Ивлев Виктор Михайлович : другие произведения.

Россия и экономический кризис

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бюрократический стиль управления Владимира Путина и Дмитрия Медведева мешает прогрессу России


Россия и экономический кризис

   Финансовые спекуляции, переросшие в кризис неплатёжеспособности, является только пусковым механизмом. По сути это типичный кризис перепроизводства. Объем произведённой строительной продукции намного превышал объём платежеспособного спроса. Отсюда банкротства ипотечных банков, финансировавших производство невостребованной строительной продукции. Что в свою очередь привёло к общему спаду производства по стандартной схеме. По стандартной же схеме произойдёт и выход из кризиса - слабейшие погибнут, предложение сравняется со спросом и оставшиеся фирмы начнут новый подъём.
   Нельзя утверждать, что к кризису привела безответственность финансовых воротил Уолл-Стрита. Капитализм существует в этом виде более двухсот лет, но в разных странах, с различными политическими системами, неизменно происходили кризисы перепроизводства. Потому что это заложено в природе свободного предпринимательства. Каждый субъект рынка осуществляет производство на свой страх и риск. Всегда существует вероятность, что на один доллар покупателя две независимые фирмы произведут аналогичной продукции на два доллара. Этот фундаментальный факт находит выражение в тысячах банкротств, происходящих ежедневно в современной Америке. Такая стихийная экономика, когда даже крупные игроки не согласовывают свои действия, внутренне не устойчива, может привести к такому масштабу перепроизводства, которое станет причиной общего спада экономики. Это объективный признак экономической системы свободного предпринимательства. Изменяются формы проявления. Если ещё в первой половине ХХ века кризис характеризовался избыточными товарными запасами, то в дальнейшем кризис стал выражаться в избыточных объёме неиспользуемых производственных мощностей. Настоящий кризис по форме ближе к классической - имеется избыток незавершённого строительства и готовых объектов, которые не находят сбыта.
   Стихийность системы свободного предпринимательства не есть плохо. Когда две компании начинают бороться за доллар потребителя, это не значит, что они ошиблись в расчете потребности. Они осознанно вступают в конкурентную борьбу, стремятся превзойти и вытеснить соперника. И это является главным двигателем экономического развития. Конкуренция есть основной стимул научно-технического прогресса. Стихийность и неопределённость развития, которая может привести к кризисам и сопутствующим спадам производства - оборотная сторона медали системы свободного предпринимательства.
   Истории известны несколько попыток усовершенствования экономических отношений. Одна из них - отказ от стихийности и переход к плановой экономике. Кризисов действительно не стало. Но с водой выплеснули ребёнка - экономику лишили внутреннего стимула развития. Плановая экономика имела тенденцию к застою, не имела объективных стимулов к научно- техническому прогрессу. Отставание в освоении высоких технологий, в конечном счёте, предопределило крах плановой экономики.
   Успешные действия по усовершенствованию экономических отношений имели место как раз в Америке. Первый эпизод - борьба с монополиями в начале ХХ века. Хотя монополии были естественным продуктом развития системы свободного предпринимательства, общественное мнение пришло к выводу, что это есть негативное проявление рынка. Оно может и должно быть устранено, как явление, которое противоречит интересам всего сообщества. Успешно было проведены законодательные ограничения произвола монополий. Второй эпизод относится к великой депрессии 30-х годов. Сочли жизненно необходимым ограничить действия финансовых институтов рынка, в тех проявлениях, где частная инициатива угрожает стабильности всего общества. Американский подход базировался на сохранении принципа свободного предпринимательства. Усовершенствования касались ограничения и запрета тех проявлений рынка, которые противоречили интересам всего экономического сообщества. Это направление оказалось продуктивным. Своевременная модернизация системы экономических отношений не в последнюю очередь обеспечила Америке положение мирового лидера.
   Теперь Николя Саркози выдвинул предложения по усовершенствованию финансовой системы. Но причины, подтолкнувшие развитие нынешнего кризиса, являются внутренними проблемами Америки, которые могут быть разрешены исключительно внутриполитическими решениями. О каком-либо внешнем влиянии на внутриполитические процессы Америки не может быть и речи. Более того, американская общественность не проявила интереса к предложениям Саркози даже на идейном уровне. Этот неприятие основывалось примерно на таких аргументах американских интеллектуалов: наша система экономических отношений привела Америку к положению мирового лидера; регуляторы в сфере банковской и финансовой деятельности, которые действуют в Европе, не дали никаких заметных преимуществ, тогда почему же мы должны принимать во внимание такого рода идеи?
   Ещё более самонадеянной выглядит позиция по этому вопросу Дмитрия Медведева. В России убогая финансовая система. Она не обеспечивает кредитования развития отечественной промышленности. Ввиду высокой ставки рефинансирования, которая в несколько раз превышает аналогичную ставку для развитых стран, кредиты оказываются недоступны для целей модернизации и расширения производства. Другая беда в России - засилье монополий. Необузданные аппетиты монополий являются главной причиной инфляции, которая в несколько раз превосходит аналогичный показатель в развитых странах. Монополизм подрывает конкуренцию и ведёт к ослаблению внутренних стимулов развития. Но у нас до решения своих проблем вроде того что руки не доходят. А вот посоветовать всему миру, читай Америке, как им усовершенствовать свою экономическую систему - это пожалуйста.
  
