ТеОсЖи - это собрание наблюдений, фактов, закономерностей, из которых состоит окружающий мир и которые действительно работают независимо от веры в них. Формулировки могут меняться, собрание пополняться. Можно принимать на веру, но лучше перепроверять, переосмыслять. Можно применять в своей жизни, можно забыть. Потому что есть ТеОсЖи, а есть ваша собственная жизнь, лишь вы решаете, чем её заполнять.
К сути. Главное в жизни - мера. Мера молчанию, мера словам. Мера мягкости, мера жёсткости. Мера терпению, мера действию. Сложно научиться чувствовать умеренность действия, времени и места. Ещё сложнее научиться поступать по этой мере. К этому стоит стремиться (без фанатизма, в меру).
Что делать? Проявлять уважение. Уважение к миру, к себе, к другим. Уважением могут быть как участие в чужой жизни, так и невмешательство. Уважение наполняет человека спокойствием, что позволяет раскрыться самому себе, миру, другим людям. Что поможет? Осмысленность. Осмысление - это увидеть и суметь объяснить себе увиденное и причины его. То есть наполнение жизни смыслом. Замечая происходящее, выявляя причинно-следственные связи, начинаешь понимать кто ты и почему живёшь так, находишь себя в структуре мира. С этого момента появляется возможность осознанно менять мир вокруг и в себе.
информация Раньше охотники добывали еду. Сегодня - это способность находить, понимать и переосмыслять информацию. Это даёт положение в обществе, деньги, славу.
информация Отделяй мнения от фактов. Мнение - источник информации о говорящем, а не о событии. Мнение - это ещё одна точка зрения на вопрос, которая может дополнять, может быть мимо. Источник информации о событии - это суждения, основанные на логике и проверенных фактах. Факт = событие = изменение в материальном мире, которое неопровержимо, одинаково для всех и неизменно во времени. На фактах строятся суждения-гепотезы, которые проверяются другими фактами и закономерностями. Получая изложения факта важно помнить, что источник может подсознательно или умышленно окрашивать его мнением, оценкой. Часто передающий информацию не анализирует её сам. Поэтому перепроверяй поступающую информацию. Смысл не в отрицании, а в проверке достоверности. Это - критическое мышление. Помимо фактов, есть вероятности: "Если A, то Б. Б истинно. Следовательно, А становится более вероятным, чем было ранее". Вероятности - это ещё не факты, но уже не просто мнения. Важно понимать, что событие или суждение считают вероятным, основываясь на фактах и взаимосвязях, но оценка вероятности (насколько вероятно именно такое развитие событий) часто субъективна (ближе к мнению).
информация Знать и понимать - это разные вещи. Можно знать о симптомах, но не понимать причину, не понимать методы устранения. Стремись не только узнать факт, но и понять его природу и причины. Это - системное мышление. Его цель - понять, как это работает, разложить на причины и следствия? Причинно-следственную связь стоит проверить: действительное наличие связи, отсутствие других факторов формирования следствия, отсутствие побочных эффектов причины. Феномен без научных обоснований или условий его воспроизведения - это сказка.
информация Сохраняй добычу. Если информацию приходится искать второй раз - спроси себя, что было не так с первым поиском, почему ты не сохранил его результаты.
информация Структурирование и визуализация - залог лёгкого извлечения знаний и правильной работы с ними. Структура на листе бумаги подсвечивает слабоизученные места и взаимосвязи.
информация Изучение истории - отличная практика по установлению причинно-следственных связей.
информация Чтение книг - полезная вещь, но опасная, как динамит (В. Цой). К любой информации нужно относиться кричитески. Не с целью громкого опровержения, а для установления истины. Можешь ошибаться ты, может ошибаться источник информации.
информация Не все методы масштабируются. Например, можно составлять личный экономический план на основании потребностей своей личности. Но составление государственного экономического плана требует изучения потребностей и возможностей всей народной массы, которая очень разнообразна в свойствах.
Информация. Анализ. Анализируя факт (событие, личность) надо отделиться от своего мнения, своих эмоций, своего отношения к факту (событию, личности), а выскрывать причины, из-за которых это произошло, какие результаты дало.
Информация. Анализ. Если информацию приходится искать второй раз - спроси себя, что было не так с первым поиском, почему ты не сохранил его результаты.
Информация. Анализ. Изучение мира проходит через осмысление прошлого (опыт, эмперический способ) и через предугадывание будущего (умозаключения). Наработка опыта создаёт богатую базу для предугадывания. Оценку прогнозам позволяет дать логика. Логика - это умение определить ПРАВИЛА взаимосвязей между обоснованиями (понятия, посылы), сделать вывод (заключение, суждение) и определить СООТВЕТСТВИЕ вывода этим правилам. Логичное - это не хорошее или плохое. Логика не устанавливает ПРАВОТУ суждения, логика проверяет соответствие некого заключения неким правилам. Заключение без обоснования не может быть логичным или нелогичным - логика появляется вместе с обоснованиями, доказывающими (!) заключение. Логика не занимается вопросом справедливости: справедливость, правду и правоту каждый видит по-своему. Но логикой можно ОБОСНОВАТЬ компромиссное решение, которое максимально возможно удовлетворяет интересы всех, либо ущемляет интересы всех минимально. Найти такое решение - вопрос выявления целей (интересов) и ограничений (неприемлимостей). Это не к логике. К логике - проверять соответствие решения сформулированным требованиям и тем самым обосновывать верность решения (или невоплотимость требований).
Информация. Анализ. Как устроено логическое рассуждение:
Информация. Анализ. 1) Обозначаются обоснования (посылы) - некоторые истины (утверждения или отрицания).
Информация. Анализ. 2) Выстраивается цепочка рассуждений о свойствах или взаимосвязях обоснований (умозаключение). Цепочка рассуждений может быть индуктивной (сбор фактов о частном и выдвижение с них гипотезы о свойствах общего) и дедуктивной (сбор общих фактов и наследование их свойств к частному случаю).
Информация. Анализ. 3) Выводится логичное заключение (утверждение, основанное на посылах).
Информация. Анализ. Фокус в том, чтобы из истиных суждений делать истиные выводы.
Информация. Анализ. Логичность - это соответсвтие законам логики:
Информация. Анализ. 1) Закон тождества (А=А): равенство понятия самому себе на протяжении рассуждения (подмена понятий часто искажает рассуждения).
Информация. Анализ. 2) Закон противоречия (если А=Б и А=В, то Б=В): непротиворечивость цепочки рассуждений самой себе (обоснования не должны противоречить друг другу, вывод - обоснованиям).
Информация. Анализ. 3) Закон исключения третьего (А либо является Б, либо не является Б): если есть только два варианта (исключающие друг друга), они не могут быть одновременно истинными и одновременно ложными.
