Попова Светлана Владимировна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются духовно-нравственные процессы, которые способствуют формированию общественного и индивидуального правосознания. В исследовании используется авторский концепт "духовно-нравственное правосознание", который впервые стал использоваться при исследовании духовно-нравственной сферы человека. Авторы обращают внимание на то, что духовность и нравственность связаны с духовно-нравственным правосознанием, которое имеет существенное значение для жизни человека и общества, что определяет актуальность и востребованность исследования. Для цитирования: Попова С. В., Ивентьев С. И. Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание человека // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 18 марта 2022 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред.: М. Г. Тирских, Г. В. Дружинина. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2022. - С.65-72. ISBN 978-5-9624-2030-1


  
   Для цитирования:
   Попова С. В., Ивентьев С. И. Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание человека // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 18 марта 2022 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред.: М. Г. Тирских, Г. В. Дружинина. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2022. - С.65-72.
   ISBN 978-5-9624-2030-1
  
  
   УДК 17.02, 34, 37.034
   ББК 67.02, 87, 87.524.5
  

Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание человека

Попова С.В., Ставрополь

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной

философии и этнологии Гуманитарного института

Северо-Кавказского федерального университета

Ивентьев С.И., Казань

юрисконсульт, теолог,

специалист в сфере национальных и религиозных отношений

   Аннотация: В статье рассматриваются духовно-нравственные процессы, которые способствуют формированию общественного и индивидуального правосознания. В исследовании используется авторский концепт "духовно-нравственное правосознание", который впервые стал использоваться при исследовании духовно-нравственной сферы человека. Авторы обращают внимание на то, что духовность и нравственность связаны с духовно-нравственным правосознанием, которое имеет существенное значение для жизни человека и общества, что определяет актуальность и востребованность исследования.
   Ключевые слова: Бог, человек, духовная личность, дух человека, душа человека, духовно-нравственная сфера, духовно-нравственные процессы, менталитет, правосознание.
  

The influence of spiritual and moral processes on the legal consciousness of a person

Popova S.V., Stavropol

Iventev S.I., Kazan

   Summary: The article examines the spiritual and moral processes that contribute to the formation of social and individual legal consciousness. The research uses the author's concept of "spiritual and moral legal awareness", which was first used in the study of the spiritual and moral sphere of a person. The authors draw attention to the fact that spirituality and morality are connected with the spiritual and moral sense of justice, which is essential for human life and society, which determines the relevance and relevance of the study.
   Key words: God, man, spiritual personality, human spirit, human soul, spiritual and moral sphere, spiritual and moral processes, mentality, legal awareness.
  
