Данакари Лилия Ричарди, Рудаков Андрей Леонидович, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственные и психологические проблемы современного подростка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Целью статьи является исследование духовно-нравственных и психологических проблем современного подростка. Методология исследования - логический и сравнительный анализ, междисциплинарный подход. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых рассмотрению проблем подростков с точки зрения души и духа человека, что ново для психологической науки. По мнению авторов работы, важной для подростков является проблема духовно-нравственного плана, разрешение которой позволяет правильно и разумно решить социальные и другие подростковые вопросы. В работе представлена авторская классификация подростковых проблем. Для цитирования: Данакари Л.Р., Рудаков А.Л., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные и психологические проблемы современного подростка // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика: материалы V Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20 апреля 2023 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. М.Г. Тирских, Г.В. Дружинина. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. - С. 297-302. ISBN 978-5-9624-2164-3


  
   Исходные данные статьи: Данакари Л.Р., Рудаков А.Л., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные и психологические проблемы современного подростка // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика: материалы V Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20 апреля 2023 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. М.Г. Тирских, Г.В. Дружинина. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. - С. 297-302.
   ISBN 978-5-9624-2164-3
  
  
  
   УДК 1,128, 159.9.
   ББК 60.542.15, 87.153
  

Данакари Л.Р., Волгоград

Рудаков А.Л., Красноярск

Ивентьев С.И., Казань

  

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

   Аннотация: Целью статьи является исследование духовно-нравственных и психологических проблем современного подростка. Методология исследования - логический и сравнительный анализ, междисциплинарный подход. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых рассмотрению проблем подростков с точки зрения души и духа человека, что ново для психологической науки. По мнению авторов работы, важной для подростков является проблема духовно-нравственного плана, разрешение которой позволяет правильно и разумно решить социальные и другие подростковые вопросы. В работе представлена авторская классификация подростковых проблем.
   Ключевые слова: Бог, Любовь, человек, душа человека, дух человека, духовная личность, подросток, проблема, духовно-нравственная проблема, психологическая проблема.

Danakari L.R., Volgograd

Rudakov A.L., Krasnoyarsk

Iventev S.I., Kazan

  

SPIRITUAL, MORAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF A MODERN TEENAGER

   Summary: The purpose of the article is to study the spiritual, moral and psychological problems of the modern teenager. Research methodology - logical and comparative analysis, interdisciplinary approach. The relevance and relevance of the topic under study is determined by the lack of research devoted to the consideration of the problems of adolescents from the point of view of the soul and spirit of a person, which is new for psychological science. According to the authors of the work, the problem of the spiritual and moral plan is important for adolescents, the solution of which allows you to correctly and reasonably solve social and other adolescent issues. The paper presents the author's classification of adolescent problems.
   Key words: God, Love, man, human soul, human spirit, spiritual personality, teenager, problem, spiritual and moral problem, psychological problem.
  
