Данакари Лилия Ричарди, Ермоченко Константин Павлович, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Влияние духовно-нравственных ценностей ислама на воспитание и образование молодёжи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья посвящена роли духовно-нравственных ценностей ислама в воспитании и образовании молодёжи. Фундаментом мусульманской педагогики выступают непреходящие Божественные и духовно-нравственные ценности, которые проповедует, культивирует и практикует ислам. Правильное цитирование: Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Влияние духовно-нравственных ценностей ислама на воспитание и образование молодёжи // Исламский фактор в истории Волго-Уральского региона : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии / отв. ред. А. Г. Берман. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. - С. 33-46. ISBN 978-5-88297-655-1


  
   Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Влияние духовно-нравственных ценностей ислама на воспитание и образование молодёжи // Исламский фактор в истории Волго-Уральского региона : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии / отв. ред. А. Г. Берман. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. - С. 33-46.
   ISBN 978-5-88297-655-1
  
  
  
   УДК 28, 316.752
  

Данакари Л.Р.

Ермоченко К.П.

Ивентьев С.И

  

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИСЛАМА НА ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЁЖИ

   Аннотация. Статья посвящена роли духовно-нравственных ценностей ислама в воспитании и образовании молодёжи. Фундаментом мусульманской педагогики выступают непреходящие Божественные и духовно-нравственные ценности, которые проповедует, культивирует и практикует ислам.
   Ключевые слова: Бог (Аллах), человек, душа человека, дух человека, религия, ислам, ценности, Божественные ценности, общечеловеческие ценности, духовно-нравственные ценности, образ, воспитание, образование.
  

Danakari L.R.

Ermochenko K.P.

Iventev S.I.

THE INFLUENCE OF THE SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF ISLAM ON THE UPBRINGING AND EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

  
   Abstract. The article is devoted to the role of the spiritual and moral values of Islam in the upbringing and education of young people. The foundation of Muslim pedagogy is the enduring Divine and spiritual and moral values that Islam preaches, cultivates and practices.
   Keywords: God (Allah), man, human soul, human spirit, religion, Islam, values, Divine values, universal values, spiritual and moral values, image, upbringing, education.
  
