Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный аспект социальной истины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматривается духовно-нравственный аспект социальной истины, которая представляет собой государственную социальную идеологию. Автором отмечается, что социальная истина немыслима без духовно-нравственной сферы общества и человека, его души и духа. Для цитирования: Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект социальной истины // В поисках социальной истины: материалы I Междунар. науч. конф. Иркутск, 28 ноября 2019 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. В. А. Решетникова, О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. - С.18-24. ISBN 978-5-9624-1764-6


   Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект социальной истины // В поисках социальной истины: материалы I Междунар. науч. конф. Иркутск, 28 ноября 2019 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. В. А. Решетникова, О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. - С.18-24.
   ISBN 978-5-9624-1764-6
  
  
  
   УДК 165, 316.7
   ББК 87.153, 87.226

Ивентьев С.И., г.Казань

Духовно-нравственный аспект социальной истины

   Аннотация: В статье на теоретическом уровне рассматривается духовно-нравственный аспект социальной истины, которая представляет собой государственную социальную идеологию. Автором отмечается, что социальная истина немыслима без духовно-нравственной сферы общества и человека, его души и духа.
   Ключевые слова: Человек, душа человека, дух человека, истина, идеология, социальная истина, права человека.

Iventev S.I., Kazan

Spiritual and moral aspect of social truth

   Annotation: The article deals with the spiritual and moral aspect of social truth, which is the state social ideology, at the theoretical level. The author notes that social truth is unthinkable without the spiritual and moral sphere of society and man, his soul and spirit.
   Keywords: Man, human soul, human spirit, truth, ideology, social truth, human rights.
  