   В литературе в основном указывается, что подростковый возраст включает в себя два важных этапа развития: пубертатный период (с момента появления вторичных половых признаков до обретения способности к эффективному выполнению репродуктивной функции) и этап социального созревания [11, с. 199].
   Кроме того, у подростков идёт выбор жизненных приоритетов, определение для себя важности духовных над материальными потребностями, а также в это время происходит становление духовного Я.
   В подростковом периоде душа человека больше проявляет себя в виде интуиции и совести, которая влияет, так или иначе, на поведение подростка. Игнорирование голоса души (совести) приводит к девиантному (от лат. deviatio - отклонение) и деструктивному (от лат. destructivus - разрушительный) поведению подростка.
   Совесть часто именуют внутренним нравственным компасом человека [8, с. 40].
   То есть речь идёт о духовно-нравственном этапе развития подростков, который, к большому сожалению, не упоминается при раскрытии этапов подросткового развития.
   В связи с указанным, авторы считают, что подростковый период развития имеет не два, а три этапа развития: 1.Духовно-нравственный период; 2.Пубертатный период; 3.Этап социализации (социального созревания).
   На каждом этапе подросткового развития молодой человек сталкивается с рядом проблем.
   В литературе выделяют физические, социальные, психологические и другие проблемы подростков [7, 8, 10].
   С учётом религиозной и светской точек зрений, авторами были собраны и классифицированы проблемы подростков, которые указаны в научной и другой литературе, в следующие группы:
   1.Духовно-нравственные проблемы.
   1.1.Осознанное или неосознанное отдаление от Бога-Творца или Его не восприятие.
   1.2.Отсутствие энергии Любви и любви к Богу и другому человеку.
   1.3.Дисбаланс между духовными и материальными потребностями подростка.
   1.4.Непонимание своей духовной личности или нежелание ею быть.
   1.5.Отсутствие или неопределённость в смыслах и целях жизни.
   1.6.Проблема смерти.
   1.7.Духовные и нравственные пороки.
   1.8.Другие проблемы, связанные с душой подростка.
   2.Аксиологические (неправильные ценностные приоритеты, конфликт подростковых ценностей с ценностями взрослых).
   3.Психологические (тревожность и эмоциональная нестабильность).
   3.1.Личные.
   3.1.1.Эмоциальные (частая смена настроения, гнев).
   3.1.2.Поведенческие (самовыражение, самоутверждение, самоповреждающее поведение, суицид).
   3.1.3.Безответная любовь.
   3.1.4.Наркотическая или алкогольная зависимость.
   3.1.5.Противоправные действия подростка и в отношении него.
   3.2.Внешние.
   3.2.1.Семейные (неполная семья, отсутствие любви, доверия, внимания, уважения и диалога, насилие, неправильное воспитание и т.д.).
   3.2.2.Взаимодействие со сверстниками (отсутствие понимания, общения, отсутствие друзей, конфликт).
   3.2.3.Взаимодействие с взрослыми (отсутствие понимания, не воспринимание как личности).
   4.Социальные.
   4.1.Образовательные (неуспеваемость, непонимание учителей, недостаток педагогического внимания, недостатки преподавания, отсутствие денег на покупку учебных принадлежностей, компьютера, неопределённость в выборе будущего вида профессиональной деятельности и пр.).
   4.2.Поведенческие (девиантное поведение, агрессия, употребление алкоголя, психоактивных и психотропных веществ).
   4.3.Взаимодействие со сверстниками и другими школьниками.
   4.3.1.Буллинг (от англ. bullying - запугивание).
   4.3.2.Противоправные действия.
   4.4. Отношение в семье. 
   4.4.1.Отсутствие понимания.
   4.4.2.Недостаток внимания со стороны родителей.
   4.4.3.Противоправные действия.
   4.5. Взаимодействие с взрослыми. 
   4.5.1.Непонимание.
   4.5.2.Отсутствие уважения и диалога.
   4.5.3.Отсутствие поддержки и наставника.
   4.5.4.Противоправные действия.
   4.6.Неблагополучные условия жизни.
   4.6.1.Отсутствие семьи.
   4.6.2.Беспризорность.
   4.6.3.Криминализация.
   4.6.4.Материальные проблемы.
   4.7.Информационные.
   4.7.1.Идеологические.
   4.7.2.Зависимость от киберпространства.
   4.7.3.Манипуляция сознанием подростка.
   4.7.4.Зависимость от гаджетов, девайсов.
   4.8.Миграционные проблемы.
   4.9.Культурные (отсутствие культурно - досуговые мероприятий или денежных средств на их посещение, отсутствие интересов, связанных со способностями и т.д.).
   4.10.Ограничение или лишение прав и свобод.
   5.Физические.
   5.1.Физиологические (гормональные) (недовольство своей внешностью, непринятие своего тела (дисморфобия и дисморфомания));
   5.2.Половые.
   5.2.1.Гендерное самоопределение.
   5.2.2.Сексуальный опыт (отсутствие полового воспитания, неудачный опыт, сексуальное насилие и рабство).
   5.2.3.Подростковая беременность.
   5.3.Физическое насилие.
   5.4. Проблемы со здоровьем (заболевания, стресс, травмы, подавленное состояние, плохое зрение и т.д.).
   6.Другие проблемы.
   Вышеперечисленные проблемы подростков также присущи взрослым. Не решенные подростковые проблемы переходят во взрослую жизнь.
   При решении психологических и других проблем подростков часто не принимается во внимание духовно-нравственный аспект, в частности, духовная личность человека и её потребности.
   В настоящем исследовании используется понятие "личность", под которым мыслится следующее.
   Под личностью понимается человек, его духовная сущность, состоящая из души и духа, и обладающая индивидуальными духовными, нравственными, психологическими, социальными, интеллектуальными, физическими и другими характеристиками и свойствами,  компетенциями и духовно-нравственным потенциалом [1, с. 191-198].
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [2, с. 21-29].  При этом многими исследователями светской науки под последними мыслится сознание и подсознание человека [3, с. 401-407]. 
   Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой, нрав - свойство души человека [6, с. 17] Каждая человеческая душа имеет свой неповторимый нрав и характер [1, с. 191-198], что должно учитываться при решении подростковых проблем.
   Духовная личность, так или иначе, участвует в определение направления будущей жизни человека. Часто это направление именуют судьбой [9, с. 40-48].
   Наукой пока не изучен механизм влияния духовной личности на судьбу человека.
   Учитывая, что в состав человека входит духовный план, состоящий из души и духа, то можно однозначно в настоящем исследовании человека считать духовной личностью [1, с. 191-198].
   Душа человека - бессмертная духовная личность, не имеющая какого-либо пола, которая имеет право на бессмертие и не прекращающее перевоплощение (инкарнацию - от латincarn?tio - воплощение) в новом физическом теле человека [4, с. 310-312].
   По мнению авторов, чтобы свести к минимуму суициды и девиантное поведение в подростковой среде, необходимо решать в первую очередь их духовно-нравственные проблемы.
   Таким образом, из вышеизложенного видно, что главной для подростка и общества в целом является духовно-нравственная проблема, решение которой помогает решить социальные, психологические и другие проблемы подростка.
  

