Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. : другие произведения.

Проблема духовно-нравственного насилия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Целью статьи является исследование авторского концепта "духовно-нравственное насилие". Методология исследования - логический и сравнительный анализ, междисциплинарный подход. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых насилию над душой и духом человека. В настоящем исследовании под духовно-нравственным насилием мыслится любое действие или бездействие, направленное на духовную и нравственную неприкосновенность, порабощение и уничтожение духовной личности человека - его души и духа. Изучаемое насилие представляет огромную опасность для души человека, на что должно обращать внимание не только религия, но и государство. Исходные данные статьи: Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Проблема духовно-нравственного насилия // ВЕСТНИК КРАУНЦ. СЕРИЯ "ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ". - 2023. - Љ 1 (41). -С.13-19.


  
   Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Проблема духовно-нравственного насилия // ВЕСТНИК КРАУНЦ. СЕРИЯ "ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ". - 2023. - N 1 (41). -С.13-19.
  
   УДК 128, 364.632
  

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАСИЛИЯ

Боброва Н.А.

доктор юридических наук, профессор

Тольяттинский государственный университет

г. Тольятти

bobrovana@mail.ru

Данакари Л.Р.

кандидат философских наук, доцент

Волгоградский государственный университет

г. Волгоград

liliya.danakari@yandex.ru

Ермоченко К.П.

магистрант 1 курса,

Смоленский государственный университет

г. Смоленск

ermochenko.konstantin@gmail.com

Ивентьев С.И.

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере

национальных и религиозных отношений

ООО "ДЭЛИЛ"

г. Казань

sergei-zsk@mail.ru

   Аннотация. Целью статьи является исследование авторского концепта "духовно-нравственное насилие". Методология исследования - логический и сравнительный анализ, междисциплинарный подход. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых насилию над душой и духом человека. В настоящем исследовании под духовно-нравственным насилием мыслится любое действие или бездействие, направленное на духовную и нравственную неприкосновенность, порабощение и уничтожение духовной личности человека - его души и духа. Изучаемое насилие представляет огромную опасность для души человека, на что должно обращать внимание не только религия, но и государство.
  
   Ключевые слова. Бог, человек, душа человека, дух человека, насилие, духовно-нравственное насилие.
  
