Хайям Омар : другие произведения.

О молодом вине, хорошем пере и красивом лице

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжу набирать произведение Омара Хайяма из книги, что мне подарил папа на день рождения. Хайям создал календарь, солнечный, привязанный к нашей солнечной системе. Это был его великий труд. По точности этот календарь, превосходил многие другие календари того времени.

  Во имя Аллаха милостивого, милосердного.
  Благодарение и хвала Богу, велико его величие, создателю мира, владыке Земли и времени, дающему процветание всему живому, знающему явное и тайное, бесподобному, без соправителей и без советников, единственному, но не в сравнении и не в числе, могущественному, и не нуждающемуся в помощи, и поклон Его пророкам, начиная с чистого Адама до арабского пророка, избранника Мухаммада, благословение Аллаха всем им, а также родственникам (Муххамада), его друзьям и избранным им.
   ps Особо отмечу: не нуждающемуся в помощи и слово благословление не благо славление, а благо словение...
  Так говорит ученый ходжа, философ века, глава исследователей, царь ученых Омар ибн Ибрахим ал-Хайями, да будет Аллах милосерден к нему: когда я посмотрел с точки зрения совершенства разума, я не нашел ничего лучшего, чем слово, и ничего более возвышенного, чем речь, потому что если бы было бы что-нибудь более замечательное, чем речь, то всевышний Аллах обратился бы с этим к пророку, - благословение Аллаха ему. По-арабски сказано: "Наилучший собеседник в жизни - это книга". Один мой очень хороший друг, исключительно верный своему слову, попросил меня объяснить ему причину установления Науруза и какой царь установил его. Я принял эту просьбу и изложил ему это кратко с помощью того, чье величие велико.
  В этой книге раскрывается истина Науруза, в какой день он был при царях Ирана, какой царь установил его и почему его справляют, а также другие обычаи царей и их поведение во всех делах.
  Что касается причины установления Науруза, то одна состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые триста шестьдесят пять дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается.
  ps сложно, но суть в том, что Омар раскрывает описывает не только связь светила со своей системой, но и указывает на существование связи Солнца с другими светилами...
  Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наурузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему. Рассказывают, что когда царь Ирана Кайумарс Первый стал царем, он решил дать дать названия дням года и месяца установил летосчисление, чтобы люди знали это. Он установил тот день, когда Солнце входит в первую минуту созвездия Овна, собрал мубадов Ирана и приказал начать летосчисление с того момента. Мубады собрались и установили летосчисление с этого момента. Мубады Ирана, бывшие учеными того времени, говорили, что всевышний и святой Изад сотворил двенадцать ангелов, из них четырех ангелов он послал на небеса, чтобы они охраняли небо от дьяволов, четырех он послал в четыре угла мира, чтобы не пускать дьяволов переходить через горы Каф, а четырем ангелам он приказал ходить по небу и земле и отгонять дьяволов от людей. Они говорили, что этот мир находиться внутри другого мира, как новый дом, построенный внутри старого дворца, и что всевышний Изад создал Солнце из света, а с помощью Солнца он сотворил небо и землю. Все люди чтят Солнце, так как оно есть свет из светов всевышнего Изада, они смотрят на него с торжественностью и почтением, так как всевышний Изад обратил больше внимания на сотворение его, чем на сотворение всего остального, как великий царь, возвышающий одного из своих наместников и объявляющий о его превосходстве, так что чтящие его чтят царя. Говорят, что, когда всевышний и святой Изад приказал Солнцу сдвинуться с места, чтобы его лучи и приносимая им польза были бы повсеместно, Солнце вышло из головы Овна, тьма отделилась от света и появились день и ночь. Так началась история этого мира. После этого оно через тысячу четыреста шестьдесят один год вернулось на то же место и в тот же день и в ту же минуту. За это время Юпитер соединился с Сатурном семьдесят три раза. Это называют малым соединением, это соединение бывает каждые двадцать лет. Когда Солнце кончает свой оборот и возвращается в то же место, между Сатурном и Юпитером происходит соединение в том созвездии зодиака, которое является созвездием упадка Сатурна, противостоящим созвездию Весов, являющемуся созвездием возвышения Сатурна. Один оборот здесь, один оборот там в том порядке, как мы указали и показали места светил. Когда Солнце вышло из (созвездия) Овна и Сатурн и Юпитер с другими светилами были там согласно повелению всевышнего Изида, положение мира изменилось и появились новые вещи, которые соответствовали миру и его судьбе. В это время царя Ирана, для того чтобы почтить Солнце, так как не всякий может найти этот день, отметили его, установили праздник и сообщили всем людям, чтобы это было всем известно и соблюдали эту дату. Говорят, что, когда Кайумарс установил этот день в качестве начала летосчисления, он разделил каждый солнечный год, когда совершается один оборот Солнца в течение трехсот шестидесяти пяти дней, и назвал каждую из них по имени ангела из тех двенадцати ангелов, которых всевышний и святой Изид послал в мир. Затем он назвал большой оборот, содержащий триста шестьдесят пять дней и четверть суток, большим годом и разделил его на четыре части. Когда проходят четыре части большого года, совершается большой Науруз и происходит обновление состояния мира. У царей имеется обычай - в начале года им необходимо произвести определенные церемонии для благословения, установления даты и наслаждения. Тот, кто в день Науруза празднует и веселиться, будет жить до следующего Науруза в веселии и наслаждении. Эту практику для царей установили ученые.
  Месяц фарвардин - пехлевийское слово, означающее, что этот месяц является началом роста растений. Этот месяц относиться к созвездию Овна. С начала до конца этого месяца Солнце находиться в этом созвездии.
  Месяц урдбихишт - слово означает, что в этом месяце мир своим весельем похож на рай, урд на пехлевийском языке значит "как". Солнце в этом месяце, согласно истинному обороту, находится в созвездии Тельца. Этот месяц является серединой весны.
  Месяц хурдад - слово означает, что этот месяц кормит людей пшеницей, ячменем и плодами. Солнце в этом месяце находится в созвездии Близнецов.