Список литературы:

  
   1.Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспекты свободы личности в цифровую эпоху // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции (г. Казань, 23 сентября 2022 г.) / под ред. И.Р. Бегишева, Е.А. Громовой, М. В. Залоило, И.А. Филиповой, А.А. Шутовой. В 6 т. Т. 4. - Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета, 2022. - С. 191-198.
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   3.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. - С. 401-407.
   4.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   5.Ивентьев С.И. Гомосексуализм (содомия) с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / Под общ.ред.С.С. Чернова. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2013. - С. 226-236.
   6.Кочарян Г.С. Гомосексуальность: исследование Альфреда Кинси // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2009. - N 2 (22). - С. 131-134.
   7.Катеринина А. А. Психология подросткового возраста. - Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2015. - 159 с.
   8.Кулаков С.А. На приеме у психотерапевта - подросток : Учебное пособие для врачей и психологов. Издание 2-е, дополненное / Сергей Александрович Кулаков. - [б. м.] : Издательские решения, 2019. - 224 с.
   9.Носоченко М. А. Концепт судьбы в восточной и западной культурах // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2022. - N 2. - С. 40-48.
   10.Физические, психологические и поведенческие проблемы подросткового поведения [электронный ресурс]. Режим доступа https://solncesvet.ru/blog/psihologiya-i-vospitanie/problemy-podrostkovogo-vozrasta/ (Дата обращения: 25.03.2023).
   11.Яйленко А.А. Проблемы подросткового возраста // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - N 4. - С. 198-206.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"