Ястребов Антон Васильевич : другие произведения.

Спектр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Мозес вошел в сумрачное подвальное помещение, ныне занятое под лабораторию Лео Джойса.
  
  -Ты всё-таки пришёл, - сказал Лео, поднимаясь навстречу своему старому приятелю.
  
  -Я не собирался, - проворчал Мозес. - После того, как тебя уволили... В общем, ходили разные слухи.
  
  -Это ничего. Совсем ничего, - взволнованно пробормотал Джойс, - главное, что ты здесь.
  
  Мозес рассеянно кивнул, окидывая взглядом полутёмные углы, заваленные электронной рухлядью, полки, забитые книгами, папки, груды картонных коробок и пластиковых ящиков. Подойдя к рабочему столу Джойса,Мозес провел пальцами правой руки по столешнице, после чего потер их между собой, скатывая налипшую пыль в маленький серый шарик.
  
  -Извини, у меня тут небольшой творческий беспорядок, - сказал Джойс.
  
  Мозес хмуро кивнул.
  
  -Ты написал мне, что закончил работу над своим проектом. Это так?
  
  -Том, ты не поверишь... Результаты просто поразительные!
  
  -Хм, - Мозес оглянулся по сторонам, видимо разыскивая стул.
  
  Джойс перехватил его взгляд, после чего указал гостю на своё, видавшее виды кресло.
  
  -Присаживайся, Том.
  
  Мозес бросил брезгливый взгляд на предложенное кресло,судя по всему, опасаясь испачкать дорогой светло-серый костюм, но вдруг махнул рукой и шумно, почти по-хозяйски опустился в него.
  
  -Ну, что у тебя тут? - спросил он, видя перед собой только связку выключенных мониторов, да пустое поле сенсорной панели.
  
  -Сейчас... Минуточку!
  
  Джойс водрузил на стол перед Мозесом нечто, напоминающее музейный экспонат: монохромный жидкокристаллический дисплей, опутанный проводами.
  
  Мозес усмехнулся.
  
  -Напоминает завязку фантастического фильма, - сказал он, - безумный учёный собирает машину времени из старого компьютерного хлама. - Кстати, - Мозес повернулся на кресле в сторону Джойса, который раскрыл одну из коробок, - напомни кодовое название твоего проекта?
  
  -Спектр, - ответил Джойс.
  
  -Простовато... Этим, - Мозес покосился в сторону древнего дисплея, - инвесторов не привлечь.
  
  -Потерпи минутку. Почти готово...
  
  -Ладно, чего уж, - обронил Мозес, стараясь сохранить на лице выражение заинтересованности.
  
  Наконец, Джойс включил монитор, после чего активировал сенсорную панель.
  
  Мозес недоверчиво посмотрел на чистый белый экран.
  
  -И? - произнес он. - Это что? Демонстрация работоспособности древнего хлама?
  
  -Не совсем, - улыбаясь ответил Джойс. - Перед тобой монохромная жидкокристаллическая матрица разрешением в один миллион пикселей. Сейчас все пиксели засвечены, то что я называю состоянием "один". Это крайняя правая позиция моего Спектра. Теперь, - он коснулся сенсорной панели, после чего экран просто погас, - состояние "ноль" или то, что можно назвать крайней левой позицией Спектра.
  
  -Просто замечательно, - обронил Мозес.
  
  Джойс снова коснулся панели. Экран покрылся рябью, представляющую собой хаотическую комбинацию "темных" и "светлых" пикселей.
  
  -А это, - сказал он, - одна из промежуточных позиций Спектра, находящаяся между "нулевой" и "единичной" позицией. Сейчас моя программа демонстрирует нам случайно выбранный участок, а потому мы видим на экране то, чем заполнен основная часть Спектра - скажем так, чистым хаосом. Кстати, Том, ты принёс то, о чём я тебя просил?
  
  -Признаюсь, что твоя просьба показалась мне довольно странной, - сказал Мозес, - я перерыл весь дом, но коробка с моими детскими вещами куда-то запропастилась. Но там ничего не было. Так, пара школьных тетрадей ...
  
