неизвестный : другие произведения.

Памятка начальнику

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    это наставление написанное в 1919 году для белых офицеров, унтер-офицеров и просто старших.

  Памятка начальнику.
   Офицеру, унтер-офицеру или просто старшему.
  1919 год.
  
  Предисловие.
  ГЛАВА 1. 13 ЗАПОВЕДЕЙ НАЧАЛЬНИКА.
  ГЛАВА II. КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ НАЧАЛЬНИК.
  ГЛАВА III. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ НАЧАЛЬНИК?
  ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ III.
  ГЛАВА IV. НА ЧТО ДОЛЖЕН ОБРАЩАТЬ ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ НАЧАЛЬНИК ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СОЛДАТ.
  
  Предисловие.
   Личный пример всегда и во всём.
   Строгое разделение служебных и внеслужебных отношений с подчинёнными.
   Общая жизнь с солдатами, отказ от всяких привилегий в пище и жилище, особенно в походе.
  Вот главные черты, на которых основывается нравственное обаяние начальника; вот что заставит солдата беспрекословно пойти по твоему слову в огонь и в воду, доставив тебе славу непобедимого героя.
  В летопись славной Российской Армии, от великих Петровских битв до последней войны с Германией, внесён не один чистый облик героя-начальника: вспомним Петра Великого, Суворова, Кутузова, 'белого генерала' Скобелева. К ним вплотную подходит дорогой и близкий нам образ Лавра Георгиевича Корнилова, рыцарский образ Маркова, славные, павшие смертью храбрых в первый год войны, рыцари-гусары три брата Панаевы.
  Их бессмертным примерам должна следовать ныне возрождающаяся Российская Армия, и новые начальники поведут её к победам только тогда, когда проникнутся их заветами - теми основаниями, которые кратко перечислены выше.
  Хорошо суметь с честью умереть!
  Но Родине мало этого - ей надо, чтобы ты сумел победить.
  А для того, чтобы победить, ты должен уметь сражаться!
  Ты должен научиться военному делу.
  Ты должен перенять все военные навыки и знания от прежних времён, когда Россия была страшна врагам под водительством своих доблестных вождей - ты должен доказать не на словах, а на деле, что сможешь не хуже их руководить своими подчинёнными.
  Весь твой разум, всю твою волю, все силы и способности ты должен положить на наилучшее усвоение и наилучшее применение военных знаний.
  Ты, более сознательный, более развитой, должен научиться сам и научить других своих младших товарищей.
  Ты более сознательный и развитой, - и потому ты призван быть учителем, воспитателем, руководителем, начальником и предводителем своих подчинённых.
  Это значит, что ты несешь ответственность не только за себя, но и за всех, порученных твоему руководству, за массу, которую ведёшь.
  Ты отвечаешь за их жизнь и за успех выполняемого дела. Памятуя о лежащей на тебе ответственности, ты должен относиться к делу серьезно и никогда не думать, что ты уже достаточно знаешь, что ты уже достаточно сделал.
  Все время ты должен учиться, приобретать новые знания, расширять старые и все время передавать их подчинённым.
  До тех пор, пока ты не победил, у тебя не может быть отдыха, ибо ты защищаешь великое дело спасения отечества.
  Помни, что на тебе лежит ответственность за успех или неуспех великого дела.
  Но это не все.
  Мало победить, мало взять, нужно суметь удержать.
  А удержать завоеванное ты можешь только своим нравственным примером.
  Война тяжелое, грешное дело. Война же гражданская тяжелее и грешнее во сто раз.
  Воина сопровождается разорением мирных жителей. Это можно понять: в далекой чужой стороне промерзший, голодный солдат находит и теплую одежду, и кров, и пищу - как не возьмешь, когда есть нечего? Не я возьму, они возьмут у меня!
  Не то при гражданской войне. Это борьба за власть - за то, кому подчинится мирный обыватель. И удержать своего брата у себя в подчинении можно только бережным отношением к нему, его семье и имуществу. Надо показать ему, что новая славная Российская Армия не похожа на армию 'красных', что она сражается действительно для установления законности и порядка на Родной Земле.
  Великий долг и великие обязанности лежат на тебе, начальник, в новой русской Армии - своим примером, своим воздействием на солдата доказать бедному, измученному советским управлением обывателю, что Добровольческая Армия не занимается грабежом и разбоем, ведет борьбу не для возвращения к 'старым порядкам', а для установления 'новой светлой жизни всем: и правым, и левым, и казаку, и крестьянину, и рабочему'.
  Тогда, и только тогда, достигнута будет скорейшим образом цель нашей борьбы - освобождение и воссоединение Великой России. Потому что только нравственному началу может добровольно подчиниться уставшая от пятилетней напряжённой борьбы толпа.
  Советская Россия устала от правления Ленина, Троцкого и близких им кровопийц, она жаждет прихода добровольцев, она заранее благословляет имена освободителей Родины адмирала Колчака и генерала Деникина, она, как манны небесной, жаждет их появления.
  Но бойтесь, чтобы вслед за этим радостным ожиданием не пришло разочарование, и близкий мир не обратился бы в новую братскую распрю.
  Мало победить, мало взять, надо уметь удержать!
  И в этом твоя основная и труднейшая после победы задача, начальник!
  Помни, не забывай и проводи ее в жизнь.
  И будет тебе слава великая!
  
  ГЛАВА 1.
  13 ЗАПОВЕДЕЙ НАЧАЛЬНИКА.
  I. Общие.
  1. Отношение к службе.
  Помни, что добросовестного отношения к службе может требовать лишь тот, кто сам добросовестно ее исполняет.
  Ничто так не убеждает людей, как личный пример, а потому будь все время примером.
  Первым на службу приходи и последним уходи. Знай все, лучше других и умей все лучше других сделать.
  Помни, что твои обязанности не только знать и уметь, но и передать твои знания и умения другим, а потому умей объяснить и показать.