   Предмет исследования - участие религии ислама в духовно-нравственном воспитании и образовании молодёжи. Главная цель исследования - показать положительную роль ислама в духовно-нравственном воспитании и образовании человека, а также в выработке духовных и нравственных качеств при становлении личности. Методика исследования - теоретические методы логического и сравнительного анализа.
   Считается, что религия (лат.religio - набожность, совестливость, благочестие и святость) является одной из древнейших форм культуры и ей принадлежит особая роль в духовной и нравственной жизни общества [6, с.107].
   В русском языке эквивалентом понятия "религия" выступает слово "вера" (от лат. "veritas" - истина, "verus" - истинный), обозначающее убеждённость в чем-либо, состояние сознания верующего. В религиозном смысле вера означает убеждённость в существовании Бога (то есть вера в Бога), высших Божественных сил, духовная способность человеческой души непосредственно знать или познавать сокровенные духовные миры [6, с. 107]. 
   На начало 2021 г. самой распространённой религией в мире является христианство, которое исповедует свыше 2,4 млрд. людей (29,81 %), далее - ислам, 1,9 млрд. человек (24,60 %). При этом в России православных составляет 41 %, мусульман -  4,7 % [24, с. 107-108]. 
   По справедливому мнению К.Г. Камоловой, все религии, включая такие мировые религии, как буддизм, христианство и ислам, имеют исторический опыт по сохранению и уважению национальных и общечеловеческих ценностей в качестве преемственности и превращения их в добрые традиции [20, с. 64].
   Бесспорно то, что религия участвует в воспитании не только верующих людей, но и так называемых "нерелигиозных" граждан через трансляцию и культивирование духовно-нравственных ценностей в обществе. Кроме того, религия также активно участвует в перевоспитании граждан, оступившихся и нарушивших закон [24, с. 107-108; 32, с. 175-181].
   Духовно-нравственные ценности человечества базируются на нормах морали (нравственности) и религии, которые затрагивают фактически все сферы жизнедеятельности человека [24, с. 107-108].
   Чтобы понимать и разобраться в предмете исследования, нам необходимо раскрыть понятийный аппарат.
   Современная наука духовность рассматривает в двух аспектах: 1. Внутренняя, психическая жизнь человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Связана с церковью, религией, принадлежит ей; церковный [6].
   В монотеистических (авраамических) религиях - иудаизм, христианство и ислам - духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого духа [22, с. 186-190]. При этом понятие "духовность" без Бога не существует [24, с. 107-108].
   В целом под духовностью подразумевают Бога, Его характеристики, свойства и деятельность, а также человека как образ и творение Бога, природу и деятельность души и духа человека [24, с. 107-108].
   Человек является духовным существом и в нём выделяют три составляющих: тело, душа и дух [24, с. 107-108]. При этом, в отличие от христианства, включая православие, в исламе, как и в древлеправославии [28], человек двусоставен: тело и душа.
   В настоящем исследовании под духовной сущностью или духовной реальностью человека понимается душа и дух человека, которые представляют трансцендентное и духовное начало человека, на что обращают особое внимание христианство и ислам [24, с. 107-108].
   При этом в научной литературе под душой и духом человека подразумевается сознание и подсознание человека, что собственно и определяет, к большому сожалению, несерьёзное отношение к религиозным феноменам "душа" и "дух" [24, с. 107-108].
   В религиозных учениях отмечается, что нрав человека связан именно с его душой, которая участвует в формировании нравов и характера, на что обращается особое внимание религией при воспитании и образовании человека. Очевидно, что человек рождается уже с определённым нравом (характером), который корректируется в ходе воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни [24, с. 107-108].
   Под духом человека понимается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога [4, с. 21-29].
   Дух и душа человека всегда устремлены к Богу, добру и благочестию, что религия постоянно, заново напоминает и открывает человеку [24, с. 107-108].
   Этимологически понятие "духовно-нравственные ценности" включает в себя три таких слова, как духовность, нравственность, а также ценность, под которым понимают то, что имеет для человека большое значение и особую значимость [33, с. 9-12].
   Как пишет З.А. Айзатуллин, духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу, построить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, гармонии с окружающим миром [1, с. 9-12]. При этом этот же автор, справедливо к одному из сильнейших источников духовности относить совесть, а к проявлению духовности - Любовь, Которая ассоциируется в религии с Богом-Творцом [24, с. 107-108].