  Он развел руками и добавил:
  
  -Правда, в облаке нашлись кое-какие сканы. Тут немного, страниц десять-двадцать. Я переслал их тебе ещё вчера, но на всякий случай - памятуя о твоей приверженности традициям , - захватил вот это.
  
  Мозес протянул Джойсу флэшку.
  
  -Очень хорошо, - улыбнулся тот. - Не хочу лишний раз выходить в Сеть, поэтому внешний носитель подойдёт как нельзя лучше. Жаль, что придется работать с цифровой копией, а не молекулярным оригиналом, но для начальной демонстрации и это сойдет.
  
  Он коснулся сенсорной панели и спустя несколько секунд на экране возникло черно-белое изображение тетрадного листа, исписанного аккуратным, чуть кругловатым детским почерком.
  
  -Даже не верится, что это моя рука, - сказал Мозес. - Сто лет не пользовался шариковой ручкой... Но я по-прежнему не понимаю, зачем тебе все это.
  
  -Все очень просто, -ответил Джойс. - Данное изображение представляет собой уникальную комбинацию все тех же пикселей,находящуюся в одной из позициймоего Спектра.
  
  -Подожди, причем здесь твой "спектр"? Это - мой файл. Моя школьная работа.
  
  -Ты прав. Отчасти. Я использовал твой файл, как своебразный зонд, чтобы помочь моей программе с поиском в определенной части Спектра. В каком-то смысле - твой файл это запрос, который я ввожу в строку поисковика. Просто очень длинный и сложный.
  
  -Но что должна найти твоя программа?
  
  -Изображения всех твоих школьных тетрадей. Страницу за страницей.
  
  -Не может быть... Но каким образом?
  
  -К сожалению, обсуждение структуры программного ядра выходит за рамки данной демонстрации, а потому я постараюсь ответить на твой вопрос чуть более упрощенным образом.
  
  -Судя по всему, это не помешает, - сказал Мозес.
  
  - Дисплей, стоящий на столе перед тобой - можно представить, как устройство, благодаря которому мы можем видеть только одну позицию Спектра из триллионов возможных. Что может отобразить монитор с такой разрешающей способностью?
  
  -Ну, даже не знаю... Черно-белые фотографии, текст, графики, схемы. Кадр из какого-нибудь старого фильма.
  
  -Совершенно верно. Всё, что может быть изображено на данном экране, скажем так, по умолчанию располагается между полностью "черным" и абсолютно "белым" экраном. Можно сказать, что принесённый тобою скан уже находится в потенциале скрытых состояний матрицы, но это не совсем верно, так как Спектр не ограничивается одним старым монитором.
  
  -Не понимаю, - Мозес поправил очки, глядя на возбужденного Джойса. - Ты хочешь сказать, что скан моей тетради был частью Спектра до моего рождения?
  
  -Именно так. Помнишь байку про ничтожную, но всё же существующую вероятность того, что обезьяна, стуча по клавишам печатной машинки, когда-нибудь наберёт "Войну и мир" Толстого?
  
  -Помню... Правда, для этого как минимум три вещи должны стать вечными.
  
  -Обезьяна, пишущая машинка и...
  
  -Русский язык!
  
  Они рассмеялись.
  
  -Пример довольно устаревший, но попробуй себе представить, что мы избавили себя от необходимости пользоваться услугами приматов,посадив на их место мощный процессор, который знает, что именно надо искать. Логично предположить, что "твой скан" рано или поздно будет найден и представлен тому, кто задает параметры поиска.
  
  -Проблема только в том, что некому будет опознать этот скан, как принадлежащий именно мне.
  
  -Именно поэтому Спектр гораздо лучше подходит для работы с прошлым, чем с будущим.Твой скан, потенциально в глубине этого экрана задолго до твоего рождения, - подобен имени, которое собираются дать ещё нерожденному ребёнку. Его имя ещё плавает в океане нереализованных возможностей, том, что ещё называют полем или пространством вариантов, хотя я предпочитаю называть этот невообразимый континуум просто Спектром.Однажды ты написал именно эту страницу, сделав это именно так, а не как-то иначе. Реализовалась только одна возможность из бесконечного множества, стала вещью, то есть реальностью. Хотя, что касается Спектра, в том его виде, который может отобразить данный монитор - принципиально ничего не изменилось. Этот скан остался одной из позиций. Ты выделяешь его, как "твой", но если предположить, что кроме тебя и твоей памяти...
  