   В литературе отмечается, что дефиниция "насилие" имеет множество смыслов: духовный (религиозный), философский, правовой, медицинский, этический, социологический и политический) [21, с. 139].
   Этики под насилием понимают "подавление человека во всех его разновидностях и формах - не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах. Тем самым насилие оказывается синонимом морального зла, в него наряду с убийством включаются ложь, лицемерие, другие нравственные деформации" [6, с. 355]. При этом к разновидностям подавления добавляется духовное и моральное [9, с. 225].
   Согласно Советскому энциклопедическому словарю, 1) насилие - это применение определенным классом (социальной группой) различных форм принуждения в отношении других классов (групп) с целью приобретения или сохранения экономического или политического господства, завоевания тех или иных привилегий; 2) насилие в праве - это физическое (телесное повреждение, побои) или психическое (угроза) воздействие одного человека на другого [22, с. 875].
   Под понятием "насилие" в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля понимается принуждение, неволя, нужда, насилование, действие стеснительное, обидное, незаконное и своевольное" [7, с. 468].
   Например, Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как "преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб" [18, с. 5].
   В целом приведённые определения, как отмечает Н.Г. Крылов, "имеют ряд общих признаков, характеризующих насилие: 1) всегда направлено против человека; 2) применяется к потерпевшему против его воли или вопреки воле; 3) направлено для достижения чужой воли" [12, с. 132].
   В целом религия не одобряет и выступает против любого вида насилия, которое вредит человеческой душе.
   Существует огромное количество отраслевых классификацией видов насилия, основу которых составляет физическое и психическое насилие.
   Классификацию насилия некоторые авторы осуществляют в зависимости от того, кто является субъектом и объектом насилия: отдельные физические лица, группы; в зависимости от способов и механизмов осуществления насилия: вербальное, невербальное, аудиовизуальное; в зависимости от степени проявления насилия: явное и латентное, непосредственное и опосредованное [8, с. 82].
   Например, в теории уголовного права в основном выделяется три вида насилия: физическое, психическое, сексуальное [12, с. 133]. В свою очередь эти виды насилия подразделяются на некоторые типы.
   Международное право и национальные законодательства запрещают в отношении любого человека и гражданина какое-либо насилие.
   Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948 г. вводит запрет на любое применение пыток, насилия и жестокое обращение как действия, не допустимые для современного цивилизованного общества [13, с. 23-29].
   Согласно части 2 статьи 21 Конституции России, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию [14].
   Российское уголовное, административное и гражданское законодательство обеспечивает конституционные гарантии защиты граждан от любого насилия.
   Следует обратить внимание на то, что концепт "насилие" не рассматривался с точки зрения духовно-нравственного смысла, что определяет новизну и актуальность настоящей работы.
   "Концепт "духовно-нравственный смысл" связан с деятельностью души и духа человека. Человек, раскрывая, с помощью своих души и духа, духовно-нравственный смысл тех или иных вещей, приближается к пониманию Божественного замысла, т.е. человеческая интерпретация смысла превращается в истинное понимание первоначального Божественного замысла творения.
   Духовно-нравственный смысл человека заключается в осознании им того, что он, прежде всего, является духовной личностью (сущностью), имеющего дух и душу, что, в свою очередь, позволит ему осознать и понять истинный смысл жизни в нашем мире" [1, с. 401-407].
   Духовно-нравственный смысл подразумевает взгляд души и духа человека на те или иные явления, вещи, а также рассматриваемые человеком любые вопросы.
   То есть мы попытаемся дать определение понятию "насилие" с точки зрения духовной личности человека - души и духа человека.
   Считается, что понятие "личность" стали использовать с появлением христианства, и оно было чуждо античному мировоззрению, т.к. оно пользовалось словом "ипостась", которое обозначало все, что обладает действительным, но совсем не обязательно одушевленным существованием [2, с. 36-37; 15, с. 122].
   Как обоснованно отмечает Ю.Я. Крамаренко, становление понятия "личность" в христианстве связано с так называемыми триадологическими спорами, в которых была сделана попытка осмыслить и понятийно зафиксировать одновременно единство и троичность Бога [15, с. 122].
   Согласно триадологическому подходу, в христианстве Бог есть Личность (точнее - три единосущные Личности) [16, с. 72-83].
   С точки зрения богословия "личность" - это богодарованное уникальное начало в человеке. Человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. При этом отмечается, что эти два понятия ("образ Божий" и "личность") взаимосвязаны, но нетождественны. "Личностное бытие человека - это, может быть, главная характеристика богообразности человека, однако это не значит, что образ Божий в человеке и личность - одно и то же" [16, с. 72-83].
   Считается, в свете догматического учения Церкви личность как запечатлённый в человеке образ Божий недоступна всеохватывающему и исчерпывающему познанию [20, с. 17].
   В психологической науке личность - это организованно-стойкая система индивидуально-психологических и социальных характеристик, которые составляют базовую основу структуры человеческой сущности с точки зрения её социально-психологической природы [5].
   В философии под личностью понимается персона (от лат. persona - маска, роль актёра):  человеческая особа, личность [23, с.240].
   Согласно Толковому словарю русского языка, личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо [19].
   Из вышеизложенного видно, что понятие "личность" отождествляется с человеком, а также связано с персональными качествами и социальными характеристиками.
   В учение русского философа А.Ф. Лосева под ликом мыслится выражение личности, её образ, картина, смысловое явление [17, с. 484].
   Из вышеизложенного видно, что в философии и религии понятие "личность", так или иначе, увязывается с лицом или ликом человека.
   В целом под личностью следует понимать человека, его духовную сущность, состоящую из души и духа, и обладающую индивидуальными духовными, нравственными, психологическими, социальными, интеллектуальными, физическими и другими характеристиками и свойствами, компетенциями и духовно-нравственным потенциалом.