Информация. Анализ. 4) Закон достаточного обоснования: любое суждение должно быть обосновано; любая мысль должна полностью вытекать из своего обоснования с достоверностью (А имеет свойства Б, значит любое свойство Б есть у А. Б обосновывает А. Если у А могут быть свойства не только Б, то Б не может полностью (!) обосновывать А).
Информация. Анализ. Если не соответствует хотя бы одному - вывод непредсказуемый (может верный, может ошибочный - невозможно утверждать).
Информация. Анализ. Железная логика и ясное мышление рождается только в размышлениях, обсуждениях, самокритике. Только через этот труд можно научиться учиться. Только через этот труд можно стать восприимчивым к миру вокруг, способным освоить новые специальности. Умение смотреть в корень и видеть самую суть. Непобедимость в спорах. Правила железной логики:
Информация. Анализ. 1) Между началом рассуждений (обоснованием) и заключением должна быть прямая связь.
Информация. Анализ. 1. Логичный вывод может быть ошибочным, если в его основе лежат ошибочные данные.
Информация. Анализ. 1. Обоснованием должны быть истины. Истина - это объект, его ОПРЕДЕЛЁННОЕ свойство (качество, состояние, среда существования) или событие (изменение в материальном мире). Любая проверка подтверждает истину. Истина - это всегда нечто из прошлого или настоящего и потому неизменно для всех. Будущее - это всегда только ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ (то, что скорее всего случится, но всегда есть мельчайшая вероятность иного исхода) - это не правда и не ложь, это версия развития событий и не более того. Если в обосновании предположения, то и вывод - предположение.
Информация. Анализ. 2. Каждый термин в заключении, должен быть определён в предыдущих рассуждениях. ОПРЕДЕЛЁННОЕ свойство, качество, состояние. Есть масса событий, которые оперируют только нематериальными или неопределёнными понятиями. Когда кучка зёрен становится кучкой? Если убрать из неё одно зёрнышко, перестанет ли она быть кучкой? Понятие кучки не определено. Но можно сказать сколько штук зёрен или какой вес зёрен лежит на столе - и это будет неоспоримая истина, так как понятия будут определёнными. Понятный - это выраженный в понятиях. Иначе утверждения непонятны и невозможно судить о их истинности.
Информация. Анализ. 3) Частное может определяться рассуждениями об общем. Общее невозможно оценивать по частным случаям (по красным и желтым яблокам нельзя говорить о яблоках вообще - не учитываются свойства зелёных). Если одна из посылок рассуждений является частным суждением, заключение может быть только частным суждением.
Информация. Анализ. 4) Хотя бы один посыл должен быть утвердительный (из двух отрицательных посылок нельзя сделать достоверного заключения: яблоко не синие, яблоко не оранжевое - это не говорит о том, какого же цвета яблоко).
Информация. Анализ. Бытовая нелогичность: равное путаем с неравным ему. Одна фраза должна иметь только одну трактовку (равна сама себе во всех смыслах). Наличие двусмысленности или ложное приравнивание понятий создают почву для обмана или самообмана. В первом случае мы удовлетворяемся первой или наиболее очевидной нам трактовкой услышанного, во втором переносим свойства на другие предметы (совпадение по некоторым признакам выдаётся за полную идентичность, например, при сравнении несравнимого). Обесценивание: выполненное обещание приравнивается не выполненному обещанию через обозначение незначительности невыполнения (ну не сделал - и что теперь?). Клонирование: если понятно мне, то понятно всем - проекция своего восприятия на остальных. Быть собой (а изображать какой-то образ), быть тем, кем ты работаешь - это сохранение логики.
Информация. Анализ. Кто быстрее: рыба или птица? Сравнивать можно только поняв и зафиксирововав условия и цели сравнения. Изменение условий сравнения (высоту над уровнем моря для соревнования рыбы и птицы) создаёт новое сравнение, результат которого не свзан с предыдущими сравнениями. Если одно суждение утверждает, а другое отрицает, то они не могут одновременно быть истинными в одном умозаключении, даже если верны по-отдельности. Например, А = ракета летит быстрее бегущего человека, Б = человек идёт быстрее стоящей ракеты, значит человек быстрее ракеты, а ракета быстрее человека: А и Б истины, но вместе не могут обосновать вывод, так как противоречат друг другу. Это наршуение Третьего закона логики. Противоречие появляется из-за нарушения равенства понятий самим себе: человек то бежит, то идёт - допустимая подмена понятий, потому что не влияет; ракета то летит, то стоит - недопустимая подмена понятий, так как изменяет результат. Это нарушение Первого закона логики. Типичная бытовая нелогичность: равное путаем с неравным ему. Понятие - не "ракета", а "летящая ракета", "стоящая ракета". Одна фраза должна иметь только одну трактовку (равна сама себе во всех смыслах). Наличие двусмысленности или ложное приравнивание понятий создают почву для обмана или самообмана. В первом случае мы удовлетворяемся первой или наиболее очевидной нам трактовкой услышанного, во втором переносим свойства на другие предметы (совпадение по некоторым признакам выдаётся за полную идентичность, например, при сравнении несравнимого). Обесценивание: выполненное обещание приравнивается не выполненному обещанию через обозначение незначительности невыполнения (ну не сделал - и что теперь?). Клонирование: если понятно мне, то понятно всем - проекция своего восприятия на остальных. Быть собой (а изображать какой-то образ), быть тем, кем ты работаешь - это сохранение логики.
Информация. Анализ. Предположения. Насколько они верны исходя из имеющихся знаний?
Информация. Анализ. У предположений есть вероятности: "Если A, то В. В истинно. Следовательно, А становится более вероятным по сравнению с той вероятностью, которая существовала до того, как мы узнали, что В истинно."
Информация. Анализ. Факт. Анализируя факт (событие, личность) надо отделиться от своего мнения, своих эмоций, своего отношения к факту (событию, личности), а выскрывать причины, из-за которых это произошло, какие результаты дало.
Информация. Анализ. Для облегчения проверки верности взаимосвязей используются методы визуализации:
Информация. Анализ. Древовидный: Если А то Б иначе В; оказавшись в В мы можем отследить известные входы в эту точку и попытаться сделать вывод о А.
Информация. Анализ. Используй Бритву Оккама - не плоди сущности без необходимости. Отбрасывай невозможное, используя силлогизмы - рябинка не родит апельсинки: в этом городе все машины красные, то человек поехавший на машине из этого города мог поехать только на красной машине. Если вместо однозначности это создаёт неопределённости, значит условия задачи (обоснования) сформулированны не полно.
Информация. Анализ. Комбинаторные рассуждения: А связан с Б, В не является Г, Г связан с Б, кто не является Б?- решения по сочетаниям, связям. Хорошо визуализируются матрицами.
