Искандаров Ш.Ф., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. : другие произведения.

Проблема уважения к человеку и религия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются проблема уважения человека и отношение к ней религии. Обращено внимание на то, что эта проблема не решена в связи с наличием духовного и социального неравенства, разделения людей на "своих" и "чужих". Исходные данные статьи: Искандаров Ш.Ф., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Проблема уважения к человеку и религия // Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего: Сборник материалов регионального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений (Псков, 8-10 декабря 2023 г.) / под редакцией Герасимовой И.В. - Псков: Псковский государственный университет, 2023. - С. 172-79. ISBN 978-5-00200-161-3


   Исходные данные статьи:
   Искандаров Ш.Ф., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Проблема уважения к человеку и религия // Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего: Сборник материалов регионального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений (Псков, 8-10 декабря 2023 г.) / под редакцией Герасимовой И.В. -
   Псков: Псковский государственный университет, 2023. - С. 172-79.
   ISBN 978-5-00200-161-3
   Тираж 300 экз.
  
  
  
   УДК 2,177
   ББК 86, 87.7.

ПРОБЛЕМА УВАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И РЕЛИГИЯ

Ш. Ф. Искандаров

Таджикский национальный университет,

г. Душанбе, Республика Таджикистан

О. В. Шкуран

Луганский государственный педагогический университет

г. Луганск, Луганская Народная Республика, Россия

С. И. Ивентьев

г. Казань, Россия

   В статье рассматриваются проблема уважения человека и отношение к ней религии. Обращено внимание на то, что эта проблема не решена в связи с наличием духовного и социального неравенства, разделения людей на "своих" и "чужих".
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, религия, христианство, ислам, уважение.
  