   Далее этот автор говорит, что "нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
   Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [1, с. 9-12].
   Например, другой автор С.С. Гузенко верно под нравственностью понимает "внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, которые исходят от религии" [9, с. 100-101].
   Следует подчеркнуть, что понятия "духовность" и "нравственный" имеют сакральную (от англ.sacral и лат.sacrum - священное, посвящённое Богу) семантику [37, с. 336-353]. По этой причине религия серьёзно и трепетно относится ко всему тому, что связано с этими феноменами [24, с. 107-108].
   В соответствии с четвёртым и пятым поколениями прав человека, душа и дух человека наделяются определёнными правами и свободами и относятся к главным духовно-нравственным ценностям человека [5, с. 62-65].
   Концепция прав души и духа человека подтверждает, что предметом теории прав человека выступают нематериальные духовные ценности человека, к которым относятся душа и дух человека [14, с. 83-86; 24, с. 107-108].
   В иерархии общечеловеческих ценностей выделяют: 1. Божественные ценности (Бог, Любовь, Божественные энергия и информация, Сотворчество); 2. Духовно-нравственные ценности (Вера в Бога, религия, мораль и творчество); 3. Витальные (биологические) ценности; 4. Социальные ценности [24, с. 107-108].
   Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная сформировать у подрастающего поколения систему положительных качеств личности, взглядов и убеждений [24, с. 107-108].
   Как указывает протоиерей Е. Шестун, духовно-нравственное воспитание - процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него нравственных чувств, позиции и поведения [36]. Процесс духовно-нравственного воспитания является неотъемлемой частью общего процесса воспитания [39].
   В современной науке принято выделять духовное (религиозное) и светское (гражданское) воспитание [24, с. 107-108]. При этом духовное образование и воспитание направлено на духовное и нравственное развитие человека, а светское образование - в основном на материалистическое и секулярное развитие человека [24, с. 107-108]. В целом религиозное воспитание - это воспитание в духе веры в Бога и благочестия [25, с. 35].
   В процессе религиозного воспитания участвует не только материальная (физическая, биологическая и социальная), но и духовная сущность человека. Этой особенностью, к большому сожалению, пока не обладает система светского образования и воспитания [24, с. 107-108].
   С этимологической точки зрения слово "образование" восходит от слова "образ", которое является сложным и многогранным понятием [7, с. 33].
   Понятие "Образ" является достаточно сложным, многогранным и часто употребляемым, имеющее большое количество определений, которые формируются исходя из специфики области изучения исследователя. Многие психологи, философы, искусствоведы и другие специалисты часто оперируют данным понятием, придавая ему свой, исходя из научной области, оттенок значения.
   Определение данного термина этимологически восходит к словарю античной философии. Античный "эйдос" (eidos) - термин-эквивалент понятию "образ" становится центральным в философии Платона (428/427 или 424/423 - 348/347 до н.э.), который под ним понимал совокупность внешней и внутренней формы бытия объекта, противопоставляя материальному миру, который окружает человека. "Образ", по мнению Платона, это, прежде всего, неизменность вещей материального мира. При этом понятием "образ" - "эйдос" апеллировал Аристотель (384 - 322 год до н.э.) [7, с. 33].
   В словаре С.И. Ожегова понятие "образ" означает идеальную форму отражения предметов, а в искусстве это художественное отражение действительности. Там же понятие "образ" сводится к облику и виду [31].
   В Новом энциклопедическом словаре изобразительного искусства "образ" обозначает вид, форму или изображение [26].
   В психологии под образом понимается форма отражения объекта, явления в сознании, субъективная картина мира, которая создаётся на чувственной ступени познания и на уровне логического мышления. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений - воли, эмоций, установок, мотивов и т.д. Образное мышление - вид мышления, связанный с оперированием образами и сочетающий в себе чувственные и логические компоненты. Образное мышление связано с интуицией и воображением [19, с. 88].
   В Библии указывается, что Бог сотворил человека "по образу Нашему, и по подобию Нашему" (Быт. 1:26). Первое: "по образу" понимают как прирожденное свойство всех форм бытия - от сотворения; второе: "по подобию" - указывает на возможность совершенствования, развития, соответственно Воле и Представлению.
