Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный аспект социальной работы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автором на теоретическом уровне раскрывается аксиологическая роль социальной работы в решении социальных и духовно-нравственных проблем человека, общества и государства. Отмечается, что социальная служба мало уделяет внимание духовно-нравственной сфере человека, которая должна быть включена в качестве главного компонента в социальную работу. Предлагается в социальной работе использовать духовно-социальную инновацию, целью которой является одновременное решение духовно-нравственных и социальных проблем людей. Правильная ссылка не цитирование: Ивентьев С.И.Духовно-нравственный аспект социальной работы // Управление социальными инновациями: сборник научных статей [Электронный ресурс] / отв. ред. Е. А. Ильина. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - С.117-122. https://elibrary.ru/item.asp?id=41275072


   Ивентьев С.И.Духовно-нравственный аспект социальной работы // Управление социальными инновациями: сборник научных статей [Электронный ресурс] / отв. ред. Е. А. Ильина. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - С.117-122.
   https://elibrary.ru/item.asp?id=41275072 
  
  
   УДК 364.4

Ивентьев С.И.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   Аннотация. Автором на теоретическом уровне раскрывается аксиологическая роль социальной работы в решении социальных и духовно-нравственных проблем человека, общества и государства. Отмечается, что социальная служба мало уделяет внимание духовно-нравственной сфере человека, которая должна быть включена в качестве главного компонента в социальную работу. Предлагается в социальной работе использовать духовно-социальную инновацию, целью которой является одновременное решение духовно-нравственных и социальных проблем людей.
   Ключевые слова: человек, дух, душа, личность, ценности, права человека, социальная работа, духовно-социальная инновация
  

Iventev S.I.

SPIRITUAL AND MORAL ASPECT OF SOCIAL WORK

   Abstract. The author reveals the axiological role of social work in solving social, spiritual and moral problems of man, society and the state at the theoretical level. It is noted that the social service pays little attention to the spiritual and moral sphere of a person, which should be included as the main component in social work. It is proposed to use spiritual and social innovation in social work, the purpose of which is the simultaneous solution of spiritual, moral and social problems of people.
   Keywords: man, spirit, soul, personality, values, human rights, social work, spiritual and social innovation
  
