Аннотация: Набросок сценария о сложных взаимоотношениях Израильского царя Саула и Пророка Самуила
От автора.
Конечно же, то, что я предлагаю, никак нельзя назвать полноценным киносценарием. Скорее, - это сюжет для него. Но, пользуясь им, толковый режиссер всегда может перевести мое изложение событий в захватывающие внимание сцены.
Наверное, и я мог бы переложить большинство описаний в сцены. Но, думаю, что режиссер-профессионал сделает это несравненно лучше. Вот почему я и не ставил себе цель - все изложить средствами кинематографа.
Для большинства режиссеров, которые берутся экранизировать прозаическое произведение, специально написанный сценарий не нужен: им достаточно сюжета.
Главное - это найти такого режиссера, который бы заинтересовался этим сюжетом и увидел в нем источник своего вдохновения и свою выгоду.
Хочу изложить некоторые общие вопросы, которые должен предварительно решить для себя режиссер, который пожелает использовать данный материал для создания кинематографического произведения.
1. Допустима ли вольность обращения художника с историческими фактами?
Лично я, понимая всю относительность фактов и событий, дошедших до нас через тысячелетия, все же руководствовался тем, что для данного сюжета они взяты из канонического текста Библии и поэтому старался быть с ними предельно бережным. Практически, мною сохранены даже диалоги в том виде, в каком они изложены библейским летописцем. Лишь в единичных случаях я позволил себе изложить собственную трактовку некоторых библейских фактов. Но это не богохульство и не ересь.
Надеюсь, что в данном вопросе будущий режиссер будет моим единомышленником и будет придерживаться принципа: "Библия - священная Книга для служителей двух мировых религий и оскорбление их религиозных чувств - недопустимо. И понимать текст Библии надо так, как написано в ней самой. Все комментарии, в том числе и богословов, и историков - вторичны".
2. Одной из труднейших проблем кинокартины на историческую тему является выбор формы ее и построение диалогической ткани произведения.
При этом неизбежно возникают вопросы: как говорить героям исторической картины
- современным литературным языком или использовать архаизмы; если да, то в какой мере? Я бы предпочел тот язык, который использует библейский летописец, разумеется, несколько адаптированный для понимания современным зрителем. Но зрителем образованным и думающим, владеющим достаточным словарным запасом, существенно отличающимся от словарного запаса "людоедки-Эллочки".
3. Важный вопрос - степень стилизации картины под отображаемую эпоху. Без изучения дополнительных исторических источников никак не обойтись. Хотя историческая картина и должна быть в определенной степени "современной", но, главным образом, в плане, что нравственно (или безнравственно) сегодня из того, что описано в библейском тексте.
4. Необходимость выбора музыки, наиболее соответствующей библейскому историческому сценарию, - даже не подлежит обсуждению.
5.Не обойтись, вероятно, без большого числа съемок в истинно библейских местах, хотя и изменились они за тысячелетия значительно. Но сама атмосфера библейских мест, их энергетика, будут мощным средством воздействия на восприятие зрителя.
6. Подбор актеров - безраздельная сфера деятельности режиссера. Но, вероятно, без закадрового голоса библейского летописца (или экранного образа его) не обойтись.
7. До начала съемок неизбежна теоретическая работа группы в составе: режиссера, оператора, теолога, историка, художника, композитора, экономиста.
Участие автора сценария - не столь обязательно.
П Р О Р О К и Ц А Р Ь
(сценарий драмы на библейскую тему)
По пыльной дороге на ослике едет левит. За ним на таком же ослике едет его наложница. Ослика, на котором едет наложница, ведет за веревку слуга левита. Кроме седоков, на осликах лежат мешки с какой-то поклажей. . Вечереет. Недалеко впереди показалось селение иевусов - Иевус (что ныне Иерусалим). Слуга: "Зайдем в этот город иевусеев и переночуем в нем". Левит: "Нет, не пойдем в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых. Будем ночевать в Гиве или в Раме: они уже недалеко. До заката солнца как раз успеем. Там и заночуем". Закат солнца застал путников, когда они приблизились к Гиве. В то время ее населяли вениамитяне, которые составляли одно из двенадцати колен Израиля. Никого из знакомых в этом городе у левита не было.