  
   Проблема взаимосвязи правосознания с духовностью и нравственностью (моралью) личности уже давно волнует представителей различных наук о человеке. Она не утратила своей актуальности и в настоящее время. Формирование новых социально-экономических отношений, политических институтов и государственной идеологии привело к изменению в общественном сознании, отношения к праву, государству и духовно- нравственным ценностям.
   В то же время, решая актуальные задачи, стоящие перед нашим государством, мы вместе с тем должны опираться на те фундаментальные и базовые духовные и морально-нравственные ценности, которые выработаны нашим народом за более чем тысячелетний период своего существования. При этом важным для каждого человека является впитать в себя и именно осознать (осмыслить) значимость для него и нашего общества этих ценностей [22, с. 264-271].
   В психологии под сознанием понимается "высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу" [15], "совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчётливое знание ("сопутствующее знание", "осознание", лат.conscientia) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания + переживание)" [25, с. 424].
   "Правосознание (правовое сознание) - это форма человеческого сознания, представляющая отражение правовой реальности, совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивида, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности" [19, с. 21].
   Как отмечает В.С. Морозевич, "правосознание личности проявляет своё реальное содержание в правовом поведении. Поэтому в правосознании целесообразно выделить компоненты, которые оказывают влияние на поведение, что выражается в готовности личности к деятельности в юридически значимых ситуациях" [17, с. 52]. К ним относят духовно-нравственные ценности и российский менталитет, без которых невозможно реализовать неукоснительно принимаемые законы и обеспечить правопорядок [14, с. 83-90].
   Современная юридическая наука в структуре правового сознания выделяет два элемента: 1.Правовая идеология (совокупность знаний и представлений о действующем праве и явлениях правовой реальности); 2.Правовая психология (система чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей под действием права, по поводу правовой действительности) [24]. Некоторые авторы к указанным элементам обоснованно добавляют правовую мораль, под которой понимается представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений [16, с. 104; 26, с. 189]. Следовательно, в теории права представлена трёхсоставная структура правового сознания.
   Как мы видим, в структуру правосознания, к большому сожалению, не входит такой важный элемент человека бытия, как духовность, несмотря на то, что правосознание имеет ценностно-духовное содержание [9, с. 9-13], что, в свою очередь, ссужает поле исследования и ограничивает понятийный аппарат юридической науки, на что нами было обращено ранее [22, с. 264-271]. Вместе с тем, правосознание и правовая культура личности тесно связаны с духовно-нравственной сферой человека.
   Как указывает А.Н. Агеев, "под понятием "духовно-нравственная сфера личности" понимается область развития личности человека, предусматривающая становление его сознания на основе понимания и приятия своего внутреннего мира - души, духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качеств; развитие нравственных переживаний и чувств; формирование нравственного поведения, т.е. обеспечивающая отношение к самому себе, окружающему миру" [2]. "Духовно-нравственная сфера человека - это духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания" [13, с. 87-91].
   В настоящем исследовании под духовной личностью (сущностью) человека понимается душа и дух человека [3, с. 21-29]. Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - "истечение, распространение") Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [3, с. 21-29]. Душу человека часто отождествляют с нравом, как об одном из свойств и качеств души [11, с.17]. То есть можно однозначно утверждать, что душа человека участвует в формировании нравственного облика человека, о чём религия часто обращает наше внимание [22, с. 264-271].
   Согласно Словарю антонимов русского языка, "духовность - 1. Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный" [7].
   В авраамических религиях (иудаизм, христианство и ислам) духовность всегда связывают с верой в Бога и миром Святого духа [28, с. 186-190]. При этом некоторые авторы справедливо отмечают, что духовность невозможно мыслить без Бога [3, с. 21-29].
   В литературе понятие "духовность" не только увязывают с религией и духовной культурой, духовно-нравственными ценностями определённого народа, но и с душой и духом человека [3, с. 21-29].
   "Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира" [4, с. 9-12]. Под нравственностью также понимают "внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами" [20].
   "Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [4, с. 9-12].
   В науке выделяют следующие группы правосознания по субъекту-носителю: 1. Индивидуальное (правосознание индивида, личное отношение человека к праву); 2.Групповое (обобщенное правосознание отдельной социальной группы, отношение к праву различных социальных групп, государственных служащих, должностных лиц, молодёжи и др., например, молодёжное правосознание, корпоративное правосознание и пр.), общественное (правосознание широкого круга людей, общества, региона, страны) [26, с. 188].
   В свою очередь в зависимости от уровня знаний правовое сознание подразделяется на обыденное (правосознания людей, не имеющих юридического образования), профессиональное (характерно для лиц, имеющих юридическое образование) и научное (теоретическое) (систематизированное концептуальное отражение закономерностей правовой жизни общества в форме научных понятий и категорий) [26, с. 188-189]. По своему мотивационно-регулятивному характеру и волевой направленности правосознание делится на законоодобряющее, законопослушное и закон нарушающее [18, с. 74-75].