  -А также облачного хранилища, - добавил Мозес.
  
  - Да, и этого тоже. Так вот, если предположить, что осталось только это, а сама вещь истлела, сгорела, в общем, перестала существовать, то можно сказать, что всё фактически вернулось к своему исходному состоянию.
  
  -А как же память, Сеть?
  
  - Там находятся информационные "слепки" вещи,имеющие ограниченные сроки хранения. Не буду говорить про твою память, но даже Сеть хранит лишь малую часть твоих школьных записей, а Спектр хранит всё.
  
  -Мне кажется, я понимаю о чём ты. Разве только твой Спектр представляется мне хламником, где довольно трудно отыскать ценные и полезные вещи.
  
  -Как посмотреть. С одной стороны это действительно так, ведь основная часть Спектра содержит неупорядоченный материал. Мы воспринимаем это, как хаос, мусор, "серый шум", бессмыслицу и шлак. Но если взглянуть на это с другой стороны, то рыбак, оказавшийся на берегу океана, совсем не склонен воспринимать массу солёной, непригодной для питья воды как нечто неправильное, лишнее. Его интересует рыба, а, например для обитателей моря,эта же самая вода оказывается источником планктона, средой обитания и так далее. Похожим образом я склонен рассматривать Спектр - океан, в котором можно отыскать затонувшие корабли, хранящие на своём борту несметные сокровища либо затеряться, среди его бескрайних просторов, сойти с ума, погибнуть от голода и жажды.
  
  - Тогда твой монитор - устройство для рыбной ловли? Эхолот?
  
  -Не будем углубляться в дебри, где любят прогуливаться гуманитарии, - остановил приятеля Джойс. - Сканируя Спектр, даже при помощи этого старого монитора, мы можем найти не только изображения страниц твоих школьных тетрадей, которые были отсканированы. Там есть всё: твои первые каракули, детские рисунки, первые, написанные тобою любовные записки.
  
  Мозес недоверчиво усмехнулся.
  
  -Если даже принять к рассмотрению твою версию, то Спектр должен содержать не только сканы моих настоящих школьных записей, но и миллионы сканов, которые могли бы возникнуть. Не только образцы моих детких закорючек, которые я выводил непослушной рукой, но и квинтиллионы никогда не написанных букв.
  
  -Ты прав, - спокойно заметил Джойс. - Даже у данной матрицы Спектр настолько велик, что его участки, протяженностью, как ты говоришь, в квинтиллионы сканов, будут практически неотличимы друг от друга. Миллиарды изображений будут отличаться расположением десятка-другого пикселей. Таков Спектр и с этим ничего не поделаешь.
  
  -Вернусь к своему вопросу, - сказал Мозес, откидывая со лба непослушную прядь седых волос. В этот момент искорка интереса, вспыхнувшая в его серо-голубых глазах, вдруг блеснула за толстыми стёклами очков.
  
  -Повторюсь: как в этой хаотичной массе найти сканы моих школьных записей?
  
  -Если мы будем собственноручно просматривать тот кластер Спектра, где есть что-то похожее на страницы твоих школьных тетрадей, то самое меньшее, что нам потребуется - это вечность. Но я разработал программное ядро, которое сделает самую неприятную часть работы. Принесённый тобою файл представляет собой уникальный отпечаток твоей личности, хранящий в себе десятки, если не сотни параметров, которые в значительной степени упростят поиск.
  
  -Допустим, твоя программа сумеет отыскать квадриллион страниц, исписанных "моим" почерком, но как она сможет отличить то, что было написано от того, что могло быть мною написано?
  
