Аннотация: Пример совместного творчества. Тему "душа" писала Сима. в конце я вставил начало и конец пьесы "за закрытыми дверями" Жан Поль Сартра.
................................................
Душа
... Никто не покинет это место! Звучал голос! ...
...
-И не собираюсь я его покидать! С какой это стати? Уютненький такой морг - Душа попыталась скрестить на груди руки, но вот только ни того ни другого у нее уже не было.
Ангел Смерти по своему понял этот жест.
- Прикалываешься, да? Саркастически спросил он, опираясь на косу и огляделся. Вокруг на кушетках лежали укрытые простынями тела, мигала слабая лампочка, а прямо перед ним светилась душа упрямого покойника, которого он вот уже час не мог уговорить пойти на тот
Свет солнца зайчиками бьет сквозь листву. Я иду по лесной тропе. Сдесь на Саремаа я впервые. Я даже первый раз в своей жизни уехал так далеко от дома один и по своей воле.
вчера
Мне семнадцатьлет. И я только что ушел из дому. Навсегда, как мне тогда казалось. Взял все немногочисленное что можно было унести с собой в руках, не прилагая особенных усилий. Скатанное одеяло. Маленький магнитофон. Пара кассет. Энигма. Мелина Фармер. Алиса. Дневник. Все что мне дорого. Всего лишь пара предметов.
Звоню на радио четыре.
- Скажите, как найти Марека? Я знаю что он оставил сдесь свои координаты для тех, кто хочет его найти. Мне это очень важно, найти его.
- Да, пожалуйста, записывайте адресс: Мустьяла валд патса кыла.
Мои часы. Командирские со звоном. Мне их отец подарил когда-то. Сейчас это уже не имеет значения.
- сколько просишь?
- отдам за сколько возмешь. - я не умею и не умел никогда торговаться.
- десять.
Теперь у меня есть деньги. Беру билет на автобус. Сколько я готовился к этой поездке? Полгода? Мне так важно найти его, но я не могу приехать к нему неподготовленным.
Эту ночь я ночевал вне дома. Я ни разу не спал на природе. У костра было холодно и одеяло не спасало. Со мной была Ленка. Мы вчера отметили мой день рождения. Она знала что я уезжаю навсегда. Не вернусь. И мы вместе мерзли возле костра на ласнамяевском пустыре возле локаторов.
Но вот пять утра. Билеты куплены заранее. Она меня провожает на автобус. Мне жаль с ней расставаться, но я не могу поступить иначе. Мне очень важно найти его.
Год тому назад
- Почему Вы хотите заниматься у нас в театральной студии?
- Ну... Вы понимаете, я зашел в это помещение и сразу понял что это - то, что я искал.
- Вот задания на вступительный экзамен. Вам надо подготовить три этюда. Этюд на движение, этюд на явление и этюд на свойство.
Страшно уезжать. И в автобусе страшно. И дорога страшная. И люди вокруг незнакомые. Я рос чудаком. Меня чудИлись и я тоже чудился больших компаний. Страшно глядеть на летящую мимо дорогу и понимать что денег нет, а значет - это путь в один конец. Но все будет так, как решил.
Год тому назад.
- Занятие окончено. Вам осталось сегодня поработать над анализом действия показанных этюдов, а на завтра я хочу получить от вас зачин и этюд на явление природы
- Марек! Я хотел показать Вам свой дневник.
- Приятно что Вы мне так доверяете. Попробуйте написать мне эссе на тему "кто я такой"
- Я принесу эссе завтра.
"кто я такой"... я сел писать. Начал писать. Писал. И вдруг с ужасом обнаружил что "Я", этого "меня" нет. Просто не существует. Есть знания, мысли, чувства. Все что угодно. "Я" нет. Я испугался и выбросил эти мысли из головы.
Я принес эссе, оборванное на фразе "меня нет". Я не знал как дальше продолжить.
