Кудрявцева Е., Янцен В. : другие произведения.

Рукописи и письма из архива Ф. Либа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Рукописи и письма русской эмиграции в архиве Фрица Либа

Екатерина Кудрявцева, Владимир Янцен

  
   Швейцарский протестантский богослов, культурный деятель, политик и ученый с удивительно широким кругом научных интересов, Фриц Либ (1892-1970) едва ли знаком российскому читателю по публикациям последнего пятнадцатилетия, посвященным Русскому Зарубежью. Немногие упоминания его имени в эмигрантской мемуарной литературе и в российских изданиях явно не соответствуют той роли, которую ему довелось сыграть в истории русской мысли и как одному из самых оригинальных ее исследователей и тонких знатоков на Западе, и как редактору немецко-русского религиозного журнала "Восток и Запад", и как собирателю и владельцу прекрасной русской библиотеки, без которой создание многих классических произведений отечественной философии было бы просто немыслимым, и, наконец, как большому другу России, русской культуры и русской эмиграции. Незнание этого факта тем более прискорбно, что в базельском архиве Ф. Либа хранится огромнейший пласт неисследованных и неизданных источников по истории русской мысли, без основательного изучения которого трудно будет ликвидировать некоторые ее разрывы, пробелы и парадоксы.
   Кто же такой Фриц Либ и каким образом в его библиотеке и личном архиве оказалось богатое собрание материалов по истории русской мысли? Ответ на этот вопрос лучше всего начать со свидетельств русских друзей и знакомых Либа.
   Н. А. Бердяев: "Из приобретенных на Западе друзей должен вспомнить о милейшем Либе, человеке исключительных дарований, швейцарском теологе и вместе с тем социалисте. Он был совершенно помешан на русских и России, имел чудесную русскую библиотеку, просил называть его Федором Ивановичем, хотя он был Фриц. Общение с ним было сердечное, без условностей, в нем была русская хаотичность. Он человек с большими знаниями и умственными интересами. Беседа с ним была интересна. Его отношение к русской мысли было трогательно. Он раздирался между К. Бартом и русской религиозной философией. Он был другом нашего дома. Вспоминаю о нем с любовью". 18 декабря 1929 года С. Л. Франк просит Либа помочь ему устроить немецкое издание своей книги "Духовные основы общества" и добавляет: "Простите за это новое беспокойство. Но ведь Вы - наша сваха (Heiratsvermittlerin) в литературных делах". В письме от 27 мая 1931 года о. Сергий Булгаков пишет Либу: "такова уж Ваша судьба и миссия: посредничество меж<ду> русским и немецким богословием". Очень интересен информацией о русских знакомых Либа гостевой альбом семейства Либов, напоминающий собой собрание автографов чуть ли не всех значительных мыслителей русской эмиграции двадцатых и тридцатых годов прошлого столетия: "Лев Зандер. 4/VI.1925", "Я почувствовал большую духовную близость, говоря с Вами. Поэтому мне особенно было приятно быть у Вас и так было радостно пользоваться Вашим добрым гостеприимством. Горячо благодарю. Помоги Вам Господь! Николай Арсеньев. 30 апр<еля> - 1 мая 1927 г.". "Хорошо и тепло было у Вас, даже жалко покидать Ваш уютный уголок... В. Марцинковский. 1.II.1928". "Спасибо дорогому Федору Ивановичу за гостеприимство. Мне было очень хорошо в эти дни, проведенные в беседах с Вами и среди Вашей чудесной библиотеки. Нико<лай> Бердяев. 