Уже третий год я мечтаю взглянуть в глаза доктору социологических наук, профессору Кравченко А.И. Я не разу не видела этого человека, но желание встретиться с ним ни чуть не уменьшается, а год от года всё возрастает. Вот уже три года я с совершенно непередаваемым удовольствием читаю его произведения. Мне даже кажется, что я могла бы назвать его одним из моих любимых авторов. Мне хотелось бы порадовать Вас некоторыми цитатами из его книг, с комментариями Вашей покорной слуги (комментарии будут выделены курсивом, особо любимые мною моменты - жирным шрифтом, то что у автора было выделено курсивом, во избежание путаницы, я выделяю другим шрифтом). Эти комментарии я постараюсь сделать минимальными, дабы не мешать вам наслаждаться самими цитатами.
Книга 1.
"Собственник владеет, пользуется и распоряжается имуществом. Так велит ему закон"
Класс, правда? А может он не хочет распоряжаться своим имуществом, ан-нет - закон велит, приходится распоряжаться.
"Закон вмешался в деятельность человека. Он определил правила, согласно которым люди должны зарабатывать деньги.
<...>
По современному законодательству труд - не повинность, а право каждого"
Так должен человек зарабатывать деньги или нет? Что-то я никак не разберусь.
"Культурные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях".
"Душа моя, Павел,
Держись моих правил..."
А.С.Пушкин
И далее:
"Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. <...>
К примеру, цвет лица - частное дело каждого".
Нет слов. Одни эмоции. А что, может быть иначе?
"Привычки - это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях.
Спать лёжа, кушать первое ложкой, а второе вилкой, закрывать за собой дверь, осторожно ставить бьющиеся предметы - всё это и многое другое пропитывает нашу повседневную жизнь".
Вы когда-нибудь пробовали кушать первое вилкой?
"Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат".
Гм, а погребение - не церемония?
"...мировые монотеистические религии - буддизм, христианство, ислам".
Буддизм - религия? Монотеистическая (т.е. подразумевающая одного бога)? А разве там бог есть?
"Согласно мифологии славян, в центре Вселенной находилась Земля; в её недрах помещался ад, где горел страшный огонь. Небо воспринималось как свод из твёрдого вещества. Причём небо было не одно, а целых семь. На нижнем помещались дожди, снега, роса и прочие метеоявления, управляемые ангелами. Солнце, луна и звёзды находятся на четвёртом небе. Седьмое небо - рай (отсюда поговорка: "почувствовать себя не седьмом небе от счастья"). Земля выглядела плоской и плавала в океане-море на трёх больших китах. Светила представлялись живыми существами, к ним обращались с просьбами. Звёзды в народном представлении были душами людей и умерших крешёных детей, души праведников светят ярко, а грешников - тускло"
Кто хоть как-то знаком со славянской мифологией и/или христианским вероучением получил массу удовольствия.
Простите, но мне почему-то кажется, что корону нельзя назвать идеальным знаком, а власть материальным предметом.
"В повседневной жизни мы то и дело встречаем выражения: "культура и искусство", "искусство и литература", "искусство и жизнь". Что же они означают?
<...>Если искусство помещают рядом с литературой, то тем самым как бы говорят: словесное творчество не должно входить в сферу искусства, оно стоит особняком. Значит, роман, стихи или театральная пьеса - это не искусство"
С тем же успехом можно сказать "искусство и живопись", "искусство и кино", "искусство и ...". Остается только узнать, так что же в таком случае искусство?Видимо, то,что нельзя поставить рядом со словом "искусство".
"Становилось всё более ясным, что живопись и скульптура имеют самобытную, независимую от их утилитарного предназначения ценность. Они могли волновать, печалить, радоваться, восторгаться и задумываться зрителя".
Бедный зритель!
"Учитель может заниматься частной практикой. Например, после уроков обучать ребят французскому языку. Такая деятельность называется предпринимательской, потому что за неё учитель получает деньги, то есть имеет доход".
А что, за основную свою работу в школе учитель не получает денег? Нет, я понимаю, конечно, что у учителей зарплата мизерная, но не настолько же!
Книга 2.
Дана таблица "Легитимная власть". Всё так хорошо рассказано, по полочкам разложено, на три колонки поделено: "Харизматическая власть", "Традиционная власть", "Легальная власть". И всё бы здорово, если бы автор не решил привести примеры харизматической власти.
"Пример: Иисус Христос, В.И. Ленин, А. Гитлер"
К автору, конечно, особо не подкопаешься, но меня искренне восхитил представленный здесь ряд личностей. Это один из главных талантов автора, сомневающиеся смогут убедиться в этом немного ниже.
