Я. Игорь : другие произведения.

Тайна одной гравюры (Пенза молодая)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    250 лет одиночества...


Тайна одной гравюры (Пенза молодая)

  
   В этой работе мы попытаемся разобраться в одном любопытном историческом парадоксе. Так получилось, что старейшее графическое изображение города Пензы до сих пор избежало своего внятного и цельного анализа. Исследователей будто отпугивал знакомо-незнакомый град на холме.
   Вот этот "загадочный" вид с гравюры П.Т. Балабина по рисунку М.И. Махаева, снятого с рисунка подполковника А.И. Свечина. Санкт-Петербург, 1760-е гг.:
  

 []
"Вид города Пензы на Суру р. к северо-востоку".

Vue de la ville de Penze sur la Soura du cotИ du Nord-est. Оттиск 1880 г.

   Первое публичное упоминание о данной гравюре находим в "Трудах пензенской учёной архивной комиссии" (книга 2, 1904 г.), в докладе В. Хохрякова "Вид г. Пензы XVIII ст.":
  
    []
  
    []
    []
  
   Как видим, Хохрякову, не обладающему точной информацией об истории "вида", достаточно верно удалось датировать примерный период его создания.
   Повторно с данной графикой попытался разобраться второй секретарь Пензенского обкома КПСС, а по совместительству народный краевед, - Георг Мясников в своей книге "Город-крепость Пенза".
   Однако, обобщив массу фактической информации, автор "Города-крепости..." всё же допустил ошибку в основном выводе:
   "Судя по надписи и перспективе расположения строений, можно безошибочно сказать, что рисунок выполнен с точки, которая находилась в районе Казанского моста".
   К вопросу о том, что на переднем плане гравюры показан район вовсе не Казанского*, а Красненького моста**, а исходной "точки" в ней и вовсе не могло быть по определению, мы ещё вернёмся чуть ниже. Пока же ненадолго погрузимся вглубь истории и поднимем из недр её некоторые любопытные факты, касаемые данной гравюры.
  
   *мост на остров Пески.
   **располагался где-то в районе нынешнего Бакунинского моста.
  

***

  
   В далёких 1763-1765 гг. сенатская комиссия под началом подполковника Александра Ивановича Свечина проводила ревизию корабельных лесов и выясняла причины обнищания государственных крестьян Казанской губернии.
   По возвращении в Петербург помимо всего прочего эта комиссия привезла с собой 28 проспектов (топографических панорам) "случившихся по тракту городам", передав их в канцелярию Академии наук. На просмотр и на исправление погрешностей оных рисунков, был посажен один из опытнейших для своего времени, "перспективного дела мастер" художник Михаил Иванович Махаев. Он заново перерисовал 12 из 14 отданных ему проспектов Свечина, в том числе и города Пензы, "в лист любской бумаги". В конечном итоге по работам Свечина и Махаева художником-гравёром Патрикеем Тимофеевичем Балабиным было гравировано восемь видов, в числе которых оказалась и Пенза*. Это были первые гравюры с изображением провинциальных городов России (до того подобной техникой были гравированы лишь виды Кронштадта, Петербурга и Петергофа).
  
   Далее следует напомнить, что в своей работе экспедицией Свечина использовалось такое техническое достижение своего времени, как "махина для снимания першпектив", или камера-обскура*.
  
   *camera obscura лат. - "тёмная комната".
  
   В этом прообразе фотоаппарата, представляющем из себя переносную будочку размером с газетный киоск, помещалось сложное оптико-механическое устройство, напоминающее перископ. С помощью системы линз, призм, поворотных механизмов на столик внутри камеры проецировалось изображение, контуры которого обводили чертежники-рисовальщики ("штюрманы").
   Из исторических свидетельств известно, что командой Свечина при зарисовках города Владимира использовалась "махина", водружённая на четырехметровый помост. Фрагменты же Симбирска зарисовывались при передвижении камеры вдоль линии горизонта справа налево, - фрагментарные зарисовки, сделанные с разных точек, в итоге складывались в общую панораму.
   Надо полагать, что аналогичная техника передачи изображения использовалась и при зарисовках Пензы. И главное, что мы должны уяснить из анализа данной техники: цели передать реальное фотографическое изображение перед рисовальщиками не ставилось, ими снималась именно панорама ("регула перспективная").
   При этом сам жанр "грыдоровальноландшафтной" панорамы по определению предполагает сужение угла плана обзора, - отсюда и пресловутая "странность вида", вытекающая из предельной сжатости изображённого пространства (городские постройки, залезающие одна на другую, без огородов, растительности и проч.).
   К тому же следует учитывать, что в итоге до нас дошло изображение, что называется, из третьих рук (Свечин-Махаев-Балабин), что лишний раз может подчёркивать его условную связь с реальной топографической действительностью.
  