   В связи с этим следует указать на неоднозначность и двойственность понятия "образ". Прообраз, изображение как дополнительные смежные термины понятию "образ", может решить эту проблему. Например, прообразы вещей, которые мыслятся и представляются, существуют идеально. Отсюда принципиальный символизм человеческого мышления - способ восхождения от конкретных, частных понятий к общим, абстрактным идеям. В любом образе сочетаются конкретное и абстрактное [26]. Можно сказать рациональное и иррациональное.
   К основной форме существования внутреннего мира человека, согласно психологии, относятся метафизический и духовно-нравственный аспекты [8, с. 43-50].
   Образ относится к информации и одному из способов передачи информации [16, с. 237].
   Понятие "образ" связан не только с материальным миром, но и духовной сферой человека.
   Издревле человек владел наукой образности, которая позволяет человечеству управлять информацией (знаниями) в своих образах и мыслях [16, с. 267].
   Слово "образ", являясь синонимом слова "идея" (по-гречески idea - вид, образ), означает отражение действительности в сознании [18, с. 82-83], а в свою очередь, под идеей понимается зрительный и наглядный образ [34, с. 170].
   Таким образом, можно утверждать, что понятие "образ" обладает сакральным и трансцендентным смыслом. Следовательно, процесс образования можно отнести к важному сакральному действу [11, с. 53-61].
   Считается, что в научный оборот термин "образование", как понятие "формирование образа", был введен в 1780 г. швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци (12.01.1746 - 17.02.1827 гг.), а в России указанный термин впервые употребил просветитель Н.И. Новиков (27.04.1744 - 31.07.1818 гг.) [17, с. 226]. Кроме того, исследованием понятия "образ" занималась не только новоевропейская философия и наука (Г. В. Ф. Гегель, З.Ш. Фрейд, К.Г. Юнг и др.), но и отечественные учёные-психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и многие другие [7, с. 33-35].
   С философской точки зрения образование - это своего рода духовный облик человека, составляющими которого являются моральные и духовные ценности, из которых он и складывается [17, с. 226].
   Таким образом, система образования формирует внутренний (духовно-нравственный) и внешний облик человека, используя знания / информацию. В этом и заключается ценность и важность образования.
   Сегодня "Образ" представляет собой совокупность всех мыслей человека или группы людей о каком-то предмете, другом человеке, ситуации, в частности сегодня большое внимание учёных и исследователей уделяется понятию "образа" образования как результата совокупности социальных условий образовательного пространства, которое ориентировано на модель сегодняшнего дня.
   Исходя из общего определения понятия "образа" следует сказать, что "образ" образования, который углубленно изучается специалистами преимущественно гуманитарной направленности, представляет собой обобщенную совокупность личных, групповых и общественных мнений, которые рассматривают образования с позиции правильности функционирования образовательных систем, которые находят свое отражение в результате протекания образовательного процесса в целом.
   При этом большое внимание при формировании "образа" образования отводится его следующим функционально структурным элементам: школа-ВУЗ, имидж и результативность образовательной системы.
   Говоря об "образе" образования следует сказать, что последнее является социальным. В последние годы термин "социальное образование" активно употребляется в России. При этом чаще всего сопоставляют такие понятия, как "социальное образование", "обществоведческое образование", историческое, экономическое, политологическое и др.
   В настоящее время все более глубоко осознается проблема повышения культуры социального мышления и поведения людей, в особенности тех социально-профессиональных групп, которые связаны с типом профессий "человек - человек".
   Важность процесса образования и воспитания заключается в передаче знаний о духовном мире с сохранением духовно-нравственных ценностей человеческой цивилизации [13, с. 229-330].
   В процессе образования и воспитания также задействована духовная сущность человека - душа и дух человека [10, с. 22-30].
   Важность процесса образования и воспитания заключена в том, что через него происходит передача от поколения к поколению знаний о духовном и материальном мире, духовно-нравственных ценностях человеческой цивилизации [15, с. 107-108]. При этом одной из главных ценностей религиозного воспитания и образования выступает Бог.
   Слово "ислам" произошло от арабского корня "слм", который имеет также значение мир, чистота, покорность, повиновение и послушание [12, с. 18].