  Месяц тир - в этом месяце делят пшеницу, ячмень и другие вещи. В этом месяце кульминация Солнце начинает понижаться. В этом Месяце Солнце находится в созвездии Рака. Этот месяц является первым месяцем лета.
  Месяц Мурдад - т.е. земля дала то, что надо было дать из плодов и фруктов, чтобы они созрели. В этом месяце погода похожа на прах земли. Этот месяц есть середина лета. Солнце в этом месяце находится в созвездии Льва.
  Месяц Шихривар - это месяц обилия доходов, т.е. доходы царей приходятся на этот месяц. В этом месяце крестьянину легче платить налог. В этом месяце Солнце находится в Деве. Это последний месяц лета.
  Месяц михр - это месяц дружбы между людьми, и все, что созрело из злаков и плодов и досталось им, они совместно съедают. Солнце в этом месяце находится в Весах. Это начало осени.
  Месяц абан - в этом месяце прибывают воды вследствие начинающихся дождей, и люди поливают посевы. Солнце в этом месяце находится в Скорпионе.
  Месяц азар - на пехлевийском языке азар означает "огонь". В этом месяце погода становится холодной и появляется нужда в огне, т.е. это месяц огня. Солнце в этом месяце находится в созвездии Стрельца. Месяц дай - на пехлевийском языке дай означает "дьявол". Этот месяц называют дай, так как он суров, и земля в этом месяце далека от веселья. Солнце находится в Козероге. Это первый месяц зимы.
  Месяц бахман - этот месяц похож на тот месяц - на месяц дай, по своему холоду и сухости. Солнце в этом месяце вместе с Сатурном находится в Водолее и близко к Козерогу.
  Месяц исфандармус - на пехлевийском языке исфанд означает "плод", т.е. в этом месяце начинают прорастать плоды и растения. Солнце в этом месяце достигает последнего созвездия, т.е. созвездия Рыб.
  Затем Кайумарс разделил это время на двенадцать частей и установил начало летосчисления. После этого он прожил сорок лет. Когда он умер, наследовал ему Хушанг, царствующий девятьсот семьдесят лет. Он победил дьяволов, изобрел кузнечное, плотничье и ткацкое ремесла, а также научился получать шелк из коконов и мед от пчел и оставил мир в полном веселье, покинув его поминаемый добром. После него на трон сел Тахмурас. Он царствовал тридцать лет. Он подчинил (ps от слова чинил, т.е не понятно починил или взял себе в услужение) дьяволов, построил улицы и базары и прял шерсть и шелк. Против него вышел отшельник Бозасп, проповедовавший религию сабиев. Тахмурас принял эту религию и опоясался зуннаром. Он поклонялся Солнцу и научил людей письму. Его назвали Тахмурас - укротитель дьяволов. После него царство перешло его брату Джамшиду. С начала летосчисления прошло тысяча сорок лет, и Солнце в начале дня форвардина вошло в десятое созвездие (Стрельца). Через четыреста двадцать один год царствования Джамшида этот оборот окончился, и Солнце в своем фарвардине вошло в начало Овна. Таким образом, мир пришел в равновесие. Джамшад подчинил дьяволов и приказал устроить бани и производство парчи. До него называли парчу "вытканное дьяволом"(по-персидски парча диба, от слов див-бафт, "вытканное дьяволом"). Но люди разумом и опытом в течение времени дошли до такого состояния, какое мы видим теперь. Далее Джамшид скрестил осла и лошадь и получил мула. Он добыл в копях драгоценные камни и сделал все виды оружия и украшения. Он добыл в рудниках золото, серебро, медь, олово, свинец и сделал корону, трон, браслеты, ожерелья и перстни. Он получил мускус, амбру, камфору, шафран, алоэ и другие благовония. Он устроил праздник в упомянутый нами день дал ему название Науруз и приказал людям праздновать каждый год появление нового фарвардина и считать этот день новым годом до тех пор, пока не пройдет большой оборот (Солнца). В этом состоит истина Науруза. Джамшид в начале своего царствования был очень справедлив и добродетелен, люди любили его и радовались, а всевышний Изид дал ему такую благодать и разум, что он одарил людей золотом, драгоценными камнями, парчой, благовониями и скотом. Через четыреста с лишним лет с начала его царствования он был увлечен дьяволом, который очаровал его миром, - пусть никакой человек не очаровывается миром! - он возгордился и привык к несправедливости и тщеславию, стал копить богатства, люди стали терпеть мучения и днем и ночью просили всевышнего Изида, чтобы его царствование окончилось. Божественная благодать покинула его, и все его дела стали ошибочными. Тогда из одного угла царства выступил Байурасп, которого называли Заххфком, разгромил его, а люди не помогали ему, так как они терпели от него мучения. Он бежал в Индийскую землю, а Байурасп сел на трон, а в последствии поймал Джамшида и разорвал на части. Байурасп царствовал тысячу лет. В начале он был справедлив, в конце же он стал несправедливым, был увлечен дьяволом в своих действиях и словах и мучил людей до тех пор, пока не пришел из Индии Афридун. Афридун убил его и сел на трон. Афридун был из рода Джамшида. Он царствовал пятьсот лет. Когда прошло сто шестьдесят четыре года царствования Афридуна, окончился второй оборот по летосчислению Кайумарса. Афридун принял религию Ибрахима - мир над ним! Он приручил слона, льва и гепарда, построил шатер и портик, провел в сады и в здания текущую воду и принес во фруктовый сад саженцы и семена плодовых деревьев - турунджа, апельсина, бадранга, лимона и цветов розы, фиалки, нарцисса, лотоса и т.д. Он же устроил Михрган - в этот день он заточил Заххака и в тот же день принял царствование и установил праздник Саде. Люди, избавленные от несправедливости и тиранства Заххака были очень довольны и праздновали этот день как (день) хорошего предзнаменования, до сих пор в Иране и Туране каждый год совершается этот обычай в честь добрых царей. Когда Солнце достигло своего фарвардина, Афридун снова праздновал этот день. Он собрал людей со всего мира и написал договор об этом. Он приказал, чтобы его чиновники были справедливы. Он разделил свое царство между своими сыновьями. Туркистан от реки Джайхуна до Чина и Мачина он дал Туру, Румскую землю -Саламу, а Иранскую землю и свой трон - Ираджу. Таким образом, все цари Туркистана Рума и Ирана - одного происхождения и родственники между собой, так как все они - потомки Афридуна. Поэтому всем людям необходимо совершать церемонии в честь царей, потому что все они от семени Афридуна.
