Данакари Л.Р., Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. : другие произведения.

Духовно-нравственная истина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В представленной статье исследуется концепт "Духовно-нравственная истина", который состоит из трёх слов "духовность", "нравственность" и "истина", а также представляет собой синтез понятий "духовная истина" и "нравственная истина", которые включают в себя религиозный и светский аспекты. Для раскрытия предмета исследования применён метод, в котором в качестве критериев использованы душа и дух человека, что ново для науки. Сделан вывод, что концепт "Духовно-нравственная истина" связан не только с религией, духовными и нравственными поучениями, но и с душой и духом человека. Правильное цитирование: Данакари Л.Р., Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная истина // В поисках социальной истины : материалы IV Международной научно-практической конференции. Иркутск, 28 ноября 2022 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2022. - С. 13-18. ISBN 978-5-9624-2094-3


   Данакари Л.Р., Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная истина // В поисках социальной истины : материалы IV Международной научно-практической конференции. Иркутск, 28 ноября 2022 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2022. - С. 13-18.
   ISBN 978-5-9624-2094-3
  
   УДК 165
   ББК 87.226.3

Л.Р. Данакари, Волгоград, Россия

кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики,

психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета,

Ш.Ф. Искандаров, Душанбе, Республика Таджикистан

преподаватель кафедры прав человека и сравнительного правоведения

Таджикского национального университета,

С.И. Ивентьев, Казань, Россия

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, советник РАЕ,

Духовно-нравственная истина

   Аннотация: В представленной статье исследуется концепт "Духовно-нравственная истина", который состоит из трёх слов "духовность", "нравственность" и "истина", а также представляет собой синтез понятий "духовная истина" и "нравственная истина", которые включают в себя религиозный и светский аспекты. Для раскрытия предмета исследования применён метод, в котором в качестве критериев использованы душа и дух человека, что ново для науки. Сделан вывод, что концепт "Духовно-нравственная истина" связан не только с религией, духовными и нравственными поучениями, но и с душой и духом человека.
  
   Ключевые слова: Бог, Истина, человек, душа человека, дух человека, духовная истина, моральная истина, духовно-нравственная истина, духовность, нравственность, религия.
  

L.R. Danakari, Volgograd, Russia

Sh.F. Iskandarov, Dushanbe, Republic of Tajikistan

S.I. Iventev, Kazan, Russia

  

Spiritual and moral truth

   Summary: The presented article explores the concept of "Spiritual and moral truth", which consists of three words "spirituality", "morality" and "truth", and also represents a synthesis of the concepts of "spiritual truth" and "moral truth", which include religious and secular aspects. To reveal the subject of the study, a method was used in which the soul and spirit of a person were used as criteria, which is new for science. It is concluded that the concept of "Spiritual and moral truth" is connected not only with religion, spiritual and moral teachings, but also with the soul and spirit of a person.
   Key words: God, Truth, man, human soul, human spirit, spiritual truth, moral truth, spiritual and moral truth, spirituality, morality, religion.
  