6 мая 1928 г.". "`Добро, братская любовь не есть Бог. Нужно искать того, что выше любви. Нужно искать Бога' (`Добро в учении Толстого и Нитше'). Позвольте, дорогой Федор Иванович, вписать эти слова в Вашу книгу - за свое пребывание у Вас я убедился, что эта моя основная мысль - есть и Ваша основная мысль. Л. Шестов. Базель, 1/7 ноября 1928 года". "Благодарю Федора Ивановича за любовь к России и русской духовной жизни. Н. Лосский. 2.II.29". "Спасибо за ласковый прием - все полно любовью к Русской душе. Г. Флоровский. 1929.VI.4". "Сердечно милым Либам с благодарностью и искренней дружбой С. Франк. 26.VI. - 2.VII.29". "Господь да благословит дом сей, родителей и детей! Верю, что в этом доме и в душе Федор Ив<ановича> творится и начинается большое духовное дело любовного постижения религиозных судеб русской души. С любовью прот. С. Булгаков". "За немногие часы, проведенные в этом милом немецком доме я получил множество духовных импульсов и всегда буду с благодарностью вспоминать об этом. Петр Струве. 9/10.1929". "Три незабываемых дня в этом доме открыли для меня немецкую сущность, сердце и дом более, чем годы исследований. Здесь, в Базеле, для меня совершенно осязаемо слились воедино настоящее с прошлым. Да благословит Боже этот дом, мать и детей. Огромное спасибо, Фриц - Федор Иванович! Г. Федотов. 21 мая 1930". "С самой теплой благодарностью и ставшей еще более глубокой любовью я покидаю этот гостеприимный дом, который так тесно связан со всем, что мне мило и дорого. С. Безобразов. 2 июля 1930". "Каждый делает, что может. Дмитрий Чижевский. 23/Х - 6/ХI.1931. Читал 4/ХI.31 доклад в Семинаре о проблеме двойника у Достоевского...". Есть в этом альбоме также записи В. Ильина, К. Струве, В. Фонвизина, Ф. Пьянова, Ю. Лунина, В. Унру, Г. Проневича и других. Но круг личных знакомых Либа среди русской эмиграции был гораздо шире: он охватывал сотни людей, десятки кружков, институтов и организаций. Среди неупомянутых русских ученых, мыслителей и религиозных деятелей к этому кругу принадлежали: Н. Алексеев, М. Артемьев, Н. Бубнов, Б. Вышеславцев, В. Зеньковский, Н. Зернов, М. Горлин, И. Гурвич, митрополит Евлогий, А. Исаченко, А. Карташев, Д. Клепинин, А. Койре, М. Кульман, И. Лаговский, Г. Ловцкий, Ю. Рейтлингер, П. Савицкий, Ф. Степун, Л. Стратонов, Н. Трубецкой, А. Флоровский, С. Четвериков, В. Шилкарский, Е. Шор, Р. Якобсон и другие. Тем самым основная масса собранных в личном архиве Либа рукописных материалов - не результат их коллекционирования по определенной тематике (хотя есть в нем и русские богословские рукописи начала 19 века, и рукописные альбомы А. Ремизова, и рукописи стихов А. Белого, и первый немецкий вариант книги Д. Чижевского о Сковороде), а бережно сохраненные рукописи и письма, адресованные самому Либу и образующие содержательное единство с его русской библиотекой, в которой с почти идеальной полнотой собраны философские и богословские издания конца 19 - начала 20 столетий. Многие книги были подарены ему авторами и обзор имеющихся на них дарственных надписей мог бы значительно обогатить наши представления о круге русских знакомых Либа.
   В немногочисленных русских воспоминаниях о Либе в основном подчеркивается неординарность и даже чудаковатость этого человека. Но так ли уж необычна его биография для того времени и не похожа ли она во многом на биографии некоторых его русских знакомых?