   Предметом исследования выступает феномен "уважение человека".
   Цель исследования - изучение взаимосвязи уважения человека с религией.
   Методика исследования -  сравнительный анализ и синтез, обобщение, аналогия, системный и междисциплинарный подходы. 
   Этимология. Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, "уважать, уважить кого, увадить арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко; || честить почетом, потчевать, принимая почетно"
[6, с. 460]. 
   В современных лингвистических словарях отсутствует информация о связи слов важный и уважать, однако этимологические пометы свидетельствуют об их связи, поскольку польско-немецкое происхождение и первичный смысл этих слов близок - ?имеющий вес?. "Слово важный пришло в русский язык из польского языка во второй половине XVIII в. Исходя из семантики первоисточника - др.-нем. слова waga, важный можно буквально перевести как ?имеющий вес?. Синонимами слова важный являются "веский", "значительный", "надменный". Родственными: укр. - важливий; белорусское - важны; болгарское - важен; чешское - vazny" [21, c. 642]. "Слово уважать заимствовано из польского языка в значении ?соображать, наблюдать?, которое тесно связано с нов.-в.-н. Wage ?весы?" [26, с. 144].
   В словарях слово "уважать" имеет следующий словообразовательный ряд: Уважать - уважить - уважение, уважаемый, неуважение, уважительный, уважительность, уважительно, неуважительный, неуважительный [24, с. 508].
   Синонимами слова "уважать" являются слова: благоговеть, боготворить, вздыхать, высоко ставивший, высоко ставить, дорожить, жаловать, заботиться, имевший пристрастие, имевший слабость, иметь слабость, любить, обожать и др.
   Обратимся к одному из классических определений. "Уважение" - одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности [22, с. 362].
   По смыслу данного определения, уважение - это нравственная обязанность, которая является следствием признания достоинства личности. На наш взгляд, эта обязанность имеет и правовое значение, ее правовая природа представляет для нас основной интерес. Примечательно, что термин "самоуважение" имеет близкую связь с термином "достоинство" [9, с. 30-38].
   В ходе исследования связей семантико-синонимических и ассоциативных полей понятия "уважение" было выявлено, что оно ассоциируется с добротой, т.е. Добром [18, с. 99-106].
   В научной литературе уважение с признанием равенства, сочувствия и сопереживания именуют толерантностью [20, с. 73-74].
   Слово "уважение" является универсальным понятием, так как относится к одному из человеческих чувств и отношений, восходит к понятиям "любовь" и "достоинство" [2, с. 189].
   История. Считается, что исторически термин "уважение" всецело принадлежит философии (И. Кант, М. Бубер, Э. Левинас и др.).
   На сегодняшний день уважение занимает положение нравственной категории этики, однако и другие науки проявляют к нему интерес. Уважение является объектом исследования социологии, психологии, педагогики, а также права. По мнению И. Канта, абсолютное уважение к личности составляет нравственное основание морали и права. Через чувство уважения человек утверждает достоинство - как своё, так и того человека, уважение к которому он выказывает [5, с. 116].
   В своих работах "Основы метафизики морали" и "Метафизика морали" И. Кант указывает на то, что в обращении с людьми необходимо помнить, что каждый человек имеет внутреннюю ценность, то есть достоинство. Морально правильным является уважительное обращение с человеком, не ожидая, что он вызовет у нас чувство уважения к себе. Необходимо руководствоваться не нашими желаниями, а осознанием и принятием долга. По мнению большинства исследователей, уважение имеет двойственную природу. В первом случае уважение проявляет себя как оценка заслуг и достижений человека (уважение, как оценка). Во втором случае уважение это признание прав человека и его внутренней ценности (уважение как признание). Однако взгляд исследователей на уважение не ограничивается анализом этических содержаний. Также имеет место правовое восприятие природы уважения, которое наиболее значимо в рамках настоящей статьи. Мнения многих исследователей совпадают в том, что уважительное обращение включает в первую очередь стремление воздержаться от причинения вреда другим и нарушения их прав. "Действовать уважительно по отношению к другим означает главным образом не знаки уважения, а непосредственное признание прав окружающих" [2, с. 188-192].
   Право на уважительное отношение к себе или уважительное отношение к себе как качество личности - способность уважать самого себя, то есть адекватно оценить степень, насколько Я состоялся в плане разумности, порядочности, зрелости, целостности и гармоничности [9, с. 30-38].
   Фундаментом любого неуважения выступает специально созданное духовное и социальное неравенство людей, которое в настоящее время достигло огромных размеров (например, различное пенсионное обеспечение для простых граждан и бывших чиновников, огромный социальный и гендерный разрыв в зарплатах, обычному верующему сложно попасть к руководителям религиозных организаций, которых охраняет вооруженная охрана, и т.д.). [9, с. 30-38].
   Зачатки неуважения человеком других людей появились тогда, когда некоторые люди стали считать себя исключительными и выше других, чуть не богоизбранными людьми, с которыми, по их мнению, напрямую может или должен общаться Бог-Творец, стали искусственно производить человеческое "расслоение" и создавать так называемые социальные касты (социальные группы: вожди, жрецы, фараоны, рабовладельцы, воины, рабы и др.), а также разделять людей на "своих" и "чужих". Власть имущие стали проводить политику колониализма и уничтожения "чужих" (неугодных) людей, их культуры и ценностей.