   Ислам является самой молодой монотеистической религией, которая на сегодняшний день распространена в более чем 125 странах мира с числом приверженцев, которых называют мусульманами. Эта религия имеет свои особенные духовно-нравственные ценности и идеалы, отличные от христианских, буддистских и прочих религий мира.
   Основой нравственного кодекса и духовной культуры в исламе выступает Коран, а также закон Шариата, нравственные предписания которого должны неукоснительно выполняться верующими [35, с. 17].
   Ценностями ислама, несомненно, являются иман (араб. ????? - вера)  - вера во Всевышнего Аллаха и Его пророка Мухаммада (МЕИБ) (мир ему и благословение Аллаха), затем ибадат - поклонение Всевышнему, затем хуснуль-хулук - Благонравие. Но посланник Аллаха Мухаммад (МЕИБ) (мир ему и благословение Аллаха) в известном хадисе говорит: "Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав" [2, с. 79].
   Многие религии, включая ислам и православие, призывают человека к совершенству. "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Библия, Евангелие от Матфея 5:48).
   В религиозных учениях одним из символов совершенства является Истина [24, с. 107-108]. То есть, согласно религии, совершенство человека - это его стремление к Истине. В христианстве и исламе Истиной выступает Господь Бог (Аллах) (Библия, Иеремия,10:10; Коран,18:29, 62:78).
   Итак, путь к совершенству означает прямой путь к духовности и Истине (Абсолютной Истине).
   Исламский богослов Имам Абу Хамид аль-Газали (1058 - 19.12.1111 гг.) пишет в "Кимьяи Саадат": "Человек - это существо между ангелом и животным. Животное не развивается, потому что у него нет возможности созреть. Ангел тоже не развивается, потому что он чистый божественный свет, только люди обладают характером развития, духовной зрелости" [3]. В связи с чем, к человеку применимо понятие "совершенство".
   В восточных учениях отношение к человеку характеризуется своеобразной трансцендентностью (от лат.transcendens - переступающий, превосходящий, выходящий за пределы), а не рациональным отношением, как это мы видим в западной культуре. В этом смысле взгляды на человеческий феномен имеют особое значение для процесса воспитания и образования [24, с. 107-108].
   В исламской традиции все ценности определяются "единством", то есть признанием и подчинением единому божеству - Аллаху.
   В мусульманской культуре сложилась своего рода парная модель совершенства, ориентированная на нормативы общества, с одной стороны, и личный мистический опыт, с другой, что нашло своё отражение в учении суфиев [21, с. 25].
   Хорошо известно, что нормативные религиозные правила требуют, чтобы мусульманин строго придерживался правил шариата, принимал священные книги рационально, в их собственном смысле, без отклонения от правил доктрины. Однако учение cуфиев, наряду с уважением и подчинением религиозным догмам, предлагает изучение и анализ человеческого сердца, его божественной сущности, специфической ответственности человеческого феномена, возможностей человеческого мышления и в то же время его уникальную оценку.
   Большинство учёных утверждали, что концепция зрелого, совершенного человека, выдвинутая официальными религиозными верованиями, в значительной степени отражает социальную окраску. Здесь учение суфиев подчеркивает индивидуальность человека, а не его социальную сторону. Однако, исходя из этой идеи, противопоставление учения суфизма нормативным правилам ислама, то есть шариату, приводит к неправильному выводу. Это потому, что, в соответствии с учением суфиев, первая из четырех стадий, которые должен пройти совершенный человек, называется шариатом [22].
   Согласно суфизму, уровень "совершенного человека" несравним с другими людьми в обществе, в этом смысле достижение человеком абсолютности измеряется его близостью к божественному, его пониманием и наблюдательностью. Потому что в суфизме человеческая деятельность более трансцендентна, чем социальна. Деятельность в этом смысле представляет собой деградацию биологических и социальных аспектов человека в отличие от божественных, духовных аспектов.
   Учение суфиев предусматривает обновление души человека при определенной мере отвлечённости от мира, и призывает нести с собой и этическое подкрепление материальному началу, то есть мусульманскому обществу [23, с. 146-147].
   Согласно этой доктрине, животное и божественное в человеке сотворены неразделимо. Понятие "время и бытие" в мистических учениях называет человека всей вселенной, то есть отражением "макропространства", "микропространства". Он также ценится как связующее звено между созданным человеком и вселенной, существо, которое дополняет полное совершенство вселенной.
   Из философии суфизма видно, что познание человеком своей души предшествует познанию им Господа своего, а познание им Господа своего - результат познания им души своей [30, с. 103].