   Ф. Либ родился 10 июня 1892 года недалеко от Базеля в местечке Ротенфлю, где его отец был протестантским священником. Выходец из пасторской семьи, он с юности принимает активное участие в рабочем и религиозно-социалистическом движении: становится председателем Союза социалистической молодежи Швейцарии, главным редактором его печатного органа "Новая молодежь", членом Швейцарской социал-демократической (1915), а затем коммунистической (1920) партии, строит баррикады и участвует в забастовках в Цюрихе (1917) и Базеле (1919), работает соредактором базельской социалистической газеты "Вперед", неоднократно подвергается арестам, а в 1920 году в судебном порядке облагается высоким штрафом за публичное обвинение армии в "убийстве" нескольких участников забастовочного движения. Начав свое высшее образование с изучения древних восточных языков и ассириологии в Берлине (1913-1914), под влиянием христианских социалистов Германа Куттера (1863-1931) и Леонарда Рагаца (1868-1945) он переходит к изучению теологии в Берлине, Цюрихе и Базеле (1915-1918). В 1916 году знакомится с Карлом Бартом и Эдуардом Турнейзеном, становится сторонником "диалектической теологии", в которой видит не только наиболее соответствующее потребностям современности течение богословской мысли, но и руководство к политической деятельности. В 1921 году в качестве викария несколько недель замещает в сафенвильском приходе К. Барта, работавшего тогда над вторым изданием "Послания к римлянам". С этого времени их на всю жизнь связывают дружеские отношения. Вслед за К. Бартом и Либ выбрал для себя не пасторскую, а академическую карьеру, камнем преткновения которой не раз оказывались его радикальные политические выступления. В 1923 году Ф. Либ защищает свою первую диссертацию "Баадер и Кант" и всего через год габилитируется с работой "Раннее развитие Франца Баадера", вышедшей в 1926 году расширенным отдельным изданием в мюнхенском издательстве Х. Кайзера под названием "История юности Франца Баадера: о раннем развитии романтика". В 1923 году Ф. Либ женится на Рут Штелин (1900-1986), верной спутнице его жизни, деятельно поддерживавшей многие его начинания, в частности, его страстное увлечение собиранием современной живописи и книг по истории русской культуры.
   Русская революция оказала на Либа большое влияние не только в политическом, но и в духовном отношении: в нем пробудился интерес к истории русской мысли и церкви, к русскому языку и литературе. С 1924 по 1930 год он был приват-доцентом систематической теологии Базельского университета, читал курсы по истории теологии и религиозной философии, все более специализируясь на восточном христианстве, православной церкви и русской религиозной мысли. Особое внимание он уделял политической ситуации и положению церкви в России и в Восточной Европе. За эти годы им было опубликовано множество статей в различных богословских журналах, а также статьи о М. Бакунине, В. Быстрове, А. Герцене, К. Каутском, В. Ленине, П. Николаи, П. Струве, о России и Украине во втором издании энциклопедии "Религия в истории и современности". В 1929 году в тюбингенском издательстве Мора-Зибека вышла брошюра Либа "Западноевропейская духовная жизнь перед судом русской религиозной философии". К концу 1925 года относится личное знакомство Либа с многими выдающимися представителями русской религиозной мысли в Париже, инициаторами которого были Г. Кульман и Л. Зандер. С этого времени его работы о русской мысли опираются не только на собственные теоретические размыления о ней, но и на опыт живого общения с ее представителями, нередко посвящавшими Либа в свои творческие планы и обращавшимися к нему за помощью при переговорах с немецкими и швейцарскими издателями. Особенно теплые личные отношения складываются у Либа с Н. А. Бердяевым. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно Бердяеву он предложил cтать соредактором немецко-русского религиозного журнала "Восток и Запад" и что пропаганде его творчества уделял более всего внимания. Но в истории общения Либа с русской эмиграцией было множество других, не менее интересных, встреч и глав, значительно обогативших его познания о России и русской мысли. К этому же времени относится начало экуменической деятельности Ф. Либа: его участие в интерконфессиональных съездах и конференциях, его поездки с докладами в страны Восточной Европы (Эстонию, Литву, Чехословакию, позднее - в Румынию).