   Этот неверный и пагубный принцип неуважения человеком другого был заложен в основу государства, социальной структуры общества и созданную сословную систему, которая выражала неравенство даже в положении и привилегиях, а также в так называемые американские и западные принципы демократии или "народовластия" [9, с. 30-38].
   Аналогичная ситуация может прослеживаться на уровне семьи или рода. Часто старшие требуют к себе уважения от младших или других членов своей семьи, проявляя открыто своё неуважение и пренебрежение к ним (например, это взаимоотношения между тёщей и зятем, свекровью и снохой, авторитарной женой и мужем, старшими и младшими детьми и т.д. [9, с. 30-38].
   Уважение выполняет следующие функции [9, с. 30-38]:
   1.Подтверждает, что человек является духовной личностью.
   2.Помогает замечать и соблюдать личные границы другого человека, удерживать свои.
   3.Служит базой для высокой самооценки, чувства собственного достоинства, ощущения личной значимости, самоэффективности, психологического и психического здоровья.
   4.Помогает выдерживать чужое осуждение, критику, неприязнь.
   5.Даёт возможность проявить лучшие качества: доброту, сочувствие, заботу.
   От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько их от излишнего к себе уважения.
   Уважение является важной составляющей духовно-нравственных ценностей человека, которые являются одной из основ духовно-нравственной консолидации общества.
   Духовно-нравственная консолидация базируется на деятельности души и духа каждого человека любого общества [8, с. 14-21]. Следует отметить, именно активной, а не пассивной деятельности души и духа (духовной личности человека).
   На духовном плане человечество объединено единством человеческих душ, скрепами которого выступают Бог и Любовь [8, с. 14-21].
   Право человека на уважение невозможно рассматривать вне контекста существующей концептуальной проблемы человеческого уважения, которая носит явный духовно-нравственный, идеологический, политический, аксиологический, социальный, семейный, религиозный, национальный и этнический характер [9, с. 30-38].
   В настоящее время проблема уважения актуальна, так как имеет давние корни, связана с особенностями социального, религиозного, семейного и национального устройства человеческого общества. К большому сожалению, до сих пор данная проблема не решена, что, по нашему мнению, препятствует консолидации общества. [9, с. 30-38].
   Религия и государство попытались каким-то образом решить эту созданную ими же проблему, провозгласив моральный принцип уважения и любви, уважения прав человека, закрепив в законодательстве право на уважение человеческого достоинства. Обратим внимание на то, что это желание не всегда было продиктовано альтруизмом и искренностью помочь людям и даровать им реальную свободу, обеспечить свободу выбора, установить равноправие и справедливость, а часто преследовало цель укрепить только свою власть над душами людей, совершенствовать методы и способы манипуляции и управления людьми [9, с. 30-38].
   Религия. Религия (лат.religio - набожность, совестливость, благочестие и святость) является одной из древнейших форм культуры и ей принадлежит особая роль в духовной и нравственной жизни общества [21, с. 33-46].
   В русском языке эквивалентом понятия "религия" выступает слово "вера" (от лат. "veritas" - истина, "verus" - истинный), обозначающее убеждённость в чем-либо, состояние сознания верующего. В религиозном смысле вера означает убеждённость в существовании Бога (то есть вера в Бога), высших Божественных сил, духовная способность человеческой души непосредственно знать или познавать сокровенные духовные миры [7, с. 33-46]. 
   Согласно религиозной теории творения, человек был сотворён Богом по своему образу и подобию, и люди являются Его детьми (Библия Быт. 1:26, Пос. к. Рим. Св. ап. Павла, 8:16-17; Коран 7:11) [3, с. 17-21; 4; 11].
   В религиозном понимании человек должен уважать Бога, Его имена, а также другого человека как Образ и Творение Бога.
   В христианстве и исламе основы уважения и любви были заложены в Заповеди любви и Аяте любви, принципах почитания и уважения Бога (Аллаха), родителей, детей и старших (Библия, Иоанна 15:12; Коран, 2:165; 3:31 и др.) [4; 11].
   "Уважение является фундаментальным аспектом христианской жизни. Это добродетель, которая охватывает наше отношение и поведение по отношению к Богу, другим и самим себе. Библия учит, что уважение коренится в любви и является проявлением библейского принципа обращения с другими так, как мы хотели бы, чтобы обращались с нами" [27].
   Уважение к Богу включает в себя признание суверенитета, святости и величия Бога и ответную реакцию благоговением и послушанием. Уважение к Богу также проявляется через поклонение, молитву и послушание Его заповедям [4].
   Уважение к другим - ещё один важный аспект христианской жизни. Это включает в себя отношение к другим с добротой, состраданием и достоинством, независимо от их расы, пола, социального положения или убеждений. Библия учит, что мы должны любить наших ближних, как самих себя (Библия, Марка 12:31) [4], и что мы должны поступать с другими так, как хотим, чтобы они поступали с нами (Библия, Луки 6:31) [4]. Уважение к другим демонстрируется нашими действиями, словами и отношением.