Информация. Анализ. Круговые диаграммы: круги отражают принадлежность к какому-либо классу. Различия между экземплярами для нас не имеют значения, изображается только принадлежность. Вариации: Все А не Б (нет пересечения, есть однозначность - все Б не А). Все А есть Б (круг А вписан в Б, неоднозначность - может ли Б не быть А). Некоторые А есть Б (частичное пересечение кругов, однозначность некотоыре Б есть А). Главная проблема при работе с ними - это необходимость проверки всех возможных комбинаций диаграмм обеих посылок (на непротиворечие заключению).
Информация. Анализ. Линейный: А больше Б, Б больше В. Значит А больше В.
Информация. Анализ. 0) Ввыдели главный пункт, в котором тебя хотят убедить (заключение).
Информация. Анализ. 2) Какие доводы обосновывают заключение, какие ему противоречат, какие не относятся к нему?
Информация. Анализ. 3) Чего не хватает? Вся ли логическая цепочка обоснования заключения присутствует или что-то выпадает? Выпавшее противоречит заключению?
Информация. Анализ. 4) Какую мысль (или мысли) несёт сообщение (как меняется картина мира, если оно верное)?
Информация. Анализ. 5) Возмжен ли другой вывод из обоснования?
Информация. Анализ. 6) При каких условиях заключение может оказаться неверным?
Информация. Анализ. Были ли проведенные измерения чувствительными, обоснованными и надежными? Правильно ли проведены сравнения, подтверждающие заключение?
Информация. Анализ. Вопросы при проверке логичности:
Информация. Анализ. Даны ли переменным рабочие определения? Что означают эти термины?
Информация. Анализ. Доказывается ли он всем остальным? Рассмотреть посылки и контраргументы.
Информация. Анализ. Достоверна ли информация. По степени достоверности информация бывает: заведомо верная (как учебник по математике), заведомо неверная (любая реклама), неопределённая. Неважное можно легко считать достоверны или ложным. Важное следует подвергать разбору с точки зрения критического мышления - с целью выявления заблуждений. В науке не существует абсолютно достоверной информации, есть достаточно достоверная (всегда есть мельчайшие погрешности, допущения). В жизни так же: информация должна быть достоверной настолько, чтобы не порождать ошибку в дальнейших рассуждениях.
Информация. Анализ. Есть ли у специалиста специальные знания и личный опыт по этой проблеме?
Информация. Анализ. Как проводились исследования? Оговаривалась ли терминология? Что было взято для исследования? Каков был характер выборки? Достаточно ли она велика? Представляет ли все варианты исследуемой сущности или что-то отброшено? Правильно ли проведены сравнения, подтверждающие заключение? Следуют ли данные выводы из проведенных наблюдений? Насколько были точны измерительные приборы? Можно ли объяснить результаты иными причинами (неучтённые факторы)? Рассмотрены ли данные, свидетельствующие о противоположном? Могли ли ожидания экспериментатора вызвать ошибки в интерпретации результатов (кто и зачем заказал исследования)?
Информация. Анализ. Как это работает? Феномен без научных обоснований или условий его воспроизведения - это сказка. Подвергать сомнению - значит искать и находить обоснования. Смысл не в отрицании, а в проверке достоверности. Отрицать без выявления истины - вредно.
Информация. Анализ. Какими методами анализа пользовался специалист? Какие есть варианты подтверждения и все ли они дали подтверждение?
Информация. Анализ. Каков был характер выборки? Достаточно ли она велика? Репрезентативна ли она?
Информация. Анализ. Каково заключение? Другими словами, какую мысль (или мысли) несёт сообщение?
Информация. Анализ. Контролировались ли остальные переменные? Как можно по-другому объяснить результаты?
Информация. Анализ. Могли ли ожидания экспериментатора вызвать ошибки в интерпретации результатов?
Информация. Анализ. Не используется ли корреляция для поддержки заключения о причинной связи?
Информация. Анализ. Поведение человека - это вероятности поведения, так как человек может поступать спонтанно или сознательно идти вразрез типичной реакции. Поэтому можно говорить поведении усреднённых масс или усреднённого поведения в схожих ситуациях. Касательно отдельного человека в отдельной ситуации можно только предполагать наиболее вероятное.
Информация. Анализ. Получая изложения факта важно помнить, что источник может подсознательно или умышленно окрашивать его мнением, оценкой.
Информация. Анализ. Представлены ли в достаточной мере альтернативные точки зрения и контраргументы?
Информация. Анализ. При каких условиях заключение может оказаться неверным?
Информация. Анализ. Причинно-следственную связь стоит проверить: действительное наличие связи, отсутствие других факторов формирования следствия, отсутствие побочных эффектов причины.
Информация. Анализ. Рассмотрены ли данные, свидетельствующие о противоположном?
Информация. Анализ. Связан ли с заключением материал, включенный в текст?
Информация. Анализ. Следуют ли данные выводы из проведенных наблюдений?
Информация. Анализ. Ссылки на надёжные источники? Кем, когда и как они проверялись?
Информация. Анализ. Ссылки на надёжные источники? Кем, когда и как они проверялись? Является ли специалист независимой стороной в данном вопросе? Является ли специалист признанным авторитетом в той же области, в которой он высказывает мнение? Есть ли у специалиста специальные знания и личный опыт по этой проблеме? Каковы доказательства компетентности специалиста? Какими методами анализа пользовался специалист? Какие есть варианты подтверждения и все ли они дали подтверждение? Представлены ли в достаточной мере альтернативные точки зрения и контраргументы? Связан ли с заключением материал, включенный в текст?
Информация. Анализ. Убедительна ли аргументация? Обеспечивают ли посылки хорошую поддержку заключения?
Информация. Анализ. Чего не хватает? Вся ли логическая цепочка обоснования заключения присутствует или что-то не отражено? Не противоречит ли заключению скрытое?
Информация. Анализ. Что в сообщении факты (действуют всегда), вероятные последствия (могут случиться или не случиться), а что предположения (не имеют подтверждения)? Насколько они верны исходя из имеющихся знаний?
Информация. Анализ. Эмпирический метод получения результата - проба и анализ ощущений. Умозаключение - предположения без пробы. Из эмпирического опыта делается базис, на котором по правилам логики строятся умозаключения - это надёжные источники. Далее умозаключения отбрасывают заведомо неверные варианты, а эмпирическим путём проверяется верность оставшихся.
Информация. Анализ. Является ли специалист независимой стороной в данном вопросе?
Информация. Анализ. Является ли специалист признанным авторитетом в той же области, в которой он высказывает мнение?
Информация. Искажения. Как изменять убеждения:
Информация. Искажения. Укажите надежный источник приводимой вами информации. Источником информации должен быть человек или организация, обладающие необходимой компетентностью в данной области и занимающие независимое положение по отношению к рассматриваемой проблеме.