  Будь терпелив и настойчив. Двадцать раз объясни, двадцать раз покажи и не отходи, пока не убедишься, что поняли, и переняли.
  Изо всех сил сохраняй за собою право в каждую минуту сказать: 'Я не требую ничего невозможного, я требую только, чт6ы вы знали, делали и исполнили все так, как знаю, делаю и исполняю я сам'.
  2. Отношение к подчиненным.
  Вне службы ты друг всем подчиненным, на службе начальник, неуклонно требующий беспрекословного исполнения своих распоряжений.
  Помни, что лучшее качество начальника справедливость и требуй службы от всех одинаково и равномерно.
  Любимчиков и пасынков среди подчиненных быть не должно. Одна мера и одно отношение ко всем, старшим и младшим, приятным и неприятным. Одинаковая награда за одинаковое отличие. Одинаковое взыскание за одинаковую провинность.
  3. Забота о подчинённых.
  Чем больше прав, тем больше и обязанностей.
  Рядовой может заботиться только о себе, начальник обязан заботиться обо всех своих подчинённых.
  Он не имеет права спрятаться в теплый угол, пока не убедится, что все подчинённые укрыты, не имеет права есть, пока не у6ежден, что у всех людей есть кусок хлеба.
  4. Ответственность за подчиненных.
  Чем больше прав, тем больше и ответственности.
  Рядовой отвечает только за себя, начальник ответственен за каждого подчинённого. Каждая оплошность подчиненного есть оплошность начальника. Если подчиненный делает оплошности, значить начальник плохо научил, плохо объяснил, плохо приказал.
  С него за это и взыскивать.
  5. Приказания.
  Ты начальник, ты должен уметь приказывать так, чтобы тебя слушались. Чтобы достигнуть этого ты должен;
  1) Сам показывать пример беспрекословного и точного выполнения всех получаемых тобою приказаний высшего начальства.
  Сам каждый приказ сейчас же исполни и об исполнении донеси.
  Если не сможешь исполнить, умри при исполнении.
  2) Никогда не отдавать заведомо неисполнимых приказаний и не требовать от подчинённых того, что сам выполнить не можешь.
  3) Отдавши приказание, никогда не отменять и не измен ять его, 6ез перемены обстоятельств.
  Лучше не отдавать приказания, чем давши отменять и менять.
  Сначала обдумай, а потом уже приказывай.
  4) Требуй исполнения приказаний, во что бы то ни стало. Каждое исполнение своего приказания проверяй, точно ли оно исполнено, и ни одного случая неисполнения не оставляй безнаказанным.
  5) Всегда требуй повторения своих приказаний, чтобы убедиться, что они правильно поняты и усвоены.
  6. Главные основания военной службы.
  Три вещи обращают толпу в войско: обучение, организованность и управление. А эти три вещи создаются из умения владеть оружием, дисциплины и строя.
  Без умения владеть оружием нет бойца.
  Без дисциплины - нет солдата.
  Без строя - нет войска и нет возможности управления им.
  А потому помни о необходимости умения обращаться с оружием, дисциплины и строя.
  
  II. Заповеди боевые.
  1. Смелость.
  На войне побеждает смелый. Суворовский завет - быстрота, натиск, удар; знай, что этим ты всегда можешь достигнуть успеха и разбить вдесятеро сильнейшего противника.
  2. Решительность.
  Лучшее качество боевого начальника - решительность. От быстро принятого решения зависит весь успех дела. В бою самое неосновательное, но быстрое решение лучше колебания.
  3. Твердость.
  Приняв решение, стой на нем до конца, и добивайся во что бы то ни стало его исполнения.
  Нет ничего губительнее, как перемена решения в бою.
  4. Осмотрительность.
  Будучи смелым, никогда не предпринимай заведомо неисполнимых, безумных предприятий.
  А в исполнимых помни, что почти каждое дело можно сделать с малыми и большими потерями и, когда нет необходимости жертвовать всем, лучше всего добиться успеха с наименьшими потерями
  5. Предусмотрительность.
  Приняв определенное решение и настаивая до конца на его исполнении, тем не менее, заглядывай в будущее:
  - А что я буду делать дальше, если это удастся?
  - А что я буду делать, если не удастся?
  И всегда знай, что ты будешь делать.
  6. Главные основания успеха - связь, охранение и разведка.
  Три главных кита боевой работы - это связь, охранение, разведка. 'С. О. Р.' - это магическое слово, объясняющее большую часть успехов и неуспехов на войне. Всюду, где при приблизительно равных силах и условиях был неуспех, там, наверное, не хватало чего-нибудь из этих трех китов: либо связи, либо охранения, либо разведки.
  Без них нельзя добиться успеха.
  Без связи ты не знаешь, что делают подчиненные тебе солдаты, и ты не можешь управлять ими.
  Без охранения ты отдаешь себя во власть противника, в любой момент он может напасть на тебя врасплох и обратить в бегство.
  Без разведки ты играешь в слепую, идешь вперед с закрытыми глазами и рискуешь, каждую минуту треснуться о стену лбом.
  А потому помни: в бою, на походе, на отдыхе, в окопах, первым делом установи связь, наладь охранение, вышли разведку у себя и постарайся разрушить связь, сорвать охранение и закрыть дорогу разведке у противника.
  Не успокаивайся до тех пор, пока не добьешься этого.
  А если будешь всегда этого добиваться, то никогда не будешь терпеть поражений.
  Знай это!
  И знай, что каждый боевой начальник должен помнить магическое слово 'С О Р'.
  
  III . Тринадцатая заповедь.
  В мирное время и на войне, на службе и вне службы, не забывай, что ты не только военный начальник, но еще и, прежде всего сын своей Родины, а потому каждый момент старайся поднять сознательность твоих подчинённых солдат, внушить им правильные понятия о долге перед Отчизной и выявить им великую цель борьбы за целость России и их великую ответственность пред этой целью.
  
  Г Л А В А II.
  КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ НАЧАЛЬНИК
  Необходимые для начальника качества:
   Дисциплинированность (выдержка, спокойствие, умение держать себя в руках).
   Смелость, решительность и твердость.
   Осмотрительность и предусмотрительность.
   Умение влиять на других (уверенность в себе, терпение, настойчивость, упорство, беспристрастие).
  Все эти качества могут и не быть налицо у человека, пришедшего на военную службу, но их нужно выработать в себе.
  1. Дисциплинированность.
  Дисциплинированность вырабатывается тем, что человек заставляет себя беспрекословно подчиняться всему тому, что на службе полагается.
  Примеры: Ранний час вставания. Ты не выспался, вставать не хочется. Рождается естественный протест: к чему так рано? Разве нельзя было начинать на час позже?
  Сейчас же подавить его!
  Выработано так, выработано опытом, разумом. Значит, так лучше и так надо делать.
  Начальник делает замечание.
  Ты считаешь себя правым, опять, естественно, рождается протест, хочется возразить. Возьми себя в руки и сожми губы. Он знает дело лучше меня, значить, нужно делать так, как он указывает. Приходит приказ, смысла которого ты не понимаешь, который кажется тебе нелепым. Положим, предписывается большое и утомительное передвижение, из одного места в другое. Опять протест:
  - Что они там, в штабах, делают? Забавляются перегонкой нас из одного места в другое!
  Опять беспощадное его подавление:
  - Я ведь не знаю общей обстановки. Очевидно, это не обходимо и надо исполнять беспрекословно!
  Надо довести себя до того, что когда получишь приказ идти со своей ротой или взводом на явную гибель, то чтобы и тогда родилась только одна мысль: 'Очевидно, для общей пользы, для общего дела нужно нами пожертвовать. Значит, наша смерть необходима!' И идти на смерть без протеста в душе.
  Еще твердо помнить:
  - Никогда не критиковать и не бранить распоряжения начальства перед подчинёнными или посторонними. Этим в корне расшатывается всякая дисциплина, подрывается всякий авторитет старших, всякое доверие к ним.
  В старой армии, еще задолго до революции, дисциплина была подорвана младшим недисциплинированным офицерством, которое почти каждый приказ высшего начальства критиковало, осмеивало и опорочивало, не стесняясь в выражениях перед солдатами.
  Правда, в старой армии было много плохих генералов и отдавалось много нелепых приказов, но огульным, отрицательным отношением к ним офицерства подрывалось доверие даже к хорошим начальникам. В новой Армии не должно быть места ни плохим, неспособным генералам, ни нелепым приказам, а потому воздержание от критики перед солдатами какого бы то ни было приказа высшего начальства должно соблюдаться во всей строгости.
  2 Смелость, решительность, твердость.
  Наполеон сказал: 'Герои не воспитываются, они родятся'. Это верно: 'героями' родятся; тем не менее, можно воспитать в себе мужество, уменье держать себя в руках и идти без дрожи навстречу всякой опасности.
  Нужно укрепить себя в мысли: 'Если я погибну, то своей смертью я принесу пользу. А что значить моя жизнь в сравнении со счастьем Родины, и разве не следует с радостью отдать ее за нее!'
  Решительность воспитывается на мелочах. Надо заставлять себя везде и всюду принимать быстрые решения.
  Отделенный докладывает:
  'Г. Начальник! Отделению сейчас должно заниматься гимнастикой, а машины унесли, что делать?'
  На двустороннем тактическом учении:
  'Неприятеля на том месте, где он должен быть, не оказалось, что делать?'
  И нужно заставлять себя принимать скорые и твердые решения, не позволяя колебаться.
  Полезно влияет на выработку решительности решение тактических задач на картах, и нужно ими заниматься, как можно больше, под руководством, опытных, людей, и отнюдь не смотреть на эти задачи, как на пустую забаву.
  Твёрдость вырабатывается постоянным, неуклонным выполнением до мелочей как взятых на себя обязанностей, так и принятых решений.
  Чтобы каждая принятая на себя обязанность была принята не на словах только, но и на деле.
  Чтобы каждое принятое тобой решение проводилось в жизнь. Чтобы каждое слово выливалось в дело.
  По отношению к себе твердость вырабатывается строгой властью над самим собою.
  Примеры: Ты страшно устал, ты измучен перёходами и бессонными ночами и ты со своей ротой на позициях. Придет твой помощник и докладывает, что секреты он расставил. Помощник твой - дельный и добросовестный человек, ему можно вполне верить. Но твоя обязанность лично проверить секреты, и ты должен это сделать: Как бы ни было это тяжело, как бы ни не хотелось идти, как бы ни казалось излишним, все-таки иди!
  Или: ты со своими солдатами в полевом бою лежишь в цепи под обстрелом. Скорого движения вперед не предвидится. Солдаты окапываются. Твое присутствие в цепи сейчас не необходимо, ты должен только наблюдать за цепью, ты мог бы отойти немного назад, в более безопасное место, и тебе, естественно, хочется это сделать, и это не было бы даже нарушением обязанностей службы. Но делать этого нельзя!
  Борись с собою, выдерживай себя и оставайся. Не позволяй себе ни на йоту уклоняться ни от труда, ни от опасности.
  По отношению к другим твердость состоит, в том, что ты заставляешь других идти к поставленной тобой цели, не позволяешь им отказываться от достижения этой цели. Сказал: мы должны взять эту деревню! И заставь взять, как бы тяжело это ни было, каких бы потерь это ни стоило.
  Сказал: мы должны здесь умереть, но не отступить! И уж держи решение, умирай сам, заставляй умирать других, но не позволяй никому отступать. Сказал: я заставлю вас это сделать... И уж заставь, чего бы это тебе ни стоило, хотя бы жизни.
  3. Осмотрительность и предусмотрительность.
  Осмотрительность вырабатывается тем, что при всей решительности человек никогда не упускает из виду вопроса: 'А что из этого может выйти?' Сначала обдумать, а потом решить.