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [3, с. 21-29].  При этом многими исследователями светской науки под последними мыслится сознание и подсознание человека [1, с. 401-407]. 
   Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой, нрав - свойство души человека [10, с.17]. Каждая человеческая душа имеет свой неповторимый нрав и характер.
   Учитывая, что в состав человека входит духовная составляющая, состоящая из души и духа, то можно однозначно в настоящем исследовании говорить о человеке как о духовной личности.
   Очевидно, что насилию подвержена не только физическая составляющая человека, но и духовная сущность человека (душа и дух).
   Насилие, направленное против души и духа человека, следует именовать духовно-нравственным насилием.
   Под духовно-нравственным насилием следует понимать любое действие или бездействие, направленное на духовную и нравственную неприкосновенность, порабощение и уничтожение духовной личности человека - его души и духа.
   Духовно-нравственное насилие бывает внешним, которое совершается другим человеком или группой лиц (классом, трудовым коллективом, государством) против души и духа человека, а также индивидуальным (личным), когда человек занимается делом явно против своей духовной сущности (например, совершение противоправных действий или греха), не удовлетворяет потребности своей души, не занимается духовно-нравственным развитием и совершенствованием.
   Духовно-нравственное насилие можно также именовать террором.
   Традиционно под террором (лат. terror - страхужас) понимается устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения [19].
   В ниже приведённой классификации терроризма мы можем проследить основные виды духовно-нравственного насилия.
   Террор подразделяется на следующие группы:
   I.По кругу лиц
   1) Массовый террор (геноцид, репрессии, война, оккупация, фашизм и пр.);
   2) Индивидуальный террор (убийство политического или духовного лидера и пр.).
   II.По территориальному признаку:
   1) Международный;
   2) Внутригосударственный.
   III.По мотивации:
   1) Политический (государственный);
   2) Национальный;
   3) Религиозный.
   IV.По сфере действия
      -- Духовный террор (тирания, репрессии, навязывание чуждой идеологии (например, атеизма или одной только религии, определённых ценностей), распространение сект, отсутствие свободы слова и вероисповедания и пр.);
      -- Морально-нравственный террор (наркомания, проституция, порнография, алкоголизм, гомосексуализм, распространение инфекционных заболеваний и пр.);
   3) Экономический террор (эмбарго, несвоевременная выплата зарплаты и пособий, уровень зарплаты ниже прожиточного минимума и пр.);
   4) Социальный террор (разделение на классы, касты по социальному статусу или по материальному достатку).
   V.По способу исполнения
   1) Информационный террор (дезинформация, пропаганда насилия, информационные войны и пр.);
   2) Физическое уничтожение людей (убийство, теракты и пр.);
   3) Духовно-нравственное разложение (растление) населения [4, с. 45-51].
   Любое насилие связано с духовно-нравственным насилием, так как в результате насильственных действий всегда происходит посягательство на духовную сущность человека, его душу и дух.
   Человек и его душа претерпевают физические, духовные и нравственные страдания (переживания). То есть насилие наносит человеку и его душе непоправимый духовный и моральный вред.
   К духовно-нравственному насилию следует также отнести духовное и социальное неравенство людей, необеспечение потребностей души и духа человека, продажу/рабство и уничтожение души человека и другие посягательства на духовную сущность человека.
   Говоря о духовно-нравственном насилии, необходимо учитывать роль двух взаимосвязанных категорий, которые способны породить насилие и проявление насильственного поведения. Речь идёт о контроле и власти.
   Именно властные амбиции и стремление контролировать другого человека или социальную группу выступают фундаментом всякого насильственного поведения. Инструменты установления власти и контроля могут быть самыми разными: применение физической силы, психологические манипуляции, финансовые рычаги, идеологические противоречия, конфликт правящих государственных структур и др.
   Очень часто, а в современном мире крайне часто, в качестве такого инструмента используется духовная сфера, а именно ценности и верования. В таких ситуациях важно помнить, что любая попытка применить власть и контроль над другим человеком, используя его или её религию, веру или убеждения, следует расценивать как религиозное или духовное насилие.
   Как правило, проявляется это при взаимоотношениях разных социальных групп, организаций и институтов. Ярким примером отдельных актов духовно-нравственного насилия с позиций контроля и власти является положение Русской Православной церкви и верующих на всех этапах формирования облика современной России.
   Речь идет о проводимой государством политики в отношении Церкви и верующих, которая зачастую была ярким шаблонным явлением духовно-нравственного насилия.
   Достаточно упомянуть о событиях 1917-1918 гг. Это время нескончаемой последовательной череды трагичных событий, наполнением которых выступают явные агрессивные проявления духовного насилия со стороны Советских властей в отношении верующего населения, подкрепленные нормативными законодательными актами. То есть этот период в истории нашего государства можно расценивать как время узаконенного духовно-нравственного насилия.
   Именно в советское время не обеспечивались потребности души и духа человека.
   Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека [11, с. 316].
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемые семьей, духовными и светскими учебными заведениями. В отличие от светских организаций, в религиозных учреждениях уделяется больше внимания духовно-нравственным потребностям души и духа человека [11, с. 316].
   На законодательном уровне не в полном объёме разработаны меры по предотвращению преступлений в духовно-нравственной сфере, включая манипуляцию человеческим сознанием, что говорит о ненадлежащем обеспечении государством безопасности своих граждан, в т.ч. духовно-нравственной безопасности.
   В юридической науке и законодательстве отсутствуют правовые категории "душа человека", "дух человека", "насилие над душой человека" и "духовно-нравственное насилие", что препятствует надлежащим образом разработать меры по духовно-нравственной безопасности человека, его души и духа.
   По мнению авторов, существующие классификации насилия необходимо дополнить новым видом насилия - духовно-нравственным насилием.
  