  Когда его эпоха и эпоха других царей после него до конца эпохи Гуштаспа окончилась и когда прошло тридцать лет царствования Гуштаспа, явился Зардушт и принес религию гербов. Гуштасп принял его религию и вино. Со времени праздника Афридуна до тех пор прошло девятьсот сорок лет. Когда Солнце вошло в созвездие Скорпиона, Гуштапс приказал отметить високос, в результате чего форвардин начался в день вступления Солнца в созвездие Рака. Гуштапс установил праздник, говоря, что надо соблюдать этот день и праздновать Науруз в этот день, так как Рак - счастливое созвездие для работы, и что крестьянам и земледельцам нужно дать право платить налог в это время, тогда им будет легко. Потом он приказал считать високос каждые сто двадцать лет, чтобы годы были определенными и чтобы люди знали свое время и в холода и в жару. Этот обычай продолжался до эпохи Искандара Румского, называвшегося Двурогим. Начиная с этого времени люди перестали отмечать високос и продолжали поступать так же, как и до этого обычая. Это продолжалось до эпохи Ардашира Папакана, который вновь отметил високос и установил большой праздник. Он составил договор об этом и назвал этот день Наурузом. Люди справляли этот праздник до эпохи Нушинравана Справедливого. Когда портик Мадаина был закончен, Нушинраван установил празднование Науруза согласно обычаям того времени. Но он не отмечал високоса, говоря, что люди должны воздерживаться от этого обычая пока Солнце к концу оборота не достигнет первого для Рака, и, таким образом, упразднил указания Кайумарса и Джашида о совершении високоса. Это продолжалось до эпохи халифа Ма`муна, который приказал наблюдать за Солнцем и каждый год, когда Солнце достигнет Овна, совершать Науруз. Таким образом, были составлены "Астрономические таблицы Ма`муна", и еще в наше время календарь исчисляют при помощи этих таблиц. Это продолжалось до эпохи Мутаваккила, Мутаваккил имел визиря по имени Мухаммад ибн Абд ал-Малик, который сказал ему, что собирание налога приходится на такое время, когда скот далеко от хлебных полей и поэтому люди мучаются, и что согласно обычаю царей Ирана люди совершали високс для возвращения года на свое место, чтобы меньше мучится во время уплаты налога после сборов урожая. Мутаваккил согласился и приказал считать високос и возвратить Солнце из Рака в фарвардину. Тогда люди успокоились и вновь стали придерживаться этого обычая. После этого Халаф ибн Ахмад эмир Сеистана, установил другой високос. С тех пор до нашего времени стало шестнадцать дней разницы. Счастливый султан, опора веры, Маликшах, - да освятит Аллах его душу - узнав об этом, приказал установить старый високос и возвратить год на свое место. Для этого он призвал ученых того времени из Хорасана. Они соорудили все необходимое для наблюдения - возвели стены, установили астролябии и тому подобное - и перенесли Науруз в фарвардин. Но время не дало возможности султану закончить это дело, и високос остался незаконченным.
  Вот истина Науруза, все это мы нашли в книгах наших предшественников и слышали от ученых.
  Теперь кратко расскажем о некоторых обычаях царей Ирана, а затем снова вернемся к вопросу о Наурузе при содействии Аллаха и его доброй помощи.
  
  О пере и его свойстве и что необходимо (знать) о нем
  
  Ученые назвали перо (калам) украшением царства и посланием сердца. Слово без пера похоже на душу без тела, а когда оно связывается с пером, оно соединяется с телом и сохраняется навсегда. Оно похоже на огонь, выскакивающий из кремня и стали и без труда не загорающийся и не становящийся светильником, от которого получают свет. Халиф Ма`мун сказал: "Да благословит Аллах перо. Как может моя голова управлять страной без пера? Оно служит воле, не стремясь к вознаграждению и оплате. Оно говорит, прогуливаясь по земле. Его белизна омрачает, а его чернота освещает". Первый человек, пользовавшийся письмом, был Тахмурас. Человек, владеющий достоинством речи, но не владеющий достоинством письма, несовершенен и похож наполовину на человека, так как достоинство письма является большим достоинством, и никакое достоинство не равно ему, оно повышает человека из степени человека до степени ангела, а дьявола из степени дьявола до степени человека. Письмо повышает человека с низкой ступени на высокую ступень, такую, что он называется ученым, имамом, законоведом ислама и секретарем, так же как люди с достоинством речи отличаются от других животных и делаются их руководителями. Религия Бога - велика Его память - устанавливается, и страна приводится в порядок царем при помощи пера. Несмотря на то что некоторые люди считают, что избранник - мир над ним - был неграмотен, и считают это его чудом и что сила его чуда зависит от этого, он сильнее всех писателей, проявивших себя в письме, - он и узнал, и сделал. Некоторые из ученых считают, что он был знатоком во всех науках. Таким образом, он не был новичком в знании письма. Но всевышний Изад сказал ему: не пиши это сам, приказал продиктовать ему все письма, которые всевышний Изад послал с неба, и так же все внушения сохранены при помощи пера. Совершали это при его помощи и приняли. Обычаи царства, законы и правила в областях сохраняют и при его помощи приводят в порядок. Достоинство письма украсило руку украшением перстня и печатью, так как цари `Аджама увидели, что меч захватил страну и установил опоры правления, а перо распорядилось царством и сохранило законы правления и что оба эти действия происходят от таланта руки. Основных чувств пять: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание, - и место нахождения всех этих пяти, которые похожи на душу в теле, - в голове. Поэтому они сделали корону и надели ее на голову, сделали серьги и вдели их в уши, сделали браслеты и надели их на руку, сделали перстень и надели его на палец, говоря, что меч действует достоинством и силой руки, поэтому ей нужно достоинство браслета, а перо движется силой и талантом пальца, поэтому ему дали славу перстня, а когда оно пишет письмо и рисует тайны, над ним ставят печать, чтобы