  Но не надо путать коле6ания с осмотрительностью. Колебание - не осмотрительность. Обдумай быстро и быстро решай, но непременно сначала обдумай: 'А что из этого может выйти?'
  Предусмотрительность вырабатывается привычкой заглядывать вперед.
  - Я сделаю это... Ну а дальше? Если выйдет, что буду делать? А если не выйдёт, тогда, что?
  Я занял позицию, я намерен ее защищать, но все-таки я должен решить заранее: а что, если, несмотря на все моё сопротивление, меня все-таки оттеснят? Тогда что я буду делать? И я должен наметить пути отступлёния, должен наметить другую позицию, которую я займу, если меня вытеснят отсюда.
  Но вместе с тем я должен обдумать и противоположный случай: а что, если контратакой мне удастся опрокинуть атакующего противника, тогда что я должен делать? Преследовать его или остаться на позиции?
  И по обстоятельствам положения решить и этот вопрос.
  Вообще, всегда приняв известное решение, заглядывать в будущее и иметь в голове уже готовые решения на всевозможные последствия моих действий, чтобы ни одно из них не оказалось для меня неожиданным и не заставило бы меня растеряться.
  4. Умение влиять на других.
  Это самое главное качество начальника - будь то офицера, унтер - офицера или просто старшего. Уменье заставлять других делать то, что ты находишь нужным, заставлять не внешними причинами, не палкой, а влиянием своим - больше всего необходимо военачальнику.
  Все великие полководцы и были великими только потому, что в высокой степени обладали этим умением.
  Классический пример - Наполеон.
  Никто, как он, не умел так влиять на других, на массы, и никто, как он, так не понимал ценности этого умения.
  Наполеон отыскивал в полках солдат, имевших влияние на товарищей, и, сейчас же назначал их на командные должности.
  И это правильно.
  По-настоящему может быть военачальником только тот, кто умеет влиять на других и подчинить их своей воле.
  Умение влиять на других складывается из нескольких элементов и главный из них - уверенность в себе, уверенность в том, что я знаю, что нужно делать, знаю, как и в каких случаях поступать, знаю, чему нужно людей учить и что нужно заставлять их делать.
  Я знаю...
  Значит, уверенность в себе создается из знания и для нее необходимо, прежде всего, усвоение всех военных знаний.
  Начальник, плохо усвоивший военные знания, нетвердый в них никуда не годится, у него не может быть уверенности в себе и у людей не может быть доверия к нему.
  Одно из главных условий влияния на других состоит в том, что твои подчиненные естественно должны признавать твое превосходство, признавать тебя старшим не потому только, что ты поставлен над ними, но потому, что ты знаешь дело и можешь его исполнить лучше всех их.
  Подчиненные должны говорить про тебя:
  - Он все знает, все разъяснит, он все покажет, он все может сделать лучше любого из нас. Куда нам до него!
  Если они так не говорят, то начальник никуда не годится и не может иметь на них никакого влияния.
  И надо, прежде всего, добиться, чтобы люди про тебя так говорили. Нужно всё время показывать, что ты можешь сделать все, что требуешь, и при этом лучше всех.
  В строю, на маршировке, на гимнастике, на стрельбе, всюду ты должен стремиться стать первым и всем служить примером.
  И тогда у тебя будет естественная уверенность в себе, и ты естественно будешь старшим, будешь общепризнанным атаманом и руководителем порученной тебе кучки людей.
  Но помни, что всякий авторитет можно потерять в одну минуту: для этого достаточно сделаться смешным в глазах подчиненных.
  Человек, сделавшийся смешным, уже не может иметь никакого авторитета.
  Берегись сделаться смешным, а для этого никогда не берись за то, что выше твоих сил, не хвастай, не обещай сделать то, чего ты не можешь.
  Старательно обходи всякую возможность 'сесть в лужу' и сделаться смешным.
  Помни, что этим ты в одну минуту можешь уничтожить результаты долговременной работы, и следи за собою.
  Следующими необходимыми условиями подчинения людей своему влиянию являются: терпение, настойчивость, упорство, с которыми ты должен преследовать поставленные тобой задачи. Например, ты объясняешь что-нибудь солдату, а он не понимает.
  Объясни раз, объясни два, он все не понимает. Ты машешь рукой и отходишь: 'Ну, черт с тобой!' Так нельзя поступить! Ты должен 20 раз объяснить толково, спокойно, терпеливо и не бросать, пока не убедишься, что он тебя понял.
  Для облегчения и твоей работы и солдатского восприятия твоих объяснений ты должен всматриваться в людей, разбираться в них и не 'долбить' всякому объяснения одинаковым для всех, сухим, 'казенным языком', но для каждого находить наиболее 6лизкие и понятные ему слова и способы объяснения.
  Городскому развитому рабочему надо объяснять совсем иначе, чем серому неграмотному парню из глухой деревни.
  Каждому объяснил 'по одному', видишь - не понял, объяснил 'по другому', другими словами, другим манером. Не понял так, найди третий способ объяснения, но не бросай, добейся, чтобы человек понял и воспринял.
  Тогда у человека рождается сознание, что он от твоего влияния отказаться не может, что ты заставишь его понять, заставишь работать его мозги.
  Или.
  Ты вышел на занятия, подошел к одной группе людей, указал им, что делать. Отошел от них, оглянулся - они ничего не делают.
  Ты можешь сделать вид, что не замечаешь, можешь подумать: 'Черт с ними! Не стоять же мне у каждого над головой!'
  Так очень часто поступают начальники. Но этого делать нельзя: делать так - это выпускать людей из-под своего влияния. Всякое указание должно быть исполнено.
  Вернись, снова укажи, что делать. Постой, пока не начнут. Отойди; если перестали, то опять вернись и спокойно, хладнокровно заставь их делать.
