Аннотация: 2-е местоКоллекции Фантазий-7. Предмет особой гордости - по мотивам этого рассказа Влад Копернин написал замечательное стихотворение "Баллада о сером городе", 2-е место в номинации Сказки детям и взрослым 1-го этапа конкурса "Вся королевская рать" портала "Что хочет автор". . 3-е место на конкурсе Белое Пятно 2009. Вышел на диске "Мира фантастики" N5, 2008, в журнале "Сияние" N4, 2011 (Ставрополь) и в соавторском сборнике "Рунные витражи" в издательстве "Рипол-классик".
ДОСТУП К ПОЛНОЙ ВЕРСИИ ТЕКСТА ОГРАНИЧЕН В СВЯЗИ С ПУБЛИКАЦИЕЙ
Карл появился в городе зимним утром, таким тёмным, что казалось, ещё не кончилась ночь. Безлюдная улица зябко куталась в сугробы, подернутые сединой дорожной грязи, колючий ветер жалобно подвывал в подворотнях. Панельные многоэтажки вяло подмигивали редкими желтыми глазами окон. По обледенелым рельсам мимо остановки, на которой застыла одинокая фигура, промчался, сердито звоня, пустой трамвай с табличкой 'Следует в депо'.
Карл вздохнул, перекинул большую дорожную сумку на плечо, взялся за саквояж на колёсиках - и пошёл вслед трамваю.
* * *
Небольшой старинный особняк, который арендовал Карл, почти затерялся среди высоких, хромово-стеклянных многоэтажкек делового центра. Старожил города, в окружении современных зданий этот дом смотрелся чужеродно и немного нелепо.
Впрочем, горожанам было не до архитектурной нелепости, они были слишком заняты, чтобы смотреть по сторонам. Им нужно было столько всего успеть - учиться, заниматься карьерой, искать прибыльные сделки, завязывать полезные знакомства, обрастать перспективными связями, посещать курсы повышения квалификации, показываться на важных мероприятиях и репетировать нужные речи. Их дни были распланированы до самой последней минуты, и, несясь от одного пункта своего расписания к другому, они вообще не замечали, что на главной улице города в давно пустующем старинном здании впервые да долгое время завелся новый жилец.
И только когда над вдохом появилась неброская вывеска 'Кукольный театр', старинное здание начали понемногу замечать.
Самым первым посетителем оказался вихрастый мальчишка лет десяти. Он пробежал между стойками с игрушками и, не задержавшись ни у одной, вернулся к поджидавшей его в дверях пожилой, скромно одетой женщине.
- И чего ты меня сюда притащила? Нужен мне сто лет какой-то дурацкий магазин с куклами. Что я, маленький, что ли? Нет, правильно мой папка говорит, самый лучший отдых - это компьютерная стрелялка. Пошли отсюда!
Следующий посетитель оказался тоже мальчиком, ровесником предыдущему. Он вошёл в магазин - и замер у стойки с большим, в пол-его роста зáмком с остроконечными башнями, высокой крепостной стеной и смотровыми площадками, на которых замерли металлические фигурки рацырей.
- Нравится? - спросил незаметно подошедший Карл.
Мальчик кивнул, не отрывая восторженных глаз от стражников у ворот и волшебника с хрустальным шаром в окружении конников. Маленькие фигурки были так хорошо сделаны и раскрашены, что казались почти живыми.
- На вывеске написано 'Кукольный театр', - решился спросить мальчик. - Но внутри совсем как обычный магазин. Где же тут сцена и зал? Где проходят спектакли?
- Да везде, - ответил Карл, протянул ему нарядного конника, а сам принялся передвигать остальные фигурки. - Прямо сейчас один и начнется, и ты даже можешь поучаствовать. Как тебя зовут?
- Мартин.
- Значит, слушай, Мартин. Рыцари собираются в поход за сокровищем, которое охраняет дракон. Вон тот, на соседней стойке. И ты - командир отряда.
На славный поход за сундуком с драгоценностями ушло минут двадцать. Конники доставили сокровища в замок, а изящный сторожевой дракон с изумрудными глазами остался в живых, потому как командир отряда жалобно попросил голосом Мартина:
- А давайте не будем его убивать - смотрите, какой он красивый.
