Жульков Михаил Вячеславович, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Религиозные и светские ценности: необходимость диалога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассмотрены религиозные и светские ценности, которые позволяют вести диалог культур и цивилизаций. Для цитирования: Жульков М.В., Ивентьев С.И. Религиозные и светские ценности: необходимость диалога // Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: единство в многообразии культурных кодов. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции 16-17 декабря 2021 года. / Под ред. проф. Р.М. Абакаровой и Т.И. Магомедовой. - Махачкала: АЛЕФ, 2021. - С. 140-146. - Электронное издание. ISBN 978-5-00128-901-2


   Жульков М.В., Ивентьев С.И. Религиозные и светские ценности: необходимость диалога // Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: единство в многообразии культурных кодов. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции 16-17 декабря 2021 года. / Под ред. проф. Р.М. Абакаровой и Т.И. Магомедовой. - Махачкала: АЛЕФ, 2021. - С. 140-146.
   - Электронное издание. ISBN 978-5-00128-901-2
   http://www2.bigpi.biysk.ru/nir2016/file/kipisgd_06_02_2022_10_58_01.pdf
  

Жульков М.В.

кандидат философских наук, доцент, Институт гуманитарных наук, Ивановский государственный университет,

г. Иваново, Россия

Ивентьев С.И.

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ"