   В учении суфиев деятельность человека в познании своей души, включая и процесс воспитания, связана с познанием Бога-Истины. В этом и связана ценность воспитания человека миру [24, с. 107-108].
   Учитывая то, что религиозные учения проповедуют идею совершенного человека, религия серьёзно и с большой ответственностью относится к воспитанию подрастающего поколения, включая верующих людей. В связи с чем, появилась православная педагогика как часть христианского богословия, а также исламская (мусульманская) педагогика, в основе которых лежит нравственное богословие [29; 36, с. 4]
   Нравственное богословие обращено на внутренний горизонт человеческой личности и на то, что ориентирует человека в осуществлении правильного выбора в области нравственных смыслов и ценностей [36, с. 3].
   Мусульманская (исламская) педагогика, как и православная, обращена к душе человека и к его внутреннему миру [24, с. 107-108; 36].
   Главной особенностью исламской духовной традиции, отличающей её от всех других, является нераздельность в ней религиозного и светского начал. В отличие от христианства, в исламе человек не может утверждаться как безусловная ценность, ибо безусловное принадлежит Богу. Одной из ключевых идей ислама является представление о постоянном отходе человечества от истинного пути, его углубляющемся духовном кризисе. Для мусульманина "прогресс" есть движение не к лучшему, а к худшему, ибо общество всё больше погружается в грехи, что означает близость его духовного падения, которое неминуемо повлечет за собой благодатное божественное вмешательство.
   Другой характерной особенностью мусульманской духовной традиции является корпоративность. В отличие от православия, ислам личное спасение души возлагает не столько на личное подвижничество человека, сколько на жестко предписанное участие в делах общины (уммы). Поэтому в исламе интересы индивида как бы растворяются в интересах общины.
   Несмотря на то, что ислам религия достаточно молодая, определить её все основные ценности не всегда удается правильно и точно. Но сегодня на основе имеющихся научных знаний можно однозначно утверждать, что вера, жизнь и собственность являются объектами, охраняемые шариатом.
   Вера, как наиважнейшая духовно-нравственная ценность в исламе, признаёт единственность Бога, а покорность ему являются её основой. Поклонение кому-либо ещё (ширк - араб. ????, язычествополитеизм) является величайшим грехом. 
   Жизнь в исламе воспринимается как Божий дар, о котором никогда нельзя забывать. Для мусульманина считается священной обязанностью жить настоящей жизнью и всегда быть готовым вернуть её назад с легкой совестью по первому требованию Бога. В связи с этим, самоубийство или убийство кого-либо в исламе строго запрещены. Лишь за редким исключением (например, умственное заболевание) лица, совершившие самоубийство прощаются.
   Собственность как результат добросовестного и честного труда в исламе имеет очень важное значение, являясь третьей ценностью религии в целом, социальной ценностью после духовно-нравственных ценностей. Паразитирование в обществе и пребывание в безделье строго порицаются. Попрошайничество категорически запрещено.
   Ислам большинство этических норм, которые касаются как личного индивидуального поведения верующих, так и их общественной социальной ответственности, человеческих добродетелей хорошо сочетает в себе, при этом именно воспитанию отводиться отдельное положение в иерархической направленности действия исламских ценностей, придавая ему особенно большое значение.
   Следует отметить, что в условиях глобальных социально-политических процессов, которые сегодня характеризуются быстро изменяющимися противоречивыми, в большей степени, не оправданными и нецелесообразными действиями со стороны государственных структур и общественных организаций, необходимо отдельно уделить большое внимание духовно-нравственному развитию именно подрастающего поколения, что не обходить стороной религия ислама. Это связано с тем, что оно станет тем "человеческим фундаментом", на котором будет строиться жизнь государства и общества.
   Ислам, отличаясь от большинства других религий и учений, имеет такие фундаментальные духовно-нравственные ценности, которые всегда будут приняты в любом обществе. Это: ценность жизни и вера. Они всегда останутся непоколебимы, даже под воздействием мировых социально-политических процессов. Поэтому важность этих ценностей религии должна быть усвоена подрастающим поколением.
   Таким образом, из вышеизложенного видно, что ислам проповедует, культивирует и практикует непреходящие Божественные и духовно-нравственные ценности, тем самым положительно влияя на духовно-нравственный облик молодёжи.
  