   Однако при всей символичности имеется один нюанс, резко отличающий вид Пензы от остальных семи балабинских гравюр, выполненных по эскизам Свечина.
   А именно: в отличие от прочих панорам* на пензенской достаточно близко и подробно представлен передний план с конкретной топографией, - устьем двух рек, мостом, площадью, церковью на противоположном берегу и проч. Получилось так потому, что обозреваемый город расположился достаточно узкой полосой вдоль речного массива и описать его издалека не представлялось возможным.
  
   *на прочих панорамах виды представлены с крайне абстрактным переднем планом.
  

***

  
   Для помощи в рассмотрении подробностей переднего плана призовём далее "Пензенскую энциклопедию":
   "Первые мосты в Пензенском крае стали возводиться с 1660-х гг. В их числе Красненький мост через р. Пензу, выходивший к Михайло-Архангельской церкви, возле которой сложилась торговая площадь" (Е.П. Тюкленкова, А.В. Тюстин. МОСТЫ И ПУТЕПРОВОДЫ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2001, с. 352-353).
  
   Однако сразу поправим уважаемых авторов. Первый "пензенский мост" (через реку Пензу), упомянутый в так называемой Строельной книге, и наш Красненький мост, скорее всего, не один и тот же объект. Ибо последний перекинут был вовсе не через "р. Пензу", а через Суру, что и явствует из гравюры*. В том же виде, в каком он на ней изображен, он мог появиться лишь незадолго до прибытия в Пензу команды подполковника Свечина. И вот почему...
  
   *по законам гидрономики при слиянии двух рек дальнейшее их общее продолжение берёт на себя название большего притока.
  
   Примерно за три десятилетия до визита Свечина инженер-подпоручик Егор Ельчанинов составил несколько планов города Пензы (1734-1735).
   К сожалению, я не смог найти более качественную копию, поэтому предлагаю довольствоваться нижеприводимой.
  
    []
  
   Красным маркером здесь указано наиболее вероятное место расположения Красненького моста.
   Но из сопоставления графических свидетельств 1735 и 1765 годов видим, что остров в устье слияния Суры и Пензы ко времени создания гравюры уже исчезает и мост перекидывается сразу на противоположный берег.
   Предположим далее, что правый рукав Суры, опоясывающий остров, был искусственным образом засыпан, а левый тем же образом расширен (в пользу рукотворности данной гидрологической метаморфозы свидетельствуют и ровно подрезанные берега Суры на переднем плане гравюры).
  
   Дальнейшее сравнение изображений 1735 и 1765 гг. даёт нам возможность наблюдать, как за 30 лет застроилась территория вдоль левого берега Пензы.
   Вот это обширное пустынное место в правой нижней части ещё одного плана Пензы 1734 года:
  
    []
  
   В центре здесь видим малый приток Пензы, - речку Шелаховку, ненадолго теряющуюся в Козьем болоте, а затем вновь из него появляющуюся.
  
   На изображении 1760-х гг. уже присутствуют два рукава Шелаховки.
   Один старый (район нынешних улиц Кураева и Либерсона) и новый (ныне из коллектора под улицей Славы впадающий в Суру под монументом "Росток").
  
    []
  
   Кстати, при желании здесь можно рассмотреть даже мосточки через старый рукав:
  
    []
  
   На следующем плане Пензы 1780-х гг. можно наблюдать ту же раздвоенную Шелаховку, новый рукав которой (вскоре оставшийся единственным) подходит почти к Красненькому мосту (помечен красным маркером).
  