   Экономический кризис обостряет все противоречия. ВТО ожидают трудные времена. Это лицемерная организация. С одной стороны квоты и завуалированные ограничения на экспорт из развивающихся стран. С другой импорт субсидированной сельскохозяйственной продукции из США и Евросоюза, который подавляет сельское хозяйство в развивающихся странах. Соглашения ВТО закрепляют неравноправные отношения. В условиях нарастающих трудностей, вызванных кризисом, развивающиеся страны постараются добиться пересмотра несправедливых соглашений. Но даже в лучшие времена не удалось близко подойти к компромиссам, ожидать их теперь совершенно нереально. Скорее всего переговоры в Дохе закончатся ничем. Тогда единственным способом отстоять свои интересы останется односторонние действия по защите рынка от субсидированной сельскохозяйственной продукции США и Евросоюза. Это будет означать частичный отказ от соглашений ВТО со стороны развивающихся стран.
   Опасениями развития событий такого рода продиктовано стремление американской стороной сохранить в международной торговле статус-кво. Призывы сохранить свободу торговли совсем не бескорыстны. Под сохранением свободы они видите ли понимают сохранение неравноправных отношений с развивающимся миром, которые выгодны для Америки. Разумеется политические интересы России на стороне развивающихся стран. Безоговорочная поддержка позиции США в этом вопросе выглядит как непоследовательность внешней политики России. Это что же получается - мы подписались под рекомендациями развивающимся странам и самим себе воздержаться от защиты своих интересов в пользу США?
  
   Пути преодоления кризиса
  
   Проведём сравнительную оценку перспектив преодоления кризиса в США и России. Планы по выходу из кризиса, которые уже озвучил Барак Обама, выглядят качественным интеллектуальным продуктом. Предполагается сократить не эффективные государственные расходы и организовать на федеральные средства 2,5 миллиона рабочих мест по строительству школ и дорог. Это надёжный метод, апробированный ещё во времена великой депрессии. Дополнительный спрос, который дадут 2,5 миллиона рабочих мест, потянет всю экономику вверх. Предполагается осуществить также и некоторые новые идеи. Это прежде всего субсидирование научно - технических разработок в гражданской области. Всегда существовала практика субсидирования научно - технических разработок для военных целей. Субсидирование научно- технических разработок в сфере товаров широкого потребления это новость, которую пока явно недооценивают. Что даст Америке, например, предполагаемое субсидирование проекта разработки гибридного автомобиля нового поколения? Конкурентное превосходство над японскими автомобилями, которое позволит потеснить их и на внутреннем и внешнем рынке. Причем речь идёт не о каком-то частном успехе. Фактически это возможность получить стратегическое превосходство американской автомобильной промышленности в освоении научно-технических достижений.
   Когда Барак Обама говорит о том, что он вернёт Америке лидерство, следует иметь ввиду, что он собирается добиться этого методами честной конкуренции - через научно-техническое превосходство своих товаров. Оценивая качество замыслов, следует признать, что это вполне вероятно. Апокалипсические картинки краха Америки, которые почему-то популярны в российской прессе, основываются на недооценке позитивного потенциала Америки, являются скорее эмоциональным откликом на кризисные явления. Реально помешать честолюбивым планам Барака Обамы может сохраняющееся влияние неоконсерваторов. Если Америка втянется в ещё одну безумно затратную военную авантюру, с надеждами на мировое лидерство придётся расстаться надолго.
  