   -Совершенно справедливый вопрос, - согласно кивнул Джойс. - Поначалу я использовал сложнуюсистему мозговых зондов, показания которых могли быть использованы программой как нейродактилоскопический отпечаток более высокого уровня сложности, чем, например просто почерк, но как только меня вышвырнули из корпорации, то я лишился и доступа к соответствующему оборудованию.
  
  -И?
  
  -К счастью, совсем скоро я убедился, что в этом нет никакой необходимости. Твой скан превращается в ключевой объект, с которым происходит постоянное соотнесение того, что предлагает Спектр. Сначала программа найдёт соседние страницы, которые будут представлять собой те, единственно возможные кусочки паззла, которые только и смогут соединиться с ключевым объектом. Затем...
  
  -Я понял, - перебил его Мозес, - эффект голограммы. Но ты допустил ошибку: ключевой объект должен содержать в себе всю полноту информации. Черно-белое изображение в миллион пикселей просто не сможет дать твоей всемогущему электронному следопыту достаточно информации для подбора "родного" паззла. Отклонение в один пиксель приведёт к тому, что подбор паззлов к паззлам, а тетрадей к тетрадям будет осуществляться со всевозрастающей погрешностью. Я согласен, что они могут быть очень похожими на оригинал, но это не будут точные копии однажды написанных мною страниц.
  
  Лео Джойс ничего не ответил, а вместо этого выдвинул один из ящиков стола. Мозес, не понимая, что происходит, смотрел, разинув рот на то, как его приятель извлекает тонкий пластиковый кейс, за прозрачными стенками которого покоится пожелтевший от времени лист, вырванный из школьной тетради.
  
  -Не может быть! - ахнул Мозес. - Но откуда?
  
  -Пришлось покопаться в своем архиве. Кстати, куда более надежном, чем твое облако.
  
  -Ах ты, старый пройдоха! Ты решил проучить меня, так?
  
  -Всего лишь рассчитывал, что ты до всего докопаешься сам. И не ошибся в своих предположениях. Ты совершенно правильно понял, что реконструкция реальности требует полноценного фрагмента этой реальности. Располагая этим, скажем так, молекулярным обломком, программа сможет отыскать на всей протяженности Спектра другие, идеально подходящие к нему цифровые копии "обломков".К ним, в свою очередь, будут подбираться следующие фрагменты мозаики, ещё более отдаленные в пространстве Спектра.
  
  -Хорошо. Допустим, что твой "Бог из Машины"сможет воссоздать тетрадь по этой странице, но как возможно соотнести с полученной вещью другие тетради, то есть обособленные от неё во времени и пространстве вещи?
  
  -Ничего сверхъестественного. Собранная таким образом "тетрадь" становится отпечатком более высокого уровня. Программе требуется больше времени, но и поиск требуемых "блоков" осуществляется намного быстрее. На этой стадии может потребоваться ввод дополнительных данных, например, биографического характера.
  
  -Это ещё для чего?
  
  -Чтобы скорректировать вероятностный разброс. Колоссальные массивы блоков могут идеально подходить к исходнику, собранному блоку-отпечатку. В данном случае, это 12-листовая тетрадь, ученика 9 "Б" класса. Чтобы помочь программе разобраться в том, что было написано, а что нет - вводятся дополнительные сведения из реально прожитой тобою жизни. Приходится признать, что даже в этом случае собранный кластер может иметь ирреальные включения, так как для полноценной сборки потребуется нечто большее, чем один тетрадный лист, да пару десяток строк текста автобиографического характера.
  
  -Это не важно, - отмахнулся Мозес. - Главное - принцип. И ещё, если это возможно, то я бы хотел взглянуть...
  
  -Конечно, конечно! - воскликнул Джойс. - Устанавливаю отпечаток-исходник в камеру молекулярного сканера, ждём секунду-другую, смотрим на экран.
  
  Пальцы Джойса замелькали над сенсорной панелью.
  
  Мозес вгляделся в происходящее на экране, после чего шумно выдохнул.
  