Информация. Искажения. Продумайте возможные контраргументы, приведите их сами и обеспечьте контрпримеры. Такая методика хороша для обсуждения проблемы перед публикой. В результате у оппонентов останется мало пунктов для возражений. Как вы знаете, контраргументы ослабляют поддержку заключения. Такая методика позволяет вам ослабить контраргументы.
Информация. Искажения. Старайтесь не показаться односторонним, особенно если аудитория склоняется к противоположной точке зрения. Если вы проявите готовность использовать определители и рассмотреть контраргументы, то ваша позиция будет внушать больше доверия.
Информация. Искажения. Говорите прямо. 'Скажите им, во что следует поверить'. Четко сформулировав заключение, вы устраните возможность того, что слушатели придут к другому заключению или 'не увидят' обоснований того заключения, которое вы защищаете.
Информация. Искажения. Поощряйте дискуссию и выражение поддержки публикой. Дискуссия позволяет слушателям высказывать доводы и 'присваивать' их, т.е. считать, что они были выдвинуты ими самими. Поддержка публики - это мощный мотивационный стимул.
Информация. Искажения. Повторите заключение и доводы, которые его поддерживают, несколько раз. Люди предпочитают знакомые точки зрения. Вы можете высказать одну и ту же мысль различными способами. Повторение - полезный инструмент для запоминания. Таким образом, люди с большей готовностью используют для оценки силы аргументации те доводы, которые легко вспоминаются (т.е. легко извлекаются из памяти).
Информация. Искажения. Приводите для обоснования заключения как можно больше доводов. Как вы уже знаете, одним из способов усиления аргументации является увеличение количества поддерживающих ее доводов.
Информация. Искажения. Ваша мысль должна быть легко доступна для понимания (подстроена под аудиторию).
Информация. Искажения. Вы можете воспользоваться любым из 21 распространенного ложного довода, представленного в этой главе. Но вас могут уличить.
Информация. Искажения. Используйте яркие образы, которые трудно забыть, и позаботьтесь о том, чтобы они иллюстрировали вашу мысль. Визуальные образы могут оказывать мощное влияние на общественное мнение и политику. Разве можно забыть лица голодающих детей из Сомали, которые красноречиво доказывали крайнюю необходимость ввода американских войск, чтобы спасти их от несчастий? (войска нужны для контроля пролива, а дети - лишь повод для оправдания, им можно помочь только решая причину голода)
Информация. Искажения. Создание иллюзии дефицита времени, торопят с решением.
Информация. Искажения. Если вы хотите повлиять на мышление людей, тщательно подбирайте слова и образы, которые используете. Кроме того, вам необходимо следить за тем, как другие люди при помощи ярлыков пытаются манипулировать вашими мыслями. Сознательное использование слов для того, чтобы привить человеку определенные взгляды или внушить ему некоторые мысли, называется семантическим внушением.
Информация. Искажения. Манипуляция фоном: присвоить найденные деньги - "плохо" в контексте правидности и "ничто" в контексте уголовных преступлений. Оценка события происходит относительно его контекста. Чтобы человек почувствовал себя счастливым - его надо лишить всего, а потом вернуть немного. Увидев плохое, человек больше дорожит средним.
Информация. Искажения. Представляется, что большинству людей присуща боязнь риска, т. е. они предпочитают варианты, в которых отсутствуют потери. Если в одном из альтернативных решений внимание заострено на возможных потерях (например, указывается число умерших), люди его отвергнут. Очевидно, что негативное отношение к потерям перевешивает позитивную реакцию на возможные приобретения.
Информация. Искажения. Фокусировка на усилитилях утверждений, шоковое отключение логики, обрезка списков показателей так, что принижаемое становится последним.
Информация. Искажения. Фрейминг имеет место тогда, когда вопрос задается таким образом, что в его постановке уже подразумевается, каким должен быть правильный ответ. Читателя 'подталкивают' к принятию определенной точки зрения или позиции.
Информация. Искажения. Аналогии, метафоры в понятной или важной для получателя сфере
Информация. Искажения. Для открытой позиции можно её проговорить перед доказательствами и повторить после.
Информация. Искажения. Для скрытой позиции важно выстроить логическую цепочку, подводящую к позиции (и при необходимости раскрыть позицию)
Информация. Искажения. Несколько слабых аргументов перед сильным
Информация. Искажения. Отсылки на мнения специалистов в данной области, результаты исследований, исторические примеры
Информация. Искажения. Использование аналогий способно направить процесс мышления в определенную сторону, легко задаёт окраску и формирует нужный взгляд. Вполне очевидно, что эмоционально окрашенные слова и бросающиеся в глаза визуальные объекты одновременно и отражают образ мышления людей, и формируют его.
Информация. Искажения. Часто в утверждение помещается убеждение, а в заключение - установку для действия (А - это хорошо. Делай А)
Информация. Искажения. Часто утверждается, что некоторые А не есть Б, а заключение подразумевает что некоторые Б не есть А (хотя этого не утверждалось)
Информация. Искажения. Часто утверждается, что А даёт Б, а Б даёт В, но умалчиваются условия выполнения связей.
Информация. Искажения. Часто утверждается, что А даёт Б, а заключение подразумевает Б даёт А (хотя этого не утверждалось).
Информация. Искажения. Часто утверждается, что А даёт Б, но опускается количество: все, некоторые, ни один из.
Информация. Искажения. Часто утверждается, что на основании А получается В, но нет объяснения связи (А связан с Б, Б даёт В).
Информация. Искажения. При интерпретации условных умозаключений в бытовом контексте, чтобы решить, следует ли заключение из посылок, мы полагаемся на свои знания о содержании посылок. Согласно законам формальной логики наши рассуждения не должны зависеть от содержания.
Информация. Искажения. Реакционный центр принятия решений фиксирует фразы абсолютно буквально и всё принимается на свой счёт. На этом работает внушение: говорят не о тебе, но так, чтобы это воспринималось на свой счёт.
Информация. Искажения. Дофамин срабатывает на новое, разнообразное, яркое - пропадают факторы, пропадает и прелесть товара в магазине
Информация. Искажения. Если мы видим какие-то цифры, мы рассуждаем от них. Цифры формируют дальнейший масштаб суждений. Мы не знаем ценность предметов, пока нам не намекнут.
Информация. Искажения. Хочешь донести спорную мысль - не говори, чья она. Просто обозначь проблему и вариант её решения. Большинство всё равно не знает, кто выссказал это до тебя.
Информация. Искажения. 1. Лидер - всё решает, его слушаются, с ним надо налаживать контакт (в идеале - в разговоре без остальных, это освободит его от необходимости поддерживать авторитет).
Информация. Искажения. 2. Заводила - самый активный, но не влиятельный.