  Чтобы у людей создавалось впечатление, что не выполнить твоих приказаний, ускользнуть от них - нельзя, что ты всегда сумеешь настоять на их исполнении, а когда такое впечатление у них создастся, то тогда они уже и не будут пытаться не исполнять твоих распоряжений.
  Следующее условие влияния на других: беспристрастие. От всех требовать службу
  одинаково и равномерно. Никаких поблажек, никаких любимчиков.
  Если люди будут говорить: - 'Вот, Иванову, небось, всё можно, а нам нельзя'... - не может быть и речи о беспрекословном исполнении приказаний.
  Нужно, чтобы люди про тебя говорили: 'Он справедливый! Он со всех требует одинаково!' А отсюда у них будет создаваться вывод: 'Он требует только то, что необходимо, и, значит, необходимо исполнять его требования!'
  Ещё одно условие влияния на других: никогда не бросать слов на ветер, пустых, невыполнимых обещаний и пустых угроз. Каждое слово должно быть делом. Сказал: добьюсь, чтобы вам дали отдых. Добейся. А если не уверен, что можешь добиться, то и не говори
  Сказал: награжу!
  Награди и смотри, не забывай.
  Сказал: накажу!
  Накажи уж без прощения.
  Сказал: убью!
  Убей.
  Раз сказал, то уже иди на все, чтобы выполнить сказанное, хоть на преступление. Но никогда не говори пустых слов.
  Что же касается боевой обстановки, там, конечно, первым условием влияния на других является личный пример мужества и храбрости. Ты начальник малой части, тебе не нужно охватывать широкого горизонта, а потому ты можешь и должен быть всегда в самых опасных местах. Всегда спокойный, а если не можешь быть спокойным, то весёлый (в бою весёлым быть легче, чем спокойным). Два, три раза подчёркнуто покажи своё презрение к смерти. (Всегда рисковать жизнью без особой нужды нет смысла, но на первых порах, для утверждения своего влияния на людей, это полезно.)
  И когда ты услышишь, что солдаты в землянке рассказывают про тебя: 'Наш взводный молодчина! Ему черт не брат! Неприятель так и сыплет, так и сыплет, а он стоит, смотрит в бинокль, и хоть бы бровью повёл!' Тогда ты можешь быть спокойным. Ты имеешь влияние на своих людей, и они пойдут за тобою даже на смерть.
  Помня обо всех перечисленных условиях 'влияния на других', не надо забывать еще одного.
  Ты не должен совершать таких поступков, которыми роняется твое человеческое достоинство, и за которые перестают уважать не только начальника, но и простого человека. Ты, конечно, не можешь пьянствовать, скандалить, обыгрывать подчиненных в карты, воровать, позволять себе брать взятки и пользоваться народным имуществом для личных целей. Пьяница, скандалист, картежник, вор, взяточник, растратчик народного добра, конечно, никаким уважением и влиянием пользоваться не может!
  Ты должен быть безупречным, как человек! Ты должен быть чистым! Да об этом и говорить не стоит. Таким ты должен быть уже потому, что ты служишь в Армии.
  В Армии, служащей великому делу освобождения Родины.
  А такому великому делу можно служить только с чистыми руками.
  
  Г Л А В А III.
  ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ НАЧАЛЬНИК?
  Что должен сделать начальник?
  Он должен порученную ему группу случайно подобранных людей обучить военному делу, создать из нее боевую часть Армии (взвод или роту) и вести с нею бой. Следовательно, начальник должен знать:
  1. Как научить людей владеть оружием, стрелять и колоть. Для этого он должен знать стрелковый устав ('Наставление для стрельбы из винтовок'), пулеметное дело, фехтование.
  2. Как из кучки людей создать войсковую часть, которой легко управлять и маневрировать? Для этого он должен изучить строевой устав.
  3. Как организовать жизнь и поддерживать порядок в порученной ему части? Для этого он должен знать ' Устав внутренней службы '.
  4. Как охранять народное имущество и порядок внутри страны? Этому учит 'Устав гарнизонной службы'.
  5. Как управляться с людьми в походе и на войне? Эти сведения ему даст изучение 'Полевого устава'.
  6. Как выбирать позицию, как ее укрепить и сделать ее недоступной? Для этого он должен знать окопное дело, 'Полевую фортификацию' .
  7. Как устанавливать связь, охранение, как производить разведку и, наконец, как вести бой наступательный, оборонительный, встречный, ночной, полевой, окопный?
  Для этого он должен знать 'Тактику' и уметь решать тактические и стрелковые задачи. Для того же, чтобы уметь выбрать позицию, правильно оценить положение противника, произвести ценную разведку, он должен уметь читать карты, легко разбираться в них, уметь произвести глазомерную съемку, составить отчетную карточку и перспективный чертеж.
  Следовательно, он должен знать простейшую 'Топографию'.
  Вот, следовательно, что должен знать начальник.
  Уставы: внутренней службы, гарнизонной службы, стрелковый, строевой, полевой.
  И кроме них:
  Тактику (и в особенности в её новейшей части, созданной последней войной, в области борьбы 'за укреплённые полосы'), топографию и полевую фортификацию.
  Вот то самое малое количество военных знаний, которое непременно должен иметь каждый начальник.
  И ни один начальник не может пройти мимо этих знаний и сказать: - ну, обойдусь, как ни будь, и без них!
  Нет, без этих знаний уж никак не обойдешься!
  Не обойдешься без знания 'Устава внутренней службы' ибо не сумеешь создать порядка жизни, в твоей части будет царить вечный беспорядок, вечные пререкания и столкновения между людьми. Люди не привыкнут к порядку, не привыкнут к дисциплине и из них никогда не создастся крепкой боевой части. Порученная тебе кучка так и останется кучкой ничем не спаянных людей и не будет годна для совместных боевых действий.