   Вскоре его исторические и богословские работы получают официальное признание: в июле 1930 года по инициативе К. Барта он назначается экстра-ординарным профессором систематического богословия Боннского университета (со специализацией на восточном христианстве прошлого и современности), в декабре того же года ему присваивается степень почетного доктора богословия Базельского университета. Теологический факультет Боннского университета начала тридцатых годов - один из важнейших центров протестантского богословия и экуменического движения в Германии. Наряду с К. Бартом, ординарными профессорами там были: по истории церкви - В. Гётерс и Э. Вольф, по Новому Завету и систематической теологии - К. Л. Шмидт и Э. Вебер, по Ветхому Завету - Г. Хёльшер, по религиозной психологии и апологетике - Э. Пфеннигсдорф. Во время своего пребывания в Бонне (1930-1933) Ф. Либ читает курсы по истории русской церкви и религиозной мысли, активно сотрудничает с СДПГ, занимается редактированием журнала "Восток и Запад", поддерживает постоянную связь с русской эмиграцией и ее научными учреждениями в Берлине, Праге, Белграде и Париже, предоставляет возможность пользования ценными книгами своей библиотеки не только известным русским ученым, но и начинающим студентам, организует летний отдых студентов парижского Православного Богословского Института в Швейцарии и в Германии, а некоторым из них помогает получить стипендии для исследовательской работы в германских университетах. Велики заслуги Либа в организации регулярных докладов русских ученых и в поисках работы для них в Германии, огромен объем материальной помощи, оказанной им русским эмигрантам. После прихода к власти Гитлера боннский теологический факультет подвергается разгрому: из семи ординариусов там остается только Э. Пфеннигсдорф, остальные были либо уволены, либо переведены в другие учебные заведения. В ноябре 1933 года из-за связей с социал-демократией и антинацистскими кругами увольняют и Ф. Либа. Смелые антифашистские выступления и доклады Ф. Либа в 1933 году делали его дальнейшее пребывание в Германии опасным для жизни. Это было существование на грани концентрационного лагеря, о чем недвусмысленно предупредил его в письме от 29 августа 1933 года К. Барт. В 1934 году нацистская цензура запретила журнал "Orient und Occident".
   В начале 1934 года семейство Либов покидает Германию и переселяется в Кламар, где неподалеку от Бердяева снимает дом, в котором рядом с жилыми помещениями размещается редакция журнала "Восток и Запад". За годы парижской эмиграции (1934-1937) Ф. Либ поддерживает тесные контакты не только с русскими, но и с немецкими эмигрантами, публикует в немецких эмигрантских газетах критические очерки о культурной политике Третьего рейха, участвует в создании Немецкого народного фронта и Свободной немецкой академии в Париже, читает лекции на богословские и историко-революционные темы, печатает свою книгу "Христианин и Антихрист в Третьем рейхе", сближается с писателем Генрихом Манном, литературным критиком и историком литературы Вальтером Беньямином и лидером КПГ Вилли Мюнценбергом. Поскольку Либ тогда жил и работал в непосредственной близости от своих русских друзей и знакомых, в его архиве сохранилось сравнительно мало источников, относящихся к этому времени. Во всяком случае, письма Бердяева и Шестова за этот период свидетельствуют о том, что своими рекомендациями они способствовали интеграции Либа в французские научные и богословские круги.
   13 июня 1936 года Ф. Либ назначается экстра-ординарным профессором догматики и истории богословия Базельского университета (со специализацией на истории восточной церкви), где начинает преподавать с 1937 года, продолжая одновременно заниматься политической публицистикой в редактируемой им совместно с Э. Беренсом "Швейцарской воскресной газете" с характерным подзаголовком "Демократия в наступлении". Эта газета с ярко выраженным антифашистским направлением просуществовала с осени 1938 года до июня 1939 года, когда под давлением немецких и итальянских дипломатов она была запрещена на трехмесячный срок и после начала Второй мировой войны уже не возобновлялась. С 1938 до 1953 года Ф. Либ был депутатом Большого совета базельского городского кантона от социал-демократической партии, на заседаниях которого им ставились вопросы о запрете иностранных национал-социалистических организаций в кантоне, об осуждении раздела Чехословакии по мюнхенскому соглашению 1938 года, о помощи голодающим русским военнопленным в Финляндии, о поддержке швейцарских организаций помощи беженцам и другие. Во время войны Либ неоднократно призывался в качестве санитара на военную службу, где в своих проповедях (право на чтение которых у него было с 1918 года) вел антифашистскую пропаганду. Сразу после освобождения Парижа в 1944 году он отправился туда с миссией помощи русским эмигрантам, и первым, кого он там посетил, был Бердяев.
