Ижевчанин Юрий : другие произведения.

Наследники предтеч Непейвода

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  -- Рецензия на книгу С. Непейвода "Наследники предтеч"
   Основной бедой нынешних рассмотрений человеческого общества является игнорирование того факта, что человек является частью природы и животным. Именно это подвело нынешнюю цивилизацию к краю пропасти. И как курьез можно отметить, что "экологисты" тоже страдают этим пороком: они отказывают человеку в правах части природы, высшего звена пищевой пирамиды.
   Даже если биологические, экологические и этологические факторы учитываются, то исключительно примитивно. А, как известно, учитывать нечто при помощи линейной модели часто еще хуже, чем не учитывать совсем. Даже технари в своей фантастике слишком часто примитивизируют модели известных им технических систем (в качестве примеров коварных примитивизаций, на первый взгляд выглядящих настоящими знаниями, и действительно содержащих настоящие знания, но опять-таки на уровне линейных моделей, можно привести генную инженерию и летательные аппараты в "Конфедерация Меганезия" А. А. Розова или информатику в романе А. Ясинского "Ник"). Очень мало квалифицированно и глубоко написанных моделей разумных существ с другой биологией и этологией. Обычно это просто люди, переряженные в панцири муравьев или шкуры ящеров. В качестве положительных примеров можно привести Э. Томпсон "Цвет дали" и Л. Сидоров "На тёмной стороне Земли". Но там герои попадали в готовое общество существ другой природы, а в рассматриваемой книге строится совершенно иная ситуация. Умирающая цивилизация керелей переселяет в тела разумных существ своего мира души наших людей с тем, чтобы они начали развитие заново и, быть может, избежали тупика, в который сверхцивилизация завела сама себя.
   Итак, построение общества и вообще жизни и хозяйства разумными существами, которым в начале дан разум людей, а тела совершенно других существ, которые имеют кое-что для начального выживания, но очень мало знают о мире, куда попали, и даже о своих собственных новых телах. И просто переряженными людьми они не могут остаться. Затверженные сведения (то, что обычно у нас называют "знаниями") даже врачей и геологов на новой планете бесполезны. Работают лишь общие методы, которые надо применять к другим объектам (например, к горным породам из органики).
   Цельное представление о мире у меня сложилось лишь после третьей книги, но писать я буду в основном по материалам первой, уже полностью законченной, отредактированной и и изданной в "Лениздате" в 2011 году. Иногда буду ссылаться на то, что становится известно во второй (полностью написанной, и проходящей окончательную редакцию) книге и в третьей (написанной, но еще не отредактированной по первому разу).
   В этом мире три разумные расы. Окулеусы -- наиболее похожая на людей по этологии и отношениям с окружающим миром. Йети (термин из книги 3, в первой книге "оборотни") -- исключительно устойчивые, но с такими этологическими особенностями, которые сразу же резко ограничивают численность йети в одном поселении и общую плотность населения. На самом деле эффекты перенаселения и урбанизации гибельно действуют и нам популяцию людей, но эти эффекты более долгодействующие и смазанные. Тролли (люди измененные) -- в первой книге в основном несчастные и страшные (для большинства) создания, которые попали в неподходящую среду и быстро необратимо выродились в полуживотных. Каждая раса требует своих условий, зависящих, судя по всему, не столько от экологии местности, сколько от еще одного, пока что не показанного, фактора. На противоположных концах находятся йети и тролли, в середине -- окулеусы.
   Приятной (для меня) особенностью трилогии является то, что "все ружья стреляют", потерянных особенностей не заметил. Но здесь читателю нужно иметь широкую память и помнить контекст: висевшее на стене в первой книге зачастую стреляет в третьей.
   Люди, попавшие в этот мир, в большинстве даже не знали, что они потенциально бессмертны, да и психологически не были подготовлены к этому. Сразу же начались попытки грабежа, обогащения, порабощения. А вдобавок изменившиеся и выродившиеся из-за гибельной для них зоны тролли начали вести себя крайне агрессивно, убивать людей и отбирать вещи (которые сами складывали в кучи и не пользовались ими). Пришлось людям быстро организовываться и ввести беспощадный кодекс: за убийство или кражу -- смерть. Лишь это навело порядок и остановило беспредел. Но осталась проблема троллей, которые все время нападали.
   И тут люди проявили две особенности нашего привычного мышления.
   Первое -- то, что большинство ищет прямые решения, которые в сложной ситуации гибельны. Здесь оказалось два прямых решения: сражаться до конца или бежать, надеясь, что выйдут в другую область, где троллей не будет. Сражаться... показана цитадель, проигрывающая постоянную войну и находящаяся практически в осаде. Люди погибают и вымирают от плохого питания и отвратительной эпидемиологической обстановки в крепости.