   Предметом исследования выступает концепт "Духовно-нравственная истина".
   Цель исследования - изучение понятия "Духовно-нравственная истина" с точки зрения души и духа человека.
   Методика исследования -  сравнительный анализ и синтез, обобщение, аналогия, системный и междисциплинарный подходы, метод с использованием в качестве критериев души и духа человека. 
   Концепт "Духовно-нравственная истина" состоит из трёх слов "духовность", "нравственность" и "истина", а также представляет собой синтез понятий "духовная истина" и "нравственная истина", которые включают в себя религиозный и светский аспекты.
   Истина, духовность и нравственность выступают основой духовно-нравственных ценностей.
   Традиционно понятие "духовность" рассматривается в двух аспектах: 1. Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный [5].
   В таких монотеистических (авраамических) религиях, как иудаизм, христианство и ислам, духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого духа [15, с. 186-190]. Например, в лексикографическом издании Второго отделения Императорской академии наук 1847 г. имеется лексема "духовный" со следующими значениями: 1) бестелесый, бесплотный; 2) исполненный Святого Духа; 3) относящийся к духу или душе; 4) относящийся к духовенству; 5) состоящий из лица духовного звания [14, с. 379], что подтверждает трансцендентальное, божественное понимание данной языковой единицы.
   Понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога [2, с. 21-29].
   Понятие "духовность" не только увязывается с духом, религией и духовной культурой определённого народа, но и с душой и духом человека [2, с. 21-29].
   Например, в "Словаре живого великорусского языка", 1861 г., В.И. Даль иллюстрирует семнадцать дефиниций понятия "дух" (включая душу человека), почти все с положительной коннотацией, акцентируя внимание на особенностях русской культуры [3, с. 401-407].
   Как отмечает З.А. Айзатуллин, "духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [4, с. 9-12].
     Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, под совестью понимается нравственное сознание, нравственное чувство в человеке, в его душе, а также внутреннее сознание добра и зла [6, с. 256-257].
      Религиозные проповедники и некоторые философы определяют часто совесть как "голос Бога", говорящий в человеческой душе [13, с. 228].
     Совесть является по своей сути характеристикой или свойством человеческой души [9, с. 149].
   Духовная истина и нравственная истина входят в состав религиозной, философской, эзотерической (мистической) и научной истины [8, с. 22].
   Кроме того, духовная и нравственная истины присутствуют в обыденной истине или правде [8, с. 22].
   "Духовная истина - это та истина, которую способен постичь человек на Земле, её наивысший сотый уровень. Но уровнем выше на первом нижнем уровне в иерархии Бога эта истина предстанет совершенно в другом свете на более высоком уровне познаний. Абсолютная истина доступна только на уровне Абсолюта, каждый нижестоящий уровень способен познать лишь пять процентов истины вышестоящего уровня. У каждого человека свой индивидуальный опыт, поэтому своя собственная истина. Нет общей одинаковой истины для каждого, так как у каждого истина своя" [7].
   Под нравственной или моральной истиной понимаются моральные и религиозные нормы, критерием которых выступают Добро и Зло [8, с. 83, 167].
   Христианская религия под духовно-нравственными истинами подразумевает духовные и нравственные поучения Иисуса Христа в форме притч - кратких рассказов [12, с. 46].
   Соавтор настоящей статьи под Истиной мыслит Божественную, духовную и материальную (физическую) информацию (энергию), критерием которой выступают душа и дух человека [8, с. 167].
   Особый интерес для нашего исследования духовно-нравственной истины представляет подход, в котором критерием истины выступают душа и дух человека.
   Чтобы в полной мере исследовать концепт "духовно-нравственная истина", необходимо раскрыть понятия "дух человека", "душа человека", а также их отношение к духовности и нравственности.
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [2, с. 21-29].
   Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой. Иногда говорят о нраве как об одном из свойств души [9, с. 17].
   Из вышесказанного видно, что дух человека связан с Богом и миром Духа, и оказывает непосредственное влияние на нравственность человека и нрав души.
   В свою очередь душа человека представляет собой, если можно выразиться, человеческий Дух, имеющий свой характер (нрав), участвует в формировании нрава человека. Следовательно, душа человека связана с духовностью и нравственностью.
   Если духа человека представляет собой эманацию Бога, то можно уверенно говорит, что человеческий дух можно назвать, как и Бога, Истиной.
   Дух и душа человека владеют не только своей истиной, т.е. духовно-нравственной истиной, но и Истиной.
   В связи с указанным, у читателей возникает справедливый вопрос: если дух человека является Истиной, то почему человек не обладает Ею и занят постоянно Её поиском? Очевидно, что проблема кроется в материальной (физической) природе человека, которая по ряду причин (естественные, антропогенные и другие, не зависящие от самого человека) блокирует свою духовную сущность (душу и дух). К естественным причинам можно отнести болезнь, травмы или физические недостатки человека. К антропогенным причинам блокировки можно отнести желание самого человека, физические и психологические травмы, полученные от другого человека, а также внешнее злонамеренное воздействие на человека (манипуляции с человеческим и общественным сознанием, магические и оккультные манипуляции, ритуалы и пр.).
     Манипуляции сознанием человека и общественным сознанием нельзя считать социальными феноменами, т.к. манипуляцию с сознанием человека без его ведома, и согласия следует всегда считать духовно-нравственным и уголовным преступлением [10, с. 163-168].
      Манипуляции сознанием человека выступают одним из элементов мошенничества (статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации) [10, с. 163-168].
      Магические манипуляции совместно с различными нейротоксинами используются колдунами для создания зомби (англ. zombie, гаит. креольск. zonbi, северный мбунду nzumbe - мистическое существо; мертвец, выполняющий волю того, кто вызвал его дух) [11, с.11].
      В магии и экстрасенсорике часто используют различные ритуалы-манипуляции для воздействия на "жертву" и изменения определённых событий [10, с. 163-168].
       А.Б. Алексеев об использовании магических манипуляций в настоящее время говорит следующее: "Магия возникла очень давно, возможно, с появлением человека как представителя рода homo sapiens. В первобытных обществах она играла важнейшую роль, но стоит полагать, что и в современном мире магические элементы воздействия не утратили своего значения. Будучи непосредственно связаны с языковым, "мягким" влиянием на психику человека, они оказывают завораживающий, обольщающий, манипулятивный эффект. Именно поэтому лингвисты говорят о магической функции языка, рассматривая её как разновидность регулятивной функции"  [1, с.79].
   По нашему мнению, наука должна тщательным образом изучить причины блокировки духовной природы человека и разработать меры по их ликвидации, а общество и государство - претворить данные меры в жизнь.
      Таким образом, в ходе исследования концепта "Духовно-нравственная истина" было выявлено, что он связан не только с религией, духовными и нравственными поучениями, но и с душой и духом человека.
  