г. Казань, Россия

Религиозные и светские ценности: необходимость диалога

  
   Сегодняшний мир полон противоречий и тенденций, двигающих его в разных направлениях. Процессы глобализации, как известно, начались в Новое время, с развитием капитализма, великих географических открытий, формированием мировой торговли. Эти процессы уже в двадцатом веке вызвали мировые войны за передел мира и подъем национальных движений.
   Религиозное сознание так же испытывает влияние глобализации, как и другие сферы человеческой жизни. Мировые религии в настоящее время становятся действительно мировыми по масштабу распространения - их представители живут на всех континентах и в большинстве стран. Само религиозное сознание в процессе глобализации становится более широким и способствует установлению диалога между различными культурами и цивилизациями.
   В настоящее время в жизни планеты становятся очень заметны явления усиления национальных самосознаний. Обостряются геополитические противоречия между странами и группами стран, исповедующих разные ценности. Но противоречия обостряются и внутри отдельных наций по всему миру, как в развитых странах (например, США), так и в развивающихся (Афганистан, ряд стран Африки). В этих условиях диалог культур, диалог между отдельными группами общества, между светскими и религиозными ценностями приобретает большее, чем ранее, значение, становится условием стабильного общественного развития. Один из видных американских социологов, П. Бергер, исследует новый поворот в современном мировом развитии - возрождение церквей и религиозного сознания в целом: "Эксперименты с секуляризированными религиями в целом провалились; религиозные движения с верованиями и практиками, пропитанные реакционной верой в сверхъестественное, широко преуспели" [13, с. 4]. С.Ф. Хантингтон утверждал важнейшую значимость религии для определения цивилизации и нации, национального самосознания: "Из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным, однако, является религия. Основные цивилизации в человеческой истории в огромной мере отождествлялись с великими религиями мира" [12, с. 49].
   Религия, как известно, выполняет сразу несколько функций. Кроме распространения самих религиозных учений, утверждения многомерности мира, присутствия Высших сил, она утверждают морально-нравственные ценности, скрепляющие общество, утверждает эти ценности в индивидуальном сознании, защищает его от внешних воздействий. Существуют две точки зрения на происхождение этих ценностей: одна "от земли", из практики, как например, запрет на близкородственные браки; другая точка зрения утверждает божественное происхождение этих запретов. Вполне возможно сочетание обоих методов в историческом опыте человечества. И на само происхождение человека существуют разные точки зрения, одна показывает естественное происхождение человека благодаря эволюции, другая утверждает внеприродное происхождение человеческого сознания и самосознания.
   В настоящее время часть религиозных истин и ценностей становится светскими. Это, безусловно, позитивный момент, так как показывает, что эти ценности принимаются обществом. В основном, это ценности нравственности и морали, правила поведения. Теперь эти ценности не обязательно обосновывать их божественным происхождением. Мы можем попытаться объяснить, почему нельзя читать чужие письма, а можем и не объяснять: это правило выработало культура, так люди договорились, и мы можем осознанно его соблюдать. Особенно, если помнить древнее золотое правило: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. С другой стороны, мы начинаем лучше понимать задачи религии: утверждать многомерность мира, участие Высших сил в нашей эволюции, наличие Высшего Я человека и необходимость соединения с ним я личности. Но и задача утверждения и охранения нравственных ценностей остается. Это тем более важно, что определенные силы западной цивилизации пытаются навязать всему обществу антихристианские ценности.
   Важно отметить, что жизнь общества определяется, в конченом сче-те, уровнем развития сознания. Так, по мысли В.С. Соловьева, хозяйственная деятельность должна быть орга-низованным осуществлением добра, является особой областью осуществления единого нравственного закона [11, с. 479]. Так, даже на экономическую жизнь большое влияние оказывают ценности культуры - религиозные, национальные и общечеловеческие. Поэтому отступление от духовно-нравственных, религиозных ценностей, ценностей культуры ведёт общество к деградации, в том числе к экономическому спаду. Это ещё один важный момент, почему необходим постоянный диалог религиозных и светских ценностей.
   Под ценностью понимают то, что имеет для человека значимость в духовном, нравственном, эстетическом и познавательном отношении [6, с. 19-22].
   Различают моральные, научные, эстетические, юридические (правовые), философские, религиозные, социальные, политические, экономические, финансовые, экологические и другие ценности [6, с. 19-22].
   Ценности, у которых присутствует религиозный компонент, причисляются к религиозным ценностям. Соответственно, в светских ценностях этот компонент отсутствует.
   То есть моральные, научные, эстетические, юридические (правовые), философские, социальные, политические, экономические, финансовые, экологические и другие ценности могут быть отнесены как к светским, так и к религиозным ценностям.
   При этом общечеловеческие, национальные и этнические ценности могут в себе также содержать религиозный и светский аспекты. Многие светские ценности базируются на религиозных ценностях и морали.
   В иерархии общечеловеческих ценностей выделяют: 1. Божественные ценности (Бог, Любовь, Божественные энергия и информация, Сотворчество); 2. Духовно-нравственные ценности (Вера в Бога, религия, мораль и творчество); 3. Витальные (биологические) ценности; 4. Социальные ценности [6, с. 19-22].
   Некоторые ценности духовно-нравственной сферы человека, общества и государства можно сразу отнести к религиозным и светским ценностям (Любовь, Истина, душа человека, жизнь человека, свобода, мораль / нравственность, Добро, творчество, свобода выбора, справедливость и др.) [1, с. 21-29; 5, с. 62-65].
   Духовно-нравственная сфера человека - "духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания" [7, с. 87-91].
   По нашему мнению, подразделение ценностей на светские и религиозные ценности носит условный характер.
   Ценности духовно-нравственной сферы человека затруднительно делить на светские и религиозные ценности, т.к.к первая связана с духовной сущностью человека (душой и духом).
   В целом можно утверждать, что культура стремится к синтезу мировоззрений, формированию глобального сознания. Представляется, что это общее синтетическое мировоззрение должно соединить три основные направления человеческой мысли - философию, религию и науку, а значит, необходимо продолжать диалог между наукой и религией, между философией и религией (здесь больше общих позиций, поскольку и те, и другие вышли из общих древних философско-религиозных учений), постепенно вырабатывая основу целостного мировоззрения.
   Отметим так же, что русская религиозная мысль имеет тенденцию к такому синтезу. Наша страна, как известно, многонациональная и многоконфессиональная, и имеет многовековой опыт совместного проживания многих народов, в том числе исповедующих разные религии. В России представлены как автохтонные, внутренне присущие все мировые религии (христианство, ислам, иудаизм, буддизм). Это большое достижение невозможно переоценить, оно стабилизирует общество, создает предпосылки для его дальнейшего развития. Как пишет Н.Н. Моисеев: "Вот в этой ситуации роль России может оказаться чрезвычайно важной. И дело не в том, что у нас есть ресурсы, нужные всей планете, и наше географическое положение как бы связывает в единое целое все северное полушарие. Россия обладает уникальным ядерным потенциалом сдерживания. Если к этому добавить, что тысячелетие совместной жизни с мусульманскими народами дало нам тоже уникальный опыт, то не очень трудно увидеть, сколь эффективной может оказаться наша роль учредителей компромиссов" [8, с. 373]. Прошедшие годы показывают правильность такой политики, которая опирается на понимание традиционных, в том числе религиозных, ценностей.
   В современном мире разрушаются программы традиционного общества, наука и техника, новые технологии стремительно меняют нашу жизнь, меняют отношения людей, мужчин и женщин, отношение людей к религии, отношения между поколениями. Для новых поколений, для молодых людей возникает вакуум ценностей, им приходится принимать решения в своей жизни, исходя из собственного понимания, часто недостаточного. Они находятся в поиске новых решений и отношений, утверждающих новые правила поведения. Но не может ли оказаться, что дело в не в новых программах поведения, а в новом выражении вечных ценностей, утверждаемых всеми мировыми религиями? Чтобы сделать выражение этих ценностей более осознанным, свободным, творческим, чтобы в новых условиях творить как свою судьбу, так и судьбу страны.
   Процессы и проблемы глобализации снова и снова возвращают нас к вечным вопросам и ценностям. По В.И. Вернадскому, человек становится все более независимым от условий биосферы. "Homo Sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ", - так оценивал мыслитель наше с вами настоящее и ближайшее будущее [4, с. 69]. Процессы глобализации сознания показывают, что человечество входит в период революционных преобразований сознания, что предъявляет особые требования к каждому человеку. Человечество видит необходимость в развитии нравственного начала разума. Так, А. Печчеи писал о развитии "человеческих качеств" гуманизма, любви к людям и природе, понимания предстоящих задач [9]. Религиозное сознание в процессе глобализации становится более широким и способствует установлению более глубокого взаимопонимания между культурами и цивилизациями, что также является одним из ноосферных принципов: равенство людей всех рас и религий и усиление связей между всеми странами, о чем писал В.И. Вернадский [4, с. 33-37].
   В последнее время в литературе говорится о так называемом духовно-нравственном правосознании, под которым понимается "форма духовного и нравственного сознания души и духа человека, отражение отношения и восприятия духовной личностью человека морали (нравственности), права и правовой реальности" [10, с. 33-37]. При этом указанное сознание отлично от религиозного сознания.
   В современном мире проявляются тенденции к религиозному творчеству и религиозному синтезу.
   Так, Н.А. Бердяев писал о необходимости нового религиозного сознания. В последних строчках заключения книги "Новое религиозное сознание и общественность" Н.А. Бердяев пишет: "И в старой церкви, сохранившей святыню, и в светской культуре и общественности, незримо накопившей новую святыню, должен произойти переворот космического порядка, переход на путь богочеловеческий. Явится в мире богочеловеческий центр, от которого пойдет процесс благодатного завершения истории" [2, с. 290]. В другой своей книге он утверждает, что необходима эпоха, "в которой будет новое откровение об обществе" [3, с. 256].
   Если использовать понятие "духовно-нравственное правосознание", то правильнее будет говорить не о новом религиозном сознании, а о новом духовно-нравственном сознании, которым будут обладать не только приверженцы религиозных, но и светских ценностей.
   Следовательно, диалог светских и религиозных ценностей в современном обществе необходим.
   Таким образом, нужно признать, что религиозные ценности выходят за рамки узкой религиозности, они утверждают сами основы цивилизации, наполняют духовно-нравственную сферу человека и общества, поэтому необходимо развивать и продолжать диалог культур и цивилизаций, религиозных и светских ценностей, что создаст основу для стабильного и устойчивого развития нашей страны и всего мира.
  