Вся группа в нерешительности остановилась посреди улицы, не зная у кого можно было бы попросить ночлег. На их счастье как раз по этой улице возвращается с поля запоздавший вениамитянин. Старик-вениамитянин (к левиту): "Кто вы, куда идете, откуда пришли?" Левит: "Мы идем из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой; там наш дом. Я ходил в Вифлеем за своей наложницей, которая гостила у отца своего. Очень устали и никто не приглашает нас в дом переночевать.У нас есть корм и солома для ослов наших; есть хлеб и вино для меня, для наложницы и раба нашего. Ни в чем нет у нас недостатка". Вениамитянин: "Будь спокоен. Идем ко мне; весь недостаток твой на мне. Только не ночуйте на улице: больно уж грешные и развратные мои соплеменники в этом городе. Могут причинить скверну и горе".
Левит с благодарностью принимает приглашение доброго вениамитянина:"Спасибо тебе, добрый человек!"
И ввел вениамитянин гостей в дом свой, и дал корм ослам, и путники омыли ноги свои, и ели, и пили.
Весть о прибытии в город новых людей быстро разнеслась среди жителей его. Собралась толпа и, развеселенная вином и сикерой, подступила к дому, где усталые ефремляне готовились уже ко сну.
"Выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его!": кричали из толпы.
Хозяин дома вышел к своим соплеменникам и сказал им: "Нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия! Вот, у меня есть дочь-девственница, и у гостя есть наложница. Выведу я их, смирите их, и делайте с ними, что вам угодно. А с человеком сим не делайте этого безумия!"
Но толпа не хотела слушать его и продолжала требовать выдачи гостя.
Тогда левит взял свою наложницу и вывел ее к толпе на улицу.
Толпа познала ее и надругалась над нею всю ночь до утра. И отпустила ее при появлении зари.
Еле добравшись до порога дома, она упала и умерла.
Утром, выйдя из приютившего его дома, чтобы продолжить путь, левит увидел труп своей наложницы.
Он положил ее на осла и пошел к горе Ефремовой, где был дом его.
Придя в дом свой, левит разделил ножом труп наложницы на двенадцать частей и разослал их во все пределы Израилевы.
Старейшины всех колен Израилевых, получив страшное известие о совершенном в Гиве преступлении вениамитян, единодушно решили наказать преступников.
"Не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня!" - говорили они.
И собрали всех умеющих держать в руках меч от Дана до Вирсавии в Массифе. И отобрали по сотне лучших воинов из каждой тысячи из каждого колена и окружили Гиву Вениаминову.
Произошло сражение ( идут батальные сцены: осаждавшие сначала требуют выдачи виновных в преступлении; горожане отказываются выполнить это требование; начинается штурм городских стен; нападающие, преодолев слабое сопротивление, врываются в город; начинается резня; почти все вениамитяне перебиты, в том числе женщины и дети).
Случайно остались в живых только шестьсот молодых вениамитянских воинов, отряд которых во время штурма города находился далеко от Гивы.
После окончания побоища старейшины собрались на совет и единодушно поклялись: "Никто из нас не отдаст дочерей своих сынам Вениамина в замужество!"
И здесь они увидели вениамитян, отряд которых, не зная о случившемся, возвращался в город. Ничего не подозревающий отряд вениамитян был тотчас окружен израильтянами.
Военачальник отряда в недоумении спросил: "Почему вы нас окружили и хотите нашей смерти? В чем наша вина пред Израилем?"
Вперед вышел один из старейшин израильтян и спросил: "Какого дня вы вышли из города и есть ли среди вас повинные в смерти наложницы левита из Вифлеема?"
Военачальник: "Мы воины и наложниц своих братьев не убиваем. Тридцать дней назад мы вышли из Гивы, чтобы нести охранную службу на границе. А сейчас возвращаемся, чтобы пополнить запасы продовольствия и сменить уставших ".