   О роли социальной работы (от лат. socius - общественный) в оказании социальной помощи человеку и обеспечении социальной безопасности общества имеется много исследований и литературы [8, с. 42-45; 13, с. 48-49]. В этом аксиологическая (от греч. axia - ценность) роль социальной работы для человека и общества очевидна и неоспорима. При этом следует отметить, что, к большому сожалению, вне осмысления до настоящего времени остаётся вопрос о роли социальной работы в решении повседневных духовно-нравственных проблем человека, что и определяет актуальность данного исследования.
   Социум (от лат. socium - общее) без духовно-нравственной сферы человека немыслим и не существует.
   Процесс духовно-нравственного развития человека и социализации личности связан с усвоением общечеловеческих и национальных ценностей, социальных норм и образцов поведения.
   Если рассматривать социализацию личности с социологической и психологической точки зрения, то мы в обязательном порядке выходим на понятие "благополучие", которое состоит из двух слов: благо и получать.
   Согласно Философскому энциклопедическому словарю, под благом понимается "то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей" [14, с. 47]. Синонимами данного слова выступают такие слова, как благоденствие, счастье, довольство и обеспеченность, а гипонимами - достатокбогатство. Производными слова "благо" являются следующие слова: благословление, благодарить, благородный, благовест, благодарность, благость, Благовещенск, благодатный, благосостояние, благочестие и др.
   Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую, связанную со здоровьем человека [3],  под которым Всемирная организация здоровья, согласно преамбуле своего Устава от 22.06.1946 г. понимает "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".
   По нашему мнению, здоровье человека - это состояние организма человека, в котором сбалансированы духовно-нравственные и материальные потребности души, духа и тела человека [4, с. 271].
   С точки зрения религии благо (благополучие) всегда связано с Богом. Например, в христианстве Благим (Всеблагим) именуют Бога (Мф. 19:17), Который дарует человеку блага.  В Коране сказано: "Все блага, которые вы имеете, всё от Аллаха" (Коран 16:53). В свою очередь буддизм базируется на четырёх Благородных Истинах, которые и даруют человеку блага и счастье.
   Под благополучием человека автор настоящей работы мыслит гармонию физического тела, души и духа человека, дающую духовно-нравственное, социальное и физическое здоровье, а также его Божественных, духовно-нравственных и материальных благ (потребностей). При этом в данное определение не входит нездоровый эгоистический аспект человека.
   Социальная работа в целом обеспечивает человека материальными благами, без внимания оставляя его духовно-нравственную сферу. Это, как нам кажется, связано со следующими нижеуказанными причинами.
   С момента появления человека до наших дней актуальными так и остаются вопросы, касающиеся духовной реальности человека, его души и духа, которыми занимаются религия, философия, психология и другие научные дисциплины. К большому сожалению, социология до настоящего времени данный вопрос обходит в связи с отсутствием теоретического понятийного аппарата и методики.
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [2, с. 10].
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека.
   Согласно исламской традиции, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях" (Коран 6:164). 
   Библия говорит следующее: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"  (Мк. 8:36).
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или (и) в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом.
   В христианской и мусульманской традиции под Духом Святым понимают Божий Дух (Дух Господень): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2); "Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух" (Иоанн 3:6); "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою" (Чис. 27:18);  "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего" (Коран 17:87);  "Потом сформировал его (человека), вдохнул в него дух Свой и дал вам слух, зрение и сердце. Как вы мало Ему признательны" (Коран 32:9) и др.
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции [10, с. 5-11]. "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признаёт душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [12, с. 9].
   Хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: "начинается с "души человека" в Древности, она превращается в полумистический "дух человека" в Средневековье, затем заменяется "сознанием человека" в Новое время, но постепенно открывается "психическая реальность" в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" в сегодняшнее Неоклассическое время" [11, с. 162].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [11, с. 291]. Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [11, с.245].
   Согласно авторскому определению, "Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо человека" [5, с. 153-164].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает, так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [12, с. 9].
   Г.П. Меньчиков обоснованно отмечает, что "душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем "я" [12, с. 9].
   Например, И.А. Ильин под духом человека подразумевал объективно существующую жизненную разумную энергию человека [7, с. 236]. Автор под духом человека мыслит нетелесное, невещественное начало, эманацию Бога [6, с. 17, 352].
   В настоящее время много определений душе и духу человека. Отсутствует единый понятийный аппарат.
   Безусловно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности [9, с. 57-64].
   Концепция (от лат. conceptio "система понимания") четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека душа человека наделяет определёнными правами и свободами [1, с. 183-185; 6, с.9].
   Концепция прав души и духа человека обращает особое внимание на духовно-нравственную сферу человека, потребности которой социальная работа не удовлетворяет.
   Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека.
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями. В отличие от светских организаций, в религиозных учреждениях уделяется больше внимания духовно-нравственным потребностям души и духа человека.
   Социальная служба мало уделяет духовно-нравственному аспекту оказания социальной помощи человеку. Социальная работа охватывает очевидные потребности человека, связанные с его биологическими и физиологическими особенностями (покупка еды, приготовление пищи, кормление и пр.). При этом социальным работником находится в рамках профессиональной этики. В связи с чем, необходим новый подход к социальной работе, который бы одновременно сочетал в себе удовлетворение потребностей души, духа и тела человека, т.е. фактически речь идёт о духовно-социальной инновации, целью которой является решение духовно-нравственных и социальных проблем людей.
   Таким образом, из вышеизложенного следует, что обществу и государству необходимо по-новому взглянуть на социальную работу, внедрить новый подход оказания социальных услуг, который предусматривал бы одновременное удовлетворение потребностей души, духа и тела человека.
  
  

Библиографический список

  
   1. Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ. конф. (26 мая 2017  г., г.Нижний Тагил) в 2 т. Т.2. - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   2. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика,1995. - 352 с.
   3. Дружилов С.А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - N 12. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76347 (дата обращения: 23.09.2019).
   4. Ивентьев С.И.Справедливость с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Социальная справедливость - основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. - СПб.: Культурно-просветительское товарищество, 2018. - С.271-282.
   5. Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н.Аргунова; сост: А.Е.Антипова, С.В.Бояринцева, А.А.Лушавина, У.В.Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   6. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   7. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. Т.3. - М.: Русская Книга, 1994. - 592 с.
   8. Лыгина М. А. Социальная работа в системе социальной безопасности общества // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - N 28. - С. 42-45.
   9. Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия.Психология. Социология. - 2013. - Вып. 4 (16). - С.57-64.
   10. Меньчиков Г.П. Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - N 1. - С.5-11.
   11. Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. - Казань: Познание, 2012. - 268 с.
   12. Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - N 1. - С. 9-13.
   13. Токарский Б.Л. Роль социальной работы в решении социальных проблем современной России // Известия ИГЭА. - 2005. - N 2 (43). - С.48-50.
   14. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
  
  
   https://elibrary.ru/item.asp?id=41275072 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"