   К концу войны под впечатлением самоотверженной борьбы народов Советского Союза с немецким фашизмом происходит заметное "полевение" Ф. Либа. 15 мая 1945 года он завершает книгу "Россия в пути. Русский человек между христианством и коммунизмом", в которой подводит итог своим многолетним занятиям русской историей и выражает надежду на победу демократических сил в Советском Союзе. В этой надежде он был вполне солидарен с тогдашней просоветской ориентацией Бердяева и его заметно поредевшего парижского окружения. Осенью 1945 года Либ посетил советскую зону Берлина, по приглашению генерал-полковника Семенова побывал в штаб-квартире советской армии, принял ординарную профессуру по истории восточно-европейской церкви в Берлинском университете и читал там в летние семестры 1947 и 1948 годов лекции о православной церкви, истории русской мысли, христианстве и марксизме. В 1946 году он стал одним из основателей, а затем и президентом Общества швейцарско-советской дружбы. Но опыт общения с советской военной администрацией и с политиками Восточной Германии довольно быстро обнаружил иллюзорность его надежд на демократизацию и гуманизацию социализма. По приглашению И. Б. Тито летом 1950 года он посетил Югославию, где в интервью югославскому радио подверг острой критике сталинскую диктатуру. В августе 1950 года опубликовал несколько антисталинских статей в швейцарской прессе, сложил с себя обязанности президента Общества швейцарско-советской дружбы и вышел из его рядов. 15 октября 1950 года последовало его антисталинское выступление на заседании Большого совета базельского городского кантона, в результате которого началась травля Либа в просоветской прессе.
   В послевоенные годы Либ пишет статьи об атеизме, движении безбожников, Н. Лосском для "Швейцарского словаря", а также статьи о митрополите Макарии и о. С. Булгакове для третьего издания энциклопедии "Религия в истории и современности". Более двадцати лет Ф. Либ был сотрудником базельской "Рабочей газеты". Тематический спектр его выступлений в этой газете был очень широк: от антфашистских статей о гитлеровской Германии и общественно-политической ситуации в Швейцарии и в мире до регулярных статей, посвященных религиозным праздникам и серии статей о политическом развитии Югославии. В 1958 году он стал ординарным профессором Базельского университета, получив это назначение за большой личный вклад в швейцарское богословие. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов Ф. Либ был одним из инициаторов и президентом Швейцарского движения против гонки ядерных вооружений, в котором участвовали церковные, пацифистские и профсоюзные круги. С 1960 и до 1964 года был членом кураториума Базельского университета.
   В 1962 году в честь 70-летия Ф. Либа был издан юбилейный сборник "София и история" и опубликована его последняя научная моногорафия "Комментарий Валентина Вайгеля к истории творения и сочинения его ученика Бенедикта Бидермана", посвященная историко-критическому исследованию немецкой мистики 16 столетия. В том же году он уходит в академическую отставку. После выхода на пенсию много путешествует, занимается геологией, палеонтологией, собиранием окаменелостей со следами растений и животных организмов, обработкой и датировкой материалов своего архива, расширением и каталогизацией подаренной им Базельскому университету русско-славянской библиотеки. Умер Ф. Либ 6 ноября 1970 года в Базеле.
