Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный аспект социологии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автором на теоретическом уровне раскрывается аксиологическая роль социологии в решении социальных и духовно-нравственных проблем человека, общества и государства. Отмечается, что социология мало уделяет внимание духовно-нравственной сфере человека. В статье делается вывод о том, что системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека, на что должны социологи обратить особое внимание. Ивентьев С.И.Духовно-нравственный аспект социологии // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР: материалы Международной научно-практической конференции, Владивосток, 17-18 октября 2019 г. / [отв. ред.: А.В. Винокурова, Е.Ю. Костина]. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2019. - С.35-41. ISBN 978-5-7444-4689-5.


   Ивентьев С.И.Духовно-нравственный аспект социологии // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР: материалы Международной научно-практической конференции, Владивосток, 17-18 октября 2019 г. / [отв. ред.: А.В. Винокурова, Е.Ю. Костина]. - Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2019. - С.35-41.
   ISBN 978-5-7444-4689-5.

Ивентьев Сергей Иванович

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ СОЦИОЛОГИИ

SPIRITUAL AND MORAL ASPECT OF SOCIOLOGY

   Аннотация. Автором на теоретическом уровне раскрывается аксиологическая роль социологии в решении социальных и духовно-нравственных проблем человека, общества и государства. Отмечается, что социология мало уделяет внимание духовно-нравственной сфере человека. В статье делается вывод о том, что системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека, на что должны социологи обратить особое внимание.
   Ключевые слова: человек, дух, душа, личность, ценности, права человека, социология
   Keywords: man, spirit, soul, personality, values, human rights, sociology
  
   О роли социологии (от лат. socius - общественный, др.-греч. ????? - наука) в решении именно актуальных социальных проблем общества, государства, установление взаимодействия или так называемых лифтов "общество - власть" и научном управлении обществом в целом посвящено много исследований и литературы [Проказина 2011, с.84; Зборовский 2013, с.205; Шпак 2015, с.305]. В этом ценность социологии для общества очевидна и неоспорима. При этом следует отметить, что, к большому сожалению, вне осмысления до настоящего времени остаётся вопрос о роли социологии в решении повседневных духовно-нравственных проблем человека, что и определяет актуальность данного исследования.
   Социум (от лат. socium - общее) без духовно-нравственной сферы человека немыслим и не существует.
   Процесс духовно-нравственного развития человека и социализации личности связан с усвоением общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм и образцов поведения.
   Если рассматривать социализацию личности с социологической и психологической точки зрения, то мы в обязательном порядке выходим на понятие "благополучие".
   Слово "благополучие" состоит из двух слов: благо и получать. Согласно Философскому энциклопедическому словарю, под благом понимается "то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей" [Философский энциклопедический словарь 2009, с. 47]. Синонимами данного слова выступают такие слова, как благоденствие, счастье, довольство и обеспеченность, а гипонимами - достатокбогатство. Производными слова "благо" являются следующие слова: благословление, благодарить, благородный, благовест, благодарность, благость, Благовещенск, благодатный, благосостояние, благочестие и др.
   Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую, связанную со здоровьем человека [Дружилов 2016],  под которым Всемирная организация здоровья в преамбуле своего Устава ВОЗ от 22.06.1946 г. указала, что "здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".
   По нашему мнению, здоровье человека - это состояние организма человека, в котором сбалансированы духовно-нравственные и материальные потребности души, духа и тела человека [Ивентьев 2018, с. 271].
   С точки зрения религии благо (благополучие) всегда связано с Богом. Например, в христианстве Благим (Всеблагим) именуют Бога (Мф. 19:17), Который дарует человеку блага.  В Коране сказано: "Все блага, которые вы имеете, всё от Аллаха" (Коран 16:53). В свою очередь буддизм базируется на четырёх Благородных Истинах, которые и даруют человеку блага и счастье.
   Под благополучием человека автор настоящей работы мыслит гармонию физического тела, души и духа человека, дающую духовно-нравственное, социальное и физическое здоровье, а также его Божественных, духовно-нравственных и материальных благ (потребностей). При этом в данное определение не входит нездоровый эгоистический аспект человека.
   Как указывает Р.А.Березовская, "в отечественной психологии профессиональное благополучие рассматривается как критерий профессиональной идентичности и как характеристика деятельности, которая может свидетельствовать о степени ее приемлемости с точки зрения мотивов и установок личности [Шамионов, 2008]; как "процесс и состояние, интегрально отражающие жизненную деятельность субъекта, ее условия и результаты, а также отношение субъекта к результатам деятельности" [Бояркин и др., 2007]; ... Различные подходы к определению понятия указывают на многоплановость проблемы изучения субъективного благополучия в профессиональной сфере" [Березовская 2016, с. 2].
   По мнению автора, профессиональное благополучие человека - это здоровое духовно-нравственное, социальное и физическое состояние человека в профессиональной среде, в которой сбалансированы его Божественные, духовно-нравственные и материальные потребности и работа (трудовая деятельность) выступает хобби и постоянной мотивацией совершенствования.
   Общественные отношения, возникающие в процессе социальной деятельности и социализации людей, регулируются социальными нормами.
   Под социальными нормами, как правило, понимают определённые правила, которые регулируют поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях [Манов 1996, с. 95; Хропанюк 1995, с.196].
   К социальным нормам относят следующие группы социальных регуляторов: неправовые обычаи, традиции, ритуалы, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность) и нормы права [Лазарев 1996, с. 112; Хропанюк 1995, с.197].
   В правовом государстве главную роль в регуляции общественных отношений играет право, которое закрепляет права и обязанности граждан.
   С момента появления человека до наших дней актуальными так и остаются вопросы, касающиеся духовной реальности человека, его души и духа, которыми занимаются религия, философия, психология и другие научные дисциплины. К большому сожалению, социология до настоящего времени данный вопрос обходит в связи с отсутствием теоретического понятийного аппарата и методики.
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [Гусейнов 1995, с.10]. Об этом также говорят древние философские труды, научно-философские трактаты, религиозные и эзотерические учения.
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека.
   Согласно исламской традиции, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях" (Коран 6:164). 
   В Библии читаем: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"  (Мк. 8:36).
   Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) в "Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека", принятым Архиерейским Собором РПЦ 26.06.2008 г., указывает о посмертных благах человеческой души [Основы учения о достоинстве 2008].
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом.
   В христианской и мусульманской традиции под Духом Святым понимают Божий Дух (Дух Господень): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2); "Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух" (Иоанн 3:6); "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою" (Чис. 27:18);  "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего" (Коран 17:87);  "Потом сформировал его (человека), вдохнул в него дух Свой и дал вам слух, зрение и сердце. Как вы мало Ему признательны" (Коран 32:9) и др.
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции [Меньчиков 2009, с.5-11]. "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признаёт душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [Меньчиков 2010, с.9].
   Хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: "начинается с "души человека" в Древности, она превращается в полумистический "дух человека" в Средневековье, затем заменяется "сознанием человека" в Новое время, но постепенно открывается "психическая реальность" в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" в сегодняшнее Неоклассическое время" [Меньчиков 2012, с.162].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [Меньчиков 2012, с.291]. Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [Меньчиков 2012, с.245].
   Согласно авторскому определению, "Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо человека" [Ивентьев 2017, с. 153-164].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает, так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [Меньчиков 2010, с.9].
   Г.П. Меньчиков верно отмечает, что "душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем "я" [Меньчиков 2010, с.9].
   Например, И.А. Ильин под духом человека подразумевал объективно существующую жизненную разумную энергию человека [Ильин 1994, с.236]. Автор под духом человека мыслит нетелесное, невещественное начало, эманацию Бога [Ивентьев 2012, с. 17, 352].
   Безусловно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности [Меньчиков 2013, с.57-64].
   В концепции (от лат. conceptio "система понимания") четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека душа человека наделяется определёнными правами и свободами [Гузенко 2017, с.183-185; Ивентьев 2012, с.9], а также относится к нематериальным и бесценным благам [Ивентьев 2017, с. 158].
   Системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека. Редко встречается, когда человек занимается любимым делом (учёбой) или у человека работа является оплачиваемым хобби (от англ. hobby - увлечение, любимое дело), которое всегда сопутствует профессиональному благополучию. Психологи пытаются бороться с вышеуказанными профессиональными проблемами, но никак не могут сбалансировать материальные притязания человека и духовно-нравственные потребности его души и духа, т.к. в науке последние тщательно не изучены, на что должна пристальное внимание обратить также социология.
   Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека.
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями. В отличие от светских организаций, в религиозных учреждениях уделяется больше внимания духовно-нравственным потребностям души и духа человека.
   Во многих учреждениях, организациях мало уделяется духовно-нравственному аспекту профессионального развития работника или обучающегося. В основном это ограничивается исполнением профессиональной этики.
   Права души и духа человека позволяют осмыслить значимость духовных ценностей и сбалансировать духовно-нравственные и материальные потребности человека.
   Считаем, что права души и духа человека являются основой процесса духовно-нравственного развития человека, его социализации и профессионального роста.
   Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека, на что должны социологи обратить особое внимание при научных исследованиях и выработке рекомендаций государству для решения тех или иных задач общества. Тогда будет реализована аксиологическая роль социологии в обществе в полном объёме.
  