  Не обойдешься без знания 'Устава гарнизонной службы', ибо этот устав есть сборник многолетним опытом выработанных правил о том, как, с наименьшей тратой людей и наименее их утомляя, охранить имущество и порядок. Без знания этого устава ты будешь зря тратить свои силы и силу подчиненных тебе людей, а толку не добьешься, сам измучиться и их измучишь, а охранить не сумеешь.
  Уж нечего и говорить, что не обойдешься, без знания 'Строевого устава', ибо строй- это первое дело в военной службе.
  Строй - это то, что обращает толпу в войско, кучи людей - в войсковую единицу, которая точно и уверенно действует вместе с другими, движется, поворачивается, занимает нужное место и нужное положение.
  Строй делает человека в войсковой части как бы ниткой на ткацком станке. Эта нитка идет по известному направлению, в положенном порядке и, сплетаясь с другими, точно так же, направляемыми общей волей, создает неразрывную крепкую материю.
  Строй из отдельных ниток создает материю, из отдельных мягких снежинок - твердый ледяной ком, который в любой момент можно уверенной рукой запустить куда угодно.
  Попробуй направить толпу куда нужно. Кричи: 'Товарищи, направо! Прямо!' Будет толпа шарахаться из стороны в сторону и никакого толку не выйдет. Но обучи толпу строю и поставь ее в определенном порядке, и ты можешь легко управлять ею, как угодно.
  Стоит рота в развёрнутом строю, а тебе нужно уменьшить в четыре раза занимаемое ею пространство.
  Сейчас три команды:
  - В две шеренги стройся!
  - Ряды вздвой!
  - Направо сомкнись!
  И все готово.
  Рота в колонне по отделениям на дороге, и вдруг слева показался вражеский разъезд. Ведь, надо ему моментально противопоставить фронт, а не фланг.
  Скомандовал:
  - Отделения, влево стройся!
  И готово. Рота встречает противника фронтом.
  Или: идешь с ротой к позиции. И вдруг заметила вас неприятельская артиллерия и начинает посылать в вас шрапнельки.
  Скомандовал: - Рота повзводно! 50 шагов дистанция! 50 интервал!
  И моментально в порядке рассыпалась рота и исчезла заметная цель.
  А попробуй проделать это все без строя; без знания строевого устава, попробуй проделать это с толпой. Лучше и не пробуй. Все равно ничего не выйдет!
  Строй - это основа военного дела, и без строя, без знания строевого устава не то что начальнику, а и последнему рядовому обойтись нельзя.
  Понятно, не обойдешься и без знания стрелкового устава. Не изучив сам, как следует, теоретически и практически, обращения с оружием, не научишь, как следует обращаться с ним, и людей и в первой боевой стычке погибнешь бесполезно сам и зря погубишь людей.
  Не обойдешься и без знания 'Полевого устава', ибо не будешь знать, как всего удобнее двигаться в походе, как остановиться на отдых, и, главное, не будешь знать, как охранить себя, и либо измучаешь людей, либо на первом ночлеге подвергнешься неожиданному нападению неприятеля и будешь уничтожен со своею частью.
  Не обойдешься и без знания 'Тактики'.
  Тактика - это и есть наука войны, и не можешь ты воевать, не зная хоть самых основных понятий 'науки войны'.
  Никто не потребует от тебя знания тактики в широком объеме, но азбуку ее ты должен знать непременно.
  Начальник должен знать: какова скорость движения пехоты, кавалерии, артиллерии, сколько проходит в час пехота, сколько в день, сколько в неделю.
  Какие бывают строи роты, и какие колонны. Сколько места занимает на дороге ротная колонна, повзводно, по отделениям, в строю вздвоенными рядами.
  Как образуется строевой порядок роты. Сколько взводов нужно иметь в цепи и в резерве, и при каких обстоятельствах.
  Он должен научить всех, людей обязанностям рядового в бою и в цепи и сам твёрдо знать свои обязанности начальника и уметь управлять огнем своего взвода, т. е. уметь:
   Решить: стоит ли стрелять или не стоит. Пора начинать огонь или не пора.
   Оценивать верность попадания.
   Ясно указывать цель стрелкам.
   Назначать правильную высоту прицела.
   Выбрать и назначить точку прицеливания.
   Наблюдать за результатами огня и вносить поправки.
   Распределять, сосредоточивать огонь и вовремя переносить на другие цели.
  Потом начальник должен уметь вести свой взвод вперёд, выбирать новые стрелковые позиции и наилучшее направление. Он должен знать, как перейти в боевой порядок из любого строя, как двигаться в боевом порядке, когда нужно усилить цепь, когда вызвать резерв, когда перейти в атаку, что нужно делать после успешной атаки и что в случае неудачи.
  Начальник должен знать, как обеспечить связь с соседями и с тылом, а если нет соседей, то как обеспечить фланги и тыл от обхода неприятелем, как защищаться от обходов и обхватов, как питать боевой порядок патронами и как организовать их подноску.
  Он должен знать, в каком порядке следует проходить зону дальнего артиллерийского огня, дальнего ружейного, действительного ружейного и пулеметного, как двигаться по ходам сообщения и по окопам и как выходить из них, чтобы нести наименьшие потери.
  Начальник должен уметь произвести разведку и знать, как следует производить разведку селения, леса, теснины, высоты, неприятельской позиции подступов к ней. Он должен знать, какие сведения ценны и важны, и уметь собрать их.
  Начальник должен знать, как охранять отряд в движении, в бою, на отдыхе, какими силами он может охранить отряд от внезапного нападения и какой величины участок может охранить своим отрядом.
  Без этих знаний офицер никуда не годится. Ни как инструктор, ни как боевой начальник. Он не может руководить отрядом, он только погубит отряд.
  Эту азбуку тактики обязан знать каждый начальник, и без знания её никто не имеет нравственного права быть инструктором. Точно также не имеет нравственного права быть инструктором, хотя бы взводным, человек, не знающий топографии.
  Тот, кто не умеет, читать карты, не умеет в них разбираться и отмечать на них свое и неприятельское положение, тот слепой человек на войне.