оно было удалено от глаз изменников недостойных. Они приказали сначала крепко свернуть письмо, а потом запечатать покрыть печать чехлом, чтобы это было знаком письма печати этого мира, так как человек есть письмо печати этого мира, согласно упомянутым стихам Творца неба и земли, написанное и завязанное веревкой природы, запечатанное печатью перстня души и являющееся привилегией ума, заключенного в голове. Ученые определили перо как инструмент, который по виду скромен и по нахождению легок, но написанное им достойно и по результатам ценно, так же как медовая пчела и шелковичный червь, которые по виду скромны, но дают царям ценные и редкие вещи, в которых много пользы. Упомянутого инструмента установили три вида: один из них совсем косой, и почерк (письма), написанного им, называется серебряным, другой - прямой, и почерк называется золотым, а третий - между совсем косым и прямым, написанное им называется жемчужным. Необходимо, чтобы почерк отвечал четырем требованиям: во-первых, почерк должен быть определенным по размерам, во-вторых, он должен иметь установленную форму, в-третьих, он должен быть красивым беглым, что зависит от остроты пера и от ловкости руки пишущего. В-четвертых, необходимо при письме соблюдать гармонию: не надо писать ра` как нун, и нун как ра`. Глаза вава, кафа и фа по возможности не должны отличаться друг от друга, быть одной величины, не узкими и не широкими. Протяжение нуну кафа и сада и длина лама и алифа должны быть одинаковы. При соблюдении этого правила, даже если почерк не хорош, он кажется хорошим, гладким, ровным и разборчивым, а ученые говорили, что лучше всех почерков тот, который разборчив. Для хорошего почерка нужны при хорошие вещи, и если одна из этих вещей не будет хороша, несмотря на то, что пишущий - мастер, письмо не будет хорошим. Первое - это перо, второе - чернила, третье - бумага.Если кто-либо учился письму у каллиграфа, то буквы и слова у него никогда не теряют своего положения, так как правила о количестве букв и слов запечатлеваются в сердце, и когда ему хочется что-нибудь написать, он направляет руку с помощью сердца, и почерк поэтому таков, как научили, и буквы или слова редко бывают плохими. Хороший почерк похож на полное лицо и совершенный стан, который называют красивым, а плохое письмо похоже на уродливое лицо и нестройный стан, члены которого не подходят один к другому.
  Рассказ. В этом смысле о достоинствах пера. Я читал среди преданий предшественников, что некогда какой-то эмир послал посла властителю Фарса с обнаженным мечом, говоря: "Принеси этот меч властителю, поставь перед ним и не говори ничего". Посол пришел и сделал так. Когда он поставил меч, не говоря ни слова, властитель приказал визирю отвечать ему, а визирь открыл крышку пенала, бросил одно перо по направлению к нему, говоря: "Вот ответ". Посол был умным человеком и знал, что ему ответили: "Влияние пера на правоту и беспорядок страны очень велико. Надо ценить доверенных, обладающих пером".
  Рассказ. Фарх ад-Даула, брат Панна Хусрау, бежал в Нишапур. Сахиб резко упрекал его в своих письмах, называя его неповинующимся. Тот писал Сахибу: "У тебя меч, а у меня перо. Посмотрим, что из них сильнее". Сахиб в ответ написал: "Меч сильнее, но перо выше. Посмотри-ка, что из них более достойно". Фахр ад-Даула показал это письмо Шамсу ал-Ма`али. Кабус Вушмагир подписал на этом письме: "Кто очищал, тот спасен, а кто опровергал и не соглашался, тот отчаялся".
  Рассказ. Я слышал, что в Иране был царь, обычай которого был таков: когда он воевал, он имел часть войска, хорошо организованную и хорошо снабженную, одетую в черное платье. В тот момент, когда битва становилась ожесточенной, этой части войска приказывали выйти вперед всего войска и продолжать битву. Случилось, что из Туркестана пришло большое войско, около пятидесяти тысяч человек, и дело шло к войне. Этот царь горделиво воссел с некоторыми своими приближенными. Ему хотелось отложить битву на другой день. Он потребовал пенал и перо и написал на куске бумаги: "Скажите, чтобы часть войска, одетая в черное, возвратилась", и послал это своему визирю. Визирь прочел, но это ему не понравилось. Он взял пенал из своего сафьянового сапога и прибавил одну точку под словом сийах, и получилось нагарданд, и послал в войско ("Скажите, чтобы часть войска, одетая в черное, возвратилась" - сийахда-ран сипахра бигуйанд та бзгардаид; после превращения буквы "й" в "п" (путем добавления одной точки над буквой) и вставки буквы "и" перед гардант предложение принимает вид сипах-даран сипахра Бигуйанд та базнагрданд - "Скажите, чтобы военачальники войска не возвращались"). В войске прочли письмо, бросились вперед и разбили туркестанское войско. Поэтому в книге "Жизнеописание царей" написано, что одной точкой пера разбито пятьдесят тысяч сабель.
  В стране Ираке имеется двенадцать видов перьев, каждое из которых имеет свою длину, размер и форму. Каллиграфы называют каждое из них по именам больших людей: одно мукли - по имени Ибн Мукли, другое мухалхили - по имени Ибн Муханхила, третье мукаффа`и - по имени Ибн Мукаффа`, четвертое мухаллиби, пятое михрани, шестое амиди, седьмое булфазли, восьмое исмаили, девятое саиди, десятое шамси. Каждое из них имеет свою длину, размер и форму, описание которых было бы слишком многословно. Опишем одно из них - перо шамси. Это перо названо по имени Шамса ал-Ма`али. Делается оно из бамбука или из багдадского или египетского камыша. Шамс ал Ма`али сказал, что секретарям дивана подобает крепкий камыш, так как они водят перо со скрипом. Их писание великолепно. Он сказал также, что перо царей должно быть таким, чтобi при писании они не мучились, нажимая своими пальцами, так как царям не подобает брать бумагу на колени и садиться для написания, как секретари. Они должны садиться кругло ("Сидеть кругло" - значить сидеть, поджав ноги "по-турецки") и держать бумагу на весу, а длина их пера должна быть три кулака до середины и один кулак - головка пера. Для того чтобы хорошо писать, надо много писать.