  -Не может быть... Этого просто не может быть, - пробормотал он. - Джойс, ты - гений.Старый ублюдочный гений!!! Постой... Это же любовная записка, которую я послал Мэлори Беккет. Да, да... Припоминаю. Я вырвал этот лист из тетради. Последний лист. Помню, что он надорвался и пришлось подрезать его ножницами. Неужели это та самая тетрадь?
  
  -Чудесное лирическое совпадение, - улыбнулся Джойс. - Тетрадный лист, находящийся в камере сканера является частью той самой тетради, из которой была вырвана любовная записка. Реконструкция произведена успешно.
  
  Мозес не мог усидеть на месте. Он вскочил, принявшись озираться по сторонам, словно пытаясь обнаружить мощный электронно-вычислительный комплекс, скрытый среди полок и коробок.
  
  -Бред. Безумие! Эта, твоя программа... Но как она это делает?
  
  -Том, присядь, пожалуйста. И - держись крепче. Спектр содержит в себе не только это. Располагая настоящим тетрадным листом, то есть молекулярным обломком достаточной степени сложности, я могу направлять программу на поиск вероятностных блоков, путем корректировки целого ряда параметров. В моих силах найти тетради не только слабоумного Мозеса - прости, пожалуйста, но и Мозеса-гения. Впрочем, Спектр хранит в себе не только это, ведь и Мэлори Беккет могла бы стать второй Мерилин Монро.
  
  -Могла, но не стала, - усмехнулся Мозес.
  
   Джойс не смог удержаться от смеха.
  
  - Только представь себе это, - сказал он: твоя тетрадь, исписанная любовными стихами, хранящая отпечатки напомаженных губ... Мир, где ты был звездой школы. Самым крутым и желанным парнем.
  
  -Чего это мы всё обо мне, да обо мне? - поморщился Мозес. - К тому же, чтобы реконструировать такую тетрадь, понадобится техника несколько дороже, чем вот это. И вообще, я не понимаю, где всё это обсчитывается? - он недоуменно огляделся по сторонам.
  
  -Не будем забегать вперёд, - таинственно усмехнулся Джойс. - Вернемся к обсуждению Спектра. Итак, пока мы рассматриваем черно-белые изображения, то можем увидеть одну из граней Спектра. Это линейная структура, своеобразная выставка черно-белых пятен, клякс, странных и причудливых изображений. Попробуем двигаться слево направо, уходя всё дальше от "нулевой" позиции Спектра. Мы видим как появляется белая точка, как меняется её местоположение на экране. Спустя миллион позиций, к ней добавляется ещё одна, затем ещё одна и ещё... Они принимаются гоняться друг за другом или отсиживаться по разным углам. С появлением каждой из них проходится проделывать всё более длинный путь, чтобы дождаться возникновения следующей.Количество комбинаций растёт скачкообразно, пока не становится цифрой с миллиардами нолей. И вот, однажды, мы прочитаем что-нибудь вроде...
  
  Джойс коснулся сенсорной панели и на экраневозникла надпись:
  
  -Не задолбались ещё?
  
  Мозес усмехнулся, оценив шутку.
  
  -Продолжай, пожалуйста, - попросил он.
  
  Лео удовлетворенно кивнул.
  
  -Если у нас хватит терпения, то постепенно мы доберемся туда, куда могла бы добраться та пресловутая обезьяна с пишущей машинкой.
  
  -До первых страниц "Войны и мира"?
  
  -Совершенно верно.
  
  Мозес тронул Джойса за рукав.
  
  -Тут есть кофеварка?
  
  -О, Моз... Извини, совсем забыл предложить тебе... Будет исполнено. Тебе покрепче?
  
  -Средний.
  
  -Окей.
  
  Пока Джойс возился с небольшим агрегатом, Мозес громко спросил:
  
  -Реконструкция цифровой копии "Войны и мира" будет происходить похожим образом?
  
  -Да. Проблема в том же, что и с твоей тетрадью. Как заполучить исходный образец. Нас это интересует, но в меньшей степени. Не менее любопытно реконструировать не столько саму рукопись, но и взглянуть на множество интересных вариантов, среди которых могут быть и те, что превзойдут подлинник.
  