   Одним из конкретных указаний о том, как проявлять уважение в отношениях, является повеление почитать своих родителей. В Исходе 20:12 говорится: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". Эта заповедь повторяется в Новом Завете в Ефесянам 6:1-3 [4]. Дети призваны слушаться своих родителей и проявлять к ним уважение.
   Еще один пример проявления уважения к другим - это наши отношения со старшими. В 1 Петра 5:5 говорится: "Так и вы, младшие, повинуйтесь старшим. Да, все вы повинуйтесь друг другу и облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать" [4]. В общении с пожилыми людьми христианство призывает быть уважительными и смиренными.
   Послание к Римлянам Библия также учит нас любить наших врагов и молиться за тех, кто преследует нас. В Евангелии от Матфея 5:44 Иисус Христос сказал: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" [4].
   Уважение к себе - третий аспект христианской жизни. Это включает в себя признание того, что мы созданы по образу Божьему и что наши тела являются храмами Святого Духа (Библия, 1 Коринфянам 6:19-20). Это также включает в себя заботу о себе и отказ от поведения, которое бесчестит Бога или вредит нам самим. Библия учит, что человек должен любить наших ближних, как самого себя (Марка 12:31), что подразумевает, что мы также должны любить и уважать самих себя [4].
   Право. Истоки "права на уважение" человека следует искать в международном праве.
   Термин "уважение" фигурирует в отечественном и международном законодательстве в связке с другими значимыми понятиями (уважение к закону, принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод и пр.). Однако прямого правового определения термина "уважение" международное законодательство не содержит [9, с. 30-38].
   Современное международное право запрещает пытки или бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (статья 3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. [12], статья 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. [13, с. 29-39], Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающее достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 г. [16], статья 5 Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948 г. [13, с. 23-29], статья 10 Декларации о правах инвалидов от 09.12.1975 г. [19], статья 37 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. [13, с. 67-68]).
   Согласно пункту 1 статьи 10 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущее человеческой личности [13, с. 29-39].
   Аналогичные нормы международного права были закреплены в национальных законодательствах.
   В Конституции Российской Федерации закреплен конституционный принцип уважения чести и достоинства личности, который детализирован в отраслевом законодательстве (статья 21 Конституции РФ, статья 9 УПК РФ) [17; 25, с. 62].
   Например, согласно статье 42 Конституции Республики Таджикистан, в Таджикистане каждый обязан соблюдать его Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей [15].
   В литературе отмечается, что понятие "уважение", к большому сожалению, имеет двойные стандарты и особенно в политике [9, с. 30-38].
   Уважение к другому государству и его ценностям западные государства проявляют только тогда, когда оно согласно утратить свой суверенитет или имеет мощную военную машину, а также рычаги экономического или политического воздействия. Но, несмотря на это, некоторые государства в свои основные законы включили обязанность уважать суверенитет других стран.
   Например, в статье 11 Конституции Республики Таджикистан, указывается, что "Таджикистан, проводя миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств, определяет свою внешнюю политику на основе международных норм" [15].
   Часто правительства (так называемая политическая "элита") некоторых стран своих граждан ставит ниже себя, думают только о своих личных интересах, тем самым неприкрыто показывают неуважение к своему народу.
   В литературе, посвящённой этике, концепту "уважение" как морально-нравственной категории отдельно не посвящено глав [1; 5]. При этом уважение имеет явную аксиологическую направленность, так как представляет собой нравственную и социальную ценность в обществе и государстве.
   Очевидно, что уважение связано с правом человека на Любовь, а также с религиозной Заповедью любви [1, с. 200; 5, с. 278].
   Право человека на уважение в связке с правом на Любовь оносится к пятому поколению прав человека - Божественным правам и свободам человека [10, с. 162].
   Понятие "уважение" традиционно рассматривается как морально-нравственная категория (нравственная ценность), а также как правовая категория и важный принцип семейного права [25, с. 57].
   В семейном праве понятия "уважение" и "любовь" находятся в одной связке, но как два разных слова имеют различную смысловую нагрузку.
   Например, в Российской Федерации семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов (статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации) [23].
   Заключение. Из вышеизложенного следует, что понятие "уважение" является не только религиозной, философской, научной, правовой, но духовно-нравственной категорией. Но, несмотря на это, проблема уважения человека до настоящего времени не решена в связи с наличием духовного и социального неравенства, а также разделения людей на "своих" и "чужих", что необходимо решить человечеству в первую очередь.
  