   В России ни опыта, ни традиционных методов преодоления кризисов нет. Между тем и США и Евросоюз планируют масштабные действия по преодолению кризиса. Тогда какова стратегия преодоления кризиса для России?
   Даже при незначительном снижении физических объёмов экспорта, катастрофическое снижение цен может привести к обвалу экспорта в денежном выражении. Отрицательное влияние спада экспорта может оказаться столь значительным, что за 2009 год не исключено снижение общероссийского ВВП уже только по этой причине. Должны ли мы тратить свои финансовые резервы для удержания объёма ВВП?
   Реализация идеи создания за счет бюджета новых рабочих мест выглядит нереальной для России. Для существенного объема у нас не хватит средств. И главное это бессмысленно в условиях России. Дополнительный спрос будет удовлетворён в основном за счёт импорта, поэтому никакого положительного влияния на общее состояние производства от этих действий не возможно ожидать. Вообще, тактика стимулирования спроса неэффективна для России.
   Ключевое понятие для успешного преодоления кризиса в России - модернизация. Финансовые резервы следовало бы использовать на кредитование обновления промышленного производства - как технологического оборудования, так и образцов производимых товаров. Основная цель - добиться сокращения импортных товаров на внутреннем рынке. Обновление производства вызовет повышенный спрос на квалифицированную рабочую силу и инженерно технические кадры, что поможет решению социальных проблем занятости. Из кризиса Россия выйдет более конкурентоспособной и сильной.
   Но у нас проблема. В России неполноценная финансовая система. Она не выполняет функций аккумулирования доходов с целью последующего использования для кредитования отечественной промышленности. Даже самое элементарное действие - донести средства из государственных резервов до отечественной промышленности система не в состоянии. Вместо поддержки промышленности наши резервы используют в финансовых спекуляциях.
   В этих условиях адресная финансовая поддержка предприятий выглядит не только вполне целесообразным, но и едва ли не единственным способом помочь преодолению кризиса. Однако следует иметь ввиду, частная инициатива и конкуренция не могут эффективно функционировать без полноценной финансовой системы. Образно говоря, любой гражданин России должен иметь возможность получить кредит под перспективную коммерческую идею. Тогда частная инициатива и сопутствующая ей конкуренция станут действительно движущей силой экономического развития.
  