  - Я уже понял, что из дедушки Льва можно выжать всё, до последней капли. Новые сюжетные линии, другие персонажи, какой-нибудь неожиданный, непредсказуемый финал...
  
  -Кстати, если не задаваться целью идеальной реконструкции, то можно получить вещи не менее интересные, чем утраченные подлинники.Ядро может использовать в качестве базы данных для получения "отпечатков" всемирное литературное наследие.Страницы, найденные в Спектре будут сравниваться с шедеврами мировой литературы. Этого будет достаточно, чтобы затребовать тысячи произведений, которые только мог написать Лев Николаевич. Тексты обо всём, о чем он только мог помыслить на протяжении всей своей жизни. Понятно, что это просто пример. Разговор о микроскопической части тех возможностей, которые открываются перед теми, кто станет использовать Спектр.
  
  Том Мозес какое-то время молчал, задумчиво глядя на черно-белый экран на котором бесшумно, приблизительно раз в секунду, сменяли друг друга сканы тетрадных листов, исписанных детским, чуть кругловатым почерком.
  
  -Я не сомневаюсь в способностях твоей новой программы, - наконец, произнес он. - Но мне кажется, что ядро может жонглировать информацией до бесконечности, а окончательная верификация требует внимания человека. Не железного, кстати. Именно поэтому любопытно уточнить: кто именно будет читать сотни версий альтернативной классики, исторгнутой твоим Спектром?
  
  Джойс качнул указательным пальцем.
  
  -Не забывай, - сказал он, - пока ещё мы просто теоретизируем. Разговор о классике мировой литературы - просто удобный пример.
  
  -Реконструкция моей тетради - более чем впечатляющее зрелище. Одного этого достаточно, чтобы совершить настоящую революцию, но не слишком ли размыты границы, где потенциальные возможности Спектра сталкиваются с ограниченностью человеческой жизни. Как это использовать? Я не думаю, что нам под силу справиться с такой задачей: вырвать из хаоса что-нибудь представляющее практическую ценность.
  
  -Для меня более ценно то, что благодаря Спектру мы можем представить, как всё начиналось. Прикоснуться к тайне генезиса.
  
  -Опять ты за своё, - шутливо отмахнулся Мозес. - Я наслушался этого, когда мы ещё были твоими студентами. Дивный мир, восстающий из хтонических вод.
  
  -Почему бы и нет? - возразил ему Джойс, - перед гипотетическим Создателем стояла задача, куда сложнее, чем перемешивать черные и белые точки на плоскости, площадью в один мегапиксель. Он работал с трехмерными структурами, развернутыми во времени.
  
  -Я уже знаю, что ты скажешь, - улыбнулся Мозес и, вытаращив глаза, патетически произнес:
  
  -О, так сотворены мы были! Из миллиардов прототипов - выбран Человек!
  
  -Если не иронизировать, то можно представить себе, что Создатель представляет собой мега-разум, способный пропустить через себя невообразимый массив информации, после чего выбрать приемлемый вариант.
  
  - Или ещё проще, - кресло под Мозесом противно заскрипело, - Господь Бог просто посмотрел на твой Спектр сверху и выбрал самый оптимальный вариант.
  
  -Ну, если там вообще есть время.
  
  -Слушай, а хорошо бы вообще обходиться без железа. А, что? Милое дело. Смотри, - Мозес поднял лицо к потолку и проговорил, словно обращаясь к невидимому собеседнику, -эй, если меня слышно, помогите-ка отобрать десяток альтернативных версий "Улисса". И ещё... Можно адаптировать для современной молодёжи? Побольше стрельбы,поменьше философии. Когда будет готов заказ?
  
  Они рассмеялись.
  
  -Давай лучше вернемся к Толстому.
  
  -Давай, - согласился Мозес.
  
  -Представим путь его пера. Как он выводил букву за буквой.
  
  -Трудно представить.
  