   Героиня, из расы йети, прибилась к другой группе людей, которые решили, что надо выиграть время и бежать. А внутри этой группы -- к тем, кто решил сохранять прежде всего знания: к "посвященным в упрямство", которых, после того, как они доказали свою жизнеспособность, стали называть просто "посвященными". Естественно, бежав из опасной зоны, они попали в другую, где условия для окулеусов оказались намного хуже. За что боролись, на то и напоролись. Но зато героиня нашла соплеменников, для которых эта зона лучше. Вернуться обратно уже невозможно.
   Третий путь показал и сам же закрыл Илья. Он отметил особенность большинства людей: других меряют по себе, а не пытаются понять. Он нашел способ сосуществовать с троллями. Но, как и полагается честному русскому интеллигенту, обнародовать его не стал, вычислив, что в нечестных руках он может оказаться страшным. Я бы на его месте представил себе Чингис-хана, возглавившего орду троллей, а затем создавшего рабовладельческое общество, где бывшие разумные тролли выполняют роль рабов. Но на самом деле, не было бы это выходом из тупика? Ведь все равно потеря оставшейся техники неизбежна, и древнее общество представляется вероятнейшей ступенью развития выживших. А так он, со своей совестливостью, показал, что и рассмотрения на двух уровнях порою недостаточно, если нелинейные модели лишь на первом уровне.
   В книге настолько естественно проведено настоящее, а не формальное, равенство мужчин и женщин, что это вызывает невольный скрежет зубовный при воспоминании о наших тупарях-патриархальщиках и стервах-феминистках. Одна биологическая находка просто умилила меня и показалась (мне, мужчине) справедливой: мужчины, находящиеся рядом с детьми, становятся кормящими. "Дет, дай титьку!"
   Социальные отношения в разных общинах часто диаметрально противоположные. Есть и монархия, и военная диктатура (в Цитадели), и настоящая демократия, а в третьей книге в обществе окулеусов устанавливается гибрид из аристократического государства (настоящая аристократия, власть лучших: если ты не прошел очередной проверки на соответствие требованиям к аристократу, тебе смерть) и разнородных общин внутри него. А вокруг государства (врагов, кроме людей, почти нет, хотя условия жизни ужаснейшие) -- атмосфера из настоящих анархистских микро-общин. А у йети начинает вырабатываться структура, исключительно отдаленно напоминающая термитник или осиное гнездо: по этологическим ограничениям в поселении может быть не более одной фертильной женщины и одного имеющего половую потенцию мужчины (царица, царь и прочие, рабочие особи).
   Книга не жестокая, но безжалостная. И деградация троллей от симпатичных людей до монстров, и уничтожение матерью собственных детей-полукровок, и инстинкт убийства чужого ребенка у полноценного мужчины-йети (имеющийся, в частности, у некоторых обезьян и у крыс, так что все биологические аспекты реальные), и инстинкт защиты территории у беременной женщины-йети.
   Пока не играли роли лишь невыродившиеся тролли (судя по всему, это виртуально знакомые героине люди, живущие в безопасном месте на горах, где окулеусы посходили с ума, а йети нет вообще). Но на их примере показана еще одна особенность нынешних (и не только) людей. Попав в обстановку, где в обозримом будущем проблем для выживания нет, они перестали к чему-то стремиться, занялись плясками у костра и самые творческие из них -- написанием компьютерной игры.
   И животные, и растения в книге тоже великолепно продуманы. Чего стоят хотя бы драконы-огородники, с которыми ведь тоже вначале пытались сражаться! Или кабаны, "перепахивающие" поля папортошки. Так что мир тоже не из ужастиков, но абсолютно безжалостный.
   И еще один пример, насколько тонко все в книге и насколько широкий контекст. Увидев женщину-Черную, которая ходила с группой троллей, наверно, почти все подумали, что она их повелительница и водит их за собой. Прочитав ее рассказ о том, как она покинула Цитадель, а затем, намного позже, слова Кесаря о ее предательстве, понимаешь, что это она ходила с теми троллями, которые приняли ее к себе.
   Без слабостей таких интересных моделей не бывает. Физика и химия кажутся нереальными (но в меньшей степени, чем биология в стандартных книгах по фантастике). И религия обязана была в таких экстремальных условиях ожить и влиять на общество, но земному христианству, иудаизму и исламу здесь не выжить. А вот нечто типа буддизма или индуизма... и, конечно же, обязаны были появиться и такие извращения, как фанатические секты.
   Это одна из редких фантастик, которую можно перечитывать несколько раз, что я и делаю порой.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"