Старейшины израильтян, убедившись в невиновности стоявших перед ними вениамитян, рассказали им о случившемся и решили пощадить их.
И поняли старейшины израильские, что теперь одно из колен Израиля обречено на вымирание: не осталось в живых ни одной вениамитянки, которая могла бы рожать детей от оставшихся вениамитянских воинов.
"Господи, Боже Израилев! Для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?" - восклицали старейшины и весь народ с ними.
И тогда поднялся самый мудрый из старейшин и произнес: "Не можем мы нарушить клятву свою, которую дали, что не отдадим дочерей своих в замужество вениамитянину. Но есть выход: позволим оставшимся в живых по воле Господа нашего молодым вениамитянам взять в жены себе девиц из города Силома, населенного иноплеменниками. И пусть восстановится двенадцатое колено народа нашего!".
Всем понравилось это предложение и народ начал кричать: "Славен и благосклонен наш Господь к народу своему! Спасибо за то, что послал словами старейшины спасение колену Вениаминову!"
Как раз в эти дни в Силоме проходили празднества и много девиц силомских вышли в поле с цветами, чтобы водить хоровод у капища бога своего.
Вениамитянские воины, скрытно подойдя к месту гуляния, схватили шестьсот девиц силомских и привели в дома отцов своих. Племя, населявшее Силом, было слабое, воинов среди них почти не осталось. И зная силу вениамитян и их крутой нрав, силомляне смирились с происшедшим и даже были рады породниться с сильными соседями, надеясь получить у них защиту от воинственных соседей-филистимлян и амонитян.
Голос летописца за кадром (или его сценический образ):
"Одним из тех, оставшихся в живых вениамитян, который получил в жены представительницу другого племени, был предок Саула в седьмом поколении - будущего первого царя первого израильского государства".
Ремарка для режиссера: это важная историческая деталь для понимания (в будущем) взаимоотношений между царем Саулом и пророком Самуилом, т.е. для понимания сюжета кинокартины.
На этом кончается как бы пролог картины. Подробности его см. в главах 19,20,21 канонического текста книги "Судей".
Далее следует начало собственно кинокартины.
На экране - небольшой израильский городок (точнее - поселение) - Силом библейских времен (примерно, конец 12-го века до Р.Х.).
В те далекие времена здесь находился главный жертвенник израильского народа, а также скиния и ковчег завета, т.е. главные реликвии народа, которые завещал иметь бог Израилев Моисею на горе Сион, когда евреи уходили из египетского плена. (Об устройстве скинии, жертвенника и об убранстве священников, служащих в скинии, см. в приложениях).
В тени небольшой рощи, что раскинулась в долине между холмами, - жилые и хозяйственные постройки. Здесь живут священники, несущие службу при скинии. Главный священник - Илий - совсем уже немощный старец, которому идет восьмой десяток лет. Ему помогают двое сытых, пышущих здоровьем, сыновей - Офни и Финеес.
Голос летописца за кадром: "Сыновья Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкою в руке своей, и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом"
(см. 1-ю книгу "Царств" 2:12 - 17).
Священнослужителям прислуживают рабы, в основном отроческого возраста.
У главного жертвенника, что на вершине одного из холмов, суетятся насколько человек, принесших жертвенных животных. Одни - варят в котлах жертвенное мясо, другие - поджаривают мясо на больших сковородах, третьи - разделывают только что зарезанных жертвенных животных.
Между ними бойко шныряют рабы Офни и Финееса. Они бесцеремонно, не обращая внимания на возмущенных жертвоприносящих, отбирают лучшие куски мяса, не прошедшего еще даже жертвенник, для своих господ.
"Пусть сожгут прежде тук, как должно, а потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя и твоих господ"- протестуют возмущенные прихожане.
Отроки грубо им отвечают: "Нет, теперь же дай, а если не дашь, то силою возьмем!"