  

Литература

   1.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   2.Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М.:
   Канон+, 1999. - 464 с.
   3.Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. - М.: Эксмо, 2008. - 640 с.
   4.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука,
   1991. - 271 с.
   5.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-
   нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума / отв.ред. В.П. Рыжов. - Таганрог: Типография Ступина С.А., 2019. - С. 62-65.
   6.Ивентьев С.И. Современные духовно-правовые ценности // Научный
   поиск. - 2012. - N 4.3. - С.19-22.
   7. Ивентьев С.И. Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей / под ред.: О.А. Фёдорова, В.В. Моисеева. - Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. - С. 87-91.
   8.Моисеев Н.Н. Современный рационализм. - М.: МГВП КОКС, 1995. -
   376 с.
   9.Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
   10.Попова С.В., Ивентьев С.И. Духовно-нравственное правосознание человека в современной России // Национальное правосознание и качество юридического образования в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Ставрополь : АГРУС Ставропольского гос. Аграрного ун-та, 2021. - С. 264-271.
   11.Соловьев В.С. Оправдание добра. - М.: Алгоритм, 2012. - 656 с.
   12.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева,
   Ю. Новикова. - М.: АСТ, 2003. - 603 с.
   13.Berger Р. The Desecularization of the World: A Global Overview // The
   Desecularization of the World: Resurgent Religious and World Politics, Ed. P. Berger, Ethic and Public Policy Center Washington, D. C., 1999. - 135 p.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"