  
   Литература и источники
   Березовская Р.А.Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Т. 9. N 45. С. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.09.2019).
   Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ. конф. (26 мая 2017  г., г.Нижний Тагил) в 2 т. Т.2. Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. С.183-185.
   Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика,1995. 352 с.
   Дружилов С.А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. 2016. N 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76347 (дата обращения: 05.09.2019).
   Зборовский Г.Е.Роль социологии в научном управлении обществом // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. N 6 (27). С.205-211.
   Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. 357 с.
   Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н.Аргунова; сост: А.Е.Антипова, С.В.Бояринцева, А.А.Лушавина, У.В.Куприна, А.Н.Нурутдинова. СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. С.153-164.
   Ивентьев С.И.Справедливость с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Социальная справедливость - основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. СПб.: Культурно-просветительское товарищество, 2018. С.271-282.
   Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. Т.3. Москва: Русская Книга, 1994. 592 с.
   Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. М.: Юристъ, 1996. 472 с.
   Манов Г.Н. Теория права и государства. М.: Изд-во БЕК, 1995. 284 с.
   Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. Казань: Познание, 2012. 268 с.
   Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. N 1. С. 9-13.
   Меньчиков Г.П. Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. N 1. С.5-11.
   Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия.Психология. Социология. 2013. Вып. 4 (16). С.57-64.
   Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека. [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/06/26/ob_osnovah_ucheniya_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_o_dostoinstve_svobode_i_pravah_cheloveka (дата обращения: 05.09.2019).
   Проказина Н.В.Роль социологов во взаимодействии общество - власть // Вестник государственного и муниципального управления. 2011. N 2. С.84-89.
   Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 570 с.
   Хропанюк В.Н.Теория государства и права. М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. 384 с.
   Шпак Л.Л. Миссия социологии в обществе // Символ науки. 2015. N 8. С.305-310.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"