   В зависимости от социального регулятора и ценностного содержания правосознание подразделяется на следующие группы: нравственное правосознание (базируется на нормах морали и нравственности, нравственных ценностях), духовное правосознание (основой выступают дух человека, духовные ценности, менталитет) [14, с. 83-90], юридическое (правовое) сознание (формируется благодаря нормам права), религиозное правосознание ("взгляды, доктрины, чувства, настроения индивидов, социальных общностей по поводу права и законности, формирующиеся под влиянием религиозного мировоззрения и выполняющие посредством этого роль социального источника права и самостоятельного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях"), которое подразделяется на каноническое правосознание и синкретическое правосознание) [10, с. 13].
   По этнической принадлежности правовое сознание бывает этническим (национальным) и межнациональным. В литературе условно выделяют такие понятия, как "российское правосознание", "белорусское правосознание" и т.д. [5, с. 98-106].
   По уровню развития (именно по осознанности) правосознание делят на начальный или элементарный, средний и высший, которые могут относиться к любым видам правосознания [8, с. 54-57].
   В ходе исследования правосознания российских граждан было выявлено, что оно базируется на духовно-нравственных ценностях, представлении людей о Доброе, Зле, правде и справедливости, а также на менталитете российского народа или русском менталитете [14, с. 83]. Кроме того, правосознание также связано с национальным менталитетом того или иного народа, нации [1, с. 9-16]. При этом национальный менталитет включает в себя патриотический аспект. То есть речь идёт о так называемом патриотическом правосознание [22, с. 264-271].
   Патриотическое правосознание отдельных этносов обладает собственным культурным статусом и является реальным фактором изменения правовой действительности. Нельзя недооценивать его фундаментальное значение в правовой системе страны. Патриотическое правосознание выступает позитивным фактором в случае его ментальной и культурной развитости. Но далеко не всегда правосознание обладает такими характеристиками. Нередко ему присущи и нигилистические (от лат. nihil - ничто, отрицание)  позиции в отношении права, что затрудняет влияние и развитие общественных отношений [22, с. 264-271].
   В теории права менталитет выступает как феномен правосознания, область сознательного и бессознательного, носитель определённых ценностей, и входит в состав правовой культуры (правосознание, право, правовая деятельность (поведение) [14, с. 83-90].
   С учётом того, что менталитет базируется на духе человека и народа, душе личности, то следует нам говорить и о духовном правосознании, которое бок о бок идёт с нравственным правосознанием. Поэтому в данном случае, верно, будет говорить о духовно-нравственном правосознании, которое определяется духовной личностью человека, а именно его душой и духом [22, с. 264-271].
   Следует отметить, что на формирование правосознания человека и общества влияют происходящие в обществе и государстве духовно-нравственные процессы.
   Под духовно-нравственными процессами (лат. processus - течение, ход, продвижение) понимаются следующие явления: обращение человека к вере и Богу, к своим душе и духу, духовно-нравственное воспитание и образование человека, религиозная и другая духовно-нравственная деятельность, связанная с повышением духовного и нравственного уровня человека, духовно-нравственная инновационная деятельность, а также трансляция и культивирование духовно-нравственных ценностей [1, с. 9-16].
   Духовно-нравственные процессы связаны с духовно-нравственной сферой человека и общества, а главное, с деятельностью души и духа человека [1, с. 9-16], на что мы часто мало обращаем внимание. Поэтому эту сферу иногда справедливо именуют духосферой [27, с. 338].
   В научно-философском дискурсе используются такие философские категории, как "духовное сознание", "нравственное сознание" и "духовно-нравственное сознание" [6, с. 285; 12, с. 114-117; 21, с. 1-12; 23, с. 200-201].
   Учитывая важность духовности и нравственности для человека, нами в существующую структуру правосознания был добавлен такой важный элемент как "духовность". Отсюда, с учётом приоритета элементов, по нашему мнению, структура правового сознания выглядит следующим образом: 1. Духовность; 2. Правовая мораль (нравственность); 3. Правовая психология; 4. Правовая идеология [22, с. 264-271].
   Авторами была предложена следующая классификация основных видов правосознания: 1.Духовно-нравственое правосознание; 2.Юридическое правосознание; 3.Научное (теоретическое) правосознание; 4.Религиозное правосознание (каноническое, синкретическое); 5.Обыденное правосознание [22, с. 264-271].
   Из вышеизложенного видно, что духовно-нравственными основами правового сознания человека выступают его духовная личность (душа и дух), религия, нравственность (мораль) и менталитет.
   Духовно-нравственное правосознание - это форма духовного и нравственного сознания души и духа человека, отражение отношения и восприятия духовной личностью человека морали (нравственности), права и правовой реальности [22, с. 264-271].
   Патриотизм, гражданственность - это те качества, на котором основывается государство, политическая власть, и которые выступают основой правосознания. Следовательно, правосознание является категорией, которая фокусирует и разрешает взаимосвязь морали и права. Поэтому теоретическое изучение духовно-нравственного правосознания имеет большое значения, как для юриспруденции, так и для этики [22, с. 264-271]. Только эффективно используя духовные и нравственные ресурсы правосознания, закон уважающие установки, можно укреплять правовые начала отечественной государственности.
   Таким образом, можно определённо утверждать, что духовно-нравственная сфера человека с её ценностями и духовно-нравственные процессы кардинально влияют и однозначно участвуют в формировании правосознания личности, а значит, непосредственно задействованы в развитие правовой культуры человека и общества.
  