  
  Слово о пользе вина
  Ученые медики Гален, Сократ и Гиппократ, Абу Алийи Сина, Муххамад-и Закарийя (Бахтишу'и Сабид-и Курра) говорили, что для организма людей нет ничего более полезного, чем вино, в особенности виноградное вино, горькое и профильтрованное. Оно уносит горе, веселит сердце, полнит, способствует перевариванию густой пищи, освежает и белит кожу, обостряет память, скупого делает щедрым, трусливого делает храбрым и уменьшает болезни. Пьющий вино обычно здоров, так как лихорадки и болезни порождаются вязкими и порочными соками и у того, кто пьет много вина, редко встречаются. Во время поноса оно не дает дурным сокам скапливаться в желудке. Некоторые прозорливые называют вино пробным камнем мужественного человека. Некоторые называют его критиком разума, некоторые - мерилом знания, некоторые - критерием таланта. Большие люди называли вино смывающим горе, а некоторые - веселящим горе.
  ps тут на самом деле пишет о коварстве вина. И четко указываются эти пункты суть же одна несмотря на некоторые лечебные свойства этого напитка (раньше на нем еще настаивали травы, и использовали как консервант для лекарственных растений, но оно имеет многие побочные действия, описанные уже другими как вредные, некоторые свойства такие как "отбеливает кожу" - чисто внешнее не внутреннее применение. Вино могут предложить чтобы человек совершил не обдуманные действия и у него развязался язык, и чтобы он потом ничего об этом не вспомнил. Вино часто маскирует многие яды. То, что пишет Хайям это одно, но в руках некоторых чарка вина становится последней. И тут надо думать что за вино, и через чьи руки оно прошло. Проще не пить, и отказаться под предлогом, того, что принимаешь антибиотики.
  Кто выпьет пять чаш вина проявит и доброе и злое, что есть в нем, всю свою сущность. Оно делает незнакомого - другом и умножает дружбу, в то же время оно услаждает друзей вместе. Вино очень приятно, все съедобное в мире, как жирное, сладкое, так и кислое, таково, что его нельзя съесть сверх насыщения, а если съешь больше, то человеческой природе противно, а вино как много ни пьешь, только больше хочется. Человек не насыщается им, и человеческой природе оно не противно, потому что оно - царь напитков. В раю много благ, но вино наилучшее благо рая, а если бы было не так, Изад не взял бы его к себе, несмотря на то что блага обоих миров подчинены его могуществу. Подобно тому, как как в своей мудрой книге он упоминал: "Их господин поил их чистым вином", в другом месте он говорит: "Оно полезно для людей, но его грех больше его пользы" (цитата из Корана приведена по арабски (Коран. 11:219). В нем много пользы для людей, но его грех больше его пользы. Мудрому нужно пить так, чтобы его вкус был больше греха, чтобы не мучиться, упражнением он доводит свою душу до того, что с начала питья вина до конц от него не происходит никакого зла и грубости ни в словах, ни в поступках, а только добро и веселье. Когда он достиг этой ступени, ему подобает пить вино. Преимуществ вина много. Сейчас мы упомянем подробно о пользе и вреде вина и об устранении его вреда согласно словам врача Галена, Мухаммада ибн Закарийи Рази, хаджи Алийи Сины и (других) великих медиков.
  Польза пьянящего вина: оно способствует перевариванию пищи и повышает основную температуру, т.е. естественную температуру. Оно усиливает тело и очищает его при помощи мочи, пота и пара. Его вред: для детей, у которых очень пылкий темперамент, оно не годиться. Устранение его вреда: если люди с пылким темпераментом нуждаются в питье его, надо смешивать его с водой и розовой водой, тогда безвредно. Больше ничего.
  Польза жидкого белого вина: оно требует мало пищи и годится людям с пылким темпераментом. Оно постепенно устраняет желчь при помощи мочи. Его вред: Оно наполняет газом живот у того, у кого имеется черная желчь, и причиняет боль в суставах. Устранение его вреда: употребление белого супа (белый суп - жидкое блюдо из простокваши), закусок и сушеного шашлыка. Тогда (оно) безвредно и полезно.
  ps причина написано ранее выводятся из организма микроэлементы через мочу. Приходится кушать продукты, содержащие эти микроэлементы, калий, кальций, соль и другие.
  Польза жидкого мутного вина: если оно хорошо, тогда является самым подходящим из вин и подобает людям с умеренным темпераментом. Вред: оно вредно людям с пылким темпераментом. Устранение этого вреда: смешивать с водой и розовой водой и пить, запивая соком граната. Тогда оно безвредно.
  Польза горького мутного вина: оно устраняет газы, флегму и боль в желудке. Оно полезно при болях в животе. (Вред его: оно вредно людям с пылким темпераментом, при головной боли и воспалении печени). Устранение его вреда: надо пить его, смешав с водой, и есть кислую пищу и закуску из кислых фруктов. Тогда безвредно.
  ps мутное вино (вино не процеженное и не добродившее, кислые фрукты подавляют процессы брожения. И в целом по совету разбавлять вино водой, похоже все наоборот - в воду добавлять немного вина для некоторой ее дезинфекции). Видимо частенько возникала в этом потребность в то время.
  Польза базиликового вина: оно усиливает сердце и желудок и устраняет газы, полезно при лихорадках, происходящих от болезней. Вред его: оно причиняет боль глазам и головную боль, быстро ударяет в голову. Устранение его вреда: возможно посредством камфоры, розовой воды и фиалок и закуски из кислых фруктов.
  Польза молодого вина: оно прибавляет кровь в теле и наполняет жилы, его пары ударяют в голову. Вред его: для людей с большой сыростью не годно - у них много газа, их тела наполнены жидкостью. Устранение его вреда: надо есть сушеное жаркое с приправой и закуской из сушеных фруктов.
