лисснера, Д. Совко, 1910-1914. 420 с.
14.Решетников В.А. Социальная истина как универсалия культуры // В поисках социальной истины: материалы I Междунар. науч. конф. Иркутск, 28 ноября 2019 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С. 8-12.
15.Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. В 3-х т.: Т. 2. Санкт-Петербург: Издание Отделения русского языка и словесности Императорской АН, 1902. 1802 с.
16.Трофимова Н.Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе школы (психолого-педагогический аспект): монография. Воронеж: ВГПУ, 2008. 283 с.
17.Толковый словарь русского языка: В 4 томах / Под ред. Д. Н. Ушакова. Москва: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 2014. 1527 с.
18.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. 5 изд. В 2т.: Т. 1. Москва: Русский язык. 2002. 624 с.
19.Цифанова И.В. Проблема истины в социальном и историческом познании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. N 1 (63). С. 191-193.
20.Шкуран О.В. Сакральная жертва как крылатая языковая единица в лексико-фразеологическом пространстве "русскости" // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Серия "Культурно-языковая личность". 2020. Т. 5. N 65. С. 60-71.