Я приехал в Курессаре на автовокзал. Сразу же стал узнавать как проехать в мустъяла валд. Ходил и спрашивал водителей автобуса. Языка не зная, давал написанный на бумажке адресс. Это оказался старенький автобус. Даже странно что такие еще ходят по трассе. Сажусь. Рука в карман. Где деньги и паспорт? Блин! Я оставил его на пароме! Вот и все. Путь назад точно заказан. Я объясняю почти со слезами на глазах водителю что денег и паспорта нет. Водитель не понимает по-русски. Но понимает то, что я хочу сказать. Отвезите меня туда! Мне это нужно! Он махает на меня рукой, езжай, мол, так. Я сажусь. Я сдесь в первые. Не знаю когда выходить. Он кивает, скажу, мол. Я слушаю музыку. Дрожу. Скоро приеду.
Год тому назад.
- Вы приняты на подготовительный курс, на место вольного слушателя Сергей. Вам открыт доступ в библиотеку студии, Вы можете оставаться на вечерние занятия и учавствовать в репетициях и спектаклях. Также Вы можете ночевать сдесь, если задержитесь поздно. Но Вам не обязательно участвовать во всем, что сдесь происходит. Если Вы пропустите занятие, это нормально. У Вас есть два месяца. За это время надо найти свое место в студии. Потом будет экзамен. Найдите свое дело. На экзамене Вы покажете все, что нашли. Не найдете - провалите экзамен и Ваша учеба сдесь окончится.
Водитель кивнул - пора выходить. Я вышел. Где я? Заборы, низкие досчатые вокруг. Небольшая площадка, достаточная только для того, чтобы автобус мог развернуться и уехать дальше. Магазин. Я захажу в магазин и показываю адрес на бумажке. Мне начинают говорить по-эстонски. Я пытаюсь понять. Понимаю смутно. Продавец уходит, возвращается с кем-то. Я понимаю что меня проводят до места.
Год тому назад
Моя очередь делать зачин. Зачин - это этюд, который задает направление уроку актерского мастерства. Я посадил студийцов на стулья в ряд и отдельно поставил стул для мастера. Этот зачин называется "нет зачина" я решил обыграть фразу, которую мастер скажет "нет зачина?" я был уверен что он скажет именно так. Тогда я обыграю эту фразу и будет - зачин. Мастер зашел тихонько через музыкальную лабораторию. Тихо встал за нашими спинами. На стул не сел. Сейчас я понимаю что он смотрел на происходящее. Тогда - ждал ключевой фразы. Потом он ушел. Зачин почти сорвался. Мне пришлось пойти за ним и пригласить его, объясняя что все происходит так, как запланированно и зачин называется "нет зачина".
Мы идем мимо хуторов, долго идем, между хуторами приличные расстояния. Потом углубляемся в лес. Потом проводник кивает мне, мол не сворачивай и придешь. Он идет обратно. Я иду вперед и зайчики слепят мне глаза.
Год тому назад.
- Сергей, будьте осторожны. Общество будет Вас выжимать. Вам будет трудно ужиться с Вашими коллегами по студии. Вы своим поведением восстановили против себя всех. Про Вас говорят что с Вами невозможно общаться. Вы все время пытаетесть показать что Вы умнее других.
Марек рассказывал что в Питерском институте, где он учился, его также выжимали. И его мастер вовремя оказался рядом.
- Чумбу, Сергей! Я вчера хотел ехать в город, но почему-то не поехал, а лег спать. Мне приснился колдун. Местные знают что сдесь раньше жил кузнец, но не знают что он был еще и колдун. Он уже давно умер. Но оказывается не совсем умер.
Его русский язык требует усилий для того, чтобы его понять. Про себя говорит то " я пошел" то "я пошла". Вот теперь колдун, который не совсем умер. Как его понять?
- Рассказывайте как Вы развивались, Сергей.
Я рассказываю что работал, тренировался. Рассказываю что открыл в себе какие-то новые непонятные качества. Рассказываю что со мной постоянно вокруг происходят чудеса. Странные события, на которые реагируют окружающие меня люди, а я сам не всегда эти события замечаю.