  Ну, как он пойдет с отрядом вперед, по чужой, неизвестной ему местности, среди враждебно настроенных жителей. Ведь он сейчас же заблудится.
  - Куда идёт эта дорога?
  Неизвестно. Спросить часто не у кого. А иногда спросишь, а тебе нарочно ответят неверно.
  - Что будет за этим лесом? Велик ли он? - Неизвестно.
  На карте это все показано, но как может помочь человеку карта, когда он не умеет ее читать.
  Как послать куда-нибудь с отрядом человека, не умеющего читать карту? Умеющему покажешь по карте, он и пойдет и станет в нужное место. А не умеющему, сколько ни объясняй, он все равно забудет, спутается и попадет совсем не в то место, в какое надо.
  Человек, не умеющий разбираться в карте, не может быть начальником хотя бы и самого малого отряда, он может быть только подчиненным, рядовым, да и то только таким, которого и в самостоятельную разведку послать нельзя.
  Но мало уметь читать карту, по топографии надо знать больше.
  Зачастую карт на всех не хватает, а потому нужно уметь срисовывать с карты; чтобы иметь у себя план того куска местности, который тебе нужен, чтобы иметь свою карту, если нельзя получить готовую.
  Кроме того, и конечно, ни наше, ни неприятельское положение на картах не нанесены, и нужно уметь их снять и нанести на карты.
  Следовательно, необходимо уметь производить простейшую глазомерную съёмку.
  А от знания расположения неприятеля зачастую зависит успех дела. Для выяснения этого расположения предпринимаются все разведки. Но какой материал может представить из разведки человек, хотя бы и очень толковый, но не умеющий сделать съёмки? Он может сказать только:
  Неприятель расположился там... за селением, за речкой, за лесом...
  Это слишком неопределенно.
  А вот, если разведчик представит съемку неприятельского расположения, а в дополнение к ней еще и перспективный чертёж (т.е. вид неприятельского расположения), тогда все ясно видно. Это ценный материал, на основании которого уже можно сразу решить, как вести бой.
  Умеющий читать карты - зрячий.
  Не умеющий - слепой.
  Умеющий производить съемки - человек с языком. Не умеющий - человек немой, который рассказать того, что видел, не может.
  Ну, а разве слепой или немой могут быть инструкторами или начальниками?
  И потому всякий начальник, всякий инструктор, хотя бы и самый маленький, должен знать топографию, должен уметь читать карты и производить съемки.
  Точно так не может быть инструктором и начальником человек, не знающий полевой фортификации.
  Как он может быть начальником, когда он не умеет выбрать позиции для своего отряда и не умеет ее укрепить?
  Он не знает, каким условиям должна отвечать хорошая позиция, где её следует выбирать: на горе или под горою, перед лесом или за лесом, на переднем или на заднем скате. Он не знает, как расположить окопы так, чтобы они давали наибольшую защиту, чтобы неприятель не мог поражать сидящих в них фланговым огнём.
  Он не знает, как построить бойницы, блиндажи, в каком направлении и в каких местах вырыть ходы сообщения и сколько их вырыть.
  Поручи ему устройство позиции, он будет зря морить людей на работе, будет заставлять зря их копать и, в конце концов, в устроенной им позиции нельзя будет защищаться.
  Как же такой человек может быть начальником и инструктором?
  Вот мы перебрали все необходимые знания уставов, тактики, топографии и фортификации, и мы видим их важность. Мы видим, что все знания не напрасно выдуманы, что без них на войне обойтись нельзя, что без них нельзя взять на себя роль начальника и руководителя даже самого маленького отряда, что взявшись без этих знаний за начальствование и руководство, только погубишь себя и людей погубишь безо всякой пользы для дела.
  И каждый начальник, если он хочет быть 'на месте' и действительно приносить пользу делу, а не только даром получать деньги, он должен твёрдо усвоить все эти знания.
  Знания эти не очень сложные, и их любой хорошо грамотный человек, при желании, легко может усвоить, так что пугаться их нечего.
  Но нужно желание усвоить, и нужна энергия для усвоения. И нужно, чтобы это желание и эта энергия были у начальника и в школе и после школы.
  Нельзя ограничиться тем, что усвоил в школе. Военные знания, как знания практические, вечно меняются от перемены условий войны и, главным образом от усовершенствования огнестрельного оружия.
  Сегодня в тактике и фортификации считаются наилучшими вот такие-то приемы, а завтра уже другие, а через месяц еще другие.
  И потому начальник никогда не может сказать себе:- я уже знаю достаточно. Больше мне учиться нечему!
  Нет, если он хочет быть добросовестным, если он хочет научить людей побеждать, он должен всегда учиться, всегда расширять свои знания и приобретать новые. Он должен следить за изменениями военной науки и за её успехами и усваивать все её новейшие выводы.
  Только тогда он будет действительно дельным и полезным начальником.
  И только армия, руководимая такими начальниками, может рассчитывать на победу.
  
  ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ III .
  Несколько боевых правил, которые нужно запомнить тверже других.
   Всякую задачу реши за противника. Если тебе надо обороняться - как бы ты наступал на эту позицию. Если тебе надо наступать - как бы ты оборонялся, - и поступай сообразно с этим.
   Помни, что порыв не терпит перерыва. Раз, начав наступление, никогда не останавливайся до тех пор, пока не доведешь до конца, пока не достигнешь успеха.
   Никогда не говори слова ' назад', ибо оно вызывает панику и бегство.
   Никогда не доверяйся другим, помни, что 'свой глаз - алмаз', и проверяй все сам.
   Помни о важности личного примера в бою.
   На войне всюду и везде, в бою, в походе, на отдыхе, никогда не забывай связь, охранение, разведку.
  
  Г Л А В А IV.
  НА ЧТО ДОЛЖЕН ОБРАЩАТЬ ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ
  НАЧАЛЬНИК ПРИ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ СОЛДАТ
  а) В строевом отношении.
