Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный аспект цифрового общества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматривается духовно-нравственный аспект цифрового общества и виртуального пространства. Раскрыты положительные и негативные стороны цифрового пространства, его воздействие на человека, его душу и дух. Для цитирования: Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект цифрового общества // Информационное общество: пределы и риски - прошлое, настоящее, будущее: Материалы V Международной научной конференции Гуманитарные Губкинские чтения (Москва, 3 апреля 2020 г.) Ч. 1. // Отв. ред.: О.М. Смирнова. Ред.: М.Б.Балычева, Н.П. Рябчун. - М: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2020. - С.209-216. ISBN 978-5-91961-328-2 Часть 1 ISBN 978-5-91961-329-9 https://www.gubkin.ru/konferentsii-i-vystavki/gumanitarnye-gubkinskie-chteniya/materialy-konferentsii-2020-goda.php


   Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект цифрового общества // Информационное общество: пределы и риски - прошлое, настоящее, будущее: Материалы V Международной научной конференции Гуманитарные Губкинские чтения (Москва, 3 апреля 2020 г.) Ч. 1. // Отв. ред.: О.М. Смирнова. Ред.: М.Б.Балычева, Н.П. Рябчун. - М: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2020. - С.209-216.
   ISBN 978-5-91961-328-2
   Часть 1 ISBN 978-5-91961-329-9
  
   https://www.gubkin.ru/konferentsii-i-vystavki/gumanitarnye-gubkinskie-chteniya/materialy-konferentsii-2020-goda.php
  
  
   УДК 330, 338
   Ивентьев Сергей Иванович
   юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ"
   Россия
   sergei-zsk@mail.ru
  
  

Духовно-нравственный аспект цифрового общества

  
   Аннотация: В статье рассматривается духовно-нравственный аспект цифрового общества и виртуального пространства. Раскрыты положительные и негативные стороны цифрового пространства, его воздействие на человека, его душу и дух.
  
   Ключевые слова: человек, душа, дух, общество, цифровое общества, виртуальное пространство.
  
  
   "Информационное общество (ИО) - это постиндустриальный этап развития общества, характеризующийся главенствующей ролью информации во всех сферах экономической и социальной жизни человека" [16, с. 34].
   С развитием цифровых технологий ИО плавно перешло в цифровое общество, в котором главное место отведено виртуальному пространству или киберпространству  (англ. сyberspace - метафорическая абстракция).
   В условиях цифрового общества происходит существенная трансформация общества, семьи и социальных институтов государства.
   Благодаря цифровым технологиям произошёл резкий скачёк в развитии виртуального пространства (киберпространства), цифровой экономики, цифрового государственного управления, информационной инфраструктуры, сферы оказания государственных услуг и информационной безопасности, а также увеличился объём электронных гражданско-правовых сделок, что, собственно, упростило жизнь и социальный быт людей. При этом киберпространство вторглось в духовно-нравственную сферу человека, положительно и негативно воздействуя на его душу и сознание.
   В зарубежной и отечественной литературе мало освещаются негативные последствия цифрового общества и виртуального киберпространства на человека, его душу и дух, что говорит об актуальности настоящей работы.
   Человек через виртуальное пространство реализует своё право на управление информацией, энергией, пространством и временем, свободу морального и духовного творчества, закреплённые четвёртым и пятым поколениями прав человека или правами души и духа человека [8, с. 20]. Кроме того, киберпространство также позволяет людям в режиме реального времени пользоваться правом на информацию (ст.33 Конституции РФ) и реализовывать своё право на творчество (ч.1 ст.44 Конституции РФ).
   Виртуальная реальность создаёт различные образы и формирует новую индивидуальность, а также рождает новые формы реальности [1, с. 125; 4, с. 172].
   Многие учёные правомерно обращают особое внимание на виртуальное насилие, которому подвержены  детская и подростковая возрастные группы, а также на распространение антиценностей в сети [2, с. 141; 17, с. 48].
   В литературе фиксируются факты негативного влияния избыточной информации на индивида, постоянном стрессе, что негативно сказывается на физическом и психическом здоровье человека.
   Через виртуальное пространство распространяется безнравственная и антисоциальная реклама, пропагандирующая порнографию, проституцию и прочие аморальные явления, осуществляются манипуляции сознанием человека, формируется интернет-зависимость, осуществляются информационные войны, экстремизм и совершаются другие преступления [11, с. 224-237].
   К большому сожалению, предметом научных исследований и оперативно-розыскных мероприятий выступает только открытая (видимая) сторона Интернета. Вне нашего осмысления остаётся так называемая "тёмная сторона Интернета" или "Тёмная сеть" ("Даркнет"), которая функционирует "исключительно на дружественных доверенных узлах в рамках особых портов и протоколов" [18, с. 8,10], представляя собой сеть скрытого и анонимного интернета [3, с. 11]. Как справедливо отмечают некоторые авторы, "очевидно, что тяготение к криминальной модели применения Даркнета заложено в анонимности сети, что привлекает различного рода злоумышленников, избегающих идентификации и привлечения к юридической ответственности" [3, с. 12]. 
   В виртуальной сети комфортно себя чувствует сообщество хакеров, которые являются профессионалами с технической стороны, но чаще всего, как указывает В.В.Касьянов, выступают создателями вредоносных и прочих вирусных программ, участниками противоправных высокотехнологичных преступлений, имеют "различные девиации, ярко выраженное самомнение, бредящим о личном превосходстве и даже господстве над миром блогеров, причем обязательно - примитивных" [11, с. 41].
   Несмотря на то, что имеется цифровое право, в настоящее время встаёт необходимость в адекватном правовом регулировании любого виртуального пространства, а также возникшие с ним информационно-цифровые отношения.
   Выше рассмотренные аспекты киберпространства касаются очевидных проблем человека на физическом плане. При этом, к большому сожалению, вне осмысления остаются вопросы влияния виртуального пространства на духовно-нравственную сферу человека, связанную с его душой и духом [10, с. 224-237].
   С момента появления человека до наших дней актуальными так и остаются вопросы, касающиеся духовной реальности человека, его души и духа.
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [5, с.10].
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека.
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом.
   В христианской и мусульманской традиции под Духом Святым понимают Божий Дух (Дух Господень) (Библия, Быт. 1:2; Иоанн 3:6; Чис. 27:18; Коран 17:87; 32:9 и др.).
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции [12, с. 5-11]. "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому... Третья - признаёт душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [13, с. 9].
   Хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: "начинается с "души человека" в Древности, она превращается в полумистический "дух человека" в Средневековье, затем заменяется "сознанием человека" в Новое время, но постепенно открывается "психическая реальность" в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" в сегодняшнее Неоклассическое время" [15, с. 162].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека", "компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание" [15, с. 245, 291].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает так или иначе действовать само бытие и все в нём" [13, с. 9].
   Например, И.А. Ильин под духом человека подразумевал объективно существующую жизненную разумную энергию человека [7, с. 236].
   В данном случае мы под духом человека мыслим нетелесное, невещественное начало, эманацию Бога [8, с. 17, 352].
   Под душой понимается: "1.Совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека; 2.Творение Бога" [8, с. 352].
   Согласно авторскому определению, Душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, Духовная Личность [8, с. 153].
   Г.П.Меньчиков обоснованно отмечает, что "душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем "я" [13, с. 9].
   Очевидно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности [14, с. 57-64], что не позволяет адекватно и эффективно решать вопросы духовно-нравственной безопасности человека, его души и духа. Данный вопрос должен в ближайшее время быть разрешён не только на научно-философском, но и правовом уровне.
   В концепции (от лат.conceptio "система понимания") четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека душа человека наделяется определёнными правами и свободами [6, с. 183; 8, с. 9], а также относится к нематериальному бесценному благу [9, с. 158].
   В настоящее время Интернет выступает для современного человека и цифрового общества идолом, что вредит его душе. О такой духовно-нравственной опасности давно говорят Библия (Исх.20:4-6) и Коран (16:51) и другие Священные Писания. В христианской традиции идол представляет собой духовный обман, пустоту, которую заполняют тёмные силы.
   Многие пользователи Интернет реальную жизнь подменяют виртуальной, становясь интернет-зависимыми или киберзависимыми, что выражается в "проявление его несвободы" [17, с. 55].
   Таким образом, в ходе исследования предмета статьи были освящены вопросы информационного общества, связанные с духовно-нравственной сферой человека, которые подлежат незамедлительному духовно-нравственному разрешению и правовому регулированию.
  