   В традиционном понимании истина представляет собой идеал, определённое учение об идеях (мыслях) или идеологию [5, с.9].
      Религия, философия, наука, эзотерика и другие мировоззрения апеллируют различными видами истины [5, с. 15].
      Итак, в христианской религии Истиной выступает Бог (Иер, 10:10; Ин.14:6).
      В философии под истиной понимается правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом [19, с. 189].
      Современная наука придерживается классической философской концепции истины, в основе которой лежит принцип соответствия знания действительности [20, с. 76-80]. При этом в каждой отрасли науки своё понимание истины, которая имеет различные разновидности и смысловые нагрузки. Выделяют историческую истину, юридическую истину, социальную истину, логическую истину, политическую истину, социологическую истину, гуманитарную истину, истину общественных и естественных наук и другие отраслевые научные истины [5, с. 129-130].
      В социальной науке к важнейшим категориальным понятиям относят эпистему (греч. episteme "знание", "наука", "познание", первонач. - "умение", "способность что-либо делать") и истину, которая представляет собой событие, "рискованна и не управляется непосредственными внешними (политическими или экономическими) воздействиями. Её "событие" всегда проблематично и непредсказуемо" [14, с.131-134]. Несмотря на это, истине придают особую социальную значимость, как определённой оценке и трактовке
   процесса познания [15, с.293].
   Например, в юридической науке под истиной понимают объективное (верное) соответствие юридической теории, юридического знания правовой действительности [18].
   В свою очередь в теории прав человека существует право человека на Истину [6, с. 117]. На законодательном уровне государство пока данного права своим гражданам не предоставило. По всей видимости, это связано с тем, что государству, чиновникам придётся не врать народу, прикрываясь засекреченной информацией и грифами "секретно" [1, с. 17].
   Автор под Истиной понимает "Божественную, духовную и материальную (физическую) информацию (энергию), критерием которой выступают душа и дух человека" [5, с. 167].
      В российском законодательстве отсутствует какое-либо определение истины [5, с. 138]. При этом также отсутствует теоретически обоснованная какая-либо внятная государственная идеология  (греч. ?????????: от греч. ???? - прообраз, идея; и ????? - слово, разум, учение). Это связано с тем, что, как верно указывает М.В. Савостьянова, "проблема современной науки заключается в том, что понятие истины практически отсутствует в философско-методологической литературе о науке последних десятилетий" [5, с. 138; 17], а также продвижением корпоративной идеологии, целью которой являются частные интересы и получение только прибыли.  
   Следует подчеркнуть, что идеология состоит ещё и в массовой обработке общественного сознания, ибо властеотношения - не только сила, но и тонкое искусство [1, с. 18].
   Государство распространяет свою истину через законы, СМИ, Интернет, образование и т.д., а частные корпорации свою истину - дополнительно через услуги и товар.
      Так или иначе, наука продвигает свою истину через образование и государственные программы, используя государственный ресурс [5, с. 147].
      Совокупность (система) закреплённых в Конституции Российской Федерации принципов (руководящих идей) и есть наша государственная идеология [1, с. 18].
      Государство через право пытается установить (утвердить) свою истину, то есть государственную (политическую, идеологическую) истину, и для него истиной выступает всегда закон [1, с. 18; 5, с. 133].
   Согласно мнению Ю.А. Разинова и других авторов, "истина, если говорить о событии, а не о содержании, имеет не только когнитивный, но и аффирмативный аспект (от лат.affїrmatio - утверждение). Истины существуют постольку, поскольку утверждаются человеком. Акт утверждения характеризует не содержание, а бытие истины, хотя для целого ряда истин содержание неотъемлемо от события их свершения" [9, с. 16-30; 16, с. 29-36].
   Учитывая, что истина подразделяется на религиозную, философскую, научную, государственную, корпоративную и т.д., то и идеологию также можно классифицировать по этим же признакам. То есть, говоря об истине, мы должны подразумевать определённую идеологию [1, с. 18].
   Следовательно, говоря о социальной истине, мы должны всегда подразумевать под ней социальную государственную идеологию, которая была закреплена в Конституции России.
   Итак, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции РФ).
   В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2 ст.7 Конституции РФ).
   Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38 Конституции РФ). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции РФ). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.2 ст.39 Конституции РФ). Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч.3 ст.39 Конституции РФ).
   Социальная сфера государства немыслима без духовно-нравственной сферы общества и человека, его души и духа. Следовательно, социальная истина также никогда не может обходиться без души и духа человека.
   С момента появления человека до наших дней актуальными так и остаются вопросы, касающиеся духовной реальности человека, его души и духа, которыми занимаются религия, философия, различные оккультные и эзотерические учения, психология и другие научные дисциплины.
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [2, с.10]. Об этом также говорят древние философские труды, научно-философские трактаты, религиозные и эзотерические учения. В последнее время о правах души и духа человека провозглашает концепция четвёртого и пятого поколений прав человека или теория прав души и духа человека [4, с.10].
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека. Согласно учению ислама, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях" (Коран 6:164). 
   Библия о душе говорит следующее: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"  (Мк. 8:36).
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом. В христианской и мусульманской традиции под Духом Святым понимают Божий Дух (Дух Господень): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2); "Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух" (Иоанн 3:6); "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою" (Чис. 27:18);  "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего" (Коран 17:87);  "Потом сформировал его (человека), вдохнул в него дух Свой и дал вам слух, зрение и сердце. Как вы мало Ему признательны" (Коран 32:9) и др.
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции [10, с.5-11]. "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признает душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [11, с.9].
   Хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: "начинается с "души человека" в Древности, она превращается в полумистический "дух человека" в Средневековье, затем заменяется "сознанием человека" в Новое время, но постепенно открывается "психическая реальность" в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" в сегодняшнее Неоклассическое время" [12, с.162]. С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [12, с.291]. Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [12, с.245].
   По мнению Г.П.Меньчикова, "дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [11, с.9].
   Например, И.А. Ильин под духом человека понимал объективно существующую жизненную разумную энергию человека [8, с.236]. В данном случае мы под духом человека мыслим нетелесное, невещественное начало, эманацию (лат. emanatio - "истечение, распространение") Бога [7, с.17, 352].
   Под душой подразумевают: "1.Совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека; 2.Творение Бога" [7, с.352].
   Согласно авторскому определению, "Душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность" [7, с.153].
   Г.П.Меньчиков обоснованно отмечает, что "душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем "я" [11, с.9].
   Очевидно, что в науке и праве существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности [13, с.57-64], что не позволяет адекватно и эффективно решать вопросы духовно-нравственной безопасности человека, его души и духа. Данный вопрос должен в ближайшее время быть разрешён не только на научно-философском, но и правовом уровне.
   В концепции (от лат.conceptio - "система понимания") четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека душа человека наделяется определёнными правами и свободами [3, с.183; 7, с.9].
   В настоящее время наука, его детище (научно-технический и социальный прогресс, Интернет и т.д.), и право, к большому сожалению, выступают для современного человека идолом (др.-рус. идолъ, греч. eidolon - кумир, фантом, предмет поклонения, евр. ???? (эль-ил) - ложный бог, языческий бог, кумир, тщета, суета, пустота, истукан, страшилище, ужас), ибо они находятся в большом разрыве от духовно-нравственной сферы человека, его духовной реальности (души и духа), что вредит человеческой душе. О такой духовно-нравственной опасности давно говорят Библия (Исх.20:4-6), Коран (16:51) и другие Священные Писания. В христианской традиции идол представляет собой духовный обман, пустоту, которую заполняют тёмные силы. Следовательно, наука и право не должны игнорировать существование души и духа человека, а обязаны принимать все меры к их защите, а также создавать условия для удовлетворения духовно-нравственных потребностей человеческой души.
   Таким образом, рассматривая социальную истину, мы пришли к выводу, что она представляет собой государственную социальную идеологию, которая немыслима без духовно-нравственной сферы человека, его души и духа.
  