В скинии сидит Илий. Через приоткрытый полог он внимательно наблюдает за женщиной, молящейся перед ковчегом Завета. Ее уста бормочут какие-то слова. Эту женщину в таком же виде он встречал и в прошлый ее приход в праздник жертвоприношений.
Наконец, Илий не выдерживает и подходит с гневным видом к молящейся. Думая, что в святом месте пьяная, он говорит ей с упреком: "Доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего!"
Женщина смиренно отвечает: "Нет, господин мой; я - жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом. Не считай рабы твоей, негодною женщиною; ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. Господь не дал нам с мужем детей. А у наложницы мужа есть ребенок.
Мой муж - Елкана - любит меня больше наложницы. Зовут меня Анна. Мы родом из Рафаим-Цофима, что на горе Ефремовой. А сейчас проживаем в Раме. Каждый год в праздник жертвоприношений мы приходим сюда и молимся Господу нашему, чтобы послал нам своего дитя. Мы уже престарелые люди, когда надеяться на чудо поздно. И все же мы продолжаем молиться".
Растроганный услышанным, Илий успокаивает Анну и обещает: "Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него".
Анна (Илию): "Да найдет раба твоя милость в очах твоих!".
Голос летописца за кадром: "И возвратились домой Елкана и Анна.
И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь...
Через некоторое время зачала Анна, и родила сына, и дала ему имя: Самуил; ибо, говорила она, от Господа я испросила его".
И дала обет Анна: "Когда младенец отнят будет от груди, и подрастет, тогда отведу его в скинию, и он явится пред Господом, и останется там навсегда".
Муж ее - Елкана - одобрил такое решение: "Делай, что тебе угодно; да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих".
Когда Самуил подрос, пошла Анна с ним в Силом, взяв для жертвоприношения три тельца и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа. Самуилу было тогда лет семь-восемь.
И принесла Анна тельцов в жертву.
А Самуила привела к Илию и сказала: "О, господин мой! Да живет душа твоя, господин мой! Я - та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу. О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него. И теперь, как и обещала, я отдаю Господу на все дни жизни его - служить Господу". И поклонилась в скинии Анна Господу...
Илий (Анне и Елкане): "Да даст вам Господь детей еще вместо этого, которого вы отдаете Господу!"
Голос летописца за кадром: "У Анны и Елкана родились еще три сына и две дочери".
И стал служить отрок Самуил в скинии пред Господом, надевая льняной ефод...
Прошло несколько лет...
Илий стал совсем старым. До него и раньше доходила молва о прегрешениях его сыновей, Но теперь поведение их стало вызывающим. Дело дошло до того, что они, никого не стесняясь, стали принуждать к сожительству женщин, приходящих молиться в скинию.
И все же Илий еще надеялся передать официально Офни и Финеесу должность верховного служителя при скинии и должность судьи Израиля. Эти должности Илий по праву занимал всю свою долгую праведную жизнь. Должности давали ему власть над народом Израиля. И сейчас эту власть ему хотелось передать в руки своих сыновей.
Тщетно и многократно Илий пытался образумить великовозрастных сыновей, хорошо сознавая, как выгодно выделяется на их фоне уже совсем подросший Самуил.
Илий (сыновьям): "Для чего вы делаете такие грешные дела? Почти ежедневно я слышу от всего народа худые речи о вас. Нет, дети мои, не хороша молва, которую я слышу. Вы развращаете народ Господень.
Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу. Если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Если бы вы слушали голоса отца своего, то могли бы и после смерти моей пользоваться властью над народом Израиля. Но вы продолжаете грешить, И Господь решил уже предать вас смерти. Мне было откровение свыше".
Молва о благочестивом Самуиле, который уже несколько лет исправно служил при скинии, распространилась по всему Израилю.
Дошла она и до пророка, который проживал в Раме. Возраст его был уже довольно преклонный, и пора было подумать о своем преемнике, которому он мог бы с легким сердцем и чистой душой передать высокое звание народного пророка, авторитет которого во все времена в Израиле был непререкаем. К голосу пророка прислушивались не только простые люди, с ним считались даже старейшины израильских колен и судья. Пророк еще со времен Моисея считался посредником Бога Израилева на земле. Слова пророка : "Бог мне сказал" всеми воспринимались непосредственным голосом Бога.