Информация. Искажения. 3. Силовик - сильный, довольный, не интересующийся иерархией, его симпатии - вторая цель.
Информация. Искажения. 4. Мозг - серый кардинал, мнение которого влияет на лидера - главная сложность внедрения.
Информация. Искажения. Методика внедрения в неблагоприятно настроенную группу. Каждую такую группу составляют следующие элементы, или звенья:
Информация. Искажения. На своей территории такие группы самоуверенны, стоит позволять им обозначать свой авторитет, потом использовать это (да, вы главные, но кто-то подставляет вас, косяча в том-то и том-то). То есть с ними бесполезно спорить, надо выискивать, как их позиция помогает твоим интересам и чем твои предложения могут их заинтересовать. Заискивать нет смысла - лидер уважает только равных или превосходящих.
Информация. Искажения. 1. Негромкий задумчивый голос, звучит несколько отстраненио и даже грустно. Речь течет ровно, точно ручеек; она как бы опутывает слушателя незримыми нитями. Хорошо с интровертами.
Информация. Искажения. 2. Сдержанно авторитарный, негромкий, уверенный, сдерживающий свою мощь. Хорошо с агрессивными экстравертами.
Информация. Искажения. 3. Открыто авторитарный. Громко, отчетливо и очень уверенно. Хорошо с экстравертами, если манипулятор более "накручен", чем собеседник.
Информация. Искажения. 4. Атака. Резкий и оглушительно громкий, шокирующий.
Информация. Искажения. 5. Эротишный. Аналогичен первому, только при этом голос как бы течет из живота.
Информация. Искажения. 6. Обвиняющий. Негромкая и слегка замедленная речь, печальный, усталый или расстроенный. Автоматически стимулирует чувство вины у адресата.
Информация. Искажения. Режимы голосового воздействия
Информация. Искажения. Если против тебя работают двое по схеме "добрый-злой", то старайся вести диалог только со злым. Как правило в этой схеме главная роль у "доброго", если его возможности ограничены, то это может спутать планы
Информация. Искажения. Жестикуляция в вертикальной плоскости, как правило, выряжает высокую психическую активность, или же разгоняет последнюю (снизу вверх - вызов, сверху вниз - как бы поглаживание), а в горизонтальной плоскости ее тормозит (кроме иди сюда и уйди отсюда).
Информация. Искажения. Если замечаешь, что под тебя подстраиваются (копируют позы, нащупывают образ твоего идеала) или пытаются манипулировать, то либо сразу пресекай разговор, либо начинай исследовать, что от тебя хотят.
Информация. Искажения. Манипулятор игнорирует вопросы или уходит от ответа на них, выводя из равновесия собеседника.
Информация. Искажения. Акцент на недостатках.
Информация. Искажения. Атака на границы. Хорошо работает, если не определены границы между понятиями, тогда эти границы обесцениваются и, либо понятия приравниваются, либо граница представляется бессмысленной
Информация. Искажения. Бисер и свиньи. Отказ от дискуссии, потому что она не имеет смысла, потому что собеседник всё равно ничего не поймёт.
Информация. Искажения. Бутерброд. Подача факт - пропаганда - факт. Цель - внушить очевидность и неоспоримость нужного за счёт соседства с фактами
Информация. Искажения. Вброс. Сделать некоторое заявление, опровержение которого уведёт разговор в сторону
Информация. Искажения. Жертва . Цель - предстать беззащитной жертвой, разоблачать которую может только жестокий человек
Информация. Искажения. Зависть. Мы не можем стать супергероями - и спорщик может давить на то, что наша позиция продиктована неспособностью стать одним из лучших и завистью
Информация. Искажения. Исторический факт не может быть вырван из истории, рассматриваться вне истории страны, вне исторических традиций, складывавшихся веками. (Даниил Альшиц. За нами был наш гордый город.)
Информация. Искажения. Не бери то, что тебе не нужно, не отвечай на вопросы тех, кто не имеет права их задавать, не бойся игнорировать чужие обращения.
Информация. Искажения. Обесценивание достижения.
Информация. Искажения. Опошление. Цель - подобрать омерзительную метафору для позиции собеседника
Информация. Искажения. Пророчество. Сделать заявление о перспективах с расчётом на то, что никто не вспомнит или не будет иметь значение.
Информация. Искажения. Самовнушение - мощный инструмент. Чтобы не внушать себе ерунду, задумываться: какой ожидаемый результат и как изменится результат при изменении входных условий на известную величину (если система даёт неожиданный результат - вы её не понимаете, сначала разберитесь, потом доверяйте ей).
Информация. Искажения. Статистика - это способ представления информации в том виде, в котором она подтверждает теорию заказчика статистического исследования.
Информация. Искажения. Фальшивая развилка. Постановка вопроса с только плохоими вариантами ответа.
Информация. Искажения. Двадцать один распространенный ложный довод
Информация. Искажения. Доводы против личности. Переход от аргументов по теме к выпадам против личности оппонента - признак отсутствия аргументов и попытка настроить аудиторию против оппонента.
Информация. Искажения. Упор на жалость. Полезно настороженнее относиться к любой информации, содержащей обращение к вашим эмоциям, а не к вашему сознанию. При внимательном анализе сообщений, основанных на ассоциациях, следует задать себе вопрос о характере этих ассоциаций.
Информация. Искажения. Популярность и рекомендации. Убедительность метода базируется на человеческой потребности в конформизме. Достигается за счёт массовости или известности (но не компетенции).
Информация. Искажения. Ложная дихотомия: упрощение до чёрно-белой картины.
Информация. Искажения. Обращение к гордости или тщеславию
Информация. Искажения. Подтасовка или сокрытие информации. Подтасовка или сокрытие информации - это метод убеждения путем умолчания об информации, свидетельствующей в пользу нежелательной позиции. Ограничение рейтингов, сравнение удобных параметров, умалчивание за счёт чего достигаются показатели, умалчивание последствий.
Информация. Искажения. Самообоснование: необходимо повысить предельно допустимую скорость движения, потому что существующий предел скорости слишком низкий.
Информация. Искажения. Нерелевантные (не связанные с заключением) доводы
Информация. Искажения. Негативное развитие. Ложный довд, втягивающий в последствия неприемлимую ситуацию. Если сейчас суд решит что нам делать, то завтра он решит как нам думать.
Информация. Искажения. Соломенное чучело: умозаключение оппонента представляют в самой слабой форме, а затем легко его опровергают. При этом оппонент, выступающий против определенного заключения, искажает доводы в пользу этого заключения и заменяет их значительно более слабыми.