  -У меня есть предположение, что он извлек рукопись из Спектра, используя в качестве приемо-передающего устройства свой мозг. В этом смысле любое творчество - процесс настройки сознания на определенный участок Спектра. Что там происходит - тайна тайн, но возможно именно в этом мы подобны Богу. Я склонен полагать, что он искал Человека похожим образом. Атом за атомом, молекула за молекулой, Творец извлекал свое творение из хаотической бури образов, рабочих, пробных версий, каким тому быть. Грандиозно?
  
  -Ещё бы. Перо в чернила обмакнув, я новой жизни дал названье...
  
  -Взгляни на это иначе, - продолжил Джойс, наполняя опустевшую чашку свежей порцией кофе. - В качестве демонстрационного модуля, я использую связку сенсора и древнего монитора, то есть площадку в миллион монохромных пикселей. А если добавить цвет? Только представь себе: волшебное блюдце, способное показывать не только прошлое, но и будущее.
  
  -Будущее? А это интересно. А твой музейный экспонат способен на что-нибудь такое?
  
  -Способен. Вот только из квинтиллиона изображений твоего надгробного памятника, лишь один станет по-настоящему твоим.
  
  -Точно, - сказал Мозес, сразу погрустнев.
  
  -А теперь представь взрывообразное увеличение числа возможных вариантов демонстрационной модели, если перевести её из плоскости в трехмерный объект?
  
  -Выходит, чем сложнее форма, чем более неоднородна её внутренняя структура, тем выше её уникальность и неповторимость?
  
  -Да, - кивнул Джойс. - Человеческий мозг - идеальный пример.
  
  Мозес благодарно принял чашку кофе из рук Джойса, но тут его рука случайно дрогнула и несколько капель пролилось на рукав пиджака. Мозес, словно не замечая того, что произошло, возбужденно проговорил:
  
  -Послушай, Лео... Но тогда получается, что я - такой, какой есть - это один из бесконечного числа вероятных, альтернативных "меня"? Я тоже часть твоего Спектра? И сколько вариаций меня, там вообще может быть?
  
  - Если говорить о человеке, то придется увеличивать масштаб. Рассматривать общество, цивилизацию. Границы этих исчислений выходят за пределы воображения, но они существуют. Как есть конечное число комбинаций светлых и темных пикселей, так естьтакое число для вполне конкретного человека по имени Том Мозес. Это значит, что тебя можно посчитать... Причём не только посчитать, но даже определить, насколько далека от оптимальной оказалась твоя текущая версия, - засмеялся Джойс, шутливо похлопывая седовласого гостя по плечу.
  
  -Но тогда бери выше, считай все версии нашей Галактики!
  
  -Все мироздание. Всё! Если где-то, в некоем абстрактном континууме пребывают тысячи альтернативных вариантов "войны и мира", то уверяю тебя - там можно найти ещё больше альтернативных цивилизаций, планет и уж тем более вселенных. Впрочем, если говорить о мироздании в целом, то мы имеем дело только с одним его вариантом.
  
  -Одна из его возможных версий. Только - одна, - подытожил Мозес. - Перед нами бесконечно сложная модель реальности, представленная в качестве одной из бесконечного числа возможных версий этой реальности. И где-то там, - он покосился вверх, - существует потенциальная бесконечность других реальностей.
  
  -Погоди-ка, набери воздуху, - улыбнулся Джойс, - бери ещё выше. Например, сама бесконечность как вариант...
  
  -Хватит! Хватит! Не могу больше... Воздуху, воздуху...
  
  Джойс помолчал.
  
  -А вообще, если говорить о живых созданиях, обладающих волей и разумом, то здесь наблюдается нечто очевидное, но вместе с этим совершенно невероятное. Я ещё не размышлял над тем, как осуществляется наше личное взаимодействие с тем, о чём мы только что говорили, то есть бесконечностью бесконечностей...
  
  -Я понял, - сказал Мозес, поднявшись и поправляя свой пиджак. - Сейчас нам потребуется кое-что покрепче, чем чашечка-другая кофе.
  
  -Да, - задумчиво произнес Джойс, - пора спуститься на землю, выпить и поискать что-нибудь поинтереснее твоих школьных тетрадей.
   -Аминь!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"