Стареющий пророк решил посетить Силом и лично посмотреть на Самуила.
Однажды к вечеру пророк пришел к Илию. По роду их занятий ( Илий - судья; безымянный "божий человек" - пророк) они знали друг друга давно и хорошо.
Оставшись наедине с Илием, пророк произнес от имени Бога фактически свой приговор, разрушивший все надежды первосвященника передать власть судьи и священника при скинии своим сыновьям.
Пророк (Илию): "Так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда были еще они в Египте, в доме фараона? И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтоб воскурял фимиам, чтоб носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых? Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего - Израиля?
Посему так говорит Господь, Бог Израилев: Я сказал тогда: "дом твой и дом отца твоего будут ходить пред именем Моим вовек ". Но теперь говорит Господь: да не будет так; ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.
Вот наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем. И не будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благоволит Израилю, и не будет в доме твоем старца во все дни (т.е. никто из потомков Илия не доживет до старости).
Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах.
И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день.
И поставлю Себе священника верного: он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни.
И всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба, и скажет: "причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание".
Умный и многоопытный Илий правильно понял вынесенный ему приговор.
Понял он также, кому предпочел пророк передать должность главного священника при скинии.
Подавленный и уже не имеющий сил сопротивляться, Илий смиренно произнес: " Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит".
Находясь в доме Илия, пророк имел возможность несколько дней наблюдать за отроком Самуилом.
Народная молва о нем, как о примерном священнослужителе, подтверждалась и его собственными наблюдениями. И пророк останавливает на Самуиле свой окончательный выбор: он передаст в свое время официально титул народного пророка благочестивому Самуилу.
Но сейчас пока Самуил еще очень молод и не искушен в жизни, полной интриг и коварства.
Его еще надо подготовить к борьбе, которая ему предстоит.
И пророк тайно встречается с Самуилом.
Во время этой встречи пророк вкратце пересказывает решение Бога Израилева относительно Илия и его сыновей. А затем наставляет, как вести ему себя дальше с Илием и его сыновьями.
Прошло несколько дней...
Ночь. Илий спит в своем доме. В скинии, где стоит ковчег Завета, молится Самуил. Перед ним светится лампада. Полумрак в скинии.
Вдруг лицо Самуила становится напряженным. Он к чему-то как бы прислушивается. Он слышит отчетливо чей-то голос: "Самуил! Самуил!"
Ему кажется, что это зовет его Илий.
Самуил выбегает из скинии и бежит в комнату, где спит Илий.
Самуил (тормоша Илия): "Вот я! ты звал меня?"
Илий (просыпаясь): "Я не звал тебя. Пойди назад. Ложись".
Самуил возвращается в скинию и снова начинает молиться. И снова слышит тот же голос: "Самуил! Самуил!"
И опять бежит отрок к Илию. И снова говорит Самуил (к Илию): "Вот я! Ты звал меня", теперь уже не спрашивает, а почти утверждает Самуил.
Илий, окончательно проснувшись и чуть гневно: "Я не звал тебя, сын мой!"
И тут он начинает понимать, что за голос слышал Самуил. "Это Господь зовет Самуила" - соображает Илий.
Голос летописца за кадром: "Самуил еще не знал голоса Господа. Слово Господне в те времена, когда главным священником служил при скинии Илий, было редко и видения пророческие были не часты"
А вслух Илий сказал Самуилу: " Пойди назад и ложись спать. Но когда Зовущий позовет тебя снова, ты скажи: "говори, Господи; ибо слышит раб Твой".
И пошел Самуил во двор скинии и лег на свое место. И когда уже начал почти засыпать, слышит: " Самуил! Самуил!"
И вскочил Самуил и простер руки свои к потолку скинии и тихо произнес: Говори, Господи, ибо слышит раб твой".
И сказал Господь Самуилу: "Вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. В тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу.
Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздал их. И посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек ".
Наигранно робко и в смущении пришел Самуил утром к Илию.
Илий (Самуилу): " Что сказано тебе было этой ночью? Не скрой от меня. Если утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано было тебе, будешь наказан Господом!"
Голос летописца за кадром: "Илий знал о тайной встрече "божьего человека" с Самуилом: об этом ему донесли его слуги. И сейчас Илий хотел получить лишь подтверждение своей догадке".
Самуил (немного помявшись и как бы неохотно): "Господь сказал, что накажет тебя за то, что не образумил своих грешащих сыновей. Они умрут в один день. И не сможешь ты загладить вину свою пред Господом ни молитвами, ни жертвоприношениями".
Самуил (смиренно и обреченно): "Он - Господь, что Ему угодно, то да сотворит".
Голос летописца за кадром: " Прошло года два. Самуил совсем повзрослел. И пророк перед своей смертью объявил всему Израилю: "Самуил удостоен быть пророком Господним!"
А вскоре Самуилу-пророку представился случай показать себя в качестве вождя народа, а не только глашатаем Бога.
Идет сцена нападения небольшого военного отряда филистимлян на израильское поселение.
Представители ограбленного населения поселка посылают делегацию к судье Илию в Силом.
Они просят Илия: "Защити нас от филистимлян; совсем не стало жизни от них: забирают наш лучший скот, сжигают посевы на полях и вырубают виноградную лозу на виноградниках!"
Старый Илий уговаривает своих соплеменников: "Нет у нас армии, чтобы дать отпор филистимлянам и нет оружия. И Бог оставил нас за то, что грешим и не соблюдаем заповеди Его. Молитесь нашему Господу, Богу Израилеву. И терпите наказание Господне, которое Он посылает в лице необрезанных".
При этом разговоре присутствует Самуил. И когда делегация уходит, он идет в скинию и молится там.
За прошедших два года, когда он стал народным пророком, Самуил побывал во всех пределах израильских - от Дана до Вирсавии. Встречался со всеми старейшинами колен и знает их настроение и настроение народа своего. Он видел, что нарождаются молодые силы, которые не желают больше мириться с невыносимым гнетом филистимлян и готовы к борьбе за независимость. И Самуил принимает решение призвать народ Израиля к войне с филистимлянами. У него уже есть верные ему слуги и доверенные священники. Он уже пользуется авторитетом среди народа Израиля.
Не советуясь с Илием, на другой день Самуил рассылает своих верных людей к старейшинам колен Израиля с призывом направить способных держать меч к назначенному месту общего сбора армии.
Об этом стало известно Илию: ему донесли. Но он не подал и вида, встретившись с Самуилом. Старый и не способный уже к борьбе, Илий даже не оспорил своего права судьи единолично выступать с призывом к войне с иноплеменниками. Он просто промолчал, предоставив событиям разворачиваться не по его воле, а по воле более сильного и молодого пророка.
Небольшая и плохо вооруженная, не имеющая боевого опыта, армия израильтян собралась недалеко от Силома и начала выдвигаться к границам с филистимскими землями.
Но исторически время побед израильтян над филистимлянами еще не наступило.
В первой же стычке передовых отрядов израильтяне потерпели поражение.
Умный и дальновидный политик и стратег - Самуил даже это поражение решил использовать в своих целях. Он задумал рискованный, но лично для него беспроигрышный, план.
Хорошо понимая, что пока живы сыновья Илия, они будут его потенциальными соперниками в борьбе за звание судьи Израиля. Сам Илий уже в расчет не принимался: дни его земной жизни были сочтены. И вскоре должен со всей остротой встать вопрос о его преемнике на должности судьи Израиля.
Обладание двумя высшими титулами в еврейском обществе - званием судьи и пророка - сулило практически неограниченную власть над израильским народом. Вкусив уже власть пророка, Самуил не желал добровольно отказываться в пользу кого бы то ни было и от титула судьи. Но на пути к единовластию были живые сыновья Илия. Необходимо было их физическое устранение.