Я делаю этюд. Назывался этюд "профессионал" - о человеке, которого считаешь своим другом, а он всего лишь выполняет свою работу.
В процессе репетиции этюда я вдруг начал странно дышать и изменился мой взгляд. Я начал обращать внимание на совсем другие вещи, чем обычно. Я смотрел не так, как обычно и не на то, на что обычно. Я понимал что смотрю на мир как зверь. Какой зверь? Рептилия. Варан. Дракон. Дракон - это позже. Тогда - варан. Это очень агрессивная и хитрая тварь. Все вокруг - еда.
Этюд на публику заключался в том, что я вошел в это состояние, взглянул вокруг, сделал пару жестов и издал звук. Я сразу же вспотел. Дыхание сбилось, участилось.
Мастер спросил, что я сделал.
Я сказал что это - ящерица.
Мастер ответил, что не трудно вараном стать. Трудно вараном быть.
В тот первый день Марек рассказывал что есть такие несчастные люди. С ними постоянно происходят чудеса. Ну или вокруг них. Марек приводил примеры исторических деятелей. Поэтов. Писателей. Никому не известных актеров, известных политиков. Всех их объединяет один знак. Знак сверх-человека. Я рассказал как однажды в транспорте после тренировки сидел и глядел просто в спину впереди сидящей бабульки. Вдруг ее спину перекосило... я не понял что произошло и не связал это с моим взглядом. Я всегда ощущал свою отделенность от других людей. Свою особенность и не понимал в чем эта особенность заключается.
Марек говорил что эти несчастные люди приписывают происходящие вокруг чудеса своей "силе". Разница только в том, как считать - находится сила внутри или снаружи. И то и другое неверно. Он приводил примеры. Развитие сознания общества не происходит равномерно. Оно происходит скачками. Мутациями. Еще говорил что из стаи обезьян только одна взяла палку в руки.. за ней стали повторять и вскоре все обезьяны были с палками в руках... эта первая обезьяна - мутант. Она видит все не так, как другие. Потому и поведение немного отличается. И средства немного другие.
- Вы мутант, Сергей. Вы крутой и одновременно полнейший придурок. Вам легче и одновременно гораздо труднее чем всем остальным. Вы тот, кто либо сдохнет, либо возмет свою палку в руки повторять за другими - не Ваше. Палка - это знак. Найти свое - невероятно сложно. И даже если найдешь, ничего не изменится. Будут те же самые препятствия что и были. На качественно ином уровне, но те же самые. Мастер, маестро. Вы будете мастером, Сергей. Когда-то я Вам сказал что Вы приняты на подготовительный курс. Сейчас Вы - ученик. Только не надо думать что Вы мой ученик. Я - только посредник Вы ученик чего-то...
Я не понял чей я ученик. Какой-то системы... непонятно.
- У мутантов существуют разные уровни развития. Нолевой уровень - он только ощущает себя не таким как все. И люди окружающие тоже знают что он не такой как все. Боятся? Уничтожают? На первом уровне свою особенность он приписываетнекоей силе, что находится внутри или вне его. В зависимости от воспитания он пытается использовать или бороться с ней или развивать ее. Ее невозможно ни развить ни использовать. Другие люди могут использовать мутанта как носителя этой "силы". Тольк о вот управлять не получается.
- Мутанта можно узнать по тому, о чем он говорит. У него всегда есть баръер в общении. Разделенность, легко или сложно преодолеваемая.
Я всегда ощущал свою разделенность с другими. Другим - легче, они этого не чувствуют. Меня всегда окружающие знакомые и незнакомые проверяли на эту "чудесность" и я пугал, удивлял и разочаровывал их. Силу нельзя использовать и развивать. Да и не сила это вовсе. И не слабость. Меня "уничтожали". Часто. Из-за таких проверок я потерял доверие возникла базовое ощущение что окружающие изначально враждебны., развивалась агрессия.
Год тому назад
-Что такое драма вы завете? Драма - это действие. Вы учитесь в драм-студии. Что такое действие кто мне скажет?