Когда спектакль закончился, мальчик сказал:
- Спасибо! У нас в городе никогда не было театра - ни кукольного, ни обычного. Я и не знал, что это так здорово!
- Никогда не было театра? - удивился Карл. - Почему?
- Ну, потому что для отдыха есть компьютерные игры и реалити-шоу по телевизору. А по-другому развлекаться нельзя.
- Почему? - еще больше удивился Карл.
- Ну, - снова протянул Мартин, - говорят, что такой отдых - самый полезный, а все остальное - пустая трата времени... Вы меня извините, мне пора помогать маме - она после работы газеты разносит, ей одной тяжело.
В дверях мельчик спохватился:
- Ой, я же не заплатил за спектакль. Сколько я вам должен?
- Нисколько.
- А разве кукольный театр - это бесплатно?
Карл улыбнулся в ответ и протянул ему фигурку рыцаря.
* * *
Молодой мужчина в дорогом темно-синем костюме рассеянно поглядел на стойки с игрушками и осведомился:
- Вы продаете свои поделки?
Карл слегка наклонил голову и не ответил.
- У матери сегодня день рождения, мне надо срочно купить ей подарок. Помогите мне что-нибудь выбрать, она любит такие безделушки, а потом курьер забёрет покупку и доставит маме.
- А почему бы вам не отдать ей подарок самому?
Молодой мужчина удивленно взглянул на владельца магазина:
- Когда? У меня через пятнадцать минут совещание, а потом деловой ужин.
- Да, но ведь это же день рождения мамы.
Мужчина раздраженно пожал плечами:
- Это очень важная встреча, которая может обеспечить мне повышение... Так что посоветуете?
- Позвольте, я покажу вам маленький спектакль.
- Я же вам говорю, у меня через четверть часа совещание!
- Спектакль займёт всего пять минут, и вы прекрасно успеете на свое совещание. А в подарок маме ку́пите главного героя представления. Уверен, ей очень понравится.
Молодой мужчина нехотя направился вслед за Карлом к невысокой стойке.
Там, в уютной крохотной комнатке, оклеенной веселыми обоями в цветочек, у старинного резного трюмо напротив оконца, затянутого перламутровой слюдой, в кресле-качалке сидела обезьянка-старушка. Одетая в длинное ситцевое платье, с седыми волосами, забранными в клубок на затылке, в очках, спущенных на самый кончик носа, она смотрела в окошко. В руках ее шустро летали спицы, и из-под них на колени выползал теплый мохеровый шарф. Старая обезьянка качалась в кресле и вязала, не глядя на спицы. Смотрела в окно и думала, что как раз тогда, когда она закончит теплый мохеровый шарф, непременно раздастся стук в дверь. Она откроет её, и на пороге будет стоять сын. Он живет очень далеко, на Севере, и именно поэтому редко её навещает. Она проведёт сына на кухню, и пока на плите разогревается чай, сбегает в комнатку и принесет теплый мохеровый шарф. Сыну на Севере непременно сгодится - ведь там очень холодно...
В наступившей тишине молодой мужчина долго вглядывался в раскрашенную фигурку обезьянки-старушки в кресле-качалке. Протянул руку, но так и не дотронулся до неё. Выудил сотовый, приложил трубку к уху и, забыв про Карла, неуверенно пошел к выходу. Прежде чем за ним закрылась дверь, Карл успел услышать:
- Мама? С днем рождения. Я скоро буду.
Фигурка старушки-обезьянки смотрела ему вслед через слюдяное оконце, тихонько качаясь в своем кресле.
* * *
- Здравствуй, русалочка! - обратился Карл к нарядной девчушке, с любопытством разглядывавшей тряпичных кукол.
- Здравствуйте, - вежливо ответила она. Оглянулась на маму - та стояла около входа на улице и сосредоточенно говорила по телефону - и спросила: - А как вы догадались про русалочку?