Придя к Илию, Самуил заявил: " Ночью я слышал голос Господа нашего. Он сказал, что для воодушевления войска израильского перед решающим сражением с филистимлянами надо отправить в стан нашей армии скинию с ковчегом завета. И сопровождать ее должны твои сыновья - Офни и Финеес".
И Илий согласился с таким предложением. При этом он преследовал свои цели: победа израильтян благодаря присутствию скинии, которую будут сопровождать его сыновья, повысит их авторитет среди народа и позволит ему оставить за сыновьями священнослужение.
И скиния в сопровождении Офни и Финееса вскоре прибыла в стан израильтян.
Но необученная и плохо вооруженная, деморализованная первым поражением, армия их была снова разгромлена филистимлянами. А скиния с ковчегом были захвачены в плен. Сыновья Илия были умерщвлены филистимлянами. Такой исход сражения был предопределен заранее. Ведь
"Кузнецов не было во всей земле Израильской, ибо Филистимляне опасались,
чтобы евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки
Когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить. Поэтому во время войны не было ни меча, ни копья у всего народа..."
(см. 1 книга "Царств" 13:19 - 22)
Илий, получив известие о гибели своих сыновей, тут же умер. Было тогда ему 98 лет.
Ценой временной потери самых дорогих реликвий народа Израиля, Самуил достиг своей цели.
"Цель оправдывает средства" - эту мудрость давно усвоил пророк.
Путь к получению звания судьи был открыт.
А вскоре советом старейшин Самуилу был присвоен титул судьи Израиля...
В городах филистимлян в тот год разразилась эпидемия бубонной чумы. Вымирали целые поселения.
Лазутчики Самуила разносили среди напуганных филистимлян слух, что эпидемия - это наказание от Бога Израилева за захват скинии и ковчега завета. И эта мысль вскоре так укоренилась в сознании филистимлян, что они через несколько месяцев умалили израильтян взять назад свои реликвии.
Звание судьи, которое получил Самуил, налагало на него обязанность не только улаживать между соплеменниками возникавшие споры, но и вести записи важнейших событий в жизни народа; подобие летописи, составной частью которой были родословные записи наиболее знатных родов Израиля.
Илий, будучи судьей, вел также подобные записи. У него же хранились и летописи, которые вели предыдущие судьи на протяжении почти 250 лет.
Самуил, живя много лет рядом с Илием, имел возможность познакомиться с записями, уходящими на несколько веков в прошлое народа. Среди этих записей были и очень ценные сведения, о которых большинство людей со временем успело основательно подзабыть. Но цепкая память Самуила хранила их до поры до времени. И когда пришло это время, Самуил воспользовался ими в своих целях.
Много лет Самуил был судьей и пророком своего народа. Незаурядные его способности и умение предвидеть ход исторических событий, способствовали укреплению его авторитета. Ему удалось даже вернуть некоторые земли, захваченные у евреев когда-то филистимлянами. Но иго их, хотя несколько и облегчилось, все же оказывало угнетающее воздействие на израильский народ.
Молодые силы народа желали перемен. Передовые умы нации понимали, что архаичное устройство их общества было уже тормозом развития. У окружавших их народов начали складываться другие общественные отношения. У них появились государства, во главе которых стояли цари. Понимал необходимость перемен и сам Самуил. Но к этому времени он начал уже стареть. У него уже было два взрослых сына и он подумывал (как когда-то в его юности Илий думал о будущем своих сыновей-грешников) о том, чтобы пристроить их судьями. Но, как и у Илия, сыновья Самуила не отличались большим благочестием и не пользовались авторитетом среди народа.
Наконец настало время, когда старейшины всех двенадцати колен Израиля решили просить Самуила назначить им своего царя.
Двенадцать умудренных опытом старейшин, в одеяниях, подчеркивающих самобытность и оригинальность каждого колена Израиля, собрались в Раме - резиденции судьи и пророка Самуила.
Знающий уже от своих лазутчиков о замысле старейшин, Самуил несколько высокомерно встречает делегацию на пороге своего дома, не приглашая войти в него.