  Польза старого вина: оно хорошо для людей с флегмой и газами. Оно подходит для лечения желудка и пылкой печени и подобает тому, кто страдает паром. Вред его: оно вредно для сухопарых, худых и тщедушных людей. Устранение его вреда: смешать с водой, есть ячменную похлебку. Холодная пища и свежие фрукты - вредны.
  Польза чистого вина: благоприятно для желудка и живота, уничтожает газы в животе, облегчает головную боль и болезнь глаз. Вред его: действие этого вина ударяет в голову. Устранение вреда: употреблять столько, сколько требует тело.
  Смешанное и профильтрованное вино: оно хорошо для того, кто крепко охмелел или страдает головной болью, и подобает людям с пылким темпераментом. Вред его: оно возбуждает газы в желудке, причиняет боль в суставах и охлаждает желудок и печень. Устранение его вреда: можно произвести бульоном, жареным мясом, закуской с приправой и закуской из сушеных фруктов.
  Кисловатое вино: подобает тем людям, у которых желудок и печень горячи. Вред его: оно устраняет желание сближения и ослабляет жир. Устранение его вреда: при помощи чистого белого супа, халвы и сладостей, - тогда безвредно.
  Вино, обработанное солнцем, - самое приятное и наиболее перевариваемое из вин. Вред его: оно быстро портит кровь. Устранение его вреда: при помощи уксусного супа с барбарисом, гранатового супа, закуски из ревеня и граната: пусть пьют уксусно-медовый сироп, тогда оно безвредно.
  Вино из мавиза: если его профильтровать, оно похоже на смешанное вино. Оно ближе к сухому и подобает пылкому темпераменту. Вред его: если оно мутное, оно похоже на черное вино, плохо переваривается, возбуждает черную желчь и газы в животе, раздувает живот и закупоривает каналы в печени. Устранение его вреда: при помощи уксусно-медового сиропа, цикорной воды и зерен огурца или огурцов с бадренгом.
  Вино из хурмы: оно полнит и прибавляет много крови, в особенности если оно свежее. Вред его: оно густо и плохо переваривается, закупоривает каналы в печени и возбуждает черную желчь. Устранение его вреда: употребляется гранатовое вино и уксусно-медовый сироп, а также лекарства, устраняющие черную желчь.
  ps черная желчь, похоже это язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Рекомендуемый уксусно-медовый сироп помогает восстановить кислотно-щелочной баланс в организме, если его пить понемногу, разбавляя водой, и регулярно, уксус же должен быть натуральный и напиток на вкус не кислый. Во времена написания этой книги и времена жизни перечисленных медицинских светил в их областях были проблемы с чистой питьевой водой и проблемы с сохранением и консервированием урожая.
  Об этом достаточно. Сейчас выясним, откуда появился виноград и как узнали вино.
  Рассказ о появлении вина. В истории написано, что в Герате был могущественный царь, обладающий многими сокровищами и богатствами и бесчисленным войском. Весь Хорасан был под его властью. Он был из рода Джамшида, и звали его Шамиран. Крепость Шамиран в Герате, сохранившаяся до сих пор, построена им. Он имел сына по имени Бадам, очень храброго, мужественного и сильного. В то время не было такого стрелка как он. Однажды царь Шамиран сел у окна, и все вельможи стояли перед ним, а его сын Бадам был рядом со своим отцом. Вдруг появился феникс, с криком опустился напротив трона и сел на землю. Царь Шамиран посмотрел на него и увидел, что вокруг шеи феникса обвилась змея и намеревалась ужалить феникса. Царь Шамиран сказал: "О люди-львы! Кто может спасти этого феникса от змеи, сразив ее одной стрелой?" - "О царь, это дело твоего раба", - сказал Бадам. Он выстрелил так, что пришил голову змея к земле, не причинив никакого вреда фениксу. Феникс был спасен и, полетав некоторое время, исчез. В следующем году в тот же день царь Шамиран с вельможами сел у окна. Тот же феникс появился вновь и, полетав над их головами опустился на землю в том самом месте, где была застрелена змея. Он опустил что-то из клюва на землю и, крикнув несколько раз улетел. Царь посмотрел, увидел этого феникса и сказал народу: "Это тот же, которого мы спасли от змеи. В этом году он возвратился, чтобы вознаградить нас, и принес нам подарок, так как он ударяет клювом о землю. Идите и посмотрите и то, что найдете, принесите". Два-три человека пошли и увидели только два-три зерна, которые были положены там. Они взяли их и принесли к трону царя Шамирана. Царь посмотрел и увидел твердые зерна. Он позвал ученых и придворных мужей и показал им эти зерна, говоря: "Эти зерна нам принес феникс в подарок. Что вы видите в этом и что нам надо делать с этими зернами?" Все в один голос сказали, что это надо посеять и, хорошо охранять до конца года, посмотреть, что получится. Затем царь дал зерна своему садовнику, говоря: "Посей в одном углу и сделай изгородь вокруг этого, чтобы туда не могли войти четвероногие, а также охраняй от птиц и все время показывай мне его состояние". Садовник так и сделал. Был месяц Науруза. Прошло некоторое время. Из этих зерен выросла небольшая ветвь. Садовник рассказал об этом царю. Царь с вельможами и учеными пришли к кусту. Все сказали: "Никогда мы не видели такой ветви и листьев". Потом они вернулись. Некоторое время спустя ветвей стало много, листья стали широкими, и на кусту висело много гроздьев, похожих на каперсы. Садовник пришел к царю и сказал, что никакое дерево в саду не является более веселым. Царь второй раз пришел с учеными для лицезрения этого дерева. Он увидел, что куст превратился в дерево, что на нем висели гроздья. Он удивился, говоря, что надо подождать пока не созреют все плоды других деревьев, и посмотреть, какой будет плод этого дерева. Когда гроздья выросли и ягоды созрели, никто не осмеливался прикоснуться к ним. Затем пришла осень, и плоды - яблоки, груши, персики, гранаты и т.д. - созрели.
