Ясько Георгий Юрьевич : другие произведения.

Сбор подписей по письмом против захвата Троицы Рублёва попами

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Подписаться можно по этому адресу: troitza08@mail.ru


   Форум Музеев России
  
   http://www.museum.ru/F92t4380#u4380
  
   29.11.08
  

Печальные новости из Третьяковской галереи

  
   Итак, речь идет о том, чтобы икона "Троица" преподобного Андрея Рублева была на три дня "отпущена" на праздничное богослужение на место своей прежней "прописки" - в Троице-Сергиеву лавру. Никаких официальных распоряжений (вроде приказа министра культуры) на этот счет пока не поступало, и в настоящее время мы имеем лишь кроткое письмо от Патриарха с трогательной просьбой уважить чувства верующих и с прибавлением какого-то невнятного лепета об ожидающих нас испытаниях, от которых сие мероприятие вроде бы должно нас оградить (это он про кризис, что ли?). При этом совершенно очевидно, что опытный функционер такого ранга никаких писем никому писать не стал бы, если бы не имел мощной поддержки "за спиной" и полной уверенности в успехе всего предприятия.
  
   Про мощную поддержку начальство Третьяковской галереи, по-видимому, знало с самого начала - и, обливаясь холодным потом, кинулось, с одной стороны, заказывать супер-ящики для перевозки и хранения иконы, а, с другой - орать побелевшими от ужаса губами на всех, кто хотел на это что-то возразить. Главный и единственный аргумент галерейского начальства - "если вы сейчас будете рыпаться, то у вас её заберут навсегда и без всякого ящика" (от себя могу прибавить, что про "заберут навсегда" - это еще бабушка надвое сказала, а вот в том, что при малейшей попытке сопротивления это самое начальство мгновенно уволят - сомневаться не приходится).
  
   Для тех, кто не понимает, о чем именно идет речь, - поясню. Речь идет о произведении со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности. О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций. О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности - и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. О произведении, сохранить которое на более или менее длительное время можно только одним способом - НЕ ТРОГАТЬ и СОХРАНЯТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ И ВЛАЖНОСТЬ.
  
   Которое при этом - так уж исторически сложилось - является самым знаменитым памятником русского искусства и самым употребительным символом русской духовной культуры.
  
   И если мы, беспрекословно повинуясь чьему-то идиотскому капризу, повезем эту икону за семьдесят километров туда и обратно, поместим в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы благочестивых паломников кинуться к ней "прикладываться", гарантий ее сохранности никто дать не сможет. Никаких. В чем предполагаемый создатель "чудо-ящика" (представитель завода "ЯЩИКСТРОЙ") признался честно и нелицемерно всей потрясенной научной общественности.
  
   К этому можно прибавить ещё одно немаловажное обстоятельство. Ставшее традиционным противостояние музеев и церкви в этой ситуации почти не при чем. Думаю, что большинство представителей РПЦ, понимают, что "Троицу" надо сохранить - хотя бы для следующего поколения (за исключением особо бессовестных и отвязных "идеологов", которые любят повторять, что она "сохранит себя сама"). И даже представители Лавры, которые присутствовали на нашем реставрационном совете, в конце концов, произнесли нечто вроде "ну, раз уж совсем невозможно, тогда, наверное, не надо..." (правда, в кулуарах, а не с трибуны).
  
   Речь - повторяю! - о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем "исторической справедливости". И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов. А еще - о трусливом и преступном галерейском начальстве, которое не готово защитить то сокровище, которое, волею судеб, оказалось в его распоряжении.
  
   Чего я хочу от вас в связи с этим, друзья мои?
  
   Во-первых, я хочу, чтобы вы об этом знали.
  
   Во-вторых, я хочу, чтоб об это знало как можно большее количество людей - чтобы если это преступление и будет совершено, его бы не совершили "тихо" и "незаметно". Поэтому я вас очень прошу дать на этот текст как можно больше ссылок - от троллей я отобьюсь - не в первый раз, в конце концов.
  
   И, наконец, я обращаюсь к не трусливым и не ангажированным представителям средств массовой информации (такие ведь у нас ещё остались, правда?). Я готов ответить на ЛЮБЫЕ ваши вопросы и дать любые интервью любым изданиям, которые в них заинтересованы.
  
   Старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ
  
   Левон Нерсесян
  
   Полный текст: http://users.livejournal.com/_corso_/
  
  
  
  
   LiveJournal.com
  
   http://users.livejournal.com/_corso_/137023.html#cutid1
  
   Видимо, моему бедному журнальчику ещё некоторое время суждено быть "трибуной публициста".
   Люди, которые меня знают лично, могут понять насколько хреново я чувствую себя в подобном положении, но увы! Ситуация с мертвой точки всё еще не сдвинулась, и поэтому приходится предпринимать следующие шаги...
   Некоторые меня спрашивали - где и что подписывать?
   Что подписывать, наконец, появилось.
  

Открытое письмо

Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Премьер-министру Российской Федерации В.В.Путину

Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II

   Уважаемый г-н Президент!
   Уважаемый г-н Премьер-Министр!
   Ваше Святейшество!
  
  
   17 ноября 2008 года в Государственной Третьяковской Галерее состоялся расширенный реставрационный совет, на который были приглашены музейные хранители, ведущие реставраторы темперной живописи и историки искусства. Поводом для этого совета послужила просьба Московской Патриархии о временной передаче (сроком на 3-4 дня) иконы "Троица", исполненной преподобным Андреем Рублёвым около 600 лет тому назад, из Государственной Третьяковской галереи в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, для богослужений на праздник Троицы, который в 2009 году выпадает на 7 июня.
  
   Итогом совещания стало практически единодушно высказанное мнение о том, что, выдавая из Третьяковской галереи величайший шедевр мировой и отечественной художественной культуры, мы подвергнем его необоснованному риску.
   Рассмотренное на совете реставрационное заключение неопровержимо показывает, что стабильность состояния доски иконы, сплоченной из нескольких подвижно скрепленных друг с другом частей, в прошлом неоднократно подвергавшихся деформациям в результате изменений условий хранения, может обеспечиваться только при поддержании неизменных условий ее пребывания в музее. Это же касается очень хрупкой и подвижной системы, каковой является грунт и красочный слой иконы, отвечающие на любые непродуманные действия вспучиваниями, отслоениями, осыпями. Все выступившие на собрании реставраторы высшей квалификации, как приглашенные специалисты, так и сотрудники Третьяковской галереи, отметили, что, даже при условии изготовления дорогостоящей витрины-капсулы, климат внутри которой должна обеспечивать сложная аппаратура, гарантировать безопасность памятника невозможно. Об этом же говорил представитель завода, которому уже поручено изготовление такой капсулы и у которого действительно имеется опыт проведения подобного рода работ, но для произведений значительно уступающих "Троице" по размерам. Нельзя не учитывать и то, что там, где используется сложная аппаратура, возможны сбои и "отказы". Даже если витрина и сможет обеспечить необходимый температурно-влажностный режим, она не решает вопроса, связанного с транспортировкой хрупкой иконы в Лавру, отстоящую на 70 км от Москвы, а затем из Лавры вновь в Москву.
   Помимо имеющих решающее значение соображений сохранности, присутствующие привели и другие аргументы.
   1) Когда-то, находясь в Троицком соборе, "Троица" была покрыта поновлениями, которые защищали её первоначальную живопись от воздействия окружающей среды (повышенная влажность, огонь и копоть горящих свечей). Свой нынешний вид - для церкви и для всего мира - она получила уже в музейных условиях, в 1918-1920 годах. С тех пор и до настоящего времени первоначальная живопись иконы обнажена и беззащитна перед внешними воздействиями.
   2) Именно за время своего пребывания в стенах музея "Троица" преподобного Андрея Рублева превратилась в символ и светоч русской культуры, раскрывающий суть национального духовного идеала. Эти её качества доступны представителям любых национальностей, любых конфессий, демонстрируя им и всему миру духовное благородство и красоту православной иконы. Икона в музее выполняет большую гуманитарную миссию и является не только национальным, но и общечеловеческим достоянием.
   3) Необходимый компромисс между церковно-богослужебным использованием иконы и ее бережным музейным хранением в настоящее время уже достигнут - раз в год, на праздник Троицы, она с особыми предосторожностями перемещается в храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, где климатические условия идентичны тем, которые поддерживаются в музейных залах. Таким образом, в течение трех дней верующие имеют возможность поклониться иконе во время богослужения. Кроме того, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры находятся список с иконы, сделанный по заказу царя Бориса Годунова, и великолепная копия рублёвской "Троицы", исполненная в 1926-1928 годах выдающимися иконописцами-реставраторами и с точностью повторяющая оригинал.
  