- Действие - это движение или процесс.
- Ответ неверный. Действие - это преодоление препятствий.
Мы гуляли с мареком по лесу. Он рассказывал кто сдесь жил раньше, какие особенности этой местности. Заставлял искать непонятные вещи...
- Не ищите, а найдите! Я ищу, а Вы находите. Сдесь есть множество камней. Особенность этих камней в рисунках. Эти рисунки выглядят как кресты различной формы. Местные думают что это камни разделяют территории хуторов. Но не говорят того, что эти камни использовались мутантами.
- Как использовались?
- Хватит с Вас информации. Не ищите, а найдите!
Я пытался найти камни. Ничего путного так и не нашел. Только через пару лет, оставшись в этом месте на три месяца в одиночку все же нашел все камни. Некоторые камни вызывали жуткий страх. Первое время я вообще боялся - чувствовал дрожж когда шел в сторону некоторых камней. Некоторые как бы пустые, мертвые. Иные - чужие. На всех рисунок и есть признаки, по которым можно понять где находится следующий камень. Не искать, а найти.
Камешек лежал на столе рядом с пустой консервной банкой "завтрак туриста". Санитар заканчивал свой поздний ужин (или ранний завтрак), наливая дрожащей, нетвердой рукой в граненый стакан водку.
Когда он поднял взгляд красных, слезящихся глаз, он увидел на пороге морозильной камеры человека, кутающегося в простыню и с биркой на ноге.
- С-с-слушай, - пробубнил санитар и залпом опрокинул в себя стакан. - И-и-изыди... ик... демон.
- Обижаешь, начальник, - ответил живой мертвец. - я тут к тебе со всей душой, а ты...
- А-а-а я ждал белочку... - парировал санитар - ...и-и-изыди!
Мертвец криво усмехнулся, подошел к шкафу и нахально извлек оттуда санитарову уличную одежду, под аккомпонимент пьяных песен.
Я уже месяц в доме. Быт простой - приготовить поесть, сходить в магазин за три километра. Принести воды из колодца, помыть посуду, постираться если надо.
Марек читал свои лекции на ходу, гуляя по лесным дорогам и всегда лекции заканчивались каким-нибудь мучением. Я не понимал что от меня хотят! Мой мозг взрыввался от обилия информации на ломанном русском языке, уже на середине лекции я переставал что-либо понимать и тогда приходил черед упражнений.
- Сознание - это программа. Мы не можем обойтись без автоматических действий, но можно действовать и в обход программы. Поступать в обход или вопреки программе это и есть настоящее преодоление препятствий. Настоящее действие. В делании по программе нет развития. Развитие есть только тогда, когда преодолеваются препятствия. Преодолев препятствие сознание становится обогащенее и возникает новая программа. Действуя, приходится каждый раз преодолевать препятствия заново. Также как в первый раз.
Марек рассказывал про то, что можно открыть вИдение. Про то, что существует привычка или программа, говори как хочешь, видеть вещи в привычном ракурсе. А вот и упражнение:
- Вы, Сергей, видите то, что хотите видеть или хотите видеть то, что происходит? Найдите критерий так чтобы вы знали это доподлинно.
- Найдите критерий, поступаете Вы по программе или преодолеваете препятствия.
- Вы хвастаетесь тем, что изучали психологию, Сергей. Как Вы можете владеть своим сознанием, если Вы не владеете своим телом? Да если бы Вы владели своими психологическими знаниями так, как владеете нунчаками, Вы были бы мастером. Тело сознание интеллект - а это уже эзотерика.
Вот так он всегда. Говорит как бы отрывками. Как бы не связанными никак фразами. Его понять очень сложно... нунчаки, да... еще со школы я пытаюсь научиться их крутить. По крупицам собираю новые жесты и разные формы перехватов и восьмерок. А сейчас я могу сделать с ними что угодно.
Идет урок сценического движения.
- Вот палка. Палка - это партнер. Есть три способа общения с партнером - когда партнер ведет, когда я веду и когда мы с партнером находимся в паритете.
- Возмите палку на кончик пальца и продемонстрируйте мне эти три способа.
Я совершенно не способен удержать палку на кончике пальца. Даже на минуту. Она все время падает...
- У вас больное, мертвое тело, Сергей. Мертвый ребенок... У Вас нет развития, потому и мертвый. За два месяца Вы ничему не научились, никак не развились. Я предлагаю Вам уйти из студии.
Это было общее собрание членов студии. Как раз перед набором нового курса. Марек предлагает голосовать за то, чтобы меня убрать.
Я встаю и начинаю говорить. Прошу себе последнее слово. Никаких шансов остаться сдесь у меня нет. Но я сделаю все возможное и невозможное для того, чтобы остаться. И я говорю, говорю про то, как важно для меня развитие, про то, что у меня мертвое тело и никакого шанса изменить это состояние нет. Про то, что если нет никакого шанса, то есть свобода - нечего даже пытаться это изменить, просто надо с этим вместе действовать дальше. Я говорю что у меня будет уникальный опыт если у меня все же получится такое положение вещей изменить. И в конце я сказал что оставляю решение за командой. И заранее согласен с принятым решением.
В тот раз меня не выкинули. Я взял себе две недели отдыха и писал эссе на тему "мертвое тело"
Эссе было принято, я перешел с вольных слушателей в разряд членов студии.
"Противогазы на все случаи жизни" Пестрела газетная реклама на дне урны. Покойник нагнулся и достал ее.
"Будешь мстить? Интересно. Ты даже имени своего не помнишь" сказал ему внутренний голос ехидным тоном Ангела Смерти. Это была правда. Мертвец действительно не помнил свое имя. На бирке, привязанной к его ноге оно было написано, по негласным законам медицины маловразумительным подчерком, и единственное, что можно разобрать - это номер 68 25253529 Мысленно покойник называл себя "девятый" (почему - оставалось загадкой даже для него самого)
- Ладно, посмотрим... хм... ваши противогазы, мсть - тихо сказал Девятый и раскрыл газету...
На столе вместо скатерти лежала раскрытая газета. На газете - папка с тестами из архивов лаборатории психологии драмстудии.
- Вот Вам две системы. Найдите отличие.
На листе бумаги а4 разделенном пополам жирной чертой были нарисованы геометрические фигуры. По-моему, это были треугольники с одной стороны черты и квадраты с другой...
- Сдесь треугольники, а сдесь квадраты - ответил я. Это было простое задание.
- Все верно, только скажите как Вы это узнали?
- Я сравнил два рисунка.
- Вот. Теперь попробуйте узнать то же самое, не сравнивая. Сравнение - это программа, она действует автоматически. Сделайте то же самое вне программы. Делайте сами, минуя автомат...
...
Следующие три дня я занимался только с тестами. Я не понимал как это сделать. Почти что не знал как поставить перед собой правильную задачу. Как это сделать? Как отследить сравниваю я или нет? Тогда на Саремаа я не нашел ответ на это вопрос. Решение пришло потом, через пару лет.
- Это называется свободное импульсирование. Позвольте телу двигаться так, как оно хочет. Достаньте импульс изнутри тела. Все суставы могут свободно импульсировать. Двигайте кистями, локтями, подключайте постепенно все остальные суставы. Позвольте телу жить.
...
У меня ничего не получалось. Выходили какие-то отрывки из движений с нунчаками, никакой свободы небыло.
- Не мешайте себе жить, Сергей! Позвольте телу двигаться свободно.
Я пытался изо всех сил. И чем больше пытался, тем хуже у меня выходило. В конце концов я впал в отчаяние... Я ни на что не годен, у меня ничего не выйдет. Тело мертвое, его не изменить...
Попытки все же не бросал.
Мои попытки все же принесли результат. Событием стал мой этюд "профессионал". Мое тело задышало и зажило какой-то своей странной жизнью. Я назвал это "зверь", но я был не прав. Это была просто жизнь...
Перевернув страницу о кошатине в шаурме, подаваемой на Питерском вокзале, Девятый увидел похожую по смыслу заметку о смерти какого-то чиновника из глубинки.
-Уж не я ли? - испугался он, глядя на фото толстой и довольной чиновничьей морды; из под пяти подбородков едва проглядывал галстук бабочка.
Но, посмотрев в зеркало витрины, где отразился смутно знакомый бледный молодой человек с лохматой гривой черных волос, Девятый огорчился: Не сделать ему карьеру Володьки Цепеша.
- Хорошо еще что сейчас зима - подумал труп - хоть сгнию не так быстро.
Прошло три месяца с тех пор как я приехал сюда. Каждый день я сталкивался с неразрешимыми для меня задачами. Что-то я мог решить, что-то так и осталось для меня открытой загадкой. Однажды мы как всегда гуляли по лесу.
- Марек, я чуствую что мне надо от сюда уехать.
Марек только посмеивался.
- Почему Вы все время смеетесь?
- Я не смеюсь, я З-меюсь.
-Я не знаю что делать.
-Если Вы заблудились, то Вам ведь все равно в какую сторону идти, верно?
Я уехал с острова.
- Вы уже не мертвый ребенок. Вы можете действовать. Только не действуете. Уезжайте, Сергей. Вы стали мастером.
- Мастером чего?
- Откуда мне знать? Это Вам предстоит выяснить самостоятельно.
"Как два любовника, как два врага, как солнце и луна. Похоронное бюро "Нимфа" . Мы вас не забудем"
Под этой вывеской на Арбате очень живописно смотрелся лохматый товарищ в тельняшке и с кислым выражением лица. Мокрый дождь со снегом не улучшали его настроения.
-Э! Огоньку не найдется? - окликнул он проходившего мимо. Прохожий остановился и пошарил по карманам старого пальто, которе ему было явно велико.
- Держи. - протянул он курильщику пачку спичек.
- Пасиба - ответил тот, закуривая. Потом они оглядели друг друга.
- Ну что? - после минутного молчания спросил курильщик, когда стало ясно что его случайный встречный уходить не собирается.
- Хорошие гробы. - сказал тот, глядя сквозь стекло витрины. - Мастер Безенчук?
Товарищ в тельняшке глянул в витрину
- И точно, брат. Безенчук. - фыркнул он и предложил прохожему закурить.
- Меня, кстати, Ас зовут. - промямлил он по ходу дела. - То есть Аркадий Сергеевич.
- Девятый - назвал себя тип в большом пальто.
- Ну, буде знакомы - хмыкнул Ас. Девятый, похоже, был курильщик со стажем и неплохой собеседник. Во всяком случае ушли они только тогда, когда все пространство под вывеской было усыпано сгоревшими спичками.
...малыш со страху напукал так, что в ближайших омах вылетели окна.
Далеко не доброе разумное вечное сеяли подобные мультики. После Малыша показывали какого-то синего кота, который бегал за оранжевой мышью, размахивая динамитом.
А потом двум футбольным фанатам, сидящим за задним столиком в ночной подпольной забегаловке, это надоело; переключив на футбол они занялись постановкой "Тома и Джерри", только в роли мыши были болельщики "Зенита". Потом к ним подключились местные вышибалы. И только они выполнили свой гражданский долг - выставили болельщиков на улицу, как в поммещение вошли двое. Один был пьян, второй - абсолютно трезв и оба философствовали.
"нетрезвые философы будут посерьезнее болельщиков" - резонно заметили вышибалы и встали с каменными лицами возле барной стойки.
Ас и Девятый устроились за единственным стоящим после болельщиков столом.
- Н-не думаю... - запинаясь, сказал ас - ...д-душа человека... человека... без-безусловно, существует, нно вот..., как ты говоришьпосле смерти...
- Да нет. Нет смерти. - ответил ему Девятый, и, поймав взгляд друга, протянул ему бутылку.
- А что есть? - пьяно удивился Ас - Ннет... Ты пого-ди, как это - н-нет... откуда...