  

Список литературы

   1. Апресян Р.Г. Этика. М.: КНОРУС, 2017. 356 с.
   2. Ахундова Ш.Дж. Уважение, его основа и типы // Вестник ТГПУ. 2013. N 1 (129). С. 188-192.
   3. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Можно ли считать человека рабом Божьим после законодательного запрета любого вида рабства? // Человек в современных социально-философских концепциях: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабуга, 26.11.2021 г., ред.кол.: С.В. Смирнов (отв. ред.), А.Г. Сабиров (науч. ред.) и др. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2021. С. 17-21.
   4. Библия: каноническая, русский синодальный перевод. М.: Российское Библейское общество, 2007. 1057 с.
   5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2000. 472 с.
   6. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 4: Н-V. СПб.: ТОО "Диамант", 1996. 688 с.
   7. Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Влияние духовно-нравственных ценностей ислама на воспитание и образование молодёжи // Исламский фактор в истории Волго-Уральского региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии / отв. ред. А. Г. Берман. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. - С. 33-46.
   8. Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная консолидация российского общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 21.02.2022 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ, 2022. С. 14-21.
   9. Искандаров Ш.Ф., Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная консолидация общества и проблема уважения человека // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20.02.2023 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. С. 30-38.
   10. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. 357 с.
   11. Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского; ред. В.И. Беляев; авт. предисл. П. Грязневич, В. Беляев. 2-е изд. М.: Наука, 1986. 727 с.
   12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. N 20. Ст.2143
   13. Колосов Ю.М., Котляров И.И. Международное гуманитарное право в документах. М.: МНИМП, 1996. 556 с.
   14. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающее достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст.747.
   15. Конституция Республика Таджикистан. Режим доступа: https://www.mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya (дата обращения: 25.11.2023).
   16. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающее достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст.747.
   17. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993.
   18. Колодина Н.И., Лябина О.Г. Связь единиц семантико-синонимического и ассоциативного полей (на примере нравственных понятий "Уважение" и "Вежливость") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. N 10 (64). Ч. 3. С. 99-106.
   19. ООН Генер.Ассамблея. Офиц.отчеты. 30 сессия. Дополнение N 34 (А/10034). С.114-115.
   20. Сидорова А.Д. Научно-исторические аспекты понятия толерантность в отечественной и зарубежной литературе // Мир науки, культуры, образования. 2011. N 4 (29). С. 73-76.
   21. Семёнов А. В. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь рус­ско­го языка. Серия "Рус­ский язык от А до Я". М.: Из­д-во "ЮНВЕС", 2003. 704 с.
   22. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
   23. Семейный кодекс Российской Федерации // Российская газета. N 17. 27.01.1996.
   24. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся. 3-е издание. М.: "Культура и традиции", 1996. 576 с.
   25. Ульянова М.В. Уважение как правовая категория и принцип осуществления семейных прав и исполнения обязанностей // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. N 4 (135). С. 57-67.
   26. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4 т. Т. 4 / перевод с немецкого и дополнение О.Н. Трубачева. М.: "Прогресс", 1973. 852 с.
   27. Что Библия говорит об уважении? Режим доступа: https://viralbeliever.com/ru/что-Библия-говорит-об-уважении-wdtbs323/?ysclid=lpjw00vidi198367458 (дата обращения: 25.11.2023).
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"