   По признанию устроителей выставки, посвященной 100-летию со дня рождения Либа, "творчество Либа до сих пор не получило должной оценки <...>. В области теологии пока еще нет основательной разработки его наследия". Важным шагом в этом направлении после публикации сборника "София и история" было издание второго юбилейного сборника, посвященного 100-летию со дня рождения Либа. Издана также переписка Либа с В. Беньямином и его сестрой Д. Беньямин. Публикация автографов и перводов писем русских философов Н. Бердяева, С. Булгакова, С. Франка и Л. Шестова к Ф. Либу была начата нами в 2001 году в сотрудничестве с М. Колеровым. Русские материалы архива Ф. Либа упоминались и цитировались в работах, посвященных Н. А. Бердяеву и Д. И. Чижевскому, а также в обзорных биографических статьях, посвященных Либу. Но предметом комплексного изучения они пока еще не стали ни в Швейцарии, ни в Германии, ни в России. Такое положение вещей явно противоречит тому значению, которое русская тематика имела в творчестве Либа: ведь из 248 известных его печатных работ ей посвящено 115. А если назвать и неопубликованные академические курсы Либа в Базеле, Бонне, Париже и Берлине, то картина его вклада в изучение русской мысли будет выглядеть гораздо внушительнее: "Православие. Символика 1-4", "Свеобразие Восточной Церкви", "Славяне", "Время Ивана Грозного", "Государство и Церковь до эпохи Петра I", "История русской мысли в 19 веке", "Эпоха Просвещения", "Духовный подъем при Александре I", "Националистические течения при Александре I. Преследование философии", "Культурная реакция при Николае I", "Декабристы", "Кружок Станкевича. Гегельянцы", "Русские шеллингианцы", "Русская религиозная философия в 19 веке и сегодня", "Русский человек", "Русская духовность", "Победоносцев", "Русские религиозные мыслители", "Истоки и начала славянофильского мессианства в России" и десятки других курсов и лекций. Следовательно, образ ученого и мыслителя Ф. Либа, имеющийся на сегодняшний день в исследовательской литературе, далек от полноты и завершения, и один из возможных путей его обогащения - изучение и публикация наиболее ценных материалов из его архива, к которым несомненно принадлежат рукописи и письма русской эмиграции.
   Полная их публикация - дело недалекого будущего. Настоящее же издание ограничивается обзорной публикацией материалов русской эмиграции в архиве Ф. Либа, подробные сведения о которых с 1990 года содержатся в прекрасном каталоге М. Штрикера, а с недавнего времени и на электронных страницах Базельской университетской библиотеки.
   Автографы публикуемых материалов хранятся в личном архиве Ф. Либа в отделе редких книг и рукописей Базельской университетской библиотеки под общей сигнатурой "F. Lieb. Nachl. 043", к которой прибавляется идентификационный номер отдельного документа, в публикации отмеченный в примечаниях, сопровождающих переводы или оригинальные русские тексты писем и открыток (например, запись "Aa 101, 1" говорит о том, что речь идет о рукописном письме, хранящемся в архиве Ф. Либа под идентификационным номером "F. Lieb. Nachl. 043, Aa 101, 1", а запись "Aa 101, 6. Открытка", наряду с аналогичной информацией, сообщает еще о том, что речь идет об открытке). Машинописные тексты специально оговариваются в примечаниях. В комментариях к публикуемым материалам использованы фонды накаталогизированного личного архива Д. И. Чижевского, первая часть которого хранится в Институте славистики университета города Галле (Tschi I), а вторая - в отделе редких книг и рукописей библиотеки Гейдельбергского университета (Tschi II), и фонд С. Л. Франка и Т. С. Франк из Бахметевского архива при Колумбийском университете (Bakhm.).
   В заключение хочется выразить глубокую признательность владельцам, хранителям и авторам использованных в работе источников, сыну Фрица Либа - Феофрасту Либу, доктору Хелене Канияр и другим работникам Базельской университетской библиотеки за предоставление материалов, любезное разрешение их публикации в России и постоянную поддержку при работе над комментарием, а также Анне Резниченко, Любви Белошевской, Габриэлю Суперфину и Ростиславу Гергелю за деятельное участие в комментировании отдельных писем, отмеченное в примечаниях их нициалами.
   Надеемся, что публикуемые здесь материалы из архива Ф. Либа найдут своих заинтересованных читателей и что эта публикация привлечет внимание исследователей русской эмиграции к интереснейшей личности и богатейшему наследию выдающегося швейцарского богослова и большого друга России Фрица Либа, всегда писавшего о ней, по словам Н. Бердяева, "с любовью и знанием".