- Очень просто, - улыбнулся Карл. - У тебя в волосах заколки в форме морских звездочек, на цепочке - кулончик-ракушка и браслетик из рыбок и дельфинчиков. Да и кофточка на тебе синяя, как морская вода. Кроме русалок, так больше никто не одевается.
Девчушка заулыбалась и, бросив быстрый взгляд на по-прежнему занятую беседой маму, прошептала:
- Меня зовут Эльвира. Только маме не говорите, пожалуйста, а то она меня ругать станет. Мне нельзя притворяться русалочкой.
- А кем же тебе можно притворяться?
- Ну, например, брокером. Или топ-менеджером.
Карл улыбнулся бы, если бы девочка не была так серьёзна.
- Не скажу, - заверил он. - А пока мама занята, хочешь посмотреть спектакль?
- Хочу! - обрадовалась маленькая русалочка. - Очень хочу!
Мама Эльвиры обнаружила свою дочку у витрины, оформленной под зеркальное озеро в кувшинках. Девочка зачарованно разглядывала вырезанных из дерева тритонов, русалок, моряков и рыбаков и выпиленных из разноцветных камней рыб, черепах и ракушек. Казалось, будто все они только-только замерли на своих местах.
- Эльвира! - укоризненно воскликнула мама. - Ты же у меня уже совсем большая, на следующий год в школу пойдешь. Сколько раз я тебе говорила - нечего тратить время на такие глупые игрушки. Лучше давай запишу тебя на курсы французского.
- Не хочу, - вздохнула девочка. - Мне хватает английского, музыки и хореографии.
- Ну, пойдем, я тебе новую компьютерную игру куплю, - предложила мама и, взяв дочку за руку, вывела её из магазина.
* * *
Прошло несколько недель, и в кукольный театр стали регулярно заглядывать любопытствующие. Кто-то покупал игрушки, на смену которым позже Карл непременно мастерил новые, но чаще всего люди приходили ради спектаклей.
Дети упоенно разглядывали тряпичных кукол и фарфоровых божков, вырезанных их дерева русалок, отлитых из разноцветного стекла лебедей, выпиленных из полудрагоценных камней черепашек, вылепленных из глины и умело раскрашенных викингов и скоморохов. Вязаные совы, вышитые бабочки, бумажные мышата и металлические рыцари, песчаные замки, восковые фонарики, горы из гальки, лабиринты из спичек и озера из стекла - все они оживали, едва к ним подходил Карл. Каждая фигурка рассказывала свою удивительную историю, а затаившие дыхание дети, будущие риэлторы и аудиторы, не отводили взглядов от самодельных игрушек и, кажется, не вспоминали, что самые полезные отдых и развлечение - это компьютерные игры и реалити-шоу, и что языковые курсы куда важнее кукольных спектаклей.
Бывало, что и родители, снисходительно усмехаясь, подходили поближе. Подходили - да так и оставались до конца импровизированных спектаклей, глядя на оживающие самодельные игрушки, передвигаемые умелыми руками Карла, и слушая будто впервые сказки и истории, которые они знали уже давно и потому давно же перестали в них вслушиваться и забыли, о чём они на самом деле.
В кукольных историях никто слыхом не слыхивал о топ-менеджерах и брокерах. Герои спектаклей не торопились успеть в тысячу мест, где им вовсе не надо было быть. Они работали там, где хочется, а не где престижно, дружили с теми, кто нравится, а не кто занимает важную должность. Говорили о том, что любили, а не о том, что положено. Отдыхали там, где красиво, а не где модно. Беспокоились не о нужных связях и о курсе валют, а о семье и о друзьях.
Это были истории и сказки не о карьерных успехах и больших заработках, а о подвигах и предательствах, о мужестве и о трусости, о дружбе, преданности и любви, о борьбе и о вызове, об отчаянии и об утрате, о горе и о простом человеческом счастье - истории о жизни, той, которая была совсем рядом, но на которую катастрофически не хватало времени в упорядоченных, распланированных, расписанных по минутам днях жителей этого города.
ДОСТУП К ПОЛНОЙ ВЕРСИИ ТЕКСТА ОГРАНИЧЕН В СВЯЗИ С ПУБЛИКАЦИЕЙ