    []
  

***

  
   Теперь перейдём к сопоставлению географии середины XVIII века с современностью. И сделаем этот на примере расположения церквей.
   Подполковник А.П. Свечин к 1765 г. насчитал в граде Пензе одиннадцать приходских церквей и две, отнесённые им к категории соборных (на территории крепости, - Спасская и надвратная Иоана Войственика)*.
  
   *заметим, что в конце того же десятилетия шведский путешественник Иоганн Петер Фальк (1769) напишет о Пензе: "Город прекрасный; в нём 9 каменных и 3 деревянные церкви...". Здесь видится некоторая путаница с общим подсчётом. К тому же Свечин под одной церковью мог подразумевать целую группу (что и видно по рисунку). Непонятно также, учитывал ли он те приходские молельные строения другой стороны пензенского холма, которые остались за пределами его "вида", - к примеру, Архангельскую и Введенскую церкви в Пешей слободе (район ныне сохранившегося Введенского храма, пл. Куйбышева, 1).
  
   Перечислим положение церковных групп на гравюре справа налево с указанием места нынешней географии:
  
   1) две церкви (Воскресенская* и Архангельская) в Старых Черкассах с колокольней;
   нынешнее месторасположение: район храма "Воскресения Христова" ул. Урицкого, 139.
  
    []
  
   *эта маленькая церквушка неизвестного года построения, вероятно, самой первой появилась в городе Пензе (а может, и до его основания). Это о ней у Свечина сказано: "ветхая одна, которая прежде была соборная, но ныне слобоцкая почитается, в коей чюдотворный образ Преображения Господня".
  
   2) церковь Предтеченская (Михайло-Архангельская);
   нынешнее месторасположение: о месте этого, разобраного в 1794 г. церковного комплекса, мы теперь можем судить лишь по гравюре 1760-х гг., - приблизительно это район нынешней городской мечети (ул. Бакунина, 10); слева, по всей видимости, ещё первая церковь 1697-ого года постройки, справа вновь пристроенная с колокольней.
  
    []
  
   3) церковь Рождественская с колокольней;
   нынешнее месторасположение: ул. Горького в районе её пересечения с ул. Кирова.
  
    []
  
   4) Спасская соборная церковь и надвратная церковь Иоанна Войственика на месте главных ворот городской крепости, о которых в описании Свечина находим отзыв: "В городе соборная церковь одна, и другая - на воротах, а сверх оной колокольня".
   Кстати, цитированный выше В. Хохряков в докладе "Вид г. Пензы XVIII ст." ("Труды пензенской учёной архивной комиссии" книга 2, 1904 г.), анализируя "вид" Свечина отмечает: "...на рисунке есть крепостная стена с башнями ... на рисунке нет: церкви на "градских вратах"...". Вероятно, у Хохрякова не было возможности увеличенного рассмотрения гравюры. Мы же, приблизив изображение, поймём ошибку Владимира Харлампиевича, т.к. увидим стоящей на северных "градских вратах" церковь Иоанна Войственика (номер 4 на приводимом ниже фрагменте):
  
    []
  
   Далее "вид Свечина" притаил для нас один любопытный сюрприз, а именно, - неизвестную церковь по восточной стене крепости (номер 3). В исторических свидетельствах мне не удалось найти о ней отзывов. Поэтому призываю обратиться к наглядно-хронологическому методу. Полукруглый купол данного сооружения контрастно отличает его от соседствующих церковных построек. Аналогичную форму куполов видим ещё лишь у двух храмов на гравюре.
  