  Царь снова пришел в сад. Он увидел виноградное дерево, украшенное, как невеста. Его гроздья выросли, из зеленых стали черными и блестели, как агат, а ягоды сыпались с него одна за другой. Все ученые в один голос сказали, что это плоды дерева и что оно является совершенным деревом; то, что ягоды начали сыпаться с гроздьев, означает, что в их соке польза. Надо выжать этот сок, налить в чан и посмотреть, что получится. Но никто не осмелился положить ягоды в рот.Их боялись, думая, что это яд, который убьет их. Там же в саду поставили чан и, выжали сок винограда, наполнили им чан. Царь приказал садовнику: "Сообщи мне о том, что увидишь". Затем они вернулись. Когда сок в чану начал бродить, садовник пришел и сказал царю: "Этот сок кипит, как вода в котле, без огня. Из него выходит газ". Царь сказал: "Когда он успокоится, сообщи мне". Однажды садовник увидел, что он стал прозрачным и ясным, блестел как красный рубин, и успокоился. Немедленно он сообщил царю. Царь с учеными пришли, удивляясь прозрачности его цвета, говоря: "Цель и польза от этого дерева в этом. Но мы не знаем, яд это или противоядие". Потом они решили привести убийцу из тюрьмы, дать ему выпить одну чашу и посмотреть, что получиться. Так и сделали. Дали одну чашу этому убийце. Когда он выпил немного, он нахмурился. Спросили: "Хочешь ли другую?" Сказал: "Да". Дали ему другую чашу. Он начал веселиться, петь, качать задом, и великолепие царя стало в его глазах легким. Сказал: "Дайте мне еще одну чашу, потом делайте со мной все, что хотите, так как люди рождены для смерти". Ему дали третью чашу. Он выпил, у него закружилась голова, он заснул и до следующего дня не просыпался. Когда он проснулся, его привели к царю и спросили у него, что он вчера выпил и как чувствовал себя. Ответил: "Я не знал, что я пил, но было очень хорошо. Если бы я нашел и сегодня три чаши этого! Первую чашу я выпил бы с трудом, так как оно горького вкуса, но когда это было уже в моем желудке, моя природа захотела другую. Когда я выпил вторую чашу, ко мне пришли такие радость и веселье, что стыд ушел из моих глаз и мир стал мне легким. Я думал, что нет никакой разницы между мной и царем, и забыл горе мира. Когда я выпил третью чашу, я заснул очень хорошим сном". Царь простил ему совершенный им грех. Все ученые в один голос сказали, что нет никакого блага лучше и великолепнее, чем вино, так как ни в какой еде и в плоде нет такого достоинства и свойства, как в вине. Так царь Шамиран научился пить вино. Он установил обычай пира, и с тех пор во время питья вина играли на руде и пели песни. Тот сад, в котором был посеян виноград, сохранился до сих пор, его называют Хирау`уза. Он находится у входа в город. Говорят, что куст винограда распространился по всему миру из Герата, и в Герате так много винограда, как ни в каком городе и местности.
  Люди насчитывают более ста сортов винограда Преимуществ вина много.
  
  Слово о свойствах красивого лица
  
  Красивое лицо ученые считают большим счастьем и его лицезрение - хорошей приметой. Говорят, что счастье хорошего лицезрения имеет такое же влияние на состояние людей, как счастливое сочетание светил на небе. Это подобно одежде, находившейся в сундуке с благовониями, испускающими приятный запах: оно дает людям этот запах и без благовоний. Это подобно отражению солнца в воде, происходящему и без солнца, так как красота лица людей является частью влияния счастливых светил, достигающего людей по повелению всевышнего Изида. Красота восхваляется на всех языках и приятна всякому разуму. В мире много хороших вещей, лицезрение которых веселит людей и приносит свежесть в природу, но ничто не заменит красивое лицо, ибо от красивого лица рождается такое веселье, что никакое веселье не сравнится с ним. Говорят, что красивое лицо является причиной счастья в этом мире. если красивое лицо вместе с хорошим характером - счастье достигает крайности. Когда человек и по наружности, и по существу хорош, он возлюблен Богом и людьми. Красивое лицо обладает четырьмя свойствами. Одно из них - то, что оно делает день созерцающего его благополучным, другое - то, что оно делает приятным наслаждение жизнью, третье - то, что оно делает человека великодушным и доблестным, четвертое - то, что оно увеличивает богатство и высокое положение. Если человек рано утром развеселился благодаря красивому лицу, это указывает на то, что его доля счастлива и в этот день он видит только веселье. Когда человек садиться рядом с красивым лицом, жизнь становится для него веселой, горе исчезает и дела его идут лучше. Когда человек видит кого-либо с красивым лицом, в нем возбуждаются чувства мужественности и великодушия, даже если он не мужественный и низкий. Когда люди видят того, у кого красивое лицо, они смотрят на него с уважением, так как это - благо и наслаждение жизнью. Говорят, что красивое лицо делает старика молодым, молодого делает ребенком, а ребенка - ангелом. Пророк - мир над ним! - сказал: "Требуйте все, что вам нужно, у красивых лицом". Каждый определяет для себя красивое лицо и дает ему свое название. Некоторые люди называют его площадью любви, некоторые степенью веселья, садом общительности, украшением создания и знаком рая. Что касается ученых и философов, то они говорят, что оно есть доказательство Божественного создания и желания изучить науку. Оно является следом Творца и показывает доброту Его сущности. Натуралисты говорят, что у всех вещей имеется прибавление, уменьшение и равновесие и единый порядок обусловливается равновесием так, что если вы посмотрите, то лицо, в котором все в равновесии, лучше по своей форме; этот мир установлен только равновесием, он процветает благодаря ему.
  ps вообще-то сильно напоминает изречение "красота спасет мир", я с єтим изречением не согласна, но если вам так нравится думать, то продолжайте в том же духе, а я уже умiла руки. Но донабираю слова Омара Хайяма.