Оскорбленные таким приемом, старейшины начинают говорить все одновременно.
Как бы не понимая о чем речь, Самуил предлагает самому знаменитому старейшине, представителю самого многочисленного колена, высказать общую мысль.
Старейшина (Самуилу): "Вот ты состарелся, а сыновья твои не ходят путями твоими. Итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у других народов".
Не понравилось слово сие Самуилу. Он, отдавший свою жизнь служению Богу Израилеву и Его народу, был задет за живое просьбой старшин. Он-то искренне верил, что является единственным и истинным вождем народа. Во всяком случае, так было до сих пор, на протяжении трех десятков лет.
Весь вид Самуила и поведение выражают гнев, возмущение и некоторую растерянность.
Самуилу нужно время, чтобы обдумать свой ответ. И он предлагает старейшинам: "Давайте сегодня отдохнем. А завтра утром встретимся снова. Я должен испросить совета Бога Израилева".
Самуил дает распоряжение своим слугам приготовить для старейшин хороший ужин и отдых.
А сам демонстративно уходит в скинию на молитву перед ковчегом завета. Там он проводит всю ночь, не участвуя вместе со всеми в ужине.
Слуги Самуила, разнося трапезу собравшимся за большим столом старейшинам, внимательно прислушиваются к разговорам, пытаясь понять, насколько единодушны в своем решении старейшины.
Ночью скинию посещает управитель дома Самуила и пересказывает ему все увиденное и услышанное во время трапезы старейшин. Из чего Самуил заключает: "все старейшины единодушны и настроены очень решительно: все хотят нового молодого царя".
Утром Самуил (через своего управляющего) приглашает старейшин во двор скинии.
Самуил намеренно задерживается в скинии, доводя их ожидание почти до гневного возмущения. А сам же наблюдает в щель в завесе скинии за поведением старейшин. И вот, когда возмущение затянувшимся ожиданием достигает предела и старейшины уже готовы покинуть двор скинии, появляется Самуил.
Самуил (старейшинам): " Прося себе царя, вы отвергаете не меня, а отвергаете Бога Израилева!.
Это Он - ваш единственный царь, который когда-то вывел отцов ваших из плена египетского и всегда заботился о вас. А вы оставляли Его и служили другим богам. Но раз вы упорствуете и продолжаете требовать нового царя, то вот какие права будут у вашего нового царя.
Сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его.
И поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничий прибор его.
И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы.
И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим.
И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть, и отдаст евнухам своим и слугам своим.
И рабов ваших, и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет, и употребит на свои дела
От мелкого скота вашего возьмет десятую часть; и сами вы будете ему рабами.
И восстанете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда".
(см. 1 книгу "Царств" 8:11- 18)
Пророк Самуил, отлично знавший историю своего народа и хорошо помнивший древние писания, умышленно сейчас запугивал старейшин, преднамеренно рисуя совсем не тот портрет царя, который нарисовал когда-то Бог Израилев Моисею. При этом Самуил рассчитывал, что старейшины плохо знают древние писания. Но он ошибался в своих расчетах.
Вперед вышел один из старейшин и сказал: "Нет! Прося себе царя, мы не отвергаем нашего Бога.
В планы нашего Господа, Бога Израилева, входило правление царя".
И далее этот старейшина по памяти процитировал Самуилу выдержку из "Второзакония".
Старейшина (Самуилу):
"Вот что сказал Господь наш Моисею:
Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею,
и поселишься на ней, и скажешь: "поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня,
То поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат
тебе. Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней; ибо Господь сказал вам: "не возвращайтесь более путем сим".
И чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.
Но когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов.
И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии,
Чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребывал на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля".
И Самуил, наконец, вынужден был отступить. Он дает обещание старейшинам найти им царя: "Вижу ваше упрямство. Будет вам царь!"
Свой выбор пророк останавливает на одном из сыновей знатного человека по имени Кис из колена Вениаминова. Имя его - Саул.