   Надо людей сделать ловкими и смелыми и, следовательно, надо налегать на гимнастику.
   Надо людей подготовить к длительной ходьбе, и потому надо налегать на маршировку. Разъяснить людям, что никакого старого режима здесь нет, что уметь ходить правильно и в ногу необходимо потому, что так легче ходить и легче пройти большое расстояние.
  'Ногу' требовать, конечно, не надо, но на хождении в ногу настаивать обязательно.
   Надо боевую часть сделать подвижной и легко управляемой, а потому налегать на строй и построения и перестроения, опять же объяснив толково людям все важное значение строя для боевых действий.
  Особой четкости ружейных приёмов не добиваться: это не имеет значения, но знания их требовать следует.
   Надо людей научить стрелять и потому обращать внимание на подготовительные к стрельбе упражнения.
  Но не следует стараться выработать из всех людей идеальных стрелков; это недостижимо, и, кроме того, на войне никто никогда не соблюдает правил 'идеальной' стрельбы.
  Попробуй не 'свалить' винтовку и поднести мушку вровень с краями прицела, когда кругом тебя рвутся снаряды. Тут впору патрон только что не в небо выпустить.
  Поэтому добиваться 'идеально верной' стрельбы - это даром терять время.
  Достаточно и того, если все люди будут просто 'уметь стрелять'.
  Главное внимание надо обратить на скорое заряжание и применение стрелка к местности.
  5. Всюду и во всем развивать в людях самостоятельность. Добиваться того, чтобы они могли обходиться без всякого инструктора или начальника. В бою управление легко теряется, и каждый солдат зачастую оказывается предоставленным самому себе.
  Надо добиться, чтобы каждый солдат мог обходиться без непосредственного начальнического руководства и сам мог заменять ближайшего начальника.
  Практически надо, чтобы каждый солдат на занятиях проходил бы обязанности ближайшего начальника и учился бы не только исполнять приказания, но и руководить.
  6. Помни о громадном значении состязательного начала и во всех занятиях применяй его. Обращать занятия в состязания, в спорт. Чтобы каждый интересовался сделать все 'лучше других', и чтобы занятия были, не томительными часами скучной 'учебы', а живой и увлекательной игрой.
  Тот начальник, который сумеет добиться, чтобы солдаты, выходили на занятия с удовольствием, тот вдохнет живую душу в новую Армию.
  Каждый начальник должен стремиться достигнуть этого идеала.
  б) В нравственном отношении.
  1. Начальник должен добиваться, чтобы солдат гордился своим званием, считая его высоким и почётным.
  Надо, чтобы в устах солдата заявление: - Я солдат Армии - звучало гордо, и чтобы в его глазах это звание было несовместимо ни с какими низкими, грязными поступками. Начальник должен все время играть на этом чувстве и все неподходящее подчеркивал словами: - Это несовместимо со званием солдата.
  2. Начальник должен добиваться, чтобы солдат следил за своей внешностью, чтобы он щеголял своим бодрым видом, своей выправкой, чистотой своей одежды, порядком своего снаряжения.
  Лучше всего, для достижения этой цели, применять смех и насмешку, ядовито высмеивать нерях, делать их посмешищем для товарищей.
  3. Развивать бережное отношение к имуществу. Добиваться этого следует главным образом подчеркиванием того, что оно народное, всем, а, следовательно, и, самим солдатам принадлежащее, но если этим не достигнешь цели в отношении отдельных лиц, то, чтобы достигнуть, можно не останавливаться и перед самыми строгими карательными мерами.
  4. Развивая гордость в солдате, начальник должен в корне пресекать всякую требовательность, укоренять сознание, что все должны быть довольны тем, что может дать разорённая страна.
   Не из-за денег служим, из-за дела.
   Наймитов, продавшихся за деньги, нам не нужно. Пускай уйдут.
   Не господам служим. Себе служим, своё дело свою свободу и землю защищаем.
  Начальник должен все время приучать солдат к мысли, что они должны безропотно переносить голод, холод и все солдатские нужды.
   Поголодаем для того, чтобы мы и наши дети были сытыми. Похолодаем, чтобы потом наши семьи в тепле жили.
  Разве во имя такого будущего нельзя претерпеть все, что угодно?
  Постоянно играя на этом чувстве, постоянно напоминая о высоком назначении солдата Армии, разумный начальник должен суметь добиться уничтожения требовательности.
  5. Начальник все время должен следить за подбором людей, представлять к изгнанию дурно влияющих на товарищей и продвигать на высшие должности хорошо влияющих.
  Таковы главные пункты обучения и воспитания солдата, на которые должен обратить внимание каждый начальник.
  А главные пункты поведения самого начальника таковы:
   Личный пример всегда и во всем.
   Строгое разделение служебных и внеслужебных отношений с подчиненными.
   Общая жизнь с солдатами, отказ от всяких привилегий в пище и жилище, особенно в походе. Вместе голодать, вместе мерзнуть.
  При строгом соблюдении этих условий ни один солдат не сможет ни в чем упрекнуть начальника, не сможет бросить в ответ на его указания: - 'Да вам легко петь о жертвах! Попробовали бы в нашем положении'.
  При соблюдении этих условий начальник всегда может сказать солдатам: - Я живу так же, как и вы, и переношу те же лишения, я исполняю всё то, что и вы, я несу службу лучше вашего и работаю больше вашего, и я иду вперед. И вы должны идти за мною!
  И солдаты тогда пойдут, ибо при таком поведении начальников Армия будет представлять единую и неразрывную семью, где все будут спаяны общим чувством, общим стремлением и общим положением.
  И тогда Армия будет представлять внушительную силу, действительно способную отстоять Отечество от покушений каких бы то ни было врагов как извне, так и изнутри, и дать уставшему народу под своим зорким надзором, желанный мир и покойное житье для преуспеяния в творческой работе на счастье дорогой Родины.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"