   а) у Тихвинской надвратной церкви Спасо-Преображенского мужского монастыря. "Тихвинская церковь начата постройкою в 1756 г. и окончена в 1760 г." (В. Хохряков, 1904 г.). Разобрана же по перенесении монастыря в 1794 г.
   Она правая на фрагменте:
  
    []
  
   б) Покровский храм, построенный фактически в год написания вида Свечина в 1765 г., и сохранившийся до наших дней: 
  
    []
  
   На фото начала XX в. этот храм уже с пристроенной колокольней:
  
    []
  
   Как видим, и Тихвинская церковь, и Покровский храм - практически погодки. И в куполах несут следы архитектурной моды своего времени*. В связи с этим, можем предположить, что и неизвестная церковь восточной стороны крепости была построена примерно в то же время. Разобрана же она была, вероятнее всего, вместе со стенами устаревшей крепости спустя три десятилетия к 1797 году.
  
   *такие купольные завершения отныне будут ставиться над всеми каменными храмами; над деревянными ещё некоторое время продолжат сооружаться шатровые.
  
   В качестве рабочей версии происхождения данной "безымянной" церкви можно предположить следующее. Известно, что где-то близ Никольской церкви в 1737 г. возвели Крестовоздвиженскую церковь. Возможно, к 60-м гг. она была перестроена в камне, и именно её-то мы и наблюдаем на гравюре по восточной стене крепости*.
  
   *пензенский православный краевед Евгений Белохвостиков в частном отзыве по данному вопросу заметил: "Заинтересовала мысль о "неизвестной" церкви в крепости. Я вспоминаю, фигурирует в это время церковь Киево-Печерской иконы Божией Матери - то ли ею заменили деревянный надвратный храм Иоанна Воина, то ли рядом построили. Возможно, это она и есть?"
  
   Если это так, то лишний раз подтверждается верность старой поговорки "Темнее всего под фонарём", - в связи с отсутствием исторических свидетельств об этом каменном, во всей видимости, сооружении под восточной крепостной стеной*.
  
   *скорее всего, как и церковь Иоанна Войственика, наша неизвестная была расположена фундаментом на месте рва под стеной крепости (напомним, что глубина и ширина восточного рва - около 4 и 19.5 метров соответственно, глубина и ширина северного рва - около 2 и 8.5 метров).
  
   Вероятно, свидетельства таковые могли иметься в архивах церковного делопроизводства, но таковые до наших дней не дошли. Разумное же объяснение светского архивного молчания может заключаться лишь в одном: до своего разбора храм мог пребывать в закрытом состоянии, после того, как церковное начальство поняло, что переборщило с постройкой молельных заведений на данной конкретной квадратной версте*.
  
   *1 верста = 1.06 км, - и на этом крохотном участке размещалось 4 храма (см. фрагмент в начале 4 пункта).
  
   5) Никольская церковь (см. объект под номером 2 на вышеприводимом фрагменте в пункте 4, б);
   нынешнее месторасположение: на месте бывшего кинотеатра "Родина" ул. Карла Маркса, 13.
  
   6) Троицкая церковь со Смоленским приделом и колокольней (с храмом Александра Свирского) Троицкого женского монастыря;
   нынешнее месторасположение: Троицкий женский монастырь, ул. Кирова, 25 д.
  
    []
  
   7) Преображенская и Тихвинская надвратная церкви Спасо-Преображенского мужского монастыря с колокольней (фрагмент выше - в пункте 4, а);
   нынешнее месторасположение: церковь Спаса Преображения, ул. Спасо-Преображенская (бывший Гоголевский пер.), 6 а.
  
   8) уже замеченная нами выше Покровская церковь (фрагмент см. в пункте 4, б);
   нынешнее месторасположение: Покровский архиерейский собор, ул. Чкалова, 26.
  
   9) Казанская церковь с колокольней;
   нынешнее месторасположение: остров Пески.
   На гравюре она последняя крайняя слева:
  
    []
  
   Как видим, гравёр искусно задрапировал обзор этой церкви дубовыми ветвями. Таким художественным приёмом он "поднял" её практически до уровеня Покровского собора (справа на последнем фрагменте).
   На деле данный храмовый комплекс стоял намного ниже, на уровне реки.
   Вид с противоположного (чем на гравюре) берега:
  
    []

***

   P.S.:
   Вот мы бегло и прошлись по обзору старейшего изображения города Пензы. Не исключено, что со временем данная гравюра продолжит открывать для нас свои новые тайны.
  
  
   (январь 2016 г.)
  
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"