Список литературы:

  
   1.Асадуллина Г. Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание, правотворчество и правоприменение // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 15.03.2021 г. Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. С. 9-16.
   2. Агеев А.Н. Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста в условиях обучения в высшей школе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина]. Елец, 2012. 25 с.
   3. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. С. 21-29.
   29.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Влияние духовно-нравственной инновационной деятельности на общество // Стратегии развития общества и социальная работа. Третья всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (Ростов-на-Дону, 29.09. - 01.10.2020 г.) : материалы докладов и сообщений в виде научных статей. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. C.194-201.
   4. Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата обращения: 25.07.2021).
   5. Барабаш О.В., Мартынова О.А. Национальное правосознание и его отражение в правотворческой и правоприменительной деятельности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. N 3 (19). С. 98-106.
   6. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. 368 с.
   7. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 544 с.
   8. Гусарова М.А. Проблема выделения структуры, уровней и видов правосознания в современной российской юридической науке // Грамота. 2015. N 6 (56). Ч. I. C. 54-57.
   9. Горячев А.П., Носов И.П. Ценностно-духовное содержание правосознания // Иизвестия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. N 3 (21). С. 9-13.
   10. Дружкина Ю.А. Религиозное правосознание : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 [Место защиты: Сарат. гос. акад. права]. Саратов, 2007. 22 с.
   11. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. 357 с.
   12. Исаев В. П., Сорокоумова С. Н. Формирование духовно-нравственного сознания у студентов в уровневой системе подготовки // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. N 7-4 (14). С. 114-117.
   13. Ивентьев С.И. Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (03-04.12.2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров; под ред.: О. А. Фёдорова, В. В. Моисеева. Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. С.87-91.
   14. Казанцева Д.Б., Ивентьев С.И. Правосознание личности в современном обществе // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. Ставрополь: ИП Светличная С.Г., 2020. С. 83-90.
   15. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 354 с.
   16. Лукашова Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука 1986. 263 с..
   17. Морозевич В.С. Воздействие правосознания на правовое поведение личности // Известия  Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. N 1. С.52-55.
   18. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М.: Норма-Инфра-М, 2013. 272 с.
   19. Осипов М.Ю. О российской правовой ментальности в свете социоестественной истории и коммуникативной концепции права // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 18-25.
   20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / под общ. ред. Л.И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2015. 1375 с.
   21. Попова С.В. Становление духовно-нравственного сознания личности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. N 1. С. 1034-1045.
   22. Попова С.В., Ивентьев С.И. Духовно-нравственное правосознание человека в современной России // Национальное правосознание и качество юридического образования в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Ставрополь : АГРУС Ставропольского гос. Аграрного ун-та, 2021. С. 264-271.
   23. Стрелков В.И. Духовность и творчество // Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991. С. 200-203.
   24. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.: Юридическая литература, 1963. 205 с.
   25. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 570 с.
   26. Шабуров А.С., Жайкбаев Ж.С. Теория государства и права: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. 382 с.
   27. Шкуран О.В. Языковые единицы с сакральной семантикой: лингвокультурологический и лексикографический аспекты. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т.10. N 2. С. 336-353.
   28. Штумпф С. П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. 2014. N 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 186-190.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"