Информация. Искажения. Часть - целое. Проецирование частного случая на всю группу ("этот человек в шляпе пьян - значит, все носящие шляпу пьяницы" или "Вы пьяны потому, что на вас шляпа")
Информация. Искажения. Использование незнания. Аппелирование к тому, что собеседники заведомо не может быть известно. Или к тому, что невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Отсутствие данных не может служить основой ни для какого заключения.
Информация. Искажения. Слабые и неподходящие аналогии.
Информация. Искажения. Обращения к авторитетам. Этот человек - известный актёр, он не может ошибаться в вопросах политики, хирургии, проектировании ядерного реактора.
Информация. Искажения. Неполные сравнения. Фраза "Получи больше на 20% быстрее!" не сообщает 'больше, чем что?', 'быстрее по сравнению с чем?'. В неполных сравнениях отсутствует вторая часть. Что такое 'лучше'? Как это измерить? Кто измерял? По сравнению с чем?
Информация. Искажения. Знание того, чего нельзя узнать. Иногда нам дают информацию, узнать которую невозможно (она неизмерима). В IX веке снег был белее, чем в V.
Информация. Искажения. Ложная причина. Совпадение или несвязанные факты выдаются за причину и следствие.
Информация. Искажения. Снижение. Это же глупость! Только дурак будет считать иначе!
Информация. Искажения. Обращение к традиции. Зачем мучаться с выплавкой бронзы, если мы всегда прекрасно справлялись каменными топорами?
Информация. Искажения. Ложные обвинения в ложных доводах. Вызов скептицизма под маской разоблачения.
Информация. Искажения. Люди в погонах привыкли слушаться старших и руководить младшими. Ведущий себя как старший автоматически получает преимущество. Меньше жестикуляции, чётче речь, достоинство, вежливость и чуть-чуть командный тон.
Информация. Искажения. Поза, жесты, мимика собеседника очень информативны, но без подготовки воспринимаются только подкоркой.
Информация. Искажения. 1. Не проявлять своё истинное отношение к какому-либо явлению или событию; также не стоит обнаруживать подлинные мотивы собственных действий.
Информация. Искажения. 2. Никогда не следует предлагать свои услуги; нужно добиться того, чтобы объект сам вас о них попросил.
Информация. Искажения. 3. У объекта воздействия есть мотивы. Мотивация экстраверта, как правило, связана с материальным миром, мотивация интроверта - с миром духовным (например, духовный опыт более успешного).
Информация. Искажения. Подстройка под случайны объект установкой внушением: "я - зеркало". Цель абстрагироваться от себя и впитывать всю вербальную и невербальную информацию от объекта
Информация. Искажения. Правила манипулятора:
Информация. Искажения. 01. Отрицание реальности: цель - заставить сомневаться в собственной адекватности, знаниях, действительности собственных аргументов, правомерности, нереальности позиции.
Информация. Искажения. 02. Перекладывание вины: цель - свои недостатки приписывать другому, решает два вопроса - снимает ответственность с себя, навешивает на другого
Информация. Искажения. 03. Словоблудие: разговоры по кругу, поток слов, смена темы. Цель - создать иллюзию ответа, обоснования позиции, которую не понимает только идиот.
Информация. Искажения. 04. Ярлыки и бездоказательные суждения: цель - представить источник информации не стоящим внимания и тем избежать ответов на факты.
Информация. Искажения. 06. Смена правил. Как только жертва выстраивает ответ в соответствии с правилами, их меняют так, чтобы ответ обесценился. Например, смещая акценты важности придираются к тому, что ранее не имело значения.
Информация. Искажения. 07. Смена темы
Информация. Искажения. 08. Угрозы
Информация. Искажения. 09. Оскорбления
Информация. Искажения. 10. Подавление. Цель - вызвать боязнь всего, что ранее давало опору или радость.
Информация. Искажения. 11. Клевета
Информация. Искажения. 12. Возвышение и защита. Цель - объявить себя почитателем и ревностно отсекать всех, как угрозу. Вызывает чувство неловкости и мешает взаимодействию с другими.
Информация. Искажения. 12а. Возвышение и обида. Цель - вызвать чувство неловкости от причинения (мнимой) обиды так любящему
Информация. Искажения. 13. Приписывание себе положительных ярлыков, самовосхваление
Информация. Искажения. 14. Мнение со стороны. Отсылка к мнению стороннего человека (возможно, выдуманному мнению), цитирование. Цель - показать, что жертва в меньшинстве
Информация. Искажения. 14а. Мнение врага. Сообщить, что точка зрения оппонента совпадает с точкой зрения заведомо отрицательной личности. Даже если такого совпадения нет.
Информация. Искажения. 15. Невинность. Обволакивание уничижительного в форму нежности, деликатности, вежливости
Информация. Искажения. 16. Смещение времени отчёта. Обещания измениться. Надо чуть-чуть подождать
Информация. Искажения. 21. Утверждения мимоходом. Цель: оскорбить, повесить ярлык, развенчать, обесценить - и тут же повести разговор в другую сторону, не давая ответить (в случае ответа - обвинить в смене темы или цеплянии к словам)
Информация. Искажения. С силовиками говори спокойно, как с младшими по званию - это поставит тебя в шаблон начальства.
Информация. Искажения. Для набора доверия манипуляторы используют образы поведения: Сын, Брат, Муж, Любвник, Отец (или их женские варианты). Оценив объект, они выбирают линию поведения, вживаются в роль и ненавязчиво демонстрируют характерные для образа намеки, штрихи, полутона. Жертва достраивает желанный образ сама.
Информация. Искажения. Зона оценки (иначе, критичная зона - расстояние до двух-трех метров) и интимная зона, или же то расстояние, с которого начинает обоюдно восприниматься тепло чужого тела (60-70 см). Манипуляторы работают на ближней дистанции. Например, сближаются, подстраиваются под жертву и плавно набирают дистанцию, вынуждая жертву следовать за собой, стремясь дистанцию сократить.
Информация. Искажения. Иллюзия выбора: озвучить варианты и развенчать нежелательные, оставив только один очевидный выбор (или два, если манипулятору выгодны оба). Либо завалить вариантами, вызывая чувство растерянности и спровоцировать просьбу помощи.
Информация. Искажения. Люди склонны ценить в окружающих преданность именно себе. Манипуляторы этим пользуются для набора доверия.
Информация. Искажения. Манипуляторы часто подстраиваются под идеальный образ, с которым могут ассоциироваться у жертвы: верный друг, любящий сын, заботливый отец, умелый любовник, большой специалист, солидный человек, спаситель. Сначала предполагают, кем их хотела бы видеть жертва, далее в общении используют характерные для образа слова, взгляды, движения, позы. Жертва сама не замечает, как общение кажется ей всё более приятным.