   Еще раз подчеркнем, что, подвергая икону ничем не оправданному риску, мы можем привести её к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией. "Троица" преподобного Андрея Рублева, находясь в Третьяковской галерее, где имеются все возможности для её сохранения, остается доступной для верующих и для всех людей, независимо от их вероисповедания.
  
   Г.И. Вздорнов, главный научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации, член-корреспондент Российской Академии наук, доктор искусствоведения, лауреат государственных премий СССР и РФ
   Б.Н. Флоря, главный научный сотрудник Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук, член-корреспондент Российской Академии наук, доктор исторических наук
   Г.В. Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения, профессор
   А.Л. Баталов, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, доктор искусствоведения, профессор
   Э.С. Смирнова, профессор Отделения истории искусств Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, доктор искусствоведения
   О.С. Попова, профессор Отделения истории искусств Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующая сектором византийского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, доктор искусствоведения
   Л.И. Лифшиц, заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного научно-исследовательского института искусствознания, доктор искусствоведения
   И.И. Тучков, заведующий кафедрой всеобщей истории искусства МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат искусствоведения
   М.А. Бусев, заместитель директора Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, член-корреспондент Российской Академии художеств, кандидат искусствоведения
   И.Л. Бусева-Давыдова, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского и современного церковного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии РФ
   А.Л. Хорошкевич, ведущий научный сотрудник Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук, доктор исторических наук
   В.Д. Назаров, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской Академии наук
   В.В. Филатов, профессор Академии живописи, ваяния и зодчества, художник-реставратор высшей квалификации с 1953 года, заслуженный деятель искусств РФ
   С.В. Филатов, директор реставрационной мастерской Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, художник-реставратор высшей квалификации
   А.И. Скворцов, Генеральный директор ОАО "Владспецреставрация", кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ
   А.Н. Овчинников, художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный деятель искусств РФ
   Г.В. Цируль, заведующая Отделом реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийских художественных научно-реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря, художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный деятель искусств РФ
   М.М. Красилин, заведующий сектором экспертизы Государственного научно-исследовательского института реставрации, председатель секции критиков и искусствоведов Московского союза художников
   В.Д. Сарабьянов, главный искусствовед и бригадир реставрационной мастерской Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ, художник-реставратор высшей квалификации, кандидат искусствоведения
   Г.С. Клокова, заведующая кафедрой реставрации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный деятель искусств РФ
   Н.В. Толстая, ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи
   И.А. Кочетков, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения
   В.Н. Уханова, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, хранитель экспозиции древнерусского искусства
   Е.В. Буренкова, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи
   Е.В. Гладышева, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи
   Л.В. Нерсесян, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, главный редактор издательства "Северный паломник"
   Н.Н. Шередега, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи
   А.С. Валюшок, заместитель заведующего Отделом реставрации темперной живописи Государственной Третьяковской галереи, реставратор первой категории
   Е.А. Гра, старший научный сотрудник Отдела реставрации темперной живописи Государственной Третьяковской галереи, реставратор высшей квалификации
   Д.Н. Суховерков, старший научный сотрудник Отдела реставрации темперной живописи Государственной Третьяковской галереи, реставратор высшей квалификации
  
  
  
  
   Как вы, наверное, понимаете, это - проект трех отдельных писем, которые будут посланы трем адресатам со всеми вашими подписями после 15 декабря (15 декабря - срок окончания сбора подписей)
   Понятно, что в настоящее время среди подписавшихся отсутствуют многие известные ученые и реставраторы, которые, безусловно, готовы это сделать. Пока мы просто не успели с ними связаться и зачитать им наше письмо, но сделаем это в ближайшее время. Так что следите за обновлениями!
   Кроме того, мы собираемся разослать текст письма по музеям и научно-исследовательским учреждениям. Мы очень рассчитываем на то, что его воспроизведут средства массовой информации - хотя бы электронные - так что копируйте и делайте ссылки!
   Ваши подписи Вы можете присылать по адресу: troitza08@mail.ru
   Большое спасибо!
  
   Да, и ещё - подписывать, разумеется, могут не только искусствоведы и реставраторы.
   А все нормальные и вменяемые люди, которые доверяют их мнению.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"