  

Список литературы

      -- Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Истина в идеологиях // Проблемы модернизации современного российского государства: Сб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 23-24 мая 2019 года / Отв. ред. Г.А. Иванцова; зам. отв. ред.Е.С. Косых. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2019. С.15-20.
      -- Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика,1995. 352 с.
      -- Гузенко С.С.Что такое права души человека? //Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ. конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т.2 Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. С.183-185.
      -- Долин В.А. Концепт "Четвёртое поколение прав человека": опыт философско-антропологического обоснования // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал.отд-ния Рос. акад. наук, 2018. Т. 18, вып. 4, с. 7-20.
      -- Ивентьев С.И. Истина. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2016. 384 с.
      -- Ивентьев С.И. Право человека на Истину // Философия образования и современность: к 10-летию кафедры философии образования в структуре философского факультета МГУ. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Москва, 22 ноября 2018 г. / Ред. и сост. Е.В. Брызгалина, В.А. Прохода, П.Н. Костылев. М.: Философский факультет МГУ. 2018. С.114-117.
      -- Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. 357 с.
      -- Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. Т.3. Москва: Русская Книга, 1994. 592 с.
      -- Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки. 1991. N 6. С.16-30. 
      -- Меньчиков Г.П.Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. N 1. С.5-11.
      -- Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. N 1. С. 9-13.
      -- Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. Казань: Познание, 2012. 268 с.
      -- Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2013. Вып. 4 (16). С.57-64.
      -- Мушич-Громыко А.В. Эпистема и истина социальной науки: некоторые теоретико-методологические аспекты // Вестник МГОУ. Серия "Философские науки". 2009. N 4. Вып. N 17. С.131-135.
      -- Пыхтина Т.Ф. Истина как социальная значимость (пути постмодернизма в трактовке познания) // Вестник НГУЭУ. - 2012. - N 3. - С.289-294.
      -- Разинов Ю.А. Истина и путь (размышление о специфике европейского ДАО) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2012. N 2. С.29-36.
      -- Савостьянова М.В. Понятие истины в философии и методологии науки ХХ в. // Вестник СевГТУ. 2004. N 56. 
      -- Тарасов Н.Н. Истина в юридическом исследовании // Академический юридический журнал. 2000. N 1.
      -- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 2009. 570 с.
      -- Чмыхало А.Ю. К вопросу о понимании истины в современной эпистемологии // Известия Томского политехнического университета. 2012. Выпуск N 6. Т. 320. С.76-80.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"