Информация. Искажения. Транс, шок, ступор - друзья внушения. Разгон и торможение темпа речи способствуют гипнотическому эффекту (то как зверь она завоет, то заплачет как дитя). При работе с публикой эти "качели" позволяет подхватить и "накрученных", и "скучающих" в общий поток. Для защиты надо избегать совпадения темпа с манипулятором. Другой способ: расхождение слов и языка жестов, тела - провоцирует неосознанный конфликт сознания и подсохнания. Третий - логическая бомба, неожиданность, абсурд.
Информация. Искажения. Манипуляция мнением о конкурентах: акцентировать внимание на малополезной функции, упоминание которой создаст впечатление накрученности стоимости за счёт бесполезного.
Информация. Искажения. Всё новое непонятно и требует быстро повесить ярлык: хорошо/плохо, друг/враг, нужно/угроза. Поэтому для отвлечения внимания появляется новый предмет, объявляется новый враг, вводится новый термин. Новое может сразу объявляться нужным или угрожающим, что (при временном отсутствии своего мнения) заставляет человека поверить и реагировать. Либо наоборот подчёркивается появление в жизни человека неизвестность предмета, который нужно исследовать, что заставляет человека отвлечься от важного и тратить время на поиск информации.
Информация. Искажения. Люди легко оторгают чуждое и нехотя - привычное. Поэтому, если эти причины сложившейся ситуации диктуются привычным укладом жизни или возлагают некоторую вину на людей, они скорее присоединятся к борьбе с любой группой лиц или явлением, которые будут объявлены виновными, чем станут исправлять причины.
Информация. Искажения. Манипуляции мнением часто вскрываются по аппелированию к эмоциям вместо разума. Например, используются: лесть (вы, как умный человек, понимаете), страх перед исключением из племени (не спрашивайте ерунду, общеизвестно что...), ощущение общности и взаимопонимания (мы-то с вами знаем, что...), жадность (это очень выгодно), желание комфорта (это очень удобно), страх упущенной выгоды (только сейчас!), неготовность быстро анализировать (всевозможные сенсационные открытия и рассекречивания), аппелирование к узким специализациям (спросите любого специалиста...).
Информация. Искажения. Хочешь донести спорную мысль - не говори, чья она. Просто обозначь проблему и вариант её решения. Большинство всё равно не знает, кто выссказал это до тебя.
Информация. Применение. Модели мира не совершенны, но модель позволяет понимать взаимосвязи, объяснить окружающий мир (прошлое). Достаточно точные модели позволяют предсказать поведение мира (будущее). Со временем мы замечаем всё больше особенностей мира (и его изменений), из-за чего модели исчерпывают себя - они учитывают меньше известного нам, не позволя прогнозировать и даже объяснять. Тогда нужно создание новой модели, а это требует глубокого понимания предыдущих моделей и причин их исчерпания. Калькулятор быстро проводит вычисления, но без понимания (!) принципа вычисления невозможно выйти за пределы калькулятора или считать без него.
Информация. Применение. Ответы бывают очевидные (интуитивные, 2+2=22) и правильные (2+2=4). Очистка информации от привычно-бытовой оболочки иногда позволяет достичь правильного ответа. Перевод в математическую модель или модель логических суждений иногда позволяет увидеть ситуацию вне стереотипа и потому понять её точнее.
Информация. Применение. Модели мира для обучения упрощаются до уровня воспринимаемости. По мере использования усложняются.
Информация. Применение. Слова - это модель мира, некоторое упрощение. Дао выраженное словами не есть истинное дао - слова позволяют передать модель из одной головы в другую, но не являются полным эквивалентом чего-то.
Информация. Применение. Даже осознавая верность указания извне ты можешь почувствовать внутреннее сопротивление ему. Оно чужеродно. Нужно пропускать через себя, взвешивать альтернативы и самостоятельно приходить к этому же варианту - тогда он будет твой, прожитый, понятный, родной. Тебе станет легче его выполнять, естественнее. Некоторые люди отвергают любые предложения, но спустя время предлагают их же сами - они пропустили варианты через себя и породнились с ними (хотя иногда это просто присвоение предложений).
контакт Тебе никто не должен: помощь можно просить, но нельзя требовать. От добра добра не ищут. Твои несбывшиеся ожидания не должны умалять твою благодарность. Подарки не принимай или благодари за них - но не оценивай подарки открыто.
контакт С горы - горы не видно, а другая кажется высокой. "Дети милее свои, а жены - чужие" (корейская пословица). Мы склонны обесценивать то, к чему привыкли, пренебрегать этим. Не выливай грязную воду, покуда ни привезут чистую. Не плюй в колодец - сам напитьёшься. Мы никогда не знаем, кто и в каком положении будет завтра. Поэтому не жги мосты.
контакт Если к человеку, который служит недобросовестно, и к человеку, который служит хорошо, относиться одинаково, то, человек, который служит хорошо, может, в конце концов, подумать: а зачем мне всё это нужно? (Асакура Тосикагэ). Необходимо хорошо понимать, что такое добро и что такое зло. В Лунь Юй" сказано: "Если хоть одно доброе деяние останется незамеченным и невознаграждённым, то все станут совершать меньше хороших поступков. Если же восхвалить хоть один злонамеренный поступок, то злонамеренными станут все". (Такэда Нобусигэ). Таким образом, каждый раз не поддерживая добро ты ослабляешь его, и не препятствуя злу - укрепляешь его.
контакт Нельзя идти вперёд, повернув голову назад (Мао). Нельзя адекватно понимать настоящее и строить будущее, если всё время топтаться на одних и тех же эпизодах прошлого.
контакт Хочешь донести мысль - сделай такие условия, когда слушатель сам захочет тебя услышать.
контакт Хочешь донести мысль - стань авторитетом для слушателя. Он охотно послушает лучшего в том, чем увлекается, соревнуется.
контакт Оценивай не человека, а его поступки - так ты показываешь, что огорчен не им, а лишь совершенной им ошибкой. Отделяй свою реакцию на результат от мотивов поступка.
контакт Тебя могут победить силой, хитростью, законом. К чему из этого ты готов?
контакт Провокации и подначки - верный признак ненужности действия, мнения или предмета, которые пытаются навязать. Если тебя подталкивают к шагу, задумайся, нужен ли он в действительности? Что тебе придётся потерять, что ты за это получишь, не лучше ли оставить всё как есть?
контакт Перед предателем нет обязательств. Если человек НАМЕРЕННО тебя предал - не считай себя обязанным ему чем-либо, кроме преподнесённого урока "открытие глаз на предателей". Если тебе кажется, что тебя предали - попробуй мягко выяснить, возможно, человек не догадывался, что мог тебя обидеть.
контакт Конфликты - это выход из зоны комфорта и возможность поиска улучшения ситуации. Глупо использовать его для подавления мнений.