Список литературы

  
   1.Алексеев А.Б. Политический дискурс в "магическом", манипулятивном и мифологическом ракурсе рассмотрения // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2017. N 3 (26). С. 78-85.
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. С. 21-29.
   3.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. С. 401-407.
   4.Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [электронный ресурс] URL: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата доступа: 25.10.2022).
   5.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 544 с.
   6.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т. 4: Н - V. СПб.: ТОО Диамант, 1996. 688 c.
   7.Духовная истина. [электронный ресурс] URL: https://logry.ru/article/urovni-razvitiya
   (дата доступа: 25.10.2022).
   8.Ивентьев С.И. Истина. Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ", 2016. 384 с.
   9.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. 357 с.
   10.Ивентьев С.И., Рудаков А.Л. Права человека и манипуляции человеческим сознанием // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции (20.06.2018 г., г. Волгоград). В 2 ч. Ч.1. Уфа: АЭТЕРНА, 2018. С. 163-168.
   11.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во: Эксмо, 2005. 832 с.
   12.Митрополит Иларион (Алфеев). Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. Изд. 4-е. М.: Издательский дом "Познание", 2018. 280 с.
   13.Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Республика. 1993. 414 c.
   14.Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым Отделением Императорской Академии Наук. СПб., 1847.
   15.Штумпф С.П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. 2014. N 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 186-190.
  
  
   Данакари Лилия Ричарди - кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, Россия, E-mail: liliya.danakari@yandex.ru
  
   Искандаров Шарафджон Фахриддинович - преподаватель кафедры прав человека и сравнительного правоведения Таджикского национального университета, г. Душанбе, Республика Таджикистан, E-mail: isharafjon@mail.ru
  
   Ивентьев Сергей Иванович - юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, советник РАЕ, г. Казань, Россия, E-mail: sergei-zsk@mail.ru
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"