  

Список источников и литературы

  
   1.Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И., Шкуран О. В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы: материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. - С. 401-407.
   2.Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 256 с.
   3.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   4.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные аспекты противодействия терроризму и экстремизму // Противодействие идеологии терроризма: концепции и адресная профилактика. Всероссийская научно-практическая конференция (06.06.2019 г., г. Уфа) / Составители: Зинурова З.С., Фахретдинов Т.Р., Хазиев В.С., Юлбаев Р.З. - Уфа: Изд-во ИП Кузнецов Н.В., 2019. - С. 45-51.
   5.Ведмеш Н.А. Структура личности [электронный ресурс]. URL:  https://psihomed.com/struktura-lichnosti/  (Дата обращения: 25.01.2023).
   6.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с.
   7.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. Т. 2. - СПб.: ТОО Диамант, 1996. - 784 с.
   8.Зейналов Г.Г., Баранов А.Ю. Классификация социального насилия в контексте информационного общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - N 8-9. - С. 81-84.
   9.Ивентьев С.И. Концепция нравственного правового общества // Наука и современность-2010: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Часть 3 / Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. - С. 222-232.
   10.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с.
   11.Ивентьев С.И. Духовно-нравственная основа социализации личности // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе: сборник статей X Уральского демографического форума: в 2-х т. - Том II. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2019. - С. 313-318.
   12.Крылов Н.Г. К вопросу о содержании понятия "насилие" в российском уголовном праве // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - N 5 (112). - С. 131-135.
   13.Колосов Ю.М., Котляров И.И. Международное гуманитарное право в документах. - М.: МНИМП, 1996. - 556 с.
   14.Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 25.12.1993.
   15.Крамаренко Ю.Я. Личность человека в православном богословии и в психологической науке // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2006. - Вып. 2. - С. 122-148.
   16.Леонов В., свящ. Взаимосвязь понятий "личность" и "образ Божий" в православном богословии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС, 2010. - С. 72-83.
   17.Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Правда, 1990. - 656 с.
   18.Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга и др./ Пер. с англ. - М.: Издательство "Весь Мир", 2003. - 376 с.
   19.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование : ОНИКС, 2012. - 1375 с.
   20.Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. - 240 с.
   21.Руженкова В.В., Руженков В.А. Медицинские аспекты межличностного насилия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Медицина. Фармация. - 2012. - N 4 (123). - Выпуск 17. - С. 138-143.
   22.Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1633 с.
   23.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"