   Литература
   1.Арляпова Е.В., Конюхова Т.В., Гончарова Н.А. Влияние информационно-коммуникативного пространства на формированиеновой индивидуальности // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 317. N 6. С.125-129.
   2.Балашова Н.А. Физическое и виртуальное пространства реализации социального насилия // Историческая психология и социология истории. 2012. N 2. С.136-147
   3.Васильев А.А., Ибрагимов Ж.И., Васильева О.В. Даркнет как ускользающая сфера правового регулирования // Юрислингвистика. 2019. N 12. С.11-13.
   4.Воронкова В.Г. Концепции взаимосвязи человека, сознания, разума в контексте виртуально-информационного пространства // Философия и космология / Philosophy & Cosmology. 2013. Т.12. С.170-182.
   5.Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика,1995. 352 с.
   6.Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ. конф. 26 мая 2017  г. в 2 т. Т.2 Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. С.183-185.
   7.Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. Т.3. Москва: Русская Книга, 1994. 592 с.
   8.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. 357 с.
   9.Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей. СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. С.153-164.
   10.Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект виртуального пространства // Вестник цифровой экономики. 2019. N 1.С.224-237.
   11.Касьянов В.В.Виртуальное пространство как новый - "старый" социокультурный феномен // [Электронный ресурс]. URL: sn-spp.cfuv.ru (дата обращения: 15.03.2020).
   12.Меньчиков Г.П.Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. N 1. С.5-11.
   13.Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. N 1. С. 9-13.
   14.Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия.Психология. Социология. 2013. Вып. 4 (16). С.57-64.
   15.Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. Казань: Познание, 2012. 268 с.
   16.Малыгина О.П., Николаева К.В., Носырина О.В., Сучкова Н.Э. Коммуникационная стратегия бренда в цифровом обществе // Коммуникология. 2017. Том 5. N 3. С.34-46.
   17.Прудникова Е.В. Антиценности виртуального пространства: философский анализ // Вiсник Нацiонального унiверситету "Юридична академiя України iменi Ярослава Мудрого". 2017. N 3 (34). С.47-56.
   18.Сабакина А.Как скрыться на темной стороне Интернета // Тайны Вселенной. 2019. N 8 (141). С.8-11.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"