контакт Обиженных надо лишать любой возможности мстить (а чужакам - не позволять вставать на их защиту)
контакт Не показывай уязвлённость - потеряешь авторитет. По возможности - отвечай, без неё - смотри с высока.
контакт Не принимай зло всерьёз (это лишает его силы), но будь готов парировать его проявления (в том числе не прямые, не явные).
контакт Не принимай на свой счёт обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди - не проиграешь, а избавишься от скандала.
контакт Не принимай ничего на свой счёт - люди могут меняться и менять своё мнение.
контакт При любом раскладе - оставайся собой = сильным человеком.
контакт Реагировать избыточно = показывать уязвлённость и выставляться агрессором. На шутку - шути, на грубость проявляй твёрдость и сохраняй дистанцию. Избегай развития конфликта, пока это не вредит. Нормальный человек угомонится. А бешеной собаке хвост рубят по уши.
контакт Дерево не отнимает своей тени даже у того, кто пришёл срубить его (древнеиндийская пословица). Избегай конфликта сколько возможно.
контакт Лучшая защита - нападение. Лучшее нападение - показать неправоту по системе ценностей окружающих или визави; козырное нападение -обвинить. Обвинить можно одним словом, оправдания потребуют десятка.
контакт Подача руки не даёт повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.
контакт При встрече с врагом будь приветлив (тайская пословица).
контакт Ты можешь уничтожить авторитет любого - но результат действительно должен стоить чужой жизни.
контакт Выясняй картину целиком: каковы мотивы, был ли выбор - в тех обстоятельствах, с теми возможностями, ответственностями? Почему человек мог поступить именно так? Судить будешь потом.
контакт Самое опасное оружие - правда. Если не удаётся прекратить конфликт деликатно - говори правду, потом пусть хоть небо провалится (Ассирийские пословицы). Правда колет глаза всем, заставляет считаться с обличёнными фактами. Это может добавить союзников врагу из числа соучастников в раскрытом (рука руку моет, да обе свербят) или ослабить позиции врага, если факты разобщат его с союзниками.
контакт Бога мы сердим нашими грехами, людей - достоинствами.
контакт Кто старое помянет - тому глаз вон; а кто забудет - тому два. Двойственность важности прошлого: важно помнить и важно избегать желания сейчас отреагировать на прошлую ситуацию вместо выработки решения для текущей. Нет смысла мстить по пустякам, но помнить кто и чем отличился полезно - заметишь изменения или будешь знать, на что способен человек. Свои обиды можно забывать пока отвечаешь только за себя. Обиды, нанесённые тем, кто рассчитывает на тебя, забывать нельзя - на тебя рассчитывают.
контакт Благодарите людей за то, что они разочаровали вас достаточно рано - они избавили вас от ВАШИХ личшних иллюзий
контакт Если конфликт набирает обороты, бывает разумнее разрядить обстановку, выразить согласие, сменить тему.
контакт Физика в общении: сила действия равна силе противодействия - испытываемое давление определяется сопротивлением давлению. Если на давление отвечает согласие зыбучих песков, давление не достигает цели. Можно сопротивляться потоку негатива, можно вытягивать из человека весь поток негатива, пропуская его мимо себя. Смысл не в покладистом восприятии мира, а в том, чтобы не бороться с превосходящей силой в лоб, в уклонении от БЕСПОЛЕЗНОГО конфликта С ЦЕЛЬЮ достижения превосходства на другом направлении.
контакт Зная своих врагов можешь делать заготовки ответов на их обычные выпады и колкостей в отношении их уязвимостей.
контакт Выйти в бой против армии и сложить голову в бою - отвага. Избежать боя и нанести максимальный урон там, где не ждут - хитрость. Лишить врага возможности вредить не вступая в бой - мудрость.
контакт Иногда направленные против тебя действия можно обратить против агрессора. Например, малолетние дебилы часто убеждены в безнаказанности своих противоправных действий, потому что никто ничего не узнает. Соответственно, огласка этих действий становится сильным оружием против них. Например анонимная публикация скрытой съёмки. Другой пример - никому нет дела, что происходит в быстро летящем автомобиле, но если в нём на полном ходу дёрнуть ручник или создать помеху водителю - внимание окружающих будет привлечено к происходящему (возможно, ценой ДТП). Если нанести ущерб их имуществу (например, родительскому, используемому без их ведома), то дебилы будут вынуждены объясняться, при каких обстоятельствах имущество оказалось испорченым. Это весьма жестокий и рисковый метод, требующий тщательного осмысления. Использовать его допустимо лишь в крайних случаях и в ответ на явно противоправные действия, при исчерпании всех менее радикальных средств. Важно помнить, что дебилы будут врать обо всём, соответственно, разумно наносить ущерб в той части, которая не могла быть доступна без нарушения со стороны дебилов. Например, о причинах внешних повреждений машины папы дебила наврать легко. Гараздо сложнее объяснить внутренние, не раскрыв, как там оказался ты. Испорченное в неприемлемом месте потребует объяснения, как дебил там оказался. Следует помнить, что дебил будет требовать возмещения, угрожать. Поэтому следует быть готовым отказывать на любые требования и атаковать предложениями максимальной огласки случившегося (если она обещает дебилу ещё больший ущерб). При возможности, полезно проводить (по-возможности) скрытую аудио-видео запись, что может стать дополнительным аргументом при неизбежном разборе ситуации внешними силами.
контакт В некоторых случаях неплохо 'работает' прием, при котором вы обращаетесь с объектом психического воздействия, точно с нашкодившим школяром, что заставляет его подспудно себя таковым и ощутить. Вот примерная формула, произнося которую можно подняться со стула, чтобы объекту воздействия пришлось смотреть на вас снизу вверх. 'А разве мама вас не учила, что обманывать нехорошо ('что долги нужно отдавать', 'что нельзя подводить людей', 'что свое слово следует держать' и т.д. и т.п.)?! Небось, порола вас за обман... Ну, ничего...'
контакт Никогда не прибегайте к открытым угрозам, то есть не конкретизируйте их.
контакт Агрессивная реакция в природе - это крайняя мера, потому что связана с риском ранения и ослабления. Животные до последнего стараются затаиться (уклониться), убежать (избежать), получить преимущество (гонка вооружений), продемонстрировать свою агрессивность (рык, клыки, замах лапой) и лишь внезапное изменение обстановки или невозможность сохранения дистанции заставляют бросать все силы на схватку. Обычно люди не реагируют агрессивно сразу. И демонстрация решимости, готовности к драке часто достаточно для остановки конфликта. Но если их защита истончилась или человек/событие некоторое время вырабатывали негативную реакцию, то агрессия может возникнуть моментально и без толку. Так же агрессия вызывается, когда мы чувствуем угрозу доминантам: еда (отбирают, не оправдывает ожидания), территория (личное пространство и в целом), статус, общение (игнорируют, уводят).