  
  
  
  
  
  
  
   Н. Бердяев: Самопознание (опыт философской автобиографии). Париж, 1949. С. 300. Бердяевская характеристика Либа цитируется далее в тексте комментария. В изобилующем купюрами московском переиздании "Самопознания" под ред. А. В. Вадимова ("Книга" 1991) в бердяевской характеристике Либа без каких бы то ни было объяснений слова "о милейшем Либе" заменены на слова "об очаровательном Либе", хотя у Бердяева подразумевалась именно игра слов ("Lieb" в переводе с немецкого означает "милый") и выброшены следующие затем слова "человеке исключительных дарований" (с. 281), а в указателе имен Либ почему-то фигурирует как "Фриц Либе" (с. 438); Эндрю Блейн: Жизнеописание отца Георгия // Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. Общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М. 1995. Здесь воспоминания о. Георгия о Либе и о первой встрече с К. Бартом передаются отчасти прямой речью со множеством купюр, а отчасти в пересказе Э. Блейна: "`Нас свел д-р Фриц Либ, который... собирал библиотеку... по русской мысли. Я ему помогал.' Швейцарец по происхождению, Либ `начинал с изучения Древнего Востока, но под влиянием Карла Барта, с одной стороны, и Николая Бердяева, с другой', обратился к занятиям теологией. Он `серьезно заинтересовался русской культурой и традицией' и, `когда Карл Барт оказался в Бонне, Либ переехал туда и стал приват-доцентом в Боннском университете; он читал там лекции по истории Русской Церкви... Это было в 1931 году. Вскоре, когда к власти пришел Гитлер и Барт был уволен, оставил университет и Либ... они оба перебрались в Базель'" (прим. 77, с. 192). Этот отрывок содержит несколько фактических ошибок: 1) к занятиям теологией Либ перешел в 1915 году, а с К. Бартом он познакомился в 1916 году, с Бердяевым же и того позже - в 1925 году, 2) К. Барт получил назначение в Бонн в 1930 году и в том же самом году по его инициативе Либ стал там не приват-доцентом, а экстра-ординарным профессором, 3) в 1933 году из Боннского университета был уволен Либ, а в 1935 году и К. Барт, однако в Базель перебрался один К. Барт, а Ф. Либ вернулся туда только в 1937 году после четырех лет французской эмиграции.
   Свято-Сергиевское подворье в Париже. К 75-летию со дня основания. Под ред. К. К. Давыдова, С. Н. Ершовой, А. П. Козырева, А. А. Королькова и Н. М. Осоргина. СПб., 1999. С. 96, 121.
  
  
  
  
   Н. Бердяев: Самопознание (опыт философской автобиографии). Париж, 1949. С. 300.
   См.: F. Lieb. Nachl. 043, Aа 333, 4, а также нашу публикацию писем С. Л. Франка к Ф. Либу в Ежегоднике "Исследования по истории русской мысли 2001" под ред. М. Колерова.
   См: F. Lieb. Nachl. 043, Aа 224, 11, а также нашу публикацию писем С. Н. Булгакова к Ф. Либу в Ежегоднике "Исследования по истории русской мысли 2001" под ред. М. Колерова.
   С. 8 альбома, хранящегося в частном собрании Феофраста Либа в Базеле.
   Там же. С. 12.
   Там же. С. 13.
   Там же. С. 14.
   Там же. С. 15.
   Там же. С. 16.
   Там же. С. 16.
   Там же. С. 17. Запись дается в переводе с немецкого языка.
   Там же. С. 17. Недатированная запись сделана в конце августа - начале сентября 1929 года.
   Там же. С. 18. Запись дается в переводе с немецкого языка.
   Там же. С. 19. Запись дается в переводе с немецкого языка.
   Там же. С. 20. Запись дается в переводе с немецкого языка.
   Там же. С. 27. Запись дается в переводе с немецкого языка.
  
   Влияние Бердяева на Либа и его представления о России и русской истории было огромным. Нетрудно заметить, что по многим спорным вопросам русской церковной и политической жизни он придерживался бердяевских позиций даже тогда, когда они вели к разрыву с частью русской эмиграции. Речь идет, конечно, не о слепом подражании, а об определенном единстве взглядов и даже вкусов (как и у Бердяева, любимым головным убором Либа в Париже стал берет).
   F. Lieb: Nikolai Berdjajew Эber das westeuropДische Geistesleben // Basler Studentenschaft. Sommer Sem. 1928, N 1. S. 16-19; Значение Н. А. Бердяева для теологии Западной Европы // Заря, Шанхай - Харбин, декабрь 1930; N. A. Berdjajew und seine christlich-sozialistische Philosophie // Evangelische Theologie. 8. Jg., 1948/1949. S. 110-116.
