|
Ссылки по теме
| | | |
Стартовая страница / Статьи
Хокан ЛондоОб упадке жанра фантастики |
|
Не я первый начал плач об упадке жанра фантастики (подозреваю, что горестные стенания по поводу его кончины начались сразу, как только жанр появился на свет), очевидно, что и не я его данной колонкой закончу. Впрочем, просто констатировать, что все плохо, называя конкретные имена, сдавая пароли и явки - это не конструктивно, и лучше попробуем разобраться из-за чего сейчас не все так хорошо, как хотелось бы.
Начинающие литераторы жалуются, что их никто не печатает. Они ошибаются. Было бы что напечатать, а уж с издателем договорится не проблема. Сразу объясню почему не все еще держат в руках книжку со своим именем на обложке. Многим печатать нечего. Нужно не менее пятнадцати авторских страниц связного текста. У некоторых текст связный, но его мало. У некоторых много, но его несвязность очевидна. Все остальные печатаются.
Именно в том, что все печатаются, на мой взгляд, и состоит основная проблема. Возьмем, к примеру, многострадального Васю Пупкина. Не важно зачем, но Вася написал фантастический роман на двадцать авторских листов. У него не очень сложный, но четкий сюжет. Два раза встречающее в тексте слово 'корова' написано правильно, не очень много ошибок и в остальных словах. Волнуясь, Вася посылает текст в издательство (вставьте название известного Вам издательства издающего фантастику).
Чем лучше текст, тем меньше длятся переговоры, особенно, если Вася сориентировался и послал текст в издательство, которое выпускает подходящую серию, и книга отправляется в печать. Ура? Конечно, нет. В девяноста процентах случаев это означает, что Вася так и останется литератором на всю свою писательскую карьеру.
Его выпустили? Выпустили! Книга продалась? Продалась! Даже дополнительный тираж печатали. Издательство готово брать вторую книгу! Значит, всех все устраивает и можно уверенно продолжать в том же духе. И Вася продолжает, все набирая темп он пишет вторую часть в два раза быстрее первой, на третью он тратит еще на два месяца меньше. И всех все устраивает!
Возьмем же в руки первую книгу. Написано бойко, занимательно, временами захватывает! Стилистически правда: Стилистически не очень. Повторы, однокоренные слова рядышком, времена глаголов иногда 'плывут', метафоры не всегда удачны. Не в каждом предложение конечно, но на страницу одна ошибка точно будет, а то и две. С сюжетом иногда тоже проблемы случаются, про тот аспект благополучно забыли, тут в кустах нашли рояль. Не всегда Вася точно знает то, что описывает...
И во второй книге всего этого не меньше, ведь в первой все устраивало! И нет никакого роста, нет работы над стилем, минимальна смысловая нагрузка - проще сильнее закрутить сюжет. Нет ничего. Ведь... Правильно! Всех все устраивает!
Да. Так поступают не все новые авторы. Кто-то с самого начала годами доводил свою работу до совершенства, кто-то смог вовремя остановится, не потерять голову и заняться самосовершенствованием. Но эти люди теряются, их работы не видно за валом остальных текстов. И поэтому читатель покупает книги известных авторов, которые успели зарекомендовать себя раньше.
Потому, что большинство читателей такая ситуация не устраивает. Они купят одну книгу одного из новых авторов, прочтут до середины и отложат, купят вторую:
Третью они уже покупать не будут. И не важно, что третья книга была шедевром. Требовательный читатель, который смог бы оценить всю ее глубину, просто не возьмет ее в руки. Ведь совсем не трудно найти на просторах большой России и прилегающих русскоговорящих странах пятнадцать тысяч человек, которых устроит практически любая книга. Только вот жалко новых авторов, которые так и не находят своего читателя.
© Copyright Хокан Лондо, 2002 Использование текста возможно только с письменого разрешения автора
| |
|