  

Список литературы

  
   1.Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. - URL: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата обращения: 25.03.2022).
   2.Аушев А. . Ценности ислама в духовно-нравственном воспитании молодежи // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века : Материалы XII Международной научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию открытия первого в постсоветском пространстве мусульманского медресе при ЦДУМ России имени Ризаэтдина бинэ Фахретдина, Уфа, 23-24.10.2019 г. - Уфа: ООО "ПечатниК", 2019. - С. 79-82.
   3.Абу Хамид аль-Газали. Кимьяи Саадат. - Ташкент: Адолат, 2009. - 25 с.
   4.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   5.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12.10.2019 г., Таганрог / отв. ред. В.П. Рыжов. - Таганрог : Типография Ступина С.А., 2019. - С. 62-65.
   6.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 544 с.
   7.Гончарова Н.Ю. Общетеоретические основы изучения понятия "Образ" // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - N 3-2. - С. 33-37.
   8.Гостев А.А. "Миры образов" в интегральном образе реальности: некоторые духовно-нравственные и метафизические аспекты // Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16.10.2009г.) / Отв.ред.: А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова,Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. - С. 43-50.
   9.Гузенко С.С. Свобода совести, физическая культура и спорт // Здоровьесбережение как инновационный образования: сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции, Санкт-Петербург, 15.04.2020 г. - СПб.: ЧОУ ВО СПбУТУиЭ, 2020. - С. 100-108.
   10.Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная интуиция и виртуальное пространство // Социальная реальность виртуального пространства: материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20.09.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С. 22-30.
   11.Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные ценности как основа системы образования // Социально-политические и экономические проблемы современной России // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, - Отв. редактор Мусаева Э.Ш. - Махачкала: АЛЕФ, 2021. - С. 53-61.
   12.Ислам какой он есть. - Баку: Азербайджанская Государственная Книжная Палата, 1999. - 320 с.
   13.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Воспитание // Современное образование в условиях реформирования: Инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 17.03.2010 г. / Под общ.ред. А.И.Таюрского. Ч.3. - Красноярск, 2010. - С. 229-332.
   14.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества // Дискуссия. - 2010. - N 5. - С. 83-86.
   15.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Образование // Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / Под общ.ред. В.С. Курчеева и Т.В. Сидориной. - Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. - С. 107-112.
   16.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. 357 с.
   17.Кисленко С.В. Философско-этимологический анализ понятия "Образование" // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. - 2008. - N 2 (8). - С. 225-227.
   18.Краткий философский словарь. - М.: Политиздат, 1950. - 322 с.
   19.Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. - 160 с.
   20.Камолова К.Г. Творческое применение религиозного опыта при воспитании верующих людей // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2017. - N 1-2 (61). - С. 63-67.
   21. Кафаров Т.Э. Этические аспекты суфизма // Исламоведение. - 2011. - N 4 (10). - С. 24-28. 
   22.Камилов А.Ш. Физические труды ар-Рази и Ибн Сины: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Душанбе, 1991. - 162 с.
   23. Кораев Т.К. Суфизм в современном мире // Россия и мусульманский мир. - 2012. - N 10. - С. 143-157.
   24.Мухамеджанова Л.А., Ивентьев С.И. Роль ислама и православия в духовно-нравственном воспитании личности // Православие и общество: грани взаимодействия : материалы V Международной научно-практической конференции в рамках XI Забайкальских Рождественских образовательных чтений / Забайкальский государственный университет ; ответственные редакторы Е. В. Дроботушенко, Ю. Н. Ланцова. - Чита : ЗабГУ, 2021. - С. 107-112.
   25.Нагевичене В.Я. Православная религиозность как путь  духовного становления личности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - N 10. - С. 34-38.
   26.Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 6: Н-О. / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 590 с.
   27.Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра. - 240 с.
   28.Сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви. - URL: http://rpsc.ru (дата обращения: 25.03.2022).
   29.Саяхов Р.Л., Аминов Т.М. Исламская педагогика. Учебное пособие для бакалавров по направлению 47.03.03 Религиоведение. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. - 136 с.
   30.Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - Москва: Наука, 1987. - 192 с.
   31.Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов: под ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736 с.
   32.Тресвятский Л.А. Место духовной традиции в перевоспитании осужденных в рамках пенитенциарной педагогики на современном этапе // Вестник Кузбасского института. - 2016. - N 3 (28). - С. 175-181.
   33.Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. - 2010. - N 7. - С. 9-12.
   34.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
   35.Харисова Л.А. Ислам и духовно-нравственное воспитание школьников: методическое пособие. - Казань: РИЦ "Школа", 2001. - 172 с.
   36.Шестун Е. Православная педагогика. - Москва: Про-Пресс : Правосл. педагогика, 2001. - 559 с.
   37.Шкуран О.В. Языковые единицы с сакральной семантикой: лингвокультурологический и лексикографический аспекты. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т.10. N 2. С. 336-353.
   38.Штумпф С. П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. - 2014. - N 1. - Т. I (Гуманитарные науки). - С. 186-190.
   39.Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодёжи как основа формирования и развития личности // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - N 12. - URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (дата обращения: 25.03.2022).
  
  
  
   Сведения об авторе
   Данакари Лилия Ричарди, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы ФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет".
  
   Ермоченко Константин Павлович, студент 5 курса ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского".
  
   Ивентьев Сергей Иванович, юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"