  
  
   См.: F. Lieb. Nachl. 043, Aa 038, 1-22.
  
  
   Sophia und Historie: AufsДtze zur Жstlichen und westlichen Geistes- und Theologiegeschichte. Hrsg. v. M. RohkrДmer. ZЭrich, 1962. В этом издании помещена наиболее полная на сегодняшний день библиография печатных трудов Ф. Либа, составленная Мартином Рокремером (S. 356-369).
   В настоящем очерке биографии Либа использованы материалы из его личного архива, книга Либа "Россия в пути. Русский человек между христианством и коммунизмом" (F. Lieb: Russland unterwegs. Der russische Mensch zwischen Christentum und Kommunismus. Bern, 1945), а также следующие источники, любезно предоставленные мне исследовательницей его биографии и творчества, доктором Хеленой Канияр и сыном ученого, пастором Феофрастом Либом: копии записей в альбоме гостей семейства Либов, библиография печатных трудов Ф. Либа, статья Ю. Зайделя о Либе из "Био-библиографического церковного словаря" (J. Seidel: F. Lieb // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon, 1993, Bd. V, Sp. 31-34), материалы выставки Базельской университетской библиотеки, посвященной 100-летию со дня рождения Ф. Либа (Gedenkausstellung Fritz Lieb 1892-1970. 9. Mai bis 20. Juni 1992 UniversitДtsbibliothek Basel. Dokumentation zu seinem 100. Geburtstag. Basel, 1992), материалы каталога архива Ф. Либа (Michael Stricker: Nachlass Fritz Lieb. жffentliche Bibliothek der UniversitДt Basel. Basel, 1990), статья Х. Канияр о русско-славянской библиотеке Ф. Либа, наш перевод которой опубликован в Ежегоднике "Исследования по истории русской мысли 2001" под ред. М. Колерова.
  
   Gedenkausstellung Fritz Lieb 1892-1970. 9. Mai bis 20. Juni 1992 UniversitДtsbibliothek Basel. Dokumentation zu seinem 100. Geburtstag. Basel, 1992. S. 47.
   Fritz Lieb - ein europДischer Christ und Sozialist. Hrsg. v. M. Karnetzki und K.-J. Rese. Berlin, 1992.
   Сh. Kambas: "Und aus welchem Fenster wir immer blicken, es geht ins TrЭbe" // Cahiers d'иtudes Germaniques. 1987, N 13. S. 245-282.
  
  
   В. Янцен: Письма выдающихся русских мыслителей в базельском архиве Фрица Либа. - См.: Ежегодник "Исследования по истории русской мысли 2001" под ред. М. Колерова.
   S. G. Reichelt: Nikolaj A. Berdjaev in Deutschland 1920-1950. Eine rezeptionshistorische Studie. Leipzig, 1999. S. 64, 68, 72, 119-127, 172, 176f.
   W. Korthaase: Dmitrij Tschi?ewskij - ein Philosophiehistoriker wird Lektor der russischen Sprache // In memoriam Dmitrij Tschi?ewskij (1894-1977). Hrsg. v. A. Richter. Halle, 1997. S 19-50, hier S. 36-41; В. Янцен, И. Валявко: Воспоминания Д. И. Чижевского о деятельности меньшевиков на Украине (1919-1920). Малоизвестные страницы биографии ученого // Die Welt der Slaven. 2001, N XLVI. S. 155-178, hier S. 158.
   H. Kanyar: Ein unbequemer Theologe // Gedenkausstellung Fritz Lieb 1892-1970. 9. Mai bis 20. Juni 1992 UniversitДtsbibliothek Basel. Dokumentation zu seinem 100. Geburtstag. Basel, 1992. S. 10-11, sowie S. 29, 32-33.
   Полный перечень академических курсов Ф. Либа см.: F. Lieb. Nachl. 043, Hg 001-086.
   Michael Stricker: Nachlass Fritz Lieb. жffentliche Bibliothek der UniversitДt Basel. Basel, 1990.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"