   Сторонники учения о переселении душ говорят, что лицо является почетным халатом Творца, знаком Его награждения за чистоту и добродетели, совершенные Его рабом в прежней жизни. Творец своим светом дарует ему красивое лицо. Что касается обладающих знаниями, то они говорят, что лицо, является отражением свечи, освещающим свечу. Некоторые говорят, что оно является лаврами головы и дождем милосердия, освежающим сад знания заставляющим распускаться дерево старости. Некоторые говорят, что оно является знаком истины, показывающим исследователям правду, чтобы с помощью этой правды они вернулись к истине. О красивом лице сказано много, если мы упомянем все, будет слишком многословно. Приведем рассказ об `Абдаллах-и Тахире.
  Рассказ. Говорят, что `Абдаллах-и Тапир посадил в тюрьму одного из начальников своего войска. Он продолжил оставаться недовольнiм им, несмотря на то что за него много просили. Дошло до того, что все люди отчаялись в єтом деле. У єтого военачальника бiла одна красноречивая невольница. Она написала челобитную, и в тот день, когда `Абдаллах-и Тахир начал суд, эта невольница надела покрывало, пришла к нему и вручила ему челобитную, говоря: "О эмир, прости, потому что кто найдет, дает, а кто может - прощает". `Абдаллах сказал: "О невольница! Грех твоего хозяина больше надежды на его прощение". Невольница сказала: "О эмир, мой заступник перед тобой. Он больше того, чтобы боятся больше его опровержения". Он сказал: "Что же такое твой неопровержимый заступник?" Тогда невольница рукой подняла покрывало и показала ему лицо говоря: "Вот мой заступник!" Когда `Абдллах увидел лицо невольницы, он улыбнулся и сказал: "Как велик твой заступник, которого ты принесла, так и дорога просьба, которую ты имеешь!" Сказав это он приказал выпустить военачальника, дал ему халат, обласкал его и осыпал его щедротами. Это упомянуто для того, чтобы ты знал, сколько достоинства у красивого лица и каково к нему уважение.
  ps есть такая пословица у преферансистов: "От карточных долгов три спасения: красавица жена, тугая мошна и хороший кольт" только эти три позволят вам сохранить лицо если у вас не хватило мозгов не садиться за стол с шулерами.
  
  Рассказ. Говорят, что однажды султан Махмуд пошел на зрелище и вернулся с поля в город. Тогда он был еще эмиром и был жив его отец. Когда он дошел до ворот города, среди зрителей он увидел мальчика в грязной одежде, приблизительно двенадцати лет, у которого было очень красивое лицо, свежее и прекрасное, - совершенное создание со стройным станом. Он потянул за повод, говоря: "Приведите этого мальчика ко мне". Когда его привели, он сказал: "О мальчик! Кто ты, кто твой отец?" Тот ответил: "У меня нет отца, но моя мать живет в таком-то месте". Султан Махмуд спросил: "Чему ты учишься?" Мальчик ответил: "Я учу наизусть Коран". Султан приказал ввести этого мальчика во дворец. Когда пришел султан, он позвал мальчика, спросил его обо всем и приказал сделать ему несколько дел. Тот оказался очень расторопным и смышленным, удача помогла ему. Султан приказал привести его мать, говоря ей: "Я принял твоего мальчика как сына и буду его воспитывать. Не беспокойся о нем". Потом он призвал наградить ее, одеть мальчика в шелковую одежду и посадить его к воспитателям, чтобы он изучил письмо, знание, оружие и верховую езду, и сказал мальчику: "Каждый день утром, когда я еще не начинаю приема, ты должен предстать предо мной". Мальчик каждое утро рано приходил к нему, и султан, выходя из своей комнаты, первым видел его лицо. Цель султана состояла в проверке благотворности его лицезрения. Оно оказалось очень благотворным. Выходя из комнаты, он смотрел на него и достигал всякой цели в тот день. Он еще улучшил одежду этого мальчика, так что его красота увеличилась во сто раз. Султан с каждым днем приближал к себе, и того появилось достоинство. Султан даровал ему милости и богатства, увеличивал доверие к нему и ласкал его. Блага и великолепия этого мальчика умножались. Султан так любил его, что не мог терпеть одного часа без него. Мальчику исполнилось восемнадцать лет, и красота его удесятерилась. Султану досталось много больших завоеваний и много дел благодаря благословенному лицезрению этого мальчика. Он завоевал несколько областей Индии, а также несколько городов Хорасана и стал султаном. Однажды этот мальчик по какой-то причине опоздал к нему, а султан без него соскучился и, когда он пришел, сказал ему в гневе и раздражении: "Ах ты! Ты узнаешь себя? Ты знаешь, откуда я тебя взял и куда возвел и сколько у тебя милостей и богатства? Как же ты осмелился не быть один час около меня?" Когда султан замолчал, тот сказал: "А теперь пусть султан послушает. Все именно так как он говорит. Он меня взял с земли и возвел меня на небо. Я был низким, сейчас благодаря господину у меня больше пятисот тысяч динаров, не считая множества имений, скота, рабов и вольных слуг. Царь даровал мне такое достоинство и великолепие, что благодаря господину ничья степень не выше моей степени. Но надо сказать, что эти щедроты, оказанные им мне, эти богатства, дарованные им мне, и эта степень, врученная им мне, не должны служить попреком мне. Это должно быть попреком его сердцу, так как он привязан ко мне сердцем в двух смыслах: во-первых, потому, что лицезреть меня для него хорошая примета, а во-вторых, то, что я являюсь зрелищем, садом и цветником сердца царя. Если царь украшает то, что является его зрелищем, он не должен попрекать никогда, хотя я и приношу ему свою благодарность и молитвы". Царь ответ этого мальчика удивительно понравился, и он обласкал его и оказал ему почет.
  Мудрые и правдивые люди сказали много о значении красивого лица. Это все упомянуто нами для того, чтобы ты знал, до какой степени высоко достоинство этого дара и награды всевышнего Изада, как ценили большие люди красивое лицо.
  
  
  Это книга окончена хорошей приметой - красивым лицом, для того, чтобы она была благословенна и для писателя, и для читателя.
  Окончена с помощью Аллаха и благодаря прекрасному Его содействию. Господи, оканчивай добром, счастьем и здоровьем.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"