   Но вот незадача - в идее выхода из кризиса нет ничего нового. О необходимости модернизации как стратегической цели России Владимир Путин говорит уже четыре последних года. Ну да, ну да мы знаем, что помешали осуществить эти замыслы коррумпированные бюрократы, руками которых реализовывались американская тактика сдерживания России. Тут закрадывается сомнение - а если эти коррумпированные бюрократы эффективно помешают и в последующие четыре года, а затем и в последующие шесть лет? К сожалению, основания для таких опасений существуют - никаких позитивных сдвигов мы не наблюдаем.
   Качество пакета антикоррупционных законов, которые находятся на рассмотрении, вызывает большие сомнения. В Думе лежит уже несколько лет свой вариант закона о противодействии коррупции. Думского вариант содержит идеи принципиального усиления уголовного преследования коррупции. По думскому варианту в состав преступления водит наличие у чиновника материальных ценностей, происхождение которых он не может объяснить. Предположим, если у государственного служащего обнаружилось имущество на $5 мл., то ему могут предъявить обвинение в коррупции. И далее, если в суде он не сможет доказать законный характер источников доходов, его могут осудить на 10 лет лишения свободы. Это является общепринятой нормой мировой практики борьбы с коррупцией, содержится в рекомендациях международных организаций, которые содействуют борьбе с коррупцией. В президентском варианте закона, в случае с доходами госслужащего с сомнительными источниками не наступает никаких юридических последствий. Тогда зачем положения о контроле и декларировании доходов? Это по смыслу бессодержательный закон. Не привносит никаких реальных мер по усилению борьбы с коррупцией. Госслужащего с $5мл. сомнительных доходов трудно даже уволить. Он восстановится по суду, потому что не совершал по президентскому варианту ничего противозаконного. И даже этот беззубый закон не смогли принять шесть месяцев?!
   У нас убогая, неполноценная финансовая система. Это является главным препятствием перехода к модернизации экономики. Эти эпитеты можно в полной мере перенести на интеллектуальные способности руководителей финансовой системы, как соавторов существующего положения. Ни интеллектуально, ни идеологически министр финансов Алексей Кудрин и глава ЦБ Игнатьев не способны провести реорганизацию системы. Между тем с их головы волосок не упал. Ну хорошо, предположим не созрели условия для кадровых решений. Но общественные преобразования вроде реорганизации финансовой системы начинаются с широкой постановки проблемы. С осознания в общественном мнении нетерпимости существующего положения, которое не даёт совершить поворот экономики к интенсивному развитию. Ни в выступлениях Владимира Путина, ни в заявлениях членов правительства, нет и намёка на наличие проблем в этой области. Получается, что не сделаны даже предварительные шаги для решения проблемы. То есть вообще ничего.
   Выходит коррумпированные бюрократы опять одержали верх. На важнейших направлениях, которые решающим образом определяют будущее России, положение осталось неудовлетворительным и ничего не изменилось к лучшему. Нет никаких гарантий, что перелом в борьбе с коррумпированными бюрократами произойдет в ближайшем будущем. Тогда тактика борьбы за подлинную независимость России неэффективна. Суть этой тактики сводится к следующему - хорошие бюрократы должны победить коррумпированных бюрократов. После этого состоится обновление правительства, которое возьмет курс на модернизацию. Это в своей основе бюрократические методы решения проблем, которые не привели к успеху.
   10 съезд ЕР выглядит иллюстрацией удручающей картины существующей системы управления. В выступлении Владимира Путина ни одной реальной проблемы - почему не удалось провести модернизацию экономики? Что мешало? В чём ошибки? Как добиться перелома? Без этих проблем это выступление не идейного лидера перед своими единомышленниками. Это выступление начальника перед подчинёнными то, что называется партхозактив. Лица участников съезда выглядели неэмоциональными и выражали откровенную скуку, так как они внутренне осознавали, что реальные политические проблемы решаются не на этом съезде, а за плотно закрытыми дверями в недрах бюрократической системы. Им отводится роль статистов.
   Ещё более выраженным бюрократическим стилем отличается процедура продвижения пакета антикоррупционных законов. Сначала в обстановке полной секретности подготавливается проект закона, а затем последние правки вносит лично Дмитрий Медведев. Не нашлось что ли даже группы экспертов, с которыми он смог бы в обстановке дискуссии обсудить вносимые поправки!?
   Руководители страны исповедуют морально устаревший бюрократический стиль управления, скроенный по советским образцам. Это серьезно снижает наши возможности в борьбе с коррумпированными чиновниками, которые являются проводниками чуждых интересов. Россия нуждается в модернизации стиля управления или шире - в модернизации содержания политических отношений. Целью преобразований должна стать мобилизация всех здоровых сил общества. Все политические силы общества должны действовать самостоятельно и ответственно как субъекты политических отношений. Объединять их должна общая идеология, а не указания из кремля.
   Недавняя думская инициатива выразить что-то вроде вотума недоверия Алексею Кудрину здравая, совершенно нормальная политическая активность. Почему бы россиянам не узнать из публичных слушаний, что финансовая политика, которую проводит министр финансов, неполноценна и убога, ставит нашу страну в зависимое положение сырьевой окраины. Интересно как бы он смог продолжить свою деятельность на посту министра финансов? Реакция сторонников бюрократической системы на эту инициативу вполне предсказуема - какая-то неприличная партизанщина, которая мешает правильному ходу административных решений. На самом деле, Россия нуждается в полноценной политической жизни, в которой все политические силы в порядке частной инициативы реализуют свою активность. В этом случае, нашим недоброжелателям перекрыть все возможные источники активности будет довольно затруднительно. Возможность прогресса в вопросах модернизации экономики и борьбы с коррупцией станет значительно выше.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"