Книга 3.
Некоторые части этой книги мне очень хотелось привести целиком, но формат статьи не позволяет мне этого сделать, так что приходится отказывать себе в этом удовольствии и обойтись цитатами.
"В добрачный период молодежь набирается жизненного опыта. Его не стоит сокращать во времени или обеднять в содержании. Когда молодые женятся (выходят замуж) сразу же после школы (например, из-за страстной любви или из-за ранней беременности), то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг начинает засматриваться на других девушек. Происходит это не из-за нравственной порочности юноши, а из-за сокращения добрачного периода. Он или она просто "не нагулялись". Это означает, что круг потенциальных брачных партнеров у них был слишком узким. Оптимальный вариант, по разным расчетам, останавливается на цифре 3-5. Если эта цифра превышена, то начинается то, что называют "психологическим конвейером". Любовный опытпросто тиражируется, романтические чувства притупляются, острота ощущений и желание иметь крепкую семью уменьшаются. Перебор потенциальных партнеров так же вреден, как и недобор".
ЗдСрово? Вот и мне нравится. Но дальше! То ли ещё будет!
"Опрос старшеклассников и студентов выявил общие моменты в сценарии первого знакомства как юношей, так и девушек. Юноша назначает девушке свидание, а она, обдумав предложение и посоветовавшись с подругой, дает согласие. Получив его, юноша думает о том, как и где провести свидание: просто погулять, сходить в кафе, кино, на концерт, дискотеку и т.д., после чего оба они сообщают своим родителям о свидании. Много времени уходит у них на наряд, уточнение места свидания, его программу. Перед выходом девушка проверяет свой внешний вид и не спеша направляется к месту свидания, стараясь немного опоздать. По дороге оба размышляют, о чем можно поговорить. Юноша покупает цветы, коробку конфет. После взаимных приветствий он предлагает перейти на "ТЫ", и она соглашается. Вместе решают, где провести сегодняшний вечер. В течение вечера юноша ухаживает за девушкой (подает руку при выходе из транспорта, открывает ей дверцу машины, пропускает вперед, придерживая дверь, отодвигает ее стул, приглашает на танец, подает пальто и др., старается произвести благоприятное впечатление), а она проявляет максимум женственности и кокетливости. Провожая девушку домой, желает ей спокойной ночи, говорит, что с нетерпением будет ждать следующей встречи, и, возможно, на прощание целует ее"
Вроде даже всё правильно, правда? Ну, в общих чертах. Но при этом возникает желание взглянуть на этих самых старшеклассников и студентов. У вас нет?
"брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством"
Шведская семья?
"Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза"
Это после того, как брак заключён ТРЕМЯ сторонами? А какую же социальную роль - матери или отца - общество предписало государству?
"... группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги"
Как я и обещала, списки.
По пунктам:
--
Революционеры. Простите, всё зависит от того, кто победил в ходе революции.
--
Атеисты. Ну, это уж и вовсе смешно, честное слово. "Ведь говорил я ему тогда за завтраком: "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! <...> Над вами потешаться будут".
--
Циники. Конечно, это только моё субъективное мнение, но мне почему-то кажется, что этот пример тоже не совсем верен.
"... группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, учёные, писатели, музыканты, политические лидеры, миссионеры, передовики труда, здоровые и красивые люди".
Прошу заметить сразу - "отклонениями".
--
Политические лидеры. Вон оно что! А мы-то думали, что это они у нас такие странные, а они, оказывается, отклонение!
--
Здоровые и красивые люди. Тоже хорошо. Спасибо, за то, что обозвали отклонением.
Заключение:
Уф! Наконец-то! А, точно, забыла сказать, все цитаты приведены из учебников по обществознанию за 9-11 класс.
Прошу учесть, что в приведенных цитатах нет опечаток. Цитирование проводилось с тщательным сохранением авторской орфографии, пунктуации и стиля. Я позволила себе это особо подчеркнуть только потому, что эти учебники к 2004 году выдержали как минимум 3 (три) издания, а рецензировали его 3 (три) кандидата различных наук и учитель московской школы.
Если Вы сочли, что профессор в чём-то не прав, то прошу обратиться к аннотации, в ней говорится, что "учебник написан легко и доступно для современных учащихся". Что же поделать, если учащиеся такие пошли?
Я, мои одноклассники, мои родители и знакомые моих родителей с большим интересом читали эти учебники, а что может быть важнее этого? А?
P.S. Цитата из учебника для девятого класса, так сказать, на закуску:
"Правдивыми и объективными должны быть сведенья в учебниках и